Верхний баннер
09:18 | ВТОРНИК | 07 МАЯ 2024

$ 91.31 € 98.47

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

15:00, 04 октября 2011

Медицинские ошибки

Ведущий: 15 часов 8 минут. Олег Коневских в студии, Антон Мелехин за звукорежиссерским пультом. И сегодня у нас очень не простая тема, хотя, когда она была простой, когда дело касается закона?! В гостях у меня директор Пермского медицинского правозащитного центра Евгений Козьминых. Евгений, здравствуйте.

Евгений Козьминых: Здравствуйте.

Ведущий: Заявлена была тема, вы ее слышали неоднократно в анонсах, могли прочитать на сайте, о том, как обезопасить себя от врачебных ошибок, обращаясь именно в частную клинику. Расскажу, в чем дело. Новость от 15 сентября на «Эхо Перми» и на 59.ru рассказывает о том. В частной клинике Перми во время операции погибла женщина. Анестезиолог-реаниматолог одной из частных клиник признан виновным в причинении смерти жительнице Перми. Как отметили в прокуратуре Свердловского района, женщина погибла из-за ненадлежащего исполнения врачом профессиональных обязанностей. В прокуратуре отмечают, что до операции пациентка длительное время лечилась от бесплодия и планировала беременность. После одного из обследований ей было рекомендовано проведение операции лапароскопия. Операцию проводил врач анестезиолог-реаниматолог одной из частных клиник города. В ходе операции, рассказывает сотрудник пресс-службы прокуратуры Пермского края, в результате нарушений врачом Ершовым методики диагностики осложнений и оперативного реагирования на состояние пациентки, неграмотного и неполного оказания им медицинской помощи наступили необратимые последствия, повлекшие за тем нарушение процесса дыхания. Пациентка скончалась. В клинику тогда была вызвана скорая помощь. 32 года женщине было. Спасти ее не удалось. Свердловский районный суд Перми признал врача виновным в причинении пациентке смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей. Медика приговорили к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселения с лишением права заниматься врачебной деятельностью по специальности реаниматология, анестезиология сроком на два года. Вот такая новость. Напомню, эта новость от 14-15 сентября. Евгений, вот такая ситуация трагичная, жутковатая, честно скажу, мы же все привыкли так или иначе в интернете среди знакомых встречаем постоянно реплики, вот я полностью отказался от муниципальной медицины, я полностью перешел в платные клиники, я просто напросто испытываю огромный кайф от того, что как со мной обращаются, какие там стены покрашенные, обои новые, водичку мне принесли, печененьку дали. Но, в итоге никто не застрахован от медицины.

Е.К.: К сожалению, человеку свойственно ошибаться. Врачи, как и все люди, тоже иногда ошибаются. Что касается частных клиник, то действительно процент ошибок и дефектных каких-то мероприятий, манипуляций в них меньше, чем в муниципальных и государственных, потому что там персонал естественно более высокооплаченный, высококвалифицированный, как считается. Но, как мы видим из озвученного примера и частные клиники не обходят вот такие врачебные дела, связанные с вредом для жизни пациентов. Но это, конечно, редкость, это эксклюзивный случай, который произошел в частной клинике города Перми. И тем более с приговором в отношении врача с реальным сроком лишения свободы. Почему это эксклюзив? Потому что обычно, если врач и признается виновным в совершении уголовного преступления, то назначается условное лишение свободы, год, два, три. Это предусмотрено санкцией статьи 109 Уголовного Кодекса или 117 «Причинение тяжкого вреда здоровью». Как правило, дела судебные по врачебным дефектам, ошибкам носит гражданско-правовой характер, не уголовный. Уголовных дел всего лишь 3%, чтобы доведено было дело до суда…

Ведущий: 3% из медицинских «случаев»…

Е.К.: Да. Из врачебных дел. Но в среднем по Пермскому краю проходит 20 врачебных дел по искам пациентов к лечебным учреждениям, к врачам по случаям неблагоприятных исходов лечения. Фактически, конечно, таких случаев больше, но не все обращаются в суд, потому что это дело сложное, трудоемкое прежде, чем получить какой-то результат. Но, тем не менее, по нашим данным 80% исков удовлетворяются по взысканию компенсации морального вреда, и дальнейших расходов.

Ведущий: 80% медицинских дел удовлетворяются в пользу пострадавших.

Е.К.: Да. Это высокий достаточно процент.

Ведущий: Это очень высокий процент, я думал, что как минимум в три раза меньше. Это стереотипы такие?

Е.К.: Это раньше было принято считать, что с врачами судиться бесполезно, что там корпоративный дух…

Ведущий: Это и сейчас так принято.

Е.К.: Но, это ошибочное мнение. Те клиенты, наши пациенты, которые обращались в суд также считали, но тем не менее, видите процент остается высоким достаточно, суммы компенсации морального вреда растут год от года. В данном случае по исходу смерти в частной клинике было взыскано реально два миллиона рублей компенсации морального вреда в пользу родственников этой женщины. Эта сумма большая по среднему критерию по РФ…

Ведущий: По искам вообще, я вам скажу.

Е.К.: Да. Очень высокая. Это моральный вред, плюс еще имущественный ущерб также взыскивается наряду с моральным вредом.

Ведущий: То есть общая сумма ущерба иная?

Е.К.: Еще больше, да.

Ведущий: Это является тайной какой-то?

Е.К.: Нет. Там предусмотрено законом и на лечение последующее. Если пациент умирает, то идут на погребение…

Ведущий: То есть все эти расходы последующие…

Е.К.: Да, они подлежат взысканию тоже наряду с моральным вредом. Понятно, что с точки зрения родственников или самого пациента, ставшего инвалидом, конечно, эта сумма…

Ведущий: Меня удивляет сама практика. Честное слово, отслеживаю подобные вещи по долгу работы, и я удивляюсь сумме иска, серьезно. Это в прошлом эфире мы говорили с вашим коллегой юристом о том, что судьи тоже люди, возможно, здесь это тоже сыграло свою роль. Хочется спросить, вот вы, Евгений, директор пермского медицинского правозащитного центра. К стыду своему, я ничего кроме названия о центре не знаю. У нас есть буквально пара минут, что в вашей практике, что в вашем ведении, с кем вы работаете, с какими случаями?

Е.К.: Это очень хорошо, что вы не знали до сегодняшнего дня. Потому что к нам обращаются люди, которые пережили какую-то беду, трагедию, которым нужна юридическая помощь вследствие халатных ошибок со стороны медиков. Мы ведем прием и граждан, и лечебных учреждений, и врачи к нам обращаются, поскольку у нас не лига защитников пациентов только, и не профсоюз медработников. У нас независимая юридическая организация, которая оказывает юридическую помощь при медицинских конфликтах. Консультации граждан у нас бесплатные, у нас общественная организация, поэтому можно обращаться в любое время. Телефон можем тоже сказать 220-68-92, мы располагаемся в центре города около парка Горького, Краснова, 24Б, это во дворах. Желательна запись по телефону.

Ведущий: Очень интересно. Какова доля пациентов, какова доля медиков обращающихся к вам?

Е.К.: Когда мы начинали, 14 лет назад работать, к нам обращались только пациенты, потому что медики привыкли обращаться к своим руководителям непосредственным, к профессорам, академикам…

Ведущий: Чиновникам…

Е.К: Да. Но, сейчас больше обращаются медики, потому что закон все равно играет доминирующее значение в рассматривании всех конфликтов в жизни цивилизованного общества.

Ведущий: Я немного облегчу интернет-аудиторию наших слушателей http://пмпц.рф/ и prpc.ru. Заходите все координаты, новости, парочка виджетов от портала 59.ru меня очень радует, надо еще виджеты от «Эха Перми». Продолжаем разговор. При всем при том, что вы юрист, вы еще и врач?

Е.К.: Да. Я врач, кандидат медицинских наук…

Ведущий: Когда я готовился к эфиру, я точно знал, что вы раньше практиковали.

Е.К.: Совершенно верно.

Ведущий: Как восприняли коллеги то, что вы перешли на другую сторону баррикад?

Е.К.: Больше положительно, потому что все врачи до 2000-х годов ни врач, ни пациент не были защищены в правовом смысле. Ни пациент не мог добиться правды в суде, потому что это сложное занятие, ни врач не был защищен от необоснованных претензий со стороны пациентов, от необоснованного оказания со стороны работодателя, администрации, и от даже уголовного преследования. Ведь нередки такие случаи, когда пациенты обращаются необоснованно в суд, прокуратуру, требуя наказать врача, хотя врач в данном случае не виновен в причинении вреда.

Ведущий: Ну, это факт.

Е.К.: Мы такие случаи отслеживаем, даем консультации как избежать такого наказания, если оно необоснованно и действительно тут врачебной ошибки не допущено, и консультируем уже медиков и пациентов. Были, конечно, и скептические взгляды на нашу деятельность, поскольку со стороны врачей иногда бытовало такое мнение, что любой юрист наживается на бедах врачей и пациентов. Но это не так.

Ведущий: Нарушим регламент передачи в кой-то веки, единственный звонок в этой половине программы. Слушаем вас, алло, как вас зовут? Не хотят со мной разговаривать, видимо испугались. На самом деле мы принимаем звонки после 15.35. Пока пишите по ICQ. Мне было удивительно, что обращения врачей все-таки есть. Знаете, какое мнение формируется сейчас? Что медик особенно в муниципальной клинике, это человек затюканный, боящийся, что либо вынести в публичную сферу, не говоря о том, что он боится подать в суд на руководство.

Е.К.: Это естественно, потому что он зависим как работник от своего работодателя.

Ведущий: А все мы зависимы, но у них как-то особенно ярко выражено.

Е.К.: Ну, знаете, когда припекает, то обращаются в суд и на своего непосредственного руководителя, в частности много по заработной плате, по невыплате уральского коэффициента.

Ведущий: А и такие есть?

Е.К.: Конечно. Мы тоже их рассматриваем. И здесь уже существует устоявшаяся юридическая практика.

Ведущий: В какую сторону она?

Е.К.: Но она, к сожалению, не в пользу работника, потому что этот коэффициент уральский включается в минимальный размер оплаты труда, но это может быть сложно для непосвященного воспринять. В любом случае, такая практика неутешительная в отношении врача. Поэтому действительно вы правы в том, что врач с недостаточной зарплатой, вымотанный, загруженный…

Ведущий: Бумажной работой…

Е.К.: Да, конечно. И все время он стоит под опасностью причинения вреда и ответственности какие-то ошибки или недовольства пациентов.

Ведущий: Иная ситуация, Евгений, когда приходит пациент жаловаться на медика. Насколько чисты, даже можно поделить, если возможно по долям, какова доля людей, путающих медицинскую ошибку с низким качеством общения?

Е.К.: Это больная тема. Действительно обращаются к нам пациенты по двум причинам. Первая причина, когда лечащий врач недостаточно внимательно и уважительно отнесся к пациенту или к родственникам, не поговорим, не объяснил ситуацию и ход болезни, возможные осложнения, и вот если проявился какое-то осложнение, то причину его. И второе основание, по которому к нам обращаются как юристам желающие подать исковое заявление в суд, это когда он идет от одного врача к другому, и другой врач глядя на его диагноз, выписку, хватается за голову, делая большие глаза, восклицает: «И кто ж это вас так полечил!». Дальше прямой путь к юристу.

Ведущий: Это ж натуральная конкуренция! То, о чем мечтаю власти особенно наши.

Е.К.: Это конкуренция в отношении частных клиник. В муниципальных конкуренцию вряд ли здесь можно усмотреть. Здесь есть, ведь когда поступает тяжелый больной из района, из маленькой больнице, то в крупной клинике очень большой соблазн свалить это отношение на мелкую больницу. Скажем, в какой-нибудь крупный центр поступает пациент с тяжелой сердечной патологией, со стоматологической той же, и обязательно сто процентов наших пациентов говорят, вот я пришел, приехал, на меня посмотрели, сказали, где это вас так запустили. Это желание себя подстраховать на случай неблагоприятного исхода уже у себя в клинике, что это, мол, врачи в вашей деревне виноваты, а не мы вовсе. Такое перепихивание немного, перевод стрелок имеет место. Конечно, плохо, но это уже не входит в раздел юридического регулирования. Это морально-этические вопросы отношения, этому нужно учить в университете.

Ведущий: По-моему, даже родители должны учить. А теперь перейдем к главной теме нашего сегодняшнего эфира, медицинские ошибки. Вот произошел развод у вас плохо, а у нас хорошо. Сначала разберем первый блок «плохо». Муниципальный фельдшерский пункт будет ли являться медицинской ошибкой отсутствие необходимых медикаментов на данном фельдшерском пункте?

Е.К.: Это распространенная проблема, особенно в сельских районах. Но сейчас ее становится меньше. Это не врачебная ошибка, это беда нашей медицины…

Ведущий: Вот, Евгений, вот вы и попались. Яму вырыл, вы в нее шагнули. Давайте выкарабкиваться. Не может для человека частного лица быть проблемы медицины, может быть только его личная проблема, и о ней бы и хотелось поговорить.

Е.К.: Конечно, пациенту, которому не досталось жизнеспасающего лекарства, которого он не дождался, но нуждался в этом, без разницы от чего финансирование недостаточное, или же врач забыл назначить это лекарство. Поэтому претензия подается к самой системе, но как правило, первое, что изучают следственные органы и судебно-медицинская экспертиза это действие врача, фельдшера, акушера, которые привели или могли привести…

Ведущий: А дальше, как я понимаю, наступают наши конституционные права, наш пакет прав, по которому я могу обратиться в суд с иском уже к органам власти.

Е.К.: Обращаться не к органам власти, а к той больнице, фельдшерский пункт, где это произошло. Они являются на передовой всех тех претензий пациентов, которые недовольны может быть положением дел в стране…

Ведущий: Тот кто пишет заявку на получение бюджетных средств, тот должен быть крайним, тот самый первый, да? Пишет заявку, мне нужно столько медикаментов, столько валидола, грубо говоря…

Е.К.: Но, пиши не пиши порой эта заявка так и остается на бумаге.

Ведущий: Тогда зачем подавать в суд на них?

Е.К.: А пациент не знает… Ведь правильно мы пришли к выводу, что пациент не знает почему это произошло, кто виноват в том, что нет или не назначили лекарства, или не дали бинт, валерьянку, что-то еще.

Ведущий: истек человек кровью, например.

Е.К.: Да. Подает все равно к тому врачу, куда они обратились, кто по их мнению виновен, а там можно дальше разбирать со своим министерством, со своим начальством, с фондами страхования, почему вас недофинансировали.

Ведущий: И суд просто отклоняет иск.

Е.К.: Нет. Суд как правило, в большинстве случаев удовлетворяет, но в любом случае оценивает работу самого врача, степень иных обстоятельств, важных для дела, принимает взвешенные решения на основе закона и других обстоятельств дела. В первую очередь судебно-медицинская экспертиза дает заключение…

Ведущий: А дальше идет судебное следствие, установление причинно-следственных связей…

Е.К.: И приговор либо решение по гражданскому делу.

Ведущий: На сколько широко привлекают к ответственности именно чиновников? Или крайним остается врач?

Е.К.: Крайним всегда остается врач, потому что в уголовных процессах всегда врач виноват, лечащий врач, который делал инъекцию, кто проводил манипуляцию какую-либо…

Ведущий: Чье действие повлекло, либо бездействие

Е.К.: Да.

Ведущий: То есть пусть он открывает быстренько химическую лабораторию, химпроизводство, производит нужные лекарства и вперед все будет хорошо, лечи. Это один блок, и к сожалению, никуда от этого не деться. Я взять мелкий фельдшерский пункт, чтобы не дразнить таким случаем, как Ксюша Киселева, который прогремел на весь Пермский край и даже за пределами региона об этом случае знают. Ну, не предусмотрено в бюджете лечение таких болезней, просто не предусмотрено и все.

Е.К.: Это когда деньги собирают всем миром на лечение в более развитой стране. Это печально, что в нашей стране, которую мы считаем тоже не самой отсталой…

Ведущий: Не самая плохая медицина, не самое плохое медицинское образование.

Е.К.: И причем бюджет профицидным был некоторое время.

Ведущий: Но тем не менее, это происходит. Давайте тогда перейдем ко второй части, разделил же я на два, вот есть слабенький фельдшерский пункт, есть мощный, защищенный юристами, финансовым пакетом, доктор в частной клинике. Нет ли здесь какого-то расслабляющего фактора у врачей?

Е.К.: В частной клинике?

Ведущий: Да. Что можно работать уже более расслаблено, импровизировать, в доктора Хауса играть?

Е.К.: Так в любом случае не получиться, потому что врач кремлевский или даже деревня, он всегда находится под дамокловым мечом уголовной ответственности.

Ведущий: Вот этот финансовый пакет, юридическая мощь, никакой защиты, расслабляющего действия не оказывает, вы думаете?

Е.К.: Расслабляющего вряд ли, потому что если его не накажет суд, удастся избежать…

Ведущий: Репутационный удар все равно будет?

Е.К.: Репутационный, в дисциплинарном, финансовом порядке, он все равно пострадает от своего работодателя, от своего начальства непосредственного. Его просто могут уволить по разным основаниям, чтобы он дальше не причинял такой ущерб.

Ведущий: Насколько сейчас хорошо юридически подготовлены частные клиники?

Е.К.: Хорошо, потому что они имеют возможность привлекать юристов на обслуживание, на постоянные консультации и естественно, они дорожат репутацией и не жалеют средств на оплату хороших юридических услуг. У них лучше в этом плане, чем в муниципальных.

Ведущий: 15 часов 33 минуты. Мы говорим о медицинских ошибках. Следующая часть эфира у нас будет посвящена тому, как хотя бы по минимуму попытаться себя оградить от таковых ошибок. У нас есть телефонный звонок. Слушаем вас, алло, как вас зовут?

Слушатель: Здравствуйте, Валентина. Евгений Викторович, пожалуйста, прокомментируйте. Лет пять по госгарантии Пермского края врачи должны быть застрахованы от врачебных ошибок. На каком этапе этот процесс сегодня? Спасибо.

Ведущий: Да, есть такая тема, спасибо.

Е.К.: Да, Валентина, очень важный вопрос. Действительно во всех цивилизованных странах все врачи и лечебные учреждения застрахованы от непреднамеренных врачебных ошибок. Это значит, что за них расплачивается страховая компания, а не сами врачи и лечебные учреждения. У нас действительно в Пермском крае, это единственный субъект в РФ, в котором действительно средства выделены в целевом порядке, в программе госгарантии. Но, к сожалению, ни одна страховая компания пока не берет на себя риск страховать моральный вред, который может быть взыскан в пользу пациента лечебного учреждения или врача. Проблема страховой компании в невозможности и нежелании страховщиков брать на себя такие риски, хотя во всем мире уже действует.

Ведущий: Евгений, я правильно понимаю, что это уже некий показатель того, что практика старая, бесполезности судиться с медиками.

Е.К.: Конечно, они боятся разорения, потому что понимают, что иски удовлетворяются на большие миллионы. В частности, миллион — это максимальная сумма в Пермском крае, хотя в Екатеринбурге на три миллиона было дело, и страховщики боятся, что все эти выплаты лягут на них. Но есть же ограничения, так называемые, лимит ответственности. Я не знаю, почему они не понимают этого и не хотят брать …

Ведущий: Потому что сейчас разговор идет о каких-то совершенно заоблачных суммах, в случае гибели. Причем ведется же на уровне Госдумы еще.

Е.К.: Это да, это страхование обязательное, страхование на случай таких последствий. Но заоблачные суммы истец может поставить в заявлении, а реальные взыскивают те суммы, которые уже приняты в судебной практике по РФ.

Ведущий: Слушаем вас. Как вас зовут?

Слушатель: Здравствуйте, Игорь. Подскажите, пожалуйста, как у нас работает закон о независимой суд-мед экспертизе? Спасибо.

Ведущий: Спасибо.

Е.К.: Есть такая норма в основе законодательства, что все жители имеют право на независимую экспертизу. Независимая экспертиза осуществляется просто надо требовать назначение ее в другой город, а не в Пермь, потому что понятно, что чем дальше от Перми, тем дальше от лечебного учреждения, где суд, тем независимым будет эксперт. Это можно заявить в суде о независимой экспертизе, составить вопросы, назвать лечебное учреждение, где это будет происходить, ну и страховые компании тоже берут на себя роль независимых экспертов. Более того, они иногда даже сгущают краски и пишут те дефекты, которых даже и нет, то есть их можно тоже считать независимыми.

Ведущий: Виктория по ICQ нас спрашивает: «Считается ли медицинской ошибкой отправка призывника сугубо заведомо известно, что он болен?» Это медицинская ошибка или уголовное деяние, которое именуется подлог?

Е.К.: Не медицинская ошибка, поскольку решение об призыве и отправке призывника …

Ведущий: Евгений, поясню, врач ставит диагноз здоров, а на деле человек болен, так это же действия врача, составление медицинской документации точнее это часть его работы, функции.

Е.К.: Смотрите, если будет доказан умысел то, что это сделано специально по какому-то злонамерению…

Ведущий: Или по халатности.

Е.К.: Халатность — это одно, это по неосторожности, называется.

Ведущий: Как у медиков все гладко. Если у обычных людей это халатность, а тут неосторожность, очень интересно.

Е.К.: Я тут в данном случае выступаю как независимый комментатор. Понятно, что если я буду на стороне призывника, я это назову халатностью, преступным сговором и т.д.

Ведущий: Понятно, то есть какого рода это будет деяние?

Е.К.: Это конечно же нарушение, нарушение всех правил, может быть и уголовная статья здесь будет применена, подлог документов, это тоже уголовно наказуемое деяние, или же по неосторожности, невнимательности при здоровье или имущественный ущерб, то это будет взыскано в гражданском порядке с этого врача, пропустившего дефект, или с лечебного учреждения. Если вреда не будет, а просто потом выяснится, что ошибочно, то может быть и не будет уголовного преследования.

Ведущий: Я отниму у слушателей пять минут для того, чтобы дать некоторые практические рекомендации. Евгений Козьминых, директор Пермского медицинского правозащитного центра, попытается нам сейчас объяснить. Иду я на прием к некоему специалисту в любую, платную, бесплатную клинику, ну пожалуй, в платную интересней. Без разницы. Как я могу себя обезопасить? Что я должен сделать? Что в моих силах?

Е.К.: Во-первых, не терять самообладания и не терять контакта с внешним миром, то есть смотреть глазами, слушать ушами, и прочими органами чувств оценивать ситуацию. Во-первых, надо посмотреть на рейтинг этого учреждения.

Ведущий: Где?

Е.К.: Интернет — раз. Журналы — два. Послушать у знакомых, позвонить нам в конце концов за консультацией. Придя в лечебное учреждение оценить, ну, действительно по гардеробу и прихожей. Дальше уже есть такой порядок, запрос третьего мнения. Если ты поговорил с одним врачом, что-то не устраивает, сомнения или просто хочешь перепроверить данные рекомендации, обратись еще к одному врачу. Никто не запрещает это, пожалуйста, имеет право гражданин на выбор врача, учреждения. Тем более если есть деньги.

Ведущий: Я сокращу, Евгений, ваш совет до минимума. Получить об этой клинике и об этом враче максимальную информацию.

Е.К.: Конечно, это первый этап обеспечения исключения врачебных ошибок. Их полностью не исключить, но надо стремиться к лучшему.

Ведущий: Дальше берем медицинские платежные документы, их сохранение что-то дает?

Е.К.: Конечно, это основание и для налогового вычета, для претензий в дальнейшем, если не дай бог возникнут. И просто как информация о том, как тебя лечили, какой диагноз и что дальше можно предпринять другим врачам, если в другую клинику будет обращаться пациент. Поэтому надо все это сохранять. И рекомендация универсальная, сотрудничать с врачом, не вступать в конфронтацию с медиком, не делать себя более умным и знающим, а все-таки прислушиваться к мнению профессионала, поскольку ты раз пришел к врачу, значит ты ему доверяешь.

Ведущий: Или пришел по необходимости, вот тут не надо. Это эмоциональная оценка, Евгений. Либо необходимость острая и больше некуда, если выстоял два месяца очереди к этому специалисту, я его уже заранее ненавижу. Еще и систему заодно, всю медицину и чиновников в целом.

Е.К.: Тогда не надо ходить с такой системой, в которой ты уже заранее ставишь в виновное положение.

Ведущий: Давайте без эмоциональных оценок. Действительно, вы идете, так или иначе, к специалисту. Он имеет определенное образование, что важно. Он имеет определенный уровень практики и знаний. Правильно?!

Е.К.: Конечно, сантехники не проведут ведь прием…

Ведущий: И вот то, что мы говорили, не получается запомнить, запишите, что вам назначили. Пришли домой и тут же записали. Ход вашего лечения нужно знать досконально. Это показывает, что моя журналистская практика, что ваша юридическая, правильно, Евгений?

Е.К.: Лучше записать, а еще лучше получить в письменном виде рекомендации с объяснением в письменном виде всех действий, всех возможных отрицательных действий, если такие возможны. Взять выписку в письменном виде. Любая нормальная клиника, будь-то муниципальная государственная, дает пациенту письменные рекомендации. В устной форме уде никто никогда не диктует пациенту, потому что пациент скажет ага понял, а через пять минут все вылетает, и претензии к врачу, он мне ничего не говорил. Поэтому взять лучше все в письменном виде, прийти домой, не спеша все прочитать, переспросить, если что не понятно у данного врача. То есть обращаться к этому же врачу. Не бежать сразу же там к независимому эксперту или в другую клинику, что тебя не так полечили, а выяснить все необходимые вопросы у этого же врача.

Ведущий: Виктор пишет нам, что «мы пустобрехи, медицина на нас давным-давно плевала». Согласитесь?

Е.К.: Кто пустобрехи? И на кого медицина плевала?

Ведущий: Видимо на пациентов, а мы с вами ее выгораживаем.

Е.К.: Ну, мы в данном случае не являемся ведь какими-то адвокатами какого-то учреждения или врача. Тем более наша задача выявить максимальное количество таких нарушений со стороны медиков. У нас задача такая глобальная, чтобы не было таких проблем, а не какое их успешное разрешение и повышение своего рейтинга и финансового благополучия. Нет. То, что на нас медицина смотрит так пренебрежительно, как утверждает автор послания, видимо он встречался с такими врачами, которые так и относятся к пациенту. К сожалению, такие врачи есть, они всегда есть и будут, которые не на своем месте находятся.

Ведущий: Последний и самый короткий вопрос с самым коротким ответом. Является ли присутствие близких людей во время лечения определенным гарантом вашей безопасности? Нужно ли настаивать на том, чтобы рядом всегда был наблюдатель?

Е.К.: Конечно, это повышает степень правильности, но это напрягает врача всегда. Поэтому, если вы доверяете врачу, лучше идти одному без сопровождающих.

Ведущий: А еще вот мне подсказала Алена, поставьте видеокамеру.

Е.К.: Она уже стоит в хороших клиниках изначально.

Ведущий: Вот так вот. В гостях у нас был руководитель Пермского медицинского правозащитного центра, Евгений Козьминых. Евгений, еще раз координаты: prpc.ru. Все телефоны, все есть на сайте. Я точно к вам буду сейчас обращаться, правда по своим профессиональным вопросам. Огромное спасибо за эфир. Не переключайтесь, дальше будет интересно.


Обсуждение
1597
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.