«Лучше иметь первую и вторую жену, чем иметь любовниц», - Ильхам-хазрат Бибарсов, председатель духовного управления мусульман Пермского края
Тема: традиции семьи и брака в исламе
Гость: Ильхам-хазрат Бибарсов, председатель духовного управления мусульман Пермского края
Программа: «Обществознание»
Дата выхода: 22 мая 2015 года
Ведущий: Екатерина Набатова
- У микрофона Екатерина Набатова, за звукорежиссерским пультом Сергей Слободин. В эфире программа «Обществознание». Обсудим, какие традиции семьи и брака в исламе. Можно ли девушку выдать замуж против ее воли, и возможно ли в России двоеженство. В гостях у нас председатель духовного управления мусульман Пермского края Ильхам-хазрат Бибарсов. В нашу студию приходят неравнодушные люди, поэтому первый вопрос: что бы вы хотели изменить в Перми?
Ильхам-хазрат Бибарсов: В Перми я бы изменил дороги, чтобы они немножко пошире были. Я думаю, это даст возможность людям добираться в кратчайшее время. И, конечно, хотелось бы, чтобы в Перми было больше детских площадок, потому что там, где живу, там очень скудно и мало, парк не очень развитый.
- То есть не хватает территории для отдыха?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Да, чтобы выходить вместе, посидеть, поговорить на лавочке, обсудить что-то.
- Последние две недели общественность в соцсетях и СМИ активно обсуждает свадьбу Луизы Гойлабиевой и Нажуда Гучигова. Причиной такой дискуссии стало то, что невесте 17 лет и неподтвержденная информация якобы о наличии у Гучигова первой жены. Мы не будем обсуждать эту свадьбу, а мне бы хотелось поговорить о традициях семьи и брака в исламе. С какого возраста девушки могут выходить замуж, чье согласие они должны получить? Можно ли выдавать замуж против ее воли? И кто вообще принимает решение о том, что девушка может выйти замуж?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Семья – это святое, это то, что Всевышний говорит: «Я вам разрешил брак, но не разрешил прелюбодеяний». И очень много уроков Пророка, который говорит, что тот, кто создает семью – он преобладает половиной веры. И когда человек создает брак, он должен понимать, что должен смотреть на четыре категории: красоту, знатность, происхождение друг друга, богатство и самое лучшее – это богобоязненность. И тот, кто возьмет четвертое качество, он будет самым счастливым человеком.
- Что такое знатность?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Это должен быть хороший род, она должна быть целомудренной, воспитанной, образованной, чтобы семья была с хорошими традициями, чтобы в обществе о них сложилось хорошее мнение. Когда создается брак, он должен быть по любви, это обязательно. Это самое важное, потому что Всевышний вложил в человека те качества, которые сближают мужчину и женщину, это качество называется любовью, это веление Всевышнего, чтобы люди создавали семьи. Как говорится, жених и невеста, муж и жена – друг для друга как покрывало. Всевышний говорит, что создал женщин и мужчин для того, чтобы они были спокойны, чтобы их сердца были спокойны, их душа была счастливой. И в семье это очень важный постулат, потому что когда человек думает о противоположном поле, он должен предпринимать шаги. Один из признаков спешки – это выдавать рано замуж дочку или чтобы сын рано женился.
- С какого возраста можно девушку выдавать замуж? И с какого возраста мужчины имеют право заявить о готовности к семье?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Готов к семье, когда становишься совершеннолетним. Когда он понимает, что хочет противоположный пол, интересуется. У него уже психика пришла к этому. Некоторые традиции говорят, что если в девушку бросить папаху и она не упадет, то ее уже можно брать замуж.
- Ограничений по возрасту нет?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Нет, ограничений нет. Как только человек становится совершеннолетним, то уже можно, и рекомендуется в этом деле спешить.
- Есть ли какие-то ограничения с точки зрения ислама, для мужчины и для женщины, чтобы вступить в брак?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Ограничений нет. Ограничения есть только тогда, когда девушка не хочет.
- То есть сегодня даже воля родителей не должна быть главенствующей для девушки при решении выйти замуж?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Если человек верующий, то он всегда спросит свою дочь. Скажет: дочь, ты хочешь за него? И всегда же мужчина добивается сердца женщины. Вот если он добьется, то она скажет «да», а если не добьется, то увы, извините. Как можно заставлять, принуждать? Не должно быть никаких корыстных целей, это должно быть от души, от любви, потому что это семья создается один раз и на всю жизнь, чтобы огонь, воду и медные трубы вместе пройти.
- Очень много стереотипов о том, какие права у женщин и у мужчин в браке, заключаемом по мусульманским традициям. Равноправие это или главенство мужчины? И тогда что оно обозначает, это главенство?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Для мужчины девушка – это доверенная, Всевышний доверил ее мужчине. Всевышний говорит: вы хорошо относитесь к ним, хоть какого они характера, воспринимайте ее такой, какая она есть. Ее не надо менять.
- То есть должна быть высокая терпимость у мужчины по отношению к своей жене?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Мужчина считается мужчиной, когда он высоконравственный, воспитанный, интеллигент, умный, разумный, понимающий свою жену, какой у нее характер. Человек всегда должен смотреть только на хорошие качества, на плохие качества не должен смотреть.
- Перевоспитывать, может быть, должен?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Даже не воспитывать, должен обучать. В первую очередь обучение, быть примером, потому что если мужчина становится поддержкой для женщины, помогает, то женщина отвечает взаимностью, приходит уважение, любовь, понимание друг друга. Это как в одно русло идти. То, что мужчина хочет, автоматически и женщина хочет, и наоборот. Появляется равноправие, нет никаких ущемлений. Мужчина, конечно, должен зарабатывать, следить за семьей, обеспечивать, а женщина должна все, что он приносит, оберегать и сохранять. И то, что дома творится, не должно выходить за пределы двери.
- Сегодня в СМИ можно нередко встретить истории российских девушек, которые вышли замуж по мусульманским традициям, но были оставлены своими мужьями. Все-таки никах – бракосочетание – является священным действом. Как такое тогда возможно в отношении данной ситуации, что мужчина уходит из семьи, и когда никах считается недействительным?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Это очень интересно, потому что люди иногда упускают один пункт – это спрашивание у Всевышнего милости. Когда человек увидится со своей будущей супругой или супругом, он должен помолиться Всевышнему, должен попросить разрешения. О, Всевышний, если эта девушка или этот мужчина для меня благо в этой жизни и той, то дай мне знак. И Всевышний обязательно дает знак. Я сам это испытал, я шел по религии, посмотрел на свою жену, убедился, поговорили, познакомился, предложение хотел делать, но перед этим я молился 3 или 4 дня Всевышнему. И вот это люди упускают. Обязательно, если человек помолится Всевышнему искренне, то будет знак – да или нет.
- А на самом обряде бракосочетания обязательно ли должны присутствовать родственники, родители жениха?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Никах – это бракосочетание публично. Это публичное действие, скрытого нет. Потому что сейчас привыкли, что познакомились и пошли быстренько в мечеть: зайдем, нам никах сделают и все. Так думают, но на самом деле должно быть публично. Когда публично, тогда идет благословение, там родители, родственники, в этом благо. Когда человек создает бракосочетание, то Всевышний дает благо, а благо в чем? У каждого появляется два родителя. Когда два родителя молятся всевышнему и говорят «О, благослови нашу семью», то эта семья будет всегда крепкой. А если так, втихаря пошли, вдвоем зарегистрировались, то это уже и бракосочетание недействительное будет. Должны быть два свидетеля, двое мужчин, если их нет, то никах недействителен. Девушки, которые идут на такой поступок, должны узнать побольше своего мужа, узнать характер, у друзей поспрашивать. Потому что сейчас такой мир, такое обманчивое время.
- Сейчас, если девушки хотят жить по исламским традициям, то они должны для начала познакомиться с этими традициями. Может быть, прийти в мечеть для начала, поговорить, узнать, каким образом проходит этот обряд, узнать что-то большее о религии. И тогда уже понимать, готовы ли они воспринимать эту религию, готовы ли жить по этим традициям.
Ильхам-хазрат Бибарсов: Да, это правильно. Некоторые молодые люди не хотят идти в ЗАГС. То есть мы вас благословили, Всевышний вас благословил, теперь вы должны идти в ЗАГС и зарегистрироваться. После этого уже живите в мире и счастье.
- Должны ли регистрироваться браки в соответствии с российским законодательством после того, как уже совершен обряд бракосочетания в исламских традициях?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Это обязательно, потому что государство дает соцпакет, защиту прав, уважение. Хотя если мужчина не с корыстными целями совершает брак, то здесь должно проявиться его внутреннее состояние – с корыстью он или из-за любви и уважения брак создает. И если они сделают бракосочетание в ЗАГСе, то это еще лучше будет.
- В православии, например, для того, чтоб провести обряд венчания, обязательно нужно предъявить свидетельство о регистрации брака. То есть сначала регистрация брака в соответствии с российским законодательством, а потом уже обряд венчания. С точки зрения вашей традиции такое возможно?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Я сам, например, сперва никах почитал, пришли родители, родственники, близкие, почитали никах, а потом только через год я пошел в ЗАГС зарегистрировался.
- А почему такое долгое время?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Я пока учился, времени не было, были как раз экзамены. Потом уже подали заявление и зарегистрировались. Даже не могу сказать какие причины, но вот так было.
- Я слышала такую идею, что хотели бы создать некую электронную систему базы никах как раз для того, чтобы защитить будущие права будущих жен и их информированность. То есть для того, чтобы девушка могла зайти на сайт в интернете и посмотреть, заключал с кем-то уже ее будущий жених и избранник бракосочетание по обряду никах, есть ли у него жены, либо нет, и он никогда не совершал этого обряда, и она будет у него первой женой. Как вы относитесь к этой идее?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Я думаю, для кого-то это хорошо, узнать. Но, когда человек знакомится, то он все равно должен говорить правду, все равно такие вопросы задаются, и говорят, что ты пойдешь мне второй женой. Или, зная, что у этого мужчины есть первая жена и она не запрещает ему вторую жену брать, потому что у каждого свой характер, такие качества, что должны всегда спрашивать. Электронное, может быть, придет со временем, но не сейчас.
- Если бы сейчас такую инициативу предложили, то вы бы сказали, что сейчас слишком рано?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Рано. Таких людей маловато, на пальцах можно посчитать, может быть, 5%, 2%, 1% есть тех, у кого одна и более жен. Но я считаю, что лучше иметь первую и вторую жену, но не иметь любовниц. Есть товарищи, у которых одна жена, но еще 7 любовниц, и здесь они социально не защищены. Они могут в любое время покинуть его. А если человек создает с конкретными намерениями, что взять одну жену, вторую, третью, то он должен обеспечивать их, равноправно обеспечивать.
- А в исламской традиции, все-таки, двоеженство – это исключение из правил или это такая же традиция, как почитание старших в семье?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Это было со времен… 1,5 тысячи лет назад. У мужчин было по 10-15-40 жен, и Всевышний ограничил до четырех. Но Всевышний потом подчеркнул: «Одна лучше для вас».
- То есть приоритет, все-таки, одна жена?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Да. Но у человека бывает такой пыл, например, удовлетворенность, мужчина не может удовлетвориться одной женой, у него такое внутреннее состояние, он еще хочет.
- Но для этого он должен рассчитывать, что необходимо содержать?
Ильхам-хазрат Бибарсов: В первую очередь. Также если ты подарил одну золотую ручку первой жене, то ты должен такую же ручку подарить и второй жене. Ты одну ночь должен провести с первой женой, вторую ночь со второй.
- А жить должны в одном доме или могут жить в разных домах?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Это как у жен сложатся взаимоотношения. Иногда могут быть дружеские и жить в одной квартире в двух комнатах, а иногда отношения не складываются, тогда придется и одной квартиру купить, и другой.
- По исламским традициям может и мужчина взять в жены девушку другого вероисповедания? Что для этого нужно сделать? Должна ли девушка в течение какого-то срока принять ислам, или она может оставаться в той вере, в которой была?
Ильхам-хазрат Бибарсов: В исламе нет принуждений. Мужчина, если он верующий мусульманин, может взять девушку из другой религии, но она должна быть религиозной. Она должна верить в Бога, поклоняться, чтить пророков. Не рекомендуется брать в жены язычниц.
- Хочу еще вернуться к теме двоеженства. У нас с точки зрения российского законодательства оно запрещено, но при этом мы понимаем, что это явление у нас есть, в том числе и в стране, и в мире. Вы как считаете, необходимо все-таки разрешить двоеженство или такая ситуация вас устраивает?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Лучше от этого пока воздержаться, потому что как идет своей чередой по религиозным канонам и традициям, так пускай и идет. Не все смогут хорошо относиться к этому. Богобоязненность в первую очередь, потому что ты справедливость к обеим женам сможешь проявить, а любовь нет.
- Вопрос о ношении платка в общественных учреждениях, государственных. В СМИ я прочитала, что вы тоже сталкивались с этой ситуацией в отношении дочери в плане того, что можно или нельзя носить платок в школе. Вы смогли убедить администрацию школы, что платок можно носить. Как вы считаете, должны мы законодательно урегулировать этот вопрос или нет?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Во-первых, платок – это свободный вид одежды, потому что верующий человек, хоть он православный, хоть мусульманин, если будет платок надевать, это хорошо. В школе у нас директор понимающий, здравомыслящий, и понимает, что мы живем в демократической стране, он на это даже ничего не сказал, он понимает все это.
- А не сталкивается ли ребенок, который надел платок, с непониманием со стороны одноклассников, и не влияет ли это на его психику, что он должен отстаивать свое право носить платок?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Дети всегда договорятся между собой, они же познают, знакомятся, интересуются, вопросы задают. Просто иногда взрослые не могут договориться. Там просто у каждого свое «Я» стоит, свое эго. К этому надо философски относиться.
- У нас поступил вопрос на сайт. На ваш взгляд, что больше согласуется с исламской моралью и нормами: пребывание дома и воспитание детей или активная профессиональная деятельность, труд на благо российского общества и мусульманской общины?
Ильхам-хазрат Бибарсов: Все хорошо, если идет и то, и то. Если у человека получается первое, то дай Бог ему здравия, если второе, тоже пусть Всевышний даст благо в этой работе. Если одновременно все поучается, то это вообще супер будет.