Верхний баннер
06:46 | ЧЕТВЕРГ | 09 МАЯ 2024

$ 91.82 € 98.95

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:31, 23 июня 2011

Александр Проханов на «Эхе Перми».

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Продолжается прямой эфир на 91,2 FM. Это пермское «Эхо». Меня зовут Роман Попов. Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. И я приветствую в этой студии писателя, журналиста, главного редактора газеты «Завтра» Александра Проханова. Александр Андреевич, здравствуйте.

Александр Проханов: Добрый день.

Ведущий: Александр Андреевич, вы в Перми вот не с сегодняшнего утра, насколько я понимаю.

А.П.: В общем, похоже, что да.

Ведущий: Вы в Перми уже успели и повидать, и побывать. Сегодня вечером у вас в 18 часов в доме культуры ПГУ лекция будет. Мы о ней еще поговорим.

А.П.: По-моему, завтра будет она.

Ведущий: 23 июня… да, завтра. Завтра будет лекция, 23 июня. Ну, а пока о том, что уже успели увидеть?

А.П.: По-моему, я очень много успел увидеть. Я успел увидеть город, который подвергся такой вот мощнейшей атаке с трех сторон одновременно. Я успел почувствовать, что здесь высадилось, по крайней мере, три десанта. Один десант – это десант американцев на военные оборонные предприятия города, вчера еще абсолютно закрытые, секретные, а сегодня широко распахнувшие свои ворота в лаборатории нашим заокеанским друзьям и учителям. Второй десант – это криминальный Кавказ, который пришел сюда с топором и бензопилой, и режет пермские леса направо и налево. И третий десант – это десант Гельмана и всей вот этой гельмановской субкультуры, которая вторглась в традиционный уклад пермской психологии, культуры и мира. И вот эти три десанта, я их ощутил и шкурой, и глазами, и всем на свете. Это очень так характерно. Это город, который так мощно и, может быть, даже страшно атакован. Я такого не видел в России.

Ведущий: Атакован, это, значит надо обороняться?

А.П.: Нет, а может, надо сдаваться? Может быть, вот эти пришельцы, вот эти деревянные человечки красные, которые сидят везде на кровле административных зданий, в детских садах, в церквах, магазинах, в общественных туалетах, может быть, эти пришельцы, они, на самом деле существа с добрым сердцем, и надо им покориться, просто-напросто? Видимо, следующее Законодательное собрание избрать из этих человечков. И, я думаю, что среди них есть и будущий губернатор, наверняка. Вот один такой, вот самый красный, еще не просохший, такой, абсолютно безголовый, мне кажется, это блестящий кандидат для пермского губернатора следующего.

Ведущий: У нас, кстати, наши местные депутаты Законодательного собрания довольно жестко реагировали на красных человечков, когда они только-только начали появляться. Они обижались, они считали, что это на них пародия. Ну, а потом как-то все это потихонечку стихло, стихло, стихло. И все меньше и меньше несогласных возгласов кругом.

А.П.: Нет, Роман, это неудивительно, в том, что… конечно, это шокирует. Все эти пришельцы, будь то инопланетяне или какие-то вирусы неопознанные, или красные человечки. Они сначала шокируют, а потом постепенно люди к ним привыкают и даже в них превращаются. Я думаю, что вот многие депутаты Заксобрания превратились даже в этих деревянных идолов. Тем более, что Пермь – это страна с такой вот традицией идолопоклонства. Здесь много колдунов, много капищ, много священных рощ, и эти деревянные человечки многими воспринимаются, как развитие вот этой традиции пермской деревянной скульптуры.

Ведущий: У нас в последнее время в Перми проходит фестиваль «Белые ночи». Концепция фестиваля предполагает огромное количество мероприятий, там, в районе 250. Самое что интересное, уже сейчас можно констатировать. Спросом и интересом у пермяков пользуется, может быть, десяток мероприятий. Все остальные находят своего зрителя, в основном, либо среди случайных прохожих, абсолютно случайных, либо среди, ну, каких-то уж давних, укоренелых фанатов. Это ни хорошо, ни плохо. Просто создается странное ощущение, что фестиваль проводится в пустоту.

А.П.: Знаете, я в каком-то смысле, являюсь пермяком, потому что у меня то же самое ощущение. И вот я отсутствие интереса к этим мероприятиям объясняю своей косностью, своей недоразвитостью, своей заскорузлостью, потому что, видимо, я глубоко отсталый человек, может, мракобес, потому что нельзя не восхищаться на самом деле вот этими шестами, которые воздвигнуты на площадях Перми. Невозможно, конечно, вот равнодушно пройти мимо этой поленницы дров, на которой, наверняка, будет сожжен устроитель всех этих вот манифестаций Марат Гельман. И сама по себе идея, она прекрасна, но у меня вызывает какую-то оторопь и дрожь. Потому что, конечно, Марат Гельман отчасти и напоминает Жанну Д’Арк. Я видел его в юбке. Но вот, чтобы прилюдно, да еще избрать город Пермь, город такой мощный, уральский, традиционный, с представлениями о человеке, в котором формировались военно-промышленным комплексом советским идеи победы, обороны, а также таинственной, вот этой вот православной, языческой уральской культуры. Конечно, пермяки просто не доросли до этого высокого божественного искусства.

Ведущий: Дорастем?

А.П.: Как будут поливать. Если хорошо будут поливать, дорастем, конечно, дорастем обязательно. Вытянемся в длину, потеряем, наверно, свой объем, превратимся в таких червей ???????? (неразборчиво) и дорастем обязательно.

Ведущий: Вы будете читать завтра лекцию на тему «Метафизика русской трагедии». Я вас сразу из местного контекста, да, в контекст такой, общефедеральный. «Метафизика русской трагедии» - это лекция о чем? Буквально в нескольких словах.

А.П.: Да, да. Просто я же приглашен ???????? (неразборчиво) людьми, пермяками, вот этим сообществом патриотов, среди которых, наверно, Константин Окунев или Роман Юшков. Это они мне предложили эту тему, и, может, определили даже направление. Я буду говорить о том, что русская история – это трагическая история мессианского народа, который предлагает миру каждый раз, каждый век какую-то потрясающую альтернативу бытия, отказывая миру в его праве на этот путь, на путь насилия, на путь потребления, на путь такого гедонизма, и предлагая, по-существу, райское бытие. И каждый раз мир откликается на это предложение русских нашествием, насилием, угнетением. И по-существу вот русская история - это постоянная история столкновения мессианского русского народа с косным и злокозненным миром.

Ведущий: Вы будете в рамках этой лекции, как один из примеров приводить, ну, сегодняшнее, например, семидесятилетие начала Великой Отечественной войны?

А.П.: Наверное, да. Я буду говорить о великой мистической русской победе, советской победе 45-го года, как о явлении не военном, не геополитическом и не социальном, а как о священном явлении, о мистическом явлении, в результате которого была опять выпрямлена земная ось, которая гнулась на глазах у мира. И ценою гигантских жертв, 30 почти миллионов убитых на этой войне, ??????? (неразборчиво) Христова жертва, Россия вот выполнила это мессианство. Это тоже мессианство. Россия подставила свой хребет, свою грудь под эту гигантскую тяжесть, под эту тьму, которая навалилась на мир. И мы победили. Но победили так, что мы сейчас до сих пор как бы сотрясаемы этими страшными ударами тьмы и зла.

Ведущий: Вы несколько десятков лет уже колесите по миру. И, в общем, я не могу себе даже представить уголка, в котором вас не было. Скажите, вот неужели, действительно, русский народ, советский народ, если хотите, так отличается от всех остальных?

А.П.: Ну, во-первых, если посмотреть на русскую историографию, и, в общем, на историю русского самосознания…

Ведущий: Нет, нет, нет, нет, подождите, секунду.

А.П.: А, мой опыт?

Ведущий: Ваш опыт, конечно. Вы же видели представителей самых разных народов.

А.П.: Конечно, очень отличается. Очень отличается. Более того, каждый народ отличается от другого народа. Нет никакого пластилина, в который слиплось человечество. Все народы потрясающе отличаются друг от друга. Если говорить, скажем, о американском народе, который, на самом деле, состоит из множества других народов, этносов, американский социум, американский народ и американская империя – она абсолютно отлична от всего того, что существует даже на западе. Запад, европейский запад, он на йоту не напоминает Америку. Это нечто неповторимое. Не говорю уже о русских.

Ведущий: А если русская черта – это мессианство, то, в таком случае, американское это что?

А.П.: Я думаю, что у американцев есть элементы мессианства. Вот совершенно четко мессианским народом является еврейский народ. Есть еврейское мессианство. Американское мессианство – это мессианство квакеров. Они тоже исполнены идеей града на холме, своего величия и своих сверхзадач глобальных, которые реализуются через империю.

Ведущий: Секунду. А чем мы тогда от них отличаемся? У нас мессианство, у них мессианство.

А.П.: Ну, например, может быть мессианство направлено на то, чтобы всех людей превратить в деревянных человечков красного цвета. Вот такая сверхзадача вам ???????? (неразборчиво) поставлена быть? Русское мессианство связано с тем, что Россия хочет увидеть земную жизнь в виде рая. Это райское бытие, это инобытие по-существу.

Ведущий: А все остальные хотят ада?

А.П.: А все остальные либо хотят комфорта, либо хотят огромного супермаркета, либо хотят просто господствовать, идей господства. Я не знаю, чего хотят, там, ну, не знаю, народы бантустанов каких-нибудь. Но райского бытия хотят немногие.

Ведущий: А в каком тогда виде будет выглядеть райское бытие, которого хочет русский народ?

А.П.: Ну, оно каждый раз по-разному. Например, в 15 веке старец Филофей, который сформулировал концепцию «Москва – третий Рим…», это идея абсолютного православия, которая отличается от всего остального запада, где христианская идея погибла, и задача России сохранить православную веру, чтобы Россия была хранительницей этого света. Никонианская идея, которая построила «новый Иерусалим» в Подмосковье, это идея превращения государства, по-существу, в такой огромный космодром, на который опустится Христос во время второго пришествия, и превращение России в огромный монастырь. То есть, с этим монастырским, аскетическим, направленным на бога, познания бытием. Сталинское мессианство – это создание общества абсолютно нового типа и человечества нового, такого красного, человечества, которое штурмует небеса, космос.

Ведущий: А потом оказалось, что мы все-таки хотим супермаркеты.

А.П.: А потом оказалось, что мы все-таки хотим супермаркеты. И вот когда мы захотели супермаркет, мы просто превратились в насекомых, и в червей. Но, слава богу, не все. И довольно большое количество людей сейчас выходят за пределы вот этого жуткого, гнусного потребления.

Ведущий: И, кстати, для тех людей, которые себя причисляют к таковым, завтра в 18 часов 23 июня дом культуры ПГУ лекция Александра Проханова на тему «Метафизика русской трагедии».

А.П.: Все так.

Ведущий: Вот на этом я свою болтологическую часть завершаю, и даю возможность вам отвечать на вопросы наших слушателей. 261-88-67. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Алле. Добрый день, Роман. Добрый день, Александр Андреевич. С большим вниманием всегда, с большим удовольствием я слушаю ваши в разворотах… нет, не в разворотах, в «Особом мнении» ваши выступления. Вот у меня к вам вопрос. Конечно, дата вот 22 июня - это священная, трагедийная дата для нашего народа. В связи с этим мне хотелось бы вам задать вопрос. Вы знаете, о чем я сейчас спрошу. Как вы относитесь к творчеству и чисто в человеческом плане к великому писателю, ну, эмигранту, конечно, Некрасову Виктору Платоновичу? И, соответственно, тут же вплетается само по себе рикошетом отношение к трагедии Бабьего Яра. И еще, последний вопрос. Не начали ли вы процедуру измерения черепов циркулем? Спасибо.

А.П.: Нет, начал. Я эту процедуру начал. Я сейчас продолжаю ее. Я измерил череп Романа. Он не совсем стандартный, понимаете. Он выдает какого-то сверхчеловека. Я даже не убежден, что Роман человек, а только отчасти. Так что циркуль всегда при мне. Хотите, приходите. Теперь, что касается фронтовиков-писателей. Вне зависимости от их мировоззрения, эмигранты они, или самоубийцы, или лауреаты сталинской премии, я к ним отношусь с чувством высочайшего почтения. Потому что человек, который прошел все вот эти вот гекатомбы войны, особенно Сталинграда, где погиб мой отец, для меня эти люди просто таки богоносцы. Поэтому, повторяю, мое отношение к этим людям связано с преклонением. А насчет циркуля, или там, я не знаю, циркулярной пилы, милости прошу.

Ведущий: Вы, отвечая на вопрос, обошли Бабий Яр.

А.П.: Что я должен сказать о Бабьем Яре? Радуюсь ли я тому, что там расстреляли всех евреев? Или я радуюсь тому, что расстреляли не всех евреев, но там есть и русские, и украинцы? Или что я должен сказать? Как вы думаете?

Ведущий: Нет, я здесь, упаси господи…

А.П.: У меня отношение к Бабьему Яру, как к месту, где фашисты расстреливали моих соотечественников.

Ведущий: Все, ответ получен. 261-88-67 – телефон прямого эфира. 404582017 – наше эфирное ICQ. О, хороший вопрос пришел по ICQ от Андрея. Андрей интересуется: «Скажите, пожалуйста, какие книги сейчас можно почитать из современных российских?»

А.П.: Ну, огромное количество книг выходит. Я не очень литературный человек. Но я, кстати, привез сюда собрание своих сочинений, и которое вышло в этом году в 15-ти томах. Я очень горжусь, что вот в это тяжелое для писателей время, оно, действительно, очень тяжелое, нашлись издательства ????????? (неразборчиво), которые издали вот мои книги таким тиражом и объемом. Поэтому я хочу на этом вечере, который будет, я хочу сделать дар вашей пушкинской библиотеке и положить туда на полки свои книги. Ну, а что касается остальных книг, конечно, очень интересные книги того же ??????? (неразборчиво), Сорокина, новая звезда восходящая Прилепин. Я думаю, что очень интересен мой сверстник Мамлеев Юрий, такой мистик, метафизик.

Ведущий: Алексея Иванова читали?

А.П.: Ну, как можно не читать Алексея Иванова? Я бы с удовольствием с ним здесь познакомился, потому что я считаю его очень крупным русским художником.

Ведущий: Мы продолжаем. 261-88-67. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте, Роман. Здравствуйте, Александр Андреевич. С глубоким уважением к вам относимся. И вот хотелось бы задать такой вопрос.

Ведущий: Сначала скажите, как вас зовут.

Слушатель: Меня зовут Петр. Вот у нас нет лидера патриотического движения. Вот как-то Александр Андреевич говорил уже, что он не политик, он писатель. Но, в общем-то, хотелось бы узнать, а есть ли такой у нас политик, лидер, который, согласно вашим словам поведет нас за собой, и мы воспрянем, наконец-то, из пепла?

Ведущий: Славно, Петр. Спасибо. Александр Андреевич, ну, покажите просто пальцем. Если не за вами, то за кем?

А.П.: Ну, вы знаете, если б я был лидером, был бы заметен. Нет лидеров тайных, латентных. Нет лидеров, которые, являясь лидером, живут в норе. Такого лидера, действительно, нет. Это драма. Но есть нечто, говорю неточно, абсолютно неточным языком, что по-существу является таким вот коллективным лидером. Это вот то, что определяется понятием «неосталинизм». Сейчас в России возрождается неосталинское направление. Сталин является одним из самых популярных политиков. Причем, мне кажется, не тот Сталин реальный, который выиграл войну или создавал цивилизацию советскую, а какой-то новый, другой Сталин, который является сейчас вот на фоне русской драмы. И вот этот метафизический Сталин является русским лидером.

Ведущий: Расскажите об этом неосталине. Какие у него черты? То есть, я правильно понимаю, что фактически это тот самый слепок, тот самый образ, в который рано или поздно встанет человек, он ему подойдет, и все, и тогда народ за ним пойдет?

А.П.: Нет, я думаю, что этот Сталин, он не имеет антропологических черт. Скорее всего, этот Сталин чем-то напоминает монастырь 13-го века, куда во время пожаров и нашествий укрывались русские люди, русские художники, мастеровые, гонимые, и там затворялись, в этих монастырях, и отсиживались или оборонялись во время этих страшных нашествий. Поэтому этот неосталин, который является, повторяю, странным, еще неразгаданным кумиром, в том числе, и молодых людей, которым 18, 17 лет, этот неосталин, он, скорее, дух, а не плоть. И необязательно он должен обрести плоть. Этот Сталин может быть группой политиков. Этот Сталин может быть русским, а может быть и евреем. Этот Сталин может быть опять грузином, а может быть и, не знаю, каким-то удмуртским колдуном. Но, повторяю, сегодня вот это ощущение того, что в Россию возвращается дух великого вождя, великого хозяина в эту бесхозную нашу несчастную Россию, он и формирует нового политического лидера и политического вождя.

Ведущий: Вот еще раз. Когда вы говорите про неосталина, про этот дух, который витает в воздухе, за которым уже готовы пойти, который, может быть, и не воплотится, да это не так важно, это мне каким-то абсолютно чудесным образом начинает напоминать сказки начала середины 29-го века все тот же самый «Властелин Колец» Толкина или, допустим, конец 20-го века – начало 21-го «Гарри Поттер». И они все, так или иначе, предвидели и предугадывали, и говорили про опасность с востока. Нет?

А.П.: Вы думаете, что Сталин – это опасность с востока?

Ведущий: Ну, насколько я понимаю, что когда профессор Джон Рональд Роэл Толкин писал своего «Властелина колец», и, в общем, что-то подобное и описывал.

А.П.: Я думаю, что Сталин, о котором мы сейчас говорим, это реакция на опасность с запада. Это реакция на то, что запад пришел сюда в страну, разворошил и уничтожил ее заводы, обескровил ее потенциал духовный, создал псевдокультуру, вырезал из национального сознания целые фрагменты такого живого общения со своим прошлым и грядущим.

Ведущий: Может быть, потому что тяжко жить в монастыре?

А.П.: Может быть. Конечно, в борделе жить легче, я понимаю. Поэтому каждому народу предложено – либо живи в борделе, и тогда ты свободный народ и любишь Гельмана, либо живи в монастыре, и тогда ты народ-герой, народ-подвижник. И тогда ты открываешь великие тайны мироздания. И народы выбирают это.

Ведущий: Александр Андреевич, скажите. На «Эхо» вот вы приходите стабильно к нашим федеральным коллегам. Вы представляете себе общую аудиторию. Ну, такую направленность аудитории, срез. Но, тем не менее, вы приходите, вас слушают. Кто-то, может быть, воспринимает как чудака, кто-то как ортодокса, кто-то считает, что вас приглашают только для того, чтобы каким-то образом разбавить там наличие массы либеральных точек зрения. Но вы приходите постоянно. Приходите, приходите, приходите. Зачем?

А.П.: Я медийный персонаж. Я носитель представлений. И эти представления, они доносятся до публики. И я использую все каналы, через которые могу свое мировоззрение донести до публики. И «Эхо Москвы» - это один из этих каналов. Но кроме «Эха Москвы» существует второй федеральный канал, существует НТВ, существует первый федеральный канал, существует «ТВ центр», существует масса других телевизионных шоу, и моя газета, и ваше радио, и поэтому я не ????????? (неразборчиво) ничем.

Ведущий: «У вас абонемент на программу Владимира Соловьева? – интересуется Михаил. – Как ни включишь, так либо Владимир Вольфович, либо вы».

А.П.: Выходит, что да. Это есть некоторый такой вот пакет таких вот обязательств, конечно. Я, наверно, даже оплачиваю свое там появление. Как иначе? В наш коммерческий век.

Ведущий: День добрый. Здравствуйте.

Слушатель: Алле. Здравствуйте. Это Илья ???????? (неразборчиво). Здравствуйте, Роман. Здравствуйте. Александр Андреевич. Мы завтра с вами увидимся, Александр Андреевич, на лекции. Я вот хотел у вас спросить немножко приземлено, такой вопрос, ????????? (неразборчиво) и прочих ???????? (неразборчиво) вещей. Вы издаете газету «Завтра». Она весьма острая, такая оппозиционная газета, печатаете там замечательный материал. У меня такой вопрос. Вас как-то прессовали с этой газетой? Как и до нее, которая была газета. То есть, у вас возникали проблемы?

А.П.: Ну, вот газета «День», которая была предшественницей газеты «Завтра», она была закрыта без суда и следствия во время событий кровавых в Москве 93-м годом, как газета, которая была как бы вот этим флагманом этого восстания народного. И поэтому были закрыты, и вынуждены были бежать из Москвы, когда было военное положение, когда моих друзей арестовывали. Ну, вернулись, основали газету «Завтра». С газетой «Завтра» легче. Газету «Завтра» не прессуют. Проблема просто в финансировании. Я постоянно нахожусь под угрозой прекращения финансирования. И львиная доля моих усилий, как редактора, направлена на получение вот этих вот спонсорных взносов.

Ведущий: А почему не прессуют?

А.П.: Ну, я думаю, потому что я встроился в режим, может быть, я даже и «шестерка» режима, может, даже я воспеваю режим, может, поэтому. А может, потому что сегодня власти вообще наплевать на прессу. На вас наплевать, на «Эхо Москвы» наплевать. Власти наплевать на прессу. И между властью и источником информации воздвигнута огромная мембрана, через которую все наши проклятия не достигают Кремля.

Ведущий: Александр Андреевич, вы говорите, что власти наплевать на средства массовой информации. На нас, на вас, на всех остальных. Почему?

А.П.: Я думаю, что вот такой тип общества создан, это называется управляемая демократия. То есть, демократия налицо, но ее эффективность нулевая. И власть обладает этими технологиями. Потому что для того, чтобы власти было не наплевать, общественное мнение, в конце концов, должно сформулировать кулак, который врежет этой власти по башке и свернет ее скулу. Но общественное сознание России сегодня не формирует кулак. Оно дисперсно, оно многополярно, но не направлено на создание реального сопротивления политического или военного, например.

Ведущий: Слушайте, а как это соотносится с вашими словами в первой части нашей программы сказанными о том, что в народе буквально зреет ощущение, предчувствие и желание, когда же придет этот неосталин, и его дух, и так далее?

А.П.: Ну, вот он придет, тогда кулак и сформируется. Ну, необязательно он будет кулаком. Я думаю, что воздействие на власть, так или иначе, сложится и произойдет. Но только не через Интернет ???????? (неразборчиво).

Ведущий: Подождите. То есть, вы говорите, когда он придет, кулак сформируется, необязательно кулак. Подождите. Вот это вот неосталин. Мне просто очень понравился образ. Он сформируется из нашей текущей власти? Или он сформируется, как противопоставление этой самой власти? ??????? (неразборчиво), сместит и наведет новый порядок.

А.П.: Ну, вы слишком много от меня хотите. Вы хотите, чтоб я вскрыл лабораторию создания нового Сталина. Новый Сталин будет создаваться, как и из нынешней власти, потому что глубинные, скрытые ядра сталинизма, неосталинизма существуют в современном кремлевском слое. Ну, и, конечно, этот властный субъект, сложно развиваясь и уничтожая вокруг себя все т, что было в свое время уничтожено реальным Сталиным, он будет опираться на тенденции народа, на тенденции масс.

Ведущий: Ну, а пока его нет, серость такая, что всем на всех плевать.

А.П.: А пока его нет, никакой серости нет, потому что Россия живет довольно большими идеологическими такими всплесками напряжения, о которых западу только остается мечтать. Запад, как раз, очень пресный, очень скучный, очень серый.

Ведущий: А у нас весело жить?

А.П.: У нас, во всяком случае, страшно жить. И реакция на этот кошмар у ????????? (неразборчиво) интеллектуалов очень сложная и интересная. Так что, Россия – это такой полигон самых разных идеологий. Включая идеологию неосталинизма.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Леонид. Александр Андреевич, вопрос о свободе слова. Можно?

А.П.: Да, конечно.

Слушатель: В Перми есть газета «Пятница». Редактор этой газеты Юлия Баталина. Когда в ее присутствии произносят цитаты из Талмуда, то Юлия Баталина с кулаками и со страшными криками бросается на собеседника. Вопрос: имеет ли моральное право гой в присутствии еврейки цитировать Талмуд? Спасибо.

А.П.: Знаете, для меня это слишком сложный вопрос. Мне кажется, нужно вот какой эксперимент произвести.

Ведущий: Давайте, Александр Андреевич, так. Смотрите. Вот, может быть, нас с вами не совсем поняли. Может быть, вас не совсем поняли. Но я вот сейчас с некоторой оторопью выслушал откровенную бредятину, которую нам сообщил слушатель. Я вас попрошу не отвечать на этот вопрос. Давайте лучше продолжим про что-нибудь другое.

А.П.: Хорошо. Давайте, давайте. Поскольку я готово ответить на любые вопросы, в том числе и на вопросы пациентов, я себя не ограничиваю ни в чем.

Ведущий: В данном случае, я полагаю, что на вопросы пациентов как вы выразились, можно будет ответить, например, завтра. Вот придите отдельно там, подождите, когда Александр Андреевич закончит лекцию, подойдите к нему и задайте ему этот вопрос, если вас это так волнует.

А.П.: Готов, готов отвечать.

Ведущий: Мы продолжаем. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Вячеслав беспокоит. Александр Андреевич, я рад вас слышать. Скажите, пожалуйста, как так могло случиться, что у нас и неофашизм стал сильно продвигаться? Власть не принимает радикальных мер против уничтожения этого явления.

Ведущий: Неофашизм.

А.П.: Да. Вот неофашизм. Я думаю, что власти отчасти сделали довольно многое для того, чтобы все, что называется русским, или русским национальным, приравнять к фашизму. Была целая такая тенденция. Особенно она была сильна в начале 90-х годов. Русский – значит фашист. И в ту пору я был фашистом. Может, для кого-то из нынешних либералов я остаюсь таковым. Был Распутин Валентин фашистом. Был Василий Белов фашистом. Был фашистом Юрий Бондарев, воевавший с фашистами. Поэтому вот эта традиция подавления это же по-существу форма ???????? (неразборчиво) . Если ты фашист, то не имеешь право на существование. И вот эта традиция, она сохраняется. И такая вот навязанная вот эта вот такая фашизация русского национального процесса, она, мне кажется, омерзительна, отвратительна и пагубна очень.

Ведущий: А неофашизм вообще существует?

А.П.: Неофашизм существует в том смысле, что есть прогнозы на то, что сегодняшняя Европа, она может продемонстрировать образование нескольких фашистских государств.

Ведущий: Например?

А.П.: Ну например, Германия, где германское начало, германский дух настолько запрессован под асфальт, что он там зреет и готов будет рвануть. Та же Англия, которая говорит, что мультикультурная политика, она провалилась по-существу. Экспансия мусульман и людей из Африки, она пагубна для европейской цивилизации. Кстати сама организация НАТО, я вот был даже в этом, по-моему, году в Брюсселе, и встречался с офицерами НАТО в неформальной обстановке. Пили там аперитивы. Они сказали, что смысл НАТО сегодня не в войне с Советским Союзом, которого нет, а в защите европейских ценностей. То есть, эта защита европейских ценностей по-существу касается сбережения вот этой белой цивилизации, белой расы. Так что, фашизм, он никуда не делся.

Ведущий: Здравствуйте. Алле.

Слушатель: Здравствуйте. Николай. Александр Андреевич, как вы относитесь к тому, что Минюст не зарегистрировал партию «Парнас»? Спасибо.

Ведущий: Спасибо вам.

А.П.: Между нами говоря, с равнодушием отношусь и к партии «Парнас», и к партии «Пегас», и ко всем другим партиям, потому что я давно разочаровался в партийной и парламентской процедуре. Власть в России не будет меняться через парламент. Власть обладает такой силой, мощью и такими политическими технологиями и ресурсами, которые способны воспроизводить ее в любом случае, даже если за эту власть проголосуют два человека. Поэтому зарегистрирован «Парнас», или он остается такой маломерной богемной политической организацией, меня это абсолютно не волнует.

Ведущий: Вас спрашивают по ICQ. «Ждать ли новой революции? Если да, то когда?»

А.П.: Я думаю, лучше все-таки съездить на Кипр, отдохнуть сначала, а потом ждать этой революции.

Ведущий: Ваше мнение о Зюганове, как о политике. Кратко.

А.П.: У Зюганова, как и у Путина, несколько периодов политических. У него был период, где он абсолютно был заслуженным человеком, он спас компартию, которую запрещали, которая должна была развалиться. Видимо, вот этот охранительный опыт, который он приобрел на то, чтоб сберечь организацию, он преследует его по сей день. И поэтому он слишком охоч к компромиссам. Но мне кажется, что Зюганов… его, как бы, период политический завершен. И левое движение в России, оно исчерпало все прежние технологии. Зюганов и компартия Российской Федерации не сформулировала концепт новой левой идеи в новой России. Вот это, мне кажется, вина и просчет и Зюганова, и компартии. Интеллектуальный потенциал компартии невысок, к сожалению. Хотя страна левая, хотя страна вся дышит левым советским реваншем. И в этом смысле, мне кажется, Геннадий Андреевич должен очень критически посмотреть на себя.

Ведущий: Короткий вопрос: Путин или Медведев?

А.П.: Ни тот, ни другой.

Ведущий: Видимо, последний звонок в этом эфире. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Алле. Здравствуйте, Александр Андреевич. Это Маргарита. У меня такой вопрос. Сможете ли вы выяснить, почему вашу газету в Перми вот уже много лет невозможно купить? Я даже в Москву к вам хотела приезжать, и поставить этот вопрос.

А.П.: Ну, вот я сейчас ???????? (неразборчиво) на краткое время в Перми. Ну, это связано просто, я думаю, что с таким, с повышенным либеральным страхом по отношению к моей газете. Есть еще несколько городов, где она принципиально не ????????? (неразборчиво), и структуры, распространяющие газету, не берут ее из страха показаться, не знаю, националистическими, может быть, или коммунистическими.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Александр. Хотел задать вопрос Александру Андреевичу. Если бы вашего отца и вашу мать в сталинские годы советских репрессий расстреляли, неужели вы бы точно также носили своего Сталина и молились ему, как богу? Спасибо.

А.П.: В моей семье было очень много репрессированных людей. И большая часть моего рода была разгромлена, как, впрочем, у людей типа Королева, который делал космический советский прорыв. И вот сейчас, конечно, выбирать между Родиной, которая лежит во прахе, и дорогими могилами сейчас не приходится. Я как раз тот пример, у которого родня пострадала. Я остаюсь сторонником сильного, мощного, в данном случае советского государства.

Ведущий: Здравствуйте.

Слушатель: Алло. Добрый день. Александр Сергеевич меня зовут. Александр Андреевич, Роман, добрый день. Вот вопрос какой. Александр Андреевич, я не ваш поклонник. Но спасибо за то, что вы отстаиваете позиции по отношению, скажем, к господам, так сказать, Сванидзе и компании. Но у меня вопрос другого плана. Создается общенародный российский фронт, который, видимо, так сказать, переиграет очень многих, так сказать, партий, и так далее, и так далее. Ваша оценка перспективы развития этого объединения.

Ведущий: Спасибо.

А.П.: Я вам разочарую, потому что я в этих оценках очень слаб. Я даже с некоторой брезгливостью отношусь ко всем этим политическим манипуляциям. Они направлены, эти манипуляции, не на создание мощной страны, не на создание русских звездолетов, не на создание русской культуры, новой русской оперы. Они создание… направлены на воспроизведение этой власти, этой власти, которая повинна в сегодняшней деградации.

Ведущий: «Безнадегой веет от ваших слов, - пишет Сергей. – У власти торгаши да жулики, а выхода нет».

А.П.: Да нет, у нас все отлично. Мы же убываем всего по одному миллиону в год. Это же так хорошо. Если б была враждебная России власть и элита, мы бы умирали со скоростью трех миллионов в год. А у нас все хорошо. Какая там безнадега? Радуемся.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Валентин. Александр Андреевич, что с Владимиром Васильевичем Квачковым? Что-то сегодня сказали, но не совсем понятно. Будьте добры.

А.П.: Полковник Квачков пережил… у него ж очень трагическая судьба, мощная судьба. Это настоящий вояка. Настоящий, ну, что ли, такой вот военный боевик, разведчик, подрывник. Он многое претерпел на этих войнах. Потом все, что было связано с Чубайсом, это огромный прессинг на душу, на психологию. Выйдя из одной тюрьмы, он сразу угодил в следующую тюрьму по обвинению в экстремизме. И по-существу сейчас ведутся следственные процедуры, которые, видимо, будут затянуты. Появилось, мне кажется, такое желание у власти затянуть дело Квачкова и других русских патриотов, создать такое вот, как бы, русское дело, русский Нюрнбергский процесс провести. Поэтому его ситуация мучительная, сложная, и, может быть, даже более сложная, чем та, в которую попал после квази-покушения на Чубайса.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Товарищ Проханов, скажите, пожалуйста, как выдумаете, не надо ли гражданам Российской Федерации, в том числе, и бывшим гражданам Советского Союза, покаяться перед Иосифом Виссарионовичем Сталиным?

А.П.: Я думаю, что вообще покаяние сейчас несвоевременно. Я думаю, что, если на самом деле вот вы считаете, что покаяние должно состояться, оно уже состоялось. Потому что советские ценности, советские ценности исповедуют примерно 85 процентов сегодняшних жителей России, как это было во время референдума, который затеял Горбачев. А советские ценности представляют такие ценности, как победа 45-го года, космос гагаринский и Сталин.

Ведущий: Победа, космос и Сталин. Так? Вот это вот триада, на которых держатся советские ценности?

А.П.: Ну, я думаю, что, конечно, вам хотелось, чтоб здесь был бы еще супермаркет. Вот его нет здесь. Да, три ценности.

Ведущий: Александр Проханов у нас в гостях, главный редактор газеты «Завтра», писатель. Завтра Александр Андреевич выступит с лекцией на тему «Метафизика русской трагедии». 23 июня, 18 часов в доме культуры ПГУ. Не пропустите эту встречу. Я напомню, что Александр Андреевич к нам приехал в рамках проекта «Русские встречи. Спасибо большое.

А.П.: Благодарю вас.


Обсуждение
1596
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.