Омбудсмен по правам ребенка рассказала о воспитательной работе в школах Прикамья
Школы перестают быть исключительно местом посещения уроков и изучения предметов. Образовательные организации должны помогать родителям в воспитании детей, считает Светлана Денисова, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае.
И такие плановые воспитательные работы уже начали появляться в школах Пермского края.
«Я считаю, что это неотъемлемая часть образовательного процесса. Собственно, воспитание никуда и не уходило. Подспудно оно всегда существовало в каждом уроке или мероприятии, которые проводятся в школе. Просто теперь это примет более формализованный характер», – отметила Светлана Денисова.
Напомним, с сентября за российскими школами на законодательном уровне закреплена воспитательная функция, инициированная уполномоченным по правам ребенка при Президенте РФ Анной Кузнецовой. Таким образом, тема воспитания в школах обозначена президентом Владимиром Путиным как федеральная задача. В связи с этим появилась необходимость в разработке комплексной межведомственной программы по модернизации воспитательной работы в образовательных учреждениях.
По мнению Анны Кузнецовой, план воспитательной работы должен быть многокомпонентным.
«Не только школа, но и семья, и сфера допобразования, и вопросы культурно-эстетического, спортивного развития – все это должно складываться, как пазл, в единую гармоничную систему. Если в семье проблемы с воспитанием, – мы знаем, что школа здесь придёт на помощь. Со школы тоже начнется спрос, но для этого им условия надо создать», – рассказала уполномоченный по правам ребенка.
Краевой омбудсмен Светлана Денисова дополнила это предложение:
«Хотелось бы, чтобы каждое образовательное учреждение нашло бы свою изюминку в воспитательном процессе. И чтобы обязательно в этой работе активное участие принимали родители – чтобы школа не оставила их «за бортом». Ведь, собственно, родители и несут ответственность за образование и воспитание своих детей. И школа должна помочь им в этом процессе».
Образование является важным, но не единственным аспектом процесса развития и становления личности ребенка. Для полноценного и гармоничного развития необходимо подключить ресурсы спорта, театра и кино, а также дополнительного образования.
Уже сейчас школы Прикамья защитили воспитательные программы, из них выделена пять лучших: три – в школах Перми, две – из краевых муниципалитетов. Также сейчас составляется региональная программа воспитания на 2021-2025 года. До конца декабря она должна пройти широкое общественное обсуждение и быть утвержденной приказом Министерства образования и науки Пермского края.
«Надеюсь, что мы вступаем в новую эру образовательного процесса: когда усилия преподавателей будут направлены, в первую очередь, на социализацию детей в школе. Ведь, собственно, это самое главное, зачем они приходят в школу, – получить навыки общения с другими людьми. Детям должны быть привиты новые компетенции, в том числе поведенческие», – подчеркнула Светлана Денисова.
Кроме этого, детский омбудсмен Анна Кузнецова, которая сама является многодетной матерью, предложила внедрить в школьную программу новую дисциплину – семьеведение. Ее будут преподавать в рамках существующих гуманитарных предметов. Проект уже успешно реализуется в 60 пилотных регионах, в настоящий момент прорабатывается вопрос о создании соответствующего учебника.