Верхний баннер
19:27 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:37, 07 августа 2020

Люди с синдромом дефицита внимания заболевают коронавирусом чаще других - вывод израильских медиков

Семейный врач, ассистент профессора кафедры семейной медицины Тель-Авивского университета Евгений Мерзон о коронавирусе и отношении к этой инфекции.

Люди с синдромом дефицита внимания заболевают коронавирусом чаще других - вывод израильских медиков

«Разговор о том, что «все переболеем, потому и маски носить не нужно» — это неправильный подход. Заражение нужно оттянуть как можно дольше. Никто не знает, как иммунитет среагирует на новую болезнь», об этом и не только в эфире радио «Эхо Перми» ведущая Евгения Романова поговорила с врачом-терапевтом из Израиля Евгением Мерзоном.

Вернется ли в мир футбол с болельщиками на стадионах? И почему врачи против этого? Как рассеянность способствует заражению? И что сделать, чтобы россияне снова стали ответственно относиться к своему здоровью и надели маски?

Об этом и не только в эфире радио «Эхо Перми» поговорили с врачом-терапевтом из Израиля Евгением Мерзоном.

- Расслабляться рано, нужно продолжать соблюдать индивидуальные меры защиты: часто мыть руки, носить маску и соблюдать дистанцию. Только это может противостоять массовому заражению, пока учеными не придумана вакцина от COVID-19. Если есть возможность не заболеть, то для этого нужно предпринять все возможное.

— В специализированной медицинской литературе было опубликовано ваше исследование. Вы пришли к выводам, что гиперактивные люди, а если говорить медицинским языком, люди с заболеванием СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) чаще заражаются коронавирусом. Используем эту информацию как инфоповод, чтобы поговорить с вами о том, что коронавирус представляет из себя на сегодняшний день. Давайте начнем с данного исследования. Как вам удалось найти столько людей с диагнозом СДВГ?

— Начнем с того, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью — неврологическое заболевание, которое диагностируют в детстве и продолжают лечить и во взрослой жизни. Раньше детей, которые не могут усидеть на месте, называли ленивыми, неорганизованными, рассеянными. Но со временем неврологи поняли, что это особенности развития мозга и осуждать таких детей нельзя, нужно проводить лечение и корректировать поведение. При СДВГ у людей нарушаются когнитивные функции: такие люди не могут подчиняться правилам, строить планы, обращать внимание на мелочи, сосредоточиться на чем-то — им все это дается в десять раз сложнее, чем остальным.

— Я поняла. Но как эта история связанна с коронавирусом?

— А я вам объясню. Я с начала эпидемии коронавируса в Израиле работал в Едином консультационном центре по управлению эпидемией коронавируса. Я общался со многими заболевшими, решал, где они будут проходить обсервацию, а как известно, у нас все карточки пациентов в электронном формате. У меня был доступ к их историям болезни. И я отметил, что у кого положительный анализ — у многих из них есть и СДВГ. После этого я решил сделать с коллегами данное исследование. Мы посмотрели все данные, тех людей, кому сделали анализ на COVID-19, и выделили отдельно группу людей с синдромом дефицита внимания. Их оказалось в 1,5 раза больше в процентом соотношении. Риск заразиться коронавирусом у них был на 65% больше, чем у остальных.

— С чем это связано?

— С тем, что одна из проблем СДВГ — это дефицит управляющих функций, человеку сложно собой управлять и для него нет авторитетов. Получается, такие люди чаще не носят маску, пренебрежительно относятся к требованиям индивидуальной безопасности, трогают на улице лицо руками и не могут сидеть в изоляции. Если они хотят поехать на шашлыки, они садятся в машину и едут, и им все равно, что власти просят всех оставаться дома в изоляции.

— Получается, COVID-19 от нас от всех требует сосредоточенности?

— Именно. Единственная возможность предотвратить вирус, пока не изобретена вакцина — это соблюдение правил Минздрава: сокращение социальных контактов и мытье рук. Для человека, у которого есть проблема с самоконтролем, тяжело организовать себе, казалось бы, простые вещи, поэтому они чаще заражаются. Еще одна гипотеза — правда, мы ее пока не подтвердили: у людей, у которых есть СДВГ, повышена сенсорная чувствительность, они, например, не могут носить свитера или вещи с бирками и со швами. Знаете, бывают такие «кусачие» свитера, все чешется. Вот такие люди не выносят маски на лице. Утверждают, что на маски уних аллергия. Для таких людей носить маску бывает очень тяжело, неприятно, они чаще трогают лицо, им кажется, что они задыхаются в ней.

— Честно говоря, глядя на то, как пермяки расслабились и поснимали маски, получается у многих из нас есть СДВГ, либо тут живут очень безответственные люди.

— Ну, как правило, процент людей с данным диагнозом разнится по странам, но в общем их от 5 до 10%. Но я не хочу объяснить все проблемы COVID-19 только наличием СДВГ. Это в принципе первое исследование в этой области, где мы обнаружили эту связь, здесь очень много других факторов, которые могут влиять.

— Понимаю, я с иронией вас спросила. Но по большому счету, оказывается, в России люди расслабились и не понимают угрозу новой болезни?

— Потому что не состоялся тот апокалиптический прогноз, который был обещан. Что-то похожее с пандемией пытались отразить сценаристы фильма «Заражение». В кино были страшные кадры, когда люди заражаются на улицах и тут же падают замертво. Эта история не сбылась, и слава богу, но люди увидели, что в реальности все не совсем так, и перестали верить в серьезность этого вируса и в серьезность требований Минздрава. Кстати, вы знаете, что одним из консультантов сериала был доктор Энтони Фаучи, главный эпидемиолог США? После того, как вышел фильм, его и спецслужбы Америки обвинили, что сценарий кино пытаются воплотить в жизнь. Но я в теории конспирации не верю.

— Там, где вы сейчас, большинство ходят в масках?

— Да в Израиле большинство в масках. У нас есть тут политические баталии и демонстрации против властей. Вижу, к сожалению, их без масок. Или маску надели и она сползла в районе пупка. Это нехорошо и опасно, и всем этим демонстрациям не время. Давайте разберемся с коронавирусом, а потом все остальные проблемы будем решать. Когда ко мне заходит коллега, он надевает маску, если я сижу в поликлинике и идет прием, когда приходят в пациенты, все в масках.

— Что должно заставить россиян надеть маски?

— Я не знаю, как в Перми, штрафовали ли кого-то. У нас люди боятся штрафов. Если человек появляется в общественном месте без маски, к нему может подойти представитель полиции и мэрии и оштрафовать. Введены штрафы и против владельцев бизнеса. Если человек заходит в булочную, ему говорят, чтобы он надел маску, «а то не буду обслуживать». Ведь могут оштрафовать и продавца, и бизнес, если заметят нарушения. Это абсолютно четко, у нас ответственные люди. Встречаются безответственные, несколько раз присутствовал при таких конфликтах. В булочную зашел человек без маски, у него несколько раз продавщица потребовала надеть, он начал спорить. Я ему сделал замечание как врач. Он послал меня. Я достал телефон, сфотографировал и послал жалобу в полицию. И поставил его фото в соцсети. У нас все четко. Мы боремся с такими людьми.

— Как удается в Израиле сдерживать пандемию?

— С одной стороны, мы видим, что процент зараженных людей растет, но процент с тяжелыми последствиями от коронавируса небольшой, также сохраняется низкая смертность. Это можно объяснить разными ситуациями, например, успехами медицины. А также у нас есть такое любопытное приложение — технологии спецслужб, — которое сообщает человеку, что в магазине, в который он зашел, или на улице, по которой он прошелся, пять минут назад был ковидный больной. Цель его, чтобы человек проверился сразу, заразился он или нет. Чем раньше выявляем, тем легче лечить. Это приложение вызвало много споров, но врачи видят в нем пользу.
Самое интересное, что этот вирус — вариант русской рулетки, абсолютно нельзя предсказать, когда заряжаешь барабан и крутишь его, кто заразится, а кто нет. Мы уже поняли, что есть люди, которые заражаются и у которыхесть много побочных заболеваний — диабет, высокое артериальное давление и болезни сердца, и у них может быть бессимптомное протекание болезни, в то же время я наблюдал 11-летнюю девочку, вполне здоровую, которая после заражения лежала под ИВЛ.

— Дайте прогноз. Чего ждать дальше? Ученые всего мира сейчас изучают ковид — в каком направлении?

— Идет большая работа по тому, как лечить людей в больничных условиях. Используются различные препараты — противомалярийные, противовирусные, препараты против цитокинового шторма (это потенциально летальная реакция иммунной системы — прим. ред.), которые могут снять осложнения. Идут попытки понять, как происходит распространение болезни. Если человек заразился ковидом, это не значит, что вся семья заразится. Есть люди, которые заразились, а есть те, кто нет. Почему? Пока ответа нет. Как лечить людей, у которых есть легкие или средние симптомы? Одно дело — лечить от пневмонии, а если есть только высокая температура? Нужно ли давать ему антибиотики или нет, нет ответа на вопрос.
Я считаю, что ситуация будет ухудшаться, потому что добавятся сезонные заболевания, такие как грипп. И будет сложно делать диагностику, что это — ОРВИ или COVID-19 ? Будет очень серьезная нагрузка на систему здравоохранения, но я надеюсь, что ошибусь. Из-за страха, что система здравоохранения может не выдержать, опять могут вводить карантин, предположительно это случится в начале ноября, конце октября. Вряд ли будет разработана к тому времени вакцина.

— Подождите, а как же постоянные сообщения о ее разработке в России и проверке на добровольцах?

— Трудно сказать, насколько можно доверять этим данным. Обычно на разработку вакцин уходит много времени. Не знаю, когда будет разработана вакцина и когда будет ее массовое распространение, а также я допускаю, что будет невысокое желание ее использовать у части населения. Не забывайте об антипрививочниках.

— Что до сих пор закрыто в Израиле? У нас требуют открыть бассейны и спортивная общественность и пермяки. Как вы считает, что уже можно проводить, а что нет?

— Сложно сказать. В Израиле все было закрыто, потом одно время открыли, и начался резкий всплеск. Я считаю, что не совсем правильно открывать школы и детсады. Понимаю, почему это сделали, чтобы люди вернулись на работу. Но дети — основные разносчики ковида. Сейчас у нас каникулы, но что будет осенью, не знаю. Бассейны сначала открывали, потом закрывали. Все-таки безопасно плавать в море, но насчет того, убивает ли хлорка вирус — это спорный вопрос. Должно быть открыто то, что жизненно необходимо. Я противник массовых зрелищ — кинотеатров и футбола. Хотя я сам и не болельщик.

— Тогда понятно, почему вы против футбола.

— (смеется) Ой, фанаты футбола меня проклянут, но я выскажусь. Если смотреть футбольные матчи, видно, что люди обнимаются и целуются, эмоции зашкаливают. Там крики и пускают волну, нет социальной дистанции. Это один из самых социальных видов спорта. Фанатам важно быть вместе и рядом, кричать «Судью на мыло!», кричать «Гол!», и с этим криком представляете, сколько вирусов вылетает? Не против трансляции футбола, пусть пинают мяч, но при закрытых трибунах.

— Так ведь это уже не футбол?

— Да, верно. Весь смысл футбола теряется. Весь кайф — пообщаться, пустить волну, выпить пиво из одной банки. Безусловно, на футболе, если вернется эта культура болеть за свою команду на матчах, то распространение вируса будет мгновенное. Чем больше социализация, тем больше заражаемость. Вот и получается, что вирус не страшен интровертам, которые любят посидеть дома одни.

— Дайте рекомендации слушателям: что сделать, чтобы не заразиться? Многие считают: «Зачем носить маски, все равно все переболеем».

— Важно не заразиться, потому что разговор о том, что все переболеем — это неверный подход. Может, легко переболеете, а может, будут необратимые последствия для иммунитета: легочный фиброз, синдром Кавасаки, инсульт. Я не рекомендую переболевать. Нужно сделать все возможное, чтобы не заразиться. А чтобы не заболеть, нужно соблюдать социальную дистанцию, меры гигиены — ношение маски в общественных местах, мыть руки, дезинфекция поверхностей, использование санитайзеров.
По возможности — занятия спортом, правильно питаться, принимать витамин D. У нас вышло исследование о связи заболеваемости COVID-19 и уровня витамина D.
Витамин D является мощным протективным фактором против заболеваемости и смертности от коронавирусной инфекции. Я рекомендую принимать профилактически витамин D. Даже в солнечном Израиле большой процент людей с низким уровнем витамина D. Это связано с тем, что у нас жарко и люди боятся выходить на солнце из-за риска рака кожи и используют много защитных кремов для кожи. Пока это все рекомендации.

Ковид есть и останется с нами, через несколько лет мы приобретем стадный иммунитет — такой подход у ученых в Голландии, Швеции, Англии. Быстрое приобретение стадного иммунитета привело к колоссальной смертности, эти страны — лидеры Европы по смертности. Но это не значит, что их план провалился и что стадный иммунитет — это не то, что спасет нас от коронавируса. Просто вопрос, как быстро нужно его приобретать и какой ценой. Я считаю, что через какое-то время мы приобретем его, но надо ждать, когда ситуация с лекарствами и вакциной будет намного лучше, чем сейчас.


Обсуждение
4378
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.