Верхний баннер
02:46 | СУББОТА | 11 МАЯ 2024

$ 91.82 € 98.95

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 07 сентября 2010

Проблемы краевого здравоохранения.

Ведущий: Дневной эфир на «Эхе». В студии Олег Русских. За звукорежиссерским пультом работает Антон Мелехин. Ну, я бы назвал этот эфир в определенном смысле долгожданным, потому что основным гостем студии «Эха» сегодня является человек, который для прямых эфиров и для прессы вообще достаточно закрыт последнее время. Количество запросов, которое мы адресовали министру здравоохранения Пермского края Дмитрию Тришкину, мне кажется, исчисляется уже десятками на комментарии и просьбы на интервью. Но случилось чудо. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина взялась нам помочь. И вот сегодня у нас такой совместный эфир. Татьяна Марголина, Дмитрий Тришкин. Татьяна Ивановна, добрый день.

Татьяна Марголина: Здравствуйте.

Ведущий: Дмитрий Вячеславович, добрый день.

Дмитрий Тришкин: Добрый день.

Ведущий: Общей темой мы, конечно, обозначили некие приоритетные направления развития здравоохранения на ближайшие годы. Мы даже повод информационный нашли. Это увеличение бюджета на следующий год на краевое здравоохранение. Это федеральные средства достаточно большие, которые будут потрачены на здравоохранение в Пермском крае. Но понятно, что в этом эфире мы попытаемся получить от Дмитрия Тришкина в первую очередь понимание по многим острым вопросам, которое нам сегодня, наверно, не хватает. Не только нам, журналистам, но и, конечно, вам. Получить информацию, может быть, опровергнуть слухи, может быть, разрешить какие-то проблемы. Татьяна Ивановна будет нам по мере сил помогать. Тем более, что она, насколько я знаю, была с объездом по территориям Пермского края. И кое-какая информация у нее тоже по здравоохранению имеется. Есть такая, Татьяна Ивановна?

Т.М.: Да. Но, прежде всего, по замыслу передачи. Мне очень приятно, что мое приглашение совместно провести этот эфир совпало и с вашим творческим замыслом. Но на самом деле я вообще считаю, что Уполномоченный по правам человека, если проводит какие-то эфиры в отраслевом разрезе, то он более эффективно может провести этот эфир именно с тем человеком, который организует это дело в Пермском крае, согласитесь.

Ведущий: Я-то соглашусь. Я-то всегда только согласен.

Т.М.: На меня выходит информация по проблемам.

Ведущий: Давайте тогда начнем с Дмитрием Вячеславовичем. Давайте сначала нечто вроде официальной части, то есть, классической - по бюджету на следующий год. Дмитрий Вячеславович, огласите цифры, пожалуйста. Федеральные, внутренние, и основные планы.

Д.Т.: На самом деле бюджет Пермского края в сфере здравоохранения несколько увеличен. Он увеличен порядка 7 процентов. Связано это с рядом обстоятельств. Во-первых, мы горим огромным желанием участвовать в следующем году в ряде федеральных проектов. Мы понимаем, что у нас проблема номер один – это проблема с высокой смертностью от сердечнососудистых заболеваний. В рамках софинансирования и возможности участия в федеральной программе на следующий год мы в бюджете предусмотрели средства порядка объема более 100 миллионов рублей на эти цели. Также мы понимаем, что второй проблемной точкой, которая у нас существует, это высокая смертность от онкологических заболеваний. Отличие от всех других причин у нас динамика не снижения, а небольшого, но роста смертности. Поэтому также в бюджете предусмотрены средства порядка 200 миллионов рублей на развитие онкологической службы. В целом все, что касается новшеств, которые на сегодняшний день приняты на федеральном уровне, хочу сказать, что со следующего года страховые взносы на работающее население будут увеличены на 2 - с 3,1 до 5,1 как сейчас. И ресурс, который будет предусмотрен в федеральном бюджете, это порядка 460 миллиардов рублей на два года.

Ведущий: Это вообще на страну. На Пермский край сколько?

Д.Т.: Окончательных цифр на сегодняшний день нет. По предварительным расчетам мы рассчитываем на сумму в размере 6 миллиардов на 2 года.

Ведущий: Дмитрий Вячеславович, вы знаете, последний, ну, насколько смотрю, последний месяц, последние годы у нас больше всего волнует вопрос не столько получения денег, сколько их эффективного расходования. Вот вы заговорили о кардиохирургии. Перед вами, я вам только что отдал, есть письмо от Сергея Суханова, которое собственно об этом и говорит. Который говорит о том, что при всем том, что у нас есть кардиоцентр, Институт сердца, что у нас строится еще там что-то, да, при всем при этом динамика заболевания растет. И он, в общем, предлагает меры, которые не связаны с расходами. Он предлагает меры реструктуризации. И это говорит о том, что, на самом деле, те средства, которые выделяются сегодня, они, в общем, неэффективно расходуются.

Д.Т.: На самом деле, может быть, не соглашусь с вами. Мы оперируем объективными цифрами, объективными фактами. И, как я уже сказал, кроме онкологических проблем, все остальные другие показатели имеют положительный тренд, то есть, снижение.

Ведущий: А цифры, которые приведены у Сергея Суханова? Я прошу прощения, что перебиваю.

Д.Т.: Сергей Германович, может быть, вел речь о каких-то цифрах в отдельно взятом муниципалитете. Я отвечаю за состояние смертности и заболеваемости в крае в целом.

Ведущий: Слушайте, вы потрясающие люди. Вчера Игорь Николаевич Шубин, читая это письмо, говорит о том, что это сфера краевая, и, вообще, у нас здравоохранение, ну, фактически у нас там вертикаль, которая замыкается на регионе. И это не к нему, то есть, не к муниципалитету, говорит нам Игорь Николаевич Шубин. Это к краю. Сейчас вы говорите, что эта сфера, в общем, не ваша.

Д.Т.: Нет, речь идет о том, что в письме, адресованном в адрес главы города Перми, Сергей Германович говорит о работе городской службы. Городской службы и скорой помощи, в том числе, города Перми. Я говорю о цифрах по краю в целом, поэтому у меня цифры объективные. Снижение смертности от сердечнососудистых заболеваний за последний год на 3 процента. В Российской Федерации – на 3,5. Поэтому, в принципе, темпы снижения есть, и показатели снижаются. Другой вопрос, что видение человека, кто, так скажем, работает именно в этом направлении, и это видение его по организации кардиологической службы в городе Перми, ну, прекрасно понимаю, что, в принципе, здоровое зерно в этом есть. Другой вопрос, что, как я сказал, с участием нас, как края, в следующем году в федеральной программе по сосудистой помощи мы планируем в крае организовать семь таких первичных центров. Для того, чтобы население края могло попасть не сразу в краевое лечебное учреждение, а чтобы в рамках специализированной помощи, в зависимости от доступности часовой до ближайшего межрайонного центра, эту помощь могли им оказать уже там. А вот когда требуется уже высокотехнологичная помощь, тогда он должен попадать уже непосредственно в Институт сердца.

Ведущий: Есть ли точные планы и графики, когда эти центры будут организованы, когда они вступят в действие, когда они примут первых пациентов?

Д.Т.: Речь идет о программе модернизации здравоохранения следующего года. И тот ресурс федеральный, который выделяется на следующий год, о котором мы говорили, подразумевает организацию межрайонных центров. Мы на сегодняшний день их видим 11. Это крупные муниципалитеты края, в которых на сегодняшний день все основные виды медицинской помощи есть. Мы будем помогать им выполнять требования порядков новых федеральных, оснащением и, соответственно, ремонтами, капитальным и текущим, чтобы данные лечебные учреждения соответствовали всем требованиям.

Ведущий: То есть, там не будет новых зданий, там не будет новых врачей. Там будет преобразовано то, что уже есть.

Д.Т.: Ну, это так. То есть, мы будем приводить в порядок существующую базу. И, как правило, речь идет о крупных муниципалитетах, типа Соликамска, Березников, Чусового, Чайковского, Осы, Кудымкара и так далее. То есть, территорий, где уже лечебная сеть есть. Здания нужно привести в прядок, то есть, провести качественный капитальный ремонт, оснастить его современным хороши оборудованием. Кадры там существуют. И они есть. И для того, чтобы там, по крайней мере, решать проблему целиком, мы должны закрывать ее выполнением конкретных целей и задач, по крайней мере, выполнять четко те виды медицинской помощи, которые у нас на сегодняшний день занимают удельный вес смертности населения. Вот это задача номер один. Если у нас там высокая смертность от онкологии, и от сосудистых заболеваний, от травм, от неврологических и от инсультов, значит, вот это наш приоритет. И мы ресурс будем тратить в первую очередь на выполнение стандартов и порядков по этим видам.

Ведущий: Несколько лет назад активно муссировалась тема таких ФАПов – фельдшерско-аптекарский пункт. То есть, раз уж мы заговорили о крае, я имею в виду вопросы доступности. То эта сеть организовывалась. Потом мы имеем информацию, что эта сеть сокращается. Что с этой историей происходит на самом деле? Татьяна Ивановна…

Т.М.: Я просто должна сказать, что очень важная информация, которая сейчас прозвучала по перспективам решения наиболее острых проблем, практически выходящих на жизнь человека, да, ведь речь об этом идет. Но я бы хотела сказать о существующих проблемах функционирования имеющейся системы здравоохранения с точки зрения доступности, прежде всего, вот этой медицинской помощи населению. И вот особенную тревогу вызывают, конечно, сельские территории. С Дмитрием Вячеславовичем мы обсуждали этот вопрос вместе с депутатами Законодательного собрания в Чердынском районе летом этого года. И как проблема, она сегодня принимается всеми. И мы зафиксировали то, что человек со своим недугом, то есть, он не может, по сути, бесплатно что гарантировано государством, он не может это сделать бесплатно. Ему надо, извините, очень большую сумму денег заплатить на автобус, или заплатить частнику, если автобуса нет, чтоб из одного села приехать в то место, в районный центр, где работает поликлиника. И ему туда надо приехать не один раз. И люди совершенно справедливо говорят о том, что это в копеечку вылетает. Невозможность сдать анализы в месте проживания. Это еще дополнительные рейсы. То есть, речь идет на самом деле об организации оказания медицинской помощи на местном уровне, особенно сельским, таким образом, чтоб человек не испытывал от этого дополнительных страданий моральных и финансовых.

Ведущий: Татьяна Ивановна, вы зафиксировали проблему. Ее фиксировали не сегодня и на этом совещании в Чердынском районе.

Т.М.: Почему? Не только зафиксировали проблему. Посмотрели реально, как, например, в других регионах решается эта проблема. Кроме тех учреждений, о которых вы говорите, и программа, которая существует у нас, я думаю, что мы, по крайней мере, на окончание этого года, существенно отставали в продвижении такой практики, как называется она, извините за тавтологию, «врач общей практики». То есть, это доступность такой многофункциональной помощи на месте специалистом, специально подготовленным по особой технологии. Действительно, это в разы отличается от других территорий. Но за счет введения этого института там повсеместно, это, действительно, проблема ??????????? (неразборчиво).

Ведущий: А у нас где-то они существуют, Дмитрий Вячеславович? Сколько у нас таких врачей?

Д.Т.: В крае порядка 99 специалистов врачей общей практики. На сегодняшний день в рамках проекта губернатора Пермского края на территории Пермского края создается врачи общей практики частных форм собственности. То есть, о чем идет речь? В рамках программы госгарантии оказания населению бесплатной медицинской помощи, то есть, это не говорит о том, что население идет и платит из своего кармана.

Ведущий: Я понимаю. На самом деле, в данном случае бюджет…фактически, это аутсорсинг.

Д.Т.: Да, мы сдаем эту услугу. Уже порядка 20 специалистов работают в сельских населенных пунктах. До конца года мы планируем, что их будет уже 30.

Ведущий: Какую территорию контролирует каждый врач общей практики?

Д.Т.: Ну, как и принято, где-то в общей численности около полутора тысячи человек.

Ведущий: У этого врача общей практики есть помещение, есть лаборатория, он оснащен.

Д.Т.: На самом деле, у него есть все. Он выполняет все необходимые лицензионные требования. Он получает лицензию, как любое медицинское учреждение. Поэтому все необходимые требования оснащения кадров, оборудования, все это естественно, есть.

Ведущий: А что произошло с ФАПами? Или что с ними происходит?

Д.Т.: Фельдшерско-акушерские пункты, если мы вспомним хронологию событий еще 5 лет назад, то мы понимаем, что у нас 90 процентов ФАПов не соответствуют никаким требованиям. Они не могли пройти лицензирование. Понятно, что за последние три года их число уменьшилось на 20 процентов. Но у нас и количество пролицензированых ФАПов стало практически 90 процентов. То есть, мы говорим о том, что либо ФАП есть, но он не соответствует никаким требованиям. Там нет ни специалистов, а есть только здание, которое ни к чему, там невозможно, не оказать никакой вид помощи. Другой вопрос – пусть этот ФАП будет, и на нем можно оказать нормальную медицинскую помощь. Поэтому говорить о том, что у нас катастрофическая ситуация с доступностью именно фельдшерско-акушерских пунктов, она есть в каждой территории своя. Понятно, что первичная медико-санитарная помощь. Понятно, что муниципалитет каждый отвечает за это направление. Но я хочу сказать, что какой ресурс есть в здравоохранении, он должен, наша задача, использоваться максимально эффективно.

Ведущий: Вот. Именно о максимальной эффективности и речь. В основном. У меня очень много вопросов. Я пытаюсь выбрать то, что, наверно, наиболее важно или открывает новые фрагменты. Давайте вот что. Важная история – количественный, качественный состав медперсонала в больницах. Все, что касается их количества, их уровня заработной платы, и так далее, и так далее. Дмитрий Вячеславович, проблем сразу три. Первая – не хватает среднего и младшего медицинского персонала. Вопросов на эту тему очень много, в том числе, Пермь. Я уж не говорю про территории.

Т.М.: Узкие специалисты.

Ведущий: Вторая проблема. Узкие специалисты. Да, Татьяна Ивановна, вы совершенно правы. И третья проблема то, что нам говорят, то, что мы принимаем от слушателей, «озвучиваемая нам заработная плата не соответствует тому, что, например, публикует Олег Анатольевич Чиркунов у себя, выкладывает цифры». Цифры не бьют. Давайте по порядку.

Д.Т. Ну, что касается обеспеченности края средним медицинским персоналом. В целом надо понимать, с чем сравнивать. Если сравнивать средний медицинский персонал, его обеспеченность с другими субъектами Российской Федерации…

Ведущий: Не.

Д.Т.: …это одно дело. Ну, все равно, у нас страна единая. Мы, так скажем, работаем не в каком-то другом государстве. Мы должны понимать, как ситуация обстоит у других. На сегодняшний день обеспеченность средним медицинским персоналом у нас одна из самых высоких. Другой вопрос, что касается врачебного персонала. Показатель, если я скажу, что в целом по краю, по Пермскому краю 40 человек медицинского персонала на 10 тысяч населения, то в целом по стране этот показатель составляет 43 на 10 тысяч населения. То есть, говорит о том, что у нас да, действительно, по врачебному персоналу имеется некоторое, так скажем, его уменьшение. По среднему медицинскому персоналу таких цифр нет. И мы прекрасно понимаем, что на западе средний медицинский персонал в разы больше, чем у нас. У нас во многом функции среднего медицинского персонала исполняют врачи, что не должно быть в принципе. То есть, идеология среднего медицинского персонала – он должен каждый выполнять свою работу.

Ведущий: Замечательные слова. Замечательные. А как они коррелируются с процессом оптимизации, который проходил в прошлом году? И в первую очередь он почему-то касался именно младшего и среднего медперсонала. Что там такое происходило в пермских больницах?

Д.Т.: Ну, речь идет о том, что вопрос касается минимального размера оплаты труда. Так называемый, МРОТ. И мы все прекрасно понимаем, что 4.330 – это тот уровень , минимальный размер оплаты труда, который должен получать медицинский работник. И на сегодняшний день мы прекрасно понимаем, что есть коллизия, что медицинская сестра или почий медицинский персонал в любом случае получит зарплату в 4.330 рублей. Как бы он не работал. Минимум на ставку. Другой вопрос, что врач первого года работы, имеющий высшее медицинское образование, но не имеющий еще стажа, получит зарплату на тысячу рублей больше. Конечно, получается абсолютное там неравенство.

Ведущий: Слушайте, Дмитрий Вячеславович, я все понимаю. Вот вы сам врач. Вы были руководителем больницы. Вы хирург, в конце концов, кандидат наук. Но вы сейчас играете с цифрами просто. Скажите, сколько у нас должна получать, на ваш взгляд, акушерка, я не знаю, там, низший персонал, средний персонал и врач первой категории, только что закончивший медицинскую академию? Сколько? К какой цифре нам надо стремиться?

Д.Т.: Давайте говорить, сколько они получают.

Ведущий: Давайте. Хорошо.

Д.Т.: В среднем врач в Пермском крае получает зарплату 16 тысяч рублей.

Ведущий: Замечательная…

Д.Т.: В целом по краю зарплата всего медицинского персонала 10 тысяч рублей. У среднего медицинского персонала 9 с небольшим. У прочего – чуть меньше. Вот цифры. Это объективные цифры по состоянию по краю в целом.

Ведущий: В Перми они выше или ниже? Просто у нас все-таки подавляющее большинство слушателей, которые нас вот сейчас ловят, они все-таки в большей степени находятся в Перми.

Д.Т.: В Перми соответственно несколько выше. Мы понимаем, что здесь сосредоточена основная хирургическая служба. Мы понимаем, что пилот по хирургии идет. Там ресурс, который доплачивается врачам-хирургам, приличный. И. соответственно, врачи хирургического профиля получают несколько иную зарплату. И они получают больше 25 тысяч однозначно. Другой вопрос, что в других территориях ситуация несколько иная. Там на самом деле в тех, которые участвуют в пилотном проекте, уровень зарплаты такой же. Где в пилоте не участвуют, там несколько меньше. Поэтому на сегодняшний день мы двигаемся приоритетно. Понимаем, что там эта задача была номер один.

Ведущий: То есть, понимаете, уважаемые радиослушатели, те, кто сейчас пишет нам сюда в ICQ, только что вам были озвучены Дмитрием Тришкиным размеры средней оплаты труда в крае. Если у вас ниже, то у вас что-то неправильно, видимо.

Т.М.: То, что есть неправильно, да, к сожалению, всегда есть действия конкретных руководителей конкретных учреждений. И правильно делают люди, что сразу делают это предметом внимания надзорных органов, когда просто то, что полагается по закону, различного рода надбавки просто не выплачиваются. Такие случаи есть. И если они есть, надо использовать механизмы…

Ведущий: Хорошо. Дальше. Зафиксировали размеры. Вот они средние. Они, как температура по больнице. Вы меня простите. В большинстве случаев они отличаются в разные стороны. Причем, чаще я слышу ситуацию другую. Обычная ситуация - главврач ??????? (неразборчиво). При этом акушерка – 4.330. И врач 5, как вы правильно совершенно сказали. В среднем-то получается нормально. В среднем – 16. Но вы оперируете средними цифрами. Что у нас с узкими специалистами? У меня здесь несколько, порядка десятка вопросов по узким специалистам. Взять один какой-нибудь, да, вот пример. Например, на Железнодорожном, пишет нам Нина, дело обстоит следующим образом. Что во многих поликлиниках заболеванием желудка занимаются не гастроэнтерологи, а терапевты. В нашей поликлинике нет такого специалиста. Занимается этим терапевт. И в других больницах нет таких специалистов, как невропатолог, ревматолог, онколог и так далее, и так далее. Дмитрий Вячеславович, что там происходит?

Д.Т.: Ну, честно говоря, идя на сегодняшний эфир, я, так скажем, предугадал, что вопросы…

Ведущий: Кто бы сомневался?

Д.Т.: …по обеспеченности кадрами будут. Я попросил информационно-аналитический центр, который у нас на сегодняшний день через csll-центр формируется запись к узким специалистам по любой территории Пермского края, сделать срез на сегодняшний день на утро и посмотреть все-таки, куда же у нас на сегодняшний день не могу попасть люди. И оказалось то, что у нас самая большая проблема в Свердловском районе с офтальмологом. Но на самом деле запись туда расписана на 16 дней вперед. Мы прекрасно понимаем, что в рамках программы госгарантий человеку лечебное учреждение обязано обеспечить медицинскую помощь в условиях поликлиники в течение двух недель. Стационарная помощь – 21 день. Амбулаторно-поликлиническая – 14 дней.

Ведущий: Правильно ли я вас понимаю, извините, пожалуйста, что вот это самый длинный срок?

Д.Т.: Это самый длинный срок.

Ведущий: У всех остальных специалистов меньше.

Д.Т.: У всех остальных меньше. То есть, речь идет о том, что в течение двух недель в плановом порядке, я не говорю об экстренном порядке, в плановом порядке любой житель по направлению участкового врача имеет возможность попасть к узкому специалисту.

Ведущий: Тогда поясните мне… Кто-нибудь понимает, где затык?

Д.Т.: Ну, как правило, может быть. затык в том, что население, не зная, так скажем, программы госгарантий, и не зная, о том, что гарантировано все-таки получение медицинской помощи в эти сроки, конечно, есть огромное желание получить эту помощь на следующий день, через два дня, либо, максимум через пять дней.

Ведущий: Нет. А описанные случаи вот на Железнодорожном, то, что нам радиослушательница написала о том, что частью занимаются не гастроэнтерологи, а терапевты, Есть дефицит узких специалистов?

 

 

 

Д.Т.: Я еще раз говорю. Дефицит есть. То есть, дефицит есть, но это говорит о том, что, там, чрезвычайная ситуация о том, что специалистов нет, что к ним вообще невозможно попасть, такого нет.

Ведущий: Такого не бывает. Скажите мне, пожалуйста, а почему, вообще, у нас, на ваш взгляд, при ПГМА, огроменной совершенно ПГМА, квалифицированнейшей медакадемии, у нас какой-то вообще дефицит? Татьяна Ивановна, почему у нас дефицит? Где нарушены права?

Т.М.: Тут даже не права, тут условия, прежде всего, для работы. Мне кажется, что проблема в том, привлекательны ли условия этой работы, и предусмотрены ли штаты.

Ведущий: Я просто к тому, что, а куда они все деваются-то после ПГМА? У нас же потоки выпускаются совершенно гигантские. Вот они все выпустились из медицинской академии.

Т.М.: Проблема трудоустройства существует, в том числе, и у этих студентов.

Ведущий: Но при этом штатное расписание что, Дмитрий Вячеславович?

Д.Т.: Ну, на самом деле, ситуация такова, что, я в принципе, езжу по краю, разговариваю с главами, разговариваю с начальниками правлений. Многие приезжают прямо на сам выпуск и заманивают студентов, уже выпускников и квартирами, и достойной зарплатой, и жильем. То есть, на сегодняшний день главы предпринимают все для того, чтобы привлечь к себе специалистов. Просто наша молодежь на сегодняшний день не готова поехать в сельскую территорию для того, чтоб там работать специалистом. Видимо, они находят более выгодные варианты своего трудоустройства. И, как правило, это бывает и не по профилю. И у нас, конечно же, возникают вопросы, что человек 6 лет тратит своей жизни на получение медицинского образования, а потом занимается совершенно другим делом. Бизнесом, продажа таблеток.

Ведущий: Я бы сказал, что тот тренд, который идет в Пермском крае, когда часть медицинских услуг уходит к частникам, он только этому способствует.

Д.Т.: Ну, мы понимаем, что дальновидные студенты, которые понимают, за чем перспектива, они все-таки в отрасли останутся. И то, что на сегодняшний день в федеральной программе по модернизации поставлено в приоритет, это оказание медицинских услуг в рамках программы госгарантий организациями любой формы собственности, и частной, в том числе. Это тема, которую мы уже движем на протяжении последних трех лет. И нашему гражданину должно быть без разницы…

Ведущий: Мне должно быть без разницы, да, вы совершенно правы.

Д.Т.: Главное, чтоб она оказалась качественная и бесплатна для вас в рамках программы ОМС. Поэтому на сегодняшний день узкие специалисты и частных форм собственности, у нас их порядка 59, в рамках программы эту помощь оказывают бесплатно.

Ведущий: Вот скажите, у меня здесь есть вопрос, он совершенно интересный. Вопрос касается, с одной стороны, части, то есть, стратегии развития Перми. Но он и краевой тоже. Радиослушатель спрашивает, что он не увидел в стратегии развития Перми ( у нас народ начитанный же обычно) показателей роста дохода врачей вот к 2030-му году. Вы понимаете, вот вы для себя, как министр здравоохранения, который, безусловно, мыслит, я думаю, стратегически тоже, вы понимаете для себя, каков должен быть средний доход врача, ну, скажем, через 10 лет? И идете ли вы к этому?

Д.Т.: Мы прекрасно понимаем, что это предугадать невозможно. Это зависит от инфляции, от всего. Мы не знаем, что произойдет через год, через два. Поэтому загадывать, какой уровень доходов должен быть у медицинского работника, мы можем ее предполагать.

Ведущий: Скажите, сколько надо? Вот есть некая цель, которая нужна?

Д.Т.: Ну, это вопрос не ко мне. Это вопрос к медицинскому работнику, сколько надо.

Ведущий: А к кому? Дмитрий Вячеславович, ну к кому, как к вам? Вот смотрите. Мы просто одними из основных условий, мы только что с вами говорили, этого не хватает, потому что здесь все-таки недостаточная заработная плата. Вот туда не едут, ну, потому что условия, может быть, не те, не хотят. Устраиваются не по специальности медики, потому что там такие… ну, в том числе, и заработная плата. Мы же понимаем, что этого недостаточно. И даже средняя 16 тысяч недостаточно. Сколько достаточно? Скажите.

Д.Т.: А вы знаете, сколько средний уровень заработной платы в Пермском крае?

Ведущий: Неважно. Сколько врач должен получать, на ваш взгляд? Ну, вот сколько?

Д.Т.: Да чем больше, тем лучше.

Ведущий: Нет. Ну, сколько? Я читаю у американцев. Они говорят, что после 6 тысяч долларов вопросы увеличения заработной платы не являются мотивационными. Они для себя это посчитали.

Д.Т.: А для Российской Федерации 60 тысяч рублей.

Ведущий: То есть, надо 60 тысяч рублей по идее. Врачу, хорошему, квалифицированному. То есть, к этой цифре надо как-то идти.

Т.М.: Кстати, это тоже может быть таким хорошим мотивационным компонентом для тех же сегодня обучающихся студентов. То есть, сама динамика.

Ведущий: Конечно.

Т.М.: То есть, это у нас там в сложные 90-е годы врач мог рассчитывать только на это. В результате специально проведенных мероприятий у врача появляется выбор - работать в частном секторе или в бюджетном. И там сегодня средняя зарплата уже разная. Но мы предпринимаем меры для того, чтобы и в бюджетном секторе перспектива была к вашему выпуску по сравнению с другими регионами или прочее. Мне кажется, вот эту стимулирующую вещь для студентов тоже надо говорить.

Ведущий: Почему я о перспективах-то и спрашиваю. Потому что, если задать там пенсионные, зарплатные программы с периодом повышения, грубо говоря, изменения раз в три года на ближайшие 15 лет, у нас студенты-медики будут на это дело по-другому совершенно смотреть.

Т.М.: Да. Тем более, что в здравоохранении ведь уже начались такие эпизодические стимулирующие действия конкретные по хирургам. Вспомните, да, по участковым. Вспомните, сначала были приоритетные участки, которые хотели вытащить, в том числе, за счет стимулирования заработной платы.

Ведущий: Татьяна Ивановна, пример замечательный, но странный. Это вот как ощущение – ткнули, попали, авось, получится. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Вот смотрите. В деревнях просто посокращали всех. Там никого не осталось. Он говорит, что никто не едет туда работать. Да там люди рады работать. Там нету работы никакой. В больницах все ставки посокращали. Я порезал ногу. И меня отправили просто ехать, чтобы зашить рану, в Чусовой за 70 километров. Машины там не было. Езжай. Вот там тебе сделают. Мне только перевязали. У нас, говорят, ничего нету.

Ведущий: Понятно. Спасибо. А деревня-то какая, скажите. Александр?

Слушатель: Верхнегородсковская.

Ведущий: Верхнечусовские городки. Понятно. Спасибо. Вот вам Верхнечусовские городки.

Т.М.: Вы знаете, я бы на что еще обратила внимание. Это, конечно, ответственность, в том числе, организаторов здравоохранения на местном уровне. Вот смотрите. По статистическим данным ставка есть. Она занята. Но человек ушел в декретный отпуск. Она формально числится. И в отпуск по уходу за ребенком. И в результате жители пишут, что нам не к кому прийти, там нет человека. А по статистике все есть. Или человек уходит в отпуск, врач, действительно. И ответ официально идет главы поселения - а у нас она ушла в отпуск. А людям что в это время делать? И поэтому вот учет всех этих моментов очень важен, чтоб доступность-то была каждодневной. Для этого и есть там организаторы и местные органы самоуправления для того, чтоб для конкретного человека это было каждодневно организовано.

Ведущий: Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Алексей. Я хотел бы, чтобы уважаемый министр прокомментировал, высказал свое мнение по следующей ситуации. Минздравом регулярно проводятся конкурсы на закупку различного оборудования. И, как правило, эти конкурсы прописываются под конкретного производителя. В результате цена завышается намного. Может быть, это и будет каким-то ресурсом для поднятия заработной платы. К примеру, позавчера господин министр подписал документацию по поставке стоматустановок. Ну, если ее проанализировать, там явно это сделано для москвичей. И ладно их деньги еще бы остались в Перми. Победит, скорее всего, московская фирма. Причем, прописаны такие незначительные вещи, которые…

Ведущий: Понятно. Спасибо вам огромное. На самом деле, вопрос-то понятен. Слушаем, Дмитрий Вячеславович.

Д.Т.: На самом деле, как вы прекрасно понимаете, в свете последних событий у всех, так скажем, правоохранительных органов и структур особо пристальное внимание к тем закупкам, которые осуществляет и орган исполнительной власти, в том числе. Если человек, который сейчас звонил в студию, особо обижен о том, что выпускаемая им продукция не соответствует этим требованиям, это не говорит о том, что конкурсная документация выпущена в раздел существующим всем нормативным правовым актам. Поэтому все в рамках 94-го закона. Как правило, у нас не прописывается документация под конкретное оборудование. За составление этой документации отвечает главный нештатный специалист, который лучше всех понимает, какое оборудование может быть использовано для таких-то, таких-то целей. И, как правило, оно никогда не соответствует только одному виду оборудования.

Ведущий: Дмитрий Вячеславович, вы можете согласиться с тем, что Пермский край, как бы, избавлен от тех проблем, которые вот с закупками, коррупционных проблем с закупками, которые существуют даже на федеральном уровне?

Д.Т.: Да нет, на самом деле, никто от этого, так скажем, не застрахован. Но, по крайней мере, я отвечаю за свою работу. И, по крайней мере, могу сказать о том, что все, что на сегодняшний день делается в Минздраве, делается только в рамках закона.

Ведущий: А факты вскрытия у вас были внутри, что называется, сами ловили за руку своих?

Д.Т.: Нет. Таких фактов, по крайней мере, за последний год моей работы не было.

Ведущий: Продолжаем мы разговор о проблемах и мифах, в определенном смысле, ситуации в здравоохранении в Пермском крае. Давайте одну историю, которую обязательно надо обсудить. У нас есть история, связанная с пострадавшими в «Хромой лошади». Я прочитаю письмо. «Заложены ли в бюджет на 2011 год средства на лечение пострадавших при пожаре в « Хромой лошади»? Мы, по-прежнему, сами покупаем лекарства, даже на физиопроцедуры врачи требуют приходить со своими препаратами, которые достать невозможно. В поликлиниках предлагают не то, что нужно по мед.показаниям, а то, что есть. Просьбы пострадавших вызывают негативную реакцию со стороны врачей». Я знаю автора этого письма. Это мать пострадавших. И еще есть несколько историй, которые звучали в СМИ, часть не звучала. Что там происходит по этим людям?

Д.Т.: На самом деле, сегодня уже 8 месяцев после последней трагедии в «Хромой лошади. На самом деле всех пострадавших, которые остались, смотрели специалисты федеральных центров. И все проводимое лечение, которое на сегодняшний день им проводится, оно согласовано с ними. Весь объем необходимых медицинских процедур, исследований, санаторно-курортной реабилитации им проводится в полном объеме. Средства в бюджете на их лечение предусмотрены.

Ведущий: В каком объеме?

Д.Т.: Порядка 5 миллионов. То есть, если речь о том, что дополнительно необходимо было лечение в условиях санаторно-курортное, это, как правило, Краснодарский край, по рекомендации федеральных специалистов. Из 83 человек, которым это было показано, на сегодняшний день прошли лечение 52.

Ведущий: Насколько я понимаю, вот эта история…??????? (неразборчиво) люди в Перми.

Д.Т.: Нет, речь идет о том, что все жители… у нас каждый главный врач поликлиники знает пофамильно пострадавшего, который прикреплен к его лечебному учреждению. И. честно говоря, для меня вот факт то, что кто-то еще приобретает за собственные средства медикаменты, для меня это новость. Потому что я, как бы, честно говоря, держу этот вопрос на контроле. Я с главными врачами общаюсь. У нас проводятся совещания. Все проблемы, которые у них существуют, они мне об этом говорят. Мы даже вывели отдельный тариф на оказание медицинских услуг этим пострадавшим в поликлинике. Они снабжаются отдельным бельм компрессионным. Поэтому, честно говоря, вот то, что кто-то из них что-то покупает, для меня это новость.

Ведущий: Дмитрий Вячеславович, я просто знаю еще двоих девочек, кроме тех, что написали вам, вот что у вас вопрос, еще минимум двоих девочек знаю, в настоящий момент их родственники собирают деньги. Есть группа «Вконтакте». Это помимо той истории, которая была несколько назад в СМИ, связанная с пациенткой, которая была в Москве потом в Питере. Помимо этой истории. То есть, они есть, уважаемые.

Д.Т.: Надо тоже, как бы, грамотно смотреть, какие желания у данных пациентов. Если есть показания, которые определены лечащим врачом, либо специалистом, кто в этом больше всего понимает, а это в данном случае представители федеральных лечебных учреждений, это одно. Если это посоветовали родственники, либо знакомые, что это лучший метод лечения, это абсолютно другое.

Ведущий: Нет, нет, нет, я о другом сейчас. В письме написано - «покупать на свои средства». Вот в этом. Я знаю этого человека. Я, правда, знаю этих сестренок. Я знаю людей, которые там пишут. Ситуация есть? Есть. Кто на контроле будет держать? Давайте по-другому. Кому?

Д.Т.: В любом случае контроль за мной по большому счету. Хотя вопрос касается преимущественно жителей города Перми, но, тем не менее., этот вопрос у меня на контроле. И я в ближайшее время соберу всех руководителей лечебных учреждений. У нас есть все списки всех пострадавших. Ну, я вижу вопросы, от кого адресованы. И прицельно по этим пациентам в первую очередь будут заданы самые жесткие вопросы.

Ведущий: Давайте еще вот как сделаем, уважаемые радиослушатели. Если есть у вас, если те, кто пострадал в «Хромой лошади», родственники, если вы нас слышите сейчас, мы готовы взять на себя некую посредническую функцию. Посылайте электронные письма нам на «Эхо». Мы их тем или иным образом переправим Дмитрию Тришкину, Татьяне Марголиной, чтобы эта история была под контролем.

Т.М.: Ну, вообще, я еще раз напоминаю родственникам всех пострадавших и самим пострадавшим, все время действовал механизм. Если в конкретной поликлинике что-то не получается, звонок либо в Минздрав конкретному лицу, либо нам, и все решалось. Я попрошу этот механизм возобновить, если такие проблемы. Ну, совершенно новая информация.

Ведущий: Ну, видимо. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Здравствуйте. Бессонов. Я хочу похвалить министра Тришкина. По ряду показателей идет улучшение. Но самое главное, министр Тришкин, это диспансеризация населения. Вот чем должно заниматься ваше ведомство. К сожалению, в районных городах по 20 лет люди не видят специалистов. Вот здесь за три года можно все население провести диспансеризацию. Вот надо этим заниматься. Спасибо.

Д.Т.: Я думаю, что жители Пермского края знают о том, что уже последние полтора года в крае реализуется проект фондодержания. И этот проект был в принципе направлен только на одно, чтобы все-таки участковый врач начал заниматься своим прикрепленным населением. За это он получает весь ресурс за него. Поэтому диспансеризация и профилактика – это была, и будет, и есть основополагающим моментом в получении здоровья у нашего населения. Поэтому считаю, что если это есть проблема в отдельной территории, но готов рассмотреть именно, какая территория, то есть, какое население там не знает своего участкового врача. По крайней мере, в других крупных муниципалитетах этой проблемы на сегодняшний день нет.

Ведущий: «Зарплата участковых врачей и медсестер увеличена практически в два раза, а вот уровень обслуживания остался прежний». Видите, как цифры коррелируют. «Процветает хамство, врач принимает больных, как будто делает одолжение». Это уже вопрос о профессионализме врачей. Каким-то образом это будет контролироваться? И что для этого делается?

Д.Т.: Честно говоря, все те новшества, которые мы вводим последние годы, они направлены только на конкуренцию. Пока у врача не будет конкуренции, пока на соседней улице не появится точно такой же врач, который даст право выбора пациенту выбрать все-таки специалиста, а это зафиксировано и в новом законе О медицинском страховании, что житель будет иметь право и выбора страховой компании, и врача, я думаю, без конкуренции, без здоровой конкуренции мы не получим никакого результата.

Ведущий: Рыночный подход во всем. Спасибо огромное. Я извиняюсь перед Татьяной Ивановной Марголиной. Не дали мы ей сегодня много сказать. Солировал Дмитрий Тришкин, министр здравоохранения. Благодарю Уполномоченного по правам человека Татьяну Марголину. Я надеюсь, что подобные встречи у нас станут регулярными.


Обсуждение
24135
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.