Верхний баннер
18:56 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:23, 07 июня 2017

«Страшный секрет: в управляющей компании есть только те деньги, которые заплатил потребитель», - Ольга Колоколова, эксперт в сфере ЖКХ

Теги: ЖКХ, тарифы, ТСЖ

«Страшный секрет: в управляющей компании есть только те деньги, которые заплатил потребитель», - Ольга Колоколова, эксперт в сфере ЖКХ
«Страшный секрет: в управляющей компании есть только те деньги, которые заплатил потребитель», - Ольга Колоколова, эксперт в сфере ЖКХ
Юлия: 14 часов 6 минут в Перми, всем добрый день, это программа «Домоуправ». У микрофона Юлия Хлобыст, за звукорежиссерским пультом Александр Назарчук и эксперт в сфере ЖКХ, постоянный соведущий этой программы Ольга Колоколова. Добрый день, Ольга Аркадьевна.

Ольга: Добрый день.

Юлия: Много вопросов у нас накопилось общих, глобальных. Но есть вопросы у наших слушателей, поэтому сразу озвучиваю эфирный мобильный телефон, он работает 89638701000. Ваши сообщения и вопросы ждем на смс, вайбер, вотсап и телеграмм, есть эфирная асикью 404582017, 2066066 телефон прямого эфира. Постоянные слушатели знают, а те, кто только присоединился, мы будем постоянно напоминать. Хотелось бы начать с события, которое громко прозвучало на прошлой неделе в сфере ЖКХ Пермского края, в связи с тем, что у нас ведется борьба между ресурсоснабщающими организациями. Пермская компания более чем в 10 раз увеличила свой уставной капитал, был он 118 миллионов рублей, а стал 1 миллиард 191 рубль. Но не просто так деньги вложили. «Т Плюс» передали компании свои сети. Как пишет газета «Коммерсантъ», одни эксперты считают, что передача имущества связана с какими-то законодательными требованиями к единой теплоснабжающей организации, которой является «Пермская сетевая компания» на территории края. Другие считают, как например бывший директор «Т Плюс», что перемещение актива связано с решением тарифных проблем. Вы бы как здесь ответили?

Ольга: Я думаю, что проблема комплексная и решение придумано комплексно. «Т Плюс» - достаточно большая компания, которая занимается и производством, и транспортировкой, и продажей коммунального ресурса. Соответственно, как любой предприниматель, имеет право на модернизацию своей деятельности, выделяя дочерние предприятия. Но при этом, понимая, что они монополисты, они должны делать это в рамках закона. С чем бы это не было связано: с законодательством, с тарифами, с минимизацией затрат, потому что последнее время они трепетно относятся к производству, к сбыту, выделяют сферы деятельности. И, может быть, с этим связана эта передача. Здесь есть много контролирующих организаций, которые могут нам сказать, правы они или нет. Во-первых, когда передаются активы, за этим следит налоговая инспекция, второе, это компетентные, правоохранительные органы, если вдруг это увод активов, которые должны быть при производстве теплоэнергии. Третье, это федеральная антимонопольная служба. Поскольку это монополист, насколько он в правовом поле работает, в конце может сказать антимонопольная служба. Наверное, я соглашусь, что скорее всего это тарифная политика. Все же говорили, что такое ПСКА, это не пойми какая контора. Может быть, они были правы, что у них тут метр трубы, здесь два метра трубы. Здесь сейчас активы, чтобы все не переживали, если она разорится, сейчас все вполне логично. Может быть, это, действительно, связано с этим. Думаю, мы увидим в ближайшем будущем.

Юлия: Будем наблюдать за этой ситуацией, тем более, что отрасль ЖКХ, сфера жилищно-комунального хозяйства сейчас очевидна. Она реформируется в Прикамье, безусловно это связано с приходом на пост вице-премьера Антона Удальева, бывшего руководителя антимонопольного ведомства Прикамья, который стал еще руководителем региональной службы по тарифам. Многие с этим связывают достаточно серьезные перемены в отрасли. Я напомню нашим слушателем, что перемены Мин.строя в сфере ЖКХ переданы сейчас в региональную службу по тарифам. Сам Мин.строй сохранит за собой функции строительства и вопросы, связанные с аварийным жильем. Поговорим о реформах, буквально вчера увидела информацию, что федеральная антимонопольная служба России разрабатывает закон, который введет единые правила тарифного регулирования. Мы пока не знаем, как все это будет, мы ожидаем. Давайте пофантазируем, вы считаете, как все развернется?

Ольга: Очень интересный вопрос, потому что для теплоснабжения есть правила, для газоснабжения свои правила, и в соответствии с ними поступают те, кто производит эти коммунальные ресурсы, и контролирующие органы смотрят за этим законодательством. Но тарифное регулирование, нам казалось, что оно к каждой монополии относится по-особенному. Когда встает вопрос, кто, кому, что должен, первым делом вспоминают газовиков. Как будто они самые главные. Потом у нас идут тепловики, потом электрики, а потом водоканал. Такое отношение, может быть, усреднится, может быть, сделают универсальные правила для тарифного образования. Потому что есть специфика. Пофантазировать можно, надеюсь, может быть, пересмотрят политику того, что включают в тариф невозможные к взысканию долги. Потери в сетях, 30%-40%, если в тарифах включать такие потери, нужно понимать, что производителю коммунального ресурса не хочется их ремонтировать, потому что потери туда включат. Долги то же самое, если бы не включали долги, может быть, с должниками разбирались по-серьезному.

Юлия: Тогда бы сами компании были бы заинтересованы взыскивать эти долги.

Ольга: Да. Понятно, что есть истории, которые невозможны к взысканию. Наверное, какую-то процедуру включения в тариф, по крайней мере, этих двух составляющих, которые наиболее сомнительны, с точки зрения потребителя. Мы сейчас говорим о потребителе. Потому что конкретный житель живет в своем доме и видит, что есть должник в соседней квартире, у которого 200-300 тысяч долгов. И понимает, что с него взыскать невозможно, никто не взыскивает, и с другой стороны, понимает, что в тариф его долг включат. С точки зрения потребителя, это очень сомнительная составляющая тарифа.

Юлия: Безусловно, к этому мы еще вернемся. Тут не взыскивают не только ресурсоснабжающие организации, которым сейчас напрямую идут платежи, но иногда платежи заходят через управляющие организации.

Ольга: Вы не забывайте, что на сегодняшний момент, даже если общее собрание собственников приняло решение о прямых расчетах с поставщиками ресурса, то исполнителям этой коммунальной услуги остается управляющая организация или товарищество собственников жилья. Соответственно, все перерасчеты, все сверхнормативные ОДН - это все обязанности управляющей организации. Проверка счетчиков - эта работа ведется управляющими организациями и товариществами собственников. Поэтому взыскивать им тоже придется.

Юлия: Это да, но в большинстве, мы отошли от управляющих организаций. Но зачастую, получается так, что управляющие организации не сильно стремятся все это контролировать. Потому что все можно взять с собственника.

Ольга: Конечно, можно взять, но не должно быть так. Потому что, если собственник платит напрямую поставщику ресурса, соответственно, что остается у управляющей организации или товарищества собственников жилья? Содержание жилья, в которое входит техническое обслуживание и текущий ремонт. Сейчас это единый тариф – содержание жилья. Часть, которую собственник считает, что оплачивать не должен, потому что воду потребил, электричество потребил, заплатил, а потом думает, содержание я вроде как не должен платить. Тоже не правильная ситуация.

Юлия: Безусловно, не правильно. Но здесь вы начали говорить об отключении электричества, других ресурсов. Смотрите, у энергетиков это дело так построено, мы ведь очень давно платим им напрямую. Они эту систему складывали давно, и сейчас она у них настолько отшлифована, что я в свою жилищно-коммунальную плату вношу энергетикам через сайт. Что касается воды и тепла, я не могу разобраться в этой страшной системе. Если раньше мы кидали данные по счетчикам в управляющую компанию, потом она переехала. Разобраться невозможно. Они находятся в зачаточном состоянии по работе с потребителями.

Ольга: Потому что это не их работа. Работа ТСЖ, может быть, не правильна с точки зрения потребителя, с точки зрения поставщика ресурса, была придумана, чтобы они разбирались с потребителем.

Юлия: А что касается газовиков и электриков?

Ольга: В том числе

Юлия: Но там все напрямую

Ольга: Есть жилищный кодекс. Там написано, что все жилищные услуги предоставляет управляющая компания и товарищество собственников жилья. Либо надо менять систему, что управляющая компания и товарищество собственников жилья не являются исполнителем коммунальной услуги, а является поставщик ресурса. Тогда все понятно. Тогда они затраты на абонентские службы начинают вносить в тариф. Сейчас они как могут внести в тариф затратную абонентскую службу? Это не их полномочие, не их обязанность. Это обязанность управляющей организации и товарищества собственников жилья. Поэтому, когда вы думаете, кто должен принимать показания, по идее, управляющая организация или ТСЖ, а они уже перенаправляют поставщику ресурса. Это правильно будет, это их обязанность.

Юлия: Я не совсем понимаю, потому что опять же в ситуации с электричеством, с газом все идет напрямую.

Ольга: Ваша управляющая организация или ТСЖ имеет договор на электричество. Хотя бы на содержание мест общего пользования, на подкачку ресурсов, на освещение. Есть этот договор, он существует в нескольких вариантах. Либо только на места общего пользования, либо на полную поставку электричества. Потому что у нас замечательный закон об электросбережении обязал установить общедомовые приборы учета. А общедомовой прибор учета предполагает расчет по нему. Если у вас управляющая организация или товарищество собственников жилья заключат договор, они рассчитываются по общедомовому прибору учета. По крайней мере, приходит счет, где видно начальные показания и конечные показания. И понятно, что вы можете баланс по каждому своему дому проверить. То есть, сколько на общем счетчике, сколько на индивидуальных, сколько на счетчиках, которые освещают. Если у вас прямые расчеты, то ваша управляющая организация видит только кусочки этой платы. И вы тоже не можете проверить. А правильно ли начисляется электроэнергия? Я вам больше могу сказать, что в старых домах, где потребители не поменяли прибороучет на двухтарифный, нет никаких ОДН. На самом деле, общедомовой прибороучет показывает два тарифа – день и ночь. Если сложить данные индивидуальных прибороучетов и места общего пользования, в киловаттах будет больше. А в рублях нет. Поэтому, там можно не начислять ОДН. А энергетики, так как у них с вами у каждого отдельный договор, его начисляют в любом случае.

Юлия: Вы хотите сказать, что если я плачу газовикам напрямую, поставщикам электричества на другой сайт, управляющая компания не задействована, и мне как потребителю это удобно. Это не правильная схема?

Ольга: Нет, эта правильная схема, но схема, придуманная после того, как появился жилищный кодекс в 2005 году. Она была  введена в 2011 году. Раньше надо было обязательно оплачивать управляющей компании или товариществу собственников жилья. Она правильная, но из-за идеологии жилищного кодекса, который был принят в 2005 году, не должна быть такой. Она появилась из-за того, что появились недобросовестные управляющие организации. Был придуман метод, но при этом не было исключено очень важное звено. Смотрите, коммунальный ресурс входит в дом, где стоит общедомовой прибор учета. До входа в общедомовой прибороучет  - это коммунальный ресурс, у вас из крана течет коммунальная услуга. Из входа в дом ресурс превращается в услугу. Причем, превращать ресурс в услугу должна управляющая организация и ТСЖ. Либо мы меняем всю схему, все платят отдельно, но тогда исполнитель тот, кому платят. А у нас исполнитель – управляющая организация или товарищество собственников жилья. Поэтому я говорю – это кривая схема. Правильная, но кривая.

Юлия: Собственникам удобнее раз в месяц платить напрямую поставщику услуги: за свет, газ, тепло, воду и отдельно поставщику услуги, который обеспечивает дом в плане текущего содержания, текущего ремонта.

Ольга: Не знаю, скажите, лучше 8 квитанций или одна?

Юлия: Для меня хоть 10 квитанций, самое главное, чтобы мои данные, данные моего индивидуального прибора учета, доходили. Сейчас, как я понимаю, они практически не доходят, я передаю на какие-то автоответчики.

Ольга: Поэтому я вам и говорю, что это не обязанность ресурсоснабжающей организации. По идее, это не ее деятельность - собирать показания индивидуальных приборов учета. Потому что показатели находятся на границе ответственности между потребителем и управляющей организацией, а не ресурсоснабжающей. Это существует только в одном случае, при непосредственном управлении.

Юлия: Как по вашему должна выглядеть идеальная схема, к которой мы должны стремиться, удобная для собственников  и справедливая для ресурсоснабжащей компании?

Ольга: Очень просто. У вас есть управляющая организация или ТСЖ, которую вы выбрали законным собранием. Как только выбрали, это головная боль платежей, сбора информации управляющей организации и товарищества собственников жилья. Потому что они должны на этом зарабатывать деньги. Эта управляющая организация или ТСЖ должна вовремя, законно и в полном объеме, который перечислили им потребители, оплачивать ресурсоснабжающим организациям. Это идеальная схема. Но в связи с тем, что есть недобросовестные потребители, все знают про магниты на счетчиках и так далее. Есть недобросовестные управляющие организации, монополисты. Была придумана такая схема прямых расчетов. Вы голосовали за прямые расчеты?

Юлия: Я нет, я вам открою тайну, я и за свою управляющую организацию не голосовала.

Ольга: Вот. Эта кривая, но законная схема, она была придумана как? В жилищном кодексе написано,  что, только если общее собрание собственников проголосовало за прямые расчеты, это тогда действует. В большинстве случаев это называется агентский договор. Ваша управляющая организация заключает с поставщиком ресурсов агентский договор, что они собирают сами или через кого-то. Эта схема была придумана не от хорошей жизни.

Юлия: Я напоминаю, что у нас сегодня в программе «Домоуправ» эксперт в схеме ЖКХ Ольга Колоколова. У Ольги Аркадьевны есть приемная, ее телефон 2101061, вы можете после эфира звонить и задавать вопросы по телефону этой приемной. У нас работает мобильный эфирный телефон 89638701000, можете отправлять свои вопросы на смс, вайбер, вотсап, телеграмм, есть эфирная айсикью 404582017. Мы сейчас прервемся на рекламную паузу, затем выпуск федеральных новостей, но после этого вернемся в программу «Домоуправ».

14 часов 33 минуты в Перми. Продолжается программа «Домоуправ». У микрофона Юлия Хлобыст и постоянный эксперт в сфере ЖКХ Ольга Колоколова. Ольга Аркадьевна, добрый день.

Ольга: Добрый день

Юлия: Как-то мы ушли от общих, глобальных проблем к частным. Это тоже глобальная проблема, если реформа тарифа образования будет на федеральном, краевом уровне, возможно, она наведет порядок в сфере тарифа образования. То остается регулирование деятельности управляющих организаций. У меня такое впечатление, что регулирование в сфере управляющих организаций сегодня в удручающем состоянии.

Ольга: Очень многие надеялись, что, если в 2015 году введут лицензирование, то недобросовестные организации, которые существовали, прекратят свою деятельность. Они вперед всех лицензии получили. Мы не с первого раза получили, неправильно сайт заполнили. А вы знаете, как недобросовестные получили лицензию? Они сделали нулевые лицензии с управлением домами. Не нужно подтверждать, что ты управляешь, не нужен сайт заполнять, потому что у тебя 0 домов. А потом перевели из своих старых управляющих организаций в новые управляющие, которые уже получили лицензии. Наш хитрый человек обойдет любые законы. К сожалению, лицензирование не решило проблемы.

Юлия: Идея была правильная. Дать управляющим организациям статус, что они могут выполнять какие-то работы.

Ольга: Пока деятельность по лицензированию идет 2 года. И бывают такие казусы, как, например, лицензируются только управляющие организации, товариществам собственников жилья не нужно получать эту лицензию, потому что это другой статус, некоммерческая организация. Не особо контролировалось, как заполнялись сайты реформ ЖКХ. Есть товарищества собственников жилья, которыми реально управляют председатели еще 90 годов. Они уникальны и не всегда могут позволить себе нанять приличного юриста, экономиста, который выложил бы это на сайт. И у них был в этом пробел. Что делают некоторые недобросовестные управляющие организации? Они ищут ТСЖ, приписывают дома, делают незаконные протоколы, пишут в лицензионную комиссию. А у лицензионной комиссии есть инструкция, как поступать, они смотрят, есть протокол, есть заполненный сайт, значит  все. Они не следят за подписью, это же не избирательная комиссия, которая может карточки регистрации поднять и посмотреть та подпись или нет. Потом товарищество собственников жилья бегает, судится и пытается исключить из лицензии дом, который не принимал решение о смене собственности управления.

Юлия: То есть, на ваш взгляд, лицензирование – это ненужная вещь?

Ольга: Может быть, нужная. Тогда нужно по-другому определять, по профессионализму работников, по опыту работы. Если такая история, что дом меняет способ управления, мы посмотрели практику в других регионах, чтобы исключить из лицензии недобросовестно включенный туда дом, нужно идти и судиться. Очень серьезная ситуация. Понятно, что ей и правоохранительные органы заинтересовались, и жилищный надзор. К сожалению, такой пробел. Формальное отношение к лицензированию.

Юлия: Я смотрю, что сегодня происходит на рынке управляющих организаций, и у меня нет четкого понимания, как этот рынок можно регулировать, как сделать его прозрачным, понятным и эффективным. Потому что сейчас уповают на эффективного собственника, но это замкнутый круг, потому что управляющая организация говорит, ребят, вы самоорганизовываетесь, потом идите, проверяйте, контролируйте. Но мало того, что собственники не привыкли. У нас 70 лет все по-другому было. Когда это старые, большие дома, очень сложно эту махину повернуть. С другой стороны, контролировать управляющие организации, не имея никаких полномочий, убиться можно.

Ольга: Уровень доверия к выбору управления и вообще к любым процедурам сейчас низок. Сколько человек ходит на собрание? Человек 10-15. Причем, если в доме все хорошо, то еще меньше. Если в доме есть негатив, то придут те, кто хотят высказать это мнение, которые понимают, что они обращались уже и к ВГЖ, прокуратуру и так далее. Наверное, это общероссийская проблема, связанная не только с ЖКХ, но и со всей действительностью. Когда должно быть нормальное судопроизводство, должны быть нормальные конкурентные отношения, должны быть нормальные ограничения монополистов, это вещи общего характера. Сфера ЖКХ очень близка к потребителю. Если дом задастся целью сменить управляющую организацию и самоорганизуется, он это сможет сделать. Уровень юридической грамотности сейчас у населения высок, потому что жилищный кодекс поменялся в 2005 году, почти 12 лет жилищному кодексу, все-таки уровень повышается. Знают, куда жаловаться, как жаловаться. Слава богу, появился сайт реформ ЖКХ, там можно посмотреть, какая у вас управляющая организация. С 1 июля будет сайт Гис-ЖКХ, где, если до конца года не будут размещены счета, можно не платить коммунальные и жилищные услуги. Судя по популярному сайту кап.ремонта, который часто подвисает, нельзя найти свой дом и зайти в программу. Не знаю, как это будет, когда загрузят такую махину, все лицевые счета всех потребителей, это будет весело. А если у тепловиков один, у электриков другой, газ, вода – весело будет.

Юлия: Будем смотреть. С 1 июня появились изменения в оплате услуг ЖКХ, превышение нормативов потребление коммунальных ресурсов теперь будут оплачивать не жильцы, а управляющие компании. Речь идет о общедомовых услугах: горячей, холодной воде, электричестве, отоплении, водоотведении. Управляющая компания не вправе выставлять жильцам счет, который превышает норматив, даже если положено в месяц 100 кубометров воды, а дом потратит 120, то разницу обязаны покрыть коммунальщики.

Ольга: Я вам открою страшный секрет, на самом деле в управляющей компании есть только те деньги, которые заплатил потребитель. На сегодняшний день никакая управляющая организация не будет из своей прибыли платить те деньги, которые она не должна платить, которая не потребила. Понятно, борьба за экономию, утечки, надо делать проверки счетчиков, понятно, что есть недобросовестные потребители. Но при этом, что сделал законодатель? Он вынес потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды из коммунальных услуг в жилищные услуги. Что у нас жилищная услуга? Это содержание жилья. Куда входит, техническое обслуживание, текущий ремонт и ОДН. Потребитель не получит в строчке коммунальных услуг сверхнормативное ОДН, он получит его в жилищных услугах. Управляющая организация отчитается, отчеты за 17 год мы увидим в 18, сверху норматива ОДН поставят строчку «отчет по содержанию жилья». Они уменьшили возможность ремонтировать и содержать. Где-то стало меньше, где-то стало больше.

Юлия: Пока на этой негативной ноте, но мы ждем, что будет по-другому. Это мы говорим про федеральный уровень, об изменениях на региональном уровне мы совсем скоро узнаем. Напомню, что сегодня в программе «Домоуправ» была эксперт в сфере ЖКХ Ольга Колоколова. Телефон приемной Ольги Аркадьевны 2101061, по нему вы можете задавать вопросы, обращаться с проблемами. На этом программа «Домоуправ» завершена,  у микрофона работала Юлия Хлобыст, мы с вами прощаемся, до свидания.

Ольга: Всего доброго.

Программа вышла 2 июня.


Обсуждение
2297
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.