Верхний баннер
23:44 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 30 января 2011

Расследование крупнейших происшествий на транспорте.

Ведущий: Добрый день, дорогие радиослушатели. У микрофона Евгения Романова. Начинаем наш дневной эфир. Сегодня мы говорим о расследовании крупнейших происшествий на транспорте в 2010-м году. У меня в гостях Ильдар Наильевич Салахиев, руководитель пермского следственного отдела на транспорте следственного комитета России. Здравствуйте, Ильдар Наильевич.

Ильдар Салахиев: Здравствуйте.

Ведущий: И Сергей Владимирович Забелов, пермский транспортный прокурор. Здравствуйте, Сергей Владимирович.

Сергей Забелов: Добрый день.

Ведущий: Говорим о крупнейших делах, о расследовании крупнейших дел в 2010-м году. Хочу начать с такой темы, обсуждается всю неделю трагедия в Домодедово, о том, усилен досмотр пассажиров и багажа в «Большом Савино». Есть такая информация. Что касается… вот ваши комментарий о трагедии. Я не знаю, корректен ли вопрос – возможно ли такое в Перми? Так как усилен везде режим, во всех аэропортах во всей России.

С.З.: Для предотвращения возможных актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного узла предприняты дополнительные меры по безопасности, как со стороны транспортной милиции, так со стороны ГУВД по Пермскому краю, так со стороны УФСБ России по Пермскому краю. То есть, работают все три ведомства, все три структуры. Как могут увидеть наши слушатели, уже на подъезде к аэропорту «Большое Савино» производится выборочный дополнительный досмотр сотрудниками дорожно-патрульной службы МВД России. Точно также есть дополнительные наряды ГУВД по Пермскому краю, которые несут службу в аэропорту «Большое Савино». И, естественно, усилен досмотр пассажиров со стороны транспортной милиции, на которых возложена именно эта функция по досмотру пассажиров.

Ведущий: Скажите, что такое досматривают, на что раньше не обращали внимание? Вот, я не знаю, останавливают автомобили, смотрят еще раз багаж. На что обращают внимание?

С.З.: Обращают внимание на те предметы, которые могут быть закамуфлированы по взрывчатые вещества. Досмотр в аэропорту «Большое Савино», как видели все, производился всегда. Стояла рамка металлоискателя на входе в аэровокзал. Также на досмотре стоят рамки металлоискателя и интроскопы, которые позволяют определить, что находится в багаже у пассажира. Такая проверка проводится как ручной клади, которую пассажир проносит с собой, так, естественно, той клади, которая сдается в багаж самолета. Но хотелось бы здесь самое-то главное отметить, что вот все эти интроскопы, рамки – это последний рубеж. Все это нужно предотвращать на уровне еще до того, когда люди поехали совершать данный теракт или приняли решение о совершении теракта. А это уже вопросы воспитания и культуры общечеловеческой. И не все это зависит от нас с вами. То есть, когда мы сможем сообщить в соответствующие правоохранительные органы о том, что незнакомый человек неадекватно себя ведет, и может совершить какой-либо террористический акт.

Ведущий: Вчера было немало программ, так как итоги недели, можно было смотреть по второму каналу, как провозили и проносили в аэропорт «Домодедово» различные сумки, как реагировали милиционеры или никак не реагировали. То есть, об этом, действительно, можно задумываться. Я вспоминаю наш аэропорт. Каждый встречающий, так или иначе, все равно проходит проверку.

С.З.: Конечно. Вот этим наш аэропорт и отличается. То есть, зал прилета находится в самом здании аэропорта. И вход даже встречающих осуществляется через металлодетектор. И ручная кладь, которая находится рядом с встречающим, тоже проходит через интроскоп.

Ведущий: А были ли случаи за всю работу аэропорта, когда останавливали, когда, действительно, были какие-то запрещенные предметы, я не знаю, там, предотвратили теракт?

И.С.: Да, такой случай был. Но, конечно, о теракте речь не идет. Но вот в 2008-м году, когда мы расследовали уголовное дело по факту авиакатастрофы с «Боингом», один из ваших коллег журналист НТВ, находясь в Перми, у неизвестных источников приобрел небольшую металлическую деталь от обшивки самолета, и пытался увезти в Москву?

Ведущий: А зачем? Не уточнили? На сувенир, на память?

С.З.: Я думаю, что для, видимо, своих целей расследования телевизионного, чтобы сенсацию какую-то создать, может, нас проверить, как мы работаем. Он был немедленно задержан прямо на первом же посту, где вот стоит металлодетектор, потому что деталь была размером, как примерно портфель, такого размера. Он был немедленно задержан. Деталь была у него изъята. Поскольку дело уголовное расследовалось к этому времени, немедленно мы подключились. То есть, мы его допросили. По этому факту была проверка. Но поскольку он, в принципе, никому ущерб не причинил, и мы не смогли доказать, что украл где-то, будучи вещдоком, эту деталь, поэтому мы в отношении его не возбуждали дело уголовное. Но факт такой был.

Ведущий: Скажите, а часто такое бывает, когда дела не доходят до возбуждения уголовного дела? Это большая часть, да, вообще дел?

С.З.: Ну, да.

Ведущий: Не связанные, там, с жертвами, например.

С.З.: Я понял. Даже если жертвы есть, к сожалению, не всегда удается довести дело даже на стадии возбуждения, потому что мы ведь понимаем, что любое событие может быть квалифицировано, как преступление, когда отвечает вот необходимым требованиям. То есть, это виновность человека, его субъективное, да, желание совершить преступление, объективные какие-то факторы, то вот у нас, например, из 464 зарегистрированных сообщений в книге регистрации по 10-й год мы возбудили только 108 дел уголовных. И при этом цифра эта большая. Если взять соседние наши регионы, с которыми мы сотрудничаем, работаем вместе в одном управлении, у нас эффективность в этом плане работы превышает почти в два раза другие регионы. То есть, у нас, как сказать, преступных действий больше на транспорте, чем в соседних регионах.

Ведущий: Сергей Владимирович, в прошлом году преступлений стало больше, меньше? Сравнить другие годы.

С.З.: Если сравнивать с прошлыми годами, то на транспорте пермского региона точно так же, как и на территории всего Пермского края, регистрация преступлений уменьшилась. То есть, это говорит о своевременной профилактической работе органов внутренних дел. Где-то процентов на 15 на территории транспортного региона уменьшилось количество совершаемых преступлений. Не знаю, хорошо ли это, плохо. Естественно, мы постоянно держим под надзором своевременную регистрацию преступлений, чтобы органы внутренних дел не смогли укрыть и, тем более, когда вот произошли печально известные события в станице Кущевской, была произведена дополнительная проверка всех материалов проверки, которые производились органами внутренних дел на транспорте, в принципе, ничего выявлено не было.

Ведущий: Пишет нам Виталий: «Здравствуйте. Сколько ориентировок готовящихся терактов в месяц, в год получает Большое Савино, ФСБ, УВД?» Есть ли такие у вас…

С.З.: Ну, таких сведений точных нет. Но, скажем так, все те ориентировки, которые проходят по линии МВД и ФСБ, естественно, они все доводятся до пермского линейного управления внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и далее в ЛУВД «Большое Савино». Точно так же, как и в ЛУВД на станции «Пермь-2».

Ведущий: Скажите, а вот по поводу расследования с «Боингом-747», я так понимаю, что это было одно из крупнейших дел, наверно, вообще за практику вашу?

С.З.: Да. Конечно.

Ведущий: Сколько времени длилось расследование? Если возможно, какие-то свои впечатления об этом деле.

И.С.: Ну, надо сказать, что мы принимали участие в расследовании в составе группы бригады следственной, потому что в первый же день председателем следственного комитета дело было изъято из нашего производства и передано в управление по особо важным делам. Но, тем не менее, мы все участвовали в расследовании до конца. Дело было очень тяжелым. Расследовалось оно два года. Но результаты вы сами знаете все, и слушатели знают их. Они, в принципе, легальны. Их можно прочитать и на сайте МАКа, заключение. Меня обрадовало то, что, оказалось, я, к счастью, столкнулся с этим впервые, у нас очень хорошие взаимодействия в Пермском крае в принципе. Там буквально в первые же минуты подключились и МЧС, и следственное управление Пермского края, и наш отдел в составе нашего управления прибыли бригады. Ну, само собой, что милиция в полном составе работала. На месте происшествия, наверно, впервые в истории Пермского края работало одновременно 73 следователя. То есть, это, я вот не знаю, такой печальный рекорд. Но, благодаря этому, нам удалось в течение шести часов освободить дорогу. Ну, вы знаете, там, в результате катастрофы был поврежден участок дороги железной на Транссибе. И само собой, что задача наша была не только восстановить причину случившегося, но и так правильно все изъять и упаковать, чтобы это не помешало расследованию и одновременно освобождению дороги. Нам это удалось, в принципе. Ну, а что касается итогов, вы знаете, что МАК, комиссия, которая занималась расследованием этого случая, признала, что по вине экипажа, по вине, точнее, командира воздушного судна самолет не долетел до аэропорта Перми.

Ведущий: Я так понимаю, что алкоголь нашли в крови.

И.С.: Да. Ну, один из факторов, это алкоголь.

Ведущий: Как всегда, человеческий фактор остается основной причиной всех транспортных происшествий на любом виде транспорта. Вот здесь тоже хочу уточнить. Как-то эта трагедия вообще повлияла на работу железной дороги, авиавоздушных перелетов?

С.З.: Естественно, повлияла. В очередной раз пересмотрели определенные требования, как на железной дроге, так и на воздушном транспорте. Не менялись федеральные авиационные правила, потому что в них достаточно жестко регламентированы действия и наземных служб, и воздушных служб, как это должно происходить. Но, опять же, проверками, которые проводились транспортными прокуратурами, на территории всей Российской Федерации были выявлены ряд типичных нарушений. То есть, это халатный досмотр воздушного экипажа со стороны медицинских работников. Были выявлены случаи, когда были установлены контрафактные изделия на воздушные суда, что могло повлиять на работу двигателей, ну, и, соответственно, движение самого воздушного судна. Со стороны железной дороги, как предпринимались, так и предпринимаются все усилия для того, чтобы лица, которые обеспечивают нашу с вами безопасность, это и машинисты, и помощники машинистов, были всегда в здоровом состоянии как духа, так и тела. Проводятся постоянные медицинские осмотры. Со стороны прокуратуры точно также ведется контроль за соблюдением трудового законодательства на железной дороге, чтоб способствовать не совершению данных происшествий.

Ведущий: Вспомните статистику, Ильдар Наильевич, что касается дел, связанных с алкоголем, так или иначе, что пилот принял, что на железной дороге, не знаю, там диспетчер принял, большую часть составляют эти дела?

И.С.: Увы, да. Но вот хочу сразу отметить, что, вот, если мы уже плавно переходим от воздушного транспорта к железной дороге, закончу воздушный транспорт чем. 7 марта 10-го года у нас было единственное событие авиационное, которое повлекло жертвы. Это падение легкомоторного самолета возле поселка Сылва. Там уже состоялся приговор. Человек осужден. Там был человек трезв. Но его полет был несанкционирован. К сожалению, нам не удается всегда отследить.

Ведущий: Что ему помешало? Почему? Причина?

И.С.: Там была причина. Он посадил девушку, покатать ее. Мы полагаем, что он дал ей возможность поуправлять. К тому же, самолет был легкомоторный, то есть, легковесный. Они летали над акваторией реки Сылва, конечно, она была замерзшая, но, тем не менее, там достаточно сильный ветер. И просто порывом ветра его снесло, он не смог правильно сесть. И они просто уткнулись носом в снег.

Ведущий: Оба погибли?

И.С.: Нет. Погибла только девушка, которая сидела впереди. А пилот остался жив, ну, владелец самолета. Он сейчас предстал перед судом, и уже осужден. Ему дали достаточно суровое наказание. Потому что с учетом того, что родственники погибшей не желали для него такого исхода. И, к тому же, мы в тот же день, вот, кстати, спасибо коллегам вашим телевизионщикам, мы в этот день снимали репортаж по поводу самолета, и видели, как еще один самолет взлетает с наледи реки Сылва. Не смогли догнать его вместе с работниками ФСБ. Но, тем не менее, потом мы эти лица установили. И вот Сергей Владимирович дал своим подчиненным указание. Эти люди были тоже привлечены к административной ответственности. То есть, поэтому, я думаю, что безопасность на воздушном транспорте зависит как раз от наблюдательности граждан. Если вы видите, что какой-то самолет летает над вашей дачей, да, где-то там на окраине города, особенно самолет без опознавательных знаков, без номера регистрации в Росавиации, мы можете быть уверены на сто процентов, что полет нелегальный. Для человека представляет опасность. Он может упасть на голову.

Ведущий: Вы думаете, что все разбираются в знаках Росавиации?

И.С.: Ну, это, в принципе, несложно. Элементарно. Все самолеты в России должны иметь опознавательные знаки. И, к тому же, снизу крыла, сверху крыла. Это, в принципе, видно невооруженным взглядом. Тем более, эти самолеты летают, как правило, на высоте не такой большой. И можно видеть свободно.

Ведущий: Зачастую, я так полагаю, происшествия случаются не только по вине диспетчера, пилота, но и самих пассажиров. Наверняка, есть такие случаи. Вспомните про такие уголовные дела, громкие, последние такие происшествия.

И.С.: Ну, вот из последних могу рассказать. Уже в январе этого года, буквально неделю назад наш город посетил профессор одного из сибирских университетов. Он здесь работал, то есть, приехал по работе, в командировке. Ну, и, видимо, встреча с Пермью для него осталась в памяти. Он решил эту память закрепить. Выпил. Находился в состоянии средней степени опьянения, как нам потом установил врач, прибыл в аэропорт «Большое Савино», чтоб улететь на родину. Однако по существующим правилам лиц в таком состоянии опьянения на борт самолета не пускают. И авиаперевозчик отказался просто провести ему регистрацию. Он, само собой, стал возмущаться. При этом стал оскорблять работников аэропорта. Те, само собой, позвали на помощь милиционеров. Милиционеров стал оскорблять. Они повели его в медпункт, он и врача там, девушку молодую до кучи обматерил. И после этого они привели его уже в комнату милиции, там, где стояла аудиовидеоаппаратура…

Ведущий: То есть, все это записывалось.

И.С.: Все записывается. В аэропорту, хочу вам сказать, что камеры поставили везде, чтобы все имели в виду. И когда он оказался уже в камере вот временного такого нахождения, для того, чтобы составить административный протокол, я посчитал, сам сел, на видеозаписи, 14 раз он называет начальника, ну, этого зам.начальника ЛУВД в аэропорту матерными нецензурными словами и ругательствами, то есть, оскорбил. Ну, не буду в эфире прямо произносить. Тем не менее, возмутил поступок, потому что мы привыкли, что … для нас хулиган – это кто? Это обычно неработающий, бомжеватого вида, пьяный, который едет где-нибудь в электричке или ???????? (неразборчиво) оказывается. А на самом деле правомерное поведение мы должны требовать в первую очередь от себя. Вот профессор этого университета, он образец поведения… это же интеллигентный человек. И вести себя так… тем более, зная, что есть законы, запрещающие находиться в общественном месте в таком виде. Он же, понимаете, создает еще опасность для пассажиров, потому что, находясь на борту судна, он должен понимать, что пилот, который ведет самолет, он отвечает за безопасность не только рейса самолета, но и своей полетной бригады, своего экипажа. И я вот скажу, что одни из факторов, который вот комиссия МАК установила при падении польского самолета, это было состояние пилота. Он был трезвый, но он находился…

Ведущий: В стрессе.

И.С.: …в стрессе. Давление со стороны руководства, со стороны, которое было на борту, давление со стороны… значит, там был министр ВВС Польши. То же самое и здесь пилот любого самолета, который управляет большим судном, он должен быть спокоен.

Ведущий: Психологическое состояние.

И.С.: Конечно, да. Представьте себе, как будет вести себя командир самолета, если на его борту какая-нибудь происходит драка.

Ведущий: Бывает часто такое? До вас доносится такая информация? И, в то же время, было такое, чтоб пилот сказал – я не поеду с этими людьми?

С.И.: У нас было два случая, когда рейсы прибыли из Хургады. Мы дела расследовали, когда учиняли драки.

Ведущий: Пьяные рейсы?

И.С.: Пьяные рейсы, да. На борту драка была. То есть, там было уголовное дело уже по факту, там даже сломали оборудование аэропорта при досмотре. И, само собой, еще это было, там, побили работников милиции, которые находились на службе.

С.З.: В октябре был монгольский рейс.

И.С.: Монгольский рейс был, да, известный, когда граждане Монголии учинили, и вынужден был самолет произвести посадку. То есть, потому что пилот, он прав. В воздухе самый главный там командир воздушного судна.

Ведущий: Сергей Владимирович, что грозит таким людям, которые учиняют драку, которые могут в алкогольном состоянии, не знаю, что натворить? Все с рук сходит?

С.З.: Нет.

Ведущий: Вот этому профессору конкретно вот что будет? Вот интересно, на самом деле. Уволят его?

С.З.: В отношении профессора, я не знаю, какое решение примет его руководство.

Ведущий: Оно уже в курсе интересно? Тоже не знаете.

С.З.: Мы не комментируем. Проводится доследственная проверка, и решается вопрос о возбуждении уголовного дела в связи с тем, что он оскорбил сотрудника милиции. Это уголовное правонарушение. Вот в дополнение о самих пассажирах хотелось бы сказать, что вот, в частности, на железнодорожном транспорте практически 50 процентов преступлений и правонарушений совершено лицами, которые не имеют постоянного источника дохода. 40 процентов, совершивших данные правонарушения, это лица, ведущие асоциальный образ жизни. Те, которые видят, что вот лежит шпала, ее можно украсть. И когда вот люди приходят, и видят – вот железная дорога, можно открутить один болтик. Но ведь по этой же железной дороге ездим мы с вами. И вот этот один болтик может стать причиной катастрофы.

Ведущий: Роковой такой, да

С.З.: Роковой катастрофы. У нас есть звонок. Здравствуйте. Вы в эфире. Ваш вопрос гостям.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Наталья. Вот ваши гости сейчас рапортуют о том, что у нас все, как бы, безопасно. Хочу рассказать случай. В конце 9-го года я летела в Москву из нашего «Большого Савино». И случайно оставила в сумочке травматическое свое оружие ОСА. Я благополучно зашла в здание аэропорта, зарегистрировалась. То есть, меня на ленте на этой просмотрели, потом я пошла в зал ожиданий, меня там тоже раздели до обуви, как всех, просмотрели все сумки, все вещи. Я благополучно села со своим оружием в самолет, и обнаружила вот при посадке в Москве, что у меня в сумке оружие. И мне все стало ясно про нашу безопасность.

Ведущий: Спасибо, Наталья.

И.С.: Ну, хотелось бы сказать, что с 2009-го года поставлено сейчас новое оборудование в аэропорту «Большое Савино». Но если мы говорим про человеческий фактор, то не стоит забывать, что те же работники милиции, служба авиационной безопасности являются такими же людьми, такими же гражданами Российской Федерации. Да, они имеют право на ошибку. Но во время наших проверок очень много лиц в дальнейшем привлекается к дисциплинарной ответственности, в том числе, и к административной ответственности. Эти проверки проводились и на протяжении 2009-го и 2010-го года.

Ведущий: То есть, люди, которые ошибаются, невнимательны, они…

И.С.: Естественно, несут ответственность. Вплоть до увольнения.

Ведущий: Вспомнили про аэропорт. И пишут нам тоже в ICQ, что проносили. Сейчас Наталья нам рассказала про травматический пистолет. Нам написали, что три месяца назад знакомый встречал ночной рейс. У него в сумке был травматический пистолет, спокойно прошел в аэропорт, хотя сумку просвечивал аппарат. Как это возможно, когда аппарат может что-то не заметить?

С.З.: Все зависит, опять же, не от самого аппарата, потому что на входе в аэропорт стоит достаточно нормальный аппарат. Буквально 26 числа проводились эксперименты с помощью контрольного оборудования. Все показывало нормально. Все зависит от тех людей, которые находятся на досмотре, как сотрудник милиции, так и сотрудник службы авиационной безопасности. Ну, а про сотрудников милиции, я думаю, Ильдар Наильевич сейчас поподробнее расскажет.

И.С.: Да, безусловно, такие факты случаются. Мы занимаемся и профилактикой таких правонарушений среди милиционеров. Ну, скажу для примера, в 9-м году мы привлекали к уголовной ответственности работников милиции, в том числе, и работников аэропорта, в 8-м, 9-м году. То есть, в 8-м году мы привлекли к ответственности инспектора по досмотру, который взял взятку. Просто взял взятку от одного из граждан Таджикистана за то, чтоб тот не составлял в отношении его протокол в связи с нарушением миграционного законодательства. То есть, данная работа проводилась совместно с ФСБ, потому что информация такая поступала, жалобы. И я могу сказать, что с тех пор вот на сегодняшний день на 100 процентов изменен личный состав ЛОМа в аэропорту.

Ведущий: Подождите. Чтоб сменить весь состав аэропорта, надо поймать каждого? Или достаточно один случай…

И.С.: Есть понятие профилактика. Вот, например, если мы выявляем какое-то преступление, мы его расследуем, мы понимаем, что вот есть факторы, которые способствуют совершению преступления. Мы выносим в этом случае представление, в котором указываем руководителю этого органа, любого органа государственной власти, либо частного органа, частной организации, что вот такое-то нарушение позволило этому Иванову, например, условно говоря, совершить преступление. И требуем в течение месячного срока устранить все эти нарушения. Поэтому в том случае, как я вот рассказал по поводу взятки в аэропорту, мы внесли необходимое представление начальнику пермского линейного управления. Тот немедленно отреагировал. И уже в течение месяца был смещен с должности руководитель того органа. Он сейчас работает в другом месте. То есть, таким образом вот такая медленная, поступательная, но постоянная профилактическая работа нам позволяет, в принципе… Вот скажу. В 10-м году не было ни одного дела в отношении работников милиции вообще на транспорте. Хотя в отношении, например, работников таможни у нас было пять дел уголовных.

Ведущий: Коррупция переместилась в таможню.

И.С.: Нет. Не сказать, переместилась.

Ведущий: Контроль лучше стал на таможне.

И.С.: Скажем так. В таможне тоже усилился внутренний надзор еще, внутренний контроль. Потому что мы работаем по материалам, которые нам предоставляет служба безопасности таможни.

Ведущий: У нас есть звонок. Здравствуйте. Как вас зовут? И ваш вопрос.

Слушатель: Здравствуйте. Зовут меня Аркадий. У меня вот такое. А как у нас безопасность полетов? Некоторое время тому назад я, идя со стоянки домой, сфотографировал два летящих самолета. И стоял, на них смотрел. У меня фотография есть. Двухмоторный… Ну, они летели высоко. И четырехмоторный. Вот они сходятся. Они буквально сходятся.

Ведущий: Вас что смутило, Аркадий?

Слушатель: Меня смутило то, что потом четырехмоторный очень резко пошел в сторону. То есть, они, ну, у нас над городом вот такая произошла ситуация.

Ведущий: Вы испугались, что самолеты могли просто упасть, да?

Слушатель: Да, да. У меня есть фотографии вот эти. Я их заснял.

С.З.: Хотелось бы прокомментировать данное сообщение. Дело в том, что, вот уже сегодня на протяжении нашего эфира мы говорили, что лица без соответствующего разрешения, проводящие полеты, привлекаются к административной ответственности. После рассмотрения уголовного дела, где погибла девушка, о чем рассказывал Ильдар Наильевич, были привлечены два пилота к административной ответственности. У нас существует в Перми центр организации воздушного движения, где, естественно, на локаторах отслеживается пересечение самолетов, и с уверенностью, ну, наверно, на сто процентов могу сказать, что…

Ведущий: Случайных самолетов не может быть.

С.З.: …случайных самолетов на высоте, на которой идут наши пассажирские самолеты, быть не может.

Ведущий: Ну, видимо, два случайных самолета. Аркадий испугался, что они могут пересечься и упасть над городом.

С.З.: Единственное, что хотелось бы заметить, что в конце 2010-го года были приняты изменения в действующем законодательстве, и теперь пилотирование легкомоторных самолетов осуществляется в уведомительном режиме. Если раньше был разрешительный порядок, то теперь это только уведомительный порядок. То есть, уведомляется, что вот мы полетим на таком-то курсе на такой-то высоте в такую-то точку.

Ведущий: У нас еще есть звонок в студию. Вы в эфире. Как вас зовут? Ваш вопрос.

Слушатель: Алло. Добрый день. Зовут меня Александр Сергеевич. Вот у меня какой вопрос. Не так давно я летал в Вену. И вот меня, что поразило. Из Перми до Калининграда, допустим, летим мы на одном самолете, да, российского производства российской компании, а там пересаживаемся на совершенно другие из Калининграда в Вену. Обратно возвращался еще более кружным путем. Меня вот что поразило. Поразило несоответствие летательных аппаратов с точки зрения безопасности как в частной компании на западе, так в частной компании и здесь. Вот вы, как надзорные органы, обращаете внимание на то, что частный собственник возит нас на потенциальных гробах? Мы за это еще деньги платим. Или вы вообще не касаетесь частного собственника, а переводите все вопросы на пилота. Вот пилот у вас находится под жестким давлением, так сказать, маршала авиации. А вы знаете, под каким жестким давлением со стороны частного собственника находится вся система подготовки пилотов и всех остальных? Если плохо знаете, можно сослаться на опыт наших, так сказать, летчиков нашего пермского авиаотряда, который разогнали.

Ведущий: Спасибо. Александр Сергеевич.

С.З.: Александр Сергеевич, хотелось бы вам ответить. Дело в том, что как такового пермского авиаотряда в настоящее время уже достаточно давно не существует. Пермские авиалинии не осуществляют летную деятельность. На тех самолетах, на которых вы летали, ну, скорее всего, это или «Сибирь», «АвиаНова». Но все те воздушные суда, на которых вы летаете, они проходят обязательную сертификацию, и подлежат полному тотальному надзору в аэропорту приписки. В аэропорту «Большое Савино» данные суда воздушные проходят, так называемый, технический осмотр. И не было за последнее время ни одного случая вылета неисправного воздушного судна.

И.С.: Я еще тоже могу прокомментировать вот что. Не всегда мы можем ответить за те самолеты, которые прибывают к нам в Пермь из других аэропортов. Вот мы сейчас расследуем уголовное дело по факту крушения маленького самолета четырехместного, которое произошло в Кировском районе в конце 9-го года. Мы до сих пор его не закончили, потому что ожидаем заключения Межгосударственного авиационного комитета. Так вот, этот самолет летел из города Йошкар-Ола в город Новокузнецк Кемеровской области. У него в воздухе произошла неисправность двигателя, в результате чего он упал. Он пытался сесть в Перми, но не смог справится….

Ведущий: Это как раз история, когда чуть на пороховой завод не сели.

И.С.: Да, да, да, в Кировском районе.

Ведущий: Напугались очень.

И.С.: Да, конечно, пугались, безусловно. Там много было версий.

С.З.: Мы тоже напугались.

И.С..: И мы выяснили, что этот человек сам допустил нарушение. Он неправильно произвел предполетную подготовку, в результате чего у него просто из двигателя вытекло масло. Но более того, что поражает. Во правильно сейчас звонил и Аркадий, и Александр Сергеевич. Представьте себе. Я лично позвонил председателю МАК, сообщил ему о том, что лежат передо мной обломки самолета, назвал его номер, который на борту накрашен. И что оказалось. МАК говорит, вы знаете, по нашим сведениям, по сведения Росавиации, этот самолет стоит в гараже. У них потому что радиомаяк, они могут определить все самолеты, которые находятся в воздухе в России.

Ведущий: Незаконно вылетел.

И.С.: Оказалось, что он поменял радиомаяк. У него было два самолета. Он с неисправного самолета радиомаяк поставил на свой самолет и взлетел. То есть, бардак в воздухе происходит, в том числе, и по вине частных летчиков. Поэтому я с Александром Сергеевичем, в принципе, согласен. А если мы речь ведем… пассажирские самолеты, там все сложнее. Все-таки они находятся под жестким контролем. И там проверки проходят буквально… перед тем, как самолету вылететь, он проходит несколько стадий проверок. А то, что парк устарел, или не устарел, это уже, мне кажется, проблема наша общая. Я сам летаю по два раза в году. И, в том числе, и в международные рейсы. Я сам также переживаю. Но вам скажу, что уровень подготовки наших пилотов намного выше, чем уровень подготовки пилотов в некоторых странах зарубежья. То есть, мы однажды сели, ну, правда, в Москве из Хургады. У нас был самолет единственный, который вылетел в Москву из Хургады в тот день и единственный, который сел в Москве в условиях метели.

Ведущий: Почему?

И.С.: А потому что не все авиакомпании обладают такими навыками полета, как наши пилоты российские. Ну, старая советская школа еще, да, полувоенная, она все-таки дает… До сих пор еще мы живем в этих условиях. И к тому же борт… Например, наши самолеты, в принципе, вот особенно, если брать ТУ-204, на которых висят наши пермские двигатели, считаются одни из самых надежных самолетов в мире. Поэтому, я думаю, что, если не происходит таких событий, которые были в Домодедово, вот последний теракт, то, в принципе, с авиабезопасностью, по крайней мере, с нашей стороны, мы делаем все возможное, чтобы обезопасить.

Ведущий: Не могу не спросить этот вопрос. Что более безопасно – железнодорожный транспорт или самолет?

С.З.: Вы знаете, полуанекдотичная ситуация. Получается, вот мы вспоминали о крушении «Боинга». Куда у нас «Боинг» упал? На железнодорожные пути. Буквально, незадолго перед этим там проходил, ну, правда, грузовой железнодорожный состав.

И.С.: За 700 метров. Состав так и стоял.

С.З.: Да. То есть, говорить вот в этих условиях сейчас достаточно сложно. Все зависит все-таки от человеческого фактора, от фактора подготовки любого транспортного состава.

И.С.: А можно цифры привести вот для сравнения. Вот смотрите. В10-м году на транспорте погибло 80 человек, на железнодорожном транспорте. Всего было травмировано 112 человек. Вы поймите, что вот человек, который оказался на пути следования поезда, у него шансов практически выжить нет никаких. Потому что поезд весом несколько сот тысяч тонн, он просто сносит на своем пути все. Кроме того, травматизм бывает на производстве. Поэтому, если брать эти цифры абсолютные, то на железнодорожном транспорте, как ни странно, люди гибнут чаще. Но в силу своей безалаберности.

С.З.: В силу своей беспечности. Есть определенные проблемы с самим собственником железных дорог. То есть, ООО РДЖ. То есть, наверно, не всегда присутствуют ограждения тех железнодорожных путей, где это необходимо. Но стоит сказать, что и сами люди выбирают для себя самый короткий путь. Особенно, когда находятся в состоянии алкогольного опьянения. Им абсолютно все равно – сигналит им машинист, не сигналит, как они идут. Они могут уснуть рядом с железнодорожными путями. Но вот в то же время транспортной прокуратурой предпринимаются определенные усилия для того, чтобы защитить тех людей, которые пострадали от железнодорожного транспорта. Буквально недавно состоялось судебное решение, где несовершеннолетнему пострадавшему от аварии на железнодорожном транспорте была выплачена сумма в миллион рублей. Точно также до этого другому несовершеннолетнему решением суда было принято решение, чтобы выплатили 700 тысяч рублей, тоже пострадал от железнодорожного транспорта.

Ведущий: Да, действительно. Резонансное дело, когда мальчик катался с горки, попал под поезд. В феврале 2010-го несовершеннолетний ребенок… его травмировал железнодорожный транспорт, в результате чего ему ампутировали ноги. Расскажите подробнее, Ильдар Наильевич, что случилось.

И.С.: Ну, значит этот мальчик…

Ведущий: Сколько лет-то парню?

И.С.: 12 лет ему было. Ну, сейчас, видимо, повзрослел. Фамилия его Гладких. Житель Березников. Вместе с друзьями, такими же ребятами, после школы катался на ледяной горке. Сейчас я не могу вам точно сказать, почему и кто там организовал эту горку.

Ведущий: Ну, мальчишкам, на самом деле, не надо особенно организовать горку. Склон - и вперед.

И.С.: Склон. Но, знаете, в принципе, она находилась на достаточно хорошем расстоянии, ну, на достаточно приличном расстоянии от дороги железной, чтобы машинист… по крайней мере, не было у него сомнений, что ее путь безопасен. И когда проезд уже прошел вот мимо этой горки, локомотив, там уже была кривая. То есть, кривая – такой термин, когда поезд поворачивает, такой легкий поворот. Он как раз уходил влево, мальчик к нему скатился справа. То есть, машинист просто физически не мог видеть.

Ведущий: Даже если б он видел, он что, мог затормозить?

И.С.: Не мог бы. Хотя скорость была небольшая, там, вроде, 35 километров в час. Но он не смог бы остановиться. И вот мальчик скатился с горки… покатился по снегу, и попадает ногами под состав.

Ведущий: Главное, еще жив остался.

И.С.: Да, слава богу, жив. Ему тут же оказали помощь. Немедленно прибыли работники «Скорой помощи». Но, увы, мальчик остался инвалидом.

С.З.: Ампутация обоих голеней.

И.С.:Я, как уже говорил ранее, и сейчас напомню, знаете, больше всего в этом случае меня что удручает. Его отец сам работник железной дороги. То есть, ну, как так можно воспитывать своих детей, если такое позволять им.

Ведущий: Что в первую очередь нельзя играть рядом…

И.С.: Конечно. В первую очередь он должен был знать, что такое транспорт, что такое, что это опасно. Поэтому, увы. Но, видите, компенсация, которую он получил, она вытекает из закона. Потому что дорога железная является источником повышенной опасности. По закону Российской Федерации каждый гражданин имеет право на компенсацию, если ему принесен вред от действия этого источника.

Ведущий: Компенсация составила один миллион рублей. Тоже, мне кажется, за историю таких расследований, наверняка, крупная компенсация, одна из самых крупных. Вспомните, Сергей Владимирович, какую-то такую компенсацию каких-то таких дел за последние пять лет.

С.З.: Ну, скажем так, вот после завершения предварительной проверки, которая проводилась пермским следственным отделом, уже говорил, пермской транспортной прокуратурой было направлено исковое заявление в суд в интересах несовершеннолетнего, и было принято решение о выплате данной компенсации. Но в то же время в 2010-м году пермской транспортной прокуратурой было подготовлено и направлено в суд ООО РЖД заявление исковое о компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетнему… ну, тоже юноше. Не будем просто поминать фамилию. И судом было принято решение о частичном удовлетворении заявленных требований в размере 700 тысяч рублей. То есть, у нас эта работа, ну, я не скажу, что поставлена на поток. Но мы постоянно отслеживаем. Как уже Ильдар Наильевич правильно заметил, железная дорога – то источник повышенной опасности. Поэтому все те события, которые происходят на железной дороге, мы берем под свой личный контроль. И после проведения доследственной проверки уже принимаем решение об обращении в суд.

Ведущий: А вообще, как часто люди попадают под поезд? Для меня настолько… ну, попасть под трамвай, ну, более менее как-то еще это в городе. Попасть под поезд – это что-то вот абсурдное.

И.С.: Ну, давайте, вот уже 11-й год, вот мы прожили ровно месяц. Сегодня 31 января. У нас уже на транспорте 6 смертельных травмирований с начала года. И одна биологическая смерть. Ну, это, когда человек скончался там от, например, старости или от болезни. То есть, представьте себе – шесть травмированных за месяц этого года. Причем, хочу заметить, что, к нашему сожалению, количество ведь пригородных электричек сокращается.

Ведущий: Почему к сожалению?

И.С.: Ну, как? Это же влияет на перевозку еще ведь. Гражданам ведь неудобно. Вот я спрашивал. Несколько раз я специально вызывал пострадавших живых, слава богу, выжили. Я говорю – как вы могли оказаться на дороге? Вот мне женщина одна рассказывает. Она такая недовольная. Вот, знаете, вот я ехала, там, условно говоря, с одной станции, там пригород Перми, чтобы добраться до центра города на электричке. Мы с подругой пошли, были абсолютно трезвые. Я вынужден верить ей на слово. Опоздали мы на электричку. Решили тогда идти до следующей станции. И шли по путям, потому что рядом не было тропинок. Сугробы были, красивый снегопад. Ну, понятно, что не успели почистить, видимо, власти муниципальные. Пошли по дороге железной. И вот, когда услышали поезд, мы его услышали, мы отошли в сторону. Но там какой-то, видимо, железкой нас все-таки зацепило. Слава богу, там небольшой просто разрыв был. Ну, в общем, она практически отделалась легким испугом. Там небольшие синяки. Тоже пошла требовать компенсацию. Понимаете, вот мы, конечно же, вносим… вот Сергей Владимирович регулярно вносит представления и в РЖД, да, и мы, в принципе, готовы такие вносить представления муниципальным властям. Но, к сожалению, не все в нашей власти. У нас круг наших интересов ограничен дорогой железной. Почему человек выпил, например, почему пришел на дорогу, мы, к сожалению, предотвратить это не можем. Это уже дело каждого.

Ведущий: А может такие быть, что специально на какие-то такие идут случаи, чтоб потребовать компенсацию?

С.З.: Нет. За последние три-четыре года, вот что на моей памяти, таких случаев не было. Потому что такой вид мошенничества очень опасен для здоровья. Железная дорога и с поездом невозможно рассчитать, чтобы тебя покалечило чуть-чуть.

Ведущий: Часто ли заводятся уголовные дела, связанные с электричками? Поведение пассажиров в электричке, самая опасная электричка, вспомните.

С.З.: Буквально сегодня мною утверждено обвинительное заключение в отношении одного из кондукторов.

Ведущий: Что натворил кондуктор?

С.З,: Что натворил? Оскорблял пассажиров, хамил, применял насилие. Ну, правда, неопасно для жизни и здоровья. По понятным причинам конкретную электричку конкретного кондуктора называть нельзя, потому что судебного решения нет. Ну, буквально, шесть эпизодов насилия пассажирам, и несколько оскорблений пассажиров. Вот сегодня такое уголовное дело направлено в суд для рассмотрения.

Ведущий: Что кондуктор не только штрафом отделается?

С.З.: Конечно. Так как этот человек ранее уже был судим, и он освобожден условно-досрочно, то при признании судом его вины, он будет обратно направлен в места лишения свободы.

Ведущий: Что касается сходов поездов. Как часто это возникает? Я вот вспомнила, ну, последний случай у меня отмечен, у Верещагино. На несколько часов парализовалось движения на Транссибирской магистрали. Сошел поезд. Несколько вагонов на перегоне Кузьма-Бородулино. Из-за чего? Вспомните эту историю. Кто понес наказание? Я не знаю, там, уволены, посажены.

И.С.: По сходу поезда, что можно пояснить. Да, по такому у нас проверка была. Это событие достаточно было громкое, потому что этот сход был, наверно, самым таким резонансным в Пермском крае. Слава богу, что без жертв. Поезд был грузовой. Проводило проверку управление ??????????? (неразборчиво) транспорте. И мы потом проводили проверку. Нас что заинтересовало. Сход поезда произошел накануне вступления в действие изменений в уголовный кодекс. Дело в том, что раньше кодекс уголовный предусматривал наказание уголовное только за те случаи вот нарушений со стороны эксплуатационной бригады, когда эти действия повлекли бы причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть пассажиров, ну, граждан. То в настоящей редакции кодекса еще предусматривается ответственность, если эти действия повлекли крупный ущерб. Вот в данном случае сход поезда повлек за собой разрушение и магистрали, разрушение электровоза. Но события были накануне. Поэтому мы в возбуждении дела отказали. Так повезло, скажем так, этим виновным лицам. Но там быстро разобрались, быстро установили… Сергей Владимирович скажет об этом.

Ведущий: Опять человеческий фактор?

С.З.: Конечно. В данной ситуации – это человеческий фактор. Потому что вот на железной дороге больше всего, ну, процентов 80 случаев из-за человеческого фактора. Из-за невнимательности, из-за того, что, гну, слишком рано себя почувствовали крупными специалистами. То есть, такого, чтобы железная дорога взяла и ушла под землю, как вот в Березниках, такое бывает очень редко. Если вот касаясь Березников, последние новости, которые были, вот все говорят, что ушел вагон. Вагон сразу же туда не ушел. Сначала ушла туда колесная пара по землю. Это были карстовые провалы. То есть, это не связано ни с эксплуатацией железной дороги. Это все-таки связано с эксплуатацией тех шахт, которые находятся на территории города Березники. Уже только в течение последующих суток весь вагон ушел под землю. То есть, такого, чтобы повлекло какие-то жертвы, катастрофу экологическую могло вовлечь, такого, конечно же, не было.

Ведущий: Вот в течение эфира говорили, что можно обращаться в транспортную прокуратуру. Назовите телефон.

С.З.: Генкеля, 9. 219-30-01. В любое время всегда пусть подходят граждане. Мы всех принимаем.

Ведущий: Обсудили воздушный транспорт, железную дорогу, вспомнили крупные дела. На водном транспорте происшествий в 2010-м не было. Или в СМИ они просто не попадали?.

С.З..: К счастью, на водном транспорте в 2010-м году никаких происшествий, которые повлекли бы крупный ущерб или человеческие жертвы, не были.

Ведущий: Ну, и, слава богу. Будем надеяться, что и на воздушном транспорте, на железной дороге их будет с каждым годом все меньше. С вами была Евгения Романова. Оставайтесь на «Эхе».


Обсуждение
61917
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.