Верхний баннер
10:54 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 04 октября 2007

Воспоминания об учителях. Пермяки отвечают на вопросы ЕГЭ по истории

Вячеслав Дегтярников:
Здравствуй, Пермь! Мы сегодня посвящаем «Разворот» Дню учителя. Сейчас попытаемся вместе с вами сдать экзамен по истории, вернее, ЕГЭ по истории.

Роман Попов:
И вообще поговорить про ЕГЭ, про то, что должны делать учителя: воспитывать или просто читать предметы…

В.Д.:
Нет, вот все-таки давай попытаемся…

Р.П.:
Мы начнем с ЕГЭ.

В.Д.:
Зададим восемь вопросов, попробуем на них ответить.

Р.П.:
Давай.

В.Д.:
На самом деле ВЦИОМ - Всероссийский центр изучения общественного мнения – провел очередной опрос, по которому выяснилось, что лишь 2% взрослых россиян сдали бы экзамен по истории на «отлично». Значит, изначально ВЦИОМ спрашивал вообще, какой интерес к истории проявляют жители России. Так вот, значит, 7% интересуются, читают книги по истории, смотрят исторические фильмы, посещают музеи. Треть опрошенных – это 32% - интересуются время от времени. Не проявляют интерес к этой теме 54% респондентов. Среди них 36% опрошенных отмечают, что в школе, институте интересовались отечественной историей, теперь у них просто на это нет времени и особого желания. 18% никогда не интересовались историей страны. Значит, респонденты, которые старше 60-ти, они, в общем, чаще интересуются этой тематикой – таких 12%. Молодые – всего 5-8% интересуются историей страны. Ну что ж, давайте попробуем поотвечать на те вопросы, которые задавал ВЦИОМ россиянам. Это вопросы, взятые, значит, из демонстрационного варианта ЕГЭ 2007-го года по истории для 11-х классов школы. Телефон прямого эфира 261-88-67. Эфирное ICQ 404-582-017. Призы не раздаем, просто попытаемся ответить. Тебя будем экзаменовать?

Р.П.:
Давай.

В.Д.:
Значит, спрашивал ВЦИОМ, что в XVI - начале XVIII века называлось «приказами»? Это рассылаемые царём указы, это органы центрального управления или это решения Земского собора или распоряжения Боярской думы. Как ты считаешь? И заодно наших радиослушателей попробуем поэкзаменовать.

Р.П.:
Нам пишут по ICQ: «Решения Земского собора». Так же нам по ICQ отмечается… знаешь кто, наш старый друг с тобою, Олег Коневских. Он пишет нам: «Очень многие журналисты окончили педагогические вузы. Особенно много среди наших коллег историков. Теперь, кстати, большинство продолжает учительскую работу, лишь косвенно натаскивая молодых репортеров и публицистов во время практики». У нас есть телефонный звонок.

В.Д.:
Слушаем вас. Здравствуйте.

Слушатель:
Доброе утро. Ну, приказы – это, конечно, органы управления, аналог нынешних министерств.

В.Д.:
Отлично. Вы, в общем, попали в небольшинство, к сожалению, россиян. Так ответили 23%. 27% россиян посчитали, что это рассылаемые царем указы.

Р.П.:
Как вас зовут?

Слушатель:
Владимир.

Р.П.:
Владимир, и раз уж вы нам дозвонились, давайте узнаем у вас следующий момент. Для вас День учителя – это вообще считается каким-то знаковым днем, памятным, может быть? Вы вообще помните, что сегодня День учителя?

Слушатель:
Ну вот, к сожалению, только сейчас вспомнил. Ну, в принципе, да, конечно. Но я довольно давно школу окончил, в 73-м году. Учителя разные были. Некоторые – даже сейчас и не помнишь, как звали, а некоторые, особенно, кстати говоря, учительница истории, которая, ну, к сожалению, я тоже уже забыл, как ее зовут, но она учила нас где-то в 5-6 классе. Причем рассказывала настолько интересно, что когда звенел звонок, мы отказывались уходить из класса. Вот это я хорошо помню.

Р.П.:
Ясно, ясно, Владимир, спасибо вам большое…

Слушатель:
Можно еще небольшое замечание?

В.Д.:
Конечно.

Слушатель:
Вот знаете, меня всегда поражало, как наше общество не усваивает, что ли, уроки истории. Вот я помню, когда началась перестройка, сколько ведь писали в толстых журналах, выступали публицисты, то есть, казалось бы, всю эту нашу советскую историю осветили буквально до мельчайших деталей. И вот проходит с того времени лет 15, и сейчас, например, в откликах на какие-нибудь фильмы, там типа вот Солженицына поставили «В круге первом», люди поражаются: ах, как нам открыты глаза, и прочее. Так это же было все известно. Получается так, что у нашего народа в одно ухо влетает, а в другое вылетает. К сожалению, так.

В.Д.:
Ну, это совпадает, опять-таки, с данными ВЦИОМа. Там ведь, мы же сказали только что, что 54% россиян вообще не проявляют интереса к теме отечественной истории.

Слушатель:
Ну, тогда все пылали.

В.Д.:
Ну, видимо, не все. Может быть, нам это просто казалось. Спасибо, Владимир, за ваш звонок. Продолжаем некий урок истории, некий экзамен по ЕГЭ, опираясь на данные ВЦИОМа. И опять-таки задаю вопрос. В каком веке Россия была провозглашена империей? – спросил ВЦИОМ у россиян. Варианты ответа: 16-й, 17-й, 18-й, 19-й.

Р.П.:
Здравствуйте. Алло.

Слушатель:
Здравствуйте.

В.Д.:
Как вы считаете?

Слушатель:
В 18-м веке.

Р.П.:
В 18-м веке. Может быть, вспомните…

Слушатель:
1721 год.

Р.П.:
Отлично.

В.Д.:
Вот вы попали в большинство, на самом деле. Так ответили 28% россиян. 24% россиян посчитали, что это 17-й век.

Р.П.:
Как вас зовут?

Слушатель:
Михаил.

Р.П.:
Давайте, расскажите немножко. Вас что-то связывает с Днем учителя?

Слушатель:
Ну, я в школе учился.

Р.П.:
Ну, это понятно, как и всех. Может быть, вспомните своих учителей?

Слушатель:
Ну да, в принципе, я помню учителей нескольких. Вот первого учителя, конечно, потом учителей истории в основном, потому что я ей интересуюсь. Ну, и классных руководителей некоторых.

В.Д.:
Михаил, скажите, вот самое яркое впечатления о школе позитивное и самое яркое негативное?

Слушатель:
Так, ну… Их много как бы было. Вот самое яркое, значит, 1-ое сентября в первый раз…

В.Д.:
Это позитивное?

Слушатель:
И выпускной вечер.

В.Д.:
Это позитивное или негативное?

Слушатель:
Это позитивное.

В.Д.:
А негативные навскидку, прямо вот не думая?

Слушатель:
Нет, не скажу. Они были, конечно, но как бы не настолько яркие.

В.Д.:
То есть, не остались в памяти?

Слушатель:
Нет, они остались, но я предпочитаю не вспоминать.

В.Д.:
Хорошо. Спасибо, Михаил, за звонок. Продолжаем идти по опросу ВЦИОМа. Следующий вопрос, который задавали россиянам, вот по опросу ВЦИОМа. Освобождение крестьян от крепостной зависимости относится к царствованию: Николая I, Николая II, Александра II или Александра III? Вот такой вопрос задал ВЦИОМ россиянам. И соответственно, мы задаем его вам, уважаемые земляки, дорогие радиослушатели «Эха Москвы». Может, попытаемся тоже ответить.

Р.П.:
Вот тут меня удивляет знаешь что, я смотрю сейчас на статистику, я виду, что большинство опрошенных ответили все-таки правильно, и это, наверное, хорошо.

В.Д.:
Посмотри, сколько ответили правильно и сколько затруднились ответить.

Р.П.:
Вот это вот меня и пугает, что пункт «затруднились ответить» ровно такой же, как и количество правильных ответов. У нас есть телефонный звонок. Здравствуйте. Алло.

Слушатель:
Доброе утро. Меня зовут Ольга.

В.Д.:
Ольга, итак, освобождение крестьян от крепостной зависимости относится к царствованию ...

Слушатель:
Александра II.

В.Д.:
Александра II, это помните. С вами согласилось 34% россиян.

Р.П.:
Ну, а затруднились ответить 33% россиян, что, собственно говоря, примерно поровну получается. Ольга, расскажите немного о своих учителях.

Слушатель:
Наверное, я бы ничего хорошего о своих учителях не рассказала. Наверное, в силу того, что учительская профессия оплачивается плохо, но стабильно из государственной казны, в школы идут (нет, это только мое мнение) идет всякий сброд, который считает, что для работы с детьми ничего не нужно, кроме педагогического образования. И мои впечатления о моих учителях, которые учили меня, это были большей частью мерзкие, скучные тетки, по-другому не назовешь. Нет, на самом деле были вполне вменяемые учителя, которых я, допустим, сейчас вспоминаю с удовольствием. Но в основном ничего хорошего об учителях мне на ум не приходит. Я очень надеюсь, что когда будет учиться, допустим, мой сын, у меня будет больше, скажем так, рычагов давления, управления, чтобы обезопасить его от влияния такого вот учительского сброда.

Р.П.:
Ну скажите, ведь благодаря каким-то учителям вы помните про Александра II?

Слушатель:
А, да, у нас была замечательная преподавательница истории, Вера Вячеславовна, она сейчас учитель 133-й школы, если не ошибаюсь. Вот. Ей я передаю просто пламенный привет, ее поздравляю.

В.Д.:
Спасибо, Ольга, за ваш звонок. Все-таки не все негативное есть, оказывается, и в вашем школьном воспитании. Были и позитивные моменты. Следующий вопрос ВЦИОМа, я сразу к нему перехожу. В XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли, – спросил ВЦИОМ, – диссидентами, еретиками, раскольниками или нигилистами? Есть уже, видимо, ответ. Здравствуйте.

Слушатель:
Добрый день. Здравствуйте. Это Бессонов Алексей Борисович. Вы знаете, вот учителем Александра Македонского…

Р.П.:
Нет, Алексей Борисович, стоп. Мы вам задаем вопрос по истории. Слушайте внимательно. Слава, повтори.

В.Д.:
В XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли: диссидентами, еретиками, раскольниками или нигилистами?

Слушатель:
Нигилисты, конечно.

Р.П.:
Нигилисты.

В.Д.:
Таких, как вы, россиян оказалось 33%, которые так ответили. При этом опять-таки 32%...

Р.П.:
Затруднились ответить.

В.Д.:
Не вспомнили, как называли… Почему нигилистов называли нигилистами.

Р.П.:
А теперь, Алексей Борисович, собственно, вам слово.

В.Д.:
Видимо «Отцы и дети» им не знакомы.

Слушатель:
Так вот, учителем Александра Македонского был Аристотель, автор «Формальной логики». Карамзин, автор «Государства российского», воспитывал, так сказать, русскую императорскую семью и так сказать и так далее. Я к чему это хочу сказать? Что вот действительно, уверяю вас, что ну, к сожалению, вот то, что мы пережили в 90-ые годы, страшные годы, но на самом деле все, конечно, закладывается в человека в школе. Поэтому это очень важная профессия.

В.Д.:
Вот, хотелось бы у вас спросить: самое яркое позитивное впечатление от школы и негативное впечатление от вашей школы.

Слушатель:
Ну, я вырос в таком рабочем районе, очень так сказать… Нет, нормальная была школа, очень достаточно, надо сказать, приличная и так сказать возились с нами и так далее. Но вот мой процесс формирования он прошел в армии. То есть я вот, так сказать, полностью сформировался, может быть, и получили и положительные, и отрицательные качества именно в армии, вот поэтому я думаю, что это там.

В.Д.:
Ладно, спасибо огромное Алексей Борисович. Значит, продолжаем, и как раз к армии переходим. Следующий вопрос ВЦИОМа звучал так… Это не вопрос ВЦИОМа, конечно же, это варианты демонстрационного ЕГЭ за 2007-ой год по истории.

Р.П.:
Нет, ну задавали-то ведь люди из ВЦИОМа на улицах?

В.Д.:
Ну да, задавали люди из ВЦИОМа. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 18-го года, что случилось: Наполеон разбил русские войска…

Р.П.:
812-го года.

В.Д.:
Да, 812-го. Я так и сказал.

Р.П.:
Ты сказал 18-го.

В.Д.:
18-го? Извиняйте.

Р.П.:
1812-го года, конечно.

В.Д.:
Наполеон разбил русские армии по отдельности, французская армии захватила Киев - варианты ответа, - французская армия подошла к Санкт-Петербургу, русским армиям удалось соединиться под Смоленском. Более сложный такой вопросик.

Р.П.:
Да ничего сложного в этом вопросе нет. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812-го года.

В.Д.:
Что случилось: Наполеон разбил русские армии по отдельности, французская армия захватила Киев, французская армия подошла к Санкт-Петербургу, русским армиям удалось соединиться под Смоленском?

Р.П.:
У нас есть телефонный звонок.

В.Д.:
Да, слушаем вас, здравствуйте. Так что же случилось?

Слушатель:
Алло. Здравствуйте. Русским армиям удалось соединиться под Смоленском.

Р.П.:
Отлично, отлично.

В.Д.:
Как вас зовут?

Слушатель:
Ирина.

В.Д.:
Ирина, ну, таких как вы оказалось действительно очень много, 43% россиян.

Слушатель:
Я рада.

В.Д.:
Вот, а затруднились ответить 33%.

Р.П.:
А вообще очень хорошо, что наши слушатели, дозваниваясь, отвечают с первого раза, отвечают правильно. По крайне мере это говорит об интеллектуальном уровне наших слушателей. Потому что вот такие вопросы - это же базовые вопросы, они очень просты. На них должен ответить любой взрослый человек. Это такие основополагающие понятия. Ирин, давайте немножечко повспоминаем школу, вашу школу. Какие у вас есть впечатления от ваше школы, ощущения, каких учителей запомнили?

Слушатель:
Ну, на самом деле моё самое яркое воспоминание, наверное, как и у многих, это первое сентября. Правда оно случилось не в Перми, а на Рязанщине, где я пошла в первый класс. А вот что касается вообще моих воспоминаний об учителях, я, наверное, соглашусь с девушкой, которая звонила перед этим, о большинстве мерзких теток, к сожалению.

В.Д.:
Ну, ладно. Спасибо, конечно, за звонок. Р.П. Нет, почему же, почему же, почему же. Давайте так… Вот сейчас нам звонила Ольга, да, она, в принципе, обосновала свою точку зрения про большинство мерзких теток, она сказала. Давайте расскажите вы немножечко.

Слушатель:
Ну, я, в принципе, тоже могу это обосновать. Мне кажется просто, что к ученикам нужно относиться с большим уважением. И учитель должен быть заинтересован в детях, давать им больше, чем он знает. На самом деле, ведь важно не научить ребёнка, не дать ему какую-то информацию, а заинтересовать его, чтобы он сам дальше мог думать, искать то, что ему нужно. Вот мне кажется, по крайней мере, в моей школе больше были заинтересованы в том, чтобы дети не шалили и отвечали на вопросы, которые им задают.

Р.П.:
Ну и тем не менее, наверняка, у вас есть впечатления об учителях, которые выпадали из этого общего ряда? Или нет?

Слушатель:
Нет, к сожалению.

Р.П.:
То есть у вас все учителя вот были примерно такими же? Большинство мерзких теток?

Слушатель:
Да, к сожалению. К сожалению это так.

В.Д.:
Переходим к следующему вопросу…

Р.П.:
Подожди, можно я зачитаю несколько сообщений по ICQ, они всё равно приходят. «А моя классная руководительница танцевала в балете «Толстых» Панфилова. Её креативный подход к обучению дал свой результат. Класс был дружен и сплочен. Учились хорошо». Это сообщение по ICQ. Оппонируют с нашими телефонными, скажем так, слушателями, наши Интернет-слушатели. «В таком случае родители должны воспитывать уважение к учителю».

В.Д.:
Понятно.

Р.П.:
То есть для того, видимо, чтобы не было ощущения большинства мерзких теток. Я даже не буду сейчас спорить. Следующий вопрос.

В.Д.:
В общем, дальше, идём дальше по опросу, который проводил ВЦИОМ. Я задаю следующий вопрос нашим радиослушателям, попытаемся тоже на него ответить все вместе. Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банка, транспорта и так далее, осуществленный в советской России в 1917-18-ом году называется: национализацией, приватизацией, социализацией или инвентаризацией.

Р.П.:
Но вот тут меня, конечно…

В.Д.:
Ну тут чем ближе мы подходим…

Р.П.:
Да, тут цифры меня уже начинают радовать.

В.Д.:
…подходим к нашей современной истории, тем лучше отвечают.

Р.П.:
Причем я даже могу пояснить почему. Все дело в том, что вот эти пункты, о которых сейчас идёт речь, вот эти исторические периоды, они изучались уже, естественно, в более старших классах.

В.Д.:
Да и лучше память просто.

Р.П.:
Поэтому крепче запоминались, внимательнее человек сидел на уроке. Д и в конце концов, вот я могу ручаться как минимум за себя, чем ближе исторический период к современности, тем мне было, например, интереснее учить историю. Мне было интереснее, все-таки история недавняя.

В.Д.:
Давай ещё раз телефон нашего прямого эфира напомню 261-88-67.

Р.П.:
Если вы не знаете, что такое национализация, приватизация, социализация или инвентаризация, в общем-то, это, собственно, ваш…

В.Д.:
Ну что, ты отвечай тогда, раз наши радиослушатели растерялись.

Р.П.:
Дело в том, что я не верю, что наши радиослушатели растерялись, потому как даже по данным ВЦИОМа, хотя в последнее время меньше всего я им верю, тут 53% людей…

В.Д.:
53%, да, ответили правильно. Ладно, проскочим этот вопрос.

Р.П.:
Хорошо.

В.Д.:
действительно, все это называлось, естественно, национализацией. Таковых россиян, которые знают это, было 53 %. И затруднились ответить почему-то 18. Странно.

Р.П.:
У нас тем не менее появился телефонный звонок. Усеем его сейчас принять. Здравствуйте. Алло.

В.Д.:
Нет телефонного звонка.

Р.П.:
Хорошо. Слав, давай не будем пока задавать следующий вопрос. Предлагаю подвести некие промежуточные итоги. У нас впереди еще несколько вопросов от демонстрационного курса ЕГЭ 2007-го года по истории, которые задавал ВЦИОМ. Пока подводим промежуточные итоги. Смотрите, вот такая у нас штука получается. У нас как минимум две слушательницы заявили, что об учителях у них впечатления, как такие… Большинство мерзких теток. Да? Это поставим в кавычки. Тем не менее, у нас были люди, которые звонили и поздравляли каких-то отдельных учителей, вспоминали отдельных учителей, вспоминали яркие моменты. Вот по этому поводу мне хочется сейчас задать вам вопрос на размышление. Смотрите, неужели у нас среди учителей действительно есть какая-то масса, которая оставляет негативное ощущение, да, негативные впечатления. И люди яркие, люди, личности, выделяющиеся из этой массы, запоминаются на всю жизнь. Только ли из-за этого? То есть у нас что, непрофессиональные учителя что ли? У нас они не умеют работать? Я в это, например, не совсем верю. Но тем не менее, вашей реакции ждем…

В.Д.:
А я пока зачитаю сообщения, которые нам приходят на эфирное ICQ. «У нас в 135-й школе был просто мировой дядька. Мог вести абсолютно любой предмет, хоть гуманитарный, хоть физику с химией. Очень интересный. До сих пор поминаю, какой огромный интеллект потерял наш колледж. Сейчас он, кажется, в Уральской академии наук. Поздравления Юрию Сергеевичу Егорову», - пишут нам радиослушатели. Так… Следующее сообщение: «Не всех учителей получается воспитывать – встречаются садисты». Вот такое сообщение пришло на эфирное ICQ. «Всегда так бывает и будет, - это, видимо, вот продолжение нашего разговора о том, что встречаются не всегда хорошие учителя. - Среди людей толпы середняков и единицы выдающихся. Моя теща работала учителем в 50-е годы – все так же было. Я сам школьник 70-х – 80-х годов прошлого века. Тоже единицы учителей запоминаются. Остальные – ремесленники. Сейчас у сына школа… - ну, видимо года учебы в школе – 95-й – 2005-й. Все то же самое. Учителей с большой буквы единицы. И все это называется человечество. Общая масса – среднесдельны, суперподонки и сверхчеловеки единичны», Вот такие сообщения. Есть уже телефонный звонок. Здравствуйте. Алло.

Слушатель:
Алло.

В.Д.:
Здравствуйте. Можно я тоже сначала вам вопрос из ВЦИОМа задам, а затем уже продолжим с вами беседу? Как вас зовут?

Слушатель:
Меня зовут Лариса Николаевна.

В.Д.:
Лариса Николаевна, вот мы тут…

Слушатель:
Вы знаете, вот я попрошу прощения у вас. Я бы хотела по-другому сказать. Меня возмутили вот такие ответы людей, которые не помнили своих учителей, хотя они закончили школу совсем недавно. Это о чем-то говорит. И говорит о нехорошем…

В.Д.:
Лариса Николаевна, давайте немножечко по нашим правилам играть, так приходится делать.

Слушатель:
Вы знаете, я очень пожилой человек – не надо мне задавать вопросов. Я хочу поздравить учителей и сказать, что я закончила школу в 1949 году. Я помню по имени всех своих преподавателей. И больше того – во они мне дали такие знания, что когда учился мой внук и я ему помогала, он даже мне задал вопрос: «Бабушка, откуда ты это все знаешь?» Я сказала: «Ведь я училась в школе». А вот недавно смотрела передачу, какие сейчас нравы в школе. Девочки дерутся! Это же ужасно! Ну какими они станут преподавателями, если они когда-то закончат педагогический. Какими они станут матерями… Это кошмар. Вот на нравственность надо как-то обратить внимание.

Р.П.:
Да, Лариса Николаевна. К сожалению, вы правы. Но об этом говорил еще Сократ. Вы правы, но Сократ тоже был прав, понимаете. Это, по-моему, в каждом поколении кто-то может это сказать: с тоскою я гляжу… Или например: o tempora, о mores. Или: господи, какие же у нас дети пошли! Так на протяжении тысячелетий, понимаете?

В.Д.:
Продолжаем мы все-таки обсуждать вот эту тему, которую начали, это вопрос ВЦИОМа. Напоминаю, по опроснику ВЦИОМа получилось, что лишь 2% взрослых россиян сдали бы ЕГЭ по истории на «отлично». И там несколько вопросов задавали, во ВЦИОМе, вопросы были взяты из демонстрационного варианта ЕГЭ за 2007-й год по истории России для 11-х классов. Есть уже телефонный звонок. Алло. Здравствуйте.

Слушатель:
Здравствуйте.

В.Д.:
давайте я вам тоже попытаюсь вопрос задать из ВЦИОМа, а потом продолжим беседу. Как вас зовут?

Слушатель:
Меня зовут Николай Иосифович.

В.Д.:
Николай Иосифович, вот такой вопрос задавал ВЦИОМ. Коллективизация в СССР привела к: созданию системы крупных агрогородов, объединению индивидуальных крестьянских хозяйств, развитию фермерского хозяйства, возрождению крестьянской общины?

Слушатель:
Ну, по-моему, привела к созданию вот именно таких объединений крестьянских, типа колхозов.

В.Д.:
ну, вы, конечно, абсолютно правы. Таких, как вы, оказалось 57% россиян.

Р.П.:
И это не может не радовать, честное слово. Чем ближе к нашему времени – тем больше правильных ответов.

В.Д.:
Затруднились ответить 19.

Слушатель:
А я-то как раз далеко – я 50 лет скоро вот будет, как школу кончил.

В.Д.:
Николай Иосифович, ваши ощущения, впечатления от школы, хотя это было, конечно же, далеко. Понятно, 50 лет – это много.

Слушатель:
Вот у меня, значит, к сожалению, самые отрицательные впечатления о школе – самое начало. И, может быть, от первой учительнице у меня отрицательное. Дело в том, что это, значит, было под Сталинградом в послевоенные годы. Так оказалось, что мне никто не мог помочь, значит, в знаниях, никаких тогда детских садиков там тогда не было. И вот еще болезнь у меня была, значит, на стыке как раз, вот долго там, больше месяца первой и второй четверти. Я, в общем, с двойки на тройку перебивался. И вот первая учительница… У меня осталось о ней мнение отрицательное. А вот вторая была, слава богу, со второго класса пришла к нам, вот я ее сейчас помню – Валентина Александровна Воронкова. Она вот, так сказать, нашла ко мне и к другим двоечникам подход. И я в четвертом классе был уже отличник и школу кончил в конце концов с золотой медалью. Хорошее, приятное отношение у меня вот… А в старших классах была у нас классная руководительница – она еще жива, Фаина Филипповна. Я желаю ей здоровья, всего хорошего, доброго здоровья главное. Вот такие у меня впечатления.

Р.П.:
Ясно. Спасибо вам большое. Слав, если ты не против, несколько сообщений по ICQ. Можно?

В.Д.:
Я никогда не против.

Р.П.:
«Села решать с ребенком алгебру за 8-й класс – поняла, что ничего не понимаю, хотя в школе по алгебре была пятерка. Учителя помню хорошо – алгебру не помню совсем». «Всем учителям не возможно быть выдающимися, - так же пишут нам. – Даже (неразборчиво) из педа могут стать со временем профессионалами. За 5-10 лет трудно не выучить свой предмет. А то, что в школу идут такие – они просто не могут найти другую работу. Все же помимо низкой заработной платы эта работа очень нервная, и коллектив молодых плохо принимает. Я рад, что моя жена (красный диплом, умничка) ушла через год из Дягилевской гимназии, где она работала». Это все сообщения по ICQ.

В.Д.:
Последний вопрос ВЦИОМа у нас остался. Я его задаю…

Р.П.:
Подожди, еще одно сообщение: «У женщин-учительниц нет чувства юмора. Это немаловажно. Именно пожилые учителя так называемой сталинской закалки лучше и профессиональнее, нежели дамы среднего возраста. Моя первая учительница – тогда ей было около 30-ти – прямо на уроке ела сосиски перед классом, а нам делала замечания, если мы доставали из портфелей яблоки. Вот такое лицемерие». Это пишут нам по ICQ.

В.Д.:
Разные есть воспоминания о школе. У меня они тоже разные, но больше хороших, конечно. Новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977-м году. Это какое положение? – спрашивает ВЦИОМ. – Это осуждение культа личности Сталина, построение за двадцать лет коммунистического общества, введение принципа разделения властей и построение в СССР развитого социализма. Вот на этот вопрос просил ВЦИОМ ответить. Есть телефонный звонок. Здравствуйте.

Слушатель:
Алло. Людмила Терентьевна.

В.Д.:
Людмила Терентьевна, давайте попробуем ответить на вопрос ВЦИОМа, какое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 году?

Слушатель:
Вы знаете, я бы хотела учителей поблагодарить.

В.Д.:
Давайте вначале на вопрос ответим, а дальше вот…

Слушатель:
ну, я, наверное, не смогу ответить, потому что у меня в голове поздравления к учителям.

В.Д.:
Ясно. Очень жаль. Вы отнеслись к 34% россиян, которые затруднились ответить на этот вопрос. Но я пока правильного ответа давать не буду. А давайте ваши поздравления учителям.

Слушатель:
Так, у нас выпуск 57-го года. Школа №21. Мы до сих пор собираемся классом…

В.Д.:
Мы с вами одну школу закончили – я тоже 21-ю.

Слушатель:
Вот видите! И до сих пор мы собираемся, и всегда вспоминаем наших прекрасных учителей. Учителя были замечательные. Но их уже многих нет, поэтому хочется поздравить даже теперь молодых, начинающих учителей, чтобы все им было гладко на их пути.

Р.П.:
Ясно. Спасибо вам большое. Слав, давай по быстрому правильный ответ, еще пара сообщений по ICQ и завершаем уже.

В.Д.:
Даю правильный ответ… Тут, кстати, очень интересно. Ты говорил, что чем ближе к нашему времени, тем больше правильно отвечают. Так вот тут сколько затруднилось ответить, столько же правильно ответило. То есть новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 году. Вот, наверное, Алексей Борисович Бессонов хорошо бы ответил на этот вопрос…

Р.П.:
Естественно, он любит Конституцию 77-го.

В.Д.:
Это построение в СССР развитого социализма. Вот это был один из пунктиков, который включен в брежневскую Конституцию 77-го года.

Р.П.:
Воспоминание об учителе: «Наша учительница по черчению мыла голову в тазике в лаборантской, предварительно задав нам самостоятельную работу. Дверь в лаборантскую открылась случайно», - это сообщение по ICQ. И последнее сообщение, которым вот просто можно подводить итоги темы. Супер! Это про учителей вообще про всех, про все эти истории: «Кто же нас выучил-то!», а, понимаете… Так вот всех тех, кто нас выучил, всех тех мы поздравляем с праздником, с Днем учителя, с вашим профессиональным. Мы поздравляем тех, кто собирается работать на этой тяжелейшей ниве, ей богу. Мы поздравляем всех тех, кто остается в памяти, всех тех, кто может остаться в памяти, в перспективе, в памяти своих учеников. Понимаете, самое главное, чтобы через пять, десять, пятнадцать, двадцать лет про вас вспоминали с благодарностью, вас не относили к массе бездарных теток, а говорили: да, вот этого человека я буду помнить всю жизнь, потому что это учитель, учитель с большой буквы. Просто есть такая профессия…

В.Д.:
Всех с Днем учителя, кто имеет отношение к этой профессии. Всего доброго.

Р.П.:
Вячеслав Дегтярников, Роман Попов, это был «Утренний разворот» на «Эхе».

Обсуждение
40484
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.