Верхний баннер
14:28 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:05, 25 января 2015
Автор: Роман Попов

"Мы входим в очень глубокий кризис, выход из которого возможен только после перестройки общеполитической системы и ориентации экономики на сырье", - Елена Гилязова

Тема: цены на продукты питания, изменения покупательских предпочтений, налоговая политика, перспективы ритейлеров

Гость: Елена Гилязова, депутат Законодательного собрания Пермского края, председатель комитета по экономическому развитию и налогам.

Программа: "Дневной разворот"

Дата выхода: 20 января 2015 года

Ведущий: Роман Попов

- Вы у нас человек, который занимается ритейлом, который знает что у нас происходит на продуктовых полках. А холодильник у нас последнее время определяет сознание, которое скоро начнет определять бытие. Как скоро изменения на ценниках и в ассортименте продуктовых полок заметят совершенно все?

"Мы входим в очень глубокий кризис, выход из которого возможен только после перестройки общеполитической системы и ориентации экономики на сырье", - Елена Гилязова
"Мы входим в очень глубокий кризис, выход из которого возможен только после перестройки общеполитической системы и ориентации экономики на сырье", - Елена Гилязова
- Я думаю, сегодня почти все, у кого есть глаза и кто считает свои деньги, ситуацию с ростом цен на продукты заметили. Проблема в том, что значительная асть населения готова прижаться, затянуть пояса и объединиться вокруг каких-то идей, принципов.

- Объединиться вокруг телевизора, безусловно, можно, тем более, что телевизор дает очень приятную для внутреннего самоощущения картинку. Если все душой поверить телевизору, то можно пренебречь холодильником.

- Это вы про Министерство правды?

- И про него тоже. Но, согласитесь, рано или поздно холодильник возьмет свое. Он то работает с желудком напрямую. Или до этого не дойдет?

- Трудно прогнозировать. Но если мы сегодня не найдем способов остановить, стабилизировать хотя бы на этом уровне ситуацию, она не может не привести к обострению.

- То есть, если ситуацию не остановить, очень скоро мы можем, как минимум, увидеть другое правительство, а как максимум что-нибудь еще увидим на наших улицах.

- Поживем - увидим.

- Еще в конце прошлого года Комитет экономического развития говорил, что рост цен не превысит 10 - 15%. Сейчас превышает или нет? Можно говорить, что ваш прогноз не оправдался?

- Когда мы планировали бюджет сети "Семья" на 2015 год, мы закладывали инфляцию в размере 15%. Исходя из этого я и выдавала общий прогноз. Курс рубля к доллару закладывался около 60. Сегодня я не являюсь тем человеком, которым может прогнозировать валютный курс. Есть целый ряд других факторов, которые можно брать в расчет, в том числе действия федерального правительства, которые могут приостановить рост цен. Но если меря приняты не будут, 15% барьер будет превышен.

Например, мы заявляем, что экспортируем зерно. Но на сегодня мы сталкиваемся с серьезным ростом цен на муку. Поставщики все как один говорят, что рост цен продолжится, несмотря на то, что увеличены таможенные пошлины на вывоз зерна. Сейчас мы говорим о дефиците зерна.

Та же ситуация с нефтью. Мы экспортируем нефть, она падает в цене, но цена на бензин растет. Эти вещи требуют очень тонкой настройки на федеральном уровне.

Если говорить об импортных продуктах, то в долларовом выражении цена не выросла, боле того, в ряде случаев мы видим падение долларовой цены, потому что предпринимаются меры для сохранения рынка. Зависимость от курса рубля достаточно высока, потому что достаточно большой сегмент продуктов либо импортные, либо имеют импортные составляющие в цене.

- Торговая сеть, как бизнес-структура, обязательно будет реагировать на колебания курса валют. Но, с другой стороны, есть покупательская способность. Как вы балансируете? За счет чего стараетесь удержаться, в ущерб чему?

- Для нас прошлый год был годом массового снижения розничных цен. Такая политика была принята еще до начала кризиса. Сейчас мы стараемся сдерживать цены насколько это возможно. Сегодня покупатель очень чувствителен к цене и если нам удается закупить товар по низкой цене, мы можем удерживать цены длительное время. Например, сегодня мы продаем муку по 59,90, при закупочной цене 62,20. Теоретически, мы сегодня удерживаем эту цену, потому что у нас есть запас по старым ценам.

- Наиболее логичным покупательским поведением в такой ситуации будет запасание продуктов, пока не подорожали.

- В какой-то степени это логичное поведение, в какой-то алогичное. Не все продукты можно запасти. Хранение продуктов требует определенных условий и это может привести просто к потере денег. Есть и другая история - если мы сейчас впадаем в панику, то раскрутим эту спираль еще больше. Примером может служить осенняя история по гречке. Не исключаю, что информация была запущена с целью стимулировать спрос на нее и рост цен.

- Но я не заметил роста цен на гречку, которая продается в пакетиках.

- Выросла цена на гречку в целом. И меня удивляет покупательское поведение еще и тем, что самый большой гречкоед съедает один, ну два килограмма гречки в месяц.

- Вы говорили, что была возможность затариться по низкой цене и благодаря этому удерживать цены. Но для этого нужны места хранения продуктов. У вас площади позволяют? У других есть такие возможности?

- Возможности разные. Мы ими пользуемся. В начале декабря нами был сформирован запас примерно на полгода. Это позволит нам удерживаться в прежней цене, если не будет катаклизмов. По каким-то товарам более короткие сроки. Это определенные соревнования возможностей. С этой точки зрения все связаны тем, что на сегодня цена для покупателя  - главный фактор при выборе того или иного магазина и мы стараемся в этой конкуренции не проиграть.

- Но ведь ваше отличие от многих других сетей в том, что к вам приходит покупатель, который в большинство других представленных в Перми сетей не пойдет. Я готов заплатить дополнительно за качество, за свежесть, за ассортимент. Вам в этом плане стало проще, чем сетям, работающим с более дешевым сегментом, или чуть сложнее?

- У нас есть цель и задача - в очень непростых условиях сохранить предложение для покупателя, готового платить за ассортимент и за качество. Но существуют и продукты, которые входят в основную корзину. Мы увеличиваем их долю в ассортименте и предлагаем конкурентную цену. Нам достаточно тяжело бороться с покупательской привычкой - все привыкли к тому, что в "Семье" все дороже. Да, у нас может быть, например, дорогой швейцарский сыр. Но сыр отечественных производителей продается по конкурентной цене. Есть и та и другая категория и нам надо удержать обе.

- Вы анализировали покупателей в последние 2-3 месяца? Пришли они к вам или ушли от вас, может быть, как-то перераспределились между отделами?

- Мы анализируем изменение клиентского потока, изменения предпочтений покупателя. Выросла доля более высоких чеков, но она выросла за счет изменения цен на продукты. При этом мы понимаем, что покупатели с низким чеком вынуждены экономить на еде и либо сокращать объемы покупки, либо ассортимент. В большей степени ситуация отразилась на мясе и мясопродуктах. По ним серьезное снижение. Это же касается охлажденной рыбы. Но мы вышли на предложение местной рыбы, которую ловят у нас. Она пользуется серьезным спросом.

- Вы председатель Комитета по экономическому развитию и налогам. Вся история последних 6-7 месяцев с налогами для малого и среднего бизнеса не прошла мимо вас. Скажите, на региональном уровне у вас хоть какие-то рычаги для налоговых поблажек для бизнеса существуют или система устроена так, что если дяди в Москве решили, то мы просто берем под козырек?

- Определенные возможности у краевой власти есть и доказательством тому - наша льгота по налогу на прибыль, по налогу на имущество. Мы, начиная с октября месяца, стараемся эту льготу увеличить. Но чаще мы не имеем отношения к решениям, которые принимаются на уровне федерации и не можем на них влиять. При этом, если федерация не трогает налоги, она меняет каждый год какие-то условия, которые, как и налоги, влияют на бизнес. Например, платежи в социальные фонды. В этом году, когда убрали порог по заработной плате, получается, что если у работника большая зарплата, то и в фонды платятся большие деньги. Это тоже определенная нагрузка. Есть перечень налогов, решение по льготам на которые мы можем принимать на уровне края. Честно говоря, мне кажется, что для бизнеса главное, чтобы принятые решения не пересматривались. Стабильность, больше ничего не надо. Я большой противник пересмотра льгот, которые есть по налогам в Пермском крае. По моим представлениям, льготы должны быть равнодоступными для всех. Как только власть начинает предоставлять льготы выборочно, это всегда непрозрачно. Необязательно это коррупционные решения, но они субъективные. Интерес государства в том, чтобы бизнес работал - создавал рабочие места и платил налоги.

- Налоги на малый бизнес надо повышать, снижать, оставить на прежнем уровне?

- Я считаю, что в условиях нашего экономического состояния, надо серьезно снижать налоговую нагрузку на бизнес в целом и тем более - на малый.

- Я процитирую "Коммерсантъ": Минэкономики предлагает правительству провести аттракцион невиданной щедрости в отношении малого бизнеса, а именно - для работающих по упрощенке и платящих налог с выручки снизить его до 1%, для платящих с доходов, уменьшенных на расходы - с 15% уменьшить до 5%. тут пишут про миллиарды, которые потеряют регионы, но, как я понимаю, речь идет о поддержке тех, кто работает. Ну и сам порог выручки по упрощенке поднять с 60 млн до 250 млн рублей. Это что получается - бежать и регистрировать ИП?

- Любые цифры должны быть просчитаны. Вспомните торговые сборы, которые были приняты, слава богу, только для трех городов. Если мы получим веерные закрытия бизнеса, мы потеряем рабочие места и все эти люди придут к государству и будут просить пособие по безработице. Это будет гораздо дороже, чем потери от снижения налогов и сборов. Экономика крутится на том, что человек работает, получает деньги и приносит их на рынок. А у нас всегда два намерения: первое - а не мало ли мы взяли с бизнеса? Что-то он слишком хорошо живет. Надо взять еще немного. И вторая тема - некоторые воруют. И вот чтобы они не воровали, надо всех обложить такими правилами, чтобы они совсем работать не могли. Из-за этого становится невыгодно быть добросовестным предпринимателем. Мы же все время с этим сталкиваемся. Возьмите такси... да любую сферу и мы всегда увидим ситуацию, которая ухудшается для добросовестных, потому что есть недобросовестные.

- ICQ: В "Семье" была отдельная линейка продуктов прямо из Европы. Ее сейчас не будет?

- Эта линейка будет. Мы исходим из того, что в ряде случаев нам выгодно ее расширять, чтобы предоставить покупателю большую линейку интересных и конкурентных по цене товаров, потому что тем, кто работает на нашем рынке, тоже нелегко. Подорожали кредиты и прямые поставки по прежнему остаются интересными. Покупателям не стоит беспокоиться. Те товары, к которым они привыкли, будут. Мы сейчас ищем качественные продукты из более экономичной линейки.

- ICQ: Олег Чиркунов часто в фейсбуке интересовался у подписчиков что им не нравится в магазинах "Семья" и те давали огромное количество советов, комментариев и рекомендаций. Вы правда все прочитываете, прислушиваетесь и верите в такой способ общения с клиентами?

- Если вы посмотрите ленту фейсбука Олега Анатольевича, то там менеджеры сети "Семья" отвечают на заданные вопросы. Мы не со всеми комментариями согласны, не все можем исполнить, но часть пожеланий и рекомендаций мы либо пытаемся исполнить, либо уже исполнили. Особенно важна информация о сбоях. У нас есть мобильное приложение, куда можно написать, есть лента Чиркунова, есть группа Вконтакте. Мы забираем обратную связь из всех источников, иначе мы потеряем контакт с покупателями, а одна из задач маркетинговой политики сети - быть одной семьей с покупателями, слышать их.

- А та часть покупателей, которая не пользуется интернетом?

- Есть телефоны горячей линии, включая администраторов, директоров магазинов.

- ICQ: Но не многие же смогут покупать бутылку оливкового масла по 500 рублей или пачку овсяных хлопьев за 200.

- Мы увеличиваем ассортимент низкоценовой линейки, но одна из задач - не уходить в суррогаты. Мы не должны обманывать своего покупателя и это для сети "Семья" принципиально. К сожалению, очень часто в торговле молокосодержащий продукт или порошковое молоко продается под названием "Молоко". Я понимаю, что это дешевле, но если ты продаешь такой продукт, то ты и писать должен, что это такой продукт. Если ты продаешь не охлажденную, а размороженную рыбу, так ты и напиши, что она дефростированная. Такого рода продукты мы тоже будем предлагать, но долю тех, по которым рабтаем сейчас, мы обязательно сохраним.

- ICQ: Расширяете ли вы свое присутствие в районах города? Я вдогонку: понятно, что кризис. Вы сворачиваетесь, стабильны или расширяетесь?

- 7 февраля мы открываем магазин на Целинной. В первых числах марта мы открываемся в новой части Айсберга. Сейчас идут переговоры по площадкам в городах края. Идут переговоры по паре пермских площадок, но о них говорить пока рано.

- Вы расширяетесь, значит ритейл выгодная история даже в кризис? Ожидается ли приход новых игроков?

- Ашан у нас открывается в марте, ели я не ошибаюсь. Давайте смотреть правде в глаза - качественные продукты питания - это последнее, на чем начинают экономить. В первую очередь отказываются от автомобилей, нового жилья и т.д. На какой-то из конференций по ритейлу говорили, что в прошлый кризис самый большой рост показали киндер-сюрпризы. Люди были готовы экономить на всем, кроме удовольствия для своих детей.

Какие-то ритейлеры не выдержат кризиса, а кто-то станет сильнее.

- Можно как-то охарактеризовать тех, кто не выдержит?

- Те, у кого серьезные кредиты, да еще и в долларах. Те, у кого не сформирована маркетинговая стратегия на удержание клиента, а это основная задача любого бизнеса, который работает с конечным покупателем.

- То есть, кризис надо не только предсказать, но и подготовиться к нему?

- Да. Но, опять же, есть русская пословица: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится".

- Кто-то из игроков готов схлопнуться в ближайшие месяцы в Перми?

- В ближайшие месяцы - не думаю, но у кого-то проблемы могут быть. Не у "Семьи".

- Сколько, по вашему мнению, продолжится текущая ситуация?

- Прогнозы разные. Президент сказал, что около 2-х лет. Я думаю, что мы входим в очень глубокий кризис, выход из которого возможен только после перестройки общеполитической системы и ориентации экономики на сырье. Мы все время об этом говорим, но если сейчас не будем делать, будем падать все ниже.

 - Даже ваш сегмент зависит от того, слезем мы с нефтяной иглы или нет.

- А как нет? Если будут сокращаться доходы населения, у нас начнется более жесткая конкуренция и снизятся объемы продаж. У нас сейчас резко выросли объемы продажи семян по сравнению с прошлым годом, хотя сезон продажи только начался. Люди готовятся сами выращивать овощи.

- Какие-то еще факты, говорящие о том, что пришел кризис?

- Много сходу не назову. У нас растет доля бакалейки. Народ прикупает лишнюю банку шпрот или лишнюю упаковку крупы. Но мы не фиксируем паники. Сокращаются обороты по свежим продуктам, потому что по ним цены выросли больше всего. 


Обсуждение
5592
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.