Верхний баннер
20:30 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.37 € 99.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

19:03, 18 ноября 2021

Директор педагогического Кванториума ПГГПУ Оксана Орехова об открытии Кванториума и его целях

Директор педагогического Кванториума ПГГПУ Оксана Орехова об открытии Кванториума и его целях

Роман Попов:

13:06 Это "Дневной разворот". Меня зовут Роман Попов. Оксана Орехова у нас в гостях. Директор пермского государственного Кванториума Пермского государственного гуманитарного педагогического университета. Оксана Борисовна, здравствуйте.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Здравствуйте.

Роман Попов:

Собственно, про педагогический Кванториум мы сейчас с вами и поговорим. У нас ведь открывается в рамках федерального проекта современной школы, национального проекта образования, тот самый педагогический технопарк "Кванториум" имени В. С. Мерлина. Для начала несколько уточняющих вопросов. Во-первых, расскажите, что такое вообще, в принципе, педагогический технопарк "Кванториум"? И кто такой Вольф Соломонович Мерлин, тоже можно буквально в двух словах.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Педагогический технопарк "Кванториум" – это та площадка, которая открывается на базе высших учебных заведений. В данном случае педагогических вузов по всей стране. И открывается в рамках национального проекта "Образование", федерального проекта "Современная школа". Целью, которой является оснастить вуз высокотехнологичным образованием для того, чтобы готовить современного педагога.

Роман Попов:

Теперь кто такой Вольф Соломонович?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Каждый педагогический Кванториум должен носить имя какого-то ученого. И мы сделали ставку на Вольфа Соломоновича Мерлина. Вольф Соломонович Мерлин – это ученый с мировым именем, психолог, основатель Пермской психологической школы. Он жил в Перми, работал в Перми в период с 1954 года по 1982 год. И особенностью научных трудов Вольфа Соломоновича Мерлина является изучение интегральной индивидуальности человека. Но почему, спросите, психолог, и присваиваем имя именно педагогическому Кванториуму. Потому что он был великолепным учителем, он внедрял новые формы, методы, был новатором. И поэтому абсолютно с гордостью имя педагогического Кванториума в городе Перми носит имя Вольфа Соломоновича Мерлина.

Роман Попов:

Теперь давайте разберемся с тем, что такое педагогический Кванториум с точки зрения человека, который просто туда пришел. Что он видит своими глазами? Вот я вижу две учебные лаборатории. Просто расскажите об этом чуть более подробно, где, как, как это выглядит?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Ну, вообще пространство педагогического Кванториума базируется в четвертом корпусе педагогического университета. Если есть желание просто прийти посмотреть, это одна история. Но нам, наверное, надо расставить, в первую очередь, акценты для кого это.

Роман Попов:

Подождите, мы до этого еще дойдем. Вы расскажите, как это выглядит для начала.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Это четвертый корпус педагогического университета. И, действительно, там три учебные лаборатории, аудитории, назовем это так.

Роман Попов:

Большие?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Достаточно большие. Потому что это бывшая лаборантская и учебная аудитория. И тем самым это становится общим пространством, конечно, увеличивает площадь. И здесь у нас в четвертом корпусе эта лаборатория технологическая. И, естественно, научная лаборатория. Также в четвертом корпусе есть студия записи вебинаров и различных презентационных моментов. Но это то, что нам полагается открыть в рамках национального проекта. Было принято решения, что какой педагогический Кванториум без лаборатории по педагогике и психологии. И поэтому дополнительно на базе педагогического университета, уже во втором корпусе, который, как раз таки, где будут открыты родительский университет, и будут две лаборатории. Это лаборатория по педагогике и лаборатория по психологии.

Роман Попов:

Теперь давайте к вопросу, для кого это? То есть вот, мы уже представили визуально, это такие довольно большие пространства. Чуть-чуть забегая вперед, я просто знаю, что напичканы сверхсовременным оборудованием. Это понятно, об этом отдельно поговорим. Но сейчас давайте разберемся, это педагогический технопарк, это значит, что это для педагогов?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Это значит, что это для педагогов, это раз. И это значит, что это для будущих педагогов. То есть это для сегодняшних студентов. Это самый главный акцент, который отличает, наверное, от любых других проектов, федеральных проектов, национального проекта "Образование". Наверное, для того, чтобы слушателям привести в состояние какого-то понимания, это не те вещи, которые сделаны для детей. Не " Дом научной коллаборации", не Кванториум, который есть у нас на территории города Перми, не "IT-КУБ". Это как раз таки педагогический Кванториум. И главная цель – это подготовка высококвалифицированных кадров в системе образования, в данном случае для Пермского края.

Роман Попов:

То есть это не парк научных развлечений?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Это не парк научных развлечений. Это серьезное мероприятие, и в данном случае и правительство Российской Федерации и краевое правительство вкладывается в подготовку именно современного учителя. Потому что не секрет, что современный ребенок совсем другой ребенок. И поэтому мы не можем себе позволить в плане того, чтобы учитель отставал от современного ребенка.

Роман Попов:

Чем другой ребенок? Не могу понять.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Скорость мысли, получение информации, приобретение, жажда знаний. Или состояние того, чтобы уйти в проект, попробовать откатиться, если что-то не … То есть это ребенок, который все время себя ищет и может себе позволить.

Роман Попов:

А как же эти лентяи, которые только и делают, что сидят на уроках в своих смартфонах, и не хотят учиться, и не хотят читать, а мы в это время были другие.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Смотрите какая интересная история, можно про наших современных лентяев поговорить. Готовилась, изучала биографию Вольфа Соломоновича. И вот, буквально, с коллегами, я нашла прямо, действительно, тех, кто присутствовал на лекциях Вольфа Соломоновича. И что было, если те, кто, ну, тогда не смартфоны были, которые просто  разгильдяйничали, кто-то спал, кто-то хохотал, шептались. Курсы и объемы людей, когда мы набирали, были, конечно, большие. Когда заходил Вольф Соломонович, это, во-первых, такая одиозная большая фигура была, мощная, и никаких разговоров, не потому что его боялись. А потому что это было интересно, современно, потому что это было по-новому, потому что это было по-другому. Так вот ничего, на самом деле, и не изменилось. Если педагог, а мы знаем, что в атласе новых профессий такой профессии как учитель, в прямом смысле не содержится. Поэтому мы должны учителя оснастить, наверное, и формами и методами, которые помогут отдать интересно и вовлечь в процесс любого ребенка. Лентяй ли он, не лентяй ли он, одаренный ли ребенок. Здесь очень большая связка у нас идет с проектом "Дом научной коллаборации", который в прошлом году открылся на базе педагогического университета. И там как раз таки акцент на детей. Целевой показатель, 400 детей в рамках национального проекта мы ежегодно должны обучать и с ипользованием оборудования, которое поставлено в рамках "Дома научной коллаборации". И здесь мы не отбираем не лентяев, никого. Мы просто запускаем информацию, сгребаем всех детей. Здесь мы не школы работаем, а как раз таки на родителей, пытается вовлечь родителей. Если ребенок постарше, как показывает практика, до 8 класса можно ребенка силой засунуть, после 8-го если его не увлекли, и он не выбрал это сам, он в любом случае отвалится, наверное, как тот, для кого это сделано.

Роман Попов:

А педагогический Кванториум и "Дом научной коллаборации" это что-то разное?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Да. Это два проекта. Тот и другой созданы в рамках национального проекта образования. Но "Дом научной коллаборации" - это ветка проекта "Успех каждого ребенка". То есть здесь ставка на ребенка.

Роман Попов:

А где он находится?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Он находится также в четвертом корпусе. И в данном случае здесь, наверное, для того, чтобы была преемственность, в первую очередь, я директор "Дома научной коллаборации". И здесь для того, чтобы связать, и уже имея опыт наработки связей с предприятиями, со школами, с муниципалитетами в Пермском крае, мы как раз говорим о том, что связка, получается, и мы уже на входе имеем представление, как мы это будем организовывать в отношении студентов и педагогов.

Роман Попов:

Визуально я прихожу в четвертый корпус, я вижу оборудованные аудитории, это "Дом научной коллаборации" или это педагогический Кванториум, или это разные аудитории?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Это абсолютно разные аудитории. Идея то "Дома научной коллаборации". Аудитории разбросаны по четвертому корпусу. И сначала, когда я пришла, думала, почему не концентрированы в одном месте, все же понятно, пришел – увидел. Смыслы очень быстро пришли и нашли свое место в моей голове. В данном случае ребенок погружается в среду университета. Он начинает жить в среде университетской с преподавателями, пересекается со студентами. У нас самый главный плюс "Дома научной коллаборации" в отличие от Кванториума, "IT-КУБа", у нас с детьми занимается профессорско-преподавательский состав университета. И студенты в данном случае у этих преподавателей привлекаются как элемент того, что они ближе иногда к детям по возрасту, они быстрее могут донести информацию. Это такая триединая конструкция: учитель, студент и профессорско-преподавательский состав. Плюс есть четвертый элемент – педагог, про которого также не забыли. В "Доме научной коллаборации" есть показатель, который называется "Повышение квалификации педагог-А21". Как раз таки мы детей которых берем, мы стараемся выйти на те школы, откуда есть дети, и, соответственно, проработать с ними тот вопрос. Чтобы дети, которые вышли из "Дома научной коллаборации", для них школьная программа, или, может быть, организация учебного процесса как-то была выстроена по-другому.

Роман Попов:

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума и директор "Дома научной коллаборации". Сразу откачусь вперед, чего вы еще директор, вы скажите?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Это пока два элемента.

Роман Попов:

И мы сейчас о педагогическом Кванториуме и, кстати, об этом проекте "Дома научной коллаборации" тоже рассказываем. Теперь давайте чтобы ни у кого ум за разум не зашел. Педагогический Кванториум – это место, где прокачиваются студенты-педагоги, сами педагоги школ, ну, в общем-то, все, правильно? Прокачиваются на сверхсовременном оборудовании, чтобы мне было, опять же, понятно, я буду задавать такие простые вопросы, то есть, грубо говоря, учатся делать современные опыты, к примеру?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Учатся современно организовывать процесс.

Роман Попов:

Учатся современно организовывать процесс. Вот они просто стараются увидеть как вот сейчас мировая педагогическая движуха, вот она происходит здесь. "Дом научной коллаборации" – это для детей как раз. Это тоже сверхсовременная лаборатория, но уже для менее продвинутых пользователей, потому что надо научить сначала пользоваться этим оборудованием. Вернемся к Кванториуму, мы туда каким образом педагогов заводим? Мы делаем рассылку по школам? Берем лучших из лучших приглашаем и учим? Или тех, кто хочет, пусть приходит и учится. Или, может быть, это конкурс какой-то на попадание в этот Кванториум у нас есть?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Точно надо сказать, что есть этот год, когда мы открываемся, и, соответственно, показатели тоже определенные есть. И есть следующий год, который с приростом уже на увеличение по всем показателям. Если мы говорим про этот год, и про педагогов, и завязываем с другим показателем, мы обучили на современном оборудовании. Мы как будто это оборудование внедряем в образовательный процесс. Использование этого оборудования, умение, навыки, компетенции, которые студенты приобретают, внедряем в ДНК современного учителя. То есть закладываем, в принципе, в образовательную программу, на которую студент приходит. Есть у нас показатель, что в отношении тех, наверное, ресурсных баз, которые есть на территории Пермского края, абсолютно закономерным, наверное, возникает вопрос. Сейчас мы обучили современного студента на современном оборудовании, и как он такой современный вывалится куда-нибудь в Кизел или куда-нибудь в Красновишерск.

Роман Попов:

Это просто такой пас своеобразный к тому эфиру, когда мы с ректором Пермского государственного педуниверситета разговаривали ровно об этом же. Давайте, я чувствую, вы подготовились просто к этой реплике.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Во-первых, мы команда, и здесь, безусловно, помимо того, что каждый эфир отсматривается, мы стараемся вникнуть в то, что говорится и прожить это. И отсюда Кизел, Красновишерск, Березники, Соликамск, они имеют определенные точки, как раз таки где концентрация… Не в каждой школе пока, но в любом случае концентрация, где ресурсы муниципалитета акцентируются. Это школьные кванториумы, это точки роста, это IT-кубы, это сейчас будут открываться, которые сопутствующие моменты, связанные с точками кипения. И как раз таки все это может служить той концентрацией, когда наш студент, обучившись на современном оборудовании идет как раз таки на практику именно в эти образовательные организации. И идея-то такая, чтобы и тех… Одно дело, мы оснастили эти же точки роста, точки роста, кванториумы. Другое дело педагогов то надо готовить.

Роман Попов:

Для того, чтобы они знали как с этим работать.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Безусловно.

Роман Попов:

Давайте я вам чуть-чуть помогу. То есть если попадает студент вчерашний, а нынешний педагог, в учебное заведение, где подобного рода оборудования нет. То есть мы понимаем, что далеко не везде есть. То он в любом случае знает, что оно существует в природе, знает как с ним работать, он знает где оно есть вокруг. То есть, в крайнем случае, он может организовывать спецкурсы, выезды своих подопечных, допустим, в какую-то другую школу, где оно уже есть, организовать какие-то дополнительные занятия. В любом случае он уже тянется. И, в конце концов, и мотивирует менеджера школы такое оборудование приобретать, почему бы и нет. То есть он уже просто становится современным учителем, для которого это естественно.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Абсолютно верно. Спасибо здесь за дополнение. Именно так это видится. И поэтому вот в этом году, конечно, мы посмотрели те варианты, и те точки роста, которые существуют.  И как раз таки педагоги, которые будут обучаться в этом году в рамках тех показателей, которые надо выполнить в этом году, это педагоги и команды от школ точек роста, от школьных кванториумов.

Роман Попов:

А в конечном итоге мы точно также понимаем, что, в общем, не за горами тот день, когда подобного рода кабинетами и подобного рода оборудованием будут оснащены практически все учебные заведения.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Не за горами этот день.

Роман Попов:

В конце концов, у нас есть нацпроект соответствующий, у нас есть очень солидное финансирование по этому нацпроекту. Мы понимаем, что никто его не прикрывает, что финансирование пролонгировано на несколько лет вперед. Да, действительно, наши дети уже при нашей жизни, даже уже в довольно отдаленных уголках, это оборудование смогут увидеть. Другое дело, смогут ли их научить учителя.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Это тот момент, где сейчас немедленно надо расставлять акценты. То, что называется педагогическим Кванториум, то, что называется технопарком универсальных педагогических компетенций "Учитель будущего", который открывается в декабре этого года, это именно все про это. То есть одно дело поставить оборудование, его можно расчехлить даже для проверок надзорных органов, но также потом зачехлить и не использовать. Наша задача полностью вовлечь ребенка через модернизацию системы образования, школьного образования в данном случае.

Роман Попов:

Я просто могу вспомнить свои какие-то школьные воспоминания, связанные и с химическими опытами, и с физическими опытами. И честно могу сказать честно, конечно, я сменил несколько школ. И школы, в которых учителя старались просто вот сделать нагляднее, сделать, может быть, ярче, сделать интереснее, конечно, эти учителя запоминаются. И эти кабинеты запоминаются. Да, по сравнению с современными лабораториями, возможно, это было, ну, немножечко не так размашисто. Но в любом случае, или вы по учебнику сейчас, а закончится все ребята так, если вы все сделаете правильно. Или вы все это своими руками делаете, видите, как это загорается, искрит, сверкает. Ну, это просто другое ощущение. Расскажите немножко про оборудование. Я так понимаю, что все равно немножечко в естественно-научную да…

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Направленность естественно-научная с добавлением, наверное, этого вкуса педагогики и психологии.

Роман Попов:

Слово "психология" вы часто употребляете. Я не понимаю, как физические опыты в психологию вставить?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Здесь, наверное, таким образом, что хороший педагог, и современный учитель, он, конечно, должен обладать всеми компетенциями. И как раз таки, даже при встрече с руководителями крупных промышленных предприятий, как бы это сейчас, может быть, абсурдно не звучало, мы сталкиваемся с тем, что у руководителей предприятий есть определенная проблема. Что нет вот этой педагогической составляющей психологической, у них нет тех навыков, которые помогут им, наверное, бороться с какими-то психологическими состояниями, ну, в данном случае, я не знаю, сотрудников своих. И поэтому здесь, конечно, даже промышленные предприятия теперь на сегодня, понимают, что это интересный момент, он нужный момент. И для того, чтобы производство работало с усиленной, наверное, мощностью, на это нельзя не обращать внимание. Поэтому кому, как не учителю обладать именно психологическими и педагогическими компетенциями.

Роман Попов:

Что мы делаем с преподавателями в рамках этого Кванториума? Я имею в виду преподавателями – преподавателей, учителями – учителей. Кто вот эти вот учителя учителей?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Это преподаватели вуза, конечно, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Они все в рамках проекта должны пройти повышение квалификации на федеральных площадках.

Роман Попов:

То есть, грубо говоря, их тоже нужно научить предварительно?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Конечно, здесь мы говорим о том, что всем надо учиться, и никто не отказывается от этого. Поэтому обучаясь, мы все будем идти в ногу со временем.

Роман Попов:

Насколько это смотрится современно, фантастично, фаталистично? Я думаю, что вы прекрасно понимаете суть моего вопроса. Потому что когда-то ведь мы смотрели, грубо говоря, фильмы про электроника, и думали, обалдеть, а можно у нас в школе также? А потом мы увидели фотографии из среднестатистических школ в Соединенных Штатах Америки, господи, оказывается у них уже давным-давно так. Насколько это круто сейчас?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Здесь, наверное, хочется поделиться ощущениями с коллегами. Вообще все поставки оборудования, которые принимали, как это начиналось. То есть одно дело контракт, есть у тебя инфраструктурный лист, перечень позиций, который обязателен для закупки. Ты окей, хорошо, а тем более если ты не физик по образованию, отлично, цифровая лаборатория по физике, вау, круто, только потому что базовое образование историческое. Дальше контракты заключены, ждем поставки. И вот поставки пришли, и они одномоментно пришли. Все оборудования на 20 миллионов прошло, и складировали это, перед тем как принять, в одну аудиторию. Самое, наверное, здесь хороший момент, что когда принимаешь оборудование, ты расписываешься за места, то есть ты расписываешься за коробки. А потом, когда ты уже вскрываешь, и у тебя пол аудитории занято от пола до потолка. И ты понимаешь, что это стоит 20 миллионов. И у тебя уже есть понимание того, что такое 20 миллионов. И поэтому когда ты начинаешь вскрывать, ты понимаешь, наверное, где-то микроскопичность, где-то наоборот грандиозность оборудования. Ты понимаешь, что это нечто иное. Я всегда имела отношение к школе к современной, где-то, может быть, к формированию каких-то вещей в плане, наверное, видения того, как должна выстраиваться система образования, и мне есть с чем сравнить. И к педагогическому университету я всегда имела отношение, на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Вот такого точно не было никогда. Иногда сидишь, смотришь, и мурашки по коже.

Роман Попов:

Знаете, есть проблема современных детских площадок и современных детских спортивных площадок, которые несколько лет назад у нас активно стали ставиться по городу. У них оказалась очень серьезная проблема – за ними некому следить. То есть выделили деньги на то, чтобы поставить. А прошел год, два, три, четыре, и никто не выделяет деньги на то, чтобы, допустим, просто содержать в надлежащем виде. Это оказывается должны люди, те же самые ТСЖ, например, у которых и бюджета-то толком нет. А у нас с Кванториумом не получится так, ну, вот разово 20 мультов, вот вам оборудование. А у вас есть понимание, что через год реактивов вам пополнят, это, возможно, заменят, если это сломается – отремонтируют, а это дополнят, а это пообргедят.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Сейчас попробую сказать, но это мое личное, субъективное мнение будет. Вот та команда, которая сейчас существует в университете, я точно уверенна, что будут реактивы, я точно уверенна в том, что будет содержаться оборудование. И более того, я вам скажу, это лишь только начало. То есть оборудование будет докупаться в зависимости от того, как будут появляться новые, современные, наверное, форматы потребностей и запросов. Поэтому команда вся пермского педагогического за современное состояние образования. И кому, как раз таки, как не педагогическому университету, взять все в руки, и вот эти, наверное, векторы определять на территории Пермского края.

Роман Попов:

Я представляю себе, как выглядит современная лаборатория. И точно также я представляю себе, что там не очень много людей обычно находится разом. То есть современная лаборатория, это так, для ограниченного количества. А современная педагогическая лаборатория, она же предполагает, мне кажется, еще и школьников. Они же должны не просто научиться делать опыты на современном оборудовании, но еще и как бы демонстрировать, как этот опыт увидят другие. У вас вот этот самый технопарк, он предполагает наличие некой аудитории, которая сейчас за этим следит?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Во-первых, в показателях есть порядка 1,5 тысяч детей ежегодно пропускать через профориентационные. Чтобы заражать их также влюбленностью в педагогику, в психологию, независимо от того, где бы они не оказались. Потому что, как мы уже с вами ранее определили, это нужно каждому человеку для того, чтобы успевать даже за временем и чувствовать себя комфортно в современных условиях, это первое. И мне кажется, я вот смотрю, в этом году десять таких технопарков кванториума открывается по Российской Федерации. Я смотрю и думаю, как они будут выходить из этой ситуации? Потому что у нас есть ДНК, нам все понятно. У нас есть, в принципе, то, наверное, дети, к которым можно отнестись этим же студентам, этим же педагогам. У нас есть дети в "Доме научной коллаборации". И есть этот элемент 1,5 тысячи для того, чтобы не просто в профориентационных мероприятиях участвовали. Но вы абсолютно верно и корректно почувствовали вот то, что просто поучаствовать в мероприятии не совсем достаточно. Нужно именно попробовать организовать процесс по-новому в отношении ребенка. И здесь у нас есть дети ДНК, и у нас есть показатели практиков в точках роста с теми детьми, которые, так или иначе, имеют отношение к этому оборудованию.

Роман Попов:

То есть наш педагогический технопарк или технологический кванториум, он все-таки педагогический? Это не просто на прокачку личных навыков преподавателей, это на прокачку его профессиональных навыков?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Он все-таки педагогический, да.

Роман Попов:

Я напомню, что у нас Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума в гостях. Давайте сейчас к тому самому проекту под названием "ДНК". Вот педагогический Кванториум пока в стороночку убрали. "ДНК" – это тоже аудитория, тоже напичканная аппаратурой, или это как-то иначе выглядит?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Да, когда мы открывали "ДНК", это для нас были аудитории напичканные оборудованием. Смыслы пришли совсем позже. Тут хотелось бы отметить, что "Домов научной коллаборации" по Российской Федерации всего 30. И "Дома научной коллаборации" открываются при вузах, при высших учебных заведениях. Но в чем наша особенность, мы единственный вуз в Российской Федерации, который педагогический. Все остальные технической направленности, то есть политехнический, медицинский, сельскохозяйственный, где-то классические.

Роман Попов:

Там-то как раз очень понятно, что может происходить. Там направление понятно, мероприятия понятны.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Так или иначе, направления определены. По проекту это направление "Детский университет", дети с 5 по 9 класс. Это направление "Малая академия", это дети с 10 по 11 класс. Есть интересное направление, которое называется "Уроки биологии-технологии" – это дети основной школы. И "Педагог-А21" , про который мы с вами сказали, это повышение квалификации как раз таки учителей. Мне тоже казалось, когда открывается "Дом научной коллаборации" в политехническом вузе, там и так инфраструктурная база шикарная. Плюс здесь еще добавили порядка 12 миллионов, там вообще все должно быть шикарно. Так мы и жили, пока я не съездила в декабре на курсы повышения квалификации, где собрали всех руководителей "Домов научной коллаборации". И тогда я поняла, что ученый и профессорско-преподавательский состав технического вуза не знает, что делать с ребенком пятого класса.

Роман Попов:

Есть в этом, собственно, здравое зерно, это правда. Несмотря на то, что в довольно большом количестве вузов у нас еще прописывается и педагогическая специальность по выпуску студентов. Но то, что это местами, скорее, напоминает фикцию, это тоже вроде как даже не скрывает никто.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

В педагогическом вузе это не просто где-то прописанная история с педагогической направленностью, это среда, это, в принципе, дух того, что происходит в университете. И здесь, конечно, в данном случае, мы в выигрышной ситуации. В выигрышной не в рамках какого-то рейтинга, а в том плане, что мы находимся тоже на пике популярности. И здесь нам есть что нового предложить в рамках развития этого проекта, вообще выйти на уровень Российской Федерации. Вместе с тем одно дело техническая направленность и технический вуз, но не надо забывать, у нас мировая школа по физике. То есть ребята, молодые ученые, которые как раз таки с нашими детьми в "Доме научной коллаборации" ведут образовательные программы. Это крутые физики, это химики, это биологи. То, как коллеги и ученые биологи ведут образовательный процесс, иногда просто понимаешь, что это какая-то фантастика. Ты готов, у тебя есть своя работа, но если ты понимаешь в какой-то момент на образовательный элемент, ты понимаешь, что ты двигаешься в нужном направлении.

Роман Попов:

Теперь давайте важный момент, вот смотрите. Если в педагогический Кванториум у нас приходят преподаватели и курсы повышения квалификации получают, то в "Дом научной коллаборации" приходят дети, и что получают, лекции дополнительные, занятия дополнительные?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Принципиально по-новому организован образовательный процесс. Чтобы также дойти, мы все прошли через федерального оператора, который пытался донести, что такое "Дом научной коллаборации", также Кванториум, "IT-КУБ", что это образование по-другому, выстраивание процессов по-другому. У нас в приоритете это командная проектная работа. У нас есть коворкинг-зоны, где, в принципе, запрещено федеральным операторам вести какие-то учебные занятия. То есть это, действительно, пространство для выражения своей мысли. Проектной, командной мысли. И поэтому здесь принципиально новые подходы вообще к организации процесса. 70 процентов практики, и только 30 теории.

Роман Попов:

А сколько человек разом могут находиться в "ДНК"?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Мы ежегодно 400 детей должны обучить. Что такое 400 детей? У нас рамки жесткие, программа не может быть менее 72 часов. Учитывая занятость детей вообще в школе, у нас так организуется процесс, что один раз в неделю 3 часа, ну, 2,5 часа, если мы возьмем астрономические, 2,5 часа ребенок находится в неделю у нас на площадке. Поэтому это с октября, то есть сентябрь у нас набор, с октября месяца, то есть сейчас уже мы приступили, уже порядка 370 детей набрано, реализуются образовательные программы. И выпустим мы их в мае. Мы пробуем другие моменты, например, связанные с тем, чтобы два раза ребенок заходил в неделю, но не везде это получается. Тем более мы говорим о том, что мы все-таки созданы, "Дом научной коллаборации"- это проект успеха каждого ребенка. И мы не можем ограничиться априори городом Пермью. Поэтому наша задача, и мы себе задачу ставим, чтобы это благо донести до каждого ребенка Пермского края.

Роман Попов:

То есть, фактически, экскурсии, какие-то короткие лекции?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Нет, это именно образовательные программы. Сейчас мы не говорим про мероприятия. Для меня как раз таки все понятно, чтобы ребенка из Красновишерска коснуть один раз двухчасовое мероприятие, и галкой засчитать себе в показателе, что у меня это выполнено.

Роман Попов:

Наиболее простой вариант.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Я не знаю, какие-то вокруг собрались укушенные, простите за это сравнение. Которые совершено по-другому мыслят, и другие смыслы вкладывают. И здесь если мы говорим, что мы касаемся ребенка, то мы стараемся захватить не только ребенка, это и учитель, пусть не через курсы повышения квалификации. Просто летняя проектная школа, у нас проект был реализован в рамках 100-летия университета летом. И дети с территории: Кудымкар, Красновишерск, Добрянка, Чусовой, Чернушка, попробовали это. В вместе с тем мы в это тесто замесили и педагогов. И уже педагоги, как будто бы у нас уже есть правые руки в этих территориях. То есть те, которые попробовали по-другому…

Роман Попов:

Дети в "ДНК", педагоги в Кванториум, сейчас будет.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Конечно, на самом деле, у нас есть ощущение, что дети, это были старшие школьники с 8 по 11 классы. У нас есть дети, которые пришли и поступили к нам, их немного. Но и нам всего год. "Дому научной коллаборации"21 октября исполнился год. Поэтому цели мы для себя ставим грандиозные, хотим, чтобы про нас знали. Не просто, потому что нам хочется себя потешить, а в первую очередь, чтобы понимали, что пока есть возможность, она предоставлена государством, надо, действительно, этим благом успеть воспользоваться.

Роман Попов:

Следующий момент. Вот появляется ребенок на уроке, он получил теоретические знания, потом задание, потом его проверили на практике, потом он получил оценку, и потом уходит, вроде как закрылся круг. Когда он появляетя в "Доме научной коллаборации", я так понимаю, что об оценке речи не идет, смысл? Дневник никто не спросит. А как тогда убедиться в том, что он эти знания, действительно, усвоил?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Здесь показатель очень явный. Когда заканчиваются занятия, они иногда заканчиваются в 8 часов вечера, детей не выгнать из аудитории. Они просто липнут к преподавателям, в хорошем смысле этого слова. Это причем дети территории, дети отдаленных районов. Орджоникидзевский если брать, Кировский к нам приезжают. Они прямо стоят, и, действительно, дальше еще, еще. Поэтому здесь никто не меряет, наверное, состояние конкретного знания, получил или нет. И ничего не мешает после реализации и освоения программы "ДНК" увидеть для себя другой возможный путь. То есть в любом случае на будущий год, на прирост, мы для себя ставим цель, что каждый ребенок, который попал в "ДНК", при наличии желания, мы ему предоставляем дальше возможность расти и развиваться вместе с нами.

Роман Попов:

Особенно если он это сделал в достаточно раннем возрасте, потому что прокачиваться он может и дальше по программам вашего же "ДНК". Вы же обозначили, что этих программ, как минимум, три, по-моему.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Это направления. Программ, на самом деле, намного больше, их порядка 20-ти. То есть они на любой вкус цвет. Полный перечень, и биология, и физика, и химия, и информатика.

Роман Попов:

Вернемся к педагогическому Кванториуму. Я понимаю суть, мы с вами ее сформулировали, выпускается педагог, который умеет работать на сверхсовременном оборудовании и владеет сверхсовременными методиками. А у ДНК" какая идеология именно? Выпускается, грубо говоря, ребенок, который что? Ну, познакомился он с новыми реактивами, новые опыты научился делать. То есть что из него выходит потом после ДНК", зачем он это делает?

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Мы, наверное, кусаем детей наукой. Мы просто заставляем ребенка, в хорошем смысле, влюбиться в науку. И здесь, наверное, детям надо перейти. Одно дело, что мы про 5-11 класс, это те 400 детей в рамках тех показателей, которых мы обучаем. Но если возвращаться к вопросу того, что ДНК" при техническом вузе не знает, что делать с пятиклассником, мы, в принципе, возраст детей, который нам обозначен в самом проекте, это дети с 5 до 18 лет. И поэтому для того, чтобы сформировать идею, что программа растет вместе с ребенком, мы решили не ограничиваться на детях с 5 по 11 класс, а решили замахнуться на полностью всю возрастную линию с 5 до 18 лет. И так у нас есть в этом году, заходят к нам. И мы уже успешно реализовали одну программу для дошкольников старшего дошкольного возраста. Это программа "Большое космическое путешествие". Программа была посвящена юбилейному полету в космос. И удивительным образом мы каждую программу завершаем определенным мероприятием, которого нельзя организовать в детском саду. Мало того, что это мероприятие для детского сада, это еще и знакомство, наверное, детских садов друг с другом. И здесь мы пригласили на одну из станций этого фестиваля компанию "Протон". Ну, кому, как не "Протон-ПМ", собственно, оказаться рядом. И главный технический инженер, это молодой парень, когда он увидел, что могут вытворять дети с 5 до 7 лет, он был крайне удивлен. После этого к нам был проявлен интерес со стороны генерального директора. И поэтому история дальнейшего развития программы, где-то вокруг космоса, дошкольного. Мы уже для себя вот эту компанию-партнера имеем. То есть мы говорим о том, что у нас есть дети, которые ушли в школу в начальную. Это те дети, который прошли через нашу программу. Вот сейчас адаптационный период пройдет, первое полугодие для первоклассников, и мы готовы уже с этим же "Протон-ПМ" или с кем-то другим, предлагать уже для родителей новый формат, и прирост уже к тому, что ребенок имеет. Наверное, может возникнуть вопрос "Что вообще дошкольник может"? Там же все ограничено по времени, по затратам, по тому, что можно с малышом такого возраста делать. Для себя вы взяли, конечно, расставили акценты. Что это помимо каких-то жестких навыков, например, инженерной составляющей, когда мы конструировали ракету, мы еще добавляем обязательное состояние сегодняшней, наверное, реалии, это умение разговорить любой вопрос. И здесь команда с факультета филологи шли в тандеме, в очень крепкой связка как раз таки с технологами. И поэтому мы ребенку даем и жесткие навыки, и тут же мы, во-первых, говорим про пермский космос, в той программе говорили. Это не просто про космос в целом, это про пермский космос. Чтобы ребенка погружать еще и в историю того края, и влюблять в край, где он проживает и находится. Но сейчас на данный момент мы тоже не стоим на месте, развиваемся, и плюс к этому у нас появляются еще и психологи. То есть одно дело жесткие навыки, дальше софты, ну, у нас еще и психологическая составляющая появляется.

Роман Попов:

Такое ощущение, что вы как будто бы еще чуть-чуть и будете подвигать школу, ы том, что касается получение необходимых знаний.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Мы как раз таки не соревнуемся со школой и не собираемся это делать. Потому что основное образование, оно есть базовое, и оно основное, это, безусловно, так. Мы лишь про то дополнительное, которое помогает состояться ребенку. У него есть школьное образование, и он получает в школе. Помогаем где-то наверное, учителю, потому что педагогический вуз именно это и должен делать. Но вместе с тем, мы не претендуем ни на какую замену. Если не говорить только тот момент, что, наверное, когда-то мечты, которые становятся целью педагогического университета, будет линейка детский сад-школа. Но это никакое не посягательство на государственную систему образованию школьного.

Роман Попов:

Ну, что ж, фантастика уже здесь. Вот что я вам могу сказать, Оксана Борисовна, по итогам нашего с вами разговора. Я очень рад, что у нас появляется и развивается такое направление работы в педагогическом вузе. Мне кажется, что это одна из самых позитивных тенденций, которая вообще за последнее время в нашем современном обществе просто радует, без всяких "но". Вот это вот заточка на современное образование, причем заточка на федеральном уровне, структурная, нацпроектная, подкрепленная деньгами, а не только словами, подкрепленная программами и преподавателями. Это рано или поздно должно дать свой выхлоп. Одно только немножко печалит, что этого выхлопа надо ждать какое-то время, вот эти вот несколько лет. Потому что нельзя взять и положить все в мозг, а потом посмотреть что получится. Но то, что мы дождемся, я в этом просто не сомневаюсь. Поэтому спасибо вам большое. Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Ну, и директор "Дома научной коллаборации" этого же самого вуза была у нас в гостях в "Дневном развороте". Приходите еще.

Оксана Орехова, директор педагогического Кванториума ПГГПУ:

Спасибо большое.

 

 

 

 

 


Обсуждение
1740
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.