Верхний баннер
02:05 | ПЯТНИЦА | 17 СЕНТЯБРЯ 2021

$ 72.43 € 85.36

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:15, 15 мая 2015
Автор: Анастасия Вяткина

«Если вы можете с кем-то провести в машине сутки - у вас хорошие отношения», - Андрей Тарасов о автомобильных путешествиях

Тема: путешествия на автомобиле

Гости: Андрей Тарасов, автоэксперт, инструктор по контраварийному вождению

Программа: «Дальний свет»

Дата выхода: 13 мая 2015 года

Ведущие: Анастасия Вяткина

- Добрый день! В эфире программа «Дальний свет», у микрофона Анастасия Вяткина, за звукорежиссерским пультом Сергей Слободин. В гостях у нас Андрей Тарасов, инструктор по контраварийному вождению и просто очень опытный автомобилист. Сегодняшняя наша тема – это автомобильные путешествия. На носу лето, уже можно путешествовать. Мы решили с Андреем поговорить о том, как подготовится к автомобильным путешествиям, дать свои советы, и с большим удовольствием послушаем ваши советы, советы опытных автомобильных путешественников. Андрей, автомобильные путешествия – что это, это бюджетный вариант провести отпуск или все-таки есть в этом какая-то романтика?

Андрей Тарасов: Это отдельная тема для отпуска. Увидеть, посмотреть. Для любого путешественника, особенно начинающего, это повышение навыков вождения. Это не замена чему-нибудь, это в ряду увлечений, одно из самых интересных, можно сказать.

- Тем не менее, я недавно читала, что автомобильные путешествия все-таки бюджетный способ. Крым наш – считаем, сколько туда стоит прилететь. Как ни крути, из Екатеринбурга, из Ижевска, Пермь-Москва-Симферополь, даже Пермь-Анапа, а оттуда на катамаране в Ялту – выходит не меньше, чем 34 тысячи рублей. Не для всех подъемная сумма. А еще ж надо на отпуск оставить!

Андрей Тарасов: А в машине, когда едешь, то 3-5 человек едет, билет надо умножить на количество людей.

- А на машине я посчитала, с расходом примерно в 8 литров на 100 км, с паромом, получается примерно 25 тысяч рублей. Это туда и обрато, в дороге два раза переночевать и покушать. И когда машина с тобой, то там не надо ее арендовать. Для тех, кто любит посмотреть все достопримечательности и быть очень мобильным. Андрей, какие перегоны мы будем считать дальними?

Андрей Тарасов: Начинающий должен поехать куда-то далеко, чтобы себя проверить. В принципе, для подготовки какой-то поездки, если она у вас первый раз, то стоит съездить в тот же Екатеринбург, в те же Березники, чтобы понять, как это – провести несколько часов за рулем. Устает ли спина, как ты сидишь за рулем, как ты себя чувствуешь и как чувствуешь ритм движения. Для начинающего поездка в Екатеринбург – это учебно-стартовая поездка. Конечно, когда мы уже давно за рулем, то такая поездка становится достаточно обыденной. Но если мы планируем переезд на 2-3 дня, то 800-1000 км – это уже нормальный дневной перегон. Например, Пермь – Самара, классический вариант для тех, кто ездит на Грушинский фестиваль или куда-то на юг, такой классический перегон. Выехали пораньше, остановились в Самаре, переночевали и поехали дальше. Это уже дальняя поездка, можно считать.

- А если в другую сторону – на восток, на Байкал – то где лучше делать первую остановку?

Андрей Тарасов: Где-то за Тюменью, потому что до Тюмени 750 км, поэтому где-то там. Вообще стоит такие поездки делать не в режиме «доехать до места и отдыхать», а сделать как путешествие. То есть я приехал в Тюмень, походил, посмотрел, очень интересный город; доехал до Самары – и там походил, посмотрел интересный город со своей историей и стилем жизни. И тогда получается, что и узнаешь больше, и больше разнообразия, больше переключений, и меньше устаешь в дороге. Режим «гнать до места», на мой взгляд, небезопасен по разным причинам, поэтому не стоит его использовать для семейного отдыха. Это больше про рабочих, когда нужно гнать. А когда я езжу отдыхать, я хочу, чтобы все были довольны моей поездкой – я не один: дети, родственники. Надо еще учитывать, что пассажир еще больше устает, чем водитель, потому что он ничего не делает, а водитель за рулем делает какую-то работу. А пассажир, бедолага, сидит, читать так или иначе неудобно – трясет, и вот он сидит, бедолага.

- Я, когда езжу далеко, то на переднее сидение люблю сажать человека, у которого хотя бы есть права. Пускай он не ездит, но знает знаки и немножечко помогает. То есть на переднее сидение нужен штурман, чтобы не бездельничать.

Андрей Тарасов: Ну тут двоякая штука такая. Потому что с одной стороны за все отвечает водитель, если он будет доверяться кому-либо, то в какой-то момент он может не уловить ситуацию. Штурман должен быть в режиме такого дальнего прогнозиста, он смотрит далеко, подсказывает по карте или навигатору. Не в режиме сиюминутной подсказки, а вообще.

- То есть передний пассажир – это важно, он должен быть штурманом, чем помехой справа?

Андрей Тарасов: Очень интересный чисто психологически момент. Если вы можете с кем-то провести в машине сутки  - у вас хорошие отношения. Если вы едете несколько часов, и вам тягостно, что вы с кем-то сидите, значит, у вас какие-то сложности в отношениях. Поэтому «помеха» тут даже и слова не может быть: если я или вы куда-то едем, вы же не берете с собой того, с кем вам будет плохо. Поэтому либо он штурман, либо ваш товарищ, либо ваш близкий человек, с которым вам хорошо и молчать, и говорить, и песни петь.

- Очень интересно посчитать, сколько водителей должно быть на дальнем перегоне? Кто-то справляется один, кому-то нужен сменщик, а кто-то предпочитает выходить на дальний перегон аж с 3-мя водителями и двигаться круглосуточно.

Андрей Тарасов: Ну допустим, если в моей семье я один за рулем, то я с собой специально никого брать не буду. Я тогда рассчитываю на свои силы, исходя из того, что я один за рулем. Я строю маршрут так, где я могу отдохнуть, где мы можем пообедать, и, соответственно, чтобы я мог переключиться с недвижения на движение. Если в семье есть еще один водитель, то тогда мы планируем, что до этого места едешь ты, потом еду я, и, конечно, так легче.

- Если у нас экскурсионная программа не подразумевает каких-то остановок, то лето позволяет выехать достаточно рано, в 6-7 утра, и завершить свое движение в 9-10 вечера.

Андрей Тарасов: Но не позже. Мы должны еще найти где-то этот ночлег, его заранее надо, безусловно, наметить на маршруте. Очень советую почитать какие-то автомобильные форумы, там очень много пишется в разные направления, и есть советы очень свежие. То есть я смотрю, например, поездку в Самару, и я вижу, что последний человек поехал вчера, и он говорит, что видел то, то и то. Поэтому здесь важно какую-то такую информацию иметь заранее.

- Форумы очень полезно читать перед поездкой, потому что это и ремонт дорог, о котором быстро и оперативно доложат, и где поесть, и где поспать. Вот, кстати, где поесть? Если раньше мы смотрели, где едят дальнобои, то сейчас они и гвозди могут переварить.

Андрей Тарасов: Сейчас люди стали больше ездить. И если раньше можно было по стоящим дальнобойщикам понять, что там не отравишься, но общая планка качества питания могла быть не очень высокая, потому что у них могут быть свои требования. Сейчас если едешь, то много легковых машин, дорогих и не очень. Ты понимаешь, что это также могут быть в большей части твои коллеги по путешествию, значит, здесь лучше качество этого кафе.

- А где спать? Если заранее не наметили?

Андрей Тарасов: Надо намечать. Если я еду с семьей, мне нужны отдельные требования для семьи и детей. Это один я могу переночевать в машине на стоянке. Надо заранее намечать, в идеале связываться по телефону или смотреть отзывы на форумах и ночевать в нормальном месте, чтобы можно было принять душ, и была чистая постель. Это тоже качество вашей поездки. То есть не где-нибудь в занюханном каком-то месте ночевать.  На рынке уже появляется такой сервис придорожных гостиниц, где есть душ, туалет и все прочее.

- Действительно, развивается дорожная инфраструктура. В каких-то областях не очень хорошо, в каких-то -  хорошо.

Андрей Тарасов: Там, где больше машин, там и развивается. Там же люди чувствуют этот поток, на нем можно зарабатывать.

- А если уж прижало, с собой палатка. Где ее лучше поставить?

Андрей Тарасов: Сейчас сложно мне сказать. Если ты путешествуешь в тайге, в лесу, там понятно – нашел ручей, который бежит, и ты там можешь ночевать. Где ночевать сейчас по трассе, типа как до Анапы, до Крыма или до Ростова-на-Дону, это надо заранее смотреть. Просто у дороги поставить палатку – это и небезопасно, и надо найти какую-то воду, надо найти туалет. То есть надо все-таки стараться сегодня этого избегать.

- Если все-таки наша экспедиция отпускная торопится и впереди ночной перегон, как себя подготовить к нему?

Андрей Тарасов: Надо понимать, что со сном бороться нельзя. То есть если вы вынуждены ехать ночью, и вас клонит в сон, то человек все равно уснет. Тогда нужно остановиться, умыться, иногда даже нужно подремать в машине 15-20 минут, иногда этого хватает. Важно не пытаться бороться со сном за рулем. Появляются какие-то глюки, бывает, человек засыпает и несколько секунд едет и машину не контролирует.

- Недавно мой хороший близкий товарищ, который очень часто ездит, на перегоне из Ивановской области в Екатеринбург где-то ехал по Пермскому краю, ему мерещились встречные красные глаза фар. Представляете, насколько человек недосыпал.

Андрей Тарасов: Это вполне может быть. Поэтому, если клонит в сон, нужно остановиться, подремать, если есть какая-то стоянка рядышком, умыться, побегать, как-то себя встряхнуть и поехать дальше. Есть еще один способ, может быть, не самый удачный, - активные напитки.

- Вот, кстати, да – кофе, энергетики. Я лично в них не очень верю. Это же все равно ресурсы организма растряхиваются.

Андрей Тарасов: Там есть другой момент – очень короткое воздействие. То есть для кого-то это может помочь, но надо понимать, что там очень короткое воздействие, минут 15, а потом человек устает. Если человек много употребляет таких напитков в дороге, то он может незаметно и больше устать, что потом может привести к какой-нибудь проблеме. Поэтому – крайний вариант. Но лучше поспать.

- То есть энергетики подходят только для быстрой мобилизации, действуют минут через 15 после употребления. И хватает их на минут 15-30, если нужно быстро перегнать машину, то они еще вас спасут. Но не злоупотребляйте.

Андрей Тарасов: Да, потому что усталость от этого, и будет хуже.

- Хотелось бы говорить о коммуникации на трассе между участниками автопробега или путешествия прежде всего. Если мы едем не в одну машину, а в 2-3 машины, как поддерживать связь, и стоит ли идти друг за другом, или стоит все-таки где-то дожидаться?

Андрей Тарасов: Ну опыт подсказывает, что лучше всего ехать, намечая точки встречи. У всех разный опыт, разное наполнение машины, где-то дети, где-то их нет. Ехать колонной – это небезопасно. Пойти на обгон колонны тоже небезопасно.  Поэтому наметить точки обедов, каких-нибудь пересечений, телефон дожжен быть всегда заряжен и оплачен. Можно брать с собой такие рации, мы используем их на каких-то мероприятиях для короткой связи. Но там надо учитывать одну вещь: если у нас будет большое расстояние между машинами, то эти рации уже не смогут нам помочь. Можно использовать рации как у дальнобойщиков. Но тут надо понимать, что если я один в машине, то ту речь, которая там идет, я еще выдержу, но если в машине дети и женщины, то это противопоказано.

- В принципе, сейчас есть неплохие рации, они поддерживают 2-3 километра более-менее стабильную связь. Очень мне нравится, когда идет колонна из 2-3 машин не друг за другом, а на расстоянии, и очень классно, когда следующим за ним говорят по рации, когда можно обогнать, это очень ценно, особенно для тех, кто едет на машине с не очень сильным мотором либо загруженной машине.

Андрей Тарасов: Безусловно. Это такая взаимопомощь. Надо отметить взаимопомощь тех, кто вообще едет по дороге, то, что можно назвать «короли дорог» – это дальнобойщики. И когда мы едем и видим, что они нам сообщают своими сигналами, что и как, то стоит слушать, по крайней мере, стоит учитывать. Если он моргает тебе левым поворотником, и вроде бы пустая дорога, но какой-то подъем или поворот, значит, ехать не стоит. Они таким образом предупреждают, что дорога занята. Если же моргает правым поворотником, то, наоборот, стоит ехать, и поблагодарить аварийкой. Потому что он видит далеко и понимает, что он едет медленно. Еще один момент, который, может быть, не все знают, кто только начинает ездить: если есть какой-то пункт остановочный, остановка автобусная на дороге, то там есть такая полоса разгона-торможения, она бывает отдельно от полосы движения. И когда дальнобойщик видит, что он туда может уместиться, он туда уходит, и ты можешь продолжить движение  и обогнать его здесь. Я часто вижу, когда дальнобойщик ушел, помогая водителю сзади, а он и не понимает, что тот сделал.  Стоит слушать, но, может быть, не всегда стоит бросаться бездумно на эти обгоны, но в принципе это уже какой-то знак, который для вас информация как быть дальше.

- Добавлю, что зачастую дальнобойщики ездят по одним и тем же маршрутам, которые им хорошо знакомы, поэтому за ними вообще стоит следить, как они себя ведут, и из этого получать какую-то информацию. Потому что они всегда в курсе, где ремонт дороги, где стоят сотрудники ГИБДД, у них радиостанции, где они передают друг другу информацию. А вот если что-то произошло на трассе, техническая поломка. От кого стоит ждать помощи на трассе больше, от легковушечников или все-таки от дальнобойщиков?

Андрей Тарасов: Тут по-разному бывает. В моем опыте были ситуации, когда именно дальнобои или какая-то машина не из этого региона помогает. Потому что он подъехал, кинул трос, вытащил тебя и поехал дальше. Чаще всего, наверное, они помогают, но есть и иные примеры. И когда видите, что у кого-то такая ситуация, пусть даже еще не машут, то хотя бы подъедьте и спросите, не нужна ли помощь. Потому что бывает, что кто-нибудь недавно на дороге, он растерялся, у него пробито колесо, он съехал на обочину и не знает, что делать.

- Чтобы не попасть в такую ситуацию, что следует обязательно с собой взять помимо заряженных телефонов?

Андрей Тарасов: Надо понимать, на какой машине вы едете. Если ваша машина новая, 2-3 года, то она у вас хорошо подготовлена, просто пройти техосмотр вовремя, и надо, конечно, иметь с собой балонный ключ, надо иметь компрессор. Надо иметь то, что требует знак во время остановки. Я советую иметь с собой конуса, которые используют дорожные рабочие, они более устойчивые, заметные, надо иметь 2-3, чтобы оградить себя в случае чего. Это такой стандартный набор. В современной машине сейчас мало кто что понимает. Поэтому какой-то набор инструмента, если ты мастер, то ты его выберешь сам под себя. Если я не механик, не мастер, то я должен машину проверить перед поездкой, проверить давление в шинах или сделать развал-схождение, если я сомневаюсь в машине.  Поэтому по мелочи необходимый набор, чтобы поменять колесо, например, домкрат хороший надо иметь, хороший трос – и, может, не один. И тут надо понимать, когда покупаете трос, посмотрите, как там заделан крючок. Потому что бывает там такими нитками сделано, что можно руками оторвать этот крючок. Нужно иметь аптечку, сделанную под себя, под свою семью, под своих детей. Стоит брать побольше воды – и технической, и питьевой, и омывающей жидкости. Чтобы руки помыть, попить, а когда едут в машине маленькие дети, то воды надо намного больше, влажные салфетки, какие-нибудь тряпочки, чтоб руки вытирать. Пакетики для мусора, потому что ты едешь, сам что-то ешь, кормишь, этот мусор складываем в пакетики и потом где-то на стоянке в мусорный контейнер выбрасываем. Очень бывает неприятно, когда кто-нибудь какое-нибудь яблоко недоеденное выбрасывает из окна.

- Это уже вопрос не безопасности, а личной культурности каждого автомобилиста. Стараемся быть культурными и мусор на трассе не выбрасываем. Стоит ли брать с собой запас топлива в железную канистру?

Андрей Тарасов: Раньше, 15 лет назад, возможно, стоило. Но если я еду, условно, в ту же Анапу или в Сочи, Москву, Питер, то на этих перегонах есть сетевые заправки, и не стоит, на мой взгляд, это брать. Если я еду заведомо в те места, где какие-нибудь старые дороги, путешествую в какой-то лесной таежной зоне, то там, конечно, нужно иметь с собой. Потому что мы не знаем, где застряли. Вы выбираете какие-то вещи с собой, исходя из планирования маршрута.

- И здесь, опять же, читайте форумы, смотрите, что пишут люди, которые недавно побывали в том месте, куда вы собираетесь. Если ехать туда, где заправок мало, то какой запас топлива будет достаточным?

Андрей Тарасов: Я думаю, что 10 литров – это минимально нормальный набор. Много брать – будет занимать место в багажнике. 5 литров мало, на мой взгляд.

- Брать ли с собой или держать в машине какие-то теплые вещи, плед?

Андрей Тарасов: Безусловно, потому что ночи бывают холодные. Даже когда ты собираешься в поездку в Екатеринбург, то стоит иметь какой-то плед в машине. А если ты едешь далеко, то должны быть на дождливую погоду какие-то зонты, куртки непромокаемые. Еще очень важно иметь сигнальный жилет, хоть его и нет в правилах. Потому что я меняю колесо, я надел этот жилет, и я стал заметнее – кроме конусов, которыми я себя оградил, я еще и в жилете. В некоторых странах Европы жилет является обязательным в машине.

- Некоторые производители даже в поставках автомобилей на российский рынок уже начинают в штатную комплектацию докладывать один жилет хотя бы для водителя. От себя добавлю, что если пассажиры тоже хотят выходить и вам помогать, то сколько есть пассажиров, столько жилетов и нужно иметь. Как быть, если наши пассажиры особенные – маленькие дети или пожилые люди?

Андрей Тарасов: Есть такое противоречие, которое я пока еще в себе не замечал, что я водитель – и я самый важный. С другой стороны, надо понимать, что твои пассажиры – твои близкие, и надо учитывать их интересы. Здесь надо больше идти по пути их интересов, чем выпячивать себя – я вас везу, поэтому подчиняйтесь мне. Надо учитывать, что дети всегда хотят того, чего ты не хочешь. Они хотят в туалет, пить, есть и прочее. Поэтому, строя маршрут, надо понимать, что вы будете чаще останавливаться. И, планируя свои перегоны, надо учитывать, что вы будете ехать медленнее с детьми, чем те, кто едет без детей. Если вас едет компания из 4 машин – 2 с детьми и 2 без, то надо учитывать, что с детьми будут ехать медленнее. И это надо заранее оговаривать. Чем раньше вы оговорите нюансы, поведение, коммуникации, тем будет лучше. Если у вас есть пожилые люди, то надо понимать, что чем старше, тем больше у них затекают ноги и руки. И даже в самой удобной машине ему стоит чаще выходить прогуляться. То есть заправка, какая-нибудь полянка – остановились, 5-10 минут погуляли, походили и поехали дальше. Это стоит делать и из уважения к ним, и из понимания, что у них будет плохое настроение, и оно передастся вам.

- Самый для некоторых важный момент в автомобильных путешествиях – это встреча со стражами дорог, с гаишниками. Кто-то избегает этих встреч, кого-то они совершенно не напрягают. Как все-таки строить с ними свое отношение?

Андрей Тарасов: Очень по-человечески. Надо понимать, что это тоже человек, у него есть своя работа, и он ее делает. То есть, на мой взгляд, не стоит в каждом видеть какого-то вымогателя, взяточника и прочее. Здесь важно, чтобы я знал свои права четко. Возможно, стоит перед поездкой повторить какие-то пункты правил, стоит иметь регистратор, который будет фиксировать ваше движение. И просто общаться с ними, не унижаясь и не возвышаясь. Когда есть такая человеческая коммуникация – ты уважаешь его, а он уважает тебя, тогда какие-то моменты проскакивают намного проще. По крайней мере, мне так удавалось. Есть такой вариант, как выйти из машины, у нас это не регламентируется. В других странах четко регламентируется – либо ты сидишь, либо ты выходишь. Если нет дождя и большого холода, то, на мой взгляд, стоит выйти и пойти ему на встречу, это всегда момент какого-то уважения, который воспринимается этим инспектором. Чем спокойнее и достойнее мы себя ведем, не качая своих прав, но и не ведясь на какие-то разводки…

- Действительно, с развитием фото- и видеофиксации, если вы и вправду что-то нарушили, то зачастую вам покажут либо фотографию, либо целое кино с вашим участием, против таких улик уже вряд ли попрешь. Часто ли вы слышали в последнее время от путешественников, которые гоняют по другим городам, о каких-то разводках, «а знака никогда не было» или скорость пытались поймать?

Андрей Тарасов: Я слышал 2-3 года назад, кто ездил в район Краснодара. Я там не был, но слышал. Из моих каких-то путешествий я с этим не сталкивался уже давно. Если я нарушаю скоростной режим, то я знаю, что я его нарушаю. Все его нарушают, к сожалению, потому что у нас ограничение 90 км/час, а все едут 100 и больше. Когда тебе показывают видео или фотографию, ты видишь, что это ты, то говоришь «извини, командир, я так ехал». Возможно, мне как-то везло и не доводилось слышать о каких-то разводках.

- В общем, стоит ехать, не нарушая, и вас не задержат. От себя добавлю, что если у вас произошло что-то на дороге, то гаишники – это как раз те люди, которые могут вам помочь. Не надо стесняться к ним обращаться, особенно если произошел какой-то ваш сход с трассы. Они местные прежде всего, они знают, куда позвонить, вызвать эвакуатор.

Андрей Тарасов: Вообще стоит просить помощи, если она нужна, у всех кто едет, не стесняться. Потому что ты не дома, ты вне своей привычной системы, и у тебя есть с собой близкие, которых также надо как-то поберечь. Поэтому если что-то случилось – махните рукой, покажите трос, дайте какой-то знак инспектору ГАИ, медицинской машине, дальнобойщику, кто-нибудь да поможет.

- Действительно, не стесняйтесь попросить помощи на трассе, перед выездом проверяйте все свои вещи, зарядку телефонов, все документы, страховку, уважайте и любите своих пассажиров, планируйте грамотно свою поездку и помните, что можно не просто гнать, а наслаждаться вашим отпуском. Удачи на дорогах! До свидания!

Андрей Тарасов: До свидания!


Обсуждение
2480
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.