Верхний баннер
01:35 | ВТОРНИК | 07 МАЯ 2024

$ 91.31 € 98.47

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 28 декабря 2010

Результаты проверок пермских школ.

Ведущий: День добрый. Олег Коневских в студии. Дневной эфир на пермском «Эхе». И мы выполняем сегодня обещание, данное еще осенью. В гостях у нас Галина Васильевна Гутник, начальник инспекции по контролю и надзору за учреждениями образования в Пермском крае. Здравствуйте, Галина Васильевна.

Галина Гутник: Добрый день.

Ведущий: Мы будем говорить о том, что в Пермском крае прошла, прямо скажем, масштабная проверка образовательных учреждений. Причем, еще до эфира мы договорились оговориться специально, напомнить вам, что учреждения образования это не только школы. Это и детские сады, это учреждения дополнительного образования, это часть средних учебных заведений и часть высших учебных заведений. Помимо федеральных и сугубо… или сугубо муниципальные вы тоже контролируете?

Г.Г.: Тоже контролируем.

Ведущий: То есть, тема очень широкая. И начнем мы с обычного вопроса, Галина Васильевна. Чем вызвана была проверка столь масштабная? И каковы были ее масштабы? Я думаю, что стоит рассказать слушателям.

Г.Г.: Ну, 1071 проверка, наверное, говорит о том, что она масштабная, с одной стороны. Но, с другой стороны, она никакая не масштабная.

Ведущий: 1071 по Пермскому краю.

Г.Г.: Да. Но, с другой стороны, она не масштабная, она плановая, потому как полтора года существует инспекция. Нам переданы соответствующие полномочия по контролю и надзору. И, выполняя эти полномочия, строго, подчеркиваю, в рамках закона мы проверяем образовательные учреждения, как вы уже сказали, различных типов.

Ведущий: Вот в сферу деятельности именно инспекции Рособрнадзора входит проверка чего?

Г.Г.: Входит проверка всех типов образовательных учреждений на территории субъекта федерации, кроме федеральных. А направления проверки, они оговорены специальным законом. То есть, соблюдение лицензионных требований.

Ведущий: Это огромный список, сразу же оговоримся.

Г.Г.: Это огромный список. Это около 3 тысяч учреждений.

Ведущий: Вплоть до состояния туалетов.

Г.Г.: Не совсем так. Мы выдаем лицензию, когда и состояние туалетов уже подтверждено другими надзорными органами. Но ясно, что мы в теме. Итак, лицензионные требования. Это контроль качества образования, которое в каждом типе свое, да, в детском саду свое, в училище свое. И это новая, вообще-то, функция для системы образования - это контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере образования. Вот такие три полномочия. И сейчас, я ниже потом скажу еще одно нам передано, в поле зрения.

Ведущий: Сразу же оговорюсь. С надзором все понятно. Есть законы, есть нормативные акты, которые нужно исполнять. Тут вот никаких вопросов не возникает. Возникает вопрос в другой части вашей вывески – контроль. Что в него включается? Вот мы прошлый раз пошли по конкретным проверкам…

Г.Г.: По ЕГЭ мы говорили.

Ведущий: Да, и не углублялись в это. Сейчас у нас есть немножко времени. Мы можем это расшифровать.

Г.Г.: Ну, я уже сказала, что входит в контроль – это соблюдение тех условий, которые нормативно закреплены. И если говорить о качестве образования, то давайте расшифруем, что значит контроль качества образования, допустим, в детском саду. В детском саду есть специальная программа развития ребенка. Не обучение, а развитие ребенка.

Ведущий: Ну, это аналог школьный, школьного учебного плана.

Г.Г.: Ну, будем считать так, но с учетом возраста дошкольников, и задачи там другие, развивающие. Так вот мы контролируем, насколько эта программа выполняется по тем параметрам, по которым, в общем-то, она должна выполняться в соответствии с федеральными требованиями. Например, какого речевое развитие, насколько они подготовлены к эмоциональному восприятию мира, к общению друг с другом, в конце концов, к обучению впоследствии в школе. Но мы не детей меряем, простите, за такое слово. Да, это было бы вульгарно и непрофессионально.

Ведущий: Вот я и хотел спросить методика проверки.

Г.Г.: Эти измерения должны специалисты осуществлять, то есть, воспитатели, специально подготовленные, через наблюдения за детьми, через общение с ними. А мы анализируем, насколько профессионально делают это воспитатели.

Ведущий: По сводному анализу многое можно сказать?

Г.Г.: Не только по поводу вот анализа выполнения программ. Вы знаете, что есть такая процедура, как государственная аккредитация. Это когда комиссия выходит в учреждения и анализирует все – и кадры, и условия, и игротеки, и среду, и психологический климат и так далее. Так вот посмотрите, у вас предварительно был ко мне вопрос, как мы качество оцениваем.

Ведущий: А у нас это вечная тема. Вот третий эфир, и третий раз мы об этом говорим.

Г.Г.: Да. Коли мы заговорили о детских садах, вот как качество в детских садах оценить? Вот по итогам аккредитации в этом году 206 детских садов у нас аккредитованы и 196 подтвердили повышенный уровень реализации программ по показателям.

Ведущий: Ну, вот, смотрите, с точки зрения родителя я буду судить как. 1 сентября ребенок пошел, не выговаривая букву «р», 1 января он эту букву «р» начал выговаривать.

Г.Г.: И что?

Ведущий: Я буду судить. Это вот один из показателей.

Г.Г.: А почему 1 сентября? Мы о детском саде говорим.

Ведущий: Да. Я, например. Неважно. Совершенно без привязки к датам. Просто я взял три месяца. Даже четыре получается. Буду судить о том, что он у меня не сбросил в весе, что он растет, что он не забитый, не затюканный возвращается из детского сада, что у него появились навыки чтения, счета. Навыки, не знания, а навыки. Это правильно говорить, наверно, да, когда о детском саде речь. Еще по ряду вот таких показателей, которые для меня очевидны. Вы же работаете с цифрами. Я с трудом представляю – открываем, и там видим цифры.

Г.Г.: Мне очень нравится эта постановка вопроса, вот почему. Вы со мной говорите, как с государственным служащим, как с чиновником, который по строго заданным параметрам меряет. И я обязана, собственно, устанавливать – соответствует, не соответствует требованиям. Но это часть оценки. А ведь вы совершенно правы. Есть оценка потребителя услуг, оценка самих родителей. И очень важно, чтобы наша формализованная оценка дополнялась вашей эмоциональной, на уровне - нравится, не нравится, комфортно, некомфортно. И вот тогда создается целостное представление. И вы меня спросите – а владеем ли мы вот этой информацией, есть ли у нас целостное представление…

Ведущий: И откуда вы ее получаете.

Г.Г.: И откуда мы ее получаем. Прекрасно. Так вот в ходе государственной аккредитации в комиссии мы включаем представителей попечительских советов, родительских комитетов образовательных учреждений. И по детским садам, вот я скажу, из года в год идет вот 94 процента ???????? (неразборчиво).

Ведущий: Из проверки в проверку. Я просто оговорюсь. Галина Васильевна просто запамятовала. Я вам напомню. Летом мы встречались с Галиной Васильевной буквально за несколько дней до начала учебного года. И разговаривали мы с вами о том, чтобы в комиссию были включены родительские комитеты, представители родительских собраний.

Г.Г.: Да. И я сказала, что это мы приветствуем.

Ведущий: Приветствуем, но не практикуем. Пожалуйста, вот вам реальный итог нашей работы совместной с Галиной Васильевной.

Г.Г.: Прекрасно. Спасибо за такой посыл. Что мы имеем? 94 процента, согласитесь, неплохо, удовлетворены.

Ведущий: Это много.

Г.Г.: Это много, да. Ну, это вот статистика такая. Но я скажу вам больше. Еще работая в министерстве, я со своими коллегами проводили обследования малышей первого класса, аккуратное обследование на предмет их готовности к обучению в школе.

Ведущий: Да. И разговор об этом был.

Г.Г.: И в этом году мы мониторинг такой провели. Так вот, те малыши, которые прошли через детские сады, ни демонстрируют более высокий уровень, выше среднего уровень готовности к новой роли – к роли ученика. Это не значит, что их натаскивали, что их обучали. Таким образом, посмотрите, я взяла параметры - итоги аккредитации, мнение родителей, готовность первоклашек к школе. И из этого мы делаем какой вывод? Что, в принципе, дошкольные учреждения свои полномочия, свои функции выполняют, и удовлетворительное достаточно качество образования в дошкольных учреждениях.

Ведущий: Есть 94 процента удовлетворенных. Естественно, как журналист, я спрошу об оставшихся шести. Это целостная картинка какая-то? Или разрозненные различные претензии?

Г.Г.: Вы знаете, для этого нужны, видимо, социологические исследования. И это не функции инспекции, а уже политических органов, таких, как краевое министерство образования. Но я должна сказать, что я могу ведь сопоставлять факты вот какие – по обращениям граждан и по нашему взаимодействию…

Ведущий: Хотя это и субъективно на мой взгляд.

Г.Г.: Хотя субъективно. Но обращений достаточно много в инспекцию приходит. Это и по платным услугам, и по приему в детские сады, и по взаимоотношениям, допустим. Вот такие обращения идут. Ну, естественно, есть недовольные.

Ведущий: Но они разнообразны.

Г.Г.: Они разнообразны.

Ведущий: Я просто пытаюсь систему найти не только в плюсе, но в минусе.

Г.Г.: Да, в минусе. И я минус еще один могу назвать. Вот детей мало, мы говорим сейчас, да, вот демографическая яма какой-то период существовала и существует.

Ведущий: И мы пожинаем ее плоды, собственно говоря.

Г.Г.: Мы пожинаем ее плоды, и мы говорим об оптимизации, реорганизации учреждений то, что не всегда приветствуется, о закрытии. Так вот мы только что из Юрлинского района вернулись всей командой. До этого в Кочевском были, в Уинском, и так далее. В сельской местности, где мало детей, объединяют школу с детским садом. То есть, под крышей школы открывается группа детского сада. Это замечательно, что не закрывается детский сад, да, а находится возможность предоставлять услугу, создаются условия, казалось бы, все прекрасно. Но директор школы не специалист по дошкольному образованию.

Ведущий: Вот я только хотел сказать. Как кадрово решено все?

Г.Г.: У него и зама, зачастую, нет по дошкольному. Есть воспитатель. И я выясняю, такие интересные тенденции в детских садах идут, а руководитель не в курсе. Вот я считаю, что учредитель ответственен за то, что при реорганизации необходимо просвещать директора через курсы, хотя бы консультации какие-то. И инспекция на это будет обращать внимание.

Ведущий: Ну, вот, как житель краевого центра, большинство наших слушателей тоже жители краевого центра, я процентов на 90 уверен в том, что на окраинах Перми и на поселках-спутниках, в деревнях-спутниках, в селах-спутниках Перми есть микро-школы закрытые, потому что там численности не хватает, и детски е сады точно такие же закрытые. Помещения невостребованные стоят, пропадают. Они все еще находятся в том или ином учреждении в собственности. Но функций своих не выполняют. Может быть это будет достойным выходом из положения - объединение дошкольного и школьного образования вот в таком формате?

Г.Г.: Да. Я об этом сказала. Я это приветствую, что услуга не пропадает, правда. Дети ходят…

Ведущий: Я первый раз просто слышу о таком вот формате выхода из положения.

Г.Г.: Нет, это и раньше было, ну, может быть, не так масштабно, когда было побольше детей. Я говорю о другом. О том, что, если я, директор школы, под свою крышу принимаю группу детского сада, даже 5 человек, я должна понимать, что с этим делать. Это тривиально. Но, к сожалению, на практике такого понимания мы не находим.

Ведущий: А сейчас мы параллельно двигаемся ее к тому, что директор школы должен быть управленцем-менеджером, администратором, а не педагогом. Педагог куда-то уходит… директор-педагог на второй план. Все больше и больше.

Г.Г.: Вы знаете, это дискуссионная тема. Как всегда, истина посередине. Хорошо, конечно, если бы я была хорошим менеджером и разбиралась в том, чем я управляю.

Ведущий: И тут же превосходным педагогом историком, как многие наши директоры.

Г.Г.: Я думаю, что в каждом конкретном случае в тех или иных условиях должны превалировать определенные качества руководителя.

Ведущий: Хорошо, частная история. Отступим от наших с вами должностей. Галина Васильевна, я плохо представляю себе человека, который готовится к ведению уроков и одновременно является администратором столь беспокойного хозяйства, как детский сад или школа. Очень с большим трудом.

Г.Г.: Это каждый решает для себя. Я в свое время, будучи учительницей, как вы знаете, не хотела расставаться с уроками. Эта вот обратная связь бесценная совершенно с детьми, общение. Но невозможно выполнять функции управленца и бегать на уроки, потому что жизнь вносит всякие коррективы.

Ведущий: Чему-то в ущерб…

Г.Г.: Да, приходится отказываться от основной своей профессии, занимаясь вот тем, чем ты сейчас занимаешься.

Ведущий: Ну, вот видите. Ну, это частная точка зрения. Немножко отступили. Галина Васильевна, сколько учреждений образования было проверено за эту глобальную массовую проверку?

Г.Г.: Ну, я назвала цифру – 1071 проверка. Это столько объектов образования.

Ведущий: Это именно объекты?

Г.Г.: Это именно объекты – детские сады, в том числе, школы, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное.

Ведущий: Меня просто впечатлила эта сумма, поэтому я к ней вернулся. Каков процент от учреждений был проверен?

Г.Г.: Ну, это видимо, третья часть. По-разному.

Ведущий: Я к тому, что результаты проверки объективны, по вашему мнению?

Г.Г.: Очень хороший вопрос. У нас доклад о качестве – это первый шаг в будущий ежегодный публичный доклад. Почему первый шаг? Потому что мы пока систематизировали то, что наработали.

Ведущий: Это документ для специалистов? Или его можно будет где-то прочитать?

Г.Г.: Этот документ открытый. Он на моем блоге, он на сайте инспекции.

Ведущий: wordpress.

Г.Г.: Да, wordpress. Он на сайте инспекции. Вот он в таком выражении на бумажном носителе. То есть, мы смогли обобщить то, что мы наработали сейчас. Пока нет глубокой аналитики.

Ведущий: 2009-2010-й год, тем не менее.

Г.Г.: Но не забывайте, что мы начали функционировать в полном составе только с середины прошлого года. То есть, полтора года. Но предварительные выводы есть. И они очень убедительные. Насколько они объективные, повторяю, это выводы по проверенным учреждениям, не по всему массиву.

Ведущий: Это очень важно. На самом деле, очень важно, что вы, и сами понимаете, что данные на данный момент субъективны. Данные на данный момент, простите ради бога за тавтологию.

Г.Г.: Ну, скажем так, ограничены они. Вот вы в начале, Олег, спросили меня о том, что такое контроль, я назвала направления контроля. А вот я считаю, что очень важно понять, а он для чего? Вот для чего контроль? Ведь можно в этом утонуть. У нас огромный объем. Кстати, у нас трудозатраты есть, и объем, это устанавливается федеральным центром для проверок в соответствии с законом. Вот где-то более 500 мы должны в год проверять образовательных учреждений. Ну, и что? Вот мы проверили 580, допустим, и это и есть наш результат? Мы рассматриваем контроль, как инструмент, не сочтите за банальность, инструмент изменения качества условий, и качества процесса, и качества результатов. То есть, наши предписания, когда они выполнены, тем самым снимают риски. Так вот, 600 с лишним предписаний, которые мы оставили учреждениям, это 653 риска. А вот 550 уже исполненных, остальные еще на исполнении, это …

Ведущий: Это, естественно, коэффициент снижения…

Г.Г.: Это снижение, да. Но я не обольщаюсь. Я понимаю, что все равно это придется потом перепроверять на каком-то этапе. Так вот, смысл контроля в снятии рисков и в улучшении ситуации. Вот так, если популярно об этом сказать.

Ведущий: Александр вас в ICQ спрашивает. Насколько эффективны вот, как раз, меры? Вы сами как оцениваете, как относятся, вот как к пугалу к инспекции или все-таки как к коллегам? Я приведу пример, чтобы конкретизировать. Например, есть инспектор-наставник, а есть инспектор-тиран. Вы кто?

Г.Г.: Я вообще рискую навлечь на себя и иронию, и непонимание, но скажу. Вы знаете, мы с первых шагов разработали этику эксперта-инспектора тоже, и провозгласили, как вам это понравится, инспекцию с человеческим лицом.

Ведущий: Ну, нравится.

Г.Г.: Что это значит. Это не значит, что я заигрываю с территориями. Это значит, что я вступаю в профессиональный диалог. И вот, если забегая вперед, о том сказать, чем мы гордимся или чего мы достигли, это именно того, что мы профессионально весь этот год общались с огромными аудиториями руководителей. Вот посмотрите. В Юрлинском районе мы собрали всех, до единого, заведующих детскими садами, школами, дополнительным образованием. В Кудымкаре я встретилась и с родителями, и с педагогами, и с руководителями.

Ведущий: В каком формате с родителями?

Г.Г.: Формат? Вот как мы сейчас с вами беседуем. Для чего контроль, каковы права родителей, как их отстаивать, как мы оцениваем качество образования в этой конкретной территории. И вот, если говорить о человеческом лице, можно ведь просто проверить, отправить предписания и ждать исполнения.

Ведущий: Конечно.

Г.Г.: Для меня очень важно быть понятой. Не сочтите за саморекламу. Очень важно в диалоге, ну, и в спорах тоже обсуждать, что мы думаем о качестве образования. Вот это удается, потому что я лично возглавляю во все комплексные проверки, я вижу реакцию аудитории.

Ведущий: Это вот как раз к вопросу о полезности инспекции, о полезности проверок. Я почему сказал, что наставник, потому что знаю, что ваша инспекция может рекомендовать министерству определенные шаги. Это правда?

Г.Г.: В такой формулировке мы не практиковали какие-то выводы. Здесь гораздо тоньше взаимоотношения. Мы параллельные органы исполнительной власти со своими полномочиями. Министерство – политический орган – проекты, содержание образования основной блок. А у нас конкретные контрольные функции. Причем, не всеобъемлющий контроль, а только по переданным направлениям. Выводы, которые мы делаем, они должны учитываться, так скажем, министерством для принятия тех или иных решений. Насколько они учитываются – это разговор, я думаю, будущий, когда мы наработаем больший массив информации.

Ведущий: Александр продолжает. Новый вопрос. У нас больше нет катастрофы с лицензированием?

Г.Г.: У нас есть проблема с лицензированием.

Ведущий: То есть, объемы все те же, когда под 90 процентов школ не могли подтвердить полностью, да?

Г.Г.: Ну, у нас 90 никогда не было.

Ведущий: Было. Напомню. Это позапрошлый год. Я работал в «Пермских новостях», и писал об этом. Это по городу Перми была ситуация. Не по Пермскому краю, извините.

Г.Г.: Да. А я в масштабах края. Значит, что я хочу сказать по ситуации с лицензированием. Мы сейчас рейтингуем территории по своевременности выхода на лицензирование. И вот, благодаря тому, что мы и с главами напрямую работаем, и с учреждениями. Посмотрите, мы должны были выдать лицензии в этом году 400 учреждениям.

Ведущий: Это очень много.

Г.Г.: Это очень много. Но так мы спрогнозировали, такой график был. А выдали мы 653 лицензии, благодаря тому, что активизировалась деятельность вот в плане выполнения, простите законодательства по лицензионным условиям и требованиям. Поэтому я как раз считаю, что процесс идет динамично, катастрофы нет, но проблема остается.

Ведущий: Это хорошо. То есть, эта тема, вот я к коллегам-журналистам обращаюсь, ребята, тема не закрыта.

Г.Г.: Не закрыта тема.

Ведущий: Вот, когда готовился к эфиру, знакомые, друзья сразу же сказали – спроси, улучшает ли качество жизни исполнение этих лицензионных требований в части кнопки охраны, пожарной сигнализации, определенного качества сантехники, определенного освещения в классе? Понятно, да, вот о чем я говорю?

Г.Г.: Я понимаю.

Ведущий: Техническая оснащенность школы, как таковой, как социального объекта, где дети проводят, чуть ли не большую часть времени своего.

Г.Г.: Олег, конечно, среди каких-то требований, наверное, есть и неактуальные, возможно. Я не берусь это анализировать, потому что, повторяю, это прерогатива других надзорных органов. Я отвечаю за то, за что я отвечаю.

Ведущий: Ну, даже не только надзорных. Это и департаментов образования, отделов образования.

Г.Г.: Да. Давайте так скажем. Что такое лицензирование? Это подтверждение гарантий качества условий. Вы директор школы или училища. Вы родителям гарантируете условия безопасные и условия, обеспечивающие реализацию образовательной программы. И вот, когда мы лицензию выдаем, тем самым мы берем на себя, инспекция, ответственность, мы говорим родителям и всему обществу, мы гарантируем, что здесь условия соответствуют требованиям. Поэтому, я думаю, что это очень важно.

Ведущий: Некто с нечитаемым ник нэймом вам помогает. Я сейчас цензурно попытаюсь предложение составить. Представьте себе сами, если будет вот краска, которая требуется по СанПиНам, ваш ребенок так быстро не сгорит в пожаре. Ну, я убрал мат. То есть, помогает вам отвечать на такой вопрос.

Ведущий: Мы продолжаем говорить о том, в каком состоянии у нас находятся образовательные учреждения – детские сады, школы, колледжи, вузы и прочее. В этот же список попадают автошколы. Для меня это открытие. Вы-то их как проверяете? Я, как представил, как вы строите педагогов, вот так вот, в кавычках педагогов автошкол, и мне стало страшно.

Г.Г.: От чего страшно?

Ведущий: Ну, я ж знаю, милые, хрупкие женщины работают в инспекции.

Г.Г.: Нет. Проверяет, кстати, у меня начальник отдела лично Ольшанский Вадим Борисович.

Ведущий: Да, Вадима Борисовича уважаем, знаем.

Г.Г.: Значит, что касается автошкол. Услуга по подготовке водителей оказывается как негосударственными учреждениями, так, вы знаете, и в рамках ПТУ, и техникумов, и даже в общеобразовательных школах.

Ведущий: Да, есть такое дело в пермском кадетском корпусе, например.

Г.Г.: Да. Вы знаете, я устала оправдываться перед всевозможными структурами по поводу того, что инспекция несет ответственность за некачественную подготовку водителей из-за аварий на дорогах.

Ведущий: Да, слышал такое.

Г.Г.: Так вот, мы за качество подготовки водителей не отвечаем. Мы начали с вами с того, что есть лицензионные требования. Но мы лицензируем. Мы удостоверяем – условия есть для подготовки водителей или нет. И вот мы поставили целью, взяли в приоритет. А давайте мы все автошколы проверим и общественности скажем, насколько условия соответствуют подготовке водителей. У нас более 100 автошкол негосударственных.

Ведущий: Частные.

Г.Г.: Частные, да. Я не беру пока те, которые в ПТУ, в техникумах, пока не беру, хотя мы их тоже проверяли. Так вот, мы их почти все проверили, и что выяснилось. Во всех школах почти, кроме двух-трех, были нарушения. Причем, нарушения грубые. Например. Организация обучения водителей на незаявленных площадях. Это серьезно. То есть, никто не удостоверил, что именно это здание соответствует…

Ведущий: Это помещение, да, автошколы.

Г.Г.: Да. Вы понимаете, насколько это серьезно.

Ведущий: Ну, это отзыв лицензии.

Г.Г.: Что мы и делали. Следующее нарушение. Аренда. Договорные отношения никакие не оформлены, но, якобы, арендуется это здание.

Ведущий: Вот Галина Васильевна интеллигентный человек. Я-то ведь нет. Я-то хам трамвайный. Я могу сказать, то есть, вы проверили шарашкины конторы, которые изображали из себя автошколы.

Г.Г.: Так вот, я дальше веду линию. И, наконец, мы выяснили, что в большинстве автошкол ни учебные планы, ни образовательный ценз преподавателей, мастеров не соответствует. Две лицензии мы приостановили, но, правда, потом возобновили. И по всем были предписания. Вы скажете – есть результат? Есть результат. Все предписания исполнены. То есть, оформлены необходимые документы на владение площадями. И что меня порадовало. Повторяю. Я не скажу, что они улучшили качество подготовки.

Ведущий: Вы не контролируете качество образования. Качество образования другие люди контролируют.

Г.Г.: Я специально педалирую, потому что, извините, пристают с этим вопросом. Но я хочу что сказать, что меня порадовало. Что по итогам наших проверок руководители автошкол решили объединиться в ассоциации, которые бы координировали методическое обеспечение, и вопросы обновления там содержания подготовки. Вот это есть результат. То есть, мы сняли риски предписаниями, мы приостановили лицензии, и они вышли на собственные решения по организации подготовки водителей.

Ведущий: Спасибо большое за хороший, за развернутый ответ. Мы включаем телефон прямого эфира. Слушаем вас. Алло. Здравствуйте.

Слушатель: Алле. Здравствуйте. Меня зовут Владимир. Я хочу Галину Васильевну поздравить с Новым годом с наступающим.

Г.Г.: Спасибо.

Слушатель: Пожелать ей здоровья хорошего, настроения. И всему ее дружному коллективу тоже успехов в Новом году.

Ведущий: А вопросик будет какой-то, Владимир?

Г.Г.: Замечательно. Спасибо.

Слушатель: А вопросов у меня нет никаких. Я думаю, если она меня по голосу узнала, будет хорошо. До свидания.

Ведущий: До свидания. Вот видите, такие вот приятные сюрпризы буквально накануне Нового года.

Г.Г.: Замечательно.

Ведущий: Галина Васильевна, вы выдаете лицензии детским садам, возвращают меня по ICQ. Возвращают меня к вопросу частных детских садов, к детским садам вообще. Насколько сложно получить лицензии? И настолько ли вы страшны для соискателя лицензии? Коротенько.

Г.Г.: Вы знаете, вот как раз мы нестрашны, потому что функция инспекции заключается в том, что когда весь пакет документов подготовлен, мы осуществляем только анализ методического обеспечения, а до нас должны пожарные дать заключение и Роспотребнадзор.

Ведущий: Роспотребнадзор и пожарные - это самый большой список претензий к детским садам и школам вообще. Это я от себя.

Г.Г.: Так вот я хочу сказать, что в этом плане мы нестрашны. Есть пакет документов, и мы принимаем решение. Но для сведения я должна сказать, что сейчас обновились СанПиНы по дошкольным образовательным учреждениям. И специалисты утверждают, что есть послабления с учетом требований к мини детским садам, к частным детским садам. Я думаю, что это откроет дорогу для услуг пот еще и в такой форме.

Ведущий: Ну, будем надеяться. Хотя я не уверен. У нас есть телефонный звонок. Слушаем вас. Алло. Как вас зовут?

Слушатель: Здравствуйте. Татьяна Владимировна. Галина Васильевна, я вас тоже поздравляю с Новым годом.

Г.Г.: Спасибо.

Слушатель: Вопрос. Надо ли работать школам по субботам? Обязательно ли это?

Г.Г.: Спасибо за вопрос. Вопрос хороший, кстати. Мы, когда анализируем уставы, мы видим, что, вообще, режим в уставе заявлен один, а фактически, непонятно, какой режим учебы, работы, и так далее. То есть, сама школа решает, какой режим работы – пятидневка или шестидневка.

Ведущий: Это изменения в устав?

Г.Г.: Это закрепляется уставом. Но принимается обязательно на общем собрании образовательного учреждения.

Ведущий: Отдельным положением.

Г.Г.: Да, с согласия родителей. Нет, не отдельным положением. Это можно в уставе прописывать.

Ведущий: Нет, в уставе… Мы приняли отдельным положением. И нисколько не смущены этим.

Г.Г.: Ну, ради бога. Можно и локальным актом, совершенно верно. Но вы, знаете, Олег, вообще…

Ведущий: В рамках устава.

Г.Г.: Да. Вообще, эти вопросы, действительно, задают. Видимо, они вызывают напряжение.

Ведущий: Целая серия вопросов, от которых я устал. Мы вот третий эфир подряд с Галиной Васильевной пытаемся на него ответить. Это поборы в школах. Поборы в детских садах. К Новому г оду, на подарки учителям, на ремонт класса. Масса. Список огромен. Галина Васильевна, сколько раз мы ответим с вами? Одно и то же.

Г.Г.: Я не знаю, сколько раз мы ответим. Я уже готова, у нас раз есть уже результаты проверок, готова вот сухим языком фактов говорить. Вот мы в этом году проверили 33 образовательных учреждения, опять такие, дошкольные и все прочие, именно по организации платных образовательных услуг. Разъясняю в очередной раз уважаемым родителям. Есть понятие - платные услуги. Это за дополнительную образовательную деятельность, если это школа, за рамками учебного плана, то, что с согласия. И есть понятие – благотворительная, добровольная помощь, которая школе или детскому саду оказывается родителем. Я такие парадоксы фиксирую при проверках. Как вам понравится, Олег, формулировка в уставе – родители обязаны оказывать добровольную благотворительную помощь?

Ведущий: Обязаны – это очень серьезно.

Г.Г.: И добровольно.

Ведущий: Да, обязаны заниматься благотворительностью. Это супер.

Г.Г.: Так вот, я, если коротко, вот, на что обращаю внимание уважаемых родителей. Мы вскрыли факты, когда неграмотно документы оформлены в учреждении. И тогда родители вправе обращаться и к нам, и в другие инстанции, что нарушаются их права.

Ведущий: А то, как составлен устав, вы тоже контролируете?

Г.Г.: Естественно. Это самое главное, что мы контролируем, начиная вот с устава. То есть, неграмотно устав, договоры с родителями, непрозрачная система оплаты услуг. Это вскрыто нами. Но есть второй пласт, гораздо интереснее. Обратите внимание. Все грамотно оформлено – и устав, и локальные акты. Более того, родители подписали договоры о взносах за охрану, за мытье дополнительное полов и так далее…

Ведущий: Дополнительное питание еще есть.

Г.Г.: Да, все, что угодно. Все, что они подписали, они потом нам пишут и говорят – вот нас вынудили это подписать. Вот здесь, простите, я не понимаю. Либо ты занимаешь позицию принципиальную и не подписываешь…

Ведущий: Не понял. То есть, я заключил договор на оказание услуг, а потом жалуюсь, что я заключил договор на оказание услуг.

Г.Г.: …что вынудили, да. И я считаю, что, вообще, корень зла, конечно же, и в незнании законов обеими сторонами - и учреждением, и родителями, и в сознательном, возможно, нарушении. Есть такие факты. Ну, и в нежелании родителей занять принципиальную позицию, потому что боятся осложнить отношения с учреждением. Надо выбирать.

Ведущий: Слушаем вас. Алло. Как вас зовут?

Слушатель: Здравствуйте. Максим Борисович. Вопрос Галине Васильевне. Галина Васильевна, я являюсь председателем родительского комитета детской художественной школы при художественном училище. Проводилась проверка вот в данном образовательном учреждении?

Г.Г.: Ну, они сейчас только, по-моему, лицензирование прошли.

Слушатель: Дело вот в чем. Вот все то, что вы только рассказывали, как раз происходит в детской художественной школе при художественном училище. Все нарушения. Заинтересовалась прокуратура. Непрозрачная бухгалтерия. Галина Васильевна, призываю вас очень внимательно проверить художественную школу.

Г.Г.: Я поняла. Спасибо.

Ведущий: Принято на карандаш. Мы завершаем эфир разговором о поборах. Уважаемые коллеги родители, идите, пожалуйста, в прокуратуру и суды, потому как, когда готовился к эфиру, выяснил, что ни в прокуратуре, ни в суде, ни даже в милиции количество обращений, связанных с поборами в образовательных учреждениях, не растет в течение последних пяти лет. Стабильно, сколько народу обралось, столько и обращается. Не падает, но и не повышается. То есть, мы не становимся активнее. То ли мы поддаемся администрациям школ и ручным родительским советам, родительским коллективам, управляющим советам, то ли поборов становится меньше. Вот сказать об этом твердо я не могу. Но обращаться чаще мы не стали. Это исторический факт. А вот те, кто пишет в ICQ и мне в блог о том, что вот, поборы и поборы, и так далее. Вы пробовали обраться в прокуратуру? У вас есть ровно минута на то, чтобы позвонить и сказать, как вы сходили в прокуратуру с этим вопросом. А Галина Васильевна Гутник расскажет, правильно ли вы вообще поступили. Галина Васильевна, завершая эфир все-таки, я бы хотел спросить такой, ну, обычный вопрос. Какие проверки планируются на следующий год? Мне интересно, что вы будете проверять, на чем будете заострять внимание?

Г.Г.: Ну, собственно, мы в рамках тех же полномочий, о которых я сказала, будет продолжать эти проверки. В ходе выездов мы будем и тестировать школьников и студентов на предмет освоения программы. И мы будем проверять соблюдение прав и родителей, и детей при приеме, при выпуске, при отчислении, соблюдение прав при установлении режима занятий. То есть, все, что касается законодательства об образовании, это в поле нашего зрения. И, я думаю, что материалы этого года, они уже обрастут новыми фактами. И тогда это будет уже более солидный труд по тенденциям, по направлениям, по выводам.

Ведущий: В ICQ вас спрашивают. До скольки должны работать муниципальные детские сады вечером?

Г.Г.: Режим устанавливается самим образовательным учреждением по договоренности с родителями, потому что режимы самые разные в детских садах.

Ведущий: Справедливо ли требовать с родителей, чтоб в 17.00 забирали ребенка?

Г.Г.: Смотря, какой договор родители заключили с детским садом.

Ведущий: То есть, внимательно смотрите документацию. Все должно быть доступно.

Г.Г.: Конечно.

Ведущий: Спрашивают. А куда, кроме прокуратуры, можно обратиться о поборах?

Г.Г.: Инспекция занимается этим вопросом в том числе.

Ведущий: Может быть, есть какие-то координаты? Озвучьте.

Г.Г.: Ну, у нас открытый сайт. Кстати, я должна сказать, что 44 тысячи обращений на сайт. Это не только жалобы. Это вопросы, это консультации. Вот за период существования инспекции 44 тысячи.

Ведущий: Да, кстати, онлайн консультация, о которой мы также говорили летом, начала работать. Это кстати, мной испытано. Через образовательный портал можно найти ссылку, через региональный образовательный портал. Либо через портал министерства образования, либо через блог «Развитие человеческого потенциала» на региональном портале, это все можно найти. Все ссылки есть. Я попросил позвонить тех, кто обратился в прокуратуру, суд, милицию по факту поборов, и нам не звонят. А нытье, извините за мой французский, я слышу постоянно в эфирах. Знаете, как поступаю я, Галина Васильевна? По вашему совету я просто отказываюсь платить за то, чего у нас нет в уставе.

Г.Г.: Правильно.

Ведущий: Например. Вот мы тоже за эфиром с вами говорили, некая страховая компания звонит родителям и говорит – вы обязаны застраховать вашего ребенка у нас в компании. Есть ли у вас полис других страховых компаний? Вот насколько это справедливо, как вы думаете, Галина Васильевна?

Г.Г.: Ну, я думаю, что это дело добровольное.

Ведущий: Причем, абсолютно добровольное. Я убежден, что это определенная нечистоплотность компаний, потому как давить и навязывать услуги через ребенка – это, как минимум, нечестно. И нечисто. Еще один вопрос. Как утвердить для первоклашек дополнительное питание? Галина Васильевна, я не знаю, как отвечать на такой вопрос.

Г.Г.: Ну, я думаю, что это прерогатива учредителя, прежде всего, то есть, главы местного самоуправления и самого образовательного учреждения. То есть, это не к нам.

Ведущий: А я, как родитель, посоветую. Положите ему бутерброд в портфель. Так как жалоб нет, я даю возможность Галине Васильевне поздравить меня и поздравить всех радиослушателей с Новым годом с наступающим, и с каникулами всех детишек обязательно.

Г.Г.: Вы все уже сказали, весь текст, который я должна теперь повторить.

Ведущий: Можете повторить. Я не против плагиата.

Г.Г.: Я хочу сказать, что вот этот год показал, что очень хорошо на контакт идут не только наши коллеги-педагоги, но и родители. И я хочу поблагодарить всех, кто стал нашими партнерами в этом году. Надеюсь, что мы будем взаимодействовать и в следующем году.

Ведущий: Обязательно.

Г.Г.: Всех поздравляю. И желаю, чтобы поменьше было неудовлетворенности качеством образования.

Ведущий: На этом мы завершаем. Я думаю, что, действительно, встретимся ближе к следующим каникулам. В студии работал Олег Коневских. Я с вами прощаюсь. Всего доброго.


Обсуждение
86709
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.