Верхний баннер
17:36 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:24, 29 марта 2017

«Варикозная болезнь – это наследственное детерминированное заболевание. Кому-то по наследству передаются деньги, кому-то передаются болезни», - Владимир Денисов, врач-флеболог

«Варикозная болезнь – это наследственное детерминированное заболевание. Кому-то по наследству передаются деньги, кому-то передаются болезни», - Владимир Денисов, врач-флеболог
«Варикозная болезнь – это наследственное детерминированное заболевание. Кому-то по наследству передаются деньги, кому-то передаются болезни», - Владимир Денисов, врач-флеболог
13:07 на часах. Всем доброго дня! У микрофона Евгения Романова. Программа «Здоровый подход» в эфире «Эха Перми». За звукорежиссерским пультом Сергей Слободин. Всех приветствую, кто сейчас на «Эхе», и представлю тему и нашего гостя сегодня. Говорим мы о варикозной болезни, о профилактике варикозной болезни, почему от нее, прежде всего, страдают женщины, о современных методах лечения, о диагностике, симптомах – все, что касается варикозной болезни. Вы можете задавать свои вопросы, у нас работает телефон прямого эфира: 2-066-066, также Viber, Telegram: 8-963-870-1000. И наш гость, кандидат медицинских наук, врач-флеболог, директор медцентра «Флеболог», Владимир Евгеньевич Денисов. Здравствуйте!

— Добрый день, Евгения!

Также вы принимаете и в краевой больнице, нужно это отметить.

— Да, тяну бюджетную лямку, работаю на ставку в краевой больнице, с утра веду прием. Это пациенты, которые приезжают не только с варикозной болезнью. Это те пациенты, которых направили, которые хотят приехать в Пермь на консультацию на бюджетной основе. А так основной контингент пациентов и больных, которых я смотрю в краевой больнице, это пациенты с заболеваниями артерий. Сейчас у нас добавились пациенты с заболеваниями почек. Наш заведующий Ильдус Султанович Мухамадеев, доктор наук, он в прошлом году пересадил уже три почки. Поэтому краевой больнице есть, чем заняться, кроме варикоза.

Есть, чем гордиться.

— Да, там достаточно серьезные проблемы решаются с сосудами, питающими головной мозг, артерии сердца, брюшной аорты.

Давайте немножко просветим наших слушателей, если кто не знает про варикозную болезнь, каковы ее причины, что такое варикоз, от чего вообще он возникает.

— Варикозная болезнь – это наследственное детерминированное заболевание. Что такое детерминированное? Передается по наследству. Кому-то по наследству передаются деньги, кому-то передаются болезни. Варикозная болезнь наследуется достаточно четко, и, если у кого-то из родителей варикоз, то у детей обычно, 25% - это четкая вероятность, что будет также варикоз. Он бывает в различных проявлениях. Варикозная болезнь не всегда подлежит хирургическому вмешательству.  Даже не начальные проявления, а стадии варикозной болезни, 1 – 2 – 3 – 4, которые совершенно не обязательно переходят одна в другую. Если у кого-то первая стадия варикозной болезни, какие-то жилки на ногах и сосудистые «звездочки», то не факт, что этот человек когда-либо ляжет на операционный стол. Да, это будет некрасиво. Через какой-то промежуток времени, может быть, в старости эти «звездочки» послужат причиной поверхностного кровотечения, совершенно не опасного для жизни, но, может быть, неприятного для пенсионера, человека в возрасте.

Фактически, если объяснять нашим слушателям...

— К наследственности вернемся, да?

Нет, мне хочется, чтобы вы объяснили саму систему, откуда, из-за чего. Сосуды, давление – вот эту математику.

— А, откуда. Сердце разгоняет артериальную кровь по артериальному большому кругу кровообращения, она должна вернуться к сердцу обратно. За счет каких механизмов она возвращается? Первое – мы говорим про ноги, конечно. Первое – это мы ходим. Мы ходим, мы двигаем ногами, мы ногами стучим, как говорится. И кровь за счет мышечных сокращений выталкивается в сторону сердца. Для того, чтобы она не падала обратно вниз под действием силы гравитации, существуют венозные клапаны. Венозные клапаны – это как большой оркестр Григоровича, где очень много музыкантов, и все они работают очень слаженно. Один клапан открывается, другой закрывается – сложная последовательность, возможно, когда-нибудь ее опишут математики, эти математические уравнения работы венозной системы.  Сейчас как работает венозная система, понятно. Почему она не работает? Венозная стенка слаба – раз. Это наследственная слабость ее составляющих – мышечных волокон, волокон эластических, которые определяют упругость вены, клапанного аппарата. То есть клапан на каком-то определенном периоде начинает ломаться. Когда это все начинается? Если четко наследственность здесь сыграла свою роль, то варикозка начинается в период полового созревания – это 14-15 лет, когда появляются первые венки на ногах, и эти венки достаточно четко видны. И уже к 18-20 годам появляется нормальная такая варикозина, которая может заинтересовать большого хирурга. В своей практике я оперировал не очень много пациентов до 18 лет, это обычно такие акселераты, ребята-акселераты, крепкого телосложения, которые в 15 лет выше меня на голову, и у них все идет немножко с опережением. Это генофонд Российской Федерации. Варикозка здесь не является каким-то слабым звеном, потому что ее всегда можно ликвидировать.

Я правильно понимаю, если говорить о наследственном факторе – это основной фактор?

— Да.

То есть, если мама, бабушка страдали, то дети неизбежно.

— Нет, 25%, да, потому что гены могут сложиться таким образом, что может у ребенка и не быть варикоза. Я говорю про слабость. Вены имеют определенный диаметр, предположим, 5 мм, и клапан, он смыкается только при диаметре вены 5 мм. А если она слаба и стала 6 мм, и клапан не смыкается, т.е. запорная арматура перестает работать должным образом, и кровь начинает падать вниз. Она падает вниз, создается избыточное положительное давление в системе, которое еще дальше расширяет вену, и вена от этого еще больше ломается. И вот так, шаг за шагом, день за днем варикоз потихонечку развивается. Это заболевание не одного дня, проблема не одного года. Это потихонечку накапливается, накапливается. У кого-то критическая точка, допустим, в 16 лет, как я сказал, у кого-то к 20. У кого-то начинает все ломаться без видимых причин во время беременности, если мы будем говорить о женщинах. Что касается по распространенности варикозной болезни, то нет четкой такой градации, что женщины болеют больше. Просто мужчины ходят в брюках. Шотландцы, я думаю, больше внимания обращают на варикозную болезнь, потому что они в юбках ходят.

Женщины обращают внимание на красоту ног. Особенно к лету хочется, чтобы…

— Да, это красота. К лету хочется всем быть красивыми. Сейчас есть, где размяться. Работаем мы с утра до вечера, может быть, даже и в ночную можно было бы выйти, если бы было у кого-то настроение.

Владимир Евгеньевич, а почему считается, что это болезнь продавцов и парикмахеров?

— Здесь мы с вами, Евгения, к факторам риска тихонечко переходим. Это те профессии, где люди работают стоя. Ну, не только стоя. Вот если человек сидит очень долгое время.

Офисные работники.

— Офисные работники, они тоже в группе риска. А почему они попадают в группу риска? Если у тех, кто стоит, создается перегрузка в поверхностной венозной системе, и вены перенапрягаются, то у тех, кто долго сидит и не встает, в такой ситуации нет подкачивающего движения мускулатуры, мышцы голени не качают кровь кверху, и она просто колом стоит там. Она стоит в ноге, скапливается, и без должного движения эта кровь начинает перерастягивать венозные стволы, ломать клапаны. Поэтому, если вы долго сидите, конечно, это нехорошо, нужно вставать. Кто-то забывает вставать. Я хочу сказать, что, если вы забываете вставать, вы пейте воду. Попили воды, все равно придется встать и сходить в туалет. Вы пьете воду, вы разжижаете кровь, вы меньше едите, вы больше двигаетесь, поэтому это все более или менее нормально. Потом, хирурги в группе риска. В группе риска шахтеры.

Почему?

— Они тоже работаю стоя. Многие хирурги по несколько часов работают в достаточно статичных позах за операционным столом. Если говорить про шахтеров, то у них просто тяжелая работа. Шахтеры, молотобойцы, кузнецы.

Дальнобойщики – тоже сидячая, пройтись не всегда можно.

— Дальнобойщики, да, конечно, длительное времяпрепровождение в вынужденном положении, когда одна нога еще и не давит на газ, круиз контроль они поставили и едут себе тихонечко, ноги кренделем сложили. Все это, конечно, ни к чему хорошему не ведет.

Ну, с профессиями ясно. У нас есть вопрос по ICQ: «Сижу долго на работе», - пишет нам Дмитрий: - «По вечерам ноги гудят. Мне 35. Чем это грозит мне в будущем?»

— Вообще, нужно вести достаточно активный образ жизни. Употребление алкоголя, конечно, не запрещено в Российской Федерации, я тут за него не агитирую. Мы можем в выходные одну рюмочку закинуть и все. А основное свободное время – это, конечно, спорт. Кто-то ходит на йогу, кто-то ходит скандинавской ходьбой. Я хожу на йогу,  мне это очень нравится. Девочки ходят на фитнес.

Велосипед, лыжи, плаванье…

— Да, конечно. Почему сейчас врачебная профилактика физкультуру считает одним из основных моментов продления жизни человека, комфортной и качественной? Потому что человек же портится. Он просто портится. Он портится от работы. Человек портится от длительного сидения, от лежания на диване, от колбасы портится, от пива, от водки – все это наносит определенный вред здоровью. Конечно, господин Шнуров нам про здоровый образ жизни нелицеприятную картину нарисовал своей песней «ЗОЖ», но здесь должны быть определенные меры, без фанатизма этим надо заниматься. Этим нужно заниматься в удовольствие. В удовольствие жить, в удовольствие заниматься физкультурой.

Перед рекламой опять вернусь к вопросу Дмитрия. Если он говорит, что ноги гудят – это уже признак?

— Не факт, что это варикозка.

Связано как-то с варикозом?

— Да. Здесь может быть перегрузка поясничного отдела позвоночника, может быть, зреет грыжа. Обычно все вопросы решаются на очной консультации с врачом. Можно со специалистом, можно с соседом по даче обсудить это все.

Мы прерываемся на рекламу. Напомню, что у нас в гостях кандидат медицинских наук, врач-флеболог, Владимир Денисов. Оставайтесь с нами. Наша сегодняшняя программа посвящена варикозной болезни. В гостях у нас врач-флеболог Владимир Денисов. И в этой части хочется поговорить, как проявляется заболевание, как диагностируется и о современных методах лечения.

— Вспоминаю слова великого хирурга, моего учителя, профессора Суханова Сергея Германовича. Он всегда говорил нам, начинающим врачам, что варикозной болезни без варикоза не бывает. Какие вены можно считать варикозными? Это те вены, которые обычно более 4 мм. Если молодых женщин интересуют и «звездочки», и «паутинка», и мелкая венозная сеть, то обычно это все-таки не является варикозной болезнью, это просто эстетические проблемы.

Вы сказали про миллиметры. Мы глазом это не увидим, это нужно диагностировать на УЗИ фактически, да?

— Да,  это вены, варикозные вены, от 5 мм. Их, конечно, можно измерить, потому что они обычно торчат на голени, на бедре.  Они не остаются незамеченными, тем более сейчас все проходят медосмотр. Поэтому, когда вы проходите медосмотр, вы всегда можете сказать терапевту, вы всегда можете сказать хирургу: «Доктор, посмотрите у меня. Что это? Варикоз или нет?» Нашли варикоз. Хорошо. Тяжесть в ногах может быть? Может быть, да.

Да, жжение, отеки.

— Тяжесть в ногах также может быть обусловлена, как и отеки, венозной недостаточностью. И варикоз в редких случаях, конечно, это бывает, иногда не проявляется. Так называемого магистрального типа строения вены, когда вена лежит достаточно глубоко, она расширена и не видна. Такие случаи бывают, но 99% тех пациентов, тех больных, которые приходят на прием, у них есть варикозные вены, у них есть тяжесть и боли, судороги в ногах, отеки. Как проявляются венозные отеки? Вы утром пришли на работу, вечером переодеваетесь, сапог не застегивается на ноге один, второй. Это посыл к тому, что нужно обратиться куда-то, нужно куда-то сходить. Не нужно это откладывать в долгий ящик, нужно с кем-то эту проблему разрешить.

К кому идти? К терапевту, к хирургу?

— Лучше, конечно, не с соседом по даче. Это можно обсудить с терапевтом, с гинекологом, потому что врачи всех специальностей получили высшее медицинское образование. Они имеют представление о варикозной болезни, знают, куда вас направить. Обычно направляют на ультразвуковое исследование.

Владимир Евгеньевич, многие никуда не идут, думают, само рассосется. Когда некрасиво, женщины надевают штаны.

— Капустный лист не помогает.

При каких условиях заболевание переходит в стадию хроническую, и чем оно опасно?

— Варикозная болезнь, та, которая оперируется – это варикозная болезнь третьей стадии по нашему профессору Покровскому. Сейчас мы немножко отходим от этого – третья и четвертая стадия. Это когда достаточно выраженный варикоз. Если третья стадия – это только поверхностные вены, четвертая стадия – это уже когда поражаются глубокие вены. Но я вам хочу, дорогие слушатели, сказать, что такие пациенты очень редки. Это несчастные больные, у которых наследственная, детерминированная слабость клапанов глубоких вен, но этих больных единицы. Я сам видел не более 5 человек. За 25 лет практики, 5 человек – это все-таки небольшая распространенность. Следующее что? Так называемая хронизация процесса. Сначала вена торчит, она не болит. Если это мужчина, она его не беспокоит, он играет в футбол, бегает, прыгает, носит женщин на руках. В один прекрасный момент  вена становится больше. Друзья в бане ему говорят: «Послушай, у тебя смотри, какая варикозина». Он говорит: «Да меня это не беспокоит», и время идет. Время идет, мы становимся старше, и на каком-то определенном этапе вена начинает хромать, в ней могут возникнуть воспалительные процессы. Перенапряжение в венозной системе достигает критического значения, и появляется пигментация на ноге. Пигментация, кожный зуд, кожа уплотняется, это коричневое или черное пятно может закончиться язвообразованиями. Все это хроническая венозная недостаточность. Зачем оперировать варикозную болезнь? Ладно, там какие-то язвы у кого-то могут  быть, могут не быть. В настоящее  время почему оперируется варикозная болезнь 3 и 4 стадий? Потому что варикозная болезнь имеет непосредственное отношение к тромбозам глубоких вен и тромбоэмболическим осложнениям. Несмотря на то, что по современным шкалам риска это всего один плюс к факторам риска, хотя четыре плюса – это уже большой риск. Вроде бы, один – не очень большой, а четыре – это уже очень много. Тем не менее, с варикозной болезнью  нужно обращаться  либо к флебологам частнопрактикующим, в медицинские центры, к терапевтам, гинекологам, к хирургам. Нужно куда-то двигаться, не нужно это оставлять на завтра, потому что завтра будут другие болезни.

У нас осталось буквально полминуты, и мы не успеваем рассказать о современных методах.

— Я могу прийти к вам еще.

Но хотя бы перечислите, какие сейчас методы вы используете.

— Какие методы? Есть старый способ открытой хирургии, его никто не отменял. По-прежнему 95% больных в Российской Федерации оперируются открытым способом. Я с 2013 года уже практикую эндоваскулярные методы лечения варикозной болезни – это лазерная хирургия и радиочастотная хирургия. Какая разница? После такой операции под местной анестезией пациент встал и пошел пешком домой, понимаете, есть определенные плюсы. Конечно, всех своих пациентов я, как своих детей, наблюдаю. Не всех помню по фамилии, но они всегда ко мне могут обратиться, и я им всегда помогу.

Спасибо большое. У нас в гостях был врач-флеболог Владимир Денисов. Мы поняли, что оставлять варикоз без присмотра, даже если его проявления незначительные, не стоит. Не поленитесь, навестите флеболога, если у вас есть вопросы, и это лучше, чем потом встречаться с хирургом на операционном столе. Спасибо, что были с нами.

_____________________

Программа вышла в эфир 21 марта 2017 г.


Обсуждение
3690
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.