Верхний баннер
20:37 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 27 октября 2010

Реализация проектов комитета по молодёжной политике.

Ведущий: День добрый. Олег Коневских в студии. Программа «На нейтральной полосе». И сегодня у нас в гостях Евгений Хузин, глава комитета по молодёжной политике администрации Перми. Здравствуйте, Евгений.

Евгений Хузин: Добрый день, Олег. Добрый день, земляки.

Ведущий: Помните, мы два месяца назад буквально обещали вам, что вернемся с Евгением в эту студию и поговорим о том, что у нас реализуется в рамках деятельности комитета по молодежной политике. Хотя мне не нравится словосочетание «молодежная политика». Потому что мне нравится словосочетание «работа с молодежью». Это, знаешь, Женя откуда? Это из Ольги Павловны Ильиных.

Е.Х.: Может быть. Но мне не нравится «работа с молодежью». Работа совместно с молодежью, вот так вот.

Ведущий: Работа с молодежью, я имею в виду вместе.

Е.Х.: Не как с объектом, а как с субъектом.

Ведущий: Да, да, именно так. Это твердила мне с детства буквально Ольга Павловна Ильиных. Как-то мне это в мозг впечаталось. А я предлагаю сегодня, знаете, с какой зарисовки начать наш эфир? На канале «Дискавери», на других телеканалах многие видели здоровенных мужиков, как правило, финских, европейских с бензопилами, канадских, да, такие здоровенные у них, такой инструмент классный, крутой. Они валят деревья на скорость, там, и так далее. Нечто подобное, не подобное, не точно такое же, а именно подобное происходит у нас в Перми. Верите, нет? Вот я сначала тоже не верил. Я думал, Евгений лукавит, а на самом деле нет. Евгений, рассказывай, о чем речь.

Е.Х.: Речь идет о конкурсе профессионального мастерства среди молодых рабочих предприятий города Перми. Земляки, ни для никого не секрет, что мы с вами живем в промышленном городе.

Ведущий: Конечно.

Е.Х.: Как бы кому ни хотелось, наша история вся связана с промышленностью. Я думаю, наше будущее тоже будет завязано за высокотехнологичные предприятия. Но, к сожалению, сегодня укомплектованность рабочими кадрами промышленных предприятий, дай бог, достигает 70 процентов. Основная проблема – это непопулярно идти работать в рабочие профессии, в рабочие специальности. Это понимают сегодня очень многие. Понимают руководители предприятий, понимают отраслевые профсоюзы, понимают учреждения, которые готовят сегодня молодых потенциальных рабочих. И в прошлом году вот совместно со всеми, тех, кого я перечислил, мы сели и попробовали обсудить, а как из этой ситуации выходить.

Ведущий: Секунду, я поток сознания прерву. Все равно надо молодому человеку, который видит богатого «белого воротничка», нужно объяснить, что ты своими руками можешь заработать гораздо больше, чем «белый воротничок».

Е.Х.: Конечно, чем менеджер какой-нибудь торговой сети, например. И работа будет гораздо твоя интересней.

Ведущий: Я, когда готовился к эфиру, специально посмотрел разницу, кстати, в зарплатах. Так вот, квалифицированный станочник на «Мотовилихинских заводах» получает 19 тысяч рублей в среднем.

Е.Х.: Это средняя, да.

Ведущий: Менеджер ритейла, то есть, менеджер в торговой сети в ритейле – это значит от грузчика, то, что это раньше называлось, до кладовщика, вот не смейтесь – 12.

Е.Х.: При этом учитывая, что на «Мотовилихинских заводах» есть полный соцпакет, есть фиксированное рабочее время, и так далее, и так далее.

Ведущий: Да, это так. Это в развенчание одного из мифов. Кстати, сразу же хотел уточнить. Говоришь, непопулярна. А тут же я еду по Уральской. И у меня два учебных заведения, да – бывшее ПТУ, колледж сейчас, и тут же техникум Славянова. 1 сентября, да простят меня молодые люди, водители автобусов, водители машин, иначе, как кеглями, их не назвать, потому что их так много. Ну, на самом деле, я имею в виду посещаемость.

Е.Х.: Весь вопрос в том, куда они идут после окончания этих учебных заведений.

Ведущий: А, вот как.

Е.Х.: Видите, в чем дело, да, потому что идти сегодня работать, опять же, рабочим считается непрестижно. Об этом у нас развилась идея реанимировать в городе Перми конкурс профессионального мастерства. Тот был год пробный, год пробного шага. Мы очень переживали, заявятся, не заявятся участники, поддержат ли нас предприятия. По итогам прошлого года без какой-то сильной информационной кампании, просто пригласили участников, мы получили около 70 только человек молодых рабочих, участников, и 25 предприятий города Перми. Причем, есть промышленные крупные предприятия, а есть - небольшие, ну, «Новогор», Завод смазок и СОЖ, в которых тоже есть рабочие профессии и специальности.

Ведущий: 25, сразу же оговоримся, много, мало это?

Е.Х.: Для первого пробного шага это очень хорошая цифра, 25 предприятий, не участников, а предприятий только. Причем, мы пригласили к участию не только молодых рабочих, работающих на предприятиях, но и тех, кто сегодня учится в этих самых учебных заведениях, чтобы они на равных посостязались и посмотрели. А, вообще, в каких условиях и с кем тебе предстоит работать, когда закончишь свой техникум или свое училище. По итогам у нас получились очень интересные результаты. Оказывается, что те, кто сегодня еще только учится на рабочего, имеет там самый маленький разряд, может выполнять работу гораздо квалифицированнее тех, кто уже работает. Были такие прецеденты, когда учащиеся просто обогнали у нас тех, кто уже работает специалистов, молодых рабочих.

Ведущий: В смысле, вот те, которые учатся сейчас?

Е.Х.: Да.

Ведущий: Обгоняют в мастерстве тех, кто работает?

Е.Х.: Да. По некоторым номинациям, по некоторым видам работ они просто обгоняют в качестве. Может быть, еще не забылись навыки, может быть, потому что, там есть и теоретически е занятия, есть и практическая часть, и техника безопасности, и культура труда, организация рабочего места. То есть, комплексная такая оценка выполнялась. Вот получили такой интересный результат. После чего данные были предоставлены у нас на трехстороннюю комиссию города Перми, профсоюзам, работодателям. И глава Перми Игорь Николаевич Шубин выразил четкую протекцию данному конкурсу. После этого ???????? (неразборчиво) постановление главы администрации города Перми о проведении ежегодно данного конкурса. Причем, положение разрабатывал не комитет, положение разрабатывали все заинтересованные лица – и профсоюзы пермские, и совет работающей молодежи, и мнения от предприятий, организаций города Перми. И вот второй год в этом году, вот на той неделе подводили мы итоги, мы провели его уже полноценный такой легитимный конкурс профессионального мастерства среди рабочих.

Ведущий: В ICQ пишут: «Это показуха». Вот я просто попытался тон передать.

Е.Х.: Это надо спросить у того, кто в этом участвовал. Вот, когда вчера на уровне города говорили молодому человеку, там, 22 года, что ты лучший токарь в городе, я думаю, для него это показухой не было.

Ведущий: Я понял, о каком конкурсе идет речь. Я смотрел по телевидению по каким-то новостям я видел этот сюжет по молодежному профмастерству, так вот их тестировали, по-моему, на 62-х станках. Это прадедушка у меня работал на таких.

Е.Х.: Вы ошибаетесь. Может быть, вы видели не тот конкурс. Весь конкурс проходил на базе профессионального лицея № 1. Это учреждение, которому, кстати, в этом году исполнилось 100 лет. Учреждение 100 лет готовит профессиональных рабочих. Это то учреждение, которое по конкурсу Нацпроект образования ??????? (неразборчиво) оснащение суперсовременного стенда для молодых рабочих. Стенд по станкам с ЧПУ, стенд по электромонтажникам, по токарям. Вот если бы вы видели картинку в действительности, это современный, чистый зал, где стоят современные компьютеры, где стоят современные стенды электромонтажников, современный чистый новый инструмент. Никакой там показухи и никакого там, не знаю, отнесения к 60-м годам, там нету. Там, действительно, очень современный, очень качественный…

Ведущий: Нет, 62 – это маркировка токарного станка.

Е.Х.: Понятно.

Ведущий: Да, на самом деле я провоцирую. Опять же в ICQ опережают телефонные звонки. Как финансирует эту работу бюджет? Раз есть принципиальное решение главы города, как участвует…

Е.Х.: Вот смотрите. Есть принципиальное решение города о том, что конкурсу быть, и есть принципиальная позиция всех участников. Финансирование осуществляет комитет по молодежной политике. Пермские профсоюзы, работодатели тем, что платят взносы за свои участников, за тех, кто принимает участие в конкурсе. Есть призы от средств массовой информации. Есть призы от промышленных предприятий. То есть, бюджет очень сложный. И при бюджете комитета на конкурс 50 тысяч рублей на городской конкурс общий суммарно составляет порядка 300 тысяч рублей. Это получается 250 тысяч внебюджетных средств на этот конкурс привлечено.

Ведущий: Ну, это очень даже неплохо.

Е.Х.: Соотношение-то хорошее. Но мы считаем для того, чтобы провести конкурс на высоком уровне, чтоб он был по значимости не меньше, чем один из фестивалей в 59-м регионе, этого, конечно мало.

Ведущий: Ну, в три раза.

Е.Х.: Да. Потому что есть задумки и именной знак отличия, что ты лучший рабочий города Перми, то есть, придать статус более высокий. Мы считаем, что, конечно же, и материальная мотивация должна быть тоже на определенном уровне.

Ведущий: Конечно.

Е.Х.: Потому что, ну, получали там 2-3 тысячи, главный приз был, если говорить про финансовую составляющую, это не самый большой приз. Но, тем не менее, моральная составляющая здесь очень высокая в этом конкурсе.

Ведущий: Ну, естественно, я согласен абсолютно, что молодежь стимулировать финансово нужно обязательно.

Е.Х.: В том числе, и финансово. Но вот смотрите. Это же конкурс с такой вторичной волной. Если в прошлом году отправляли на конкурс многие предприятия просто так вот. Вася, именно ты пойдешь защищать честь предприятия. То в этом году мы сказали – ребята, давайте вы у себя на предприятиях проведете внутренний конкурс, а лучшего уже направите. Потому что вам ????????? (неразборчиво) наравне, и вам хочется представить лицо предприятия в лучшем свете. И получилась целая волна. А что такое конкурс профмастерства на предприятии? Это значит, что по итогам этого конкурса какие-то рабочие получают повышение квалификации, добавку к заработной плате своей. То есть, вот это тоже нужно учитывать.

Ведущий: Раз профсоюзы участвуют и предприятия лично, почему бы не возродить? Это вот действительно из советского прошлого. Вот за эфиром мы с тобой говорили об этом.

Е.Х.: Советское прошлое. И тут нет никакой показухи и нет никакого силового влияния. Мы никого туда, условно говоря, за уши не тянули. Видя, как горят глаза у директоров по персоналу, мы понимает, что ту штука очень нужна.

Ведущий: Они на каждом углу, да, именно руководства, отделов по персоналу.

Е.Х.: Они к нам не идут. Нам нужно ???????? (неразборчиво).

Ведущий: Они же плачут буквально от этого. От того, что просто не хватает кадров.

Е.Х.: Да. Мы получаем очередной раз самореализацию молодежи в городе Перми.

Ведущий: Евгений, вот знаешь, я лично смотрел только один конкурс подобного рода. Когда соревновались сварщики. Это виртуозы. Ну, на самом деле.

Е.Х.: Да, это искусство, на самом деле.

Ведущий: Выполняли такие хирургически точные вещи, что просто даже непрофессиональным взглядом понятно, что это очень сложно. Что-то было подобное? Или тебя лично что-то потрясло? Е.Х.: Конкурс токарей, когда из куска болванки вытачивают такие ажурные вещи, которые, не знаю, даже только можно, наверно, на компьютере представить трехмерные модели. Это человек не только видит и читает чертеж, он себе в голове представляет конечный вариант того, что он получит. А это говорю, еще раз повторяю, такая сложная деталь, которая человека без какого-то пространственного, образного мышления, без какого-то, может быть, даже творческого подхода к своей работе просто не получить. И мы видим, когда горят глаза у пацана 22-х-летнего, когда он стоит за станком, управляет, это просто картинка, просто вот, как дирижер управляет оркестром, также он управляет станком. Стереотип-то, что сегодня рабочий это такой человек в засаленной, замусленной робе в черной – это неправильный стереотип. Сегодня рабочий, как правило, тот, кто управляет высокотехнологическим станком, который, по сути, представляет из себя большой компьютер и манипулятор на сегодняшний день. И работать за ним это одно удовольствие. Рабочий в белом халате сегодня. Я вот имею опыт работы на промышленном предприятии. Вот у меня в отделе в цехе из четырех рабочих в подчинении двое были с высшим образованием. Это нормально, потому что требования, предъявляемые сегодня к рабочим, это очень высокие требования.

Ведущий: Вот я и хотел к твоему прошлому вернуться. Помню о том, что ты тоже знаешь, что такое промышленность как таковая уже в реальности.

Е.Х.: Я считаю это самыми счастливыми годами своей трудовой деятельности.

Ведущий: Вот смотри, насколько легко не кадровикам, а уже в процессе, да, изготовления продукта работать с молодыми кадрами. Вот все говорят о том, что предприятие в целом не готово брать молодежь, да, хотя это не так, как мне сначала… как называется у нас, биржа труда рассказывает о том, что заинтересовано. Теперь говоришь ты. Я же точно знаю, что молодежь-то не очень охотно и берут в том числе. им хочется опытных. Ну, вот, хотелка-то…

Е.Х.: Ну, к сожалению, есть такая, да. И есть еще ожидания самого молодого человека от того, куда он приходит. Хочется прийти сразу же в чистый, светлый кабинет, сидеть там 8 часов и получать за 30 тысяч рублей. Вот этот конкурс, в том числе, и говорит о том, что, если ты хочешь достичь каких-то результатов, ты должен в первую очередь хорошо поработать и руками, и головой, в том числе. Нельзя получить все сразу же, не имея опыта работы и образование на сегодняшний день, да.

Ведущий: Конечно.

Е.Х.: И одна из воспитательных частей этого конкурса, в том числе, и для тех, кто сегодня учится в учебных заведениях, и принимают участие в этом конкурсе. Мы говорим, что, ребят, ты можешь быть оценен на своем предприятии, ты можешь хорошо зарабатывать. Но для этого ты должен хорошо закончить свое учебное заведение, вот сейчас рекомендовать себя на этом этапе, прийти на работу. У тебя будет нормальная, карьерная перспектива, твоя карьерная линия, там, 3-го разряда, и так далее, выше и выше. Но ты будешь гарантированно обеспечен и заработной платой, ну, и интересным местом работы.

Ведущий: Вот самое главное, мне кажется, в этом случае интересное место работы. Нужно ж как-то пробуждать интерес.

Е.Х.: Интерес… Вот как его можно пробудить, если самому не поработать, например, на заводе или в цехе. То есть, бесполезно рассказывать. Надо молодого человека выводить.

Ведущий: Не согласен. Как родитель, вот не соглашусь. Ребенку интересно то, что он видит. Честное слово.

Е.Х.: Так в том-то и дело, поэтому надо показывать ему лучшую сторону в жизни города.

Ведущий: Каким образом?

Е.Х.: Через те же самые организации экскурсий. У нас есть подшефные организации, школы у советов молодежи, которые выводят к себе на предприятия и показывают. Вот это, ребята, двигатель ПС-90, который поднимает в воздух несколько сотен человек, в том числе, и первое лицо нашего государства. Интересно работать над его созданием? Я думаю, что ???????? (неразборчиво) скажут, что нет.

Ведущий: Это очень красивый пример. Потому что, да, я тоже помню этот цех. Особенно мне понравился цех, который производит мотоблоки. Там вообще классно.

Е.Х.: Там его и заведут, и вы можете и потарахтеть на нем, поездить.

Ведущий: А я напомню тебе снова «Мотовилихинские заводы» и какой-нибудь цех, ну, бывший 13-й. Инструменталка. Крепежный. Представляешь, да? Шумный металлический ангар, в котором много станков, потрясающий вот коэффициент шума, текущая эмульсия охлаждающая по полу…

Е.Х.: Соответствующий запах.

Ведущий: …запахи. Как тут привлечешь?

Е.Х.: Ну, есть, конечно, и такие варианты. Но тут уже должно и предприятие понимать. Для того, чтобы создать условия, надо, конечно, и постараться ,там, да. И оснащать базу, и создавать определенного рода условия труда.

Ведущий: Помогу тебе немножко. Начальник 13-го цеха лет 15 назад нашел очень хороший выход, я расскажу о нем чуть позже. У нас есть телефонный звонок. Слушаем вас. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Бессонов Алексей Борисович. Я хочу поблагодарить вашего гостя. Все правильно. Нам нужно возрождать заново соцсоревнование. Японцы всю методику соцсоревнования у нас содрали.

Ведущий: Алексей Борисович, а как молодому человеку объяснить, что это престижно? Как?

Слушатель: Должны прийти другие лидеры.

Ведущий: Спасибо, Алексей Борисович. Так вот, он нашел совершенно потрясающий выход. Когда приходили вот эти экскурсии, школьные гости…

Е.Х.: С горящими глазами дети.

Ведущий: Дети, да, им же нужно похулиганить. Он давал им похулиганить. Запросто. Он показывал, как делают шипы для автомобилей. Он давал готовую продукцию. Причем, очень сложный, допустим, болт с тремя, с четырьмя резьбами. И столько же гаек на нем. Это все сделано в этом цеху. Слушаем вас. Алло. У нас еще один телефонный звонок.

Слушатель: Евгений, добрый день. Илья позвонил. Помните 65 школу, да.

Е.Х.: Да, Илья Павлович, помню.

Слушатель: Для тех, кто не знает, просто я обращался с просьбой ???????? (неразборчиво) у нас помощи мало было. И вот Евгений мне помог как раз пор благоустройству двора. Спасибо. Все сделали. И забор, и оснащение, и все там классно.

Ведущий: Отлично. Это, помнишь, возвращаясь к нашему разговору.

Е.Х.: Я знаю. Я ездил в 65-ю школу…

Ведущий: Спортивных площадках. Спасибо. Очень приятно.

Е.Х.: Тут надо отдать должное. Не мы помогли. Помог департамент образования. Попросили соответствующим образом. То есть, комплексная работа была.

Ведущий: Исторический факт. Вот вам реальная работа. Очень, конечно, приятно. Так вот. После этого я пришел в этот цех, потому что у нас был инструментальный… после трудов, уже забыл, как….

Е.Х.: Факультатив это был?

Ведущий: Да. И я пришел в этот цех поработать. Я первый раз не поехал вожатым, а пошел в цех. Слушаем вас. Алло.

Слушатель: Алло. Здравствуйте , Олег. Здравствуйте, Евгений. Меня зовут Константин. Я из Краснокамска звоню вам. Я хотел немножко изменить тему разговора. И хотел спросить по программе «Молодая семья». Вы занимаетесь ей?

Ведущий: Давайте, вы дослушаете до конца этот эфир. И я надеюсь, Евгений на вопрос прошлого эфира все-таки попытается ответить. Да, мы вернемся обязательно к этому вопросу. А я задам провокационный вопрос, который пришел по ICQ. «А как быть с тем, что самые большие задолженности по зарплате в промышленности?» Откуда такая информация?

Е.Х.: Есть. Не самые большие, но, тем не менее, наверно, таковое есть. Вот как быть? Я не знаю, как быть. Работать с предприятиями, с организациями. Есть же почему-то причины на это дело.

Ведущий: То есть, предприятие одновременно хочет, чтобы у них работали молодые люди. Молодые люди хотят зарабатывать денег. А денег нет.

Е.Х.: Да. Ну, желание того, чтобы на предприятиях работали активные молодые люд , это правильное желание. И сегодня вот мы со своей позиции можем только лишь отвечать за то, чтобы привлечь молодых людей там. Если у предприятия есть какие-то финансовые трудности, почему не выплачивают заработную плату, или другие причины. Но, к сожалению, мы вот этим конкурсом это не решим . Надо честно смотреть друг другу в глаза.

Ведущий: Конечно, согласен. По рабочим специальностям понятно. И, в принципе, вот мне, честно сказать, отрадно.

Е.Х.: Ну, еще можно добавить то, что победители прошлого года конкурса профмастерства у нас в этом году съездили в город-побратим Дуйсбург на международный конкурс профмастерства.

Ведущий: Это мы возвращаемся к самому началу эфира. К мужикам со здоровенными бензопилами.

Е.Х.: Да, да, да. И они защищали честь города Перми в Дуйсбурге с англичанами, там французы были, и так далее, и так далее. И забегу немного вперед, приоткрою тайну. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы проводить этот конкурс международный у нас в Перми уже на одном из промышленных предприятий.

Ведущий: Я только хотел спросить. А может у нас такое шоу с приглашением «Дискавери», «Би-Би-Сишников».

Е.Х.: Они увидели наших рабочих. Наши рабочие заметно отличаются от европейских. Если у европейских больше присутствует такое творчество, то у нас такой прагматизм, четко выполнение задания.

Ведущий: Техзадания.

Е.Х.: Техзадания, да. Им это очень понравилось. И они хотят посмотреть, как это все делается у нас.

Ведущий: Я пошучу немножко некорректно. Может, это леность наша.

Е.Х.: Да не знаю. Может быть, все-таки, это дисциплина. Вот мне сказали, что наши рабочие более дисциплинированные, чем европейские.

Ведущий: Понятно. Вот по ICQ все еще спрашивают про зарплату. Ну, комитет по молодежной политике не может влиять на частные предприятия, честное слово. ЗАО. Как может комитет по молодежной политике влиять на ЗАО?

Е.Х.: Наверно, я даже не представляю опосредованного как-то влияния. Письмо написать, или что.

Ведущий: Я почему-то убежден, что никак. Так вот, есть огромная пропасть. Тоже по ICQ. К сожалению, я не могу прочитать, как подписывается человек. «А какие меры предусматриваются комитетом для сокращения культурной пропасти между молодыми «интеллигентами» (в кавычках» и «детьми рабочих кварталов», «тоже в кавычках»?

Е.Х.: Расставлением приоритетов. Вот вы не увидите в наших проектах ни одного такого гламурного как бы, в кавычках, конкурса для каких-то, там, золотой молодежи. Мы четко понимаем проблемы нашего города сегодня. Если у нас основное налоговое поступление идет, в том числе, с промышленных предприятий, которые формируют эти молодые рабочие, значит, надо давать приоритеты именно вот этим рабочим.

Ведущий: У нас есть телефонный звонок еще один. Слушаем вас.

Слушатель: Добрый день. Потрясающую тему подняли. Как ??????? (неразборчиво) взрослые люди понимают, что количество выпускников, идущие в вузы, оно приводит к пропасти в стране. Мне кажется один человек в департаменте образования с презентацией на родительском собрании и анализом перспективы безработных юристов, экономистов, которых явное перепроизводство, то есть, до родителей доведет понимание, на что надо ориентировать детей.

Ведущий: Именно через родителей? Каким образом?

Слушатель: Обязательно.

Ведущий: Извините, как вас зовут, скажите, пожалуйста.

Слушатель: Борис.

Ведущий: Борис, а как я должен объяснить ребенку, что шумный цех, физический труд гораздо привлекательнее,…

Слушатель: Безработицы юриста.

Ведущий: Да нет. Необязательно. Какого-нибудь интеллектуального труда.

Слушатель: Только деньги. То есть, перспектива зарабатывания денег намного окупает шумовые нагрузки. Все это лучше быть в шумном цеху, чем безработным на бирже.

Ведущий: Согласен.

Е.Х.: Я полностью поддерживаю. И даже, может быть, не просто работник департамента образования объяснит собранию. Это должна быть система профориентации, как она была в школе вот в те времена, когда учились мы с вам, Олег, например. К нам приходили и рассказывали, какие промышленные предприятия есть в нашем городе Перми, чем они занимаются, какие виды профессий, чем они важны для твоего города. Вот если ты пойдешь на предприятие, ты внесешь вклад в будущее развитие своего города.

Ведущий: Да, и попробуй не пойти. Причем, нас протащили по всем предприятиям. Я был на всех крупных заводах в Перми.

Е.Х.: И это вам помешало или помогло?

Ведущий: Да нет, помогло, конечно. Я город лучше знаю, как минимум.

Е.Х.: В том-то и дело. Моя первая профессия – это рабочая профессия. Мастер в столярно-мебельном производстве. Я ничуть не жалею, что я умею руками собирать корпусную мебель. Абсолютно. Это моя компетенция. Мой вклад в мое будущее.

Ведущий: Знаешь, у меня тут с 14-летним сыном произошел такой разговор. Сын, подай мне лом.

Е.Х.: Что такое лом?

Ведущий: Что такое лом?

Е.Х.: Так это же страшно, на самом деле.

Ведущий: Вот я хлопал глазами очень долго и улыбался. Есть ведь не только для рабочих специальностей программы. И мне очень хочется о них поговорить. Следующий кусок, огромный пласт вашей работы - это работа с дипломами, с ребятами, которые сдают дипломы.

Е.Х.: Со студентами. Ну, это на самом деле продолжение темы, в том числе и конкурса профмастерства. Это все из одной темы. Это создание условий для вливания в экономику нашего города.

Ведущий: Причем, это как бы серьезно. Вот тоже за эфиром заданный вопрос, помнишь, да. Ты не лукавишь?

Е.Х.: Нет, я не лукавлю. Мы в этом году реанимировали конкурс дипломных работ студентов высших и средних учебных заведений нашего города Перми. Причем, номинации выстроены таким образом, чтобы определить практичность применения данных работ к конкретному нашему городу Перми. И в этом году мы впервые ввели, так называемые номинации, публичная защита. Вот сейчас я пришел сюда, как раз публичная защита второй день идет. Номинация «Социальная сфера», где присутствуют дипломники, которые рассказывают, а как можно применить их потенциал, их работу в городе Перми.

Ведущий: Сразу же пример.

Е.Х.: Ну, вот я даже взял с собой. Первый участник. «Педагогическое просвещение родителей через средства массовой информации с целью развития воспитательного потенциала семьи в современных условиях».

Ведущий: Ничего нового не услышал.

Е.Х.: Надо смотреть работу, потому что средства массовой информации это, в том числе, и Интернет. Как сегодня, например, родителю вести себя по отношению к Интернету. Запрещать пользоваться, разрешать пользоваться, в каких условиях, каким образом ограничивать, как создать условия, чтобы ребенок в Интернете получал позитивные информации, а не негативные. Архи важная, архи сложная тема разбираться. Е е вполне можно брать и применять в каких-то педагогических условиях, в том числе, и в образовательных учреждениях нашего города Перми.

Ведущий: Мы говорим сейчас о профессиональной занятости молодежи, о будущем молодежи. Мне сразу же задают этот вопрос. «Моему сыну исполняется скоро 14 лет. Затрудняется в профориентации». Мы очень подробно говорили об этом в прошлом эфире с Евгением. Я вас отправлю просто напросто на сайт molot.perm.ru. Все, что Евгений может ответить на этот счет, там на этом сайте есть. А если и нету, то там есть контакты, по которым вы можете позвонить.

Е.Х.: Есть телефон. Вы можете позвонить.

Ведущий: Да, и вас проконсультируют. Мы не будем просто очень долго останавливаться на этом. Продолжим говорить о дипломных работах и их применении не практике именно в Перми и в нашей жизни, как я понимаю. Честно сказать, меня это немножко напрягает, потому что я, как большинство работодателей, не доверяю молодым людям.

Е.Х.: А почему не доверяете?

Ведущий: Опыта у них маловато. Вероятность ошибки очень велика.

Е.Х.: Вероятность ошибка, да. Но те идеи, которые приносит молодой человек вместе с собой, они тоже ведь стоят очень многого.

Ведущий: Может быть, просто я нетерпелив.

Е.Х.: Может быть. Но при грамотной организации, например, производственного процесса, особенно, как делается на промышленных предприятиях, когда к молодому человеку приставляется наставник, когда к горящим глазам еще зоркое око наставника, получается синергетический эффект, который покрывает все риски и все опасения…

Ведущий: Ну, да, у наставника получается четыре руки, четыре ноги и полторы головы.

Е.Х.: Полторы головы, да. Это очень важно. Если сделать немножко зигзаг в сторону про важность наставничества. В ноябре этого года мы проводим конкурс «Наставник города Перми» совместно с предприятиями «Пермских моторов», «Авиадвигатель». Тоже очень важные, интересные темы, и востребованные предприятиями, вопрос о том, как нивелировать риски от принятия неопытного молодого специалиста.

Ведущий: На этот счет я напомню один из наших эфиров. Также программа «На нейтральной полосе», когда мы говорили со службой занятости населения, где очень подробно было рассказано, какую пользу получают наставники от своей работы с молодежью. Это очень большой стимул финансовый, как минимум.

Е.Х.: От предприятия, да, потому что предприятие заинтересовано. У нас основная проблема, не только на предприятиях, везде, это отсутствие механизма передачи компетенции. На предприятиях, в управлении, везде. И предприятие заинтересовано, готово платить этому человеку для того, чтобы он часть опыта отдал. И объяснить ему, что он тебя не подсиживает, а ты просто передаешь опыт для того, чтобы и тебе было легче работать, и человек легче вольется в коллектив.

Ведущий: Вот подтверждают наши слова. «Наставничество, как институт, ушел в небытие».

Е.Х.: Абсолютно верно.

Ведущий: «И эту нагрузку мало, кто готов на себя брать». Но, опять же, я отвечу, потому что еще не знают люди, видимо, не понимают, какие плюсы можно иметь от наставничества. Половина от оклада – это я вам скажу немало.

Е.Х.: Многие предприятия платят гораздо больше. Там есть и к отпускам добавка, и так далее, и так далее. На разных предприятиях разные есть программы по поощрению наставничества. Но то, что это востребовано на сегодняшний день, никто не будет отрицать. ???????? (неразборчиво) делается не только на предприятии. Это общая проблема – отсутствие механизма передачи компетенции. Я вас уверяю, что в администрации города тоже есть такая проблема.

Ведущий: Поверьте, даже в средствах массовой информации есть такая проблема.

Е.Х.: Везде, везде. Эта штука есть везде. И в школах, и в больницах, и так далее, и так далее. Это общая комплексная проблема, которая, вот по моим прогнозам, не знаю, насколько они экспертны, через пять лет будет просто катастрофический разрыв между теми, кто что-то хочет делать там, да, и теми, кто уже не может передать им компетенции, потому что их уже нет на рабочих местах.

Ведущий: К дипломным работам хочется вернуться. Евгений, ты сказал о том, что есть дипломная работа, посвященная контролю дорожного полотна.

Е.Х.: Вчера, да, я смотрел, очень интересно. Да просто одна из работ по системе контроля. Я не помню, конечно, дипломанта, кто представлял. Это выпускник «Политеха» «Автодора». Очень интересно разработан автодорожный комплекс по контролю покрытий. Причем, и вибронагрузку, и все возможные остальные нагрузки. Причем, данный комплекс позволяет выдать рекомендации о том, какой вообще машинопоток может выдерживать данная автомобильная дорога, и какого класса машины может выдерживать, и сколько он прослужит, если каким-то образом организовать дорожное движение на данном участке. Причем, есть даже практическое применение на дороге Пермь-Гайва, конкретные результаты приведены, сколько она прослужит, если ничего не менять там, и сколько прослужит, если грамотно организовать машинный поток. Очень интересно. Но, к сожалению, на дипломных работах не присутствовали те, кто принимает решение о том, каким образом…

Ведущий: Я догадываюсь. Департамент дорог и транспорта.

Е.Х.: Ну, не присутствовали, да. Хотя приглашали всех заинтересованных.

Ведущий: Евгений, а реально сделать так, чтобы эта работа не ушла под сукно? У нас есть специалисты. Михаил Якимов тот же.

Е.Х.: В любом случае мы эту работу направим и в департамент дорог. Мы хотим выложить все работы, которые прошли, публичную защиту проходят, на сайте molot.perm.ru по всем направлениям. Там шесть направлений – экономика, социальная сфера, дорожное хозяйство, и так далее, и так далее. Нам бы очень хотелось, чтобы эта работа не ушла в небытие, потому что колоссальный труд. Я понимаю, что он очень полезный для нашего города этот труд.

Ведущий: Вот вы, комитет, в состоянии, как сказать, актуализировать некоторые из этих проектов вне конкурса? Отложить их. И когда конкурс пройдет, просто напросто заняться ими…

Е.Х.: Это наша задача.

Ведущий: … и предложить. Вот не только с победителями. Наверняка же есть те, которые, действительно, не победят. Четвертое, пятое место, тоже может быть неплохо.

Е.Х.: Нет, идея, да, хорошая. Кто-то победит, а кто-то нет, на самом деле, мы оставляем за собой право и ответственность адресно эти работы разослать потенциальным интересантам.

Ведущий: Ну, вот мне нравится второе слово - ответственность. Это очень интересно. Я серьезно скажу. Люди нашего поколения прекрасно помнят, как начал работать райком комсомола. Он, действительно, делал то же самое. Из этого выросли, правду скажу, крупные предприятия. Именно из проектов молодежных, потому что была система. Вспомните то же становление МЖК.

Е.Х.: Да, да. У нас очень многие информационные проекты, которые реализуются в городе, это выходцы из той же самой школы ??????? (неразборчиво).

Ведущий: Ну, извините. Одной из крупнейших газет была. Именно молодежной, делалась она для молодежи. Сейчас, к сожалению, такого нет. А какова мотивация тех, кто пишет дипломы по рабочим специальностям? Идти дальше?

Е.Х.: Нет. Диплом и рабочая специальность – это немножко разные вещи. Там все-таки научные работы. Мотивация – это применить. Это возможность, во-первых. Мы, еще раз говорю, ввели публичную защиту перед потенциальным работодателем. Это возможность заявить перед работодателем, что я понимаю эту проблему, я вижу, как ее можно решить, возьмите меня, там, да. Нормальное предложение в рынке труда. А второе, это все-таки признание своей значимости на уровне города. Потому что у нас эксперты сегодня социальную сферу оценивает председатель комитета по соцполитике Пермской городской думы Грибанов. То есть, у нас очень представительное жюри. И это тоже, в том числе, моральная мотивация участников. То есть, показать, что твоя работа, да, востребована и признана на уровне города. Вопрос реализации - самый острый вопрос.

Ведущий: Да, мне очень хочется поговорить о том, как работодатели на это идут.

Е.Х.: Ну, скажем так, это первый год, когда мы публичную делали защиту. Работодатели идут очень неохотно.

Ведущий: Осторожно или неохотно?

Е.Х.: Осторожно и неохотно. Мы отчасти понимаем, почему, потому что мы шли не от запросов самих работодателей, а от каких-то типовых сложившихся направлений – социальная сфера, экономическая, и так далее, и так далее. Нам говорит, например, фармпредставитель отрасли, нам нужно вот такие темы в фармакологии. Мы поняли, что в следующий год там нужно делать идти от заказа, от заказа работодателей. Нам нужны «айтишники», нам нужны нормальные проекты в сфере IT. Хорошо. Не получилось так, мы пойдем от заказа предприятия, от заказа организации. Чтобы и молодой человек понял, да, какие есть сегодня ниши на рынке труда незанятые, и работодатель мог найти себе качественного сотрудника.

Ведущий: Евгений, родилась, наверно, у вас давно идея . или это мне сейчас в голову пришло, что для такого проекта нужен грантово-венчурный фонд?

Е.Х.: Это у нас в задумках есть грантово-венчурный фонд. Единственное что, опять же, грантодатели очень, очень неохотно идут и вкладываются вот в такие…

Ведущий: Ради бога, пусть это будет венчурная часть.

Е.Х.: Да, да.

Ведущий: А грантовую пусть берет на себя администрация, допустим, с тем же Минрегионразвития. Почему бы нет?

Е.Х.: Да. Это еще один из ????????? (неразборчиво) реализации этого конкурса. На будущее мы ???????? (неразборчиво). В любом случае все эти вот конкурсы профмастерства и дипломных работ – это не плод нашей фантазии, комитета. Это труд всех субъектов, да. И высших учебных заведений, администрации и самих участников. Мы после каждого конкурса подобного собираемся и фиксируем, что получилось, а что нет. И что надо сделать на следующем в будущем.

Ведущий: Раскрою небольшой пиар секрет. Все знают прекрасно программу государственную, да, президентскую программу по энергоэффективности. А вы знаете, откуда эта программа взялась? Из МГУ. От третьекурсников.

Е.Х.: То есть, это конкретное приложение…

Ведущий: Это конкретное применение идеи, пришедшей от молодежи.

Е.Х.: Ну, здорово, если это, действительно, так.

Ведущий: Это, действительно так. Е.Х: Это, хороший пиар. Это можно приводить в пример, что, ребята, ваша программа - это проект федерального уровня.

Ведущий: Я просто начал специально, вот когда готовился, реализация молодежных проектов. Первый проект был то, что двигает президент – энергоэффективность.

Е.Х.: В этом проекте очень много здравого смысла.

Ведущий: Я не говорю про лампы отдельно. Я говорю про энергоэффективность вообще. Про экономию, вот говорят, про офисную, да, экономию, и так далее. Потрясающий проект на самом деле.

Е.Х.: Потрясающий. Мы понимаем по бюджетным учреждениям, что это может дать экономию колоссальную. В том числе и в социальной сфере.

Ведущий: Хочется немножко молодежь на землю опустить нашим разговором, а то мы в облака влетели. Контроль дорожного полотна совершенно реальная штука. Мне очень понравилось, очень хочется посмотреть на это. А в облаках многие летают?

Е.Х.: К сожалению, да. И это, опять же, тенденция разрыва между тем, зачем ты учишься, и что тебя ждет в реальной жизни. Вот это общая тенденция показана. Сегодня ты написал работу, пришел работать на предприятие, и забыл, эту работу в сторону забросил. То есть, у нас, к сожалению, очень малая есть связка между ожиданиями работодателей и то, что представляют студенты на сегодняшний день.

Ведущий: На этом мы завершаем. У меня в гостях был Евгений Хузин, глава комитета по молодежной политике. Я, Олег Коневских, с вами прощаюсь.


Обсуждение
80086
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.