Верхний баннер
01:54 | | 05 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:03, 01 марта 2011

Лучшие педагоги года на «Эхе Перми».

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Продолжается прямой эфир на 91,2 FM. Это пермское «Эхо». Меня зовут Роман Попов. Антон Мелехин для вас работает за звукорежиссерским пультом. И сегодня мы говорим в эфире с победителями конкурса «Учитель года-2011» в городе Перми. Ну, и, скажем так, со специалистом из жюри. Можно так сказать, да? Нет?

Людмила Зырянова: Организаторы конкурса.

Ведущий: Все-таки с организаторами. Ну, ладно, хорошо. Представлю всех. Итак, Людмила Николаевна Зырянова, ведущий специалист управления персоналом департамента образования администрации Перми, как раз от лица организаторов конкурса «Лучший учитель года». Дальше. Елена Владимировна Лядова, учитель русского языка и литературы школы № 22, номинация «лучший учитель». Все правильно?

Елена Лядова: Здравствуйте.

Ведущий: Здравствуйте. Мария Владимировна Шишкина, музыкальный педагог детского сада 94, «Лучший педагог дошкольного образования». Здравствуйте.

Мария Шишкина: Добрый день.

Ведущий: У меня первый вопрос к Людмиле Николаевне. Людмила Николаевна, вот скажите, когда проводится городской этап конкурса, это все-таки не более, чем ступень к краевому, а потом к российскому? Или это абсолютно самостоятельный конкурс, победа в котором и важна, и престижна, и отразится на будущем? Краевой и российские этапы, они таким уже, приятным добавлением.

Л.З.: Скорее, последнее. Хотя, конечно, конкурс проводится, прежде всего, как городской конкурс для того, чтоб в нем приняло участие как можно больше педагогов, чтобы они оценили свои возможности, свои способности, свою подготовку. Ну, а когда они попадают на краевой этап, это и ответственность, это и приятно, это и престижно, естественно. А уж, если на Всероссийский кто-то из них, один-единственный из края всего идет на Всероссийский конкурс, «Учитель года» в номинации «Учитель», то это просто подарок для всех. В частности, для Перми.

Ведущий: Уважаемые учителя, барышни, скажите, для вас первый опыт участия в конкурсе?

Е.Л.: Первый.

Ведущий: Для вас, Мария?

М.Ш.: Для меня нет. Но конкурс был немного другого качества. Я участвовала в Красноярском крае городе Канске среди молодых специалистов, и заняла там первое место в 2005-м году.

Ведущий: Благодаря чему удалось приехать в Пермь.

М.Ш.: Благодаря тому, что у меня муж военнослужащий. Поэтому меня благополучно перевезли сюда.

Ведущий: Понятно. Вот это я понимаю. Вот это вот привлечение человеческого потенциала в город. Все хорошо. Елена Владимировна, сразу, честно, зачем? Зачем вы приняли участие в этом конкурсе? У нас учителей работает в отрасли огромное количество. Людей, которые принимают участие в конкурсе, очень мало. Ну, по сравнению со всеми. Вот для чего это вам? Е..Л.: Вот, если говорить честно…

Ведущий: Честно.

Е.Л.: …то не смогла отказать администрации школы, которые сказали - надо участвовать. Сама бы, наверно, не решилась никогда. Но видя то, что в меня верят, потому что в школе тоже много учителей, и вот это предложение от администрации поучаствовать, оно, конечно, внушает доверие. Значит, в тебя верят, ты можешь достойно показать школу на этом конкурсе. Поэтому вот для меня это было таким шагом вперед.

Ведущий: А в школе тоже какой-то междусобойчик проводили, определяя, кто пойдет представлять, нет?

Е.Л.: Да, конечно. Решали, кто может, кто бы мог представить школу, кто уже достиг определенного уровня компетенции в своей профессии. То есть, решали. Ну, также спрашивали желание учителей.

Ведущий: То есть, я это для того, чтобы для себя определить. То есть, участник городского конкурса – это априори победитель некоего такого маленького школьного этапа.

Е.Л.: Да.

Ведущий: Людмила Николаевна, скажите, в данном случае у нас как по правилам – одна школа - один преподаватель?

Л.З.: Нет. Тут ограничений не было. Люди имели право, педагоги заявиться в любом количестве в районах. Они сначала районный этап проходили все. В школах где-то был школьный этап, где-то нет. Это уже выбор школьного административного совета.

Ведущий: А были школы рекордсмены по количеству выставленных участников?

Л.З.: Да, были. И школы, и детские сады. У некоторых было по четыре, даже по пять участников. Но, к сожалению, как всегда в этой ситуации бывает, они на городской этап, естественно, прошли уже один, там, два, максимум от конкретного учреждения.

Ведущий: Мария Владимировна, сейчас вопрос к вам. Я правильно понимаю, что у вас-то не было даже выбора, еще чего-то? Вам просто сказали – так, вот уже прошли однажды конкурс, давайте сейчас у нас поучаствуйте, да?

М.Ш.: Нет, выбор-то, конечно, был. Ну, естественно, спросили согласие, заручились моим согласием опять же. И благополучно отправили.

Ведущий: Как началась подготовка? Вообще, вот, что делали? Приняли для себя внутреннее решение. Да, будем участвовать в городском конкурсе. А дальше что?

Е.Л.: Ну, вот я приняла решение до Нового года. И все новогодние каникулы у меня была мысль о том, вот что бы такое можно было придумать. Потому что все равно ситуация конкурса - это ситуация, когда нужно жюри постараться, по крайней мере, удивить чем-то, показать что-то нестандартное, что-то новое. И вот все новогодние каникулы я об этом думала, читала книги. И одну из книг, которую я прочитала, как раз была книга Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва». И вот, прочитав эту книгу, я поняла, что здесь очень много можно взять для урока, открытого урока уже в рамках конкурса.

Ведущий: Мария Владимировна, я так тоже понимаю, остались без новогодних праздников.

М.Ш.: Нет, праздники благополучно провели. Я не могу в силу своей профессии их просто не провести в детском саду. Дети не простят.

Ведущий: А когда готовились?

М.Ш.: А готовились сразу все эти каникулы, которые у нас были 10 дней, голову ломали, чем же таким удивить.

Ведущий: Людмила Николаевна, конкурс, он для чего? Для того, чтоб показать среднепоточный уровень лучшего учителя? Или он все-таки для того, чтобы, ну, вот, как-нибудь так извернуться и, не знаю, там, запрыгнуть на самую верхнюю планочку?

Л.З.: Верхняя планочка-то, наверно, в мыслях у каждого участника конкурса. Но он, прежде всего, дает положительный эффект в педагогическом развитии учителя.

Ведущий: Это все понятно. Мы тоже принимаем участие в различного рода конкурсах профессионального мастерства. Это правда. Здесь редакция старается задействовать в этом максимальное количество людей, потому что там одно такое участие, оно серьезно повышает профессиональный уровень. Но все-таки, сам конкурс, вот вы, как организатор, скажите, он для выявления некого среднего уровня, который может показать…

Л.З.: Нет, скорее, не среднего, а наоборот, высокого уровня владения своим мастерством. Средний уровень, он тоже, конечно, выявляется. Но те, которые проходят дальше, те, которые прошли на финал, выиграли, это люди неординарные, не средние, если можно так сказать.

Ведущий: Елена Владимировна, вот если взять ваш результат допустим, за 100 баллов, вот как вы выложились, вы показали результат, нашли взаимодействие с детьми, на уроках, перед жюри, вот это 100 баллов, сто, сотка, в среднем на уроках вы сколько выдаете от этой сотки?

Е.Л.: На обычных уроках?

Ведущий: Да, конечно.

Е.Л.: Ну, мне кажется, 95.

Ведущий: То есть, вы не сильно напрягались, готовясь к конкурсу, потому как вы к каждому уроку так готовитесь.

Е.Л.: Нет, напряжение было в плане идеи какой-то, которая вот приходит. Идея урока. А в плане организации урока, это было как раз, мне кажется, и можно показать урок тогда, когда у тебя это в системе, когда ты видишь логику урока, систему от целеполагания до рефлексии. То есть, очень много когда уже наработано, тогда, наверно, можно сделать и, найдя интересную тему, такой вот интересный урок.

Ведущий: Мария Владимировна, та же история к вам. Вот точь-в-точь. Вот вы продемонстрировали определенный результат, вы заняли первое место на городском конкурсе – 100 баллов. А в среднем вот каждый день вы выдаете эту сотку?

М.Ш.: Ну, сложно прямо в каких-то цифрах это все выразить. Но, тем не менее, зажечь и повести за собой детей, тем более, маленьких, потому что я работаю в детском саду, невозможно, если сам не горишь этим, не внушаешь детям вот этого чувства.

Ведущий: Вот интересная история. Я приблизительно себе представляю, как жюри работает у Елены Владимировны на уроке. Вот приблизительно. Потому что, ну, все-таки, там школу мы помним все. А вот детский сад я помню с превеликим трудом. Вот, правда, честное слово. И вот у меня ребенок сейчас в детском саду. И я не очень хорошо себе представляю, чем, например, с ними занимается музработник. Ну, правда, я не знаю. Не на каждом занятии удается посетить, прямо скажем. Вот чем в данном случае вы-то занимаетесь, музыкальный педагог детского сада, ежедневно, и что вы выдавали на конкурс?

М.Ш.: Вообще, музыкальный руководитель детского сада – это такая, на мой взгляд, замечательная профессия, которая позволяет ребенку, как можно дольше оставаться ребенком. Естественно, мы учим детей петь, танцевать, слушать музыку, любить ее. И проводим периодически праздники.

Ведущий: А показывали что?

М.Ш.: А показывала я, конкурсное занятие у меня было построено на различных средствах выразительности. Мне очень хотелось донести до детей как по-разному можно рассказать о простых и банальных вещах, которые окружают нас вокруг. То есть, возьмем, например, все, что угодно – ветер. Мы можем его услышать в музыке, мы можем его выразить в танце, в пластике, можем нарисовать как угодно. То же самое с любым абсолютно предметом, любым явлением.

Ведущий: Людмила Николаевна, а вот вы имели возможность отсмотреть конкурсные работы, вот не победителей? Я так понимаю, что вот таких-то вы как раз не видели, а вообще, вот других участников.

Л.З.: Я присутствовала, ну, когда шел уже очный этап на всех занятиях номинации «Учитель начальной школы». Вот единственное, что я посмотрела от начала до конца.

Ведущий: А вот я у наших победителей, вот сейчас у гостей студии нашел нечто общее. И русский язык на грани нервного срыва, и то о чем говорила Мария Шишкина, мне кажется, чем-то похожи в том, что девушки попытались найти в простом нечто необычное.

Л.З.: Совершенно верно.

Ведущий: Когда вы отсматривали работы вот по своему направлению, это, вообще, это вот общий тренд?

Л.З.: Это у большинства присутствует. Я не скажу, что у всех ста процентов участников. Но, действительно, те уроки, которые удалось увидеть, они именно демонстрировали то необычное, что обычно на уроках не видишь, что вот скрытое, редкое, так скажем, что можно взять для того, чтобы обучать незнакомых детей. Ведь они с незнакомыми детьми работали. Интересные были вещи ими предложены.

Ведущий: То есть, вы проводили уроки с незнакомыми детьми.

Е.Л.: Да.

Ведущий: Вы их раньше не видели.

Е.Л.: Нет, не видели.

Ведущий: Я просто честно скажу, что еще учась в школе, на нашей параллели регулярно проводились какие-то образовательные эксперименты. Я это помню очень хорошо. К нам через каждых два урока приходили какие-то комиссии, учителя, там, зажигали, у доски стояли. И я, когда уже закончил школу, заканчивал я обычную среднеобразовательную, а буквально в тот момент, когда я ее закончил, она стала гимназией, и у меня так в голове – во, это благодаря нашей параллели, в том числе, гимназией-то она стала. А сложно работать с незнакомыми людьми, вот в принципе?

Е.Л.: Вот в начале казалось, что это будет сложно. Я очень боялась того, как отреагируют незнакомые дети на тебя. Но оказалось очень легко, потому что дети настолько были мотивированы, они так болели за всех участников, они так желали помочь. Ну, вот я проводила урок в старших классах. То есть, они осознанно очень приходили на эти уроки, и старались всячески помочь в процессе урока. Поэтому вот каких-то сложностей… они у меня с первых минут урока, вот этот страх перед незнакомыми, он просто исчез.

Ведущий: Мария, я понимаю, как у Елены Владимировны старшеклассники могут помогать. А вам-то как?

М.Ш.: Ну, тем не менее, могут. Потому что даже у меня это были самые старшие дети в детском саду, подготовительная группа, это дети 6-7 лет. Они были в процессе настолько, что прямо глаза горели, было очень приятно. То есть у меня именно от конкурсного занятия остались очень приятные ощущения и впечатления.

Ведущий: Людмила Николаевна, а как подбирают детей?

Л.З.: Здесь специально никак не подбирают. Определяются образовательные учреждения. Мы их называем «площадки конкурса». То есть, то место, где будут проходить конкурсные испытания.

Ведущий: Но дети знают, что сейчас на них будут показывать что-нибудь?

Л.З.: Да, конечно. Дети знают, без сомнения.

Ведущий: А по какому принципу тогда определяются площадки?

Л.З.: По разным принципам. Прежде всего, по территориальным принципам. Извините, и по такому принципу, как по очереди. Вот в этом году один район проводит, в этом – другой. С другой стороны, конечно, отбираются наиболее продвинутые, ну, назову таким словом, образовательные учреждения, чтобы не поставить конкурсантов в тяжелую ситуацию. Потому что дети тоже бывают в разных школах разные. Ну, вот таким образом.

Ведущий: Как можно найти более продвинутое учебное заведение для преподавателя 22-й школы?

Л.З.: Ну, она примерно в такое же, наверно, и попала учреждение, в лицей 3-й.

Ведущий: Лицей 3-й? То есть, вам в этом плане и было просто.

Л.З.: Ну, просто, и сложно.

Ведущий: И работали с умными детками. И попались такие же на конкурсе.

Е.Л.: Да я не думаю, что можно так сказать - работали с умными детками. Детки всегда бывают разные. Поэтому работали со всеми. Поэтому, безусловно, даже, идя на урок, всегда есть несколько вариантов. Вот если так пойдет, а вот если по-другому пойдет. А если это услышат, поймут и ответят. А если не ответят, то есть запасной вариант. Он всегда должен предусматриваться. На конкурсном уроке тем более.

Ведущий: А вам какой детсад попался, Мария?

М.Ш.: Детский сад номер 6 на Стахановской.

Ведущий: Уровень одинаковый у деток примерно?

М.Ш.: Мне кажется, детки везде одинаковые, им везде интересно, они готовы слушать и слышат.

Ведущий: У нас просто идеальные педагоги в эфире. Людмила Николаевна, скажите честно, вот преподаватель принимает решение, принципиальное решение, что, да, он будет участвовать. Подаются там какие-то заявки, оформляются документы, все это понятно. Что сейчас должен делать преподаватель? Вот как это было на конкурсе 2011-го года, после того, как решение принято, документы поданы. Что дальше?

Л.З.: Дальше шел районный этап. На районном этапе все преподаватели, если это учителя, то в школах провели уроки со своими детьми, если в детском саду, то, соответственно, в детском саду в своем со своими детьми.

Ведущий: То есть, в данном случае преподаватель просто проводит некий урок…

Л.З.: Да, и анализирует его после проведения. То есть, две вещи смотрятся - практическая деятельность и умение анализировать то, что ты сделал.

Ведущий: На районном этапе.

Л.З.: Да.

Ведущий: И вот только по результатам урока и анализа…

Л.З.: Районное жюри отбирает из того количества, которое на районе было. По положению о конкурсе они отбирали по три человека в каждой номинации на городской этап.

Ведущий: На районном этапе сложно было, Елена Владимировна?

Е.Л.: На районном этапе было сложно, потому что для меня это было впервые, когда на уроке присутствовало около 15 человек, мои коллеги, жюри. Все за меня очень болели. Все большие надежды возлагали. Поэтому очень было волнительно.

Ведущий: Ну, Мария была более подкована, даже в районном этапе.

М.Ш.: Ну, тем не менее.

Ведущий: И все-таки – сложно?

М.Ш.: Ну, конечно, все равно волнение присутствовало.

Ведущий: А вообще, вот на районном этапе, там-то, в чем сложность? В том, что сложно, не знаю, там, для знакомых, для своих же коллег, с которыми пересекаешься апериодически, донести что-то? Или что? В том, что количество людей большое? Я так пони маю, что когда вы вышли на городской этап, вы, по большей части, уже сами с собой соревновались, и там, со своим волнением, с незнакомыми детками. А на районном-то – это все-таки больше на соревнование такое походило, классическое, спортивное – кто лучше, быстрее, выше, сильнее. Что было сложно на районном этапе?

Е.Л.: Первый шаг всегда самый сложный.

Ведущий: Это понятно. Сейчас нам Мария скажет.

М.Ш.: Ну, все равно, настроить детей, когда присутствуют незнакомые люди, которые пришли посмотреть, оценить в данном случае меня, но, тем не менее, для детей это достаточно переживательно. Не знаю, даже в этом плане все равно сложно.

Ведущий: А районный этап-то на своих детках был?

М.Ш.: Районный этап на своих.

Ведущий: Понятно. Дальше начинается городской этап. Вот определились победители по районам. Что они сейчас делают?

Л.З.: Следующий этап был как раз вот отборочный для того, чтоб выйти на практический тур. И они решали педагогические задачи. Это было очень сложно. Это было вообще впервые в истории образования нашего пермского, впервые в истории конкурсного движения. К сожалению, такая форма, как решение ежедневно возникающих перед педагогом педагогических задач, они всегда возникают, не рассматривается, не учится, если можно так сказать, ни в вузах….

Ведущий: Педагогическая задача?

Л.З.: Да. Это те проблемы, которые возникают в ежедневной практической деятельности, в поведении детей, прежде всего.

Ведущий: Это берем Макаренко, отлистываем каждые три страницы «Педагогической поэмы»…

Л.З.: Да.

Ведущий: …ставим педагогов в реальные условия, и смотрим, справятся они по канонам или не справятся.

Л.З.: Они теоретически должны были справиться. То есть, решение задачи не на конкретных детях, если можно так сказать, и не с конкретными детьми, а на бумаге.

Ведущий: А как определить – решена вот эта педагогическая задача или нет?

Л.З.: Есть критерии, есть люди, которые разрабатывали подходы к решению задач. Есть люди, которые их учили.

Ведущий: Давайте пример, примерчик, Людмила Николаевна, мне просто интересно.

Л.З.: Вот примерчик лучше у девушек давайте спросим.

Ведущий: Нет, подождите. Вы сейчас приведите пример, а мы посмотрим, как девушки справятся.

Л.З.: То есть, чтобы они здесь решили?

Ведущий: Ну, естественно, естественно. Вспомните какую-нибудь задачку попроще педагогическую.

Л.З.: Ну, вот одна из задач, в начальной школе которая была предложена. Ни та, ни другая не слышали ее.

Ведущий: Они пофантазируют.

Л.З.: Да. Девочка опаздывает на урок на 8 минут. Заходит в класс с котенком на руках. И говорит учительнице – я задержалась, потому что котенок в помойке был, ревел, и я не могла пройти мимо. Действие учителя.

Ведущий: Класс. Елена Владимировна, ваши действия.

Е.Л.: Со старшей школы в начальную перейти очень сложно.

Ведущий: Но все-таки.

Е.Л.: Психология учащихся совсем другая. Я всегда преклонялась перед учителями начальной школы, потому что, как там можно учить, для меня понять сложно. Ну, задачу нужно было решить, ведь не только решение предложить, а нужно было еще сформулировать проблему, которая педагогическая проблема, и цели решения этой проблемы. Поэтому, ну, если говорить, что бы сделала в этом случае, я бы, конечно же, девочку бы посадила в класс, и. ну, в этот день котенок был бы подшефным нашего класса. Мы бы за ним все дружно ухаживали, наверно.

Ведущий: Хорошо про котенка. Вы помните, да, что сегодня день кошек у нас с 2004-го года отмечается. Все правильно. Так что хорошо про котенка очень четко так вспомнили. Мария, а вы бы что сделали?

М.Ш.: С котенком

? Ведущий: С котенком, с девочкой и с педагогической задачей.

М.Ш.: Ну, во-первых, все равно решение, которое предлагается, то есть, задача не математические. Конкретного, вот четкого единственно правильного решения здесь нет. Поэтому, действительно, наверно важно было какие-то креативные, нестандартные решения, которые педагог может предложить.

Ведущий: Елена Владимировна, а вам что досталось?

Е.Л.: У меня было две задачи, одна из которых формулировалась таким образом. Девочка старшеклассница не ходит уже недели две в школу, потому что ее бывшая подруга распространила о ней очень нелицеприятные какие-то сплетни в классе, и в классе ей объявлен бойкот.

Ведущий: То есть, в том, что эта задача взята из реальной жизни, я как раз не сомневаюсь, собственно, ни насколько. И что вы предложили? Учитывая то, что Елена Владимировна у нас стала победителем, значит, ее решение, скорее всего, более или менее похоже на правильное.

Е.Л. Не факт, совсем не факт.

Ведущий: Ну, ладно, ладно. Итак, вы предложили…

Е.Л.: Я предложила девочке учиться держать удар. Девочка была хорошистка. И она привыкла, что у нее все в жизни складывается хорошо. И, видимо, вот этот был протест то, что она не ходила в школу, это был протест, как раз, связан с тем, что она не может быть хуже, чем она себя вот представляет в обществе. Поэтому я бы, безусловно, с этой девочкой наедине поговорила, и попросила бы ее саму вот сделать первый шаг. Во-первых, ни в коем случае не пропускать школу, во-вторых, поговорить со своей бывшей подругой и выяснить с ней отношения, потому что явно оттуда идут какие-то сплетни, слухи.

Ведущий: За углом.

Е.Л.: Наедине, во всяком случае. А, может быть, если она не может наедине, я предложила написать ей письмо электронное, например. Ну, во всяком случае, вот прийти в школу, ответить на уроках и показать, что вот она выше этой ситуации , она может с этим справляться, бороться. Как-то так, по-моему, было.

Ведущий: Сейчас с нами будет делиться педагогическим опытом Мария Шишкина. Мария Владимировна, а у вас что? У вас-то что за задача была?

М.Ш.: Ну, одна из задач, которая была предложена, касалась ребенка, по-моему, старшей группы. Сейчас уже не помню, время прошло. Ребенок отказывался общаться со сверстниками. То есть, дети приходили в группу, он уходил в раздевалку и наоборот. То есть, ребенок на контакт никак не шел. Ситуацию можно было рассматривать с разных позиций. Но необходимо, на мой взгляд, было выяснить, какова была ситуация дома и что там с ребенком происходит вообще, может, кто-то влияет как-то. И максимально вовлечь ребенка все-таки в жизнь, в процесс работы в детском саду.

Ведущий: Людмила Николаевна, вот смотрите. Я, если правильно понимаю, скорее всего, были, конечно, какие-то общие моменты в ответах у всех участников конкурса. Но, тем не менее, сколько людей, столько и мнений. И каждый предлагал на чуть-чуть свое решение.

Л.З.: Без сомнения.

Ведущий: А как определяли-то победителей? То есть, где была вот эта грань, что это больше похоже на истину, а вот это вот не совсем, не дотягивает?

Л.З.: Там, как раз, не истина определялась в последней инстанции, если можно так сказать, а определялась вариативность. Если педагогу удавалось несколько решений одной проблемы показать, если педагогу удавалось проанализировать в начале, а откуда вообще могли возникнуть эти проблемы, и почему они вообще в этом классе у этого ребенка есть, или в детском саду. Вот это и ценилось больше всего. Потому что до конца сказать, как правильно, если можно так сказать, поступить в этой ситуации, все равно невозможно. Все зависит от конкретного ре ленка и от конкретного места, где он сегодня находится.

Ведущий: Здесь неизбежно возникнет вопрос. А кто у нас судьи? Кто определял, скажем так, кто решал судьбу участников конкурса? По моему убеждению, должны быть крайне авторитетные люди.

Л.З.: Очень авторитетные люди. Председателем каждой номинации были люди из педагогики, так скажем, кандидаты наук, специалисты в свое области. То есть, ни, действительно, специалисты. Тут и нечего сказать даже. Там же были заместители директоров, даже директора образовательных учреждений, которые непосредственно ежедневно с этим сталкиваются. Им приходится этим заниматься, хотят они того или нет. Наконец, там были победители предыдущих конкурсов, которые тоже имеют огромный опыт, в общем-то, жизни в учреждении, и работы с детьми. Поэтому это люди были очень авторитетные.

Ведущий: То есть, я так понимаю, что вопросов или, может быть, каких-то претензий к результатам теоретической части вот этой вот, педагогических задач, у участников не возникало.

Л.З.: Мы слышали, и на сайте у нас была выставлена единственная претензия, что вот этот этап конкурса, а именно решение педагогической задачи, совершенно был новым для людей, и они к нему были не готовы. Я бы поспорила с этим мнением. Во-первых, постоянно в жизни людям приходится это делать, все равно приходится делать, хотим мы или нет. Во-вторых, хоть и малое подспорье, но был перед этим семинар, где им показали, как это делать. Конечно, этого было мало. И, конечно, мы понимаем, и это, благодаря конкурсу, огромное спасибо ему в этом, что вот это то «бело пятно», если так можно сказать, которое надо преодолевать, то, чему надо учить всех учителей и педагогов дошкольников. Потому что это, действительно, самое важное - уметь найти решение того, что возникло вот сегодня.

Ведущий: Итак. Заканчивается этап педагогических задач. Жюри определяет тех, кто выйдет дальше.

Л.З.: Да. Вот в каждой номинации были определены 20 человек. Эти двадцать человек дальше… им тоже предстояла непростая работа. Они уже на незнакомых детях, как говорили участники конкурса, показывали занятии и проводили самоанализ того занятия, которое показывали. Но перед этим они еще проводили методические семинары, на которых представили опыт своей работы по определенной теме. Но об этом девушки лучше расскажут.

Ведущий: Вот мы сейчас об этом девушек и будем спрашивать. Для начала. Теоретическая часть - педагогические задачи оказалась сложнее, чем последующая практика? Я просто помню из экзаменов по вождению, что примерно так оно и бывает. Сдать правила сложнее, чем просто взять и проехать.

Е.Л.: Наверно, так и есть. На практике потом все сложней реализовать, показать.

Ведущий: Подождите. Что было сложнее – теория или практика?

Е.Л.: Практика.

Ведущий: То есть, практика была все-таки потяжелее. А для вас, Мария?

М.Ш.: Ну, наверно, тоже. Ну, для меня вот именно решение педагогических задач, сколько нам было выделено, полтора часа, и вот определиться именно в этот промежуток времени, все успеть, как-то было трудно.

Ведущий: Слушайте, а сколько, вообще, по времени… вернее, не по времени, а вот, не знаю, там, по листам занимало одно решение такой вот задачи? Листа два, три? Насколько подробно вы должны были все это расписывать? Ведь не устный же ответ держали.

Е.Л.: Одна задача у меня вышла две страницы А4.

М.Ш.: И у меня точно также.

Ведущий: Ну, понятно. Хорошо. Потом пошла стадия семинаров. Да?

Л.З.: Ну, они дважды проводились семинары, вообще-то. Вот перед решением педагогических задач был семинар, который только этому учил. А потом для тех, кто прошел на практический этап конкурса, были еще занятия. Их учили урок анализировать, правильно структурировать урок, насколько я понимаю.

Ведущий: А что, преподаватели этого так не знают?

Л.З.: Умеют. Но повторение - мать учения.

Е.Л.: Актуализировать наши знания, настроить. Вот мне кажется, самое важное из семинара из этого я вынесла то, что тебя настроили на борьбу, как-то воодушевили тебя, и показали перспективы, показали те требования, к которым нужно стремиться.

Ведущий: Своеобразный мастер-класс.

Е.Л.: Да.

Ведущий: А кто проводил?

Е.Л.: Проводил, например, Имакаев Виктор Раульевич.

Ведущий: Ну, это у вас.

Е.Л.: Да.

Ведущий: То есть, я, скорее, в общем задавал вопрос. То есть, мастер-класс проводили…

Е.Л.: Разные люди.

Ведущий: … просто признанные мастера жанра?

Л.З.: Да, конечно.

Ведущий: А, кстати, где, в Перми находили?

Л.З.: В Перми.

Ведущий: Не приглашали никого?

Л.З.: Нет.

Ведущий: Из звезд преподавательских.

Л.З.: Нет. Имеется в виду из Перми, да. Но они ??????? (неразборчиво) Перми не дальше.

Ведущий: Ладно. Хорошо. Мария, точно также на семинаре, да, настроили на победу, все, вперед?

М.Ш.: Да, конечно.

Ведущий: Ну, и потом начался, вот, собственно говоря, тот самый этап подготовки своего практического занятия, о котором мы говорили в первой части. Вот на этом этапе, уже пройдя все испытания – районные, теоретические, на семинарах побывали, на этом этапе уже чувствовали себя, не знаю, опытнее, подготовленнее?

Е.Л.: Нет.

Ведущий: Нет?

Е.Л.: С каждым этапом новые трудности возникали. Больше ответственности. Вот ты уже прошел, вроде бы, не хочется теперь оказаться хуже. Надо, наоборот, лучшее что-то показать. Это всегда трудно.

Ведущий: И для вас та же самая история, Мария? Просто мне казалось, что люди, которые прошли такой большой уже, получается, путь, и вот остался последний бой, он трудный самый, уже ощущение, что вы лучшие из лучших. Ну, такое, своеобразное, есть, как мне кажется. Вот сейчас-то, наверно, уже все, все получится. Нет?

М.Ш.: Ну, все равно, времени между испытаниями было мало, поэтому вот хорошо готовились к тому, что будет завтра.

Ведущий: Ну, вот накануне испытания давалась, например, тема. То, о чем мы будем говорить завра.

Л.З.: Это уже на финале.

М.Ш.: Это уже на финале. Но, тем не менее, я почему-то сразу об этом. Училось. Это все писалось накануне, училось ночью. И утром в бой.

Ведущий: Слушайте, я совершеннейшим образом не понял. Я-то был уверен, что после этих теоретических задач уже все, последний урок и все – привет. Нет?

Е.Л.: Нет.

Л.З.: Все только началось.

Ведущий: Все только началось. А по сколько они уроков-то провели?

Л.З.: Уроков по два – на районе и вот здесь.

Ведущий: А сколько было вообще практических испытаний?

Л.З.: Четыре.

Ведущий: Тогда рассказывайте, Людмила Николаевна, из чего они состояли?

Л.З.: Вот я уже говорила. Методическое объединение или методический семинар, хоть как назвать можно, да, урок непосредственно с анализом.

Ведущий: Что они делали на методическом семинаре?

Л.З.: На методическом семинаре они представляли свой опыт.

Ведущий: Коллегам.

Л.З.: Да, конечно.

Ведущий: То есть, выступали с докладом.

Л.З.: Ну, почти.

Ведущий: Вспоминали студенческие годы.

Е.Л.: Вот как раз хотелось, чтоб это был не доклад.

Л.З.: Они работали с ними, скорее.

Е.Л.: А чтоб это было такое…

Л.З.: Живое общение.

Е.Л.: Да, живое общение.

Ведущий: То есть, вы чувствовали себя гуру.

Е.Л.: Отчасти.

М.Ш.: Хотелось бы.

Ведущий: А кто присутствовал-то?

М.Ш.: Коллеги.

Ведущий: То есть, коллеги, которые потом вам же читали свои доклады?

Л.З.: И они тоже были. И были ваши, наверно…

Е.Л.: Участники конкурса, коллеги из школы, жюри.

Ведущий: Я просто к тому, что вы были, бедолаги, вынуждены сначала свой провести методический семинар, а потом еще сидеть на методических семинарах, которые проводили ваши конкуренты. Да?

Е.Л.: Слово «бедолаги» здесь не подходит.

Ведущий: Конечно. Это крайне интересно.

Е.Л.: На самом деле это очень интересно. Когда ты видишь учителя немножко с другой стороны. Ты привык его видеть на уроке, а здесь это человек, который о себе рассказывает. А учителя о себе не очень любят рассказывать. А вот здесь им это пришлось делать. Это было очень интересно, какие учителя бывают интересные люди. Вот именно внутренне.

Ведущий: Что-то почерпнули у коллег тире конкурентов?

Е.Л.: Конечно.

Ведущий: То есть, что-то почерпнули, а потом использовали.

Е.Л.: Ну, использовать пока не удалось. Еще используем.

Ведущий: Ладно. Итак, методический семинар – раз.

Л.З.: Урок вот это был с анализом.

Ведущий: Урок, о котором уже поговорили, - два.

Л.З.: Потом мастер-класс они показывали еще свой.

Ведущий: Подождите. А чем методический семинар отличается от мастер-класса?

Л.З.: Вот, давайте у девушек спросим.

М.Ш.: Теоретический материал.

Ведущий: В смысле.

Л.З.: На мастер-классе обычно учат чему-то одному, что уже хорошо умеют.

Ведущий: А, вот тут вот уже доклад.

Л.З.: Нет, тут тоже практика. Ну, у нас свои особенности.

Ведущий: Понятно. То есть, в мастер-классе вот вы уже были конкретно лучшие и лучших.

Л.З.: Да. Это по три человека от номинации уже проводили мастер-классы.

Ведущий: И сейчас честно можете сказать, в чем же вы были лучше, Мария?

М.Ш.: Ой. Я говорила о таком замечательном чувстве, как чувство ритма. И поэтому я хотела рассказать о нем так, чтобы заниматься этим захотелось всем. В том числе, коллегам, воспитателям, жюри, и людям, которые это могут применить в дошкольной практике в своей повседневной жизни и в течение всего дня на протяжении того, которого ребенок находится в детском саду.

Ведущий: Давайте вы, Елена Владимировна, просто ради интереса. Теперь вы хвастаетесь.

Е.Л.: Ну, вот, честно говоря, мне самой не очень понравился мой мастер-класс. Я себя не чувствовала вот еще в силах и вправе, может быть, даже давать мастер-класс. Я на своем мастер-классе попыталась показать, как на уроке проходит исследование, как строится исследование. И включить какие-то интерактивные формы этого исследования, одним из которых на уроке у меня это был выход по Скайпу. Мы общались с представителями власти, потому что была у нас тема «Образ власти» в произведениях «Салтыкова-Щедрина в сопоставлении с современными чиновниками.

Ведущий: Класс.

Е.Л.: И такой интерактивной формой была беседа с представителями власти, с представителями чиновников. И вот это, наверно, было интересным просто.

Ведущий: Что ж так мягко взяли Салтыкова-Щедрина? А почему сразу не припечатали гоголевским «Ревизором»?

Е.Л.: Ну, Гоголь – это девятый класс, а я десятый класс, старшая школа.

Ведущий: Я правильно понимаю, что на этих мастер-классах преподаватели, участники конкурса показывали то, в общем, скажем так, ту сферу деятельности, в которой они сами могут про себя сказать – я про это знаю все? Или, там, я про это знаю почти все?

Л.З.: Да, совершенно верно.

Ведущий: Потому как, мне кажется, вот это как раз признак профессионализма. Не столько вот эта вечная преподавательская скромность, вы уж меня простите – ну, вы знаете, ну, ведь всегда можно еще чего-то… сколько абсолютно четко осознание - я знаю все. Садитесь, расскажу. Значит, мы обо всех испытаниях городских поговорили, получается, да?

Л.З.: Про одно еще забыли.

Ведущий: Про какое?

Л.З.: Общение с детьми у педагогов было, у учителей, и общение с родителями дошкольников.

Ведущий: Подождите. А это не в рамках урока?

Л.З.: Нет, это отдельно.

Ведущий: Какая-то отдельная история?

Л.З.: Да.

Ведущий: Елена Владимировна, рассказывайте, как это было? Что, значит, общение с детьми?

Е.Л.: Ну, это 15-минутный классный час. Так, наверно, можно определить. И тема этого классного часа за день нам была сформулирована. Тема классного часа была – вопросы, которые я мог бы задать сам себе.

Ведущий: То есть, и это незнакомые дети.

Е.Л.: Незнакомые.

Ведущий: Сразу вопрос. Вот этот вот класс на испытания, он выделяется один и тот же? Или каждое испытание – это абсолютно новый коллектив?

Л.З.: Разные люди.

Ведущий: То есть, урок в одном классе, классный час в другом классе. И никого и не узнаешь толком. А сколько у вас было времени перед тем, как вы начали выступать, условно говоря, сколько у вас было времени на то, чтобы познакомиться с этими детьми? Или вот вы заходите, там, две минуты, все, поехали?

Е.Л.: Нет, наверно, было минуты три, когда их привели в кабинет, который я готовила к этому общению. Вот они пришли. Ну, мы представились. Немного обстановку так разрядили, потому что дети, конечно, тоже пришли напряженные. И нужно было как-то вот поговорить с ними. И минуты через три заходило уже жюри.

Л.З.: То есть, времени практически не было.

Е.Л.: Практически не было.

Ведущий: Вот перед началом эфира поступила информация о том, что Елена Лядова у нас буквально, благодаря этому классному часу, стала чемпионом. Вот скакнула сразу вот из группы лидеров на первое место. Что вы там делали? Вот на этом классном часе, 15 минут. Казалось бы, мастер-класс вы прочитали, рассказали про исследования, урок провели, поговорили про русский язык, как он правильно назывался?

Е.Л.: На грани нервного срыва.

Ведущий: На грани нервного срыва. Но вот рванули вперед на классном часе.

Е.Л.: Вы знаете, это вообще чудо какое-то произошло, потому что, наверно, часов до 11 вечера предыдущего дня я абсолютно не представляла, что я буду делать на этом классном часе. И вдруг вот снизошло какое-то озарение. Причем, это озарение у моей подруги возникло, которая переживала вместе со мной.

Ведущий: У вас еще группа поддержки…

Е.Л.: Была. Без группы поддержки не пройдешь. И она вспомнила, что в прошлом году я проводила классный час подобный. И была интересная игра, и с каким энтузиазмом я об этой игре говорила. И вот когда мы это вспомнили, то весь классный час очень так хорошо простроился. То есть, там была очень такая игра, которая заставляла детей задуматься о очень многом, о ценности жизни. И когда дети вдруг начинали говорить о том, насколько ценна жизнь каждого человека, то вот мурашки просто шли по коже. И, я думаю, вот это, наверно, произвело на жюри определенный эффект.

Ведущий: Я уж думал, вы сейчас расскажите историю про то, как вам этот классный час приснился.

Е.Л.: Ну, практически, так оно и было.

Ведущий: Вы, Мария, общались с родителями.

М.Ш.: Да, мы общались с родителями.

Ведущий: А здесь как? Тоже интересная штука. Людмила Николаевна, я понимаю, как можно подобрать детей. А родителей-то вы умудрялись как подбирать?

Л.З.: А из этого детского сада, из 6-го детского сада приглашали.

Ведущий: То есть, вы просто всех обязали. Родителям группы такой-то…

М.Ш.: Пригласили.

Л.З.: Пригласили. Договорились с ними, чтобы они пришли.

Ведущий: А о чем с родителями говорили?

М.Ш.: Нам точно также была накануне дана тема, которая звучала следующим образом – вы доверили ребенка детскому саду.

Л.З.: Многоточие.

М.Ш.: Многоточие. И развивал ее каждый в силу своих впечатлений по поводу этой темы. Мне, как музыкальному руководителю, я ж должна это со своей позиции как-то развернуть, мне захотелось поговорить о музыкальных игрушках. Вообще, что это такое. Можно пойти и купить в магазине. А можно сделать из того, что есть дома под рукой вместе с ребенком. Оказалось, что это очень интересно. Мы сделали инструменты, тут же озвучили, попробовали. И сыграли целый оркестр. Родители были в восторге.

Ведущий: Ну, и жюри, я так понимаю, тоже.

М.Ш.: Хотя я пугалась больше всех.

Ведущий: Естественно. Все. Мы заканчиваем. Людмила Николаевна, вот сидят два победителя городского этапа. Вот впереди этап краевой. Я так понимаю, что краевой этап – это отдельное испытание, отдельный конкурс. И относиться к нему нужно буквально снова с ноля начинать, да?

Л.З.: Не совсем с ноля, потому что название испытаний точно такое же, как и у нас было. Я не говорю, что содержание будет то же самое, естественно. Хотя оно очень близкое. И поэтому у людей уже есть опыт. И они пойдут с некоторым опытом переживаний и участия в конкурсе.

Ведущий: Когда начнется краевой этап?

Л.З.: Он уже, по сути, вот к концу этой недели мы должны предоставить все документы. Пойдет заочный этап - отбор по документам. А непосредственно, если люди наши пройдут, наши педагоги туда, то с 1 апреля.

Ведущий: Начиная с 1 апреля, мы за вас будем скрещивать пальцы. Елена Лядова, Мария Шишкина, Елена Зырянова огромное вам спасибо. Я думаю, что мы кого-нибудь из вас, а, может быть, даже в таком же составе ждем, как победителей краевого этапа у нас в студии.

Е.Л.: Будем надеяться.


Обсуждение
1193
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.