Верхний баннер
18:37 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:47, 05 ноября 2021

Психологи Александр Вихман и Денис Смирнов о родительской компетентности и создании безопасной психологической среды для детей

Гости: Александр Вихман, доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук, практикующий психолог, и Денис Смирнов, декан факультета психологии ПГГПУ, доцент, кандидат психологических наук, практикующий психолог.

Тема: важность родительской компетентности, проблема доступности психологических, правовых, педагогических и специальных (логопеда, дефектолога) услуг, родительское образование в ПГГПУ. 

Психологи Александр Вихман и Денис Смирнов о родительской компетентности и создании безопасной психологической среды для детей

Фото: Денис Смирнов и Александр Вихман (слева направо)

В ПГГПУ ЗАПУСТИЛИ ПРОЕКТ "РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Автор сюжета Роман Попов:

13:05. Роман Попов у микрофона. Это "Дневной разворот". Сегодня пятница. Всем здравствуйте. Михаил Пьянков работает за звукорежиссерским пультом. Давайте представлю сегодняшних моих гостей. Александр Вихман, доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук, практикующий психолог – Пермский государственный Педагогический университет. Александр Александрович, здравствуйте.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Здравствуйте, дорогие слушатели.

Автор сюжета Роман Попов:

Денис Смирнов – декан факультета психологии, доцент, кандидат психологических наук, тоже практикующий психолог, и тоже Педагогический университет. Денис Олегович, добрый день.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Добрый день. Всех приветствую.

Автор сюжета Роман Попов:

Сегодня мы очень подробно и долго говорим о современных родителях. Вообще у нас есть формальный повод об этом поговорить. Дело в том, что этой осенью в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете был запущен такой проект, который называется "Родительский университет". Давайте сразу расставим точки над "И". Александр Александрович, Денис Олегович, кто расскажет, о чем идет речь вообще? Что такое "Родительский университет"?

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Да, мы сегодня здесь собрались, чтобы рассказать про проект "Родительский университет". Это проект, который реализуется не только у нас в Пермском крае. Это одна из частей, скажем так, федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". И вот в рамках данного проекта в разных частях нашей страны создаются на базе десяти педагогических вузов такие структурные подразделения под названием "Родительский университет", которые решают одну такую из важных, мне кажется, и не лишенных, безусловно, смысла задач – это повышение родительской компетентности, и сегодня мы об этом будем говорить, и увеличение как бы доступа, да, психолого-педагогических услуг для родителей. То есть мы создаем разные форматы, где родители и, ну, вы знаете, есть родители побогаче, есть родители победнее, есть родители, которые живут далеко, да, в глубинке, им сложно приезжать в наш, там, краевой, допустим, психологический центр. И вот для таких разных родителей, имеющих разные возможности, имеющих разные финансовые, материальные, временные, да, мы создали вот этот родительский университет, в котором вот закладываем такой смысл – повышение родительской компетентности.

Автор сюжета Роман Попов:

Денис Олегович, как это выглядит визуально? Просто пока это звучит красиво, но визуально? Это правда какое-то помещение, какие-то, я не знаю, кабинеты, таблички, аудитории, то есть прямо университет-университет?

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Да, это будут таблички, это будут аудитории. В настоящий момент времени в педуниверситете осуществляется грандиозная перестройка корпусов, в частности, сейчас перестраивается второй корпус. Первый этаж будет полностью отведен для психолого-педагогического кванториума. Создаются лаборатории, создаются интерактивные, самые современные лаборатории, в которых планируется проведение занятий непосредственно для родителей.

Автор сюжета Роман Попов:

Александр Александрович, слушайте, при всем уважении, такое ощущение создается, что у нас родители прямо, я не знаю, с годами стали еще более инфантильны, чем мы о них думали раньше. То есть сейчас мы должны учить родителей быть родителями.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, здесь можно, конечно, и так воспринимать, но, знаете, вот мы с Денисом Олеговичем сталкиваемся с разными проблемами, занимаемся разными такими жизненными сложностями, детскими жизненными сложностями, начиная с таких простых, может быть, там, как социализироваться в интернете, да, как общаться и заканчивая достаточно сложными, например, буллинг или очень, ну, наверное, самая такая животрепещущая, да, тема – детские суициды, например. И где бы мы, с кем бы мы ни работали, с какой бы темой мы ни работали, мы видим одну важную тенденцию – увеличивается роль родителя во всех профилактических, сопровождающих мероприятиях в данной теме. Без родителя уже сложно. Знаете, вот если, допустим, взять тему буллинга, да, один психолог, конечно, в школе может геройствовать и стараться что-то там организовать вместе, там, с завучем, педагогами может быть, но без родителя это будет не очень эффективно. И вот это общая тенденция. То есть это не говорит о том, что родители стали, там, глупее или еще что-то. Просто их роль, их значимость в социализации ребенка в образовании растет. И это общемировой тренд, в том числе и у нас в стране.

Автор сюжета Роман Попов:

Денис Олегович, а до какого возраста тогда родитель – родитель? Мне просто интересно. Вот вы говорите, роль растет. Я-то изначально предполагал: а, нет, это мы просто все взрослые дети, нас еще научить нужно быть родителями. А Александр Александрович говорит: нет, дело в том, что все сложнее и сложнее жизнь, и роль родителя долго еще, там, будет важной. До какого возраста будет важно? До какого возраста я – важный родитель?

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Ну, согласно концепции нашего великого отечественного педагога Василия Сухомлинского, родитель – это навсегда. И основная проблема, с которой мы сталкиваемся, с тем, что в современном мире именно родительская позиция, она сходит на нет. Нам необходимо как раз усиление этой родительской позиции, субъектной позиции, ответственной позиции. И все дело в том, что я, как родитель, сталкиваюсь с проблемой принятия своего ребенка на каждом этапе его возрастного развития, будь то факт его рождения, 1 год, 3 года, 15 лет, 20 лет, даже 40 лет, потому что я всегда буду родителем для своего ребенка. И вот это ключевой момент нашей идеи, заключающийся в том, что како бы проблемы с ребенком начинаются тогда, когда родитель уходит с родительской позиции. Ребенок это чувствует и реагирует негативным поведением на то, что родитель сбегает с родительской позиции.

Автор сюжета Роман Попов:

Слушайте, а уходит куда? Я всегда считал, что это вроде как вообще просто такая мечта, когда родитель превращается в друга для своего ребенка, что-то там такое. Вы говорите: родительская позиция, родительская позиция.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Да, здесь сочетание вот этих двух моментов. Позиции могут быть равностными, и, как говорят классики, мы должны быть друзьями для своего ребенка. Но, с другой стороны, мы пришли в этот мир чуточку раньше, мы более сориентированы, и позиция старшинства, она в любом случае остается.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну да, здесь не такая как бы однозначная ситуация. Вот можно на примере одной из важных тем, которой мы также в "Родительском университете" занимаемся, начали только, да, это родительская медиация интернет-использования детей, использования интернета детьми. И, с одной стороны, вот это важнейший фактор, да, который влияет на столкновение ребенка с онлайн-рисками, и вот испытание на себе негативных этих факторов интернет. И родитель здесь должен, с одной стороны, быть действительно в ситуации доверия с ребенком, он должен все это вместе обсуждать, он должен, если ребенок, допустим, в Тик-Токе находится, ребенок тоже должен, ну, хотя бы попытаться в этой сети как-то немножко социализироваться, адаптироваться. Но, с другой стороны, родительский контроль никуда не девается. С другой стороны, родитель более, ну, как бы он может прогнозировать эти риски. Здесь – баланс между тем, чтобы быть другом ребенку, да, но в то же время не забывать и о свое родительской ответственности.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Это баланс между любовью и строгостью. Это очень сложное сочетание, но это вот как раз искусство родительских отношений.

Автор сюжета Роман Попов:

Разве великая магия родительства не заключается в том, чтобы постепенно все аккуратнее, аккуратнее сначала отпускать поводок на всю длину, а потом вообще отцеплять поводок?

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, это вот, собственно, это, допустим, в теме интернет, да, медиаторства это приводит к тому, что родитель просто не знает, чем занимается ребенок в интернете.

Автор сюжета Роман Попов:

Очевидно.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

И потом возникает такая ситуация, что: удивительно, а ты, оказывается, здесь страдаешь, а я даже об этом даже не подозревал, а все друзья, все, кто в этой соцсети находятся, они все все видят прекрасно и как бы удивляются, почему родитель такой исключенный из семьи фактически получается.

Автор сюжета Роман Попов:

Ну, то есть правильно вовлеченный родитель – это родитель, который…

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Да, да, гармонично…

Автор сюжета Роман Попов:

ВКонтакте, потом в Тик-Токе, и вот это все.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Какой-то баланс должен быть, да, какой-то вот… Родительская компетентность – это не какой-то феномен, это феномен, который в процессе выстраивается у индивидуальной семьи, который учитывает индивидуальность ребенка, индивидуальность родителей. Здесь это, это все гораздо более глубже.

Автор сюжета Роман Попов:

Итако, ближайшие несколько минут мы посвящаем наш эфир такому термину как "родительская компетентность". Вот у меня несколько строчек пресс-релиза, который наши коллеги с педуниверситета набросали для нашего эфира. Ну, как бы такой план составить, чтоб мы не забыли. Итак, без участия родителей не создать безопасную и психологически здоровую среду образования ребенку. Ну, ОК. Родитель и педагог – важные союзники. Ну, да. Но дальше: компетентность родителя нужно повышать. Денис Олегович, а в чем компетентность-то нужно повышать? Я и так вроде все знаю о ребенке, ну?

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Мы должны разобраться прежде всего в самом понятии "родительская позиция", потому что часто родительская позиция рассматривается как некоторый контроль сверху, родительская позиция часто рассматривается как некоторая назидательная позиция. Но речь идет о таком в большей степени бытийном состоянии человека: я готов быть с тобой всегда. Это очень непростая, простое и в то же время очень непростое понятие. Потому что часто вот, когда родитель ведет ребенка, например, в детский сад, внутренняя позиция родителя заключается в том, чтобы избавиться от ребенка, то есть я его сдаю в детский сад, а сам иду на работу. Ребенок это, опять же, чувствует, потому что в этот момент времени он чувствует, что его отец или мать собираются от него сбежать. И здесь начинаются некоторые проблемы.

Автор сюжета Роман Попов:

Хорошо, ОК. То есть это как бы неправильно. А правильно как?

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Правильно: внутренне я нахожусь с тобой. Вот этот очень такой парадоксальный момент. Это выражается во внутреннем состоянии человека, это выражается в его взглядах, это выражается в его прикосновениях, разговоре и тому подобное. То есть в данном случае речь идет о необходимости развития навыков особого и поведения, и, самое главное, некоторого мировоззрения.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, да. Здесь вот три важных компонента, когда мы говорим про родительскую компетентность, то это, безусловно, знания, да. Надо знать, например, ресурсы. Ну, мы – Педагогический университет, мы больше ориентируемся на систему образования, ну, и дети все-таки в основном находятся в ситуации обучения, да. Поэтому родитель должен знать, что ему положено, да, какую ответственность он несет, какую ответственность несет школа, что такое семейное образование, где можно какие ресурсы получить. То есть знание контролировать – достаточно важно. Но знание без опыта, да, без практики, в общем-то, не очень эффективно. И более того, без, вот что Денис Олегович говорит, без ценностной установки, без мировоззрения. На это ориентируются очень многие: знания, опыт и ценностные установки. Вот это три больших компонента разной глубины. Знания мы можем просто рассказать родителю, а вот ценностные установки, мировоззрение мы должны формировать долго, мы должны как бы вот погружаться вглубь. Здесь, знаете, вот слово "предубеждение" обычно воспринимается как негативное, да, но на самом деле, да, если так задуматься, "пред убеждение" – это вот именно те мировоззренческие установки, которые влияют на поведение, на приобретение знаний, на все. И вот родительская компетентность – это и знания, и опыт, и работа с мировоззрением.

Автор сюжета Роман Попов:

То есть вот смотрите, я понимаю, что, придя в Педагогический университет, знания я, допустим, получу. Ну, то есть в это время такая-то лекция, мне рассказали, это как бы ОК. Но как вы мне в Педагогическом университете объясните, как прикасаться к ребенку и что ему говорить, чтобы он не почувствовал, что я от него хочу отделаться в тот момент, когда я его сдаю в детский сад. А я ведь именно что хочу отделаться.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Для этого – система тренингов. Она также разработана. Система тренингов, система особых упражнений, практикумов, интенсивов, даже семейных лагерей. В принципе, у нас есть опыт проведения их.

Автор сюжета Роман Попов:

Это тоже все в рамках университета?

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Может быть даже, да, есть смысл перечислить, что такое "Родительский университет". Во-первых, это практически ежедневная, ну, в будни служба консультирования родителей по любым вопросам.

Автор сюжета Роман Попов:

То есть, если вдруг что-то прямо достало и я чувствую, я не справляюсь, я должен знать, что Педагогический университет в центре города, я прихожу - и вот есть люди, которые меня послушают.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Да, да, да. Телефон: 215-20-11, с девяти утра до девяти вечера, да, всегда есть на том конце заинтересованный, значит, человек, который выслушает. Если это по силам ему, поможет непосредственно при звонке. Если нужна какая-то консультация специалиста, у нас целый педагогический университет, у нас есть специалисты, занимающиеся дошкольным возрастом, детьми, особыми детьми, начальные классы, у нас две кафедры психологов. То несть у нас большой достаточно гуманитарно ориентированный университет.

Автор сюжета Роман Попов:

Еще раз, 215-20-11. Это вот уже сейчас…

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Это уже сейчас, да.

Автор сюжета Роман Попов:

Просто я могу позвонить, сказать: слушайте, я всю жизнь был спортсменом, а этот зараза, оказывается, курит.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, да. Пока мы любые вопросы, да… У нас есть сайт roditel.pspu.ru, где вы можете оставить заявку, да, и написать свою просьбу, если вам сложно говорить по телефону, если вы как-то вот, ну, я не знаю, вам нет возможности. Вы можете написать, да. Мы вам перезвоним, мы вам напишем, да, как вам будет удобно. То есть родительский университет – это непосредственно, ну, фактически, да, ежедневная помощью родителю по его запросам. Это родительский лекторий. Который у нас откроется с Нового года. Ну, у нас сейчас ремонт идет. Фактически  где-то, наверное, в феврале будет… и проблема с ковидом, безусловно, это очень важная вещь. Родительский лекторий, где у нас серия, значит, просветительских мероприятий. Знаете, очень важно иногда вот хотя бы понять, какие мифы есть вот в той или иной теме. Ну, допустим, если говорим про детские суициды, очень много сильно негативно влияет такая мифология, что, допустим, об этой теме нельзя говорить с ребенком, иначе спровоцируешь. Это обрубает коммуникацию. Это как бы ребенка… он становится одиноким. Поэтому лекторий – объяснения про мифы, про возрастные особенности – это очень важная деятельность профилактическая, информационная и так далее. У нас в этом педагогическом кванторуме, в принципе, есть место и для науки. То есть мы изучаем родительство как феномен, да. И здесь родитель тоже может даже более глубоко погрузиться в эту тему, стать нашим, там, партнером в этой сфере. У нас есть фестивали, да, где родитель может прийти и так в интенсиве, да, нарастить свои вот эти психологические мускулы. У нас есть вот эти родительские лагеря, ну, и так далее. Мы в самом начале пути фактически, да. И этот проект, я думаю, будет дальше продолжаться. И вот тот смысл – то, что мы тут сидим сейчас и по радио, да, беседуем, это как бы в том числе и показать, что есть такая возможность для родителя очень разно, разными способами, формами повысить свою вот эту родительскую компетенцию, да.

Автор сюжета Роман Попов:

Теперь давайте еще определим. Родитель – это только папа-мама, или бабушка-дедушка – это тоже родитель? Мне кажется просто, это важно – расставить точки над "И".

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Можно сразу ответить, что современно понимание семьи – это не папа и мама, это все, кто может называться родителем. Есть такие семьи, где бабушка и дедушка больше родитель, чем мама и папа, да. И вообще сейчас почему мы даже об этом говорим… Ну, ты продолжишь, да, Денис, про то, что сейчас несколько все-таки меняется вот это традиционное понятие семьи. Традиционное понятие семьи неизбежно меняется, вот эта консервативная патриархальная семья. В ней есть, безусловно, свои плюсы, но современность диктует, что у родителей должны быть более гибкие компетенции, чем какие-то консервативные.

Автор сюжета Роман Попов:

Денис Олегович, и вы согласны сейчас с Александром Александровичем?

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Я хочу добавить еще.

Автор сюжета Роман Попов:

Давайте.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Добавить саму идею концепции современного образования российскую, где подчеркивается необходимость как раз диалога между субъектами образования, именно диалога: родитель, учитель, ребенок, администрация. То есть формирование вот этой субъектной, ответственной, активной, инициативной позиции вот этих, условно говоря, четырех сторон. Потому что мы наблюдаем все-таки момент некоторого либо диктата сверху, либо, так сказать, игнорирования друг друга. Но наша миссия – это создать пространство диалога между субъектами образовательного процесса. И "Родительский университет" как раз направлен на усиление родительства как такового.

Автор сюжета Роман Попов:

Слушайте, вы – какая-то пятая колонна, смотрите.  В тот момент, когда у нас вся страна нацелена на развитие духовных скреп, на какие-то возвращения патриархальных ценностей, когда у нас, если уполномоченный по правам ребенка, то это непременно с 18-тью детьми жена священника, когда у нас с самого высшего уровня снова фактически нам объясняют, что вот есть классическая модель семьи, и она должна быть такой. Ровно вот в этот момент вы – один из ведущих вузов миллионного города – говорите: нет, семья – это гибкость, семья – это иначе, родительство – оно другое, надо смотреть в это и это, это важно, это современно. Я с вами полностью согласен, но я не понимаю, где я прошел эту развилку.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, есть идеология, а есть реальность. Есть как бы тенденция, а есть вот то, что мы имеем. Мы имеем то, что имеем. Семья сейчас – это более широкое понятие. В семье сейчас действительно более вот… Семья – это где есть забота, где есть уважение. И это не обязательно мама и папа. Это может быть и более широкое, да, пространство. Здесь, знаете, на самом деле вот весь XX век с образованием происходит одна и та же история – гуманизируется. Вот с начала Фрейда, я не знаю, да, с начала XX века образование все становится более, более, более гуманизированным в целом. Это может противоречить некоторым идеям, там, в той или иной стране, например, но основная тенденция гуманизации образования, она есть. И в нашей стране, кстати, достаточно сильно вот этот процесс прошел. У нас есть такое понятие как личностные метапредметные компетенции, да. Дети должны не только получать знания, они должны и воспитываться, они должны как бы формировать себе универсальные умения учиться в принципе. И вот, несмотря на то, что это… Это тоже может вызывать некоторые противоречия. С одной стороны, идеология такая, с другой стороны, в этом году вышел закон о семейном образовании, да, ну, дополнение в закон. Любой родитель может, да, учить ребенка у себя дома, пользуясь ресурсами школы, да, пользуясь учебниками всякими, получать консультации, сдавать экспертном, да, вот промежуточные аттестации, но учить его дома. То есть, знаете, такое ощущение, что вот эту вот общую тенденцию к гуманизации, к человечности, которая во всем мире происходит, я думаю, что не перебить какими-то, там, идеологическими установками. Тем более что в этих вещах-то тоже есть много позитива. То есть те ресурсы, которые традиционно… семейные традиции – это тоже очень важно. Это нельзя игнорировать.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

И, если говорить о, собственно, духовной скрепе, это как раз и есть личностные результаты, и есть та самая духовная скрепа человека. Потому что, если мы в них вчитаемся, то мы увидим это – в них зашиты общечеловеческие ценности, такие как любовь к родине, тот же самый патриотизм туда встроен, смысл жизни человека и так далее. То есть, по большому счету, это стержень личности человека. Если отсутствует вот этот собственный стержень, то напичкивание ребенка так называемыми просто предметными знаниями приводит просто к разрушению и личностной деградации человека. Потому что, пока нет у человека этого внутреннего стержня, и слава богу, что сейчас образование действительно на уровне законов обозначило, что должен быть внутренний стержень человека. И мы наконец опять же подходим к классике педагогики, которая… одна из замечательнейших педагогов нашей родины, в принципе, это прежде всего то, что образование должно давать человеку систему отношений, погружать человека в систему отношений. И величайшая наука о, как говорится, развитии человека, это наука об отношениях.

Автор сюжета Роман Попов:

Александр Вихман, Денис Смирнов – не только теоретизирующие, но и практикующие психологи и ученые Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Мы говорим о "Родительском университете". Прервемся сейчас на три минуты, потом вернемся в эту студию. 13 часов и 33 минуты. Продолжается дневной эфир на 91,2 FM. Меня зовут Роман Попов. Поприветствую еще раз гостей: Александр Вихман и Денис Смирнов – психологи и ученые, представители пермского педа. Коллеги, здравствуйте.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Здравствуйте.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Здравствуйте.

Автор сюжета Роман Попов:

Говорим мы о проекте родительского университета. Смотрите, вот мы сейчас даже в перерыве тут довольно много уже успели поговорить. Чтобы я потом не чувствовал себя виноватым, что я не дал вам возможности, давайте, Александр Александрович, через несколько дней, буквально со 15 ноября у нас начинается, я так понимаю, онлайн лекторий, или как вот это.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, да, у нас стартует серия таких онлайн-лекториев. Называется это "Неделя родительской компетентности". Вот с 15 ноября всю неделю, да, получается, 5 дней в 17:00 в Зуме, да, ссылки вот вы можете найти на сайте Педагогического университета, ну, и по школам мы эти ссылки-приглашения рассылаем. То есть, ну, один из форматов, да, когда родитель может, во-первых, погрузиться в важную тему, во-вторых, может задать может быть и нам вопрос, какую-то связь наладить. Если вы оставите свои контакты, то мы можем вам и написать, и предложить другие мероприятия, и так далее. То есть важное такое для нас событие – неделя родительской компетентности. Каждый день в пять часов, на час. То есть один день у нас там будет, мы будем приглашать там родителей дошкольников.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Затем – младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Да, и родители особых детей, то есть…

Автор сюжета Роман Попов:

Расписание где можно увидеть? Расписание, темы, возможности подключения, ссылки – вот это все.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, давайте на центральной странице Педагогического университета, скажу. И вот мы уже окончательно сегодня все разместим вместе с рассылкой, которая будет, ну, она не всегда эффективна, но вот по крайней мере с центральной страницы педагогического университета можете там найти. Желательно заранее зарегистрироваться, чтобы мы может быть и заранее с вами связались, может быть и уточнили, что будет интересно. Потому что мы же тоже здесь как бы… мы предлагаем свои темы, да, повышения родительской компетенции, но может быть и у родителей есть тоже потребность. Потому что вот вы знаете, какой еще разворот очень важный, да, почему мы об этом говорим? Мы находимся в XXI веке. В XXI веке нужны, очень важны вот такие гибкие навыки. Слышали, наверное.

Автор сюжета Роман Попов:

Софт скиллс.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Да, софт скиллс – навыки XXI века, например, критическое мышление, креативность, коммуникация, да, работа в сотрудничестве, да, возможное сотрудничество. И школа сейчас требует, да, фактически от ребенка этих навыков, а от родителя – нет. Где ребенку-то получать их, кроме как…

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

И эти качества необходимо развивать не только в профессиональной сфере, а также и в сфере родительства.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

То есть это, ну, мы так вот среди психологов шутим, это такая необходимая психологическая мускулатура родителя – знать. И критическое мышление очень важно для родительской медиации, вы знаете, да. Креативность, коммуникация – без этого, без выстраивания диалога между родителем и ребенком многие проблемы просто не решить и не развить.

Автор сюжета Роман Попов:

Хорошо. Вы может это на примере каких-то более или менее упрощенных кейсов или каких-то абстрактных ситуаций пояснить? Потому что мне вот как раз не очень пока понятно. Ну, я не знаю, приходит ребенок домой, говорит что-то, и в это время родителю требуется что-то. Я не знаю, приходит ребенок домой, говорит, там, "папа, скажи, пожалуйста, ты употреблял наркотики?". В этот момент классический родитель моего примерно возраста впадает в ступор, потому что он не знает, как правильно ответить на этот вопрос. Нужно отвечать правду, или нужно отвечать так, чтоб правильно было? Или, допустим, там, приходит ребенок домой и говорит: я хочу, не знаю, вставить себе серьгу в язык. В этот момент любого, мне кажется, возраста родитель впадает в ступор, потому что он не понимает, как реагировать – так, как он где-то прочитал в памятке, или так, как ему хочется? То есть в этот момент что включать, какие навыки, как себя вести? Вы этому учите?

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Да.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, вообще я хотел бы заметить, что здесь уже большую часть дел сделал сам ребенок – он сказал, он обратился к родителю за вопросом. Вот даже это, знаете, это уже очень большой шаг. Потому что все-таки сейчас ситуация даже в том, что родители и дети, ну, они как бы разобщены в некотором смысле. Как бы родитель постфактум узнает о проблеме, да, о какой-то волнующей ребенка ситуации. А здесь уже вот выстраивать диалог.

Автор сюжета Роман Попов:

Ладное еще, если родитель узнает постфактум о волнующей ребенка ситуации в тот момент, когда дона еще не произошла, а не в тот момент, когда приходит какой-нибудь там товарищ майор и начинает зачитывать, собственно, всем их права, объясняя, что ребенок такого-то возраста, значит, с опрепделенной дозой наркотических веществ при закладках, то, се, пятое, десятое… И вот тут родители-то, наверное, вообще буквально что падают в обморок, потому что: как наш, да этого быть не могло, да это не существует, да это не со мной, это ошибка. А им говорят: нет, нет, вот, пожалуйста, вот камеры, вот наблюдение, вот съемка, вот смартфон вашего дитяти. Вот, оказывается, он уже недели две как… И все, и светят ему сейчас вот такие, такие, такие-то сроки.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Наша задача все-таки – как-то предотвратить такие истории, хотя бы как-то, да, по возможности.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

И здесь мы сталкиваемся с тем, что те проблемы, с которыми сталкивается родитель, они носят разноплановый, разноуровневый такой характер, да. То есть, с одной стороны, есть юридический аспект проблемы, да, социальный.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Правовая компетентность.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Медицинский и тому подобное. Сейчас как раз даже на уровне министерства часто идет разговор о координации вот этой помощи родителями, потому что, как правило, только, например, с точки зрения психологии или, там, юридической точки зрения мы не можем решить те реальные проблемы. И сейчас вот мы как раз создаем этот пространство открытого диалога, чтобы мы могли сообща решать вот эти сложные ситуации. А что касается навыков, да, вот эти навыки мы как раз… помимо лектория мы планируем тренинговые форматы, интенсивы, на которых будут как раз оттачиваться эти навыки – какие образом реагировать в данных ситуациях.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, может быть так, если очень-очень говорить универсально, то родителям, также как и педагогам, в общем-то, да и всем, и психологам школьным, мы тоже это видим, необходимы такие базовые навыки универсальные психологические, как, допустим, наблюдать, как беседовать, да, как общаться в диалоге, да, потому что все-таки вот достаточно часто мы видим, к сожалению… Вот мы проводили в прошлом году, в позапрошлом году серию фокус-групп в школах. К сожалению, сталкиваемся с такой ситуацией, что, например… Ну, вот пример, как бы родитель знает, что в школе есть буллинг, да, но как-то вот и не знает, как об этом говорить. Учитель знает, что есть в школе буллинг, но как бы проходит мимо.

Автор сюжета Роман Попов:

Есть еще хуже. Учитель знает, что в классе есть буллинг.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Да, да, да.

Автор сюжета Роман Попов:

Учитель абсолютно очевидно видит этот буллинг, и вместе с тем аккуратно делает вид, что сейчас самое главное…

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Да, не выносить сор из избы, инициатива наказуема – да, вот все вот эти наши аспекты, которые…

Автор сюжета Роман Попов:

Дети сами разберутся.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Дети сами разберутся. Это не из-за того, что он такой вот гадкий, этот учитель или этот родитель, а из-за того, что у него недостаточно навыков, как вообще начать беседу на такие сложные темы, как увидеть на самом деле и не пропустить мимо ушей. Потому что, ну, вот в школах происходят самых разные неприятные ситуации, к сожалению. Вот мы недавно сталкивались с тяжелыми ситуациями. И я читаю в новостях: психолог не доглядел, психолог… Кто недоглядел-то, психолог или родитель или учитель, да? С детьми учитель постоянно, родитель вообще живет, и у них должны быть эти навыки наблюдения, беседы, человеческой беседы, диалога даже на сложные темы. И вот эта, вы знаете, психологическая мускулатура, на которую мы обычно внимания особо не уделяем, но это очень важный фактор – как уметь говорить, уметь наблюдать, уметь создавать, ну, может быть даже, если мы говорим, вот вы привели пример с этим ребенком, да, создавать собственный как бы совместный план безопасности для этого ребенка, учитывая как бы, привлекая компетентность родителя, его опыт, его заботу, да, понимая, какие ресурсы есть еще в этой семье, чтобы избежать может быть такой проблемной ситуации, да, составить карту этих ресурсов, составить какую-то навигацию. Вот ребенок, к сожалению, достаточно часто оставлен как бы один на один. И родитель – это важнейший союзник, и он должен обладать этими компетенциями.

Автор сюжета Роман Попов:

И этому выучите?

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

И этому будем стараться учить в разных форматах – и в лектории, и в тренингах. Вот Денис Олегович – специалист большой по психологическим тренингам. Разработана целая программа, да. Ну, вот со следующего года, когда у нас уже будут нормальные мероприятия, очно, я надеюсь.

Автор сюжета Роман Попов:

Денис Олегович, а вы, когда с тренингами работаете, все равно начинаете с какой-то болезненной ключевой темы? Я правильно ведь понимаю, что нужно вычленить проблему, а потом как-то вокруг этой проблемы устроить один или серию тренингов, чтобы как бы вот эта проблема не возникала? А какие сейчас проблемы существуют у, наиболее такие вот может быть яркие, у современных родителей?

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Ну, вот видите, есть такой классический набор, как мы уже здесь говорили, с одной стороны, страх суицида, есть употребление психологически активных веществ, с третьей стороны – это, как говорят родители, не слушается, плохое поведение и так далее. Но в основном вот ключевой, если брать именно психологический аспект проблемы, это несоответствие ожиданий. Ну, то есть у нас, у родителей, все равно есть некоторые ожидания, некоторые цели на нашего ребенка. И отсутствие вот этих четких границ между мной и ребенком создает большие проблемы, потому что я как родитель недостаточно, как говорится, вижу самого себя. Я вижу своего ребенка как продолжение самого себя. И здесь мы сталкиваемся с большим количеством напряжения, потому что ребенок, он чувствует свою некоторую суверенность и пытается ее неким образом отстаивать. И вот, в сущности, наша работа, она направлена как раз на определение вот этих, как ни странно, границ, где заканчиваюсь я как родитель и начинается мой ребенок.

Автор сюжета Роман Попов:

И это реально сделать:

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Да.

Автор сюжета Роман Попов:

Мне всегда казалось, что это вот индивидуально – либо повезло, либо не повезло. И вот у одних и тех же родителей, там, есть несколько детей, допустим, с одним из которых прямо вот абсолютно четко получилось, а со вторым вообще никак, а третий, я не знаю, там, в 12,5 лет собрал манатки и уехал в Питер. Ну, возможно, я утрирую. А люди одинаковые, образование одинаковое.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Да какое "люди одинаковые"! Каждый человек – индивидуальность. И вообще одинаковых людей, даже близнецов, не найти. Везде все вот… Причем, когда мы говорим вот даже про родителей даже, надо понимать, что у разных категорий родителей могут быть разные запросы, да. В дошкольном возрасте одни запросы, в начальных классах одни запросы. У подростков, ну, понятно, ну, возраст сам по себе такой проблемный – там полно всяких различных моментов. Вот к нас обращаются достаточно часто сейчас родители старшеклассников с проблемой профориентации. Это вот для этого возраста важная задача – как, куда пойти учиться, кем дальше стать, да. И, когда мы говорим про родительскую компетентность, нам бы хотелось бы говорить не только о проблемах, которые, безусловно, ну, как бы первые на ум приходят, да, но вообще мы говорим о ресурсах, да, мы говорим о потенциалах и ресурсах ребенка, которые нужно развивать. И ключевая роль здесь – родители. То есть мы… Психологи не только ориентируются на сложности, они ориентируются на то, что можно нарастить еще, да, в ребенке.

Автор сюжета Роман Попов:

Грубо говоря, если у меня с детьми все ОК, я все равно найду, чем заняться в родительском университете.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Конечно, да, да.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Можно сделать. То есть смотрите, например, ребенок делает домашнее задание. Но ведь можно их делать, ну, радостно, вдохновенно в данном случае.

Автор сюжета Роман Попов:

Допустим.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

И таким образом на этих встречах мы будем искать ресурсы, потенциал этого. Ну вот, например, мы даже проводили такую специальную конференцию для родителей – "Конференция позитивного родительского опыта", когда мы собираемся родителями, во главе, там, есть психолог, который курирует общение, и каждый родитель просто делится своими, условно говоря, родительскими богатырскими приемчиками. Ну, то есть, например, ребенок не кушал, мы сделали вот это и это, получилось вот так. Ребенок не делал домашние задания, мы попробовали сделать вот так, сейчас он вдохновенно делает домашние задания. То есть нам, родителям, порой необходимо взаимная поддержка друг друга, то есть чтоб мы встречались и друг другу рассказывали, давали какие-то советы, слушали друг друга. Таким образом чтоб формировалось наше родительское сообщество. Потому что кажется, что я нахожусь только в своей проблеме, а на самом-то деле мой сосед и мои соседи, мои друзья, они уже нашли это решение. И, когда мы просто находимся вот в таком диалоге, мы уже не решаем возникающие острые проблемы, а мы начинаем двигаться в зону роста, улучшения, так сказать, ситуации.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, да. Это даже важно, вот когда мы смотрим, вот, допустим, проблема деструктивности детей в школах, проблема, ну, мы уже говорили сегодня, буллинга и так далее – без ответственного какого-то родительского коллектива в конкретной данной школе эту проблему решить очень сложно, если ее будет решать только один психолог или только один, я не знаю, директор школы, там, особо ответственный.

Автор сюжета Роман Попов:

Почему директор? Мне всегда казалось, что это проблема классного руководителя.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Или классный руководитель, да. Вот без такой ответственной команды, группы родителей, да, без привлечения вот родителя как союзника эту проблему решить сложно. А если собираются разные родители, они могут… один более, там, бойкий может, там, другой более вдумчивый, третий более как бы душевный. Вот такие команды адекватных, ответственных родителей, да, компетентных – это, кажется, большой ресурс для преодоления достаточно большого количества проблем.

Автор сюжета Роман Попов:

Да, ей богу, лучше бы сквозь землю провалился, чем позволил бы родителям идти решать проблему буллинга в школе.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Видите, как у вас… как вы не видите этот ресурс, и, к сожалению, многие тоже.

Автор сюжета Роман Попов:

Я себя просто ставлю на место, ну, классического подростка, который, допустим, подвергается тому же самому систематическому унижению. То есть чем здесь помогут родители? Тем, что придут и поговорят с учителем?

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Есть стратегии работы с буллингом.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Если буллинг уже произошел – это, конечно, история специфическая, родителям атмосферу создать, конечно, крайне сложно. А когда буллинг в ш коле уже есть, это, конечно, это уже серьезное дело.

Автор сюжета Роман Попов:

ОК. Давайте еще немножечко про цифровую практику. То есть, если я правильно понимаю, то все категории родителей вот у вас с 15 числа будут охвачены. По большому счету, это ваша первая проба пера.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Это первые вебинары, которые мы в рамках родительского университета организуем, они, наверное, будут регулярными, но вот первые…

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Ну да, ограничения. Мы осуществляли выезд в Чайковский и вели, по сути дела, такой в очном уже формате, это была такая мини-школа родительства, где опять же был и лекторий, и индивидуальные консультации, живые консультации с психологами, были мастер-классы по различным тематикам обозначены. То есть, в принципе, вот…

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Форматы разнообразны. Это как формат, получается, мобильных психологических таких консультантов. И вот, к сожалению, сейчас ковид - дело серьезное, нужно, действительно, сейчас оставаться как можно дольше дома, да, и не выходить, не заражать. То есть если это… все-таки как-то это мы преодолеем эту проблему, то вот этот формат уже не вебинаров, понятное дело, а таких мобильных выездных групп мы отрабатывали, между прочим. У нас были команды мобильных психологов два года назад, ездили по разным тоже регионам, собирали там учителей, родителей и детей. Это было замечательно, замечательно. Потому что не во всех, вы знаете, отдаленных местах Пермского края есть возможность…

Автор сюжета Роман Попов:

Когда вы откроетесь офф-лайн, у вас какая емкость будет? Сколько у вас человек одновременно могут там находиться?

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Ну, в принципе, я думаю, там около 200.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

На выезде?

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Нет, имеется в виду в самом университете. Я думаю, 200-300 человек в раз.

Автор сюжета Роман Попов:

Это будет в виде каких-то групп, в данном случае в виде каких-то курсов? Я имею в виду не просто курсов, не знаю, там, разовых, а вот прямо как университет, там, на полгода: я пошел учиться в родительский университет.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну да, в этом есть определенная фишка, что мы – именно родительский университет.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

У нас будет общее такое название "родительские субботы". Как минимум, мы с этого стартуем. "Родительские субботы", где будет, значит, лекторий, причем скорее всего мы будем организовывать разнообразные лекции, то есть человек может выбрать, куда ему пойти. Затем будет формат мастерских, мастер-классов, где можно будет, собственно, оттачивать навыки. Дальше мы обязательно планируем какой-то формат взаимодействия детей и родителей. У нас есть несколько программ, где на занятиях должны присутствовать дети с родителями. Такой формат тоже будет предполагаться. И формат, естественно, психологического, психолого-педагогического консультирования.

Автор сюжета Роман Попов:

Мам ждете в основном, да, скорее всего?

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Пап тоже необходимо ждать, потому что опыт показывает, что замечательно, когда отцы включаются в жизнь ребенка. И некоторые проблемы решаются очень просто и быстро именно просто фактом подключения отцов. Мы несколько таких вот проблемных ситуаций в школах решали просто, когда мам отодвигали в сторону и давали…

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Папы - это серьезно.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Давали отцам возможность проявиться, вот, и этого было достаточно, чтобы, например, прекратить драки внутри класса, вот. Просто появление отцов расставляло сразу же все точки над "И". Но важно нам понимать как раз вот этот механизм включения отцов, потому что, ну, согласно такой вот общей психологии, отцы появляются тогда, когда они чувствуют достойное дело. И поэтому очень важен такой момент создания вот этой особой атмосферы для проявления отцов. Как правило, в начале проявляются женщины, потом проявляются мужчины, вот. Ну, психологический опыт работы, сколько ни пробовали что-либо проводить, в начале появляются, конечно же, мамы.

Автор сюжета Роман Попов:

Насколько вы вообще заинтересованы в отцах? Я пока услышал только, что было бы неплохо, чтобы…

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

100 процентов. Сейчас очень распространены такие, знаете, форматы – женские круги. Мы специально стали организовывать мужские квадраты для того, чтобы мужчины как отцы могли делиться своими темами, целями, поддерживать друг друга и в то же время как формировать какое-то общее представление о том, как развивать своих детей.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, мы с Денисом Олеговичем сами отцы. Денис Олегович вообще многодетный отец, поэтому мы как-то, знаете, для нас эта тема – не только работа, это еще и жизнь, да, личностно ориентированы. Я понимаю то, что как бы отец – важный фактор, да, и вот для моей дочери я стараюсь быть максимально компетентным родителем. И вот эти примеры, да, когда отцы тоже обращаются, их нужно культивировать, поддерживать. У нас между прочим в Пермском крае много для этого делается, и вообще для психологической службы делается много в Пермском крае. Как бы такой необычный регион, где психологи все-таки не на последнем месте, психологические проблемы находятся в фокусе внимания вот и наших руководителей, и министерства, в том числе и вот отцовство тоже, да. То есть надо пользоваться тем, что вот есть понимание между специалистами, между министерством, там, образования, министерством социального развития. Нужно пользоваться вот тем, что у нас есть взаимопонимание, и развивать вот эти вот проекты.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

Вообще я бы, наверное, отметил, что сама идея родительства возникает в результате соприкосновения и взаимодействия нескольких инициатив. С одной стороны, это инициатива вот родителей, потому что, проводя многочисленные проекты образовательные,  мы сталкиваемся с просьбой родителей каким-то образом поддержать и инициативы, и, так сказать, нужды в родительском образовании. С другой стороны, это инициатива со стороны администрации, потому что есть уже непосредственно шаги в организации вот этих пространств со стороны министерства, да. И прежде всего со стороны, вот исторически мы можем видеть, что, в принципе, вот эта тема родительского университета, она возникает впервые, по сути дела, в 60-70-е годы еще нашей советской действительности, но это очень позитивная идея как бы – формировать родителя, развивать родителя, формировать навыки родительства до того, как ты стал физически родителем.

Автор сюжета Роман Попов:

Да.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

Ну, может еще, пока есть время, напомнить, да, про нашу консультативную службу, да, где вы можете, если у вас возникли вопросы, да, любые вопросы, да, при прослушивании, да, вот нашей сегодняшней встречи, да, roditel.pspu.ru, телефон 215-20-11. Заходите, общайтесь, и мы выйдем с вами на связь и постараемся помочь вам в развитии вашей родительской компетенции, где-то докрутить, где-то доделать, где-то что-то сформировать. Ну, то, что умеем, передадим.

Автор сюжета Роман Попов:

Ну что ж, я напомню, что о родительском университете говорили мы в этой части нашего "Дневного разворота". Говорили с нашими гостями. Сейчас полностью представлю. Александр Александрович Вихман - доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук, практикующий психолог. Спасибо вам большое. Денис Олегович Смирнов - декан факультета психологии, доцент, кандидат психологических наук, опять же практикующий психолог. И вам спасибо большое, Денис Олегович. Напомню, что все это – представители Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Меня зовут Роман Попов. Я уверен, что не последний раз мы в этом году с представителями пермского педа встречаемся. Движуха там пошла – просто мама не горюй. 13:59, федеральные новости. Потом вернемся в эту студию.

Александр Вихман, кандидат психологических наук:

До свидания.

Денис Смирнов, декан факультета психологии Пермского педагогического университета:

До свидания.

 


Обсуждение
7861
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.