Верхний баннер
12:00 | ПЯТНИЦА | 03 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:06, 12 октября 2011

Юбилей Пермского государственного национального исследовательского университета

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Продолжается прямой эфир на 91,2 FM.  Меня зовут  Роман Попов. Сергей Слободин для вас работает за звукорежиссерским пультом. И сегодня мы говорим о 95-летии вуза, в котором я имел честь учиться. У нас в гостях ректор Пермского государственного научно-исследовательского университета… Неправильно?

 

Игорь Макарихин:  Национально-исследовательского.

 

Ведущий: …национально-исследовательского университета, вот так вот правильно, ПГНИУ Игорь Юрьевич Макарихин. Здравствуйте.

 

И.М.:  Добрый день.

 

Ведущий: Сразу самый первый вопрос. 95 лет как празднуем?

 

И.М.:  95 лет по официальным канонам не является юбилеем. Но, тем не менее,  это круглая дата, это время, когда обычно оглядываются, смотрят, вперед, строят определенные планы. Мы находимся в таком же состоянии.

 

Ведущий:  Вот я возвращаюсь еще раз к вопросу. А празднуем-то как?  То есть то, что строим  планы, это понятно. А вот сам процесс? Студенты что визуально-то видят?

 

И.М.: Есть целая большая программа,  она уже вовсю идет. Это и встреча с ветеранами университета, у нас прошла такая встреча. Считаю, что очень  хорошо прошла, тепло, мы общались.  Есть мероприятия на каждом из факультетов, где подводят, опять же, итоги, где  общаются, где студенты встречаются с преподавателями, с ветеранами. Есть целая серия научных мероприятий. В этом году мы решили провести, и как раз в октябре, целую серию так называемых  актовых лекций ведущих преподавателей и ученых университета.  Очень любопытное мероприятие, на мой взгляд, очень полезное. Есть целый ряд мероприятий, которые проводят сами студенты.  Ну, и ключевым днем будет, конечно, 14 октября, когда у нас будет и официальное торжественное мероприятие, и  несколько ключевых студенческих событий.  В частности студенты сами изъявили желание провести так называемую «ночь в университете», где будет много всяческих мероприятий, студенты не обо всем рассказывают.  Я думаю, что для них это будет весело, интересно. Сейчас у нас в университете проходит  традиционная международная научно-практическая конференция.  Ну, и целая серия других мероприятий в рамках  не одного дня празднования, а целого, я бы даже сказал, месячника.

 

Ведущий: Игорь Юрьевич, скажите, а вы в университете уже сколько лет работаете?

 

И.М.:  Я работаю уже 25 лет.

 

Ведущий: Вот скажите, есть  ощущение того, что в последние годы университет развивается быстрее, чем это было  раньше? Однажды, не касается образовательной отрасли, общался с руководителем предприятия,  тоже с очень большим стажем, вот он говорил, что, говорит, веришь, нет, десять лет назад было ощущение  того, что мы идем вперед, последовательно, год за годом. Но  за последние три года мы сделали такие рывки, что  то, что было год назад, для меня уже кажется абсолютно полным старьем. Вот есть ощущение того, что вот когда-то университет последовательно  развивался, а сейчас просто пошли рывки?

 

И.М.:  Ну, я бы сказал, что университет в силу специфики  образовательного процесса все-таки более  консервативная структура. Студенты учатся 5 лет, аспиранты вообще все 8 лет. Поэтому у нас  по определению не может быть генеральных скачков таких уж совсем крутых. Но, тем не менее, серьезные изменения происходят. Они связаны в основном с определенными российскими мега-проектами. В частности, в 2006-м-2007-м  году мы  были победителями национального проекта  образования. И нам удалось очень серьезно изменить внутреннюю атмосферу. Особенно в части научных исследований, используя те ресурсы,  которые мы получили. С прошлого года мы стали национальным исследовательским университетом. И это вновь нас простимулировало к развитию  хотя бы потому, что  при участии в конкурсе перед нами ставили четкую задачу – мы  должны не просто  получить деньги, не просто купить оборудование. Мы должны перейти в новый статус. Мы  должны перестать  быть исключительно  образовательным университетом. Мы должны стать лидерами в научных исследованиях. По крайней мере, по определенной  тематике. Более того, программа развития, под которой мы подписались и которую мы выполняем, предполагает, что  на первом этапе государство выделяет нам определенные серьезные финансовые средства. К концу этого этапа мы становимся настолько в некотором смысле крутыми, что дальше мы сами  привлекаем средства, сами зарабатываем средства  и продолжаем эту программу уже за счет привлеченных ресурсов, а не финансирования со стороны государства.  Это новое качество. Мы в некотором смысле не привыкли к такой парадигме.

 

Ведущий:  А время этапов можете обозначить?

 

И.М.:  Первый этап – это 2010-й-2014-й  год. А затем с 2015-го по 2019-й год мы должны продолжать выполнять нашу программу уже самостоятельно.

 

Ведущий:  Соответственно, за это время  вы должны определить те приоритеты,  те отрасли, которые помогут вам заработать.

 

И.М.: В какой-то мере да, хотя все не сводится только к зарабатыванию денег. Мы должны завоевать ведущие позиции и в иных  научных сферах. Мы должны стать университетом, преподаватели которого занимают  лидирующие места в рейтингах, допустим, научного цитирования, и иных позициях, рейтингах и так далее.  Но, тем не менее,  действительно, одной из ключевых задач становится, ну, я бы сказал,  такое  грубое слово применил, монетизация наших возможностей. Не секрет, что  университет располагает  очень серьезным кадровым, а теперь и техническим потенциалом.  А вот вопрос конвертации его в конкретные доходы за счет научной деятельности -   с этим у нас пока не очень хорошо. Связано это и со спецификой все-таки. Университет всегда больше считался  фундаментальным научным заведением.  Но, тем не менее, я полагаю, что  мир меняется. И тот пример, который вы приводили, резкие изменения в других организациях, в учреждениях происходит именно из-за того, что резко меняется мир вокруг. Мы не можем быть изолированы  от этих процессов. Мы тоже меняемся. И наш учредитель федеральный – министерство образования и науки  нас туда двигает.  Ну, и собственно говоря, мы и сами понимаем, что стратегия университета должна меняться. Не скачками, но, тем не менее, должна меняться.

 

Ведущий:  Давайте я вернусь к слову «монетизация». Вы первый этап обозначали 10-14-й. Сейчас 11-й, и уже постепенно подходит к концу. Соответственно, можно говорить  об отраслях, которые уже можно монетизировать. То есть вы уже определились с приоритетами. Какими?

 

И.М.:  Ключевое направление нашей программы развития, которое  согласовано и утверждено нашим учредителем министерством образования и науки, это  рациональное природопользование в в различного рода применениях.  Соответственно, у нас есть четыре поднаправления. Одно из них, может быть, одно из самых ключевых направлений,  это направление, которое обеспечивает  геологический и географический факультеты.  Это как раз такие  -  непосредственно использование природных ресурсов, эффективное использование природных ресурсов. Второе направление -  это  направление, которое курируют физический  и химический факультеты и естественнонаучный институт, это направление,  связанное с разработкой новых технологий, ресурсосберегающих технологий, и так далее. То есть  это вопросы, связанные с водородной энергетикой.  И вот один из примеров.  Третье направление -  очень классическое направление для данной тематики – это  направление «Живые системы».  То есть все, что связано с использованием  биотехнологий, все, что связано с использованием методик  защиты природы, окружающей среды, экологии. И это направление  обеспечивает биологический факультет. Здесь у нас очень тесное сотрудничество с Институтом генетики  микроорганизмом Российской Академии наук. И, наконец, четвертое  направление, очень специфическое направлении. Все то, о чем мы говорили до этого, все эти три направления, это  непосредственные технологии,  связанные с  природопользованием. Совершенно очевидно, что без организационного обеспечения все этой деятельности,  без сопровождения, без анализа, причем, анализа разного уровня, эта  деятельность будет не очень эффективна. Поэтому четвертое направление у нас, которое обеспечивает экономический факультет, это направление, связанное с анализом, прогнозированием деятельности  в сфере природопользования, причем, не только на уровне, скажем, города или края, а на уровне страны и даже на уровне межгосударственных объединений.  Здесь у нас есть очень серьезные наработки, поскольку факультет сотрудничает с предприятием «Прогноз». А оно известно  своими аналитическими системами  в этой сфере.  Ну, а большую часть сотрудников «Прогноза» составляют наши же преподаватели.  Тут очень удачный симбиоз университета и научного предприятия.

 

Ведущий:  Давайте еще раз перечислим.  Геологический факультет, географический факультет, химики, биологи, экономисты. Кого я забыл?

 

И.М.:  Физики.

 

Ведущий:  Физики.

 

И.М.:  Естественнонаучный… Механико-математический факультет. Он  так распределен по всем направлениям, поскольку все, что связано с расчетами, оно  относится ко всем ипостасям.

 

Ведущий:  То есть, проще говоря, если сейчас одиннадцатиклассник  вот в данный момент, одиннадцатиклассник, да, октябрь на дворе, решает вопрос – куда? - то мы фактически перечислили   те факультеты,  которые  к моменту, когда он уже может начать  заниматься научной деятельностью,   это как раз, н, там что-нибудь типа 14-15-й, может быть, 16-й год, да, мы перечислили те факультеты, которые ему точно к этому времени  дадут мощнейшее поле деятельности,  обширное поле деятельности и мощную базу при этом. 

 

И.М.:  Я бы даже сказал, что  он эту возможность получит уже через год, два. Практически сразу после поступления у него будет возможность работать и в учебных лабораториях, которые мы тоже обновляем в рамках того проекта.  Ну, и, собственно  говоря, может быть, мы не очень приветствуем, когда наукой начинают заниматься на первом курсе. Первый курс – это, в общем, тяжелый  период для студентов.  А вот со второго, третьего курса у нас многие студенты начинают заниматься наукой.  Ну, и я бы хотел сделать все-таки  небольшую оговорку.  Не хотелось бы, чтобы складывалось впечатление, что вот  теперь вот эти семь факультетов – это  приоритет университета, и только они будут развиваться, а остальные будут отмирать.  Ничего подобного. Несмотря  на то, что программа  национального исследовательского непосредственно касается только семи факультетов, это не означает, что мы будем  двигаться только в этом утилитарном направлении. Университет  остается центром и науки и культуры Перми и Пермского края. Поэтому все остальные факультеты будут  развиваться.   У нас есть там достаточно серьезные планы, в том числе, связанные  с сотрудничеством с зарубежными университетами по линии  юридического факультета, по линии философско-социологического факультета. Так что мы остаемся университетом.

 

Ведущий:  Вот вы сказали – не надо считать, что вот эти семь  на приоритете,  остальные в загоне.  Ну, вы же понимаете, что я именно так и считаю.  И огромное количество наших слушателей, когда  подобного рода фразу слышат, они именно так и считают. И это не ваша проблема,  это, скорее, наша проблема, проблема восприятия.  Если нам говорят, что национальные исследовательские программы, дополнительное финансирование вбухано вот в это направление, мы  понимаем, что за это вам придется отвечать.  Раз вам за это придется отвечать, то вы поневоле, как это сейчас принято, все отправляетесь  на строительство перинатального центра. Как вот у нас недавно чиновники делали. Если вам за это придется отвечать, вы поневоле  заэто будете отвечать. Не дай бог, у вас что-то сбилось в графиках и планах, это значит, что к тому самому 14-му у вас все внимание будет брошено только  на эту семерку. Да даже, может быть,  не на эту семерку, а на два-три из тех, которые представят, ну, вот, не  знаю, передовую часть. Поэтому дайте  гарантию вот какую-нибудь. Постарайтесь мне лично сейчас объяснить, что остальные не в загоне.  При всем при том, что нам кучу раз уже, огромное количество, немыслимое количество  раз  объяснили, что филологи, гуманитарии, экономисты,  юристы общих направлений стране не нужны.  Нам со всех углов кричат о том, что если вы хотите найти  себе применение в будущем,  идите на технические специальности. Университет в данном случае – это пример  гуманитарного, такого базового мощного образования, которое сейчас  будет куда-то уходить.    Ну, развейте.

 

И.М.: Я бы выделил здесь ключевым словом слово «университет». То есть универсальный фундамент, универсальное знание. И с этой точки зрения я четко понимаю, что  в  нашем университете не может  не быть филологического факультета, философско-социологического факультета, юридического факультета, не может не быть историков. Просто мы так устроены.  И в этом наше преимущество и сила. Именно поэтому при разработке  стратегии развития университета    мы будем  анализировать  на предмет перспективности все направления, в том числе, и те, которые вошли в программу развития  национального исследовательского.  И еще не факт, что  более конкурентоспособными, выигрышными для абитуриентов окажутся специальности и направления, кафедры и факультеты именно вот этих семи направлений.  Вовсе не так. Для нас очень важным является сохранение  нашего статуса. Это, конечно, тоже вопрос -  насколько может и должен меняться университет. Но я исхожу и того, что  любой университет имеет некие свои преимущественные направления, свои  научные школы, хороших студентов. И здесь я четко могу сказать, что до сих пор одни из самых лучших студентов приходят как раз таки на  гуманитарные факультеты.  В последнее время ситуация меняется.  На мехмате начали появляться ребята с очень высокими баллами  при поступлении в университет. На физфаке появляются на новых специальностях, скажем,   на нанотехнологии, на информационной  безопасности  появляются сильные ребята. Но, тем не менее,  если сравнить средний балл всеми страшно любимого ЕГЭ на гуманитарных факультетах и на естественнонаучных, первые выигрывают однозначно.  Зачем тогда уничтожать факультеты, кафедры, специальности, направления, на которые приходят хорошие ребята? Значит, им это надо.  А мы ведь работаем не для себя. Мы работаем в первую очередь для  студентов. Кроме того, если на некоторых факультетах у нас есть известные научные школы, почему мы должны приносить в жертву пусть даже государственному приоритету, но  это приоритет, который установлен на 5, на 10 лет, на 15.  Потом приоритеты сменятся, и мы опять должны будем  отыгрывать эту ситуацию? Нет.  Я полагаю, что  у нас есть свои традиции, у нас есть свои преимущества. Мы их должны сохранять и развивать.

 

Ведущий: Минобразования хочет завысить баллы по ЕГЭ до 240 для получения губернаторской стипендии, недавно информация. Причем по гуманитарным и социально-экономическим специальностям. То есть фактически,  ну, с одной стороны,  как бы выжимая людей  из гуманитарки, а с другой стороны, мы понимаем, что  губернаторская стипендия, ну, это,  в общем, не более, чем  добавочка.  То есть первокурсники не получают в массе своей  дополнительных денег. И это, наверно, право правительства  определять, кому как.  Но, тем не менее, это справедливо? Это не смахивает на дискредитацию?

 

И.М.:   Считаю, что нет.  Дело в том, что изначально проект замышлялся, ну, насколько я знаю, проект замышлялся для того, чтобы заинтересовать ребят в походе на технические, естественнонаучные, физико-математические специальности., на специальности медицины.  Такова была постановка.  Но на старте, когда разрабатывались проекты законов, было очень тяжело  отделить одних  ребят от других.  Поэтому на первом этапе  все были уравнены. Потому что вставал вопрос о том, что одни вузы будут  поддерживаться, потому что у них есть такие специальности,  другие -  не будут. Это было не очень  понятно и, может быть, на старте не очень справедливо. Сейчас акцент  возвращается. Сейчас снова речь идет о том, чтобы поддерживать именно  ребят, которые поступают  на вот такие специальности. Ничего страшного в этом нет. Другой разговор, что, скажем,  наш анализ, мы уже имеем опыт  двухлетнего приема таких ребят, показал, что даже при  сохранении просто самого факта стипендии соотношение гуманитариев и естественников у нас изменилось. То есть даже в этом  году при 225 баллах естественников в общем числе 225-балльникеов стало больше. То есть их доля выросла. 

 

Ведущий:  Их доля выросла?  Или их стало больше, чем гуманитариев?

 

И.М.:  Пока их не стало больше, чем гуманитариев. Они почти  дотянулись. Я думаю, что в следующем году вполне  могло бы быть и так, что  естественнонаучников стало бы больше.  Но теперь их, действительно, станет больше  просто за счет того, что  гуманитариев станет поменьше.  Но я замечу, что  даже и 240 баллов – это баллы не очень высокие для  многих наших специальностей. У нас есть специальности, где проходной балл 260 или 270.  У журналистов, по-моему,  268. Поэтому все, кто поступит, все равно получит.

 

Ведущий:  Ну, понятно.  Есть еще государственное муниципальное управление, и так далее, и тому подобное.

 

И.М.:  Конечно, конечно.

 

Ведущий:  Да, кстати, скажите, вот, по вашему мнению, сейчас чисто философский вопрос, а с чем связаны вот эти вот  запредельные конкурсы  на унылые, по моему исключительному убеждению, специальности, типа ГМУ?  Неужели так народ в чиновники хочет?

 

И.М.:  Чиновник – это по  нынешним временам  достаточно высокая мера определенности.  Потому  что человек, поступающий  на государственное и  муниципальное управление точно знает, где он будет работать, сколько рабочих мест  и так далее. Во все остальных областях, ну, может быть, за исключением экономики, юриспруденции для наших студентов, они все трудоустраиваются, во всех остальных областях пока это не так.  То есть, условно говоря, физик и химик пока имеют  не очень большой спектр выбора после выпуска.

 

Ведущий: А принимая людей на ГМУ, вы  абитуриентам не рассказываете  об официальных зарплатах чиновников?   Об окладах, которые они вообще-то по бумаге на самом деле получают.

 

И.М.: Но это ведь не закрытая информация. Статистическая информация об этом на сайте  Пермьстата приводится.  Все это видят. Это вот, кстати, очень  хороший момент по поводу того, что финансисты, экономисты и юристы никому не нужны.  Но данные  о зарплате показывают, что все как раз наоборот.  У них зарплаты-то больше, чем  у всех остальных, в том числе у геологов. И они растут быстрее.

 

Ведущий: Часть вопросов пришли к нам на сайт echoperm.ru.  Иван интересуется: «Когда закончатся так называемые отработки? Студенты вынуждены 28 часов работать на университет, чтобы им продлили студенческие билеты. Такая отработка не прописана в уставе вуза и прямо противоречит конституции».

 

И.М.:  Ну, вопрос, по-моему, уже не то, что перезрел,  он уже закостенел.  И в ответах ректора на сайте университета, и моя позиция за последние несколько лет не изменилась.  Эта отработка добровольная.  И я много раз писал студентам и по емейлу и на том же сайте о том, что если  кто-то не продлевает вам документ или  не совершает какие-то другие официальные действия,  у вас есть возможность  написать заявление на имя ректора, на имя проректора по учебной работе, и задать вопрос – что происходит?  И все. И  ситуация будет  разрешена.  То есть официальной отработки  не существует.  Мы обращаемся к студентам за помощью.  Потому что университет пока, к сожалению, не все функции может выполнить сам.  Поэтому нет тут вопросов  с моей точки зрения.

 

Ведущий:  Все добровольно.  Ну, пишите на имя ректора.  Вам потом учиться еще года три. Пишите, пишите.  Константин интересуется: «Начнется ли в ближайшие годы строительство библиотеки за 8 корпусом или от этих планов отказались?»

 

И.М.:  Пока планы приостановлены.  У нас есть проект, согласованный со многими инстанциями.  Мы очень  рассчитывали на помощь министерства  образования и науки Российской Федерации. Некие предварительные согласования в этой сфере  были. Но, к сожалению, на этапе возникновения  финансового кризиса в стране планы были заморожены. Сейчас мы снова начинаем переговоры. Но пока  шансов не очень много.  Тем  не менее, этот проект остается одним из приоритетных.

 

Ведущий:  Интересуется Татьяна: «Все ли студенты нуждающиеся обеспечены  общежитиями в необходимом  объеме?»

 

И.М.:  Нет.  К сожалению, здесь у нас ситуация  далека от идеальной. Мы примерно 80 процентам студентов, нуждающихся в общежитии, можем их предоставить. Очень  большой  расчет у нас был на строительство нового общежития , которое мы  должны были строить как победители национального проекта образования.  Однако все тот же кризис, к сожалению, сначала стройка была заморожена,  потом  исключена полностью. Тем не менее, проектные наработки у нас есть. И опять же ведем переговоры в министерстве образования и науки.  Пока не очень  перспективно. И, видимо, мы будем пытаться  решать эту проблему немножко по-другому.

 

Ведущий:  Алексей и Антон прислали почти одинаковые вопросы. «Были споры о введении пропускного режима  и ограждения территории ПГУ. Некоторые правозащитники против перекрытия доступа общегородской улицы. Как простому гражданину, не студенту, на территорию попасть?»

 

И.М.:  Опять же, много раз говорил, повторюсь. Полагаю, что  любой человек,  который идет в университет за знанием, туда попадет.  Потому что для этого есть все возможности. А тот,  кто идет для того, чтобы приобрести там имущество университета в свою собственность, не попадет.  Ну, а на данный момент времени территория университета  открыта, и  действует свободный доступ.  

 

Ведущий:  Опять же я свою личную точку зрения на этот счет выскажу.  По моему  глубочайшему убеждению,  если мы в школу не пускаем посторонних, если в детский сад мы не пускаем посторонних, то почему  мы должны пускать посторонних в университет?  То есть, понятно, что там дети, а тут вроде как взрослые. Но,  мне кажется, это  довольно лукавое объяснение.

 

И.М.:  Тут есть технический момент один. Мы могли бы закрыть каждый  корпус по отдельности, и здесь никакие  правозащитники не могли бы сказать  никакого слова.  Но тогда, представляете, студент, выходящий из одного корпуса,  между парами переходящий в другой,  должен был бы все время  походить через пропускные системы. Поэтому нами  было принято решение сделать общую проходную систему,  чтобы на территории университета все было по-другому.  Но вот тут мы столкнулись с  некими  законодательными ограничениями. Ну, тем не менее, процесс пока идет.  Некоторые изменения, по-видимому, будут.

 

Ведущий:  Ну, просто надеюсь, что здесь все закончится в вашу пользу. Потому что это  очень логично.  То есть учреждение, где получают знания.  Особенно, учитывая место, где находится  университет, вот именно  географическое.  Ну, вы простите, у нас  район Перми-II – это достаточно криминогенная зона.  Прекрасно помню свои походы в университет. В общем, чувство облегчения, когда заходишь, наконец, за территорию.  Ну, тоже нельзя сбрасывать со счетов.  «Политех заявляет о строительстве новых общежитий. Будет ли ПГУ строить новые современные общежития?»

 

И.М.:  Очень мы  надеялись попасть в программу строительства новых общежитий.  К сожалению, буквально неделю   назад я участвовал в совещании у министра  Фурсенко, и там было объявлено, что в ближайшие два-три года во всей стране  будет построено  только шесть новых  общежитий  для ведущих технических вузов. Я рад  за коллег из Политеха, что они попали в эту шестерку. Мы будем  надеяться, что появится вторая очередь  этого проекта, и мы там тоже будем.

 

Ведущий:  Вопрос от Алексея: «Планируется  ли появление новых факультетов?»

 

И.М.:  Я думаю, что  ближайшие год, два, три,  наверно, это для нас неактуально, хотя, опять же, все зависит от  мнения ученого совета университета. Скажем, во многих  вузах  появляются новые факультеты, связанные  с новыми специальностями. Скажем,  факультеты информационных технологий  и компьютерной техники.  У нас эти специальности и направления присутствуют сразу на двух факультетах. Я бы даже сказал на трех.  У нас есть такие специальности на механико-математическом факультете, на физическом факультете. И  вот в этом году появилась картография и геоинформатика на   географическом факультете. Некоторые  университеты собирают все такие специальности в один факультет и выстраивают их политику особо.  У нас пока нет таких планов. Но,  еще раз говорю, если ученый совет университета сочтет, что нам  нужна какая-то перегруппировка для усиления позиций, ну, почему бы нет.  В университете за последние 10 лет,  уже  даже немножко больше, появилось два новых факультета. И ничего в этом страшного нет. Количество кафедр увеличилось.

 

Ведущий:  Ну, я здесь, опять же, за своих  коллег.  Журналистику не собираетесь в отдельный факультет выводить?  Или им пока комфортно на филфаке?

 

И.М.: Я лично считаю, что  полноценный факультет – это факультет, на котором, ну, хотя бы полтысячи студентов, аспирантов, докторантов и соответствующее количество преподавателей.  Пока специальность «Журналистика», теперь направление «Журналистика»,  не таких масштабов,  поэтому я не вижу пока  оснований для того, чтоб выделять в отдельный факультет. Ведь факультет – это всегда, кроме преподавателей и студентов, это еще  администрация. И создавать микрофакультет   особого смысла я не вижу. Тем более, что, насколько я знаю,  на филологическом факультете у кафедры журналистики совершенно  нормальные отношения  с коллегами с других кафедр. Их профессора обучают студентов-журналистов и наоборот. Поэтому не вижу  я тут пока проблемы никакой. 

 

Ведущий:  «Готов ли университет сотрудничать  в области вечерней внеучебной занятости студентов?  К нам в компанию требуются такие студенты на вечернюю работу с официальным трудоустройством. Куда  обращаться»

 

И.М.:  Обращаться в кадровое агентство  «Альма-матер». Оно у нас действует очень давно. Имеет хорошие связи со многими  предприятиями. Проводит ежегодно  не меньше двух ярмарок вакансий. То есть у них  все  отработано, никаких проблем нет. Надо обратиться  в это кадровое агентство. Директор Елена Алексеевна Стерлягова.  Они все  сделают в лучшем виде.  Мы сотрудничаем со многими предприятиями. 

 

Ведущий:  Интересуется Алексей: «Привлекаете ли вы студентов из других регионов?»


 
И.М.:  Да. У нас в целом в  университете примерно 500 студентов  из других регионов.

 

Ведущий:  Добавление – «А стран?»

 

И.М.:  Иностранных студентов из стран СНГ и Балтии у нас порядка 20 человек. Из стран, которые не относятся к этой категории, порядка 10-15 человек. И, кстати,  одно из стратегических наших направлений  - существенное увеличение числа иностранных студентов. И по той категории, и по этой. Потому что, опять же, статус  национального исследовательского  обязывает. Мы должны увеличивать  число иностранных студентов.

 

Ведущий:  Я помню, несколько лет назад  было довольно серьезным китайское представительство. Но там точно было не 10 человек, а побольше.

 

И.М.:  Было 20 человек. Сейчас у нас есть, в том числе, небольшая группа китайских  студентов. Их пока 8.  Есть  ребята,  которые приедут нам изучать русский язык, чтобы через год поступить. В  этом году нам впервые министерство выделило  бюджетные места для иностранных студентов. И у нас есть иностранные студенты из Казахстана, Молдавии и Армении.

 

Ведущий:  Ну, и последний к вам момент. Скажите, вот закончится 14-й  год. Вы будете переходить по направлениям  научно-исследовательским на самоокупаемость. Это будет   явно тот самый рывок, с которого мы начали наш разговор. Безусловно, в 14-м году  университет будет очень резко отличаться от образца ПГУ  того же 2010-го года. Это все понятно. Это все ясно. Скажите, а создастся ли в ближайшее время ситуация, при которой студенты, абитуриенты других стран, сопредельных, не сопредельных,  набирая в Интернете запросы на учебу  по тем или иным специальностям, направлениям, будет получать  в числе первых строчек и ПГУ тоже. Создастся  ли  такая ситуация, при которой, я не знаю, студент из Австралии напишет вам письмо  со словами  - я слышал, у вас шикарная  такая-то, такая-то школа, как можно мне к вам поступить?  Вот это все реально, или это,  скорее,  из области фантастики?

 

И.М.:  Я думаю, что  это не только реально… точнее,  даже не думаю, я уверен, такие звонки-то у нас ведь есть.  К нам обращаются ребята из Франции, из  Англии. В основном пока, конечно,  речь касается обучения  русскому языку. И до сих пор у нас ограничения были связаны с тем, что чисто  юридически мы можем студента учить либо  полностью целый год по какой-то специальности, либо никак. Вот сейчас с этого года в связи  с изменением  законодательства, в связи с нашим новым уставом мы можем начинать обучение по так называемым  сетевым формам.  То есть совместное обучение студента в двух университетах.  Например, в зарубежном и в нашем с перезачетом дисциплин.  Я надеюсь, что этот механизм даст нам  возможность все  наши международные связи резко активизировать.  Потому что сейчас у нас есть связи с университетами Франции, Англии, Америки. Все они реализуются в основном  в виде научного  обмена.  Студенческий обмен был затруднен,  потому что наш студент, обучаясь там, должен был еще  и здесь выполнить полностью всю  российскую программу.  Сейчас у нас появляется возможность совмещения.  Я думаю, что это приведет к тому, что и наши студенты  станут мобильнее, и иностранные студенты, которые смогут получить свои учебные кредиты  при обучении  в нашем университете, начнут более активно к нам двигаться.  Ну, и, кроме того, мы надеемся,  что те ребята, которые  к нам будут приезжать, будут  распространителями информации о нас в своих странах.

 

Ведущий:  Ну, что ж, спасибо вам большое. Игорь Макарихин, ректор Пермского  государственного научно… национально-исследовательского университета…  Слушайте, Так и просится слово «научный». Когда вы, в конце концов,  это слово к себе добавите? Добавляйте уже. Я понимаю, что по определению вы научно-исследовательский центр.

 

И.М.:  Да.

 

Ведущий: Добавляйте еще и в название. Потому что, видите, с языка так и слетает.  Спасибо вам большое.  Приходите еще.

 

И.М.: Спасибо.


Обсуждение
1012
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.