Пермская торговля уходит в онлайн
Онлайн-торговля в Пермском крае выросла в абсолютных значениях, а еще возросла ее доля в общем обороте розничной торговли.
В Wildberries в первом полугодии 2019 года число покупателей магазина в Пермском крае выросло в два раза, почти на столько же увеличились продажи. Треть покупателей составляют молодые люди от 25 до 34 лет, причем приобретать товары они любят на ходу, через смартфоны.
Дело молодых
По данным маркетплейса Tiu.ru, чаще всего покупатели из Пермского края в 2018 году покупали товары для дома и сада, авто- и мототовары, технику, электронику, косметику и парфюмерию, а также товары для спорта и отдыха. В категории детских товаров чаще всего искали в интернете куклы LOL и волчки «Бейблэйд», а среди одежды — пижамы кигуруми. Как отмечают в Wildberries, наибольшая доля покупок в Пермском крае приходится на бытовую технику и электронику, одежду и обувь, а также товары для дома и дачи. В последние годы активно растут категории «продукты питания» и «красота».
Средний чек покупателя из Пермского края стабильно составляет около 4 тыс. руб. — таковы данные Wildberries. В то же время средний чек пермяков на маркетплейсе Tiu.ru за последний год снизился и составил почти 6 тыс. руб.
В зависимости от магазина отличается и портрет типичного покупателя. В Tiu.ru женщины и мужчины в равной степени совершают покупки. Треть покупателей составляют молодые люди в возрасте 25-34 лет, ещё 27% — 35-44 года. В основном покупки совершаются в рабочие дни с понедельника по четверг, а в пятницу и на выходных активность несколько спадает. Больше всего заказывают в понедельник — 17%, меньше всего — в субботу — 10%. Почти половина заказов поступает с 9 утра до 14:00, около трети заказов приходится на вторую половину дня с 14:00 до 19:00, еще четверть — на ночное время. В Wildberries самые активные покупатели также входят в категорию от 25 до 34 лет, однако преимущество в этом магазине — за женщинами, их 70%.
Ушли в смартфоны
Перспективы онлайн-продаж в Пермском крае огромны, ведь если сейчас на них приходится 3-4% от всего ритейла, то в европейский странах этот процент доходит до 15%, а в Китае — до 30%, говорят в Tiu.ru. По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, сейчас наиболее активно растут онлайн-продажи мебели и продуктов питания. «Сегмент мебели за прошлый год заработал около 120 млрд руб., а раньше мы его почти не замечали. Большим спросом стала пользоваться доставка продуктов питания — объем продаж вырос в два раза за год», — говорит эксперт.
Одна из качественных тенденций развития рынка — тренд на использование смартфонов. «Для поиска товаров и покупок в интернете россияне используют как смартфоны, так и компьютеры. Покупки со смартфонов становятся привычным делом. Они всегда под рукой, можно заказать товар, пока едешь на работу или домой, стоишь в очереди. За год доля покупок со смартфонов выросла на 17%», — говорят в Tiu.ru. По словам экспертов Wildberries, доля таких покупок еще в 2018 году превысила 60%.
Заместитель директора интернет-проекта imarket59.ru Дмитрий Андреев подчеркивает, что с ростом конкуренции на рынке интернет-торговли все большее значение приобретает сервис. «Сейчас основная ставка при продвижении магазина, помимо цены на товар, делается на качество и сервис при предоставлении услуги. Клиент перед совершением покупки обращается к отзывам предыдущих покупателей», — заключает эксперт.
Регионы в доле
Несмотря на активный рост интернет-торговли, в регионах конкуренцию на онлайн-рынке, в отличие от столицы, пока нельзя назвать высокой, считают в Wildberries. Тем не менее возрастающий интерес к интернет-покупкам оказал влияние на соответствующий сегмент бизнеса. По данным Avito, в I квартале интернет-магазины заняли пятое место по спросу на виды готового бизнеса в Перми. При этом за год предложение этой категории готового бизнеса выросло на 32,5%, а его цена упала на 8%. Теперь интернет-магазины являются самым доступным видом готового бизнеса в городе: средняя цена такого бизнеса составляет 128 000 рублей. Интересно, что за первый квартал эта категория подорожала больше остальных — на 10%.
По словам Артёма Соколова, доля регионов в онлайн-коммерции растёт. Если ранее Москва, Московская область и Санкт-Петербург в сумме генерировали 54,8% оборота отрасли, то сейчас их доля составляет уже 38,9%, а на регионы приходится 61,1%.
Другая сторона вопроса — место региональных интернет-магазинов на рынке. По оценкам Дмитрия Андреева, доля региональных магазинов составляет порядка 25% от общего объема рынка. Основная доля продаж приходится на федеральные интернет-магазины: у них больше финансовых возможностей для развития и продвижения, названия этих магазинов на слуху у покупателей, и к ним больше доверия, кроме того, они представляют более широкую линейку товара.
Тем не менее речи о выдавливании региональных операторов с рынка не идет, считает он. Региональные магазины будут существовать, поскольку в этой отрасли для старта достаточно сравнительно небольших затрат — нет необходимости оплачивать торговые площади, персонал, складские помещения и так далее. Однако нельзя говорить и об увеличении присутствия регионалов на рынке: «Доля и товарооборот региональных магазинов в ближайшей перспективе будут стабильны. Для увеличения доли и товарооборота регионалам необходимы затраты, не все сейчас к ним готовы. Но и отдавать свою долю рынка никто не намерен», — полагает Дмитрий Андреев.
По его мнению, преимуществом интернет-магазина может стать офлайн-подразделение. «Работая в паре с действующей торговой точкой, используя ее склад, интернет-магазин может минимизировать сроки поставки товара, что сейчас немаловажно для клиента. Также у такого тандема больше возможностей по формированию лучшего ценового предложения, быстрее скорость реакции на любые изменения», — отметил эксперт.
Текст: Татьяна Андреева
Фото: Pixabey.com