Верхний баннер
13:54 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 21 октября 2010

Киноистория Коноплёвых.

Ведущий: Добрый день всем, кто нас слышит. Дневной эфир на «Эхе». В студии работает Олег Русских. За звукорежиссерским пультом Антон Мелехин. Сегодня у нас очень странный эфир. Дело в том, что в качестве одного из гостей, в статусе одного из гостей у нас сегодня Вячеслав Дегтярников. В данном случае не как соведущий «Эха Перми», и не как даже руководитель программы «Суть дела», а как один из авторов фильма «Руководители совести», который, собственно, на этой неделе был представлен на телеканале «Рифей». Второй соавтор фильма Варвара Кальпиди. Добрый день, Варвара.

Варвара Кальпиди: Здравствуйте, друзья.

Ведущий: Добрый день, Слава.

Вячеслав Дегтярников: Добрый день. Сегодня да, я в качестве гостя. Я могу полностью положиться на твое ведение, и отдыхать, собственно.

Ведущий: Ты думаешь? Я сейчас на самом деле просто выйду из студии, и оставлю вас вдвоем.

В.К.: Ну, нам всегда есть, о чем поговорить. Мы не соскучимся.

Ведущий: Конечно. Я-то, уважаемые радиослушатели, специально здесь сел, чтобы двух соавторов фильма разводить, потому что я знаю, что у них есть внутренние разночтения.

В.Д.: Как всегда, Русских, как всегда тебя в экстремизм несет. Разночтения ищешь. Не дождешься.

Ведущий: Давайте я сначала для радиослушателей, хорошо, Слава, Варвара. Давайте сделаем так. 18 и 19 октября на канале «Рифей» был показан фильм под названием «Руководители совести» о династии Коноплевых, я бы так сказал, не совсем.

В.Д.: Я бы сказал о роде Коноплевых.

Ведущий: О роде Коноплевых, да. Главными героями этого фильма были Борис Всеволодович Коноплев, первый секретарь Обкома КПСС Пермской области, и Василий Коноплев, он же отец Варлаам, настоятель Белогорского монастыря.

В.Д.: Первый настоятель, игумен Белогорского монастыря.

Ведущий: Да, игумен Белогорского монастыря. Это я для тех, кто фильм не видел. А теперь, собственно, у меня вопрос к тем, кто, может быть, фильм видел, потому что очень бы хотелось увидеть ваши отклики. То есть, если вы видели этот фильм, одну ли серию, две ли серии, увидеть ваши отклики на это кино у нас на эфирном ICQ 404582017 в первую очередь. Ну, а во вторую, если у вас по поводу этого фильма есть вопросы к его авторам, конечно, мы будем рады принимать их по телефону прямого эфира 261-88-67. Слава, главный вопрос. Можно?

В.Д.: Конечно.

Ведущий: Они все-таки родственники? Главная проблема фильма, которую я так для себя и не решил.

В.Д.: До конца эту историю понять невозможно. Скорее всего, они все-таки дальние родственники, потому что вот рядом с Юго-Кнауфским, Юго-Осокинским заводом, ныне поселком Калинино существовала выселка, Ильинка. Выселка, это, если говорить вот так, это в нашем варианте уральском это хуторок, который возник после столыпинских реформ, как ты понимаешь, и куда выселили или вышли…

В.К.: Отселились.

В.Д.: Отселились, да, вот Коноплевы. Их там было шесть семей. В том числе, вот Василия Коноплева и Бориса Всеволодовича Коноплева родственники там жили. Трудно сказать, насколько они не близкие родственники или дальние родственники. Но понятно, что когда-то видимо кто-то, кто возглавлял этот род Коноплевых, пришел, скажем, по нашей версии либо из Нижней Новгородской губернии, либо из…

В.К.: Из более северных архангельских, может быть, земель.

В.Д.: Вот оттуда, в принципе, появились первые…

Ведущий: Это в каком веке, когда это примерно? Вы можете это датировать?

В.К.: Ну, я могу сказать, что вот исторический персонаж, об этом нам рассказала Елена Николаевна Полякова, есть такой персонаж – Дмитрий Коноплев. Он в 17-м веке упоминается. Он был еретиком, и казнен был. Ну, это, в общем, не знаю, что там конкретно имелось в виду.

Ведущий: Еретическая ересь-то какая? А, неизвестно, какая.

В.К.: Ну, да. Там вот в тех небольших сведениях, которые имеются, в общем, вот так вот это называется. А всем этим вопросом занимался у нас историк-архивист Ольга Александровна Мильчакова, работала она почти 2 года по моей просьбе. И осложнялось это тем, в фильме это звучит, может быть, не до конца объяснено, потому что эфирного времени мало. Осложнялось это тем, что обе семьи были старообрядческими. Соответственно, их не вносили в метрические книги, то есть, в церковные документы, которые гласили о крещении, о присутствии, в принципе, этих людей. На них там заводились какие-то другие вещи. Вот эти вот как раз документы, документальный фонд вот этот очень труднодоступен, практически он не сохранен. Поэтому до конца проследить она смогла до шестого колена, как это говорится. Но уверенности полной и окончательной, в общем-то, нет.

Ведущий: Варя, скажите, век скажите.

В.К.: А, я уже отвлеклась. Я просто начала рассказывать предисловие. Это тысяча семьсот, по-моему, тридцать пятый год. То есть, с этого времени существует завод, который сроится… Ведущий: Стоп. Варя, извини, я тебя буду прерывать. Значит, вот, 735-й год примерно. Дальше. Когда родился Василий Коноплев, будущий игумен Варлаам?

В.К.: В тысяча девятнадцатом уже веке. Ну, я на самом деле, с цифрами не особенно. У нас для этого тоже есть консультант...

Ведущий: Я все понимаю, но вы ж как-то… Сейчас мы наберем Михаила Геннадьевича Нечаева, мы сейчас у него спросим. Что, к нему надо, да?

В.К.: Ну, дело в том, что вас что интересует? Там по возрасту, по поколениям получается, что...

Ведущий: Кто кому кем приходился, меня вот, видите, интересует?

В.К.: Ну, вот в конце фильма, вы знаете, устами нашего основного героя Бориса Всеволодовича Коноплева есть основание полагать, что это «дед моего брата по отцу».

В.Д.: Вот это сказал Борис Всеволодович.

Ведущий: Дед моего брата по отцу, да. То есть, это вот, получается, где-то первая треть 19-го века, да, вот так вот.

В.К.: Брат моего деда по отцу.

Ведущий: Я сейчас попросил Антона Мелехина набрать Михаила Нечаева, чтобы нам все вот тут исторические хроники, все исторические споры решить раз и навсегда.

В.Д.: На самом деле все вот это не суть, родственники они или нет. Для меня, например, было важно, что Борис Всеволодович вот эту вот историю начал рассказывать сам. То есть, у меня не было по этому поводу к нему вопросов, когда я писал первое интервью. Он об этом заговорил. И в какой-то мере для меня это тоже было открытие. То есть, он начал об этом говорить, и говорить об этом серьезно. Более того, вот то, что говорит его внук, перед своей смертью он очень стремился приехать на Белую Гору. То, что мы выяснили в процессе фильма, то, что он, допустим, хариуса ездил ловить постоянно именно в эти места, не куда-нибудь, а вот на речку Бырма, понимаешь, там, где находился Алексеевско-Серафимовский скит.

Ведущий: Слушайте, ребята, вот можно я вас спрошу? Это традиционный вопрос. Вы о чем фильм снимали?

В.Д.: Фильм мы снимали, я свою версию выдам. Если я буду не точен, Варвара меня поправит. Мы снимали фильм, собственно говоря, скажем о России в первую очередь через судьбу конкретного рода. Потому что у каждого в роду, в том числе, и в твоем, наверно, в моем, в варварином, есть две составляющие. От этого никуда не уйти. Это еще нигде не закончилась эта история. И белые, и красные. Вот мы пытались выстроить историю России, понимаешь, вот после вот этого жуткого переворота 17-го года.

Ведущий: Слава, ты не обидишься, если я тебе скажу, что ты сейчас говоришь примерно то же самое, что говорил Никита Сергеевич Михалков о фильме «Утомленные солнцем-2»?

В.Д.: Не обижусь. Ежели, понимаешь, ты меня с Никитой Сергеевичем Михалковым сравнил, ну, мне необидно.

Ведущий: Нет, я просто говорю о том, что… я серьезно совершенно…

В.Д.: Я тоже очень серьезно.

Ведущий: Я примерно такую же по смыслу цитату помню перед вот выходом фильма «Утомленные солнцем-2» И получается, что вы решали одни и те же задачи?

В.К.: Я думаю, что сейчас эти вопросы стоят на самом деле перед людьми. Наконец, прошло то время, которое дает нам возможность осмыслить то, что происходило. На самом деле, вот я, как продюсер, как автор сценария, как соавтор Славин по этой теме, могу сказать, что моя задача была, как у автора любого произведения, выходящего через средства массовой коммуникации, естественно, воздействовать на людей. Поэтому мне хотелось, чтобы люди узнали историю этих двух замечательных людей. И в процессе работы над сценарием, у нас было несколько вариантов. Вот сейчас вы видите конечный.

В.д.: Несколько вариантов названия фильма.

В.К.: Не только названия.

В.Д.: И развития событий в том числе.

В.К.: Да, у нас та были вообще самые разные вещи. Мы очень долго, на самом деле, пытались понять, как надо это показать правильно, чтобы люди не смущались, чтоб не уходить в какой-то пафос, чтобы не давать каких-то прямолинейных высказываний. То есть, как материал для размышлений. Я думала, это, в общем-то, и удалось.

Ведущий: Хорошо. Давайте зададим примерно те же вопросы Ми халу Геннадьевичу Нечаеву. Михаил Геннадьевич, здравствуйте.

Михаил Нечаев (по телефону): Здравствуйте.

Ведущий: Михаил Геннадьевич, скажите, вот для вас, как научного консультанта, я даже сказал одного из ведущих, я там видел вас в кадре несколько раз, Михаил Геннадьевич, для вас о чем этот фильм?

М.Н.: Ну, тут два пласта. Один нравственный, я считаю, а другой чисто, ну, я бы сказал, историко-политический. Нравственный пласт, он виден, он очевиден. Это то, что фильм рассказывает о двух сильных людях, честных людях, которые пытаются выполнить свой долг. Это люди-созидатели. То есть, они строят, они создают. И он очевиден этот пласт, он виден. И то, что нашему обществу нужны такие люди, это даже не вопрос.

Ведущий: То есть, это очерк все-таки, да, по жанру?

М.Н.: Да. А вот второй пласт историко-политический. Ну, давайте вспомним Англию.

В.К.: Давайте.

М.Н.: Давайте вспомним Кромвеля и Карла I. Это ведь был шок для всей Европы, когда отрубают голову, в общем-то, королю. И английское общество в конце 17-го века вдруг принимает себя, так сказать, и революционеров, и монархистов. То есть, и живет, и процветает таким образом. Вот я не буду проводить прямые параллели. Их просто нет на самом деле, да, потому что каждая цивилизация, каждое общество уникально. Но то, что нашему обществу необходимо каким-то образом понять, что есть история, и есть настоящее, и осмыслить эту историю до конца.

Ведущий: Настолько сильно сказано, Михаил Геннадьевич, что я даже не очень понял. Ну, ладно.

М.Н.: Ну, во всяком случае, переварить в себе и красных, и белых, понимаете. И сказать – да, мы были и красными, и белыми. И заново вздохнуть и жить уже вот с этим красно-белым прошлым.

Ведущий: Слушайте, а метод Моисея у нас в этом смысле не годится? Ну, то есть, сначала 40 лет ходить, пока все вот там поколений не останется.

М.Н.: Ну, 20 лет уже прошло. Считайте, что мы в середине пути, в общем-то.

Ведущий: Михаил Геннадьевич, скажите, у нас тут был чисто исторический вопрос, который, честно говоря, я понимаю, что и Слава, наверно, для себя не разрешил. У вас спросим, как у научного консультанта. Вы как считаете, они все-таки родственники? Два Коноплевых.

М.Н.: Ну, они в какой-то степени родственники, потому что это один род. А если говорить о русской цивилизации, то родовой принцип был отменен, так скажем, или, во всяком случае, был поколеблен только где-то в 15-16 веках. То есть, родовой принцип остался в нашем сознании. То есть, это говорят обычно – не позорь фамилию. Вот здесь в данном случае все.

Ведущий: Спасибо огромное, Михаил Геннадьевич. Михаил Нечаев был в прямом эфире «Эха». Спасибо ему огромное.

В.Д.: Научный консультант нашего фильма, кандидат исторических наук.

Ведущий: Ну, еще раз вам скажу, уважаемые радиослушатели, что мы говорим о… Ну, наверно, о фильме, фильм у нас получается, как повод.

В.Д.: Фильм, как повод, да, в принципе, поговорить.

Ведущий: И. на самом деле, мы, скорее, от этого фильма отталкиваемся, да.

Ведущий: Отталкиваемся для того, чтоб поговорить, в принципе, о не только нашей истории, а о сегодняшнем дне нашем.

Ведущий: Давай примем телефонный звонок.

Слушатель: Добрый день. Моя фамилия Агафонов ???????? (неразборчиво) Николаевич. Я в свое время написал маленькую книжечку о истории Белогорского монастыря. Игумен Варлаам все-таки он закончил жизнь настоятелем не игуменом, а архимандритом. Это первое. Второе, он родился в 852-м году, Василий Ефимович Коноплев…

Ведущий: Спасибо вам за точность.

Слушатель: А папе… кстати, к православию присоединился не только сам Василий Ефимович, но его папа 75-летний Ефимий Тихонович и братья, и также зятья.

В.К.: 19 человек рода.

Ведущий: Понятно. Спасибо вам за правки и консультации. Вы сами-то фильм видели?

Слушатель: Я фильм не видел. До меня эта информация не дошла. С удовольствием бы его посмотрел.

В.Д.: Обязательно диск подарим.

Ведущий: Так что надо шире как-то. В Интернет как-то надо выкладывать.

В.Д.: Ну, до этого тоже дойдет. Надо подождать просто. Видишь вот только-только премьера прошла на телеканале. Еще диски надо издать, еще несколько презентаций будет.

Ведущий: Мне в аську пишут: «А когда он был по «Рифею»? Почему мы этого не видели?» - спрашивают меня.

В.К.: Ну, вот, на самом деле, есть такой момент, что почему-то многие люди пропустили. Возможно, было недостаточно что-то вот… Ну, не знаю, у нас будут точные сведения по телеканалу, сколько людей посмотрело.

В.Д.: Насколько я понимаю, руководитель телеканала «Рифей»…

Ведущий: Сделал все возможное для нас.

В.Д.: Владимир Прохоров обещал повтор еще поставить.

В.К.: Ну, да, я надеюсь, что будет.

В.Д.: Так что, возможно, еще повторы будут.

Ведущий: Понятно. Хорошо. Ну, вот, понимаешь, все равно… вы искали в этих двух персонажах сродство?

В.Д.: Схожесть, с одной стороны. С другой стороны, различия.

Ведущий: Ты диалектик, Вячеслав Дегтярников.

В.К.: Можно, я скажу. Вообще вот для меня, я вам скажу свой посыл, как вот родилась идея уже вот этого окончательного варианта. Вот вы понимаете, как будто бы… Ну, это эзотерическая версия, сразу говорю. То есть, как будто бы небо сказало - вот на этой земле должен быть Коноплев, понимаете. И вот судьба Бориса Всеволодовича все время его вела. И вот, если бы вы знали, мы это интервью, можно сказать, знаем с Славой наизусть, которое он давал. Он все время там говорил – что-то меня вело, что-то подталкивало. Он не хотел быть ни каким там руководителем, и так далее. Но так складываются обстоятельства. И в этих обстоятельствах он себя смог реализовать. И был успешным руководителем. Он стал иконой, практически, Пермского края, Пермской области. А для меня же было важно, что вот небо сказало – будет Коноплев. И он дважды был. Небо сказало- будет Кнауф. И будет Кнауф.

Ведущий: Слушайте, мне все-таки непонятно, как небо могло руководить коммунистами. У меня здесь возникают определенные вопросы.

В.К.: А ему видно. Ему виднее. Политика вообще ерунда

Ведущий: Хорошо. Небо в данном случае руководит и коммунистами. Хорошо. Небесное предназначение стать руководитель Пермского обкома – это серьезный, мне кажется, тезис.

В.К.: Пермского края. Какая разница, как это называлось. Он в любой бы ситуации себя реализовал.

В.Д.: Вот это опять то, о чем говорил Михаил Геннадьевич, да. Пора перестать делить себя на красных и белых. Пора понять, что мы все живем в России. Пора ощущать себя россиянами. Пора то, к чему стремился и Василий Коноплев, архимандрит Варлаам, объединение русского народа. Собственно говоря, сам монастырь Белогорский был построен ради объединения русского народа. Ради того, чтоб преодолеть раскол, понимаешь. И здесь фактически мы имеем тот же раскол в русском обществе. Только связанный не с религиозными мотивами, а связанный с политическими мотивами. И стремление нашего фильма - преодолеть вот этот раскол.

Ведущий: Вот смотри. Вот тебе вопрос, с которым адресуется к вам Семен. И он скептически относится, говорит об успешном руководителе. «Почему в фильме не сказано, что при Коноплеве в Пермской области была построена карательная тюрьма «Белый лебедь»? Про зэков «Пермь-36» почему не сказано? Про ядерный взрыв под Красновишерском? Он хороший был мужик», - пишет нам Семен, - просто, наверно, не знал об этом руководитель совести, как не знает В.В.П. Юрия Шевчука».

В.Д.: Значит, уважаемый Семен…

Ведущий: Он о неком лицемерии, да, в данном случае говорит.

В.Д.: Нет, ни о каком лицемерии не говорится. Еще раз скажу. Уважаемый Семен, значит, мы брали Коноплева, даже, в данном случае как человека. Можно было рассказывать про взрыв в Красновишерске, лучше даже говорить не в Красновишерске, а под Ныробом, если уж, Семен, быть точнее. Можно рассказывать и про 36-ю и про другие зоны. Все это можно рассказывать. Ты знаешь, Коноплев, имеется в виду Борис Всеволодович Коноплев, он ничуть не меньше пережил всю эту историю, уважаемый Семен, нежели вы. Потому что вот для меня было тогда открытием, когда он говорит про свой визит в КГБ, тогда НКВД. И он говорит – для меня это была страшная организация. Это говорит, извините, первый секретарь Обкома, в прошлом пусть. Я думаю, почему же он говорит, он сейчас сдружит со службами безопасности нашими. А он говорит глазами мальчика, того мальчика, у которого только что арестовали отца, того мальчика, который в 20 лет возглавляет цех, того мальчика, у которого в цеху гибнут люди. Понимаешь, какими глазами он про это говорит? Так что, Семен, он переживал ровно столько же, сколько и вы. И не меньше.

В.К.: Вот тут Слава прав. Соглашусь.

Ведущий: Просто любую историю надо рассматривать в ее контексте. Есть телефонный звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Здравствуйте. Бессонов. Я, вы знаете, знал Бориса Всеволодовича.

Ведущий: Вы фильм видели?

Слушатель: Да, очень хороший фильм. Я хочу сказать, что вообще это было время великанов. Вот он, ???????? (неразборчиво), все, что было в крае построено, все было построено при нем. При том, что у нас, кстати, с ним были очень сложные отношения. Вот он меня где-то недолюбливал, считал, так сказать, горлопанов. Ну, я тогда шел против ???????? (неразборчиво) после запрета КПСС левого движения и так далее. Но было всем очевидно, что это, действительно, вот я помню, что это великан. Но, кстати, фильм больше про гражданскую войну. Про то, как вот по семье по этой прокатилось вот это лихолетье и так далее. Но у него были недостатки. Кстати, вот одним из недостатков… он это понимал, кстати. Они был заложником своего времени, вот той парадигмы, той догматики, которая была в гуманитарных науках. Он был заложником как, в общем-то, мы все. Но то, что это был великан, то, что вот уйдем мы, уйдет другое поколение, а он останется в истории, как Петр и так далее, как, так сказать, Столыпин. Это совершенно бесспорно.

Ведущий: Спасибо, Алексей Борисович, за вашу точку зрения. Я хочу сказать, что, как мне показалось, опять же из фильма, что, в общем, и Варлаам был заложник времени…

В.Д.: Все мы являемся заложниками времени.

Ведущий: …как и все мы. Потому что, я бы сказал, что обратиться в православие для старовера… Сколько раз их прокляли?

В.Д.: Множество раз.

Ведущий: Я так понимаю. То есть, это… я не знаю, какие качества здесь должны были возобладать. Ну, это, знаете, это хуже, чем для Олега Анатольевича перейти в «Единую Россию», знаете ли.

В.К.: О чем вы?

Ведущий: Сейчас меня покроют. Сейчас меня сковородкой ударят.

В.Д.: Ну, сковородки тут просто нет. А так бы вот ударили, конечно. Вопрос не в этом. Смотря, на какое время смотреть. Понимаешь, время бывает линейное. А время бывает совсем другим. Если мы берем линейное время, тогда мы его заложники. А если мы берем другое время, которое, как бы, протекает совсем по-другому, тогда мы не заложники этого времени. И в данном случае ни Варлаам, ни Борис Всеволодович не были заложниками времени. Вот, о чем я хотел сказать.

Ведущий: Антон, я попрошу тебя набрать нашего второго собеседника, это представителя компании «Кнауф».

В.К.: Спонсор фильма. Это Леонид Марьянович Лось, директор по связям с общественностью.

Ведущий: Я сейчас объясню, почему, наверно, «Кнауф».

В.К.: Потому что дело все происходило на Юго-Кнауфском заводе изначально.

Ведущий: Да. То есть, эти, значит, самые немцы, они раз уже в Прикамье были.

В.К.: Причем, Андрей Андреевич Кнауф принял православие.

Ведущий: Это было тогда в обязательном порядке, между прочим. Чтобы получить заводик, между прочим, нужно было стать православным. Это у нас, знаете ли, обязательное правило было тогда.

В.К.: Традиция.

Ведущий: Добровольно-принудительная, я бы так сказал.

В.Д.: Любите вы передергивать, современные демократы.

Ведущий: Слушайте, во-первых, не демократы. Во-вторых, не очень современные. А в-третьих, не передергиваем. Но мы с тобой этот концептуальный спор продолжим после эфира. Давайте все-таки вернемся к династии Кнауфов, которая, действительно, сначала пришла в Прикамье, основав Юго-Кнауфовский завод, вот который как раз… рядом с которым и была расположена родовая родина Коноплевых. А теперь в Прикамье Кнауфы вернулись второй раз, теперь уже в Кунгурский район, где теперь расположен один и крупнейших комбинатов Кнауфа и в России. Я просто не знаю масштабов производства этой компании. Давайте спросим.

В.К.: У нас крупнейшее месторождение там.

Ведущий: Здравствуйте.

Леонид Лось (по телефону): Здравствуйте.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, что на вас больше повлияло - история основателя вашей фирмы или, может быть, желание каким-то образом оставить свой след еще раз в истории Прикамья? Ваш здесь интерес в чем, в участии в этом фильме?

Л.Л.: Ну, нам было интересно, когда Варвара Кальпиди обратилась к нам, и рассказала идею этого фильма о выдающихся пермяках, и эти пермяки как-то вывели ее на Юго-Кнауфские заводы. Мы с интересом поддержали ее проект. И для нас было интересно в первую очередь то, чтобы люди узнали вот правду об этих выдающихся персонах Пермского края. Потому что раньше-то особо так не рассказывалось подробно и напрямую. Ну, и так, как они были уроженцы Юго-Кнауфских заводов, где основал в 1797 году, взял в аренду Златоустовские заводы Андрей Кнауф, дальний родственник нынешней семьи Кнауф, конечно, нам было это очень интересно, и мы поддержали этот проект.

Ведущий: Леонид Марьянович, скажите, а нынешние Кнауфы, они как относятся к этой идее? Видели ли они фильм, видели ли сценарий, как отнеслись?

Л.Л.: Ну, господин Николаус Кнауф, вот в линии родственников который находится далеко Андрей Кнауф, сегодня он является почетным консулом России в Германии, за свой вклад в развитие экономики России, строительной отрасли России. Министерство иностранных дел России ему пожаловало вот такой почетный титул. И когда он пришел с инвестициями в 1993-м году в Россию, то, зная, что у них в роду где-то был человек, который работал в России, он через некоторое время поручил заняться поиском в архивах вот деятельности Кнауфа. И мы вот кое-что нашли и вышли на его историю в Москву. Он сначала в Петербург приехал. В 1783-м году. Это был Ганс Петер Андреас Кнауф.

Ведущий: Да, спасибо огромное. Скажите, пожалуйста, Леонид Марьянович, у меня почти корыстный вопрос. Планируете ли вы в дальнейшем продолжать, может быть, я не знаю, там, принимать участие в подобных исторических проектах в Прикамье? Необязательно телевизионных. Необязательно медийных.

Л.Л.: Ну, мы очень поддерживаем различные культурные проекты в Прикамье. Это самый большой наш проект - это поддержка Тихвинской церкви в Кунгуре. Мы очень много сил и средств туда вложили. Сейчас, конечно, она сияет благолепием. И привлекает внимание прихожан. И вот мы были, когда я был на открытии иконостаса, который мы сделали в Палехских мастерских, то прихожане говорили, что такой красоты церковь она и раньше не была. Поэтому это очень радостно, что людям вот эта наша благотворительная работа, наша деятельность приносит пользу и радость.

Ведущий: Спасибо, Леонид Марьянович. Спасибо огромное. Должен вам сказать, что вот среди моих знакомых людей, которые достаточно профессионально общаются с телевидением и этим жанром, только вот хвалебные отзывы о фильме я слышал. Правда, не без критики.

Л.Л.: Очень приятно слышать.

Ведущий: Спасибо огромное. Леонид Марьянович Лось был у нас в эфире, директор по связям с общественностью представительства компании «Кнауф. Пермь». Варвара, не без критики. Это чтоб ты не слишком радовалась.

В.К. Да я не радуюсь.

Ведущий: Почему не радуешься? Я вот тебе скажу, что пишут нам здесь радиослушатели по эфирному ICQ. Пишет нам Андрей. Он спрашивает: «Мне показалось, что логика фильма была достаточно запутанной. Не все моменты понял. Может быть, следовало его выстроить проще?» Варвара, это, наверно, к тебе.

В.К.: Значит, фильм этот мы позиционируем как историческое расследование. На самом деле это получилось, ну, по словам, скажем, того же Владимира Борисовича Прохорова, скорее исследование. То есть, у нас было несколько вариантов. И в том числе чуть гораздо более простые. Например, было три серии задумано. Первая серия, скажем, о Василии Коноплеве, вторая о Борисе Всеволодовиче, третья вот как раз называлась «Руководители совести» уже. И мы, как бы, находили между ними общее. Был такой вариант. Были еще несколько вариантов. И другие названия, версии. Но мы, в общем-то, отталкивались от того, что нельзя их так прямо параллелить. Это будет несправедливо и, неверно, точнее, в чисто смысловом, что ли, в логическом смысле. Поэтому мы предоставили возможность получать информацию через прием расследования или исследования. То есть, через артефакты, на которых построен фильм, через определенные вещи, которые были специально для фильма либо найдены, либо изготовлены, как например, пирожок с молитвой. И другие вещи, которые там используются. И через вот это создание атмосферы, вообще-то, у меня такая задача была, создать атмосферу, погрузить туда человека, зрителя. И таким образом, что ли, прояснить, обрисовать образ этих людей, соответственно, образ времени.

Ведущий: Давайте примем телефонный звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Моя фамилия Аликина. У меня вопрос. Как относился Борис Всеволодович к своему родичу, пока он был на работе? И как это сочетается с его книгой «Убеждений своих не меняю».

Ведущий: Спасибо.

В.Д.: Значит, как он относился к своему родичу, как сказала только что наша слушательница, пока он был на работе. Это есть в фильме, это звучит. И об этом я говорил, когда мы начинали эфир. Допустим, косвенные есть факты, да. На рыбалку он ездил на Бырму, то есть, туда, где был скит монастырский. Как он относился к своему родичу, когда он был на работе? Тоже это есть в фильме. Он знал эту историю. Знал, но, видимо, не очень хотели распространяться в свое время на эту тему. Потому что, ее раз говорю, все мы связаны некими временами, которые бывают разные. Сочеталось с работой. Ну вот, смотрите, тоже приведу примеры.

В.К.: Библиотека.

В.Д.: Библиотека, да, сочеталась с работой. Точка у него была крещена, и он не противился этому. Водитель у него был такой, который никогда не был ни коммунистом, ни комсомольцем, ни пионером, и он это знал.

В.К.: Ни октябренком даже не был.

В.Д.: И он это знал, и его попрекали за это, что личный водитель у тебя вот не член КПСС.

Ведущий: Ну, ну, ну, ну. Ну, Слава, ну, это я не понимаю, что.

В.Д.: Значит, ты ну, ну, ну, ну… Ты, во-первых, те времена-то вспомни на минуточку.

Ведущий: Я помню.

В.Д.: Я тебя постарше буду. Я эти времена лучше помню. И когда водителя сделали начальником гаража Обкома, да, беспартейного-то, ну, это практически невозможно.

Ведущий: Да ладно.

В.Д.: Плюс ко всему прочему… Ну, «да ладно». Да ладно.

Ведущий: Слава, у нас членов партии было не так много, как кажется. Не каждый второй был членом партии, и даже не каждый третий.

В.К.: Вы чего вспоминаете какую-то, вообще, эпоху, которая уже очень давно. Она просто под каким-то пеплом находится.

Ведущий: Подождите, спокойно. Мы, по-моему, именно этим сегодня и занимаемся.

В.К.: Ну, вот зачем сейчас-то, мы говорим немножко о другом.

Ведущий: О чем?

В.К.: То есть, вопрос задан был. Как он относился? Слава на этот вопрос отвечает. Я хочу просто напомнить.

В.Д.: А по поводу книги «Убеждений своих не меняю». Насколько я знаю, после вот этого интервью, которое мы записали, он хотел написать вторую книгу.

Ведущий: Да, это я знаю.

В.Д.: Вот, которая была уже не про убеждения, а про жизнь. Но не успел Борис Всеволодович написать вторую книгу. Можно считать, что в какой-то мере это сделали мы за него этим фильмом.

Ведущий: Давайте дальше. Вопрос, который нам… Давайте я вот этот задам. «Насколько вам, авторам… не было ли вам неловко проводить прямые параллели между коммунистом и священником?»

В.Д.: Не было. Не было нам неловко проводить прямые параллели между человеком и человеком. Давайте вот так все-таки исходить, уважаемые. О том, о чем мы говорили, и говорим с самого начала . Давайте уже уйдем от этой истории – коммунист, священник. Русский и русский.

В.К.: А, во-вторых, смотрите. Вот человек с такой харизмой, как у Коноплева, вот я вот задумываюсь, есть такие высокие… Я вам просто расскажу маленькую очень историю. Я прихожу в Органный зал. Я благодарна директору Органного зала за то, что предоставила именно там, Галина Юрьевна Кокоулина предоставила место. И меня встречает замдиректора. Я говорю – вот, фильм о Коноплеве, то, се. Она говорит - господи, как он мне напоминает моего папу, говорит она. А я говорю - и мне напоминает. Понимаете. Вот таких мужиков тогда, да, сильных, высоких, с харизмой, умных, смекалистых, интеллигентных по большому счету было много. Эти люди, они… вы понимаете, вот если бы сложилось по-другому, и дальше бы развивалась наша православная, условно говоря, Россия, они бы кем были?

Ведущий: Не знаю.

В.К.: Вот кем бы они были? Они бы и были руководителями совести.

Ведущий: Не знаю.

В.К.: Они бы были тем, кто ведет за собой людей, кому верят. Вот, в чем дело.

В.Д.: Вот вчера, кстати, о руководителях совести, вот буквально в перерыве тебе рассказывал, вчера смотрел эфир одного из центральных каналов. Там сейчас очень много говорят о совести, особенно в Москве после некоторых событий. И один из персонажей вот этого эфира, он дословно берет эту фразу «руководители совести». И говорит, что руководить-то надо по совести, ребята.

Ведущий: Ну, Слава, на самом деле это говорит только о том, что этот персонаж в эфире, он начитан.

В.Д.: Он начитан, да, кроме всего прочего.

Ведущий: Образован.

В.Д.: Но что будет плохого, ежели наши слушатели и зрители тоже будут немножко образованнее и начитаннее?

Ведущий: Спрашивают нас, когда будет повтор?

В.Д.: Когда повтор будет, не знаем, дополнительно об этом расскажем. Но вот переговоры мы сейчас с руководством телеканала «Рифей» ведем на эту тему.

В.К.: Я могу только сказать, что мы планируем в ближайшее время провести, точнее, в середине ноября премьеру этого фильма в Кунгуре. И у нас планируется большая премьера в Москве. Но это уже будет после Нового года в феврале.

В.Д.: И, возможно, будет премьера еще в Чайковском.

В.К.: Который, мы считаем, что создал Коноплев, с его подачи.

Ведущий: Давайте я все-таки вот сейчас возьму письмо внука Бориса Всеволодовича. И маленький кусочек в завершение нашего эфира позволю себе зачитать. Здесь как раз о том, что в этом фильме сложно, а что просто, и почему так, и не так. Так вот. «Фильм получился не линейным и многосвязным. Это подразумевает объемность и сложность. Ведь линии и плоскости – это слишком упрощенные модели, а жизнь и мир вокруг нас гораздо сложнее, и не укладываются в заранее начерченные схемы и шаблоны. Как раз недосказанность, подкрепленная образами и смыслами, дает возможность человеку не понять, но почувствовать. Почувствовать сложность мира, связь времен и событий. Почувствовать на своем языке своими внутренними образами. Больше всего в фильме мне понравилось именно эта мера недосказанности, когда лишние слова не проговариваются. Просто они не нужны. А уже каждый для себя может найти свои смыслы, свои объяснения. Или просто почувствует что-то на основе явных и неявных связей и аналогий на основе образов людей, событий, представленных в фильме. Кстати, и последнее, наверно. Кстати, мне почему-то кажется, что деду этот фильм понравился бы. Мне просто почему-то так кажется». Вячеслав Дегтярников, Варвара Кальпиди - авторы и создатели фильма «Руководители совести» были в студии «Эха». Я прощаюсь с вами.


Обсуждение
37302
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.