Верхний баннер
11:55 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 03 августа 2014

"Человек кино по-другому смотрит на мир. Хотя это фотографии, но сделанные режиссером-документалистом," - Владимир Береснев о выставке Сергея Скворцова

- Пермская галерея приглашает на новую выставку «Из неснятого фильма». В основе этой выставки фотоработы кинорежиссера?

 

- Да, Сергей Скворцов известен, прежде всего, как человек кино, режиссер, сценарист, оператор неигрового кино.

Скворцов Сергей
Скворцов Сергей
Основной творческий путь был пройден в Санкт—Петербурге. В Перми он по сути дела только род
ился и учился в школе.

 

- В Перми будут представлены работы, как-то связанные с его фильмами?

 

- Не совсем. Эта выставка – часть более обширного проекта. Мы с Борисом Караджевым и Сергеем Ландо сняли биографический фильм о Сергее, причем фильм, построенный на его фотографиях. Это любопытная фотоформа с интервью. Его фотографии еще никто не видел. Его немногие знают в Перми, и мы считаем, что открытие этого автора пермской публике – важная задача.

 

- Кроме этого в чем художественная ценность его фоторабот? Что отличает этого художника и его работы?

 

- То, что человек кино по-другому смотрит на мир. Хотя это фотографии, но сделанные режиссером-документалистом. В кино нет такой чеканности кадра, как в традиционной фотографии, потому что фотограф стремится зафиксировать лучшие моменты настоящего, чтобы они стали достоянием,

Сергей Скворцов

вечностью прошлого. Человек кино не столько интересуется моментом настоящего, сколько развитием момента в будущем, поэтому там нет такой чеканности кадра, зато есть развитие сюжета. Это любопытная эстетика, сегодня актуальная среди молодежи. Есть такое направление фотографии, как «стрит», художественное осмысление документальной ситуации, когда не постановочная уличная фотография подается при помощи художественных форм. Молодежь сегодня это любит, а Сергей уже тогда это делал.

 

- Выставка называется «Из неснятого кино», речь идет о конкретном фильме, который художник не успел сделать?

 

- Он вообще немногое успел сделать как автор. Его личная работа - фильм 1979 года «Первый и последний». Все остальные работы сняты в соавторстве как с выдающимися документалистами, как Каган, так и с начинающими, которым он дал путевку в жизнь. Говорить про то, что из фильма, который конкретно он сам не снял, было бы неправильно.

 

- Когда вы создавали эту экспозицию, то подбирали работы, связанные между собой…

 

- Они связаны между собой, наверное, общей эстетикой. Это его наброски. Фотография не была у него главным увлечением, это было своего рода творческая разминка. Но ее результаты любопытны, и главное, цельны. Нет повода делить материал на какие-то этапы – 1990-е, 1980-е. Такое впечатление, что они сняты в один день, что в них отражена изюминка питерского андеграунда, которой представлен не парадный Санкт-Петербург, а дворы-колодцы, узенькие улочки, там, где взращивалась неформальная культура в советское время.

 

- А эти работы вы взяли из частной коллекции, они в каком-то музее? Как они попали в галерею?

 

- Семейный архив в Санкт-Петербурге, с ним работал Сергей Лондо, который так же работает в Петербурге, режиссер-документалист. Он их отсканировал, здесь мы распечатали.

 

- Вы заговорили о том, что проект связан с нашим городом. Что касается корней, пермский человек. Это не единственный проект, а часть большого проекта…

 

- Скажем так, часть направления. Работать с местным материалом – это важная задача регионального музея. Проще бывает привезти сетевую выставку, которая сделана в Москве или за границей. Это готовый материал, его легко показывать. С местным материалом работать сложнее.

 

- Но, наверное, и интереснее вам как куратору.

 

- Конечно. Здесь есть ряд скользких моментов. Возникает вопрос, почему этого показали, а этому не уделили достаточно внимания, почему вы показываете выставки только тех, кто уже умер, а Сергей погиб в 2000 году. А как же живые, им тоже нужно уделить внимание. Поэтому работа с местным материалом, безусловно, интересная, но сложнее.

 

- Мне логично спросить вас о том, что продолжит ваш проект, что намечено впереди?

 

- У нас есть молодые авторы. Правда, мы обычно их показываем в резидентских программах. Была резиденция «Фотография на слух», workshop для слепых», в которой принимали участие несколько пермских авторов. Это Сергей Белов из Осы, Павел Титович некогда из Перми, теперь он живет в Белгороде, Сергей Ефимов и Александр Агафонов. Из ушедших авторов мы показывали Виктора Чувызгалова. Сейчас уже без нашего участия в арт-резиденции открывается выставка памяти уже Владислава Бороздина.

 

- Который, ушел недавно ...

 

- Я считаю, что для пермского сообщества фотографов генерации шестидесятников это большая потеря и тактический обвал. Он был их лидером, в отличие от многих представителей этой генерации, из года в год делал какие-то проекты, к которым можно было относиться по-разному. Но он их делал.

 

- А на этой выставке, раз уж вы перешли к Владиславу Бороздину, представлены его работы либо его учеников?

 

- Его работы и его учеников тоже. Но он всегда старался показать всю широту спектра пермских авторов, поэтому персонально его выставка тоже должна состояться, но не сейчас. Сейчас делаем то, что задумано было им.

 

- Вы сказали, что иногда художники сетуют, дескать, своих, современных, молодых, не ушедших мало показывают. Насколько в Перми вообще развивается фотоискусство? Я понимаю, что сегодня все кому не лень могут приобрести и приобретают камеры профессиональные, полупрофессиональные, меняют линзы, прицеливаются, но не из каждого получается фотохудожник…

 

- На самом деле с молодыми дело обстоит как раз более-менее благополучно. Они активные, научились мыслить в категориях проекта, ведь в чем проблема старшего поколения фотографов, да и художников тоже? Их выставки – отчетные мероприятия, что я за год нафотографировал столько-то и выставляю. История забавная, эклектическая, но так не показывают материал.

 

- Связывает только то, что это с 1975 по 1985.

 

- Да, а молодые в этом плане более успешные. В Перми есть более состоявшиеся в этом плане люди, допустим, Алексей Гущин, Александр Агафонов, Егор Пигалев. А фотографы предыдущей, советской генерации – у них с концептуализмом плохо. Поле бурной проектной деятельности – они теряются.

 

- Пермяки теплее относятся к выставкам, даже те, которые были, зная, что этот автор, незнакомый им, как-то связан с нашим городом? Это накладывает отпечаток?

 

- Я думаю, что нет. Конечно, есть друзья человека, есть узкая группа, которая знает его лично. Для них это особая теплота, это повод вспомнить, остальным повод узнать. Сергей Скворцов, поскольку в основном жил и творил в Питере, пермской публике малоизвестен.

 

- Как долго будет выставка работать?

 

- Месяц, до 1 сентября.


Обсуждение
2383
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.