Верхний баннер
23:40 | ВТОРНИК | 23 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

19:11, 29 октября 2021

Ведущие проекта «Попробуй пермское» приехали в село Большой Гондыр

Студент из Конго Руссон и девушка со старинным именем Глафира продолжают свое путешествие по поселку Пермскому краю.

Ведущие проекта «Попробуй пермское» приехали в село Большой Гондыр

Ведущие узнали, где живут всем гуртом — в селе Большой Гондыр. «Гурт» — это деревня по-удмуртски. Здесь жители даже кашу едят вместе из одного котла, правда по праздникам. В косы девушкам вплетают серебряные монеты, а надевая новую одежду, обязательно дают себя ущипнуть.

Руссон и Глафира приехали к гостеприимным удмуртам в село Большой Гондыр. Буйские (по названию реки) удмурты живут на территории Пермского края с 17 века. В Куединском районе расположены компактно десять удмуртских деревень, которые сохранили традиции предков. Их уникальность заключается в том, что они избежали как христианизации, так и исламизации. Они являются приверженцами древней веры, которая своеобразна и интересна.

Так, здесь почитают верховного бога Инмара и посвящают ему самые большие моления. У него есть помощник Кылчын, отвечающий за посевы. Удмурты верят, что каждое утро он посещает и осматривает дом. Есть и богини мать Солнца, мать Грома, мать Луны. У каждой природной стихии — воды, леса, поля — есть свой божественный покровитель. Есть и злой дух — Керемет. Удмурты знают и поминают сорок своих богов.

От веры зависят быт и праздники народа. В удмуртском селе Большой Гондыр, например, совершаются особые моления в священных рощах. Самый распространенный праздник — «Тол вӧсь», что в переводе с удмуртского означает «зимнее моление». Оно проводится ночью. Старейшины просят своих богов о благополучии, об урожае, о благоденствии в семейной жизни и в жизни села. Также в эту ночь приносят в жертву барашка, с мясом которого варится обрядовая каша. В котел бросают смесь из разных круп, собранных накануне у жителей села. Наутро в рощу приходит все село и жители окрестных деревень. Все получают свою порцию особенной каши, а вместе с ней — и всеобщее благополучие. Остатки каши несут по домам для своих семей, если кто-то не смог добраться до священной рощи в этот день.

Удмуртские национальные костюмы очень своеобразны. Особенно сложными и красочными выглядят женские наряды. Основа костюма — это рубаха-платье «дерем» из полосатой пестряди с фартуками ашшет и однотонными безрукавками камзолами. Для изготовления женских рубах использовались разнообразные узорные ткани: сарапинка — в мелкую двухцветную клетку, шакмако — в крупную цветную клетку, арзя — с чередующимися двухцветными нитями и буй — в полоску.

Примеряя новую одежду удмурты нарочно говорят наоборот, например, желают, чтобы она  через три дня износилась. Также новый наряд нельзя надевать без предварительной стирки. Пропуская одежду в первый раз через голову, произносили: «Остэ, Ипмаре…» («Господи, Боже…»). У человека, надевшего новый наряд,  спрашивали «Копя вурыз?» («Сколько швов?») и в зависимости от ответа столько же раз щипали его. Каждый удмурт считает своей обязанностью в праздник надеть традиционный костюм — тот самый, который достался ему от предков. Женщины используют многочисленные серебряные украшения, которые передавались из поколения в поколение, передавались от бабушек и прабабушек. Серебряные монеты вплетают даже в косы.

Удмурты любят родной язык, охотно и часто поют свои песни. Всмомним, что знаменитые «Бурановские бабушки» перепели по-удмуртски популярные хиты мировой эстрады. В каждой удмуртской деревне Пермского края есть свой фольклорный коллектив.

Посмотреть, что еще узнали Руссон и Глафира в селе Большой Гондыр можно здесь.  

Проект создан при поддержке Института развития Интернета (АНО «ИРИ») в рамках реализации нацпроекта «Культура».


Обсуждение
1118
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.