Верхний баннер
11:39 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 17 июня 2013

"Поющее поле Прикамья", "Белые ночи" в июле, обменные гастроли ТЮЗа и Лысьвенской драмы, "Арт-мастерская "Пермь-36""

Хоровая музыка нашего времени, какая она, как нынче прозвучит «Поющее поле Прикамья»? Эти и другие вопросы обсудим сегодня в нашей программе «Событийный ряд». Я с удовольствием представляю гостей нашей студии. Художественный руководитель, главный дирижер Уральского камерного хора Пермской краевой филармонии Владислав Новик. Добрый день, Владислав Адамович.

 

Владислав Новик: Добрый день.

 

Львиную долю в «Певческом поле Прикамья» занимает выступление Уральского камерного хора пермской филармонии, которая организует этот фестиваль. Особенно радостно мне приветствовать в этой студии гостя нашего города, композитора Александра Изосимова. Здравствуйте, Александр Михайлович.

 

Александр Изосимов: Здравствуйте.

 

Я не случайно пригласила в эту студию еще и композитора. Премьера сочинений, которые прозвучат в исполнении Уральского камерного хора – это одно из центральных событий. Мне хочется начать с общих вопросов о фестивале, который пройдет в четвертый раз в рамках фестиваля «Белые ночи» на территории городка, хотя некоторые концерты будут и в камерном зале. Я, конечно, понимаю скептицизм музыкантов, их очень трепетное и трогательное отношение к исполнительскому искусству - голоса музыкантов, которые иногда бывают даже тоньше, чем скрипка Страдивари, к особенностям хоровой музыки, особенно когда речь идет о духовной... Но все-таки, на ваш взгляд, подобный выход в народ, выход к людям, которые, к сожалению, никогда не были в концертном зале и не предполагают, какой чудодейственный эффект может иметь просто слушание хоровой музыки. Этот выход в люди может хотя бы одного-трех привести в концертные залы?

 

Владислав Новик: Во-первых, мне хочется поздравить всех пермяков с Днем города и пожелать хорошей наполненной духовной жизни. Сейчас что происходит? XXI век перед искусством тоже ставит много вопросов. Что такое искусство? Поэтому и композиторы, и исполнители ищут, что будет с искусством в XXI веке. Поэтому наш хор уже на протяжении нескольких лет обращается к музыке наших композиторов. В этом году мы познакомились с Александром Изосимовым и решились на большую работу, чтобы исполнить его музыку.

 

К этому вопросу мы обязательно вернемся. А все-таки можно расценивать ваш выход в люди как еще и знакомство людей с новой музыкой? Не широко известной хоровой музыкой?

 

Владислав Новик: Да, но в то же самое время на этом «Певческом поле», помимо нашего коллектива, еще будет хор Татарстана, великолепный наш хор «Млада». Наш коллектив будет исполнять ко Дню города музыку наших пермских композиторов. Это будет наше первое исполнение на эспланаде. Мне кажется, что, во-первых, очень редко звучит эта музыка. Во-вторых, те люди, которые будут на этом событии, узнают, что у нас много талантливых, великолепных, прекрасных людей.

 

А кто эти композиторы?

 

Владислав Новик: Это Ануфриев, Пантус, Широков, я вот…

 

Те имена, которые вы назвали, очень известны.

 

Владислав Новик: Дело в том, что у нас очень большая программа, так как рамки «Певческого поля» ограничены, кто будет исполнен, кто не будет. Еще планируется концерт наших пермских композиторов где-то в сентябре, но это целиком хоровой концерт.

 

Произведения пермских композиторов. Александр Михайлович, на ваш взгляд, требует ли хоровая и особенно духовная музыка каких-то особенных шагов в популяризации? Либо это всегда музыка для элитарной, подготовленной, думающей публики и не нуждается в широком распространении?

 

Александр Изосимов: Думаю, для того, чтобы слушать эту музыку, надо внимание, интерес к слушанию. Как любая классическая музыка, она требует к себе немножко особое отношение, нужен душевный такт. Классическая музыка как будто находится на горе, и туда надо подниматься. Она требует душевный труд.

 

А интеллектуальный?

 

Александр Изосимов: Не столько интеллектуальный. Нужно просто быть здоровым человеком, чтобы слушать хорошую классическую музыку, будь музыка, которая написана в прошлом веке, или еще раньше, или сейчас. Разницы принципиальной нет. Современная музыка немножко заостряет слух, ее могут воспринять не обязательно музыканты, музыковеды, которые должны первыми воспринять эту музыку. Это могут быть люди простые, вообще не готовые воспринимать. Однако они могут быть готовы первыми воспринять такую музыку, это зависит от отношения, с чем придут в филармонию.

 

Они должны прийти с открытым сердцем.

 

Александр Изосимов: Открытые, непредвзятые. Если человек пришел, даже любопытства может быть достаточно, и тихо посидеть, послушать, как звуки леса услышать. Ведь если пришел в лес и сразу врубаешь музыку, ты не услышишь. Так и классическая музыка, академическая современная… Я не люблю эти все слова, для меня это просто музыка, без всяких терминов. Она рождалась, сейчас рождается и, надеюсь, будет рождаться.

 

Но вы ведь наверняка слышали такие обидные слова, как «мне скучно…»

 

Владислав Новик: Можно, я вас перебью? Один из вопросов как раз стоит – сейчас все на эпатаже, концерты, спектакли.

 

Ярко, броско, быстро.

 

Владислав Новик: Но мне кажется, это не путь развития искусства. То, что Александр сейчас сказал, необходимо просто даже не то что услышать музыку, а услышать себя, как я чувствую себя. Это очень важно.

 

Но ведь вы общаетесь все равно в узком кругу любителей, ценителей, профессионалов музыки, а велико ли сегодня количество людей, готовых просто слушать с чистым сердцем без ожидания яркого эффекта, громких жестов?

 

Александр Изосимов: Гораздо больше, чем можно предположить. Дело в том, что человек сам от себя не ожидает, что может это воспринять. Я был неоднократно свидетелем тому, что люди, лишенные возможности услышать музыку в филармонии, а где-то они слышали только по радио, не предполагают, какие у них будут чувства, когда они попадут в хорошую акустику, где у них звучит хор или оркестр. Это действует без их ума, уровня культуры. Когда говорят, что нужен определенный уровень культуры… Ведь человек воспримет что-то, и нельзя в душу влезть. Разве ему нужны какие-то музыковедческие термины, чтобы воспринять? Ему нужен слух и некоторая деликатность восприятия, не мешать самому себе слушать музыку. Чаще всего музыку хуже слушают профессионалы.

 

Которым тяжело обойтись без – ой, тут он не попал, здесь он…

 

Александр Изосимов: Образование часто мешает слушать. В Мариинском концертном зале я не часто вижу консерваторцев, а приходят люди с завода. Там побольше концертных залов, и в Петербурге больше традиция ходить: «Новинка, послушайте, мы этого еще не слыхали». И они уже так тонко в этом разбираются. Не надо говорить, что простые люди далеки от этой музыки. Гораздо ближе.

 

Но это происходит, и это попадание в сердце и простых, и искушенных слушателей, когда музыка подлинная, как говорят, построено все на каких-то даже природных чувствах. У вас программа называется «Сопереживание душе». Создавали ее, если верить истории и тому, что я знаю, порядка 20 лет. Чем это вызвано? Это очень тонкая душевная материя, которую за два дня не напишешь, пару громких аккордов…

 

Владислав Новик: Тут немножко не совсем так. Произведение написано 21 год назад по заказу Владислава Чернушенко, это художественный руководитель певческой капеллы Санкт-Петербурга. Это высококлассный хор с историей. Заказан был мой хор к 1000-летию, но, к сожалению, не был исполнен ввиду того, что язык этого хора новый, очень сложный, непривычный. На тот момент Чернушенко принял решение, что для этой музыки время еще не пришло. Почему он так сказал? Не столько потому, что испугался, а столько потому, что в советское время было столько не исполненной музыки, которая лежала штабелями. Другая причина, что это все-таки было очень сложно. Это невозможно было проверить на фортепиано, никак наиграть ее, потому что расщепление одного звука на множество – это было сложно, и услышать сложно, и опыта мало было. Поэтому такая музыка, когда она не адресована к профессионалам, адресована к душе человека, и когда непосвященный слушатель приходит в зал, он будет ее слушать так, как слушают музыку Рахманинова, Чайковского, но он скажет: «Такого я еще никто не слышал».

 

Владислав Адамович, сегодня публика подготовлена к восприятию музыки, которую сочинил Александр Михайлович? С чем новым вы с хором столкнулись?

 

Владислав Новик: На этот вопрос Александр уже немножко ответил. А с чем столкнулись мы – с открытиями. Это просто открытия. Во-первых, весь этот концерт – это будет мировая премьера. Все сочинения, которые будут исполнены, и орган, и хор, и фортепиано, и солисты – это все будет мировая премьера. И открытие, решение, я говорил в начале, этих вопросов, что же такое искусство и что такое художественное сочинение. Везде искусство, а вот именно чтобы это было художественное сочинение. Музыка не просто пробуждает какие-то чувства в человеке, что мы говорим про эпатаж, чтобы сделать ярко, броско и все, а что там, где там, от чего… А эта музыка заставляет человека вслушиваться, понять вообще, что такое звук. Когда я впервые увидел партитуру и услышал про себя, что же это, какое богатство в одном-двух звуках, что можно выразить только этими немножко скупыми… Или наоборот, когда есть море звуков, они вдруг сливаются в великолепный хор чувств, переживаний, переплетаясь, исчезая, появляясь, это создает впечатление чувства радости, внутренней радости, что есть прекрасное, замечательное, великолепное искусство – это музыка.

 

Александр Михайлович, вы уже успели побывать на репетиции хора. Какие у вас впечатления?

 

Александр Изосимов: Я очень рад, что нашелся человек. Я долго ждал, 21 год. Хочу сказать, что 6 хоров брались за эту работу, великолепных хоров, по несколько раз брали партитуру и откладывали ее из-за ее сложной мелодики, гармонии. То, что Владислав Адамович не просто согласился, а нашел для себя возможность – это для меня большая честь. Потом я хочу сказать то, что я услышал. Таких хоров мало. На данный момент нельзя сказать, что в России хоровое искусство на подъеме.

 

Поэтому я начала с этого нашу беседу.

 

Александр Изосимов: Нужны новые планки, достижения, нужно дерзать. Я встретил хор, и самое главное – руководитель этого хора, потому что без руководителя любой хор сойдет на неть. Даже лучший хор перестанет петь. Здесь идет подъем. Одолев такую планку, хор практически сможет сейчас петь, любую современную, самую сложную музыку. Я не думаю, что мало времени потребуется, чтобы этот хор прозвучал так, как должен звучать. Может быть, потребуется много времени.

 

Это сочинение?

 

Александр Изосимов: Да, я имею в виду «Сопереживание душе». Этот хор потребует работы. Это событие в стране, именно в масштабах целой страны колоссальное событие. Что касается других моментов, в концерте будет участвовать Олеся Петрова. Это певица, с которой я сотрудничаю с 2005 года, которая невероятно быстро поднялась на вершину исполнительского мастерства, ее заслуги говорят сами за себя. Конкурс Чайковского, вторая премия. Пекинская (неразборчиво). Кардифф фестиваль, куда от каждой страны посылали только одного певца, послали Олесю Петрову. Первая премия на парижском конкурсе, сейчас вот в Метрополитен выступала, с Хворостовским, с Гергиевым, артист, который к нам приедет сейчас. Притом, что она объездила весь мир, ее когда показывали по всему миру, все телевизионные станции, когда она в Японию ехала, по всему земному шару показывали Олесю. Это такая певица. И она сохраняет простоту, скромность и не отказывается петь мою музыку, я для нее написал свыше 20 произведений. Другая певица, Мария Людько, мы с ней впервые сотрудничаем. Она в прошлом году кое-что спела на запись, я ее пригласил, и меня эта певица поразила своим искусством чтения нот. Она уже тоже много всего достигла, 8 раз была лауреатом международных конкурсов, в Венской опере пела, в Мариинском театре, в Большом театре, тоже достижения. Вместо Сергея Урываева приедет Галина Сандовская. Сергей Урываев заболел, так что пианистка будет другая. Это пианистка конкурса Бетховена, первая премия. Я очень рекомендую послушать, как она играет на рояле. Также будет участвовать органистка Дарья Меркулова и музыковед Ольга Гладкова. Она прославилась тем, что написала книгу о нашем петербургском композиторе Галине Уствольской, эта книга издана на английском, немецком, русском, сейчас расскажет что-то обо мне.

 

21 июня в самом центре нашего города состоится четвертый певческий фестиваль. Приглашаем вас всех и в фестивальный городок «Белые ночи», и в Органный концертный зал. Следите за программой, смотрите на сайте филармонии.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА

 

Пришла пора поговорить о том, что ждет нас в ближайшие месяцы, в том числе коснемся, конечно, «Белых ночей». Наступила последняя неделя «Белых ночей», большого фестиваля фестивалей, до конца недели нас ждет еще масса мероприятий. Мы помним, что в прошлом году фестиваль завершил свою работу в июне, однако плавно перешел в стадию фестиваля-лайт, когда в течение июля работал городок, но он был несколько реконструирован. Там иногда проходили мероприятия, там гуляли лошади под классическую музыку. И вот в эти дни появились сообщения, в том числе и в блоге «Белых ночей», что и в июле «Белые ночи» могут продолжить свою работу. Я имею в виду, конечно, фестиваль, а самое главное, работу должен продолжить городок «Белых ночей». Мы сейчас будем связываться с Владимиром Гурфинкелем, арт-директором городка. Но вместе с тем, уважаемые пермяки, дорогие радиослушатели, я вас прошу принять участие в голосовании. Вопрос очень простой – пойдете в июле в городок, нужен он и в июле? 207-05-15 – нужно продолжить традицию прошлого года. 207-05-25 – достаточно с 1 по 23 июня работы городка «Белых ночей». Владимир Львович, добрый день.

 

Владимир Гурфинкель: Здравствуйте, Нина.

 

Владимир Львович, подтвердите или опровергните слухи по поводу июльской работы городка.

 

Владимир Гурфинкель: Знаете, я в последнее время занимаюсь этой нежной работой – я постоянно оправдываю или опровергаю слухи. Эти слухи дошли и до меня о том, что мы продолжаем работу в июле. Это, конечно, приятно, что раз возникает слух, возникает некая потребность. Но на сегодняшний день, час и минуту это все обсуждается.

 

Владимир Львович, обсуждается на официальном уровне? Или обсуждается, как это обычно происходит, через «сарафанное радио»?

 

Владимир Гурфинкель: Нет, обсуждается не только «сарафанным радио» и в Интернете, но и, естественно, во власти. Но на сегодняшний день ни рекомендаций, ни приказов по этому поводу нет. Любя «Эхо Перми», я вам обещаю, что как только у меня будет официальный приказ о продлении фестивального городка, его жизни, мы найдем достойный контент для этого, вы первые, кто об этом узнаете.

 

Владимир Львович, тот опыт, который был в прошлом году, вас устроил? Я имею в виду, июльская работа?

 

Владимир Гурфинкель: Нет-нет, он меня не устроил. Но время развивается, и городок в этом году совершеннее. Естественно, (неразборчиво) продолжение жизни городка. Но это внутренности наши, мы об этом сейчас говорим.

 

Он вас не устроил по поводу посещаемости?

 

Владимир Гурфинкель: Нет, по поводу разнообразия. В прошлом году была придумана с моей точки зрения замечательная ситуация соотношения лошадей и классической музыки, помните, когда симфонический квартет (неразборчиво) все параллельно. Это было замечательно. Но разнообразия для меня не было. Прелесть фестивального городка состоит в том, что люди очень разных эстетических потребностей находят что-то для себя. Для того, чтобы городок был стабилизирующим факторов некой духовной жизни, все должны для себя найти хорошее.

 

И последний вопрос. Вы бы хотели, чтобы в июле городок продолжал работу, лично вы? Вы бы хотели, чтобы поступил приказ?

 

Владимир Гурфинкель: Лично я хотел бы. Мне кажется, что приложенные нами усилия по созданию городка еще не полностью исчерпаны в зрительском внимании.

 

Спасибо большое. Владимир Львович Гурфинкель был у нас на связи, будем ждать решений, насколько они совпадут и с желаниями организаторов, и с желаниями пермяков. Вы первыми, как вы уже слышали по обещанию Владимира Львовича, узнаете об этом.

 

 

А между тем, замечательные новости от Театра юного зрителя и лысьвенского театра. На этой неделе состоятся обменные гастроли. О них нам рассказала директор пермского Театра юного зрителя Марина Зорина. Обращаю ваше внимание на спектакли, которые можно будет увидеть в Перми на этой неделе.

 

Марина Зорина: Наши гастроли очень небольшие. Мы едем всего лишь на три дня, но эти три дня мы покажем в Лысьве четыре спектакля. Один из них, «Синий платочек», очень любим нашими зрителями, и думаю, лысьвенцам он тоже очень понравится. Второй вечерний спектакль, это последняя премьера театра, «Большая советская энциклопедия» в постановке Михаила Скоморохова. И для детей, как всегда, мы везем детскую сказку про Емелю. Кроме того, мы еще один детский спектакль покажем в Чусовом. Лысьвенцы привозят к нам тоже три названия – это очень известные спектакли, которые они возили на многие фестивали. Это спектакль «Игроки» Николая Гоголя и спектакль по пьесе Виктора Шендеровича, который называется «Бляха-муха». А для детей лысьвенцы покажут спектакль Тимура Насирова «Поезд в Африку».

 

Успевайте, как говорится, видеть. От себя добавлю – действительно, очень хороший, нашумевший спектакль «Игроки», который минувшим летом взял гран-при на фестивале театров малых городов России. Рекомендую увидеть его. Не нужно ехать в Лысьву, нужно сходить в Театр юного зрителя на этой неделе.

 

У нас продолжается голосование. Пока есть одна минутка, одно мое объявление, которое мне приятно рассказать. С 22 по 28 июля на территории музейного комплекса «Пермь-36» будет работать творческий лагерь молодежи «Арт-мастерская», в результате работы которого должны появиться художественные проекты. Всего там три секции – театральная, художественная и музыкально-поэтическая. В течение недели ребята под руководством своих кураторов будут создавать спектакль, концертную программу из выступлений исполнителей авторской песни, поэтов, а также создавать художественные арт-объекты. Вы можете зайти на сайт pilorama.perm36.ru, найти эту новость и увидеть образец заявки. Если вы желаете приятно, весело, творчески провести последнюю неделю июля, то добро пожаловать, вступайте в ряды участников арт-мастерской «Пермь-36».

 

Я же подвожу итоги нашего голосования. 74% наших радиослушателей хотят продолжать «Белые ночи», по крайней мере, чтобы городок работал. 26% против работы городка. Пока побеждает большинство. Какое решение примут наши городские власти, художественное руководство «Белых ночей», будем смотреть. Программа «Событийный ряд» уходит на небольшие каникулы, вернусь, буду рассказывать. Оставайтесь на «Эхе». С вами бала обозреватель культуры Нина Соловей.


Обсуждение
2170
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.