Верхний баннер
10:18 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:10, 07 октября 2013

"Зритель, как и режиссер - часть театрального пространства" - Борис Мильграм

Пятый международный фестиваль-форум для профессионального театрального сообщества «Пространство режиссуры» откроется в Перми 14 октября. Все показы и мастер-классы пройдут в «Театре-Театре». В программе фестиваля как новые, так и уже успешные постановки.

Форум «Пространство режиссуры» ориентирован на тех, кто в театре служит. Однако, по словам художественного руководителя фестиваля Бориса Мильграма, его программа заинтересует и «обычных зрителей».

 

 

Главные фигуры

- Борис Леонидович, когда вы только начинали этот фестиваль, то у большинства были сомнения в его живучести. Форум адресуется тем, кто профессионально занимается театром, многие спектакли требуют со стороны зрителей особой подготовки – знаний о развитии как современного, так и классического театра. Как вы сами оцениваете, привлек ли этот фестиваль широкую публику? Стал ли он интересен и тем, кто не имеет большого зрительского опыта?

 

- Он, конечно, профессиональный и в этом смысле очень редкий, чуть ли не единственный в стране. Но он еще и зрительский. Все спектакли рассчитаны как минимум на зрительское внимание, а в целом еще и на зрительские пристрастия, и просто на зрительский успех.

 

Перечень спектаклей, который за предыдущие фестивали был показан, замечательный не только по именам режиссеров, но и по успешности. Как это воспринималось зрителями? Наверное, были среди них и сложные, и неоднозначные, но это - хорошо. Фестиваль как раз должен приносить новые неожиданные впечатления. Как раз спектакли, которые подходят публике, в нашем фестивале обычно не редкость.

 

В этот раз публика увидит отличные спектакли, замечательного качества. Это будет «Медея» московского ТЮЗа и «Вишневый сад» театра из Гамбурга. В этом году фестиваль в качестве главных фигур выбрал Каму Гинкаса, известного режиссера, одного из сегодняшних патриархов этой профессии, а Кама Гинкас предложил в качестве своего визави Люка Персеваля с его спектаклем «Вишневый сад». Этот спектакль объездил большое количество фестивалей, собрал большое количество премий, сегодня Люк Персеваль – один из самых знаменитых, известных режиссеров Европы.

 

Сцена из спектакля «Медея» московского ТЮЗа. Фото с сайта teatr-teatr.com

 

 

- А что значит «визави»? Они будут соревноваться на одном творческом поле?

 

- Нет, соревнований у нас нет. У нас есть обсуждения. И в обсуждении спектакля «Вишневый сад» примет участие Кама Гинкас, он будет его представлять, вот в этом смысле. Изначально наш фестиваль был придуман как фестиваль модераторов. Мы выбирали из разных театральных профессий достаточно известных представителей.

 

В этом году фестиваль в качестве главной фигуры выбрал Каму Гинкаса, известного режиссера, одного из сегодняшних патриархов профессии, а Кама Гинкас предложил в качестве своего визави Люка Персеваля. И третья главная фигура фестиваля – даже не сам писатель Алексей Иванов, а его роман «Географ глобус пропил»

 

- Да, я помню. Был выбор режиссера, драматурга и так далее.

 

- Мы практически изменили этому принципу. Он остался в какой-то степени, разве что мы задали этот вопрос Гинкасу, и он предложил Персеваля. А на самом деле так оказалось, что в центре оказались две фигуры – Люк Персеваль и Кама Гинкас со своими спектаклями, обсуждениями спектаклей, встречами, лекциями.

 

Люк Персеваль впервые в России будет проводить мастер-класс, на который записалась вся молодая режиссура страны. Этот мастер-класс очень тщательно готовится в течение нескольких месяцев, его сын приедет, он кинорежиссер, будет делать фильм по мастер-классу.

 

И третья фигура фестиваля – даже не сам писатель Алексей Иванов, а его роман «Географ глобус пропил». Это произведение будет представлено спектаклем Театра-Театра (режиссер Елена Невежина), спектаклем Омского театра (режиссёр Максим Кальсин, ученик Камы Гинкаса, и тут возникает еще одна тема «учитель и ученик») и фильмом, премьера которого будет в ноябре, но на фестивале будет встреча, приедет съемочная группа во главе с режиссером, будет показ фильма.

 

 

Обучение без уроков

 

- Кроме того, есть образовательная программа, во многом связанная с понятием школы, темой «учитель и ученик». Передача профессиональных навыков начинается с лаборатории. В этом году в Театре-Театре это третья лаборатория, но она не такая, как предыдущие. В этом году в качестве лаборантов выступают молодые режиссеры-иностранцы, так или иначе связанные с русской театральной школой.

 

Дальше будет очень много лекций, мастер-классов, приезжает большое количество специалистов из разных сфер театральной деятельности. Кроме того, в образовательной программе будут показаны два спектакля, они на самом деле уникальны. Один из них Анатолия Праудина, уже известного нашим зрителям по спектаклю, который он здесь ставил…

 

- ...«Фантомас». И на «Пространство» привозил спектакль по Брехту...

 

- По Брехту и по Станиславскому. Он через фестиваль приезжает с необычными образовательными спектаклями. Сейчас он привезет спектакль под названием «Школа». Это невероятно интересно, и не только будущим актерам и режиссерам, но и просто публике. А второй спектакль - от театра «Балтийский дом».  Он называется «Антитела» и получил «Золотую маску» в этом году за лучший спектакль. Все спектакли, которые будут показаны, все - выдающиеся.

 

- Например, если взять «Медею»…

 

- Это невероятное произведение, где играют потрясающие артисты. Текст собран из античного и из текста Жана Ануя, написанного в 1960-х.

 

- Кстати, два года назад московский ТЮЗ приезжал с гастролями. Поэтому пермяки прекрасно знакомы с этим театром.

 

- Это очень хороший театр, в нем работают два невероятных режиссера – это Кама Гинкас и Генриетта Яновская. Там замечательные артисты, но там и уникальная сценография Сергея Бархина. Там есть и огонь, и вода, и горы, но самое главное – там есть невероятные страсти в классном исполнении.

 

«Вишневый сад» Персеваля - признаться, я не видел спектакля и жду его приезда, но он такой знаменитый… Мне уже просто очень хочется его увидеть. Он имеет невероятную фестивальную историю.

 

Сцена из спектакля «Вишневый сад» Персеваля. Фото с сайта teatr-teatr.com

 

- Эти два спектакля на большой сцене?

 

- Да, на большой же сцене. Так же, как и спектакль «Географ глобус пропил». Но здесь существует заведомый интерес у наших зрителей. Они очень любят спектакль, поставленный в нашем театре, и им сильно интересно, а что же сделал Омский театр. Поэтому все ринулись покупать билеты… Мы собрали два спектакля и фильм по этому произведению Иванова, чтобы наша публика могла видеть, как разные художники, разные режиссеры смотрят на одно и то же произведение.

 

 - После спектаклей и в рамках других событий фестиваля у вас проходят круглые столы, есть обсуждения. В них участие принимают только профессионалы? Зрители смогут высказать свое мнение?

 

- У нас нет ничего закрытого. Все обсуждения происходят после каждого спектакля открыто. Обсуждения никогда не идут на уровне «нравится – не нравится». Чего тут обсуждать... Кому-то понравилось – молодец, иди - отдыхай. Кому-то не понравилось – иди - переживай, что не туда попал. Зачем обсуждать на этом уровне? Но кому-то интересно обсуждение. Это обсуждение профессиональное, это не обсуждение зрительских пристрастий или что кому-то подошло... Но это профессиональное обсуждение полезно и для состоявшихся, и для молодых режиссеров.

 

- Вы с самого начала сказали, что уникальность фестиваля состоит в том, что там собирается профессиональное сообщество, по сути, люди, которые занимаются профессионально режиссурой, и таких фестивалей практически нет. Почему их нет? Режиссеры привыкли работать в одиночку и «вариться в собственном соку»?

 

- Нет, потому что мы придумали, а до нас никто не придумал. Актеры не придумали свой фестиваль…  С другой стороны, они тоже пытаются что-то выдумать для себя – актерскую песню, актерские капустники.

 

Кому-то понравилось – молодец, иди - отдыхай. Кому-то не понравилось – иди, переживай, что не туда попал. Зачем обсуждать на этом уровне? Обсуждение будет профессиональное, оно полезно и для состоявшихся, и для молодых режиссеров.

 

- Но это все около профессии.

 

- Да, они не создали фестиваль актерской профессии. Они не создали инициативы, а у нас оказалась инициатива, мы изобрели этот фестиваль с Олегом Лоевским. Он как человек, профессионал в фестивальном движении, был скептичен к моей идее изначально. Зачем собираться режиссерам, они все такие разные, закрытые, не хотят разговаривать? А мы попытались создать площадку, на которой режиссеры хотят разговаривать. В какой-то момент нам удалось совместить это с большим зрительским интересом. Очень важно, чтобы режиссерское сообщество и зрительский интерес находились близко друг от друга. Зритель – это часть театрального пространства. Вне зрителей театр может быть, но не очень интересен. Поэтому эти два фактора как-то здесь пересекаются.

 

Третий фактор – это образование, которое всегда необходимо, чтобы двигаться дальше. Эти три составляющие как-то и формируют фестиваль, который видоизменяется. Пятый не похож на первый или второй, да даже на последний. Не только по составу участников и спектаклей, но и по каким-то принципам.

 

- А насколько открыты к учебе сегодня режиссеры, которые давно занимаются театром, имеют за плечами 10-20 постановок? Есть ли такие режиссеры, которые говорят: «Слушайте, в Перми опять будет «Пространство режиссуры», я хочу поехать» или «Я уже все умею и спектакли успешно ставлю, чему меня там научат?»

 

- Есть разные режиссеры. Это профессия, в которой никто никого ничему не научит, но в которой можно научаться чему-то новому. Если ты не двигаешься и ничему новому не учишься, ты остановился. А остановился – значит, умер!

 

 

 

Не сравнивать, а понимать!

 

 

- Было «Пространство режиссуры», когда представляли театральное искусство Франции.  В прошлом году у нас были театры стран Балтии. Был опыт фестиваля с привлечением модераторов. И все время мы расширяли свои представления и знания о разных течениях и странах. Какое в этом году знание я получу? Какой театр бывает еще?

 

- Бывает хороший театр и очень хороший. В этот раз представлены два крупнейших режиссера, они свои спектакли показывают как очень классно сделанный театр. Это театр, который приносит эстетическое наслаждение для души, сердца и мозгов, и все это происходит одновременно. В этом смысле высокая режиссура тем и отличается. С одной стороны, и с этими режиссерами для тех, кого это интересует, можно встречаться, они проводят лекции, мастер-классы и так далее. Но, кроме того, фестиваль решил представить литературный текст, «Географ глобус пропил». Удачная история, которая произошла в театре с постановкой романа, параллельно снималось кино, и мы практически одновременно задумали это делать, и нас это порадовало. Значит, к этому тексту есть внимание с разных сторон. Не так много постановок по этому роману, но они есть. По-моему, это невероятно интересно. Не для того, чтобы сравнить, а для того, чтобы что-то для себя понять. Я призываю зрителей не сравнивать, потому что я знаю нашу пермскую публику, в основном они скажут: «Ну, конечно, наши лучше!» Можно заранее знать, что наши лучше, но при этом увидеть пространство литературы. Оно ведь гораздо более широкое, ты читаешь и сам себе воображаешь, что хочешь. А тут предлагают по одному произведению разные взгляды.

 

Сцена из спектакля "Географ глобус пропил" Омского драматического театра. Фото с сайта teatr-teatr.com

 

- Тут еще уникальность самого произведения, которое в Перми каждый воспринимает по-своему.

 

- И это немаловажно, что это пермское произведение. Владельцы фильма вели переговоры почти полгода. Премьера будет в ноябре, и показывать фильм до этого…

 

- Контракты и прочее?

 

- Да, это достаточно сложная история. Они не решались. Это будет закрытый некоммерческий показ для фестиваля, хотя он будет в кинотеатре. В самом театре будет встреча со съемочной группой. Но сам факт, что они пошли на это в связи с тем, что это Пермь, и здесь частично снимался фильм, это пермская история и тема, события происходят в Перми. Понятно, что здесь в какой-то мере открывается сама Пермь. До этого был французский театр, теперь - какая-то пермская художественная ситуация.


Обсуждение
1737
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.