Верхний баннер
12:07 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:49, 02 июня 2011

Новое гуманитарное образование в ПГУ.

гуманитарном образовании в Пермском государственном университете. Все дело в том, что философско-социологический факультет Пермского государственного университета открывает два новых направления бакалавриата. Первое называется «Искусства и гуманитарные науки», а второе – «Организация работы с молодежью». В ближайшие сорок минут о том, чему и как здесь будут учить студентов. Представлю гостей. Декан философско-социологического факультета Пермского госуниверситета, доктор наук Александр Внутских. Александр Юрьевич, здравствуйте.

Александр Внутских: Здравствуйте.

Ведущий: И заведующий кафедрой истории философии ФСФ ПГУ, также доктор наук Владимир Железняк. Владимир Николаевич, добрый день.

Владимир Железняк: Здравствуйте.

Ведущий: У меня первый вопрос к декану. Александр Юрьевич, вот на философском факультете до недавнего момента обучали философов, социологов, психологов.

А.В.: Да.

Ведущий: Сейчас два новых направления – это ближе к чему? К философии, к социологии, к психологии? Или это абсолютно новый виток развития факультета?

А.В.: Я хотел бы сказать, что наш факультет, которому в этом году, кстати, исполнилось 15 лет, он был ????????? (неразборчиво) юбилей, наш факультет, он по своей природе факультет междисциплинарный и комплексный. Это уникальное образование для Пермского государственного университета. Это факультет, в котором находится место фундаментальной и прикладной подготовке в любой отрасли социально-гуманитарного знания. И в этой связи открытие новых направлений - «Организация работы с молодежью» и «Искусства и гуманитарные науки», вполне укладывается в эту канву, в эту стратегию развития, которая была, повторяю, выбрана еще 15 лет назад. Это комплексный междисциплинарный социально-гуманитарный факультет.

Ведущий: А теперь все-таки к ответу на вопрос. Философия, социология, психология или что-то абсолютно новое?

А.В.: Их новый синтез. Их новый синтез, который имеет свою специфику в каждом из указанных вами сейчас случаев. И в случае «Организации работы с молодежью», этого бакалавриата, и в случае «Искусства и гуманитарных наук», так называемых liberal arts and sciences, как называют его на западе, в странах Европы и в Соединенных Штатах.

Ведущий: Давайте разберемся с «Организацией работы с молодежью» в первую очередь. Насколько вообще востребованная дисциплина? Потому как, если я правильно понимаю, ведь по выходу у нас получается чиновник, который может работать в сфере молодежной политики. А что, таких много требуется?

А.В.: Вы знаете, если вспомнить, то за молодежью в любом случае будущее. И если вспомнить, что социализация молодежи, к сожалению, не всегда проходит в конструктивных формах, если вспомнить о том, что реальный голод на таких специалистов есть, это отмечают все, в крупных городах и в маленьких селах, в муниципалитетах, об этом говорят все. Если обо всем этом вспомнить, то я бы так сказал. Чиновник этот, он будет очень полезен, если он будет профессионалом. Он будет полезен для своего региона, он будет полезен для своей страны. Кстати говоря, не только чиновники будут выпускаться по этому направлению. Вообще, направление, специальность «Организация работы с молодежью» существует в России более 10 лет. И опыт свидетельствует, что ребята устраиваются не только в сферу госуправления, хотя многие устраиваются реально и там, совершенно четко по профилю, они работают в сфере молодежного досуга, они организуют молодежные предпринимательства, они участвуют в международных проектах молодежных, они работают в некоммерческом секторе, в профсоюзах. Это очень широкого профиля специалисты, которые реально нужны. Я могу сказать, что средний уровень зарплат такого рода специалистов в крупных городах, начальный уровень достигает 20-25 тысяч рублей в месяц

. Ведущий: Что у них в дипломе будет написано?

А.В.: У них будет написано «Специалист по работе с молодежью. Бакалавр».

Ведущий: Бакалавр предполагает возможность продолжения обучения. То есть, предполагается еще и магистратура в области работы с молодежью?

А.В.: В перспективе да. Но, повторяю, это наш новый проект. С 2011-го года мы запускаем «Организацию работы с молодежью». Направление прошло лицензирование. Выделены бюджетные места в немалом, кстати, количестве. 15 бюджетных мест. То есть, группа, в которой будет большая часть именно бюджетных мест, интересная вещь. На эту группу специальностей государство, к большому счастью, никогда не жалело бюджетных мест. И, я думаю, правильно приоритет поставлен. Вот. В перспективе да. Потому что российское образование, как вы знаете, с этого года перешло на двухуровневку совершенно официально и уже окончательно. В университете осталось, по-моему, три специальности с пятилетним обучением. Все остальное это бакалавриат четыре года и магистратура два года. В перспективе будем открывать, конечно.

Ведущий: А чей заказ вот на это направление? Кто его формировал?

А.В.: Я бы сказал так. По опыту общения с деканами гуманитарных университетов России, по опыту общения с рядом руководителей министерств, ряда министерств края, я понял, что нам, как комплексному социально-гуманитарному факультету очень нужно войти в актуальную современную практику. И один их путей, одна вот из таких стезей, если угодно, это как раз открытие вот такого рода направления – «Организация работы с молодежью» и «Искусства и гуманитарные науки».

Ведущий: То, что вы сейчас сказали, в общем, двумя словами звучит так – погоня за конъюнктурой.

А.В.: Ну, я бы не сказал, что это погоня за конъюнктурой. Дело в другом. А дело в том, что по происхождению, и классический университет в целом, и наш философско-социологический факультет – это достаточно академичные образования. Это образования, в которых на очень высоком уровне находится наука, в которых успешно действуют диссертационные советы, в которых защищаются кандидатские, докторские диссертации. Но связь с практикой, особенно в социально-гуманитарном секторе, не всегда прослеживается четко. А это очень нужно и очень важно. Я могу только родин пример привести. В современных отраслях, в современной новой экономике, в экономике знаний, как говорят, большая часть добавленной стоимости созидается гуманитариями. Специалистами по связям с общественностью, журналистами, кстати сказать, в том числе, дизайнерами, маркетологами. Это гуманитарии. И настоящий философский факультет, он должен уметь их готовить. Я знаю, что в стране есть успешные примеры такого рода факультетов.

Ведущий: И я возвращаюсь к вопросу. Если это не погоня за конъюнктурой, то тогда чей заказ?

А.В.: Общества.

Ведущий: То есть, в данном случае вы провели анализ, вы поняли, что городу не хватает такого направления, вы решили, что было бы неплохо застолбить это направление в первую очередь за собой, потому что все ресурсы у вас есть, и разработали вот такое, абсолютно новое для философского факультета, по крайней мере, научное направление, да?

А.В.: В общем, да. Насколько оно новое, я бы сказал так. У нас серьезный базис, действительно. Ведь что такое организация работы с молодежью? Там есть и мощный маркетинговый социологический пласт, там есть и психологические аспекты, там есть, безусловно, этические, философские вещи. У нас есть это все. Разумеется, политология. У нас кафедра социологии и политологии. То есть, у нас есть весь, как говорят сейчас, бэкграунд, для того, чтобы профессионально подготовить этих ребят. Разумеется, были проведены определенные исследования, были проведены собеседования с руководителями ведомств, которые заинтересованы в такого рода специалистах. Я могу сказать так. В соседних регионах такого рода направления уже функционируют, и не первый год, в вузах. Их нету только в Прикамье, их нет на Западном Урале. Мы должны были сделать шаг в этом направлении. Мы это сделали. Я рад этому.

Ведущий: Долго разрабатывали?

А.В.: Разрабатывали, будем говорить, около двух лет. Задумка появилась, серьезная, которая стала отливаться в конкретные предложения, в конкретные беседы около двух лет назад. С тех пор шли к этому. Ну, и вот сейчас есть учебный план, есть лицензия, есть бюджетные места, есть набор. Будет набор в 11-м году.

Ведущий: Владимир Николаевич, сейчас к вам. Я чувствую, что вы уже заскучали. Итак, второе направление – «Искусства и гуманитарные науки». Я так понимаю, что это полностью ваш профиль. Вы будете там курировать это направление, и так далее. Если я правильно понял вот в наших с вами разговорах предэфирных, то «Искусства и гуманитарные науки» - это гуманитарное образование для тех, кто еще не нашел себе четкого применения. Вот он чувствует, что ему нужно получить гуманитарное образование, но какое, он еще не понял. И поэтому он идет на «Искусства и гуманитарные науки» с тем, чтоб потом, года через четыре, уже для себя четко определиться – юрфак, эконом, я не знаю, там, продолжение того же самого изучения искусства и так далее. Да? Так?

В.Ж.: Дело в том, что сущность гуманитарного образования как раз состоит в универсальности, университетском характере. Поэтому университет – это, прежде всего, гуманитарное заведение, гуманитарные науки здесь дома. Гуманитарные науки обладают внутренней целостностью. Их трудно дифференцировать. Они как бы переливаются одна в другую. Можно сказать, что гуманитарное знание целостно. Особенно, если отделить от гуманитарного знания, социальное, как сейчас принято делать. Например, социология, или вот «Организация работы с молодежью» проходят, как социальные науки. А философия или свободные искусства и науки, или там филология, или история – это собственно гуманитарные знания. Гуманитарные знания относятся к сфере высших идей разума, ценностей. Оно плохо востребовано. Его связь с жизнью, с точки зрения такой вульгарной прагматики, плохо просматривается. И, тем не менее, страны, где много денег идет на гуманитарное образование, или регионы, это, действительно, развитые страны, где культура находится на известном уровне. Гуманитарная культура, в общем-то, определяет уровень развития страны, общества, людей, региона и так далее. Поэтому не то, чтобы человек еще не нашел себя, еще не знает, где специализироваться. Нет, он хочет получить полноценную гуманитарную подготовку, чтобы обладать такой универсальностью или университетским уровнем, или горизонтом. А получить специализацию за два года магистратуры можно легко, ориентируясь уже на какие-то конъюнктурные или на какие-то прагматические соображения. Потому что очень часто бывает так, что сейчас специалист учится пять лет, а его общий гуманитарный уровень чрезвычайно низок. Так вот мне кажется, как раз прорыв, который факультет осуществляет, и в его лице университет, это новый уровень. Мы можем сказать попытка достичь европейского уровня гуманитарной подготовки.

Ведущий: Европейского уровня гуманитарной подготовки. То есть, планка несколько завышенной представляется мне. Когда мы говорим о советской системе образования, называя ее одной из лучших, очень часто мы имеем в виду именно технические специальности, упуская гуманитарные, да. Здесь всегда, насколько я помню, последнее десятилетие, да, западный мир первенствовал. То есть, просто переняли модель?

В.Ж.: Советское гуманитарное образование тоже было не так уж плохо. Там был свой шарм. Например, филология, да, отечественная филология, отечественная история и философия, начиная с 60-х годов, это достаточно универсальные знания. Конечно, идеологическая ограниченность имела место. Поэтому нельзя сказать, что, введя основную гуманитарную дисциплину, столь популярную в Европе и в Америке, мы вестернизируем наше образование и наше гуманитарное образование, нельзя. Потому что мы это делаем, конечно, на национальной базе в рамках русского языка и русской культуры, определенного культурного уклада, который сложился в Перми, и последние годы переживает бурный подъем и развитие. Поэтому надо сказать то, что, исходя из динамики развития последних лет, и пытаясь преодолеть, откровенно говоря, спад в области гуманитарного образования и вообще гуманитарной подготовки, мы пытаемся динамизировать этот процесс, пытаемся ввести новые формы.

Ведущий: Владимир Николаевич, а у вас, что в дипломе будет написано?

В.Ж.: Я думаю, у нас будет написано «Бакалавр по искусствам и гуманитарным наукам».

Ведущий: Бакалавр именно по искусствам и гуманитарным наукам. В таком случае, давайте снова вернемся к «Организации работы с молодежью». Что интересно, мы разговариваем про два направления, одно из которых предполагает предельно конкретную направленность – специалист по работе с молодежь, а другое - предельно абстрактное.

А.В.: Можно внести правку? Правка, Роман, заключается в том, что и «Искусства и гуманитарные науки» - liberal arts and sciences, вот, например, на западе, (я сейчас со стажировки вернулся, в Соединенных Штатах был два месяца, изучал опыт крупнейших университетов этой страны), так вот liberal arts and sciences или перевод «Искусства и гуманитарные науки» - это не только теоретическая подготовка, это достаточно мощная практическая подготовка. Они готовят дизайнеров, они готовят арт-менеджеров, они готовят организаторов фестивалей.

Ведущий: Послушайте, я абсолютно не собираюсь обвинять философский факультет в том, что вы создали очередное умствовающее направление, простите. Я говорю о том, что в первом случае – «Организация работы с молодежью», мы имеем предельно конкретную направленность, и мы знаем, в дипломе – специалист по работе с молодежью. Во втором случае у нас направленности, как таковой нет, да, и есть большой разброс. Никаких проблем. Но то, что это в рамках одного факультета, предполагает некоторую схожесть и учебных планов, и подходов каких-то. Так? Я правильно понимаю?

А.В.: Это правда.

Ведущий: В таком случае, где возьмете новых людей? Я просто предвижу появление подобного рода реплик. Ведь новые направления предполагают свежую кровь.

А.В.: Это верно. Дело в том, что, если, например, говорить про «Искусства и гуманитарные науки», одним из этапов подготовки, разработки этой программы была успешная, достаточно успешная реализация программы дополнительного образования, под названием «Эстетика: арт-бизнес». Преподаватели нашего факультета плюс практики, достаточно известные в городе, и, не побоюсь слова, в стране и в мире, например, такие, как Эдуард Бояков, такие, как Олег Левенков, такие, скажем, как Борис Мильграм, и ряд других интересных людей вне университета, они любезно согласились поработать в формате дополнительного образования «Эстетика: арт-бизнес». Кстати говоря, в этом году будет еще один набор на эту программу дополнительного образования. И опыт, который они передали нам, передали нашим слушателям, вот вся эта процедура, весь этот процесс складывания нового направления, он проходил на наших глазах. Во-первых, мы сами многому научились. Во-вторых, мы реально привлекли свежую кровь, и будем привлекать ее и дальше уже в формате высшего образования, не только дополнительного. Есть договоренности с министерство, есть договоренности с Олегом Романовичем Левенковым, со многими другими людьми. Речь идет о практиках. О практиках, которые должны быть в университете, которых нам иногда так не хватает.

Ведущий: По какому критерию практиков отбираете?

А.В.: Ох. Я думаю, самый главный критерий – это интерес к этому человеку со стороны общества.

Ведущий: Ну, вот у нас, например, вы произнесли только что две фамилии – Бояков, Мильграм. Если к Боякову отношение аудитории нашей, «эховской», еще там что-то в районе 50 на 50, да, кто-то «за», кто-то «против», то Мильграм, как красная тряпка для большинства наших слушателей, которые готовы буквально сейчас же звонить и кричать – а, вот вы сейчас под новую культурную политику, вы еще Гельмана позовите. Интерес-то разный может быть.

А.В.: Это верно. Но я бы так сказал. При всем неоднозначном отношении к культурным процессам, которые сейчас идут в Перми, которые идут в Пермском крае, нам нужно констатировать одну вещь – в Перми стало интереснее жить. В Перми стало интереснее жить. Пермь реально становится заметным, значимым, культурным центром. И какой вектор этого культурного развития, как он будет конкретизирован в следующем году или там через два года, или через пять лет, это ведь решать нам всем вместе, которые живут на этой земле, которые имеют свои установки и свою культурную базу, свой культурный бэкграунд. Я хочу сказать, что нужно извлекать все возможные плюсы из текущей ситуации активизации культурного процесса в крае, из активизации культурной жизни здесь.

Ведущий: Владимир Николаевич, вот смотрите, Олег Чиркунов у нас вообще уже к текущему моменту губернатор-долгожитель, И когда подойдет очередной срок, снова наши доморощенные политологи будут думать – утвердят, не утвердят, выдвинут, не выдвинут, предложат, не предложат то ????????? (неразборчиво) очень может статься ,что Олег Чиркунова поменяет другой губернатор. Придет такой вот мужик-производственник, который скажет – вы тут своими культурными проектами буквально уничтожили всю промышленность в регионе, а я ее буду поднимать, и ни копейки ни на культуру, ни на что еще до тех пор, пока у нас заводы не поднимутся. Что тогда будете делать? Выживете?

В.Ж.: Ну, смена культурной политики возможна. Более того, рано или поздно, она произойдет, там, с таким-то знаком, или с таким-то. Но университет – это не клуб дискуссионный, где можно вывешивать красные тряпки или голубые, приглашать того-то или того-то. Университет дает фундаментальные знания. Потому мы, конечно, ориентируемся на практиков, мы зовем и тех, и других. Надо будет позвать Марата Гельмана, почему бы не позвать его? Или его антагониста. Это одна часть нашей работы. Но «Искусства и гуманитарные науки» или свободные гуманитарные науки, свободные науки – это ведь, начиная где-то с 13 века, да, отстоявшийся пласт европейской культуры. И в России он в течение двух столетий формировался…

А.В.: Совершенно верно.

В.Ж.: …как минимум. И этот фундамент, который мы пытаемся заложить. Вот вы говорите, где мы возьмем преподавателей. Многие преподаватели интеллектуалы, и на факультете, и в Университете, и на кафедре не востребованы, а вынуждены преподавать то, что есть, понимаете. Поэтому эти новые специальности, в частности, «Искусства и гуманитарные науки» - это «эльдорадо», это просто мечта.

Ведущий: Секунду. Я вас сейчас просто перебиваю. Александр Юрьевич, смотрите. Претензии к философско-социологическому факультету обычно, я так помню еще, где-то, может, лет 10 назад…

А.В.: Вы ведь учились у нас.

Ведущий: Да, да, учился. …предъявлялись следующего характера. В основном предъявлялись претензии как раз родителями тех студентов, которые поступали. Они говорили – о, так этот парень меня учил еще марксизму-ленинизму, а он тебе сейчас вот что объясняет. Или - а, так я знаю, он у нас историю партии читал. Я вот просто услышал, как Владимир Николаевич рассказал про нерастраченный научный потенциал, внутренний потенциал. И не боитесь, что произойдет аналогичная реакция? То есть, когда один и тот же человек, читающий марксизм-ленинизм когда-то там, потом читающий одну из философских, современных философских дисциплин сегодня, будет читать какую-нибудь искусствоведческую дисциплину завтра.

А.В.: Мне бы хотелось сделать все возможное, чтобы это не произошло. Я думаю, нам с Владимиром Николаевичем это сделать удастся. Дело вот в чем. Оба эти направления – и «Искусства и гуманитарные науки», или liberal arts, и «Организация работы с молодежью» - это некий синтез, это некий сплав. С одной стороны, практики, утилитарные практики, с другой стороны, фундаментальные теории, а с другой стороны… Во-вторых, это сплав опытных, много повидавших и, безусловно, очень хороших преподавателей и молодежи, которой хотелось бы внести в аудиторию новые веяния, и у которой, судя по первому опыту, это неплохо получается. У нас молодой факультет. Административная команда - средний возраст около 30 лет. А у нас самый молодой декан среди деканов Пермского государственного университета. И мы, глубоко уважая наших учителей и воспринимая все лучшее, что у них есть, все, что лучшее у них было и все, что лучшее, что у них будет, мы на этой основе идем дальше. Я думаю, это правильно.

Ведущий: Владимир Николаевич, несколько слов о дисциплинах. Ну, давайте кинем крючок. Разовьем этот вопрос буквально через несколько минут, ну, а пока просто крючок. Итак, «Искусства и гуманитарные науки». Какие дисциплины?

В.Ж.: Они делятся на три уровня. Часть дисциплин, которые дают общее образование, обязательные. Я на них не буду останавливаться, они есть везде. Дальше идут основные теоретические дисциплины. Такие, как, например «Теория и философия культуры», как, например, «Визуальные искусства» или «Философия музыки», или «Философия кино», или «История эстетики», и собственно «Эстетика». Разного рода практикумы. Далее идут анализ художественного произведения, в том числе, и все современные методики экзистенциальные и феноменологические, те, которые на традиционных искусствоведческих предметах, дисциплинах не востребованы. Короче говоря, вот второй уровень, который предполагает… арт-журналистику, который предполагает публичный анализ произведения, его оценку, наконец, арт-бизнес, который… вы спросили о фишках, это одна из наших фишек. Вот это составляет второй уровень.

Ведущий: Владимир Николаевич, вот вы сказали, что есть общие. Я понял так, что это хорошо, это правильно, это всегда, это, наверно, все-таки первый курс, да, часть второго курса немножко. Есть какой-то блок интересных специальных. И есть третий уровень. Какой?

В.Ж.: Третий уровень – это непосредственная практика. Во-первых, собственно практика, арт-практика, это вещи, связанные с арт-бизнесом и менеджментом в этой области. Практическая организация культурных сообществ, культурной жизни, культурных институтов. Наконец, это то, на чем я, действительно, остановился, это анализ произведения с точки зрения далеко уходящей, например, обычных филологических или искусствоведческих приемов и технологий, и традиционной культурологи, которая преподается и которой обучают в некоторых вузах у нас в Прикамье. Это другой подход, понимаете? Это синтез гуманитарного знания, где искусства и, скажем, история культуры образуют, как бы, единый горизонт, новый горизонт. Это одно. Например, история философии. Например, идея ??????? (неразборчиво) 17-го века. Сюда же относится и, например, музыка Монтеверди. Сюда же относится и зарождение поэтики барокко. Сюда относится и механика Ньютона. Понимаете? Все это надо воспринимать, как одну эпоху, один горизонт, одну идею.

Ведущий: Понятно. То есть, вы слушаете музыку и говорите – ребята, без Декарта это было бы невозможно.

В.Ж.: В этом смысле так.

Ведущий: Классно. 261-88-67 – телефон. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Добрый день. Здравствуйте. Бессонов. Уточняющий вопрос. Вы знаете, изначально вектор развития вашего факультета неверен. Объясняю, почему…

Ведущий: До свидания. Я почему-то ждал, что позвонит Алексей Борисович. Хотел даже предупредить звукорежиссера, чтоб он вас сразу отключил.

А.В.: А комментарий можно все-таки?

Ведущий: Давайте.

А.В.: А я думаю, что вектор был выбран правильно. Факультет успешно развивается. На нем с каждым годом все больше студентов. Происходит, несмотря на все сложности, обновление преподавательского состава, защищаются кандидатские, докторские диссертации. По остепененности мы одни из первых в университете. По количеству бюджетных мест уступаем только эконому. Мы нормальный факультет. У нас все хорошо.

Ведущий: Кстати, я вспоминаю, еще в школе, я помню, поймал себя на мысли о том, что, когда нам в рамках полугодия, что ли, литературу и историю читали не по программам, а по времени, чтоб они шли параллельно – история определенный период и литература этого же периода, я себя ловил тогда на мысли, что это удивительно, и я никогда с этим не сталкивался раньше, хотя сменил несколько школ. То есть, просто так вспомнилось. У нас, по-моему, это совершенно не принято. У нас предмет – программа, предмет – программа. И в университете, кстати, примерно та же самая история. Редко, кто пытается это увязать друг с другом. Хотя, казалось бы, если мы получаем общее гуманитарное образование, мы должны увязывать это обязательно.

В.Ж.: Роман, вы попали в самую точку, потому что три слова здесь являются ключевым. Свобода, в высшей гуманитарной сфере живет свобода. Здесь она живет вполне. Только здесь она воистину дома. Во-вторых, это искусства. И, в-третьих, это свободные науки, которые образуют этот гуманитарный горизонт. Я об этом уже говорил. Поэтому на западе, прежде всего в Европе, это гордость европейского образования. Это, собственно, ядро просвещения. Всем гуманитарным дисциплинам и искусствам, всему тому, что образует высший слой культуры, учат, как одной дисциплине. И университет – место, где эту дисциплину преподают.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Петр. Я из Перми. Я вот учился на ФСФ, когда еще деканом был Утробин Игорь Серафимович.

Ведущий: О-о-о, коллега, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Замечательный факультет. Правда, сейчас заканчиваю другой, так получилось. Но, вообще, факультет очень хороший. У меня вот вопрос есть один. На самом деле, вот университет дает гуманитарное образование, как принципы мышления, или все-таки это какая-то определенная профессия, которая вот будет … и трудоустроен, ты будешь двигаться по карьерной лестнице и так далее?

Ведущий: Спасибо. Кто возьмется отвечать?

А.В.: Я попробую Владимир Николаевич, наверно, меня поправит и дополнит. Я полагаю, что новые направления в первую очередь, о которых мы говорим сегодня – «Искусства и гуманитарные науки» и «Организация работы с молодежью» - это своеобразные синтезы. Это синтезы способности к творческому, оригинальному мышлению, которое невозможно без фундаментальной теоретической подготовки. И это серьезный пласт практико-ориентированных дисциплин, которые читают, в том числе, и люди из сферы этой самой практики, не университетские люди. Это очень важно.

Ведущий: То есть, помимо общей теории, да, у вас будет очень много возможностей получить какие-то прикладные навыки.

А.В.: Совершенно верно. Кроме того, нельзя забывать и о магистратуре, которая дополнит в плане практико-ориентированности нашего бакаларивата, и о формате дополнительного образования.

Ведущий: Владимир Николаевич, вот момент. Я правильно понимаю, в магистратуру потом можно двигать на любой факультет гуманитарного профиля?

В.Ж.: Да, практически на любой. В этом-то все и дело. Дело в том, что бакалавриатская диссертация и диплом бакалавра, вообще-то, дает ограниченную специальную подготовку. Поэтому очень важно получить общую университетскую подготовку. Во многих странах вообще ставится вопрос, в Японии, например, о всеобщем университетском образовании, как у нас всеобщее среднее, например. Это же соответствует и духу пожизненного образования. И ЮНЕСКО провел две всемирные конференции по арт- и культуробразованию, которые хотят ввести, по крайней мере, в Европе на первое место даже относительно традиционных дисциплин - математики, истории, литературы. То есть, можно сказать, что это глобальная мировая тенденция. Поэтому нельзя сказать, что мы уходим от специальности, от жизни. Жизни, особенно российской, нужен умный человек, который адаптирован к горизонту мировой культуры, ее креативным ресурсам. Давайте, может быть, скажем конъюнктурно. Перми нужен европеец с пермскими… с прикамскими корнями.

А.В.: Настоящий европеец.

Ведущий: Европа начинается здесь.

А.В.: С прикамскими корнями.

Ведущий: Да. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я из Перми. Мне хотелось задать такой вопрос. То есть, он вызывает у меня очень серьезное такое отношение. Дело-то в том, что как возможно назвать Пермь культурной столицей Европы, и как она может ею быть? А я художник, и как это возможно, если, предположим, город, он опоясан лагерями, уголовными и политическими. И над городом, как бы, здесь аура вот этих вот дел, очень несерьезных. Потому что даже царское правительство высылало сюда людей для того, чтобы они здесь быстрее умирали.

Ведущий: Понятно, Николай. В общем, Николай у нас подключился к разговору, услышав, что здесь представители философского факультета. Давайте пофилософствуем.

А.В.: Ну, что ж, можно ответить?

Ведущий: Давайте.

А.В.: Я хочу привести только один пример. Вы знаете, как начинался Голливуд? Голливуд начинался, как маленький поселок, отделенный от Лос-Анджелеса десятками километров, никому неизвестный, заброшенный. Все стало меняться в конце 19-го – начале 20-го века, когда там стала развиваться киноиндустрия. Я к чему? В столицах, в культурных столицах подлинных в культурных столицах настоящего дня как раз в силу, может быть, некой излишней конъюнктурности все ниши для того, чтобы там прорастало и развивалось подлинно новое и интересное людям, они заняты. Мне кажется, что в провинции есть очень хороший шанс для того, чтобы построить нечто принципиально новое и оригинальное в плане культурной жизни и социокультурных проектов. Именно потому, что эти ниши здесь не заняты.

Ведущий: Владимир Николаевич, у нас уже нет времени, но, если уж Александр Юрьевич у нас фактически подвел итог всему разговору, напомните просто буквально в двух словах. Абитура 11-го года может к вам идти хоть сейчас.

В.Ж.: Конечно, да. Можно идти на кафедру, на факультет, связаться лично со мной, с Александром Юрьевичем. Мы будем встречать каждого.

Ведущий: Контактные телефоны.

А.В.: С большим удовольствием мы ответим на любые вопросы по телефонам: 2-396-823, 2-396-834.

Ведущий: Александр Внутских, Владимир Железняк – доктора наук, представители ФСФ ПГУ были у нас в гостях. Спасибо.

А.В.: Спасибо.


Обсуждение
1542
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.