Верхний баннер
04:59 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:08, 24 января 2022

Руководитель УФАС России по Пермскому краю Александр Плаксин о контроле за рынком нефтепродуктов и ситуации с повышением цен на бензин

Руководитель УФАС России по Пермскому краю Александр Плаксин рассказал о начале работы штаба по контролю за рынком нефтепродуктов и ситуации с повышением цен на бензин. 

Руководитель УФАС России по Пермскому краю Александр Плаксин о контроле за рынком нефтепродуктов и ситуации с повышением цен на бензин

Фото: Эхо Москвы в Перми

Артем Жаворонков: Ну, а первый час почти весь мы посвятим общению с нашим гостем, который тоже, рискнув, всё-таки пришёл к нам в студию лично. Я имею в виду Александра Плаксина, руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю. Обсудим несколько важных тем, в том числе тему с контролем за ростом цен на топливо. Александр Владимирович уже у нас в студии. Александр Владимирович, здравствуйте.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Приветствую вас.

Артем Жаворонков: Да, мы очень рады, что Вы здесь, с нами, но Вам придётся ещё какое-то время подождать, пока мы обязательные, что называется, "входные" вещи эфира не выполним. Сейчас еще о погоде поговорим обязательно. Кстати, ну, всё равно хотел спросить: Вы-то привиты?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да, конечно, обязательно. У нас есть норматив - 80 процентов, который действует на территории края, и распространяется он в полной степени на государственных служащих. Этот норматив многократно превышен управлением, гораздо больше 80 процентов у нас, близко к 100 процентам вакцинированных. Ну, исключая декретников… декретниц. Стремимся к ста процентам. Поэтому…

Артем Жаворонков: Я полагаю, что не норматив определяющим был в прививке, а самосознание и понимание того, что прививка помогает.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, это… Это да. Потому что, ну, через палку там, собственно говоря, ведь никто не делает. То есть, люди сами понимают, что нужно идти делать это, и плюс, у нас уже...полгода прошло, сейчас ещё пойдём ревакцинироваться, и тоже, в принципе, все просто выбирают, какую вакцину ставить, и всё.

Артем Жаворонков: Ну, и время. 

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: И время, да.

Артем Жаворонков: Ещё раз напомню, в нашей студии, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю. Александр Владимирович, ещё раз добрый день. 

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да, приветствую Вас.

Артем Жаворонков: Мы рады, что Вы нашли возможность лично приехать к нам в студию. Естественно, что главной темой нашего общения будет усиление контроля со стороны антимонопольных органов в регионах. Это поручение, если не ошибаюсь, чуть ли не главы государства. Есть ли они вот у второго лица? По-моему, Мишустин поднимал этот вопрос. Ну, как минимум, Федеральная антимонопольная служба, федеральная, тоже пристально за этим следит, потому что неприятные для автолюбителей, да и, в принципе, вообще, для рынка как такового, для нашей экономики, сигналы с резким скачком стоимости на топливо раздавались со всех концов нашей страны. Что сделали в краевом УФАС? Вообще, какие должны были бы быть проведены действия? Какие из них проведены? Какие вот сейчас в работе?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, прежде всего, мониторинг, который мы проводили, и проводим, и будем проводить – он не отменялся. Мы в ежедневном режиме получаем информацию со стел, причём это вертикально-интегрированная нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" нам присылает информацию, и независимые поставщики, "независимая розница", так называемая, которая тоже, в принципе, у нас в Пермском крае достаточно широко представлена, несколько крупных игроков нам тоже присылают информацию со стел с ценами не бензин и дизельное топливо.

Артем Жаворонков: Ну, мы их можем, вообще, всех по пальцам одной руки пересчитать. "ЛУКОЙЛ", "Газпром", "Нефтехимпром", "ВВ"…

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: "ВВ". Да, "ВВ".

Артем Жаворонков: И всё, ведь? По-моему, больше у нас нет. Ну, там, может быть, несколько заправок частных, да и то, наверное, они метаном, скорее, торгуют?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, там 4 крупных организации, но вообще, на самом деле, если мы количество АЗС возьмём, то "ЛУКОЙЛ" – это порядка 120 АЗС по краю, а у частной розницы-то… независимой розницы, точнее, назовём её так – порядка 130. То есть, в принципе-то даже больше у них заправок, именно по краю. Понятно, что пролив на заправках "ЛУКОЙЛ" выше, чем у розницы, независимой, но, тем не менее, количество заправок там не уступает, точно. Вот. И на самом деле, вот нельзя недооценивать роль независимой розницы, которая торгует бензином и дизельным топливом в крае, поскольку они-то как раз закрывают те районы, которые недоступные бывают, удалённые, где, в принципе, "ЛУКОЙЛ"-то не хочет работать, на самом-то деле.

Анна Букатова: То есть, дело не в доверии, да?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да! То есть, им… Ну, пролив маленький – они заправку просто закрывают там, и не торгуют там. То есть, независимая розница, тем не менее, обеспечивает население вот этими услугами. Это, на самом деле, очень важно. Вот. Поэтому мы мониторим крупных игроков независимой розницы и, естественно, "ЛУКОЙЛ". Вот. Что нам показала последняя… последние данные? Понятно, что в конце прошлого года мы получили очень большое количество жалоб на рост цен. На самом деле, почему так произошло? Потому что, ну, компания, которая доминант на рынке, 70 процентов по 92 бензину там, если мы возьмём 95 бензин – это более 80 процентов, доля у "ЛУКОЙЛа" в Пермском крае. "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" именно, да, то есть, он сейчас находится в Уфе. Это был "Пермнефтепродукт", сейчас это "Уралнефтепродукт". Доля – более 80 процентов у этого хозяйствующего субъекта. Что получилось? Получилось, что у нас в конце года – это октябрь – тире – декабрь 2021 – было 15 повышений. То есть…

Артем Жаворонков: 15 за?..

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: 15 повышений, да.

Артем Жаворонков: ...2 месяца? Я аж подавился слюной.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: За 3 месяца. За 3 месяца, да, октябрь - декабрь. 15 повышений. И суммарный рост составил порядка 2,5 рублей на литр. Вот. Это почти в 2 раза больше совокупного роста январь-сентябрь 21-го года. То есть, понимаете, да? То есть, январь-сентябрь мы тихонечко там росли все такие, ну, в общем-то, нормально, тихонечко, по несколько копеек там рост стоимости литра, но мы получили вот 15 повышений – октябрь-декабрь. На самом деле, это очень... всех разочаровывает, и я понимаю, что автомобилисты здесь, ну, бы негодовали. И можно их понять. Однако, что мы в итоге… имеем в итоге? То есть, мы закончили 21-й год, и можем посмотреть на цифры. Цифры 21-го года говорят о том, что компания "ЛУКОЙЛ" очень пристально следила за уровнем инфляции, официальными данными, которые давал Центробанк, давал Росстат. И у нас получилось, что январь-декабрь 21-го года, то есть, за год, инфляция составила 8,39 процента, и ровно столько же составил рост стоимости бензина, 92, 95, ну, средняя. То есть, там 8,39… 38 сотых – 92, и 8,41 – 95-й вырос.

Артем Жаворонков: Ну. мы ведь знаем, что средняя годовая инфляция на продукты – это "температура по больнице". По каким-то позициям там скаканула в 2, в 3 раза цена, а по каким-то почти не выросла, и… Ну, нефтяники всё-таки придерживаются средних показателей.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да, они очень тщательно следят за публикациями Росстата и Банка России. Видимо, ориентируются, ну, понятно, да, это ориентир определённый для них. И вот в сентябре были одни данные об инфляции в стране, и мы в декабре, в январе получили немножко другие данные, и они в сторону увеличения, к большому сожалению, были опубликованы. Но, тем не менее, вот такая история произошла. Но немножко надо сказать, что здесь есть особенность с дизельным топливом. То есть, мы по бензинам видим – соответствует уровням инфляции, но, однако, не соответствует динамике оптовой цены автомобильных бензинов на бирже. То есть, парадоксальная абсолютно ситуация. Цены к концу года на оптовом… в оптовом сегменте, то есть, по сути дела там независимая розница покупает - на оптовом сегменте. Крупные предприятия могут закупать на бирже. И цены-то… в оптовом сегменте они пришли к уровню… на конец года пришли к уровню января 2021 года. То есть, упали, по большому счёту. А, тем не менее, цена в рознице росла, и продолжает расти. Да? Ну, по крайней мере, до декабря месяца 2021 года. В январе 2021 года, кстати говоря, цены не повышались. Ну, мы очень рассчитываем, что пока это будет оставаться как можно дольше. Да? Цена не будет на топливо расти. А вот в дизельном топливе немножко другая ситуация. Там, во-первых, уровень инфляции превышен по росту цены на дизель. Это 8,48 процента. У нас цена в Пермском крае на дизельное топливо, ну, вот выросла на 8 целых, почти 5 десятых процентов. Это выше уровня инфляции, однако в оптовом звене – там ситуация, вообще, удручающая. То есть, цена на автомобильное… на дизельное топливо в оптовом звене – она шагнула аж на 36 процентов. И мы пока не видим здесь снижения никакого. И именно мы говорим о зимнем дизельном топливе. То есть, немногие знают, что есть там…

Артем Жаворонков: Летняя резина…

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: ...летнее, есть демисезонное топливо, так называемое, а есть зимнее дизельное топливо. Так вот, на межсезонном и на летнем – там, в принципе, цена процентов на 20, наверно, ниже. А вот, представляете, вот дизельное топливо зимнее – оно там больше 60 тысяч за тонну, сейчас держится цена оптовая.

Артем Жаворонков: Ваша проверка что-то показала? С чем связано? Ну, биржа – это что? Нехватка дизельного топлива? Оно ведь в производстве проще, чем бензин? И, вроде бы, это первичная переработка-то?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, вот, по крайней мере, мы сейчас видим ситуацию, что по дизельному топливу говорить о злоупотреблении доминирующим положением со стороны "ЛУКОЙЛа" не приходится, поскольку…

Артем Жаворонков: На их заправках дешевле, чем у розницы, независимой?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да, дешевле, потому что они сами производят. А оптовая закупка именно… независимая розница осуществляется на бирже. Там цены намного выше, чем биржевой сектор. То есть, здесь как раз преимущество вертикально-интегрированной нефтяной компании. Они сами добывают, сами перерабатывают, сами через свои структуры продают. То есть, цена у них ниже почти там на 3 рубля. То есть, по большому-то счёту.

Артем Жаворонков: Ну, и выгоднее, наверное, было бы всё на биржи пускать, раз там цена выше?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну… Кто им это даст сделать? Видите, на бирже есть норматив в торговле, и вертикально-интегрированные нефтяные компании, такие, как "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз" – они обязаны продавать определённый объём нефтепродуктов через биржу. И если бы этого не было, то цена на бирже была бы ещё выше, на самом деле. То есть, это, в принципе, ну, со стороны ФАС и правительства России это такая мера административного характера, чтобы цены в Российской Федерации в опте и в рознице были стабильны. Потому что мы же заботимся не только о вертикально-интегрированной компании. То есть, в принципе, там независимая розница – её абсолютно точно надо тоже поддерживать. Без этого она, ну, по сути дела, будет испытывать серьёзные трудности. Поскольку, если мы возьмём, к примеру, экспортный нэдбэк, да, это... стоимость продажи бензина за рубежом, то есть вертикально-интегрированные компании бы продали всё бы за рубежом, вообще. В Российской Федерации, вообще, бы не было бензина тогда. То есть, там цены-то, на внешних рынках – они гораздо выше, чем в России. Вот. Поэтому они… Но им никто не даст это сделать. То есть, для этого есть ФАС, для этого есть правительство России. Поэтому есть нормативы биржевой торговли, есть определённые правила, которые там нам позволяют говорить, нарушает компания или нет. То есть, в сегменте торговли дизельным топливом в розницу – здесь нет признаков нарушения, потому что, ну, по крайней мере, мы не видим, не обнаружили никаких доказательств того, что здесь компания злоупотребляет. Ну, если шагнула цена в опте там на 36 процентов, а у нас цена выросла только на 8 процентов. Ну…

Артем Жаворонков: Но ведь особенность нашего рынка заключается в том, при всех сложностях... И мы, наверное, попросим Вас хотя бы в общих чертах их объяснить... налогообложение нефтяников. Цена на нефть на международных рынках растёт – растёт цена на бензин в России. Цена на нефть на международных рынках падает – цена на бензин в России всё равно растёт. И не "откатывается" никогда, вообще никогда. Может быть, какие-то копейки сущие, но тем не менее. С чем это связано?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, смотрите. Здесь цена, конечно, периодически повышается, но... допустим, 21-й год – в два раза цена... Мы зафиксировали – снижение было. То есть, ну, порядка там 10-15 копеек. Это было в сентябре месяце, и, насколько я помню, было в марте месяце 2021 года. А Вы правы абсолютно, что в целом она растёт за… примерно за инфляцией, плюс-минус. Есть специальное налоговое правило, которое называется "механизм обратного демпфера". Как раз он был введён относительно недавно, это порядка трёх лет – существует этот механизм в налоговой. Это ситуация, когда нефтяные компании при высоких ценах на нефть – они сдерживают стоимость бензина на внутреннем рынке. И в этой ситуации государство компенсирует нефтяникам вот эти вот, собственно говоря…

Артем Жаворонков: Выпадающие доходы.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: …выпадающие доходы. Да. И в ситуации, когда цены на нефть, наоборот, низкие, точнее, я перепутал, цены когда на нефть высокие, они не повышают цены на топливо на внутреннем рынке, цены когда

Артем Жаворонков: Которыми потом могут компенсировать…

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Свою маржинальность. То есть, норму прибыли, которую они зарабатывают. И то же для некоторых это, ну, скажем так, новость, но маржинальность, то есть, ну, то, что нефтяники зарабатывают, продавая бензин на автомобильных заправках, рентабельность там, прибыль, да, условно назовём эти экономические категории, то есть, она плавает в течение года. Где-то она близка там к двум процентам, где-то она 15 процентов. То есть, она плавает в течение года. И как раз это всё влияет на внешнюю конъюнктуру. То есть, стоимость нефти и... Но, тем не менее, цены в Российской Федерации остаются стабильными.

Артем Жаворонков: Много... Много приходится слышать в последнее время, что денег у государства более чем достаточно. Это и высокие цены на газ - один из наших главных экспортных ресурсов, нефть, в том числе нефтепродукты. И мы понимаем прекрасно, что процентов 80, да, если не ошибаюсь, в стоимости литра топлива для российского покупателя - это налоги, которые нефтяники платят, но при этом как-то вот убедить обывателя в том, что нефтяные компании еле концы с концами сводят, очень тяжело.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, Вы правы. Акцизная вот эта вот, скажем, фискальная составляющая в стоимости автомобильного бензина – она близка к 80 процентам. Вот. А там и дорожный фонд Российской Федерации наполняется, то есть дороги автомобильные, которые у нас…

Артем Жаворонков: Так мы, получается, два раза налоги платим - и через литр топлива, и просто транспортным налогом, который… всем…

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Это да. Две разные статьи наполнения бюджета, и они по-разному тратятся, и по-разному, собственно говоря, идёт их расходование. Но, тем не менее, да, абсолютно Вы правы, здесь есть несколько источников, в том числе через топливо и через транспортный налог. Вот. А говорить о том, что плохо им, хорошо – нефтяным компаниям – ну, в принципе, ведь это же крупный бизнес, и они обеспечивают там достаточно большую часть поступлений в Российскую Федерацию, в казну России. Поэтому говорить о том, что они там не должны зарабатывать - ну, тоже не правильно. Они ведь платят налоги.

Анна Букатова: Александр Владимирович, а что Вы ответите на такое вот обывательское поведение среднестатистического автомобилиста, пускай девушки, которая говорит: "Слушайте, ну, они добывают нефть здесь, у нас, вроде бы, тратятся, да, на какие-то серьёзные там транспортные там, далеко везти не нужно, но, может быть, здесь у нас он, может быть... или расти не такими темпами, или быть дешевле"?

Артем Жаворонков: Тут, по сравнению с регионами-соседями. Это частая проблема Пермского края, когда бензин у нас в среднем дороже, чем у свердловчан, у Татарстана, Башкирии.

Анна Букатова: А, вроде бы, кажется, что должен быть чуть-чуть дешевле.

Артем Жаворонков: Да даже в Ижевске и Кирове иногда дешевле.

Анна Букатова: А у нас – да, ещё дороже. Вот что на это ответите?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, смотрите, здесь интересная очень ситуация, в принципе, вопрос такой серьёзный очень девушкой поднят. Парадокс, да, но вот возьмите Нижний Новгород, и возьмите Пермь. В чём схожесть этих регионов?.. Ну… Нижегородской области и Пермского края? В том, что и в Нижнем Новгороде, и в Пермском крае есть нефтеперерабатывающий завод – ПНОС. У нас – ПНОС, "Пермнефтеоргсинтез", там – Нижегородский нефтеперерабатывающий завод – "Нижегороднефтеоргсинтез", по-моему, называется, и цены по Приволжскому округу в Нижнем Новгороде и в Пермском крае – одни из самых высоких на автомобильное топливо. Парадокс, да? Но мы анализировали ситуацию, и поняли, что, скорее всего, это связано с тем, что когда-то было выгодно, и, в принципе, недорого продавали автомобильные бензины, в Пермском крае – было низкое транспортное плечо, низкие затраты, и выжали конкурентов, никто сюда не шёл из-за вертикально-интегрированных компаний, кроме "ЛУКОЙЛа". Ну, кому выгодно здесь торговать, возить из других регионов бензин, когда тут "ЛУКОЙЛ", ну, с пноса привезёт, и практически там висит, и не надо... по трубе доставят до нефтебаз, и отгрузит этот автомобильный бензин по краю, и с низкими затратами. Сложилась ситуация, что "ЛУКОЙЛ" здесь доминирует, причём серьёзная очень доля – 80 процентов там по 95 бензину. А раз тут нету конкурентов, ну, собственно говоря, почему цену-то не повысить? Возьмите Удмуртию, возьмите Татарстан – там крупные вертикально-интегрированные компании присутствуют. "Татнефть", "Башнефть" работает, и…

Артем Жаворонков: "Газпромнефть".

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: "Газпромнефть". "Газпромнефть", кстати, у нас, в Перми - очень мало заправок. То есть, ну, это небольшая очень доля, там порядка десяти всего лишь, в Пермском крае. В других регионах такой ситуации нет, там есть конкуренция, и цены "ЛУКОЙЛ" вынужден ставить поменьше. Этот механизм...

Артем Жаворонков: Ну, ваша ведь задача – следить за конкуренцией, а если она невозможна физически, рыночно, то пытаться, ну, я не знаю, грубо выражусь, "бить их по рукам". Создан в Пермском крае, ну, наверно, и во многих других регионах России, специальный оперативный штаб, задачей которого является мониторинг в ежедневном... еженедельном режиме, да. Ежедневном?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Еженедельном. Еженедельном. Да.

Артем Жаворонков: В еженедельном. Что за оперштаб? Кто в него вошел? Какие вы можете применять санкции? Ну, и обычно говорят, что, ну, отделаются обычно небольшими какими-то штрафами, и для "ЛУКОЙЛ" это (...) пример, того же самого.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, оперштаб – это, конечно, не карательный орган какой-то там, как бы какой-то чрезвычайный, да, который призван бить, что называется, там по рукам. Да? Это совещательный орган, который, в принципе, создан для координации усилий региональных властей, и регионального нашего управления по обеспечению стабильности на этом рынке. То есть, тут два момента. Это контроль, с одной стороны, за ценами, и обратная связь от региональных властей с точки зрения промышленности и агропромышленного комплекса. И, собственно говоря, этим объясняется то, что в этот оперштаб вошли представители от Минпромторга Пермского края и Министерство агропромышленного комплекса Пермского края. То есть, нам здесь очень важно понимать, что происходит с сельхозтоваропроизводителями, как они топливо покупают, есть ли у них какие-то проблемы в этой части. Потому что скоро посевная. Ну, там весна-то не за горами, по большому счёту, там 3 месяца осталось. Что промышленники делают? То есть, они ведь тоже покупают, и транспортные перевозчики, да, они тоже покупают, и крупная розница, собственно говоря, крупный, мелкий опт, мелкооптовые закупки. Есть ли у них тут проблемы какие-то или нет? Ведь кроме закупки потребителями, да, водителями там, собственниками, автовладельцами, на заправках есть много… большой сегмент очень, который покупает в мелком опте. У них тоже есть проблема определённого характера. Поэтому этот оперштаб – он призван эти проблемы обсуждать. Естественно, как контрольный орган, мы будем реагировать, если есть какая-то ситуация, связанная с, не дай Бог, там нехваткой топлива. Ну, Пермскому краю это не грозит, и мы не видим здесь никаких даже в перспективе сложностей. Но оперштабы – они созданы по всей территории Российской Федерации. И сделано это по поручению руководителя ФАС России. Сделано это в качестве предупредительной меры, чтобы в регионах России не складывалась ситуация, во-первых, вот этого необоснованного роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, и второй момент – это нехватка топлива. К сожалению, в некоторых районах России такая проблема есть.

Артем Жаворонков: Нехватки? 

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Нехватки топлива, да.

Артем Жаворонков: Дальний Восток?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Дальний Восток, прежде всего, да.

Артем Жаворонков: Ну, потому что они зависят серьёзно от завоза, доставка…

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да.

Артем Жаворонков: У них там добыча не так сильно раз…

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Северные регионы - по стоимости достаточно серьёзная проблема, Дальний Восток - это абсолютно точно. То есть, там ситуация стоит в некоторых регионах остро. Вот. Пермский край… Мы здесь просто, скажем так, выполняем поручения руководителя. Ситуацию будем тоже держать на контроле, но вот именно, я думаю, здесь у нас проблем вот с этой, со второй частью вопроса, не будет.

Артем Жаворонков: Каков механизм контроля? Вы получаете информацию, проводите проверку? Сколько времени это занимает? Как осуществляется проверка, и какие штрафы или какие, вообще, санкции грозят, если вдруг будет установлено сознательное нарушение?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: А, да! Здесь проверка у нас проводится, естественно, по заявлениям, их получили огромное количество, в декабре месяце особенно был всплеск. Общий срок проведения проверки составляет 3 месяца. Мы не можем выйти за эти пределы. Вот.

Артем Жаворонков: Долго, мне кажется. Нет?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, долго – это, ну, скажем так, очень условное такое, растяжимое понятие. Дело в том, что там огромный объём информации. И компания, которая нам их предоставляет, эту… там коробки документов, да, часть в электронном виде – она находится в Уфе. То есть, мы вынуждены там получать это в таком режиме. Там отправили запрос, там ждём, пока он 10 дней там, грубо говоря…

Анна Букатова: (...) почта.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да, почта. Потом обратно, они нам отвечают. То есть, они должны собрать этот документ и нам отправить, потом мы должны это изучить. Поэтому здесь спешка-то точно не к чему, и мы должны принять обоснованное решение на основе анализа всего спектра документов. Ну, к примеру скажу, что часть документов мы только вот в начале января получили от них, которые очень важны для нас, там привычные документы. Как они закупают топливо, по каким ценам, у кого, какие объёмы и так далее. То есть, мы ведь анализируем ещё сопоставимые рынки. То есть, берём вот ту же самую Удмуртию, Киров, Свердловская область. Коллегам направили запросы. То есть, мы не только у "Уралнефтепродукта" и "ЛУКОЙЛа" запросили информацию. Мы запросили информацию у других наших коллег - какая у них ситуация, какая доля "ЛУКОЙЛа" там, то есть. И смотрим, как себя компания ведёт в других регионах. И всё это будем сопоставлять на соответствующих графиках. Вот. Пока проверка не завершена, но мы можем точно сказать, что по автомобильным бензинам поведение компании, по повышению цены – она не соответствует динамике оптовых цен. Нас это очень сильно настораживает. И это может свидетельствовать о признаках злоупотребления доминирующим положением. По автомобильным бензинам абсолютно точно здесь ситуация – она тревожная. По дизельному топливу здесь – вот я уже сказал, здесь особенность определённая есть.

Артем Жаворонков: Ну, связанная с биржей.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Биржей, да.

Артем Жаворонков: Что может грозить нарушителям антимонопольного законодательства? Много раз говорили о кратном увеличении штрафов, которые могут прям по кошельку-то ударить нефтяников серьёзно.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да. Ну, прежде всего, это оборотный штраф от выручки, от выручки компании за год, предшествующий совершению нарушения. То есть, если мы берём там, например, 21-й год – это выручка компании в 20-ом году от продажи автомобильных бензинов – это до четырёх процентов выручки.

Артем Жаворонков: Счёт идёт на миллиарды рублей?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, я думаю, что сотни миллионов – это точно, учитывая, что обороты у, скажем так, этой компании в Пермском крае – они колоссальные. То есть, надо понимать, да, какой оборот у "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" продажи в рознице автомобильных бензинов.

Артем Жаворонков: Когда?.. Когда мы можем получить уже… вы планируете получить уже окончательные цифры, данные для того, чтобы точно сказать, что вот дела обстоят вот так, а не иначе?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Мы в конце года ставили себе задачу до конца января разобраться полностью в ситуации. Уже прошло 10 рабочих дней, января, и мы получили определённый объём информации, который сейчас анализируем. Я думаю, что конец января, ну, начало и февраля – это край, когда мы огласим результаты проверки.

Артем Жаворонков: Да. Мы будем ждать его с нетерпением. Просто не будем забегать вперёд. Я понимаю, насколько аккуратны мы должны быть даже в эфире с произнесением этих цифр. Поэтому хотелось бы немножко переключить сейчас нашу тему. Я слушателям напомню, что сегодня в гостях студии "Эхо Перми" - Александр Плаксин, руководитель пермского краевого Управления федеральной антимонопольной службы. Ещё две важные новости, одна из которых точно связана с ценами на топливо, потому что из неё складывается итоговая цена продуктов, которые мы имеем на прилавках магазинов. По предложению Федеральной антимонопольной службы ритейлеры согласились ограничить свои наценки на продукты. Буквально на второй день после продолжительных новогодних каникул появилась эта информация. О чём идёт речь? С какими ритейлерами говорили? О каких продуктах есть договорённости?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, здесь речь, конечно, шла об инициативе не федеральном уровне. Это коллеги из ФАС России вышли с таким предложением к федеральным торговым сетям. Это крупнейшие наши ритейлеры. X5 Retail – это "Пятёрочка", "Перекрёсток", гипермаркет "Карусель", разные форматы у них, это "Лента", это у нас "Магнит". По сути дела, предложение касается ограничения наценки этими торговыми сетями на 24 товара первой необходимости продовольственного значения. То есть, это молочные изделия, это у нас хлебобулочные изделия, вся бакалея, крупы, то есть, это мясо на кости, рыба мороженая. Ну, то есть, это, по сути дела, все товары, социально значимые, которые являются товарами первой необходимости. И по предложению ФАС торговые сети ограничили наценку в пределах там 14-16 процентов на эти группы товаров. А так, просто, ну, для информации: средняя наценка, ну, к примеру, на хлеб – буханка белого хлеба – примерно 26 процентов. Вот брали информацию на конец года – примерно 26 процентов наценка была у торговых сетей.

Артем Жаворонков: То есть, надо понимать, что хлеб, который мы покупаем в магазине, на четверть дороже, чем если бы мы покупали его непосредственно у производителя?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да, совершенно точно. Но это, опять же, только буханка белого хлеба. Если мы возьмём другие товары, вот, допустим, батон уже нарезной, к примеру – это уже не социально значимый товар, и он не входит в перечень, который установлен постановлением правительства. Там наценка уже 70 процентов.

Артем Жаворонков: С ума сойти! А это повод для того, чтобы Федеральной антимонопольной службе начать проверку? Вы ведь не контролируете цену? В рынке? В рынке.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да.

Артем Жаворонков: Есть доминирующее положение – нет доминирующего положения?..

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Это не повод – каждый?.. Во-первых, это очень высококонкурентный сегмент – розничная торговля. У нас здесь нет доминирующих игроков. Если мы возьмём Пермь – это, вообще, в принципе, очень конкурентный рынок. Есть, конечно, отдалённые территории, где там в каком-то одном муниципальном образовании есть, допустим, один магазин, и там можно вести речь о доминировании. Но там цены абсолютно такие же, как правило, которые там есть в Перми. То есть, если мы возьмём там основные ритейлеры наши, розничные, которые присутствуют, федеральные, в Пермском крае, там "Магнит", "Пятёрочка"... там "Лента" – они устанавливают такие же цены, как и в крупных городах, в отдалённых районах. Ни разу не уличали в том, что там есть какие-то… какое-то завышение. И здесь высококонкурентный сегмент, и здесь ритейлеры устанавливают наценку, исходя из полки конкурентов. То есть, они просто мониторят: а что у других? Вот.

Артем Жаворонков: Ну, вот в этой-то связи как раз есть повод вам провести проверки по, например, такому признаку, как картельный сговор? Ведь сами крупные сети могут договориться между собой, и устанавливать завышенные цены на те или иные продукты?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, естественно, это такое… такая ситуация гипотетически возможна, но ни разу за всю историю таких признаков мы не устанавливали. Мы мониторим в постоянном практически режиме вот эти 24 позиции, начиная с 20-го года. Как началась ситуация с пандемией, как вот начались проблемы с поставки… поставками продуктов питания с других, внешних рынков, в том числе, помните, имбирь, да, в России, истории с имбирём, с чесноком. Да.

Артем Жаворонков: С лимонами.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: С лимонами, да. Там, где мы зависели от внешнего импорта, то есть, лимонов в Российской Федерации выращивается, я думаю, не много, имбиря тоже, и как только произошли все эти истории, мы, естественно, начали всё это пристально мониторить. И цены везде разные были. То есть, мы ходили в торговые сети, непосредственно смотрели товары на полках. Ну, везде по-разному всё было. И рыба мороженая там, и там та же самая гречневая крупа – везде разная цена, абсолютно разные поставщики. То есть, у нас, допустим, торговые сети региональные, не многие знают, вот, допустим, сеть "Семья", которая уже…

Артем Жаворонков: Перестала быть региональной.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: …скоро-скоро, да, уже…

Анна Букатова: Перестаёт, да.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: …перестаёт быть уже, она там потихоньку становится "Лентой", но, тем не менее, торговая сеть "Семья" – она закупает, допустим, овощи на бирже, вообще, на плодоовощных биржах специальных, где оптовики продают, собственно говоря. Они выставляют требования, и кто предложил ниже – тех и закупают. Поэтому...

Артем Жаворонков: ...не покупай пермское там! У нас…

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Ну, там и пермские товары есть, но есть ведь очень много, и большой объём, завозной продукции. Вот у нас, в принципе, рынок очень по многим вещам межрегиональный. По куриному яйцу – это социально значимый товар, по молоку – это социально значимый товар. 50 процентов яйца, к примеру, куриного, в Пермском крае – оно вывозится за пределы Пермского края, а 50 процентов завозится, которое продаётся. То есть, рынок по многим продуктам…

Артем Жаворонков: Очень живой такой.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: …он… Да, он межрегиональный. То есть, греча завозится из Челябинской области, к примеру, в Пермский край. То есть, у нас нету гречи.

Артем Жаворонков: Не выращивают. Ну, Алтай у нас, по-моему, главный поставщик. Ну, и всех удивило, что средний килограмм гречи, стоивший в 19-ом году 30 рублей, сейчас стоит 90 – в 3 раза!

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да. Но греча - такая, такая, очень…

Артем Жаворонков: Показательная.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да. Очень интересный рынок гречи. Цена то выше, то ниже, то она 60 рублей, там, то 45. Вроде, греча никому не нужна - она 45 стоит, как зима там – она 90. То есть, сезонный фактор-то, безусловно, есть. Но по грече, к примеру, есть и факты картельных сговоров. То есть…

Артем Жаворонков: Установленный УФАСом и…

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да. И прежде всего, ФАС России, потому что рынок-то межрегиональный, и там, к примеру, там Челябинская область, Алтай - по всей территории России торгуют, и были факты сговора установлены, и, на самом деле, цена на гречу снижалась. То есть, тоже 21-год если посмотрим – динамика там абсолютно разнонаправленная была по грече. То есть, и… Весна, допустим – это высокая цена, летом цена падала, сейчас опять подросла.

Артем Жаворонков: Недавно наделало много шуму заявление представителей производителей различных товаров, когда УФАС вышло с предложением не… с предложением, именно что с предложением, не обозначать возможный рост цен, а оперировать цифрами, которые уже случились. Говорили о том, что, ну, вот, мол, УФАС запрещает какие-то прогнозы. Но УФАС ответила, на мой взгляд, абсолютно резонно, сказав, что очень часто это уже не публичные прогнозы, а публичные заявления, фиксирующие факты или - ну, как корректнее-то сказать? - предполагающие факты сговора, просто вот анонсированные устами представителей тех или иных отраслей по повышению цен. Как тут можно эту ситуацию прокомментировать? Часто бывает такое, что у нас?.. У нас ведь очень много случается, когда об этом публично заявили. Ну, в 2008 году. А наступление кризиса у нас объявили официально. То есть, президент, тогда Дмитрий Медведев, сказал: всё, у нас кризисный шёл год. У нас кризис закончился. И всё. И вот…

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Тут надо немножко разделить эти истории, поскольку одно дело, когда говорят публичные должностные лица о том, что вот у нас есть какая-то некая экономическая ситуация в стране там, на территории региона там, и так далее, а другое дело – когда представитель хозяйствующего субъекта или, допустим, представитель ассоциации или союза какого-то, в который входит, ну, большое количество представителей отрасли, говорит о том, что вот мы будем повышать цены. То есть, в ситуации, кода об этом говорит хозяйствующий субъект или там представитель объединения хозяйствующих субъектов, может произойти лавинообразное повышение цены. Кто-то услышал в СМИ – ага, повышение цены произойдёт. И все готовы к этому. И, действительно, это произойдёт. По сути дела, наступит такое самоисполняющееся пророчество. То есть, никому это не нужно – ни потребителям, ни органам власти, ни самим… В принципе, товаропроводящая цепочка – это не нужно. То есть, это просто, ну, по сути дела, информация, которая подстегнёт само по себе уже рост цены. Хотя для этого могут отсутствовать объективные факторы. Хотя могут быть там… предприятия, которые не входят в эту ассоциацию. Допустим, там масложировой союз какой-нибудь, или там какой-нибудь плодоовощной союз, российский. Представляете? Вот заявляет какой-нибудь там представитель масложирового союза: "Вот у нас, - там, - цена на молоко на 20 процентов вырастет через неделю". Так у нас же много кто не входит в этот масложировой союз. Пермские заводы, допустим, не входят, некоторые.

Артем Жаворонков: Ну, слышат, и попробуй…

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да, слышат. Так повышают на федеральном уровне.

Ана Букатова: (…) тогда.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Так давайте тоже поднимем. А зачем это – такие заявления рынку? Они вредны для рынка. Они для потребителей вредны, и для отраслей вредны. То есть, поэтому в антимонопольном законодательстве есть запрет на вот такие… скажем так, публичные заявления, и хозяйствующие субъекты должны думать: а какие последствия, вообще, от этого будут. И абсолютно резонно здесь коллеги из антимонопольного ведомства центрального аппарата, ну, скажем так, указывают таким лицам, что так не надо делать. Вы давайте уж, если хотите, но без публичных заявлений. Давайте мы там ситуацию отработаем, посмотрим, какие факторы у вас послужили тому, что… Давайте в паблик-то не давать эти истории все. Потому что это подстегнёт рынок, в принципе. Поэтому это вредная история.

Артем Жаворонков: Надо учитывать ещё специфику и менталитет российского предпринимательства, при всём уважении, что у нас это не как в Германии или Соединённых Штатах. У нас, действительно, такие заявления, что бы мы ни говорили о защите права хозяйствующих субъектов на подобные заявления и подобные прогнозы, у нас это будет иметь вот именно тот самый негативный фактор во многих процентах случаев, о чём говорит УФАС. У нас не очень много времени остаётся, буквально 5-7 минут. Я напомню слушателям: Александр Плаксин, руководитель краевого Управления федеральной антимонопольной службы у нас в гостях, в прямом эфире. Ещё одна тема, на которую хотелось бы обратить внимание, обойти которую не хотелось бы. Одно резонансное дело имело место в практике пермского Управления, когда суд встал на сторону ведомства, уличив одну охранную организацию в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию. Речь там идёт о предприятии, которое получило большой контракт, дроблённый на небольшие суммы, предусмотренные законодательством. Тут надо пояснить, вообще… Тут речь даже, наверное, стоит вести не столько вот о конкретном этом случае, где суд встал на сторону УФАС, сколько о практике, и практика эта касается государственных подрядов, где есть возможность, ну, полузаконно обходить требования к закупкам. Так?

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да. Совершенно точно. То есть, это попытка с пользованием норм закона придать видимость…

Артем Жаворонков: Конкуренции. 

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: …ну, даже не конкуренции, а придать видимость законности осуществлённых закупок учреждением, государственным учреждением, которое, в принципе, осуществляет там медицинскую деятельность. Это онкологический диспансер наш.

Артем Жаворонков: И делают это за наш с вами счёт, друзья. Они налоговыми деньгами нашими оперируют, в основном.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: В том числе. Там есть и, конечно, платные услуги, но, в основном, это через средства фонда обязательного медицинского страхования и за счёт субсидий из государственного бюджета это… это учреждение действует. То есть, что произошло? Компания охраняла этот диспансер, оказывала услуги, и договор закончился с ними. Не долго думая, заказчик, не желая проводить, видимо, конкурентные процедуры, хотя до этого всегда он торговал, аукционы всегда были, там были открытые торги, недолго думая, решил раздробить достаточно большую сумму – один и четыре миллиона рублей – 1,4 миллиона рублей, на 14 мелких договоров, до ста тысяч рублей. То есть, по закону, действительно, можно закупки малого объёма до ста тысяч…

Артем Жаворонков: Проводить без конкурсных процедур.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: …проводить без конкурсов, неконкурентно, а у единственного поставщика, так называемая, закупка. Они сделали 14 таких закупок, причём практически в одно и то же время с одним и тем же лицом. И, кстати говоря, интересный момент: ещё когда они запрашивали цену, коммерческие предложения для общих… какую цену-то заложить?..

Артем Жаворонков: Обсчёта этой цены.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да, да, какую цену заложить в договор, какую стоимость работы часа охранника запросить. Они запросили у трёх организаций, которые, по сути дела, были, вообще, аффилированы. То есть, такой курьёзный случай произошёл у нас, когда мы дело рассматривали. Мы когда запросили у них позицию по этим коммерческим предложениям, то есть... Как вот так? Что за компании? Дайте нам свои пояснения, почему вы дали такие предложения коммерческие, почему тут такая стоимость? Они перепутали бланки, и дали нам… Директор одной компании подписался на бланке другой компании, позицию давал когда. То есть, ну, спешили, видимо, сильно, и, очевидно… очевидно, все три бланка там у одного лица находятся, да, в работе, на компьютере, просто вывели не на том бланке информацию. То есть, это так, забавный достаточно момент. То есть, мы установили, что даже 3 организации, которые давали цену для этих контрактов – они были аффилированы между собой. И эта история – она, на самом деле, очень показательна, поскольку мы говорили, и будем говорить, что: "Ну, заказчики, перестаньте уже заниматься вот этими историями с дроблением, проводите вы конкурентную закупку. Не надо дробить на мелкие". То есть, и суд уже говорит, что это незаконно, подтвердят, что мы правомерно установили здесь нарушение антимонопольного законодательства. Ведь это случай не единичный. Сейчас даже цена закупки у единственного поставщика подросла. Сейчас это 600 тысяч рублей, на тот момент это было 100 тысяч рублей. Ну, соблазны, тем не менее, есть, остаются, раздробить вот эти закупки на более мелкие, провести закупку неконкурентно – ну, от этого страдает рынок…

Артем Жаворонков: Ну, там сговор. Там должна была подключиться, мне кажется, прокуратура, расследование провести, почему именно так, почему там имеется сговор не только на уровне, а вот именно нарушение закона о конкуренции. Это ведь, ну, по большому счету, это воровство у каждого из нас из кармана по сговору. Мы ведь свои деньги платим за охрану этих объектов, имеющих колоссально важное социальное значение для всех.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Да, абсолютно точно. Ну, вот, к примеру, недавно мы тоже в радиоэфире рассказывали историю, когда уже картельный сговор произошёл. Не государственное учреждение сговорилось с поставщиком, а поставщики сговорились между собой на торгах, и там это целое уголовное дело было, и был вынесен обвинительный приговор, первый в истории Пермского края. Я думаю, что здесь… профильным органам стоит посмотреть с точки зрения действий самого заказчика, государственного. Потому что мы всегда говорили и будем говорить: за сговорами на закупках всегда есть, с чем посмотреть с точки зрения коррупции – нет ли здесь злоупотреблений со стороны должностных лиц заказчика, который именно так поступил. Потому что… Неужели он не знает, да, что этот рынок конкурентный. А у нас, допустим, в Пермском крае – 400 лицензированных охранных организаций действует. То есть, это очень высококонкурентный рынок частных охранных услуг. Неужели он не знает, что рынок конкурентный, да? И, безусловно, он должен это понимать был. То есть, и посмотреть, возможность какая-то есть, уголовно-правовая составляющая. Поэтому вот мы эту ситуацию не отпустим, и будем отрабатывать её с точки зрения именно правоохранительных органов.

Артем Жаворонков: Ну, что ж, благодарю Вас. Александр Владимирович Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю был в гостях сегодня в "Дневном развороте". Почти целый час мы, вместо запланированных двадцати, там, пяти минут, проговорили с вами. Спасибо Вам ещё раз за откровенный разговор, за много интересных подробностей и вашей деятельности, и пояснений по поводу того, что у нас, вокруг нас, происходит в части ценообразования на рынке нефтепродуктов, и на рынке товаров первой необходимости. Ну, и надеемся, что эта встреча наша в эфире не последняя. Не болейте. Спасибо ещё раз.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Большое спасибо вам.

Артем Жаворонков: До свидания.

Александр Плаксин, руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: До свидания.

 

 

 


Обсуждение
2750
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.