Верхний баннер
23:10 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 29 июня 2014

"Законодательного термина социальное предпринимательство пока нет, но он будет введен. Поэтому мы ожидаем важного этапа в развитие этого направления", - Сергей Пономарев

- Начнем с того, что из себя представляет социальное предпринимательство, чем оно отличается от обычного.  Потому что сегодня слово очень часто звучит, особенно рядом с крупными компаниями, котоыре говорят о социальной ответственности бизнеса. А здесь социальное предпринимательство. 

 

Сергей Пономарев: Социальное предпринимательство как раз находится на стыке традиционной предпринимательской деятельности, коммерческой, направленной на извлечение выгоды, но при всем при этом его главная основная миссия и цель – решение, или как минимум смягчение социальных проблем. И повод, который привел нас в эту студию, заключается еще и в том, что 28 июня состоялся второй раз в России, отмечался международный день социального бизнеса, социального предпринимателя. В Перми прошло несколько мероприятий на этот счет. Мы проводили семинары, делали выставку социальных предпринимателей, будет еще и круглый стол проходить. Для меня очень важно продвигать это понятие, ту концепцию, если хотите. Постольку поскольку в обществе сегодня нет понимания четкого, чем занимаются социальные предприниматели. И как раз Александр Викторович является живым олицетворением этого социального предпринимательства. Мне бы хотелось, чтобы он нам сегодня рассказал о своей деятельности, и чем  его работа отличается от обычной коммерческой, обычного коммерческого предпринимательства.

 

- Александр, вам слово.

 

Александр Портных: Я хочу сказать, что в каждом бизнесе есть социальная составляющая.

- У нас к этому относятся прямолинейно, мы тебе зарплату платим, дорогой работник, вот это наша социальная ответственность

 

Александр Портных: Да, это создание новых рабочих мест, социальные гарантии для работников и так далее, но социальное предпринимательство в рамках того, какой эффект от этого получает наше население, те же самые дети, пенсионеры, трудящиеся, я вижу в этой социальной составляющей развитие, пропаганду здорового образа жизни, сделать спорт доступным для всех, включая детей, пенсионеров.

 

- Согласитесь, что это общие слова. У нас и чиновники говорят о создании благоприятной среды, заботе о детях, трудящихся. В чем суть социального предпринимательства? Вы извлекаете выгоду из чего? Из создания чего-то социально значимого? Например, хотелось бы конкретики.

 

Александр Портных: Здесь конкретика такая, организовав горнолыжную азу в Югокамске, естественно, мы приобретаем какую-то выгоду. А дальше идет перераспределение этой выгоды. Эта часть этой выгоды идет на развитие социального направления детский спорт, доступный спорт, доступный отдых для всех слоев население.

 

- Грубо говоря, кроме того, что вы содержите базу отдыха, на которой зарабатываете деньги, имеете возможность создавать бесплатные группы, в которых занимаются дети?

 

Александр Портных: Да. У нас есть такая программа. Есть у нас программа, по пятницам для детей малоимущих семей, для детей инвалидов и воспитанников детских домов у нас бесплатное катание, обучение на горных лыжах, на сноубордах. Для учащихся школ, студентов, та же самая программа, но там скидка 75%, то есть за 25% они могут к нам приехать, покататься, это большая экономия, я думаю, что даже для студентов это  доступно.

 

- На своем примере вы показали, как работает социальное предпринимательство. А что касается его развития и поддержки. Ведь любой предприниматель может рассчитывать на то, чтобы стать социальным предпринимателем. Есть у нас какие-то программы, чтобы стимулировать бизнес стать социальным.

 

Сергей Пономарев: Есть отдельные программы. Но если говорить о комплексной программе, то ее, к сожалению, на сегодняшний день нет на уровне государства. Но, тем не менее, есть отдельные инициативы, в частности деятельность фонда «Наше будущее» с 2007 года. Он как раз предоставляет безвозмездные займы начинающим социальным предпринимателям на развитие своей деятельности.

 

- Как это? Давайте конкретнее. Безвозмездные.

 

Сергей Пономарев: Беспроцентные.

 

- Деньги придется вернуть, но…

 

Сергей Пономарев: В отличие от банковских предложений они беспроцентные. То есть, это бизнес. Он должен быть устойчивым, он должен сам себя окупать, но понятно, что  на начальном этапе предпринимателю необходима поддержка, чтобы войти в рынок, чтобы наладить свою инфраструктуру, чтобы запустить процесс. Вот этим помогает фонд. Кроме того, очень много у нас предоставляется консалтинговой помощи, это обучение, это сопровождение, какие-то рекомендации, советы по организации бизнеса, поскольку есть выход к самым разным экспертам российским, международным, котоыре готовы делиться в этом смысле опытом.

 

- Каким опытом?

 

Сергей Пономарев: Опытом ведения социального предпринимательства. Фондом было поддержано более 100 проектов в 45 регионах страны, поэтому есть сеть. И эти предприятия уже описаны как кейс, и можно брать как образец и уже внедрять у себя на местах.

 

- Любой предприниматель, который с сознанием своим, а здесь ведь речь идет в первую очередь о сознании предпринимателя, что ему хотелось бы заниматься чем-то, кроме того, чтобы заработать деньги, можно прийти к вам и попросить помощи. Ребята, я не знаю, но я произвожу унитазы, условно, чем это может помочь. Это, наверное, к вам, Александр, вопрос. Вы, когда начинали быть социальным предпринимателем, о чем мечтали? Как пришли к этой идеи. Какие этапы прошли?

 

Александр Портных: У меня сразу такой идеи не было, даже такого понятия не было социальный предприниматель. Но запустив этот проект, очень много времени, конечно же, ушло на согласования различные, на подготовку. И когда я запустил этот проект, я понял, что это социальный проект, он востребованный.

 

- А какие согласования? Давайте о бюрократической составляющей. Трудно было бы приехать к обществу инвалидов, сказать, ребята, хотим вот это, вот это сделать, давайте, возите к нам. Вот время, вот промежуток, вот это можем предоставить.

 

Александр Портных: Нет, я имею в виду не эти согласования, котоыре с обществом инвалидов, со школами. Согласования по строительству особо опасного объекта, это горнолыжный комплекс. На это у меня ушло 2,5 года практически. Это оформление земельного участка и так далее. Самой идеи, что это будет социальный объект, изначально не было. Я видел и понимал, что это нужно, что это интересно. В голове, конечно, крутилась программа, чтобы сделать спорт доступным для всех слоев населения. Потому что не каждый может уехать в Альпы.

 

- Да, даже в Губаху не каждый может себе позволить съездить.

 

Александр Портных: Да, даже в Губаху. Это транспортная доступность.

 

- Хорошо, вы как бизнесмен подошли к организации этого предприятия, а что было потом? Когда вы решили, что здесь есть необходимость в расширении возможностей, в участии в вашей деятельности на безвозмездной основе таких вот, таких вот и таких вот групп населения. Вы проводили  какой-то анализ, востребовано будет, не востребовано? Как вы с общественниками выстраивали дискуссию. Ведь нельзя, мне кажется, просто так, хотя это теоретически возможно, прийти в школу и написать на доске объявления, ребята, бесплатно или с 75% скидкой. Это форма продвижения. Но мы-то говорим не о форме продвижения, а о социальном предпринимательстве.

 

Александр Портных: Да. Еще хочу повториться, что сразу такой идеи не был, но когда стало все организовываться, когда это все уже живое, начало работать, я подумал, почему бы в те дни, когда не сильно загружено, не сделать на такой основе. Чтобы люди могли этим воспользоваться, чтобы это было доступно. Это основная социальная составляющая. Дальше у нас еще есть программа, дети, местное население, котоыре могут тоже прийти, обучиться кататься на горных лыжах, мы даем им такую возможность. По выходным они приходят к нам, выполняют какие-то работы, а вечером катаются на лыжах, но сноубордах. Это тоже социальная составляющая

 

- Не болтаются нигде.

 

Александр Портных: Да. И они зарабатывают, получают себе какие-то услуги за свою работу, на которые они бы не смогли найти столько денег, прийти покататься 3 часа, 5 часов. Они получают удовольствие. И понимают, что все оценивается.

 

- Сергей, вопрос к вам, как к организатору такого понятийного аппарата как социальное предпринимательство. Вы сказали о втором прошедшем мероприятие. Есть ли сегодня какое-то четко сформулированное понятие социальный предприниматель или нет? Могу ли я, создав полянку у своего дома, поставить 3 качалки. И назваться социальным предпринимателем, ведь этими качалками будут пользоваться все жители дома.

 

Сергей Пономарев: Назваться, конечно, вы можете, но рассчитывать на поддержку органов власти, к сожалению, нет. Потому что законодательного термина социальное предпринимательство пока нет, но он будет введен. В частности, буквально несколько дней назад в Москве прошел круглый стол на базе Торгово-промышленной палаты, где был анонсирован законопроект о предоставлении налоговых каникул регионам для новообразованных предприятий, занятых в научной, производственной и, в первую очередь, в социальной сфере в первые 2 года. Это в рамках поддержки социальных предпринимателей. Вышла дорожная карта, направленная на облегчение  доступа частных компаний в социальную сферу, и именно в ней там предусмотрено введение в законодательство статуса социальное предпринимательство, кроме того, минэкономразвития подготовило еще один проект, приказ, он появится в ближайшие дни, в начале июля, он увеличивает размеры субсидий субъектам малого бизнеса до 1 млн. рублей. Но для этого еще нашему региону надо будет войти в эту программу, чтобы наше министерство смогло предоставлять такие субсидии.

 

- Краевое минэкономразвития

 

Сергей Пономарев: Да.

 

-До миллиона рублей. И сейчас эта программа, если у нас нет, то работает где?

 

Сергей Пономарев: Она будет запущена. Буквально в первых числах июля должен появиться этот приказ. Я знаю, что он уже есть. Но он еще пока не опубликован. Соответственно будем предлагать министерству войти в эту программу, потому что считаем, что это важно.

 

- Если есть дорожная карта, значит, уже есть правила игры. Кого мы можем назвать?

 

Сергей Пономарев: Мировая практика предусматривает 2 критерия здесь. Во-первых, когда в вашей организации работают социально незащищенные слои населения. Мамы с детьми…

 

- Инвалиды.

 

Сергей Пономарев: Инвалиды, люди, вышедшие из мест лишения свободы, которым сложно устроиться на рынке. И второе, когда вы просто предоставляете социальные услуги населению.

 

- Социальные, это значит на безвозмездной основе?

 

Сергей Пономарев: Не по рыночной стоимости. Именно по льготным ценам.

 

- Здесь ведь поле непаханое для манипуляций всяких. История знает массу примеров, когда благие начинания перекладывались на рельсы капитализма, и со звериным оскалом, шумя и пыхтя, начинали выколачивать бабло, вот так вот грубо выражусь, в тех местах, которые в принципе имели под собой благие цели достаточно

 

Сергей Пономарев: Не буду отрицать, разумеется, злоупотребления возможны везде и всегда. Могу еще добавить, что в отношении фонда «Наше будущее», какие проекты будем поддерживать. Мы расширили эти два критерия в том смысле, что а) у предприятия должен быть социальный эффект, это обязательно направленность на решение какой-то социальной проблемы, не просто зарабатывание денег, а решение проблемы местного сообщества. Это обязательно финансовая устойчивость, проект должен сам себя окупать. Это какая-то инновация, какие-то новые подходы. Грубо говоря, когда есть традиционная соцзащита, государственная, муниципальная, а вот вы применяете некоторые новые социальные технологии. И чтобы этот проект мог быть социально тиражируемым в другие регионы.

 

- Мне хотелось бы поговорить о препонах, с которыми приходится сталкиваться. Это такая общая поговорка, что благими намерениями выложена дорога в ад, но здесь, применительно к России, любые благие намерения сами по себе рождают ограничения, котоыре являются продолжением деятельности наших законодателей, например, или продолжением деятельности нашей достаточно неповоротливой системы. Много ограничений, много требований, с которыми пришлось сталкиваться, я правильно понимаю?

 

Александр Портных: Да, конечно. Во-первых, осуществляя свой проект, изначально у нас была заложена работа с инвалидами. Но когда мы стали проходить экспертизу, очень много вышло требований, для того, чтобы посещали наш объект инвалиды.

 

- И денег, естественно, на это…

 

Александр Портных: Намного дороже получался наш проект, и денег не хватало. Поэтому некоторые пункты мы убрали. Хотя для посещения нашего парка детьми с ограниченными возможностями, довольно доступно.

 

- Создание доступной среды – это программа федерально-мирового масштаба. Вот ваш фонд, Сергей, подобные инициативы пытается поддерживать с финансовой точки зрения?

 

Сергей Пономарев: Да, мы много работаем с инвалидами, в том числе не на создание доступной среды, а на адаптацию, интеграцию.

 

- Вот есть гранты, типа миллион на помощь и поддержку социального предпринимателя. Приходит к вам Александр и говорит, мне деньги нужны, потому что здесь надо создавать условия, чтобы инвалиды могли адаптацию проходить. Своих средств не хватает. Это является основанием для выделения?

 

Сергей Пономарев: Да, вполне.

 

- По этой части вы и сотрудничаете?

 

Сергей Пономарев: Да, совершенно верно. Плюс фонд поддерживает очень много проектов, котоыре направлены на создание предприятий для инвалидов, мастерские для инвалидов, где они могут создавать какую-то продукцию, создаются рабочие места.

 

- Не стоит забывать, что рабочее место для инвалида, это не просто одолжение, которое делает работодатель человеку с ограниченными возможностями, а создание определенных условий на работе, потому что эти люди все-таки с ограниченными возможностями

 

Сергей Пономарев: Да.

 

- И расскажите мне об этом примере вашего взаимодействия, в части инвалидов, например.

 

Сергей Пономарев: Есть последний проект, с которым мы работаем, в Краснокамске, мастерская для инвалидов. Там фонд «Территория успеха» ведет этот проект, мы со своей стороны помогает только, консультируем его. У них есть уже помещение, оборудование, они как раз специализируются на том, чтоб производить сувенирную продукцию. Им не хватает денег на то, чтобы провести там ремонт, оборудовать это все и запуститься. Мы помогли мим составить бизнес-план. И они у нас тоже подают заявку, надеемся, что будут подавать заявку в фонд, и участвовать в конкурсе социальных предпринимателей. Каждый год проводится конкурс «Социальный предприниматель» куда люди, любой желающий может подать заявку.

 

- Где, когда?

 

Сергей Пономарев: На сайте фонда «Наше будущее». Это легко найти в интернете, просто конкурс «Социальный предприниматель-2014». Там нет какой-то даты, он проходит в течение года. Если у вас есть какая-то идея социального проекта, социального бизнеса, можете писать, там есть форма, которую надо заполнить, указать свою социальную миссию, значимость, какие ресурсы вам будут нужны, кто будет задействован в этом проекте.

 

- Александр, а вы как узнали, что у нас хоть кто-то пытается поддерживать социальных предпринимателей?

 

Александр Портных: Была информация, я так же зашел в интернет, связался с сотрудниками. Благодаря очень большой отзывчивости персонала фонда «Наше будущее», они помогли мне войти в эту программу.

 

- Вы думали о том, что у нас возможно наличие какой-то поддержки?

 

Александр Портных: Нет, не думал. Но потом на личном примере…

 

- То есть, Google вам в помощь (смеются) Кто ищет, тот всегда найдет.

 

Александр Портных: Да, реальная помощь. И ребята, котоыре работают в этом фонде, очень доброжелательны, без всяких проволочек, очень оперативно эти вопросы решаются.

 

- Ваши надежды и чаяния по поводу социального предпринимательства. То, что сейчас происходит, это первая ласточка? Как быстро мы можем ожидать, что  в процентном соотношении 50% хотя бы могли с гордостью сказать, я социальный предприниматель

 

Сергей Пономарев: Это сейчас все только начинается. Сейчас мы ждем, что на рынок социальных услуг очень много выйдут некоммерческих организаций, котоыре будут предоставлять часть своих услуг на коммерческой основе. Это тоже такой вид социального предпринимательства, оказание, предоставление социальных услуг. Здесь, конечно же, мы сильно ждем законодателей, что будет закреплено в этом понятие на официальном уровне. Поэтому мы очень ожидаем важного этапа в развитие социального предпринимательства.

 

- Александр, вы что думаете? Готовы ли коллегам своим помогать, а может быть, и конкурентам.

 

Александр Портных: Я свою деятельность не оцениваю как конкуренцию кому-то. Здесь наоборот надо объединяться, и делать, чтобы этим могли все воспользоваться. И с Сергеем согласен, что это уже должно выходить на уровень государственный с частных инициатив.

 


Обсуждение
1433
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.