Верхний баннер
14:40 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:47, 01 апреля 2015

«Наша задача сделать так, чтобы то, что мы сделали, стало востребовано у максимального количества людей во всем мире, потому что как-то странно сделать что-то хорошее и ограничиваться каким-то локальным рынком», - Артем Разумков, генеральный директор компании «Макроскоп»

Теги: IT, бизнес

Гость: Артем Разумков, генеральный директор компании «Макроскоп»
Программа: «Бизнес-ланч»
Дата выхода: 23 марта 2015 года
Ведущий: Юлия Хлобыст

- Напомню слушателям, что мы встречались летом 2014 года после того, как пермский венчурный фонд вышел из капитала «Макроскоп» с доходностью от продажи доли в 1000%. Тогда мы говорили об этом, о том, как все начиналось. А сегодня поводом для программы стало то, что вашу компанию признали лучшей инвесторы Кремниевой долины. Там участвовало 36 предпринимателей из 13 стран мира.

- Да, все верно.

- Хотелось бы с этого начать, что это был за конкурс, проекты из каких сфер в нем были представлены, по каким критериям оценивались, и что послужило тому, что вы стали лучшими?

- Это был конкурс среди участников программы Draper University, Draper University – это частный университет предпринимательства в США. И на протяжении почти 2 месяцев я в нем находился. И вместе со мной там училось еще 25 предпринимателей из 13 стран. У каждого из них были проекты из сферы программного обеспечения, электроники, даже из машиностроения, например, был человек, который занимается созданием полностью электрического катера для водных видов спорта.

- Россию представляли вы один или был еще кто-то?

- Было 2 человека, это я и еще один человек из Москвы, это был Вова Платов, кстати, он однажды был в Перми. Остальные люди были из других стран, в основном из США, но также были люди из Швейцарии, Бразилии, Чили, Ямайки, Китая и других стран.

- То есть представляли в основном высокотехнологичные проекты.

- Да, совершенно верно. Все проекты – это были технологические стартапы.

- По каким критериям оценивались, и что экспертам Кремниевой долины понравилось в твоем проекте?

- Экспертами были инвесторы. Инвестор всегда оценивает по потенциальной успешности инвестиций, которые можно сделать в проект. На самом деле нам не объявляли каких-то конкретных критериев, просто сидело 30 венчурных инвесторов, которые оценивали проект. Вместе с тем я получил некий листочек с обратной связью, и я понял, что ключевыми факторами стали три: первое – это технология. Очень много было там таких комментариев, amazing  technology, второе – это те результаты, которых нам уже удалось добиться, все проекты другие, которые там находились, они были на более ранних стадиях, это не значит, что они хуже, просто означает, что они меньшую часть пути еще прошли просто потому, что они позднее начали. Вместе с тем у нас уже есть хорошие результаты, оборот в несколько миллионов долларов, лидерские позиции в России, а также успехи в международной экспансии. Вот это стало вторым наиболее часто встречающимся комментарием в этом листе с обратной связью. И третий фактор, как ни удивительно, это возможность справиться с техническими сложностями, которые возникли. Я был единственным человеком, у которого в процессе выступления зависла презентация, и мне сначала пришлось продолжить без презентации, когда она восстановилась, мне пришлось быстро переориентироваться, слайды, которые были важными, но были уже в прошлом по моему рассказу, мне пришлось к ним вернуться, но вместе с тем я как-то это сумел сделать. И это тоже было высоко оценено, как возможность справиться с теми трудностями, которые возникают здесь и сейчас.

- Результат этого признания больше финансовый или моральный - мы первые и это круто?

- Для нас это прежде всего понимание, что то, что мы делаем, это может высоко оцениваться и оценивается не только в России, но и за рубежом, фактически это наша первая победа в международном конкурсе. В конкурсе, в котором мы конкурировали не только с российскими компаниями, а с проектами и копаниями со всего мира. И для нас это имеет принципиальную важность. На самом деле инвесторы инвестируют вне зависимости от 3-го, 5-го, 7-го места в конкурсе, инвесторы оценивают очень просто, они оценивают потенциальную успешность своих инвестиций, оценивают риски и понимают, сколько он на этом может заработать. Инвестор не на места ориентируется. Поэтому я не думаю, что это влияет как-то на потенциальные возможности привлечения инвестиций. Тем более, что в настоящий момент мы не занимаемся поиском инвестирования. Мы намерены…

- Завоевывать рынки.

- Да. Наша задача сейчас – международная экспансия. И мы планируем проводить ее следующим образом. Мы готовы самостоятельно использовать собственные ресурсы, сделать первые шаги, отвалидировать бизнес-модель, доказать, что она работает, а уже после этого привлечь инвестиции, чтобы ее масштабировать. Поэтому мы не ищем инвестиций пока.

- А вы компания, которая зарегистрирована здесь в России?

- Да.

- Вот когда ты говоришь "наша задача сейчас международная экспансия"... В России ваша продукция уже насытила все сегменты рынка?

- Фактически сейчас мы являемся одним из лидеров в России программного рынка для систем видеонаблюдения. Есть разные оценки, по некоторым оценкам мы уже находимся на первом месте, то есть являемся абсолютным лидером, по другим оценкам мы пока на первом месте не находимся. То, что мы находимся в тройке это факт. И мы не сможем расти дальше столь же быстро, столь же динамично, если будем оставаться только в России. Мы уже близки к доминирующей доле. Если вы, предположим, теоретически имеете долю 50%, то вырасти больше чем в 2 раза вам уже невозможно принципиально. Потому что если вы вырастете в 2 раза, то вы уже будете занимать весь рынок абсолютно. Поэтому, если мы хотим расти дальше, то нам ничего другого не остается, как идти на зарубежные рынки, иначе мы просто не сможем расти столь же динамично дальше. С другой стороны, наша задача и наша цель – это не столько обеспечивать показатель роста, обеспечивать цифры. Наша задача сделать так, чтобы то, что мы сделали, стало востребовано у максимального количества людей, мы очень сильно на это, я употреблю такое слово, заморочены, потому что я убежден, что если вы сделали какую-то действительно хорошую технологию, то она должна быть использована во всем мире, потому что как-то странно сделать что-то хорошее и ограничиваться каким-то локальным рынком. Хочется приносить пользу как можно большему количеству людей.

- Это программное обеспечение, которое вы разработали и продвигаете, оно полностью российское, начиная от разработки, от идеи, и заканчивая самим продуктом, либо вы закупаете детали какие-то? Я к чему, сейчас мы же понимаем, что все, что касается какой-то техники, этих продуктов, большая часть – импортное и зарубежное. Насколько сегодня в России можно своими силами создавать от и до, конечный российский продукт.

- Мне кажется, что от и до создавать что-то, не используя каких-то технологий, компонентов зарубежных, наверное, невозможно, и в этом нет никакого смысла. Мы используем инструменты разработки, мы используем алгоритмы, мы используем инструменты, которые были разработаны не российскими разработчиками. Вместе с тем, вся наша команда это российские разработчики, российские программисты. Но в своей работе, конечно, они используют инструменты, технологии, которые действуют по всему миру. И мы этого хотим. Успешная компания – это компания, которая сумела сделать что-то, что получило шанс быть полезным по всему миру. Мы в своей работе применяем разные инструменты, и очевидно, что мы применяем лучшие инструменты, эти инструменты, сделаны какие-то в Америке, какие-то в Германии, какие-то в России. Нет необходимости ограничивать себя использованием инструментов какой-то одной страны, зачем?

- Мы когда встречались с тобой в июле 2014 годы, ты сказал, что компания по итогам 2014 года, возможно, выйдет на предел, обороты в 10 млн. долларов, вы достигли этой планки?

- Вы знаете, это такая интересная история. Дело в том, что мы выросли достаточно сильно, но ввиду того, что пока 96% нашей выручки – это выручка от продаж в России, которые делаются в рублях, ввиду того, что доллар немножко подорожал в конце года, к сожалению, наша выручка в долларах выросла не так сильно, как в рублях. Поэтому, к сожалению, планку в 10 млн. долларов по итогам 2014 года мы не взяли. Тем не менее, мы выросли достаточно сильно в 2014 году.

- То есть, ты пока себя еще не ощущаешь таким российским миллионером?

- Я вообще себя миллионером не ощущаю. Я приехал сюда на автомобиле, которому, по-моему, 8 лет и, слава богу, он еще не развалился. Когда у меня оставался 1 день в США, я должен был найти себе место, где пожить, и я выбирал место, где пожить из самых дешевых отелей, хостелов.

- Ты знаешь, вот эта модель поведения очень типична как раз не для российских новых миллионеров, а для западных миллионеров, которые ведут достаточно скромный образ жизни, довольствуются малым.

- Я вам расскажу такую историю. В Draper University мы жили в общежитии, в общем-то. И каждый день мы приходили на завтрак. И примерно в половине случаем Тим Дрейпер, это один из первых инвесторов Skype, Tesla Motors, хоть он очень богатый человек, один из самых богатых людей в мире, один из самых успешных венчурных инвесторов в США, так вот он частенько приходил к нам в эту студенческую, по сути, столовую, брал так же, как и мы, тарелку, накладывал себе бекон…

- Кашку, хлопья.

- Да, садился вместе с нами и кушал, там это абсолютно нормально.

- Вернемся к твоему бизнесу. Ты сказал, что сейчас у вас в планах завоевание международных рынков. Идти дальше, делать тот продукт, который будет интересен миру. Понятно, что с помощью этого вы будете зарабатывать деньги. Есть ли уже планы по диверсификации бизнеса, куда дальше вкладывать? Хорошо, завоюете рынки с помощью вашего программного обеспечения других стран, это нормальный путь для бизнеса, дальше что?

- Мы сейчас четко сфокусированы на целях, наша задача сделать так, чтобы мы стали ключевым игроком мирового рынка программного обеспечения для систем видеонаблюдения. После того, как мы эту цель достигнем, мы, возможно, пойдем в какие-то другие технологические сферы, но на данный момент мы идем четко по шагам. У нас, конечно, есть понимание, как менять продукт, как менять технологию, и мы уже это делаем. Мы уже задумываемся лет на 10 вперед, мы задумываемся над облачным видеонаблюдением, сейчас у нас есть специальное направление, есть специальные люди в Москве, которые занимаются продвижением наших облачных продуктов. Вместе с тем, вместо того, чтобы сейчас тратить силы на то, чтобы придумать, как развернуть продукт, как его поменять и что с ним сделать, мы хотим вначале совершить экспансию и с тем продуктом, который есть сейчас стать ключевым игроком глобального рынка. Если у нас это не будет получаться, если мы начнем сталкиваться с какими-то препятствиями, которые обусловлены нашим продуктом, то мы будем менять продукт. Но если у нас будет получаться с текущим продуктом, который есть сейчас, выходить за рубеж, то мы это сделаем сейчас. А после того, как превратимся в ключевого игрока мирового рынка, будем думать, как менять продукт, искать свой голубой океан.

- Ты сказал, если мы столкнемся с препятствиями, то будем менять продукт. Это ты говоришь только в отношении западных рынков или в отношении российского рынка тоже, потому что здесь непреодолимые препятствия встречаются больше и чаще. Например, многие бизнесмены говорят о том, что у нас нет стабильности, у нас постоянно меняются законы, у нас постоянно меняются какие-то правила игры, что для бизнеса не есть хорошо.

- Видите, мы занимаемся IT-бизнесом, разработкой программного обеспечения, эта сфера не очень зарегулирована, это первое, второе - мы не участвуем прямым образом в каких-то государственных проектах, мы работаем на коммерческой основе, и нашими покупателями являются коммерческие организации. В этом смысле мы не привязаны к каким-то правилам игры, которых очень много. Наш рынок не сильно зарегулирован. Когда я говорю про препятствия при выходе на зарубежные рынки, я имею в виду то, что тот продукт, который есть сейчас и его позиционирование в России позволило здесь в России нам стать лидером, возможно, это не так хорошо будет работать за рубежом, потому что там другие рынки, там другие пользователи, там другие потребности, и мы обязаны изучать эти потребности.

- Там другие конкуренты.

- Ну, как сказать. Дело в том, что рынок программного обеспечения достаточно открытый, его границы прозрачны. Поэтому ровно те же самые компании, которые работают в США не российские, они также работают на российском рынке, и на российском рынке нам удается их побеждать, мы их победили здесь, что это означает, это означает, что наши конкурентные преимущества здесь в России позволили нам выиграть битву за тех пользователей, покупателей потенциальных, которые есть в России. Но мы не уверены на 100%, что покупатели во всех точках мира имеют те же самые потребности. И возможно, нам придется менять позиционирование, менять продукт, чтобы лучше соответствовать потребностям в других странах, вот, что я имею в виду.

- С начала этого года заработал закон о деофшоризации, я понимаю, что вы российская компания, вам это не грозит. Процесс представлялся так: либо бизнес показывает все свои активы, либо все, но в результате получился такой немного обратный процесс, когда кто-то из бизнесменов, наоборот, начал уезжать за пределы России. Вы патриот в этом плане?

- Мы выбираем себе ту юрисдикцию, которая позволяем нам работать максимально эффективно.

- И Россия сегодня является такой юрисдикцией?

- Вполне, сейчас мы работаем достаточно эффективно. У нас очень мягкий для нас налоговый режим, мы являемся резидентами Сколково. Если вы занимаетесь предпринимательством, на мой взгляд, самое лучшее не смешивать какие-то патриотические или непатриотические чувства с тем делом, которым вы занимаетесь. Вы должны, с моей точки зрения, обеспечивать максимально продуктивную работу и думать о том, каким образом вы сможете принести максимальное количество пользы максимальному количеству людей. Когда вы занимаетесь предпринимательством, вот это должно быть на первом месте. А все остальное, юрисдикция, инструменты, которые вы выбираете, это средства, которые вы должны выбрать так, чтобы максимально эффективно идти к своей главной цели. Например, многие компании зарегистрированы на Кипре. Не наша компания, но многие. На Кипре есть английское право, там есть инструменты корпоративной практики, которых в России просто не существует. И если какая-то компания выбирает юрисдикцию с английским правом, которое позволяет ей решать более эффективно задачи инкорпорирования, то ничего страшного в этом нет. Еще раз повторюсь, главная цель предпринимательства приносить максимальную пользу максимальному количеству людей, а все остальное – это инструменты, которые для этого созданы.

- Замечательная фраза твоя последняя. Сегодня в России немного бизнесменов, которые так думают, что ваш бизнес должен приносить максимальное количество пользы, не прибыли для себя, а пользы максимальному количеству людей. Ты же бизнесмен…

-Я предприниматель.

- Ты наверняка понимаешь, что в России немного людей с такой позицией. Так вот, через какое время может поменяться у нас что-то в сознании, чтобы эта твоя фраза была для многих предпринимателей важной, не прибыль, а польза.

- Я не психолог, я не могу давать оценки по времени, которое потребуется, чтобы произошли какие-то изменения в сознании. Я, откровенно говоря, не знаю, возможно, это как-то связано с тем, что в Советском Союзе предприниматели не были в почете, это не было законно, и из людей выдалбливали вот эту жилу. И поэтому, когда начались 90-е годы и предприниматели воспринимались как люди, которые просто приватизировали, не самым справедливым способом какие-то активы извлекали, прибыль, по этой причине они так воспринимались. Наверное, должно смениться поколение.

- Не одно?

- Да, наверное, одного хватит. И люди должны избавиться от такого понимания предпринимательства. Во всем мире предпринимателя воспринимают как человека, который создает что-то для решения проблем кого-то. В России ошибочно воспринимают предпринимателя или бизнесмена (это немножко разные вещи) как человека, который сумел получить доступ к каким-то активам и извлекает из этих активов максимальную ренту. Это понимание, с моей точки зрения, действительности не соответствует, вот когда оно уйдет, тогда в сознании общества и в сознании самих людей, которые этим занимаются, что-то поменяется. Но это лишь моя гипотеза.


Обсуждение
2185
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.