Верхний баннер
05:45 | ПЯТНИЦА | 10 МАЯ 2024

$ 91.82 € 98.95

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 22 сентября 2010

Кто он современный учитель?

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Это 91,2 FM. Пермское «Эхо». «Нейтральная полоса». Меня зовут Роман Попов. Сергей Слободин трудится за звукорежиссерским пультом. Сегодня «На нейтральной полосе» у нас Людмила Гаджиева, начальник департамента образования администрации Перми. Людмила Анатольевна, здравствуйте.

Людмила Гаджиева: День добрый.

Ведущий: Значит, смотрите, штука такая. Мы тут перед началом эфира набросали некоторые тезисы, про которые забыть не должны. Условно мы говорим о трендах этого учебного года. То есть, что в этом учебном году будет сделано. Людмила Анатольевна, вот смотрите, я читаю здесь по бумажке. Ключевыми направлениями работы пермского образования в новом учебном году станут повышение качества, энергоэффективность, эффективное использование имущественного комплекса, поэтому новый учебный год ставит перед руководителями образовательных учреждений целый ряд задач. И вот пункт первый - повышение качества образования по отдельным предметам – математика, физика, история, химия, биология.

Л.Г.: Да, начну, наверно, с того, что этот год отмечаем мы для себя смещением акцентов приоритетов в нашей работе с ремонтов, которыми мы занимались благополучно три и даже больше года, на качество образования. И наша основная задача в первую очередь поднять качество образования, так называемого, базового. Мы должны быть конкурентны с такими крупными городами, как Челябинск, Екатеринбург, Самара, ну, Москва, Питер и так далее.

Ведущий: Как замерим качество по математике, физики, истории, химии и биологии в частности?

Л.Г.: Ну, в первую очередь – это наш показатель единого государственного экзамена. Понятно, что к ним можно относиться по-разному, принимать, не принимать. Но то, что это единая для всей России линейка, с этим спорить очень сложно. И поэтому, конечно, по этой линейке мы можем оценивать и динамику свою выпускников города Перми, и, собственно, сравнивать себя, как я уже сказала, с другими городами России и с российскими показателями.

Ведущий: Вот совершенно непонятный следующий момент. Как учитель по своему предмету может повысить качество материала, я примерно себе могу представить. Как директор может натаскать учителей, или завуч, допустим, да, предметник, мне тоже вполне понятно. Как начальник департамента образования может повысить за один год качество образования по математике?

Л.Г.: Ну, во-первых, я хочу проговорить о том, что речь точно не идет об одном годе, потому что за один год сложно что либо предпринять. Но есть, тем не менее, конкретный механизм того, как это сделать. Во-первых, нужно понимать, что мы хотим сделать, потому что, если просто говорить о том, что его нужно повышать, ну, об этом говорят, наверно, столько, сколько существует педагогика. Мы для себя в качестве ориентира определили показатели, которые дают выпускники Самары. Почему Самара? Да просто потому, что у них самые, наверно, высокие показатели. И мы, город Пермь очень серьезно проигрывает в сравнении с показателями ЕГЭ математика, русский язык именно с самарскими выпускниками. Вижу два механизма. Первый. Это муниципальное задание, которое дается нашим школам. Обственн6о, как и детским садам и другим муниципальным учреждениям.

Ведущий: Классика жанра. Как заставить бегуна бежать быстрее? Приказать.

Л.Г.: Первый, да, приказать. Дело все в том, что, когда ставится цель, и, самое главное, тогда, когда она разделяется коллективами школ, мы понимаем, что для реализации этой цели хочешь, не хочешь, люди начинают изыскивать ресурсы. А в первую очередь ресурсы, я имею в виду, ну, кроются где они в потенциале педагогических кадров. И внутри, собственно, коллективов школ. То есть, первый – это муниципальное задание, которое реально подписывается. Это документ, который можно потрогать, пощупать, это не пустые слова. Ну, и второй механизм, мы сейчас его, что называется, тему прокачиваем. Мне хотелось бы завязать заработную плату муниципальных служащих, то есть, специалистов департамента образования, на конкретные результаты, которые дают наши выпускники. И когда зарплата специалиста департамента образования будет напрямую связана с показателями ЕГЭ по математике, русскому языку, ну, тогда на самом деле все начнут крутиться вокруг одной цели. Кстати, хочу сказать, зарплата директоров школ, стимулирующая часть заработной платы руководителей школ, она уже зависит от показателей выпускников.

Ведущий: То есть, таким образом, мы создаем огромную коррупционную систему, при которой заинтересованы в фальшивых показателя ЕГЭ учитель, директор, специалист департамента образования, потому что нарисовать балл всегда проще, чем научить человека математике.

Л.Г.: Да, но и при этом мы понимаем, что нарисовать его будет практически … не практически его нарисовать, совершенно невозможно, поскольку проводит единый государственный экзамен далеко не департамент образования.

Ведущий: Ну, видите ли, в чем дело. Южные регионы нашей необъятной Родины в последние годы наловчились опровергать ваши слова, понимаете. У них уже четко выраженная система. Сто баллов – раз, сто баллов – два. Все быстро. Для поступления в МГУ. 110 баллов из ста спокойно.

Л.Г.: Но при этом мы понимаем, что именно эти регионы и находятся на особом контроле. Я предлагаю идти честно.

Ведущий: Хорошо. Вот вы даете муниципальное задание, вот вы заставляете, помимо прочего, еще и отдельного сотрудника своего департамента, следить, постоянно контролировать, повышать уровень. Но как директор может, действительно, заставить учителя придумать новую образовательную программу, убрать одного специалиста, взять другого специалиста? И, самое-то главное, сколько у него на это времени? Вот вы говорите, за год не успеем. А за сколько?

Л.Г.: Ну, действительно, не могу не отнестись к слову «заставить», потому что оттенок у него не очень приятный. Но, когда мы ставим себе цель - достичь определенных показателей, еще раз подчеркиваю, руководитель учреждения, руководитель департамента образования начинаем все мы изыскивать возможности, как это сделать. И, действительно, механизмов-то много. В первую очередь, это, конечно, работа с кадровым составом. Где-то может быть смена кадрового состава. Где-то приобретение, поиски, я имею в виду, охота за наиболее квалифицированными головами. Это обучение учителей, которые сегодня есть в школе, на курсах повышения квалификации. Это могут быть совершенно иные механизмы, которые четко работают. В первую очередь, это адресный принцип работы. Ну, например, если мы заключаем договор между департаментом образования и школой о достижении показателей, почему бы школе не заключить договор между школой и конкретным учеником? И пусть Вася Иванов чувствует на себе ответственность, что, в принцип, собственно, он и заинтересован в том, чтобы его показатели по русскому, математике и остальным предметам были лучше, чем они есть сегодня.

Ведущий: А если они не будут?

Л.Г.: Ну, если они не будут, к сожалению, наверно, для школ пока к счастью, у нас нет механизмов, что называется, корректировки муниципального знания или попросту говоря, отъема денег, если качество не выполнено. В первую очередь это, конечно, может сказаться на стимулирующей части заработной платы, как директора, так и учителя, который не выполнил определенные поручения.

Ведущий: Техническое задание в спорте, например, тоже выдается ведущим командам. И обычно, но выдается на основании каких-то подготовленных планов и задач вот этой самой команды на текущий сезон. И абсолютно нормальная практика существует, при которой техническое задание к концу сезона корректируется. Команда в силу ряда причин выступила плохо, неудачно, спустилась в турнирной таблице, вместо того, чтоб подняться. Техническое задание быстро откорректировали, потому что все по-человечески понимают, что не дать им денег мы не можем, потому что мы загубим команду, и так далее. Вы не боитесь, что пройдет определенное время, уровень ЕГЭ не повысится, и вы будете вынуждены скорректировать муниципальное задание. Вот именно таким образом. Да, просто занизить планку, потому что высокую планку наши школы не потянут по разным причинам.

Л.Г.: Ну, на самом деле, не исключено то, что вы говорите. В любом случае мы понимаем, что четкой методики, которая бы давала однозначные рекомендации, как прогнозировать и как ставить это задание, ее в природе, в принципе, нет ни в науке, ни в практике. Поэтому мы у себя в Перми идем таким, я бы сказала, опытным путем. И другие города, ну, по-разному относятся. Мы общаемся с руководителями других департаментов. В любом случае, ничего не делать - это хуже. Лучше что-то предпринимать и, возможно, корректировать. И, может быть, по отношению не к каждой школе, а к каким-то особым учреждениям. Кому-то, может быть, его придется увеличить, кому-то, наоборот, действительно, снизить планку.

Ведущий: С этим разобрались. Вопросов по ICQ в эту тему нет. Следующий пункт. Переход на обучение по индивидуальным учебным планам в 10-11-м классах. Что это такое?

Л.Г.: Ну, на самом деле, это, действительно, еще один механизм того, каким образом можно это качество образования повышать. Поскольку обучение по индивидуальным планам, это, действительно, не самоцель, это как средство, как инструмент, как механизм повышения качества. Что это такое? Ну, сегодня, и, как правило, все мы, учились каким образом. Заходишь в класс, в классе все изучают, все дети 25 человек в классе изучают в одинаковом количестве математику, физику, историю, биологию и так далее в не зависимости от того, какой предмет мне наиболее интересен или какую будущую сферу профессиональной деятельности я для себя выбрала, хотя уже в старших классах большинство из нас определились в том, как выстраивать будут дальше свою профессиональную личностную деятельность. Обучение по индивидуальным планам позволяет нам в рамках стандарта, подчеркну, стандарт мы в любом случае обязаны выдать, в рамках стандарта так сформировать себе учебный план, чтобы я могла расставить правильно приоритеты. Хочу я, например, поступать на химико-технологический факультет в наш Политех. Я понимаю, что в будущем я планирую свою работу, не знаю, там, на Минудобрении. Это значит, что мне, как будущему выпускнику старшей школы, наиболее интересны химия, и я готова ее изучать на самом высоком уровне, математика по каким-то причинам и, например, иностранный язык, потому что, в принципе, я понимаю, для того, чтобы быть конкурентоспособной, я должна иностранным языком владеть.

Ведущий: Слушайте, подождите, секундочку. А как это коррелирует с недавним желанием как министерства образования, так, в общем-то, и вашего департамента, недавним, вот уже несколько лет у нас идет тренд на такое нивелирование специализированных школ, если хотите. То есть, обычно же как было? Если мой сын, ну, условно, должен работать на Минудобрении, ну, так, все мы знаем, он идет в эту школу, или в этот лицей специализированный. Потом он идет на этот факультет, а потом он идет на эту работу. То есть, и эта школа, этот лицей, этот факультет ему рано или поздно эту работу обеспечат. А сейчас получается, что сначала мы все школы уравняли. У нас специализированных, как таковых, школ уже практически не осталось. И мы снова возвращаемся к вопросу, что у нас специализация ребенка должна начинаться с 10-го класса.

Л.Г.: Еще раз. Как раз речь идет о том, что не должны специализироваться школы или отдельные классы, как сегодня у нас есть. Класс физико-математический, или гуманитарный. Мы как раз говорим о том, что себе траекторию должен выстроить непосредственно сам ребенок с учетом своих интересов, потребностей и возможностей. Я сама себе строю индивидуальную траекторию. При этом я могу теоретически обучаться в любой школе города Перми. По сути, я могу учиться в девятке физико-математической сегодня, да, школе. Но если я хочу усилить свои знания по информатике или по иностранному языку, я, по сути, должна иметь возможность это сделать. Ну, и надо сказать, что внедрением этой модели мы занимаемся планово уже четвертый год. И сегодня из более, чем 9 тысяч старшеклассников, половина уже работают по индивидуальным траекториям. Это достаточно затратная модель в плане экономики, потому что обучение, мы понимаем, что происходит уже не в рамках класса, где 25 человек, то есть, достаточно рентабельная группа, да, так языком экономики говорить. А группы могут быть сформированы по 6 человек, по 12, по 8. Ну, и вторая проблема, которая здесь возникает, это проблема недостатка высококвалифицированных педагогических кадров. То есть, мы сейчас с чем столкнулись. Дети, да, они могут, готовы, они хотят изучать углубленно химию, физику в школах, в том числе, каких-то отдаленных. Но не всегда есть преподаватели, которые могут это сделать. Как нам сейчас на уровне вот такого нашего большого города решить эту проблему достаточно быстро? Ну, одним из механизмов мы сейчас видим – это организация дистанционного обучения. Так, чтобы дети гимназии, например, 4, которую мы видим в качестве центра этого дистанционного обучения, преподаватели гимназии 4 могли бы работать с детьми других школ города Перми.

Ведущий: То есть, проще говоря, изучать краеведение я буду в четвертой гимназии, а изучать французский в 22-й школе.

Л.Г.: Ну, вот, если у нас это получится, это будет отлично. Суть такова, да.

Ведущий: И таким образом создается какое-то такое, знаете, виртуальное единое школьное пространство. Но это же нереально. Я не хочу изучать краеведении е в четвертой гимназии, а французский в 22-й школе. Я хочу приходить в школу, проводить время, общаться с друзьями, в конце концов. Мне, например, просто сложно уложить в голове то, что вы сейчас рассказываете, потому что получается, что ребенок уже после 9-го класса должен превратиться в машину по повышению собственной капитализации.

Л.Г.: Только не должен, а может превратиться в машину по повышению собственной капитализации. Кто-то может и хочет, а кто-то не может и не хочет. И мы понимаем, кто у нас выйдет на выходе в том и в другом случае.

Ведущий: Жутко это все. Дальше смотрим. Участие пермского образования в краевом проекте «Система электронных дневников и журналов». Для начала я хотел бы попросить вас прокомментировать следующий пункт. Я так помню, что у нас на конференции в Ульяновске этот краевой проект был в некотором роде незамечен, или, может быть, не правильно презентован. Он, вообще, продолжается, он работает?

Л.Г.: Да, проект работает. Главное, что он внедряется в реальной жизни. Внедряется, не хочу сказать, что очень легко, потому что для педагогов появилась дополнительная нагрузка, которой они раньше не занимались. И мы сейчас стараемся максимально создать все условия для того, чтобы им было удобно заводить туда и отметки, и писать уроки. Но вот на сегодня несколько статистики. Если у нас в городе Перми 97 тысяч детей, которые обучаются в наших школах, то 61 тысяча – это дети, у которых уже есть электронные дневники и журналы. Вопрос о том, насколько они качественны, он актуален, потому что только половина, к сожалению, пока дневников заполняется качественно, то есть, системно, и так далее. Но для такого миллионного города, когда уже половина детей имеет качественно заполненные электронные дневники за год работы, я считаю, что это неплохой результат. И главное, что мы, по крайней мере, вот такого ярого сопротивления среди педагогов не встречаем.

Ведущий: Хорошо. Электронные дневники, журналы, я думаю, что мы к ним, знаете, еще в каком аспекте вернемся, когда будем говорить… о, сейчас вернемся, когда будем говорить про Интернет. Итак, одной из задач, которую ставит департамент перед руководителями пермских школ в новом учебном году, является создание зон свободного доступа в Интернет. Правильно? Соответственно, мы должны признать как факт, что у нас, если мы говорим про электронные дневники и журналы, то это значит, что Интернетом у нас все школы в полной мере обеспечены.

Л.Г.: Да, действительно, сегодня все школы, и уже достаточно давно, они имеют доступ к Интернет, высокоскоростной Интернет.

Ведущий: То есть, это не один компьютерный класс. Это фактически Интернетом завязан почти каждый кабинет.

Л.Г.: Ну, давайте путать не будем. Одно дело – это доступ школ в принципе к Интернет. И второй вопрос, насколько удобно каждому учителю, сидя у себя в кабинете, имеет этот доступ в Интернет. На сегодняшний день мы гордимся тем, что у нас все школы подключены. Ставим сейчас задачи более высокого уровня. Нам надо сделать так, чтобы каждому учителю и администратору было удобно выходить в Интернет со своего рабочего места. Поэтому, действительно, в рамках августовских встреч с директорами школ мы ставили задачу изыскать возможность обеспечить вот такой беспроводной доступ.

Ведущий: Вас всех спасет бесплатный вай фай.

Л.Г.: Да, об этом речь, действительно, идет в первую очередь. Если уже говорить не обо всей школе, то хотя бы несколько зон. То есть, это может быть учительская, это может быть методический кабинет, это, если для учителей, это может быть столовая, фойе для родителей. То есть, всевозможные места в школе, где там наибольшее скопление детей. Тогда будет удобно. Учитель математики ведет урок, работает с ноутбуком, и сразу же туда вводит отметки. Это ведет к тому, что он после уроков не тратит время на какое-то дополнительное внесение отметок после уроков.

Ведущий: Давайте вот остановимся сейчас на Интернет теме и вспомним новость, буквально, позавчерашнего или позапозавчерашнего дня. Проверены пара школ Дзержинского района. Ну, и различные информагентства, в общем, каждое в своем духе, преподнесли это по-разному. А в целом все сходятся на том, что у учеников есть возможности заходить на запрещенные сайты, на не рекомендованные сайты. Ну, кто-то это преподнес чуть ли не как то, что там в этих школах дети просматривают порнуху прямо на уроке. Ну, это, как бы, все от журналистов зависело. И, тем не менее, проблема Интернет-безопасности с распространением Интернета встает очень остро. Как она будет решаться в школе?

Л.Г.: Ну, действительно, эта проблема есть. И она не то, чтобы встает остро. Она уже решена в львиной доле школ. И сейчас вот эти замечания, которые мы имеем по результатам проверки прокуратуры, это отклонение, больше отклонение, чем правило. На сегодняшний день у нас основные провайдеры это «Эр-телеком» и «Уралсвязьинформ». И уже сами провайдеры установили контент-фильтрацию. И именно вот эта контент-фильтрация, эти фильтры, они как раз ограничиваю доступ к тем сайтам, куда дети не должны ходить. Но это не говорит о том, что, если один раз это было сделано, и в договоре это прописано между школой и провайдером, это не говорит о том, что дети, очень умные дети, не могут найти, каким образом обойти эти фильтры, это ограничение. И это возлагает особую ответственность на руководителя учреждения, как он организует эту проверку, систематический контроль. Вот очень легко понять эту проблему на примере продуктов питания. Вот как сегодня в школе. Когда мы организуем питание, то в школе предусмотрена система. Медик, ответственный ли за питание каждое утро заходит в столовую, и проверяет качество тех блюд, которые приготовлены. Точно также должна быть организована ежедневная проверка, ну, пусть не ежедневная, пусть еженедельная, ежемесячная проверка того, имеют ли наши учащиеся доступ вот к таким порно-сайтам и так далее. На сегодняшний день я с тем и с другим руководителем уже, конечно, составила беседу. Посмотрели, в чем причины. И в ближайший день, два это будет устранено. В любом случае надо сказать, что мы с прокуратурой здесь выдерживаем одинаковые позиции. Я даже благодарна за их бдительность, и я бы сказала, ну, помощь, что ли, оказали нам.

Ведущий: Давайте так. Вот вы провели с ними беседы. В ближайшие день, два что-то будет решено. А что будет решено?

Л.Г.: Сейчас каждому директору поручено составить встречу со своим провайдером, разобраться в причинах, и в ближайшие дни еще раз проверить, насколько работают качественно эти фильтры, которые там должны быть.

Ведущий: Скажите, а кто вообще несет ответственность, если вдруг ребенок, действительно, ну, получает, как это принято говорить, моральную травму? Хотя, конечно, для ребенка – это, скорее, ???????? (неразборчиво). Но все равно. Кто несет ответственность? Провайдер? Школа?

Л.Г.: Школа. Безусловно, это ответственность директора образовательного учреждения.

Ведущий: Закреплено?

Л.Г.: Это в любом случае ответственность за жизнь, здоровье, за все, что происходит в школе, это всегда ответственность первого руководителя. Они являются юридическим лицом. Как они составляют договор с провайдером, это как раз уже их зона ответственности правильно составить договор, а потом уже обеспечить проверку. Исполняется этот договор или нет со стороны провайдера?

Ведущий: И, соответственно, решить вопрос с системным администратором, еще каким-нибудь специалистом, который мог бы приходить, проверять, перенастраивать, дополнять эти базы, это тоже должен делать директор?

Л.Г.: Конечно.

Ведущий: Это интересно, правда, это очень интересно. Особенно, если учесть, что, я скромно полагаю, что у нас достаточное количество директоров, наверно, гораздо менее подкованы в вопросах Интернет-безопасности, нежели учащиеся этих школ. То есть, получается, что у нас на директоров ложится еще одна ответственность. Ну, так, Интернет им дали, электронные дневники дали и нагрузили лишний раз. Ладно. Дальше. Уровень зарплаты педагогов. Еще один приоритет для руководителей образовательных учреждений в новом учебном году. А как может увеличиться зарплата педагога, если количество денег, которые департамент педагогу дает, не увеличивается?

Л.Г.: Ну, давайте начнем с существа проблемы. Действительно, я напомню, что с 1 января этого года мы ввели новую систему оплаты труда. Это было полномочие, и оно было реализовано местной администрацией, та система, которая вводилась. Действительно, на сегодняшний день дополнительных средств на выплату заработной платы край нам по школам пока не дал. Но, как можно это увеличить? Действительно, оказалось можно. Мы закрепили тот мешок денег, который должен был пойти на заработную плату именно воспитателям в детских садах и учителям в школах. И, по сути, мы ограничили именно тот мешок денек, который может уходить на оплату труда администрации и обслуживающего персонала. И вот за счет такого внутреннего перераспределения и закрепления этих фондов на основной персонал и прочий персонал, именно за счет этого произошло, пусть и не существенное, но все ж таки увеличение заработных плат. Ну, где-то на 12 процентов в школах и на 19 процентов в детских садах. Но, тем не менее, я хочу сказать, что край принял решение, и с 1 июня на 4,3 процента увеличивается норматив стоимости образовательной услуги. А это значит, фонды оплаты труда в школах они сейчас увеличиваются.

Ведущий: «У знакомых учитель сказала, что не будет вести электронный дневник, пока родители не купят учителю ноутбук. Это правомерно?»

Л.Г.: Конечно, нет.

Ведущий: Мы говорим об основных образовательных трендах этого учебного года. Пробежались практически по всем. Остался последний. Благоустройство и энергоэффективность. Давайте начнем с энергоэффективности.

Л.Г.: Да, действительно, вопрос энергоэффективности мы ставим во главу угла, то есть, это второй приоритет по этому учебному году. И совершенно конкретные задачи стоят перед нами и перед руководителями образовательных учреждений. Ну, в первую очередь это, конечно, установка приборов учета потребляемых ресурсов. И если счетчики на воду и на электричество они стоят, как правило, уже полностью во всех образовательных учреждениях, то с теплом все обстоит гораздо хуже. На начало года у нас где-то порядка только 40 процентов образовательных учреждений имеет такие счетчики тепла. На сегодня уже на 10 процентов мы улучшили этот показатель для себя. Но самое главное мы понимаем, что это не, скажем так, не счетчик ради счетчика, а ради того, чтобы сэкономить на этом деньги. И, как показывает практика, многие учреждения с собственно установки счетчика уже экономят порядка 300-500 тысяч рублей.

Ведущий: В Перми?

Л.Г.: Конечно. Это вот реально. Ну, в 65-й школе вот мы недавно были в рамках приемки, я спрашивала у него, у директора школы. А поскольку мы знаем, что у нас все школы сидят на подушевке, то есть, получают финансирование по нормативу стоимости услуги, то они заинтересованы экономить. Чем больше они наэкономят, тем больше у них высвобождается средств, и они их могут направлять там а) на заработную плату педагогов, б) на улучшение материальной среды или приобретение какого-то оборудования. Потому до конца года мы ставим задачу абсолютно во всех школах города Перми, детских садах, дополнительного образования установить все приборы учета тепла. Ну, а дальше задача, которая ставится пред нами федеральным законом, то есть, по отношению к 9-му году и дальше в течение 5 лет мы на три процента должны экономить потребляемые ресурсы. Это касается тепла, воды, электричества. Вот такие задачки. Ну, и, как вот мы уже сейчас обсуждали в перерыве, действительно, сейчас уже мы должны думать дальше. Потому что прибор учета – это лишь прибор учета. А он позволяет сэкономить только на входе, а дальше-то… Надо дальше жить. И эффективные технологии, и эффективные энерготехнологии как раз должны сейчас ставиться в наши школы. То есть, те технологии, которые позволяют автоматически регулировать потребляемое тепло в зависимости от того, какая температура у нас на улице. Мы понимаем, что в ночное время суток одна температура, в каникулы мы можем тоже уменьшить, допустим, расходы потребляемого тепла. И за счет этого школа будет реально получать себе те деньги, которые можно направлять на свое дальнейшее развитие. Вот такое достаточно понятный, измеримый, четкий проект. Задача руководителями всеми тоже понятна. Вот задача номер два этого года.

Ведущий: Ландшафт.

Л.Г.: Да. Ну, это уже, наверно, может быть, уже некоторый жирок, жирок, который мы у себя понимаем и хотим поднарастить. Ну, мы видим, как меняются школы. Нас это радует. И многие это отмечают, коллеги из других отраслей, в принципе, вот знакомые. И приятно, конечно, слышать, что школы стали совершенно другими, чем это было три года назад. Внутри мы стали красивыми, я бы сказала, и даже уютными, симпатичными, комфортными. Сейчас уже пришло время задуматься о том, какая среда нас окружает. Уже, действительно, хотелось бы, чтобы в детских садах были там не вкопанные колеса, шины, и не просто обычные цветочки, которые у нас вокруг школы всегда учителя биологии вместе с детьми сеют, садят во время практик. Хотелось бы, чтобы это уже было солидное благоустройство. И поэтому мы с руководителями вели в рамках, опять же, августовских встреч, разговоры о том, что хотелось бы, чтобы приглашались ландшафтные дизайнеры, которые бы уже с учетом всех вот этих эстетических особенностей современный взгляд привнесли в благоустройство наших школ, чтобы появились газончики, зеленая травка, стриженые газоны. И чтобы уже все прохожие, проходя мимо школы, говорили – классная школа. Я хочу, чтобы мой ребенок учился именно здесь. Отторжения этой идеи не нашла. Но мы понимаем, что средства, на которые можно рассчитывать, это средства, опять же, внутри школы, внутри фонда материального обеспечения школ.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Сергей. Хотелось бы сказать, во-первых, что госпожа Гаджиева прекрасный менеджер. Но вот, к сожалению, видимо, окружают-то ее не совсем хорошие исполнители. То есть, мне очень нравится все, что она сказала. У меня вопрос. Каким образом и когда будет решаться выведение уплаты земельного налога из стоимости оплачиваемых услуг и взимаемых, соответственно, с родителей? Потому что конкретно по нашему садику стоимость земельного налога просто чудовищное. И, соответственно, получается, деньги из муниципального бюджета перекладываются из левого кармана в правый. И заниматься теми же энергоэффективностью, тем же ландшафтным дизайном, что, как говорится, очень хорошо, но денежных средств на это, к сожалению, вот нету.

Л.Г.: Вопрос понятен. Постараюсь кротко ответить. При формировании бюджета на 11-13-й годы в расчетах мы земельный налог вывели из норматива. Если это в конечном итоге будет принято, ну, тогда, действительно, земельный налог будет плюсом к нормативу. Сейчас это в стадии проработки.

Ведущий: Это в бюджете на какой?

Л.Г.: В бюджете

на 11-13-й годы.

Ведущий: Который сегодня у нас Заксобрание утвердило в первом чтении. 5 октября у нас будут публичные слушания. Потом будет второе чтение. И, наверняка, все утвердят.

Л.Г.: Я уточнюсь. Но это, на самом деле, речь идет о местном бюджете. Дошкольное образование – это местный бюджет.

Ведущий: Это не в краевой истории там где-то, да?

Л.Г.: Нет. Школы у нас зарплата край.

Ведущий: Все понятно. То есть, о городском бюджете идет речь. Хорошо. Здравствуйте.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Борис Леонидович. У меня вопрос вот такого плана. Планируется ли на 2011-й год организация тендера на поставки продуктов питания для муниципальных дошкольных учреждений? Именно общего тендера, как это было в предыдущие годы.

Л.Г.: Основной принцип – это децентрализация прав, полномочий и ответственности. В соответствии с ним уже несколько лет покупки продуктов питания осуществляют сами детские сады. Как показала анализ, это происходит более эффективно и более выгодно. Поэтому общего тендера на покупки продуктов питания не планируется.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Александр Сергеевич. Мне бы хотелось уточнить. Термин «изыскать возможности для директоров школ» вай фай, по-моему, Интернет - это получается опять поборы с родителей? Если школа бюджетная организация, откуда у нее возьмутся деньги изыскать возможности?

Л.Г.: У школы после оплаты всех необходимых минимальных платежей, имеется в виду коммуналка, связь и так далее, остается порядка 800 тысяч-миллион. Одна зона доступа стоит порядка 5 тысяч. Три зоны - это 15 тысяч. Поэтому, я думаю, 15-20 тысяч изыскать из миллиона - это всегда можно. Чтобы оборудовать всю школу, как я спрашивала руководителей, стоит от 30 до 60 тысяч рублей. То есть, можно легко оборудовать и всю школу таким беспроводным доступом. Это реально.

Ведущий: Вопросы, пришедшие с аськи. Вас так и просят прокомментировать слова Павла Микова о том, что проект «Мамин выбор» у нас не является правильным, что деньги нужно направлять на строительство детских садов.

Л.Г.: Ответ мой не столь однозначный. Я выскажу свою точку зрения. Я считаю, что вопрос должен решаться одновременно и развитием муниципальной сети, и созданием условий для развития негосударственного сектора. Точно два года работы показали, что проект «Мамин выбор» реально способствует развитию негосударственного сектора. Частники стали очень стремительно развиваться. А это значит, что у наших жителей есть право выбора – пойти в частный детский сад или в муниципальный.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Станислав. Скажите, когда поднимут зарплату персоналу, так сказать, няни, воспитателя?

Л.Г.: Надо сказать, что в связи с новой системой оплаты труда, заработная плата у этих категорий работников выросла. Пусть не существенно, но выросла. И вы, как родители, можете на своем управляющем совете посмотреть, что можно сделать для того, чтобы ее еще каким-то образом повысить. Это в любом случае общий бюджет детского сада.

Ведущий: Ну, что ж, время эфира вышло. Это была программа «На нейтральной полосе». У нас в гостях была начальник департамента образования администрации Перми Людмила Гаджиева. Тут целый ряд пришел вопросов не столько для того, чтобы на них получить ответ, сколько для того, чтоб высказать свое личное мнение. Обещаю, что вот прямо сейчас я все ваши реплики Людмиле Гаджиевой передам. Цензурировать ничего не буду. Так что, все, что вы хотели сказать, она прочитает обязательно. Ну, а я в свою очередь надеюсь, что вы к нам в эфир еще придете. К сожалению, это будет уже после Дня учителя. Так что я вас с наступающим-то заранее поздравляю.


Обсуждение
69940
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.