Верхний баннер
22:45 | ВТОРНИК | 30 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:00, 31 мая 2012

Метро в Перми

Ведущий: День добрый, дорогие радиослушатели. На «Эхе Перми» начинается прямой эфир. У микрофона – Евгения Романова. Я в течение часа буду ждать  ваших вопросов, ваших звонков по телефону прямого эфира 261-88-67. И также мои гости, которых я объявлю прямо сейчас. За звукорежиссерским пультом принимает ваши звонки Антон Мелехин. Почему  тема строительства метров  Перми перешла в разряд сказочных, связано ли это только с отсутствием политической воли – выясняем  причины, развенчиваем мифы о пермской подземке сегодня в прямом эфире «Эха». У нас в гостях   доктор технических наук, научный сотрудник горного института уральского отделения Российской академии наук Павел Александрович  Лыхин. Здравствуйте, Павел Александрович.

Павел Лыхин:  Здравствуйте.

Ведущий: Профессор политехнического университета Юрий Перский. Здравствуйте. Юрий Калманович.

Юрий Пермский: Здравствуйте.

Ведущий: И корреспондент газеты «Звезда» Алексей Клочихин. Здравствуйте.

Алексей Клочихин: Здравствуйте.

Ведущий: Как повод, информационный повод вышла статья Алексея Борисовича в газете «Звезда». Я так представляю, что с некоторой периодичностью вы пишите  о метро. Сегодня собрались фанаты метро. Да?

А.К.: Да.

Ведущий: Люди, которые  патриоты, пермяки, которые  занимаются… кто-то всю жизнь посвятил метро, можно сказать,  разработкой метро. И мы сегодня будем обсуждать: возможно ли в Перми метро, почему, когда говоришь  об этой идее, у людей возникает улыбка.  Насколько это сказочно? Притом, что в соседних городах у нас и, вообще, по России в крупных городах таких же, мы уже миллионником стали, в миллионных городах России везде,  практически  во всех миллионных городах есть метро у наших соседей. Пусть небольшие ветки, по четыре по шесть километров, по пять станций, но они уже существуют.  Развенчиваем мифы, говорим о причинах. Итак, идея создания метро, почему она вот вообще витает до сих пор? Потому что о ней очень серьезно говорили в конце 70-х – начале 80-х. Павел Александрович, давайте вспомним это время, откуда  эти разговоры пошли, и насколько вот-вот мы близки были, мы реально близки к метро?

П.Л.: В 70-е  годы и последний год 79-й было постановление, тогда еще  Советский Союз был, и постановление правительства о строительстве метро в Перми, потому что Пермь стала миллионным городом. В 80-м, в 81-м, в 82-м году активно готовились,  и делался проект этого метро. Причем, я вот участвовал в этой подготовке.  И  готовили первую линию ПермьII-Мотовилиха, вот как раз сюда.

Ведущий:  Вот как раз сейчас мы могли бы с Технической выйти, сесть на станции метро и проехать до железнодорожного вокзала буквально  за сколько минут? Минут за 5-7?

П.Л.: Минут за десять, очевидно. На станции  ведь там еще будет остановка, на станции, так что вот таким образом.

Ведущий: Сколько линий планировалось?

П.Л.: Планировалось две линии. Одна линия Пермь II  и сад Свердлова, это первая линия. А вторая линия через Каму, там была оттуда, от Бахаревки и туда через Каму…

Ведущий: В Закамск?

П.Л.: Да.

Ведущий: Кировский район связали бы с Бахаревкой.

П.Л.: Да.

Ю.П.: До Закамска не планировалось и не проектировалось. А конечная станция должна была  быть где-то в районе Соснового бора.

Ведущий:  Ну через Каму все-таки, да?

Ю.П.:  Да, через Каму.

Ведущий: Планы были.  Что помешало планам?

П.Л.: Ой, сложно все это.

Ведущий:  Это длилось десятилетиями, да?

П.Л.: Что я знаю, вот тогда  был Советский Союз, и почему-то  возмутилась Украина, что ей  не достаются деньги на метро. Что вот  какой-то там Перми достаются, а Украине нет. И часть денег, нам сказали, что  подождите,  часть денег передали вот на Украину, и там построили… где там…

А.К.: В Днепропетровске, если быть точным.

П.Л.: В Днепропетровске, да, построили там метро. А нам так денег и не дали. Ну тут все зависело от наших руководителей, конечно. Сначала был штаб метро, и всё, работали.  А потом при  последнем  руководстве  тут даже и штаба не было, и вообще разговора  о метро не было. А для таких городов,  больших городов, когда вдоль  Камы 70 километров, и  от одного района до другого ну тоже там 50 и тому подобное километров, конечно, как доезжать? То есть районы эти остались  оторванные.  В таких больших  городах обязательно  должно быть метро.

Ведущий: На самом деле, да, протяженность Перми.. по некоторым  оценкам, на третьем или четвертом месте мы стоим в России.

П.Л.: Да.

Ведущий: Москва, Питер, Волгоград, Пермь. Около 800 квадратных метров, если я не путаю, километров.

Ю.П.: 750 с лишним квадратных километров.

Ведущий: Да. Что касается протяженности, что касается вот  данных,  да, метро должно быть. Какие  есть данные у вас, Юрий Калманович? Занимаетесь тоже, исследуете. Почему вас эта тема метро беспокоит всю жизнь? Вот я знаю, что вы 33 года посвятили ей, хотя  и не работаете в горном институте, работаете в Политехе.

Ю.П.: Я закончил политехнический институт. Всемирно известный, можно сказать, институт, УПИ в  городе тогда Свердловске. И в 59 году по результатам итогов переписи  в Свердловске проживало  770 тысяч человек. Но уже тогда  я,  читая местную  прессу,  обратил внимание на то, что  город готовился к тому, чтобы строить у себя внеуличный транспорт, скоростной внеуличный транспорт.  Он более компактный, чем Пермь.  Но если говорить о протяженности города,  то Пермь, протяженный по реке, аналоги  Красноярск, Уфа и другие  города. Ну, я подумал… я был, вообще  говоря, супер-патриотом города Свердловска. Но когда я приехал в Пермь, я увидел, что это тоже настоящий работящий город, это  город, создающий  двигатели для страны, кабель. И я подумал, что вообще большой разницы не существует. Тем более,  Пермь когда-то была  губернией. И вот это вечное противостояние, ну, в  разных формах, между Свердловском тогда, сегодня Екатеринбургом, и Пермью было и продолжается. И Пермь, как город с такой развитой промышленностью, город с населением… тогда было в Перми, кстати, 628 тысяч человек. Я подумал, что здесь не должно быть  какого-либо ущемления сточки зрения развития  общественного транспорта. Пермь  имеет  те же самые права на внеуличный транспорт, что   Екатеринбург   и другие города.  Ну,  как потом выяснилось, в список городов, которые были претендентами  на метро, вошли тогда Омск, Пермь, это по  решению правительства. Кстати, первое решение правительства было  в 1976-м году. В 81-м году УКС Горисполкома получил первый лимит на изыскательские работы, и работы провел трест «ВерхнекамТИСИз». После этого все документы  были отправлены тогда   в Ленинград, это ленинградский филиал «Метропроекта» в Москве. Документы прошли все стадии. Они был в Госстрое, они были в Госплане Союза. И, наконец, утвердило правительство. И потом дело перешло в практическое русло, когда надо было создавать службу, институт,  ну, «Метрострой», скажем, «Пермметрострой»,  нужна была дирекция, нужно  было получить разрешение.  Тогда ответственность за строительство  метро было у министерства путей сообщения. Нужно  было получить  соответствующие документы от Свердловской железной дороги.  На этом все остановилось. Хотя коллеги не дадут, наверное, соврать в районе поймы реки Мулянки, где планировалось и метро-депо, и должна была быть создана вот эта дирекция,  было намыто, я цифру точно не помню, по-моему, 650 тысяч,  вот единицы забыл, это   высококачественного песчаного гравия  камского.

Ведущий: Для чего?

Ю.П.: Для того, чтобы строить, создавать вот эти все предпосылки… начинать строительство метро.  Ну а потом все прекратилось. Причин много. Они   неоднозначны. Можно об этом говорить долго.  Но я думаю, что лучше говорить уже не о прошлом, а о будущем.

Ведущий: Хорошо, давайте.

Ю.П.:  О настоящем и будущем.

Ведущий: Давайте перейдем в день настоящий. Алексей Борисович,  занимаетесь этой темой как корреспондент «Звезды». Как думаете, у  нас возможно в Перми метро?  Почему его нет до сих пор?

А.К.:   Ну,  во-первых, как журналист, я свидетельствую, что с темой метро сталкивался   неоднократно. И вот  эти два убеленных сединами профессора,  которые  сидят в этой студии,  далеко не единственные патриоты или даже фанаты пермского метро. Я своими глазами видел в «ВерхнекамТИСИзе», кода приходил туда по поводу совершенно другого материала, проект уже  не двух, а трех веток метро, которые будут с разных сторон пересекать Пермь, и одна ветка  будет уходить именно в Закамск.  То есть проект живет в головах всех  людей, всех специалистов, которые в 70-е, в 80-е годы  ей занимались. И, на мой взгляд,  главное препятствие метров  Перми, это отсутствие политической воли.  Вот, когда сравнишь положение Перми  со всеми окрестными городами, где было положение экономическое то же самое,  даже еще хуже, потому что у них  не было  нефти и  калия, а метро  было построено.  Ну, вот смотрите, Екатеринбург, Челябинск, Уфа, везде метро есть. В Перми  нет. Почему?  Только потому, что не было политической воли.

Ведущий:  Дело случая? В какой-то мы план…  входили, входили в какой-то план в 80-х, потом – раз, нас  оттуда убрали, вот как говорят,  город  Украины  перетянул на себя.

Ю.П.: Ну, надо сказать, что в том списке, я уже об этом говорил,  не было  ни Казани, ни Уфы. Была Пермь, Омск,  проектировался Ростов. Кстати, в Ростове сейчас   начаты подготовительные работы.  Все дело в том, что… и, кстати, Пермь никто не исключал из  федерального списка, из федеральной программы метростроения.

Ведущий: Мы до сих пор в этом списке?

Ю.П.: Мы до сих пор. До 2020-го  года эта программа работает.

Ведущий: Работает. То есть, по идее, если  губернатор, сейчас новый губернатор Басаргин возьмет на себя  ответственность, вот как говорите, нет политической воли, и скажет: - так, все хорошо в Перми, я тут уже познакомился, изучил. Метро почему нет? Есть в Свердловске. А город такой же, в принципе, по протяженности. А давайте-ка сделаем метро. Вот этого не хватает?   Потому что в проектах и в планах мы есть.

А.К.: Да, именно так. И, кстати, это самый краткий путь для  того, чтобы навечно остаться в пермской истории, как  губернатор, при котором было  начато строительство метро. Понятно, что закончено оно будет лет через 10, 15. 20. Но всегда будут говорить: - О, это Басаргин,  это тот, который  начал строительство метров Перми.

П.Л.: Тут, собственно, ссылаются на нехватку денег.

Ведущий: Как говорят,  главная причина – очень дорого. А сколько?

А.К.: 120 миллиардов по последним подсчетам.

П.Л.: Да, дорого все это. Но дело вот в чем, что, как считать это все?  Вот очевидно надо начать с постановления о строительстве метро. Оно ничего не будет стоить.

Ведущий: Решение.

П.Л.: Решение, да, какое-то решение, там, постановление губернатора или еще что-то.

Ю.П.: Согласиться с тем, что это  необходимость. 

П.Л.: Вот это раз. Потом, тоже не так уж много денег необходимо будет, это обязательно передать это, чтобы…

Ведущий: В разработку.

П.Л.: …разработали, да.

Ведущий:  В горном институте?

П.Л.: Да почему? Нет, не в горном институте, а где-то  очевидно…

Ведущий:  В столице.

П.Л: … в Санкт-Петербурге это или еще…

Ю.П.: Ну, Харьков, Екатеринбург, например.

П.Л.: Ну, Харьков-то Украина сейчас. 

Ведущий: На самом деле, кто будет оплачивать  эту идею? Кто? Федеральные деньги?

П.Л.: Деньги находят. Их надо искать,  эти деньги. Находят. Потому что вот, смотрите, в Свердловске находят, в Нижнем Новгороде находят.

Ведущий:  То есть деньги не проблема в этом смысле.

П.Л.: Ну как не проблема? Проблема,  но  их надо искать, эти деньги. Конечно, конечно. Ну, вот  ведь город,  содержать город вообще дорого. Здесь необходима и канализация, так. Любой дом содержится, тоже надо ремонтировать, так. Дальше, ну вот водоснабжение,  электрификация, дороги на улицах. Всё это дорого  ведь.  То есть понятно, что, если содержать метро… Вот метро, я  уже…  Нет, я не говорил еще, что первое метро было в Лондоне. В Лондоне это 1863-й год. 63-й год, то есть 150 лет.

Ведущий: Ну, да, 19-й век, да.

П.Л.: 149 лет прошло, вот если с 12-го года считать.   И первая линия была 3,6 километра. А сейчас там 500 километров.  То есть считать на всё метро, которое  запланируют, предположим, 5-6 линий, конечно,  денег не хватит. А пока существует город…

Ведущий: Необходимо.

П.Л.: …метро все время строится.

Ведущий: Строится и строится, это бесконечный процесс.

П.Л.: Бесконечно это. Пока город существует, будет существовать метро и строительство. Вот я говорил про Лондон. Сейчас последний  год там строится линия, эта линия около 60 километров, линия там.  Ну, очевидно там еще  и с Олимпиадой связано. Все время строят.

Ведущий:  Но это дело престижа.  Метро же -  это престижно.

П.Л.: И не только престиж. Да, и престиж.

А.К.: В первую очередь это решение   транспортных проблем.

П.Л.: И престиж.

Ю.П.: Решение проблемы транспортной доступности.

П.Л.: Да. Я, кстати, как-то ездил в Свердловск, ну мы на машине. И приехали мы туда рано утром. Город пустой. И на перекрестке остановилась другая машина, из какого-то другого города, очевидно из Москвы. Люди – о,  говорят, какой пустой город. А там подсказывают, что город миллионный и тому подобное.

Ведущий:  В подземке, половина, да, передвигаются?

П.Л.: Да. А,  говорит, что тут и метро, наверное, нету.  А как же, есть метро.  О-о-о, тогда это другое дело.

Ю.П.: Просто самое короткое в мире пока.

П.Л.: Да.

Ведущий: Напомню, что работает телефон прямого эфира 261-88-67. А вам, пермяки, вам нужно метро. Присоединяйтесь к разговору.  У нас есть звонок. Здравствуйте. Как вас зовут?  И ваш вопрос.

Слушатель: Здравствуйте. Владимир Семенович меня зовут. Вопроса нет, а я отвечаю, нужно или нет метро. Естественно, метро крайне необходимо Перми. Вы обратите внимание,  какие пробки уже у нас образовываются. Все транспортные развязки были построены с какой-то одной-единственной целью – не разгрузить город, а, видимо, как-то отмыть деньги. И вся проблема в том, что у нас, обратите внимание, деньги бюджетные тратятся… они попросту разворовываются. Проводятся различные фестивали бессмысленные, никому не нужные, по-существу, понимаете. А всерьез никто не задумывается.  Видимо, когда можно будет что-то  ?????? (неразборчиво), власть, может быть, обратит внимание на метро. А пока нет вот, к сожалению.

Ведущий: А вы как думаете, основная причина, почему нет метро, дело в деньгах?

Слушатель: Нет, я думаю, что  практически  за последние  годы всем губернаторам вообще неинтересно было поднимать  эту тему. У них были другие какие-то цели личного характера. Они какие-то личные свои дела решали, понимаете. А решать такую глобальную  проблему, зачем связываться с этим? Они не думали  даже об этом.

Ведущий: Согласитесь, что с новым губернатором  возникают новые надежды?

Слушатель: Есть  определенные надежды с новым губернатором. Он производит впечатление относительно честного человека, и я думаю, что, может быть, он задумается о нас, о нашем городе.  А метро крайне необходимо, крайне.   Город задыхается от пробок.

Ведущий: Спасибо за ваш комментарий. Кто-то поспорит или согласится.  261-88-67.  пишет нам по ICQ Павел: «По ветке метро  в города края надо – в Добрянку, в Полазну, в Пальники, в Нытву. Почти половина жителей работает в Перми, и гораздо удобнее, чем на автотранспорте».  Юрий Калманович, согласитесь?  Ну вот говорится пока о трех ветках, которые вот тут вот. А  реально ли в Добрянку, в Нытву?

Ю.П.: Я могу сказать, привести один пример, когда в Китае города, отделенные друг от друга,  рассказывали коллеги, которые были там, расстоянием  70-80 километров, соединены линиями  метрополитена. До Китая, до его бурных темпов развития нам далеко. Я думаю, что строить перспективу  на Добряку,  или там на Чусовой пока смысла нет.  А вот говорить том, чтобы начать работу в Перми,  начать проектирование, начать строительство, и искать финансирование, да, входя в федеральную программу, это главное.  Надо войти в федеральную программу, напомнить о том, что мы там.  Нас никто не исключал о 20-го года.

Ведущий:  Здравствуйте, вы в эфире. Еще один звоночек у нас. Как вас зовут?

Слушатель: Борис.

Ведущий:  Да, Борис, что вы думаете о метро?

Слушатель: Я думаю, что  давно можно было начать строить. Вот, например,  Омск. Омская область менее богатая, чем Пермский край. И там,   несмотря на все трудности,  губернатор Полежаев 10 лет последние строил метро,  и скоро оно будет запущено в эксплуатацию. Пермь же, благодаря льготе по налогу на прибыль, потеряла 40 миллиардов, как на днях было сказано в вашей  передаче. 40 миллиардов рублей мы потеряли денег в бюджете. Так за эти деньги  давно можно было первую очередь метро или четыре моста через Каму построить.

Ведущий: Спасибо, Борис, за комментарий. Алексей Борисович, почему в других городах-то возникло, а у нас нет?

А.К.:  Да, давайте зададимся вопросом: почему в городах, которые начали  этот процесс позже, метро или уже есть или скоро будет? Прежде всего, там была та самая политическая воля. Смотрите, на местном уровне, во-первых, принималось решение  о начале строительства метро, потом выделялись какие-то деньги из своего, естественно, местного бюджета. Ну, скажем, два, три, четыре миллиарда  исключительно на проектирование. А потом  уже шли в федеральные органы власти вот с этим проектом, что мы уже  начали строить метро, но  - ах, мы бедные, мы такие, сякие…

Ведущий: Деньги закончились.

А.К.: …выбивали какие-то федеральные деньги, да, как в Екатеринбурге. Там практически идет паритетное финансирование, фифти-фифти.  То есть надо сперва проявить политическую волю на местном уровне, а потом уже с ней, с этим проектом идти в федеральные структуры, выбивая соответствующее финансирование. 

Ведущий:  Давайте послушаем еще один звоночек. Здравствуйте. Как вас зовут?

Слушатель: Здравствуйте. Меня Владимир зовут.  Вот говорят, многие тут перед вами выступали, говорят – город задыхается   от пробок. А я не понимаю, а каким образом метро может решить проблему пробок? Может быть, необходимо делать подземные дороги для машин, а не метро?  А люди на общественном транспорте пускай  ездят по верху.

Ведущий: Здравствуйте. Как вас зовут?

Слушатель: Нина Ефремовна. Я хочу добавить мужчине этот разговор.  Наш город по занимаемой территории после Москвы, Ленинграда на третьем месте. Народу,  по Ленина идешь,  полкилометра  идешь, чтоб тебе человек попался. Меньше миллиона уже народу. Зачем метро? А машины легковые так и ездить будут. Он один едет,  создает пробку, своя машина, он никогда не поедет на метро. 

Ведущий:  Но вы замечали, как много машин? Вы идете пустая улица, а машины-то стоят,  пробка.

Слушатель: Так пробка. Так они так и будут  ездить, хотя и метро будет.

Ведущий: Понятно. Почему нужно метро строить, когда можно построить подземные дороги?

Ю.П.: Примеры вот подземных тоннелей для автомобилей, европейские примеры  многочисленны. Я могу  назвать Берлин, Копенгаген, Лиссабон, где автомобили, действительно, идут по  глубоким, не сильно глубоким, но  хорошим тоннелям подземным, никому не мешают,  прохожие по своим местам,  трамваи – по своим.  Но все дело в том, что   транспортные возможности метро самые высокие. И в том же Лиссабоне,  в том же Берлине  есть метрополитен. А в Роттердаме,   где  600 тысяч населения,  тоже есть метро, кольцевая линия. Дело тут  не в численности населения, а дело в том,  что   на отдельных направлениях могут быть  очень большие пассажиропотоки в часы пик. Ну, по международным  зарубежным меркам  и нашим отечественным, если в часы пик  превышает пассажиропоток 20 тысяч человек, то, конечно,  необходимо строить метро.

Ведущий: Согласна с вами абсолютно, потому что живу на Крохалевке, а приходится ездить в Мотовилиху. И я час трачу утром туда и час обратно. А так бы я села  бы и доехала бы уже минут семь.

Ю.П.: Вот я сейчас проехал в двух автобусах – 14 и 68. Парковый, конечная точка там Южный. Переполненные автобусы, переполненные друг за другом идут. 68-й переполненные. Вот эти ветки в часы пик там вообще 30-40 тысяч человек.

Ведущий: Вот люди пересядут из своих машин в метро, как вы думаете?

А.К.: В Москве вынуждены это делать. Там  так и происходит.  Там доезжают до какой-то станции метро, оставляют машинную, едут в центр. Иначе просто не добраться.

Ведущий:  Здравствуйте. Вы в эфире. Как вас зовут?

Слушатель: Здравствуйте. Анатолий. Я вот хотел сказать по поводу метро. Смотрите, нам все время говорили по поводу грунтов. Но  грунты я не думаю, что в Перми единственное неправильное место такое, где в мире ну грунты такие.  Наверняка это есть  в других  городах и странах. Второе. Землетрясения в Японии. Метро есть. Ну и так далее. Про финансы. Я думаю, что, в принципе, ведь говорили в свое время... Коноплев проиграл  эту борьбу Ельцину. ??????? (неразборчиво), и метро стали  строить там.  Я думаю, надо начать, и с Басаргиным, может быть, что-то получится. Смотрите, в Свердловске есть, в  Казани есть,  в других городах миллионниках есть.

Ведущий: Вы сколько, скажите, добираетесь до куда-нибудь, не знаю,  до работы от дома?  Сколько времени добираетесь?

Слушатель:  Ну, вообще ,дорога занимает много времени.  Город большой, и ??????? (неразборчиво) очень много.  И хотелось бы еще сказать по поводу все-таки реального строительства. Если  оно будет, то я думаю, целесообразно  ??????? (неразборчиво),  я думаю, что целесообразно  было бы, допустим, с Паркового до Разгуляя и от Камы до  где-нибудь, может быть, до «Велты».  Вот так. То есть вот этот квадрат центральный.

Ведущий: Спасибо. Так сразу  - запишите, просит Анатолий, чтобы от Паркового до Разгуляя было.

Слушатель: Мне кажется, вот это было бы реально. Потому что Закамск, Гайва, Головано, Левшино, мне кажется,   будет просто финансово, экономически нецелесообразно  и не выгодно.

Ведущий: Спасибо, что позвонили.  У нас пишет по ICQ Денис: «Ваш разговор из области фантазии. Есть ли какая-то конкретная информация о том, какие планы на метро у пермских чиновников?» Знаете ли вы, Алексей Борисович?

А.К.: У пермских чиновников никаких особых планов, естественно, нет, хотя странным образом позиция их меняется в зависимости от занимаемой должности.   Потому что бывший мэр Перми Игорь Шубин недавно был на прямой линии  «Звезде», правда,  уже в должности  сенатора, он  очень доброжелательно, вальяжно, неспешно говорил о том, как  было бы здорово построить метро  Перми, что он совсем не является его противником.

Ведущий: А я помню, когда он говорил...

А.К.:  Хотя когда он был мэром, он прямо заявлял…

Ведущий:  …не надо,  будет скоростней трамвай.

А.К.: …метро Перми не нужно,  а нужен скоростной трамвай.  Вот, видите, вы были на той же пресс-конференции.

Ведущий: Да,  скоростной трамвай. Ни трамвая, ни метро.

А.К.: И поэтому я, скорее всего, подозреваю,  что, если б его пригласили на разговор, например, кого-нибудь  из «ВерхнекамТИСИЗа», он тоже  там же юлил бы, говорил, что, да нет, мы никаких  планов не имеем, хотя  мне сами показывали все свои проекты.

Ведущий: Я тоже видела эти проекты. 

Ведущий:  То есть все зависит  от власти.

П.Л.:  Тут насчет… вот ссылаются, что нельзя строить, потому что плохие породы тут, воды много и тому подобное. Ну, во-первых, метро строится в любых условиях. То есть взять  вот тот же Санкт-Петербург, понимаете, и Казань, и хуже породы. То есть у нас значительно  благоприятнее   условия для строительства метро.  Это раз. Теперь, насчет вот как относятся наши…

Ведущий: Чиновники.

П.Л.: …чиновники. Я вел длительную переписку с отделом строительства вот Перми. Ну, считают, предположим, метро они сосчитали, что очень дорого, взяли метро вплоть до   наших пригородов всех, и до Данилихи, и тому подобное,  везде, всюду, ну и понятно, получились  огромные цифры.  То есть просто не знают, как считать.  И считать нельзя, если нет проекта, потому что  в зависимости от  мельчайших тут условий.  Метро, предположим, в Перми цена километра одна, в  Казани – другая. То есть даже на  раз бывает  разница. То есть обязательно должен быть проект. Без проекта нельзя строить. 

Ведущий:  Ну, как мы поняли. Проект есть у «ВерхнекамТИСИЗа». Наверно, надо его  более современно как-то, да…

П.Л.: Конечно.

Ведущий …к современности, да, осовременить.

А.К.: Правда, только если будет отмашка со стороны власти.

Ведущий:  Это понятно. Здравствуйте. Вы в эфире. Как вы думаете, целесообразно строить метров  Перми?

Слушатель:  Знаете, конечно, целесообразно.  Но у меня вот вопрос в другом несколько.  Раз уж мы говорили о  бывших чиновниках,  о Шубине,  о прочих. У меня, знаете,  у меня есть опасение вот какого характера. Как бы у нас не получилось метро так же, как получилось с проектом галереи, с проектом зоопарка. Вы знаете, испанским, голландским проектировщикам  заказывали невероятные проекты, и вы видите, что ничего не сделано, деньги, не поймешь, куда    девались. И все также  наши обезьяны живут в убогом зоопарке. Все также непонятно, где  будет храниться уникальная коллекция  наших картин.  Ну, это к слову о  предыдущих чиновниках.  Вот как бы не получилось так, что начнется новый  проект, старый уже забытый, и опять деньги в песок, и мы  остались при своих интересах. Спасибо большое.

Ведущий: Спасибо, что позвонили. Юрий Калманович, ну что тут, согласитесь?

П.Л.: А почему в других  городах-то строят?  И не мешают там, а наоборот помогают все правительство.

Ведущий: Я не знаю. Пермь, как черная дыра, кода не появится   ни одного зоопарка, новой галереи, и так далее, и так далее.  Я не знаю, почему.

Ю.П.: Совершенно основательное рассуждение у женщины, задавшей вопрос. Если метро начинается строить, его уже не останавливают,  строительство.  Даже  вот есть большие перерывы  от 90-х годов до  сегодняшнего дня по Челябинску,  Красноярску,  все было заморожено. Но там губернаторы с политической волей, не бросали вопрос.

Ведущий:  Это понятно. Вопрос-то был  от звонившей еще… вроде бы как вот первоочередные задачи, и вот они мечты, которые сейчас,    галерея, зоопарк, а вы, вроде как,  еще о метро. Будет очередной мечтой.

Ю.Л.: Я бы сказал,  что  несколько форматы разные. Если говорить о метрополитене, то это то финансирование, которое   не может обеспечено конкретным городом. Это федеральная программа. Никакой бюджет города не сможет быть рассчитан на строительство метро. Поэтому нам нужно войти в федеральную  программу, обязательно потвердеть свое участие   там до 2020-го года, и решать вопросы по пролонгации. И этот вопрос, мне кажется,  будет решаться, если за него возьмется власть.

Ведущий: Вы в эфире. Здравствуйте, как вас зовут?

Слушатель: Здравствуйте.  Меня зовут Олег. Метро однозначно нужно. Проблемы пробок они не решат. Кто ездил на машинах, тот и будет ездить. А вот    гражданам Перми, которые  пользуются наземным общественным транспортом, это пойдет пользу во многом. В Москве же яркий пример того, что пробки не иссякают, хотя метро очень развито.  А для  граждан…

Ведущий: Да, те, кто пользуется автобусами, троллейбусами, автобусы, троллейбусы  уйдут в прошлое…

Слушатель:  Они в прошлое не уйдут.  Транспортную  сеть вообще надо развивать всю. Не отодвигать на второй план какой-либо, просто они  будут менее разгружены.  То есть в совокупности они дадут положительный  результат.  То есть пассажиропоток разделится, и он так скажем, более практично будет использоваться. 

Ведущий: Вы за метро?

Слушатель: Я за метро.

Ведущий:  Как вы думаете, причины основные, как вот  мы обсуждали, действительно, власть, даже не деньги, а волевое решение губернатора?

Слушатель: Тут, наверно, даже   не решение губернатора. Все-таки такие проекты финансируются  большей частью федеральным бюджетом. Поэтому зависит, наверно,  так скажем, от центра. Ну,  от нашего желания, конечно же, тоже зависит. Ну и было вот много тоже  рассказов про наши нестабильные, якобы, почвы. Хотя  вот   пример Питера, он стоит на болотах. Функционирует метро прекрасно.

Ведущий: Да. Спасибо. У нас сегодня Павел Александрович Лыхин, доктор  технических наук, сказал:  «Везде возможно строительство метро».   И это действительно миф, что у нас какие-то  грунты, и какая-то не та подземная почва. Все возможно.  Надо идти к Басаргину? Так я думаю.

Ю.П.: Нужно получить точку зрения нового губернатора. И я думаю, что  новый губернатор сегодня, занимаясь  ревизией проектов, еще не завершенных…

Ведущий: Писать письма, записываться  к нему на встречу. Вот, что надо делать сейчас.

Ю.П.:  Он будет озадачен и  озабочен, может быть,  этой проблемой. Я думаю, что эта проблема. Ну, понимаете, все многое в Перми, вот я где-то прочел правильные слова, строилось и сооружалось вопреки противостоянию и власти, и так далее. Анатолий Григорьевич Солдатов построил Комсомольский проспект. Сегодня Перми нет без Комсомольского проспекта.  Я думаю, что придет время, и уж не будет такое  оно длинным, заоблачным, когда в Перми будет сооружен   метрополитен.

Ведущий: Алексей Борисович, верите тоже, что когда-нибудь  будет в Перми  метро?

А.К.: Я абсолютно уверен в этом.  Ну, где-нибудь году так к 30-му, 35-му. К сороковому максимум.  До середины века метро в Перми будет точно.

Ведущий: Спасибо большое, что сегодня собрались,   все фанаты метро, Я думаю,  вы присоединились к нам. Я тоже фанат метро. Я этого не скрываю. Я надеюсь, когда-нибудь с Крохалевки   буду доезжать до какой-нибудь, не знаю, Перми-II или до Дружбы очень быстро, за пять-семь минут. Ради этого стоит подождать. Спасибо, что слушали, принимали активное участие.  Оставайтесь на «Эхе». 


Обсуждение
5144
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.