Верхний баннер
15:22 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 20 СЕНТЯБРЯ 2021

$ 72.56 € 85.46

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:58, 14 января 2016
Автор: Вячеслав Дегтярников

«Большая часть жителей понимает, что они скоро не смогут платить коммуналку в том объеме, в котором нужно», — Ольга Колоколова, эксперт в области ЖКХ

Теги: жкх, цены

Тема: Рост расходов на ЖКХ

Программа: «Домоуправ»

Гость: Ольга Колоколова, эксперт в области ЖКХ

Дата выхода: 13 января 2016 года

Ведущий: Вячеслав Дегтярников

- Программа «Домоуправ», Вячеслав Дегтярников в студии, Сергей Слободин за режиссерским пультом, и, как всегда, наш эксперт в области ЖКХ Ольга Аркадиевна Колоколова. Здравствуйте, Ольга Аркадьевна!

Ольга Колоколова: Добрый день!

- Прошлый наш эфир фактически подводил итоги года, и тогда мы, буквально прощаясь в эфире, пожелали всем счастливого нового года. Сегодня у нас эфир буквально накануне старого Нового года, и тоже можно в какой-то мере подводить итоги. Обнаружил я опрос общественного мнения, который подготовили ВЦИОМ как раз в конце декабря 2015 года, они изучили мнения россиян. Я сейчас некоторые цифры озвучу и дальше попробуем на эту тему поразмышлять. Большинство россиян, по мнению ВЦИОМ, а это 72%, считают качество услуг, предоставляемых по месту жительства вполне приемлемым, удовлетворительным или хорошим. Доля положительных оценок «хорошо» и «отлично» за полгода возросла с 21 до 27%. Основной проблемой ЖКХ по мнению ВЦИОМ является не столько недостаточное качество услуг, на него жаловалось от 23 до 37%, сколько их высокая стоимость. При этом, половина опрошенных, 49%, без подсказки не может назвать сумму своих ежемесячных коммунальных выплат. А соответственно ВЦИОМ приходит к выводу, что россияне склонны преувеличивать свои расходы на ЖКХ, и в среднем где-то 12% от ежемесячного дохода семьи на это уходит. Но по ощущениям россияне думают, что на это уходит где-то 21%. Также пришли к выводу, что взносы на капремонт платит три четверти жителей многоквартирных домов, 76%, удивительная цифра. При этом очень интересная тенденция – согласны на использование кредита из опрошенных 43%. То есть они хотят вначале увидеть, проведённый ремонт, а потом уже за него платить, что, наверное, логично.

Ольга Колоколова: Может быть.

- Я не знаю, есть ли такая практика, чтобы вначале брать кредит, а потом его покрывать. Есть ли какие-то такие структуры, которые бы выдавали кредит на льготных условиях? Особенно в сегодняшней ситуации, это было бы выходом.

Ольга Колоколова: На льготных – это вряд ли. Раньше был беспроцентный кредит государства.

- Объективными факторами, снижающими удовлетворенность россиян качествами услуг ЖКХ, выступает проблема, связанная с состоянием инфраструктуры, и самих домов, на ее низкое качество жаловались 37% опрошенных, на обветшание жилфонда тоже 37%, срочного капремонта требуют дома каждого третьего – 32%. И каждый четвертый говорит о том, что такой капремонт потребуется в ближайшие 3-5 лет. Среди различных инициатив, предложенных для повышения платежной дисциплины, наибольшей поддержкой россиян – 62%, пользуется введение штрафов за подкручивание счетчиков, наименьшей – 20% - введение штрафа за просрочку платежа. То есть как-то так. Как вы можете это прокомментировать? Понятно, что это всего лишь опрос, понятно, что никто не просил ни паспортов, ни квиточков…

Ольга Колоколова: И, зная наше российское отношение к опросам, человек иногда просто отвечает, лишь бы отвязаться, да, конечно, плачу, и действительно все хорошо или все плохо. Интересные цифры, потому что на счет 76%, которые оплачивают капремонт – в это очень плохо верится. Хотя по вот этой информации, которая размещена, в опросе принимали участие только 46 регионов, примерно половина от регионов РФ, соответственно, наверняка, это крупные города, где может быть еще и как-то платят. Хотя не знаю, честно говоря, потому что, насколько вы помните, есть несколько вариантов сбора средств на капремонт – спецсчет и общий котел и спецсчет в рамках регионального оператора. Те цифры, которые я знаю точно, спецсчета тех ТСЖ, которые управляются нашей УК, там платежеспособность жителей достаточно высокая – 90-95% платят обычные услуги, но капремонт оплачивают не больше 50%. Это реально, это цифры, за которые я могу отвечать. Может быть, по одному-двум домам там 51-55%, но не больше. И говоря о том, как оплачиваются платежи региональному оператору, здесь есть две истории. Первая связана с тем, что не приходят квитанции, и достаточно много жителей до сих пор их не получали ни разу. И вторая, что спецсчета внутри регионального оператора вообще сейчас не выставляют отдельные квитанции, это будет возложено либо на самих собственников, либо на УК, либо на ТСЖ. То есть, начиная еще с декабря, квитанции перестали приходить. Есть даже официальные письма от регионального оператора о том, что они не собираются их выставлять. Поэтому очень трудно комментировать эти 76%, в них верится с трудом. Даже если ВЦИОМ ничего там не округлило, то житель мог сказать: да, плачу, отстаньте от меня со своими опросами, потому что капремонт достаточно серьезная тема, которую обсуждали не только мы – на каждой лавочке в каждом дворе обсуждают капремонт.

- Если, опять-таки, обращаться к опросу ВЦИОМ, тут получается, что большинство озабочены именно этой проблемой. Каждый третий говорит, что необходимо срочно ремонтировать дом, он требует капремонта, и каждый четвертый говорит о том, что капремонт потребуется в ближайшие три-пять лет. Даже с учетом того, что они не специалисты, все люди понимают, что их квартиры в ближайшее время могут оказаться в доме, который будет признан аварийным.

Ольга Колоколова: Кроме того, в этом опросе, что мне больше понравилось – это акцент на то, что больше не нравится жителям высокая стоимость услуг ЖКХ. Потому что, я так понимаю, не каждый житель, не каждый из опрошенных, разделяет коммунальные и жилищные услуги, в общем – высокая стоимость. Более 70%. Это действительно так, и кроме того, за последний год по крайней мере, процент оплаты в некоторых домах и в некоторых районах существенно упал. Если раньше пенсионеры платили практически 100%, то сейчас есть должники даже среди пенсионеров, которые очень следят за коммуналкой. И здесь в опросе звучит такая вещь, что не все опрашиваемые могли назвать сумму, которую они платят за услуги. Ну, можно понять, почему они не могут объяснить. Потому что у некоторых квитанции не одна, а 5-6-7. Потому что не все платят из членов семьи. Как правило, это делают либо женщины, либо старшее поколение.

- Так называемый ответственный квартиросъемщик.

Ольга Колоколова: Те собственники, члены семьи, которые взяли на себя эту должность добровольно и несут этот крест. Но самое удивительное в этом опросе – какая доля этих коммунальных затрат в бюджете семьи или тех, кто проживает в одной квартире. Посмотрите, ощущение у опрашиваемых почти 21%. Я думаю, что это так и есть, потому что доля действительно серьёзная. Даже в среднем пишется в ВЦИОМ, почти пять тысяч средняя квартплата ежемесячная – это серьезная сумма при уровне пенсии и жизни, по крайней мере в небольших городах. Кроме того, вот этот 21% навел меня на такую мысль, что очень многие не платят в связи с тем, что не то, чтобы они не хотят платить, есть люди, которые не могут платить. Так вот, как известно, в РФ есть закон, по которому семья может получить субсидию. И если затраты в семье более 22% на коммуналку, то вы можете получить субсидию. Так вот, ощущаемая средняя по стране доля этих затрат 21%. То есть практически вся страна считает, что они должны получать субсидию. Может быть, так и есть.

- Получается, что по ощущениям, по крайней мере, если верить опросу ВЦИОМ, большинство склоняются к тому, что вот-вот перейдут ту грань, когда они не смогут оплачивать коммуналку.

Ольга Колоколова: Здесь есть еще очень много интересных вещей в этом ВЦИОМе. Есть такой тезис о том, что среди различных инициатив, предложенных для повышения платежной дисциплины, наибольшей поддержкой пользуется введение штрафов за подкручивание счетчиков – 62%. И наименьшей – штраф за просрочку платежа. Это говорит о том, что большая категория жителей, собственников и потребителей понимает, что они скоро не смогут платить коммуналку в том объеме, в котором нужно. Поэтому штраф воспринимается как дополнительная нагрузка. А вот предложение штрафов по подкручиванию счетчиков, здесь есть примерная сумма штрафа – 30 тысяч для тех, кто является недобросовестным потребителем, особенно водоснабжения и электроснабжения в том числе. Это понятно, потому что уже все поняли, что замечательные ОДН, которые берутся со всех собственников дома, это в большей мере недобросовестность, по крайней мере про воду. По электроэнергии тоже есть такие товарищи, которые пользуются методами корректировки показаний на счетчиках. Здесь у ВЦИОМ еще есть такая расшифровка по отдельным вопросам. Очень интересная кстати. Значит, как вы оцениваете качество предоставляемых жилищно-коммунальных слуг по месту вашего жительства и там разница май-декабрь. Вот отлично у нас оценивают только 1%. Это, наверное, новостройки или элитное жилье. И удовлетворительно – 55%. Какие проблемы в сфере ЖКХ наиболее актуальны? Высокие тарифы – 73%, низкое качество тарифов – 41%. Низкий уровень благоустройства придомовых территорий – 26%. Это интересный вопрос, потому что каждый житель воспринимает благоустройство по-разному: кто-то считает, что обязательно должна быть детская площадка и клумбы, а кто-то - что парковка, все заасфальтированное, и выгул собак, например. Эти 26%, я так понимаю, не имеют вообще ничего.

– Любой опрос ВЦИОМ – это шар, который закатан, чтобы посмотреть на реакцию. Мне кажется, очень много есть зацепок у ВЦИОМа, которые позволяют говорить, что кто-то пытается прощупать реакцию на те или иные новшества, на события, которые связаны с ЖКХ. Потому что сфера ЖКХ касается каждого из нас в любом случае, если мы не живем в частном секторе, хотя и там нас тоже эта сфера касается.

У нас есть звонок. Александр, здравствуйте, вы в эфире.

- Здравствуйте. У меня два вопроса. Сказали, что после Нового года появится новая графа – вывоз твердых коммунальных отходов. А изменится ли статья на содержание жилья?

Ольга Колоколова: Пока, конечно, трудно сказать. Но если появится эта строка отдельно, то естественно вывоз твердых бытовых отходов исключат из содержания жилья, потому что говорят о том, что вывоз твердых коммунальных отходов – это будет коммунальная услуга.

- И второй вопрос – у нас установили счётчик отопления, и появилась графа – содержание УУТ.

Ольга Колоколова: УУТ?

-Да. Что это такое? Они говорят, что это якобы обслуживание этого прибора.

Ольга Колоколова: Устройство управления теплоснабжением, может быть. Я не знаю.

- Правильно это или нет?

Ольга Колоколова: Без вашего решения она не должна была появится, потому что все, что касается обслуживания приборов учета входит в содержание жилья. Если это не входит у вас в содержание жилья, вы должны принимать отдельное решение. Дополнительная строка без решения собственников в вашей квитанции появиться в принципе не может.

- Интересно идет у нас голосование, сейчас прямо скажем так за тех людей, которые платят – их 41%, в прошлом году было гораздо меньше.

Есть телефонный звонок, Николай, здравствуйте.

- Здравствуйте. В зимний период, за прошлый месяц я заплатил за все услуги 7 тысяч 700 рублей, это все вместе. Это разве мало? И у меня такой вопрос, я за капремонт не плачу. Почему? Потому что Медведев говорил в свое время, что лица старше 80-ти лет не должны платить, пенсионеры старше 70 – 50%, инвалиды первой и второй группы. И Путин в последнее время так же заявил, так что нет ясности в этом вопросе.

- То есть, вы ждете, когда они уже определятся.

- Конечно, когда будет ясность в этом вопросе.

- Если бы Путин сказал, что все предложения Медведева не будут приняты, то вы бы начали платить?

- Мне уже за 70 лет, и я инвалид второй группы, и как мне объясняют по телевидению и по радио, платить 50%, в принципе я с такой суммой согласен.

Ольга Колоколова: Сейчас рассматривается инициатива по поводу освобождения части собственников от этих платежей, но в любом случае эта инициатива и суммы этих платежей в качестве льготы будут переложены на региональные бюджеты. Пока регион не определится, готов он к этому или нет, и насколько я знаю, пока в бюджете нет этой строчки расходов на компенсацию капремонта, трудно сказать, как это будет выглядеть. Посмотрим, как придут платежки за январь.

У нас звонок. Светлана, здравствуйте.

- Здравствуйте. Скажите, как оплачивается телевизионная антенна в многоквартирных домах? Дело в том, что в конце прошлого года пришел товарищ и предложил заключить договор, и сказал, что вот теперь стоимость ежемесячного обслуживания антенны – 90 рублей в месяц и дешевле быть не может. УК в общей платежке строчки об антенне нет.

Ольга Колоколова: раз у вас есть УК, то я вам рекомендую все-таки к ней обратиться письменно. Если у вас раньше не было вообще антенны, то как появился этот товарищ? Потому что любая новая организация, которая прокладывает какие-то сети должна получить разрешение у УК и собственников на пользование общим имуществом, потому что сети не по воздуху размещены, а скорее всего в подвалах, на стенах или на тех этажах, в подъездах вашего здания. Конечно, услуга антенны не входит ни в жилищные, ни в коммунальные услуги. Более того, операторы антенного хозяйства, кабельного телевидения, все-таки относятся и подчиняются закону о связи, тарифы они устанавливают сами, но для того, чтобы они появились в вашем доме, требуется либо собрание собственников, либо если это давнишняя услуга, которая существовала с 90-х годов и входит в вашу квитанцию давно, то эти взаимоотношения тянутся с прошлых времен, и могут существовать сегодня.

- А я бы на вашем месте отключил бы эту антенну и поставил бы просто домашнюю. И сэкономил бы 90 рублей.

- У нас звонок. Ираида, здравствуйте, вы в эфире.

- Здравствуйте. У меня вопрос по всему Свердловскому району. Мы поставили счетчики на воду и надо отсылать данные в центральный район и в домоуправление, почему-то в два места. Когда в Мотовилихе, просто посылаешь в УК и больше никуда. Я послала в два места, мне на холодную воду пришло нормально, а за горячую они как хотят, так и посылают.

Ольга Колоколова: Как я поняла, у них управление УО, соответственно за все взаимоотношения потребителя и любой другой ресурсоснабжающей организации все равно отвечает УО, потому что она исполнитель коммунальной услуги. Показания нужно передавать ей. Идеальный вариант, когда у вас внутри подъезда висит стенд, и там все расписано, где написано, куда подавать показания, куда, по каким телефонам и адресам, куда можно прийти и сдать эти показания письменно. Если у вас такая ситуация возникает, что вы подавали показания, но они каким-то образом их частично не учли, потому что есть ситуации, когда отдельно присылаются счета и на воду, и на тепло, и разными расчетными центрами это делается. В любом случае УК отвечает за все. Я понимаю, что, может быть, вам далеко идти, но идите в вашу УК и сдайте показания письменно, сейчас вот с 20 по 26 прием показаний будет, сдайте письменно под регистрацию. По крайней мере, чтобы точно знать, что вы показания сдали. Ну и заодно спросите у них.

- Есть телефонный звонок. Здравствуйте, вы в эфире.

- Здравствуйте, меня зовут Анатолий. Мы с женой живем, и у нас вышло 8 тысяч за коммунальные услуги.

- Но это зависит не только от того, с кем вы живете, но и от того, насколько большая у вас жилплощадь.

- Двухкомнатная. Просто мы счетчики не установили до сих пор.

Ольга Колоколова: С Нового года вам еще веселее будет, потому что если счетчики на воду у вас не установлены, то коэффициент будет достаточно серьезный – 40%.

- У меня вопрос вот в чем, у нас УК «Домком» и в настоящее время они нам перестали предоставлять счета на оплату горячей воды и отопления.

Ольга Колоколова: Как так?

- А сейчас отдельный счет стал приходить РКЦ «Прикамье», об этом и Колущинская много писала. А как они будут контролировать, что не было воды, допустим в новогодние праздники были перебои с водой? И куда обращаться?

Ольга Колоколова: Отдельные счета на любую коммунальную услугу могут быть в двух вариантах отдельно от остальной квитанции. Первое – вы принимаете решение о том, что вы оплачиваете напрямую, общим собранием. Очень редкий случай, но встречается в практике. Второй вариант – ваша УК заключает агентский договор с неким лицом, который является посредником между платежами вашими и ресурсоснабжающей организацией. В любом из этих вариантов, исполнителем коммунальной услуги и той организацией, которая отвечает за качество и перерывы, является УО. Вот эти все отговорки, что мы не собираем деньги, мы не выставляем счета, они несостоятельны.

- А что делать?

Ольга Колоколова: Писать в УО, если есть перерывы, они обязаны перерасчет сделать, и это уже их головная боль, пусть связываются с посредником, или с ресурсоснабжающей организацией, либо каким-о другим образом и делают перерасчет. Понимаете, потому что все равно отвечает УО.

- Есть еще телефонный звонок. Александр, здравствуйте.

- Здравствуйте. Хочу сказать, что УК работают неплохо, но почему-то ввели плату за капремонт, который, возможно, мне никогда и не увидеть.

- Мы как раз эту ситуацию обсуждали сегодня. Есть еще телефонный звонок. Здравствуйте, Андрей, вы в эфире.

- Здравствуйте. Государство нас пытается заставить экономить электричество, воду. Я просто никак понять не могу, у государства какой интерес в этой экономии? Дело в том, что во всем мире и у нас в государстве, чем больше потребляешь – тем больше скидка. Чем больше ты продал товара – тебе дешевле.

- В этом есть логика.

Ольга Колоколова: Мне тоже интересен этот вопрос, но если посмотреть динамику тарифов и динамику нормативов потребления, то в нашей замечательной стране получается так: чем больше мы экономим, тем дороже у нас тарифы, потому что все у нас ресурсники, являющиеся монополистами, работают на старых мощностях, затраты которых постоянны. И при уменьшении объемов у нас тарифы возрастают. Поэтому, в любом случае, наши монополисты мало что теряют в этой истории. А поскольку они монополисты, и к ним применяются определенные законы, и у них есть преференции, то от этого для них ничего существенно не меняется. Поэтому сам факт того, что уважаемые граждане – экономьте, может быть, это лозунг. Конечно, для бюджета отдельной семьи, это и значимая вещь, но судя по динамике повышения тарифов, эта экономия очень несущественна.

- У нас звоночек. Здравствуйте, Борис, вы в эфире.

- Здравствуйте. У нас в доме создано ТСЖ, у нас свой спецсчет, и у нас 80% и больше за капремонт платят. Потому что люди понимают, что надеяться на государство бесполезно, оно не может всех обеспечить капремонтом, это только наемные люди могут. Но возникает другая проблема…муниципалитет должен платить за те помещения, которые находятся в коммунальной собственности, а нам никаких платежей от них не идет. И более того, сейчас вот Путин подписал закон о том, чтобы инвалидам и людям старше 80 лет не платить за капремонт, то есть, опять же, за них должен будет платить муниципалитет, и мы снова денег от муниципалитета не получим.

Ольга Колоколова: Боюсь прогнозировать эту ситуацию, но скорее вы правы. Потому что, когда наши льготы, коммунальные и жилищные, были в натуральном выражении, то все эти платежи, которые компенсировали льготы различным категориям граждан, компенсировались этим бюджетом УК и ТСЖ спустя иногда даже год. Поэтому, конечно, это очень серьезная проблема, я знаю, что с начислениями для нежилых помещений. Особенно так называемые встроенные помещения цокольных этажей подвалов.

- Тут, Борис, получается интересно, потому что вы совпадаете с тем опросом ВЦИОМ, что 76%, даже больше собственников в доме платит, а 100% муниципалитет не платит!

- А муниципалитет вообще ни копейки за год нам не дал за те помещения, которые им принадлежат.

Ольга Колоколова: А коммуналку он хоть платят?

- И коммуналку плохо платят.

Ольга Колоколова: У вас такая же ситуация, как и у нас, потому что коммуналку по некоторым помещениям мы взыскиваем с муниципалитета исключительно через суд.

- Есть телефонный звонок, здравствуйте, вы в эфире.

- Здравствуйте, вас беспокоит Людмила Ивановна. Скажите, доживу ли я до этого капремонта? И так за квартиру платишь, бьешься, над ведерком умываешься, чтобы все поменьше, но еще и этот капремонт достает?! Неужели Путин ничего не понимает, что мы практически на пределе. Мы домашний капремонт оплачиваем, у меня нет задолженности, всегда плачу на месяц вперед.

Ольга Колоколова: Людмила Ивановна, у вас риторический вопрос. Здоровья вам, потому что пережить наше государство, особенно всевозможное реформирование, и дополнительные взносы, надо иметь героическое здоровье и силу воли.

- Интересные итоги нашего голосования сегодня. Мы выяснили, что 100% те самые люди, которые призывают нас платить за капремонт, сами не платят, то есть муниципалитет. По крайней мере по сообщению одного из наших слушателей. Данные нашего опроса, в котором приняли участие 64 слушателя, это не так мало, учитывая продолжительность эфира. И среди этих людей – почти 33% платят за капремонт, 67% - не платят. И эти данные как-то расходятся с данными ВЦИОМ.

Ольга Колоколова: Я бы сказала, кардинально.

- Да, наоборот все. На этом мы с вами прощаемся, уважаемые слушатели, и встретимся через неделю в том же составе. Всего доброго, до свидания.

Ольга Колоколова: До свидания.

 


Обсуждение
4189
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.