Верхний баннер
14:01 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:55, 09 апреля 2014

Эксперты и журналисты оценили, происходит ли в Перми "культурная контрреволюция"

Интерес экспертов и тему круглого стола, проведенного сегодня «Федерал Пресс», сформировали события культурной повестки последних недель – новый проект фестиваля «Белые ночи», перенос Пермской художественной галереи, переезд музея PERMM. Участники попытались определить, происходит ли в Перми «культурная контрреволюция», какая идеология предложена взамен «Пермского культурного проекта», что несет новый законопроект о культурной политике в Прикамье.

Дискуссию начала председатель фонда «Новая коллекция» Надежда Агишева, рассказав о рабочей группе, написавшей законопроект о культурной политике. Ее участники предложили рассматривать культуру не как художественное проявление, а шире, как образ жизни. Закон должен сделать так, чтобы как можно более широкий круг заинтересованных людей влиял на формирование культурной политики. Проекту предстоит пройти обсуждение на губернаторском совете. С тем, чтобы дать ему путевку в жизнь, есть и проблемы – федеральное законодательство о культурной политике пока не принято, отметила Надежда Агишева.

- Рабочая группа встречалась с юристами министерства культуры, и они достаточно негативно высказались о возможности внесения закона в Законодательное Собрание в этой форме. Этот закон может не пройти согласование с прокуратурой Пермского края. Те понятия и основы, которые туда заложены, больше связаны с проектом федерального закона.

Много вопросов вызвало и то, как оценить саму смену культурной политики в Пермском крае. Светлана Маковецкая назвала ее «переходом от фаворитизма к номенклатуризации».

- Номенклатуризации не в самом хорошем смысле этого слова – мы получаем нормальную, обыкновенную, региональную, без вывихов и особых культурных институций политику, которая не устраивает всех, кто считает, что здесь есть «особость». Во-вторых, происходит деоффшоризация. При всей моей любви к даче культурного московского сообщества в Пермском крае все-таки это был культурный оффшор или специальный стимул, создающийся для того, чтобы здесь возникали новые практики. Сейчас этих стимулов нет, поэтому есть ощущение, что людей, которые приезжали к нам, будет все меньше и меньше.

По мнению Светланы Маковецкой, на культурную политику влияет и антизападный контекст, направленный против любых культурных провокаций, и это сужает для краевых властей коридор возможностей.
Вместо смены культурной политики происходит смена объектов финансирования, заявил генеральный директор газеты «Местное время» Владимир Прохоров.

- Чтобы это поменять, все это дело камуфлируется. Прежде всего надо старое расчистить, чтобы даже памяти и понимания не было. Во-вторых, это все завести в какие-нибудь обсуждения и дискуссии. Когда в фейсбуке возник вопрос, есть ли шансы на правильное обсуждение по Речному вокзалу, я написал – шансы 100%, что вас надуют. Эти шансы 100% по одной простой причине – деньги на проектирование Речного вокзала как художественной галереи были запрограммированы, выделены «ЛУКОЙЛовским» фондом и оплачены. А когда это сделано, никакого шага назад не будет. Почему никто не может понять, что у нас будет? Потому что это не просто культурная политика, это просто политика!

Экспертные и рабочие группы превратились в новый пиар власти и министра культуры Игоря Гладнева, избегающего публичности. Де-факто их мнение по резонансным культурным проектам не учитывается, рассказала Юлия Баталина.

- Собирают хороших ребят, которые работают много и абсолютно бесплатно, чтобы экспертное мнение составить и сделать лучше. Потом принимается решение, и получается «мы посоветовались, и я решил». С Ледовым городком мы собирались несколько раз, рассматривали проекты, отправляли их на доработку, рассматривали снова. Проголосовали, и Алексей Анатольевич Грибанов (заместитель главы администрации Перми – ред.) с абсолютно мефистофельской улыбкой вынул из-под стола несколько листочков и сказал: «А вот тут некоторые отсутствуют – они мне оставили свои голоса, с учетом их голосов у нас побеждает другой проект».
Владимир Прохоров: Про «Белые ночи» то же самое.
- И с Речным вокзалом то же самое.

Свое мнение высказали и представители музея современного искусства. Руководитель паблик-арт программы Наиля Аллахвердиева отметила, что пермские элиты могут создавать культурные альтернативы и без опоры на бюджет. А заведующая научным отделом музея Галина Янковская заявила, что ошибочно думать, будто у нынешнего минкульта и Игоря Гладнева нет идеологии.

- Там есть одна монументальная мысль, и она выражается следующей формулой. Культура – это пространство бесконфликтное. Я думаю, вы все слушали нашего министра, он говорит одну и ту же вещь, какую бы проблему ты ни ставил – галерею, зоопарк, городские активистские движения. Все замечательно, но самое главное, чтобы не было конфликтов. Я как историк могу сказать, мы жили в условиях бесконфликтной эстетики. Это по всем параметрам термидор не связанный с тем, что происходило в Перми. По своей сути это глубоко консервативная установка.

Политтехнолог Алексей Копысов задался вопросом – рискует ли Игорь Гладнев появлением 10-тысячного митинга перед зданием администрации, когда проталкивает идею переноса галереи в Речной? Участники круглого стола ответили на этот вопрос отрицательно, но по разным причинам. Наиля Аллахвердиева заявила, что у СМИ отсутствует позиция по поводу галереи, а Светлана Маковецкая отметила, что по ряду причин многие не верят, что решение о переносе галереи на Речной будет воплощено, даже если его примут.

 

Игорь Лазарев, «Эхо Перми»


Обсуждение
1134
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.