Верхний баннер
14:25 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:01, 17 января 2015
Автор: Олег Лысенко

«Проблема всех педагогических вузов – финансирование по остаточному принципу», - Николай Панкратов о специфике педагогического образования

Тема: специфика педагогического вуза

Гость: Николай Панкратов, директор программы стратегического развития ПГГПУ.

Программа: «Социум»

Дата выхода: 28 декабря 2014 года

Ведущий: Олег Лысенко

- Сегодня говорим о вузовском образовании и его перспективах. У нас в руках большое междисциплинарное исследование. Расскажите о нем.

- Здесь есть некоторая предыстория, связанная с существующей государственной политикой в сфере педагогического образования. Речь о том, что в последнее время министерство образования все больше внимания уделяет сфере педагогического образования. С одной стороны, хорошо, что, наконец, дошли руки. С другой - это вызывает некоторые  опасения, относительно итога проводимой реструктуризации.

Сейчас формируется новое видение педагогического образования РФ, которое должно вызвать определенные изменения в содержании работы вузов и, вместе с тем, привести к сокращению их числа. Должно остаться около 20-30 педагогических вузов по стране. В такой ситуации некоторая нервозность естественна. Сейчас проходит большое количество совещаний, конференций, вебинаров. Это накладывает определенные требования.

Наш вуз чувствует себя довольно спокойно, потому что нам удалось оказаться в верхней трети различных рейтингов. Но расслабляться нельзя, и с этой целью мы повысили исследовательскую активность, провели маркетинговые исследования для того, чтобы понять, что устраивает или не устраивает работодателя в наших выпускниках. В этом году мы дошли до проведения масштабного исследования, целью которого было выявить специфику педагогических вузов.

Сейчас формируется новое видение педагогического образования РФ, которое должно привести к изменению содержания работы вузов и привести к и сокращению. Должно остаться около 20-30 педагогических вузов по стране. Все сейчас в нервозном состоянии.

- В масштабах Перми, как я понимаю?

- По замыслу должен быть некий переход от макроситуации в стране к тому, что происходит непосредственно в Перми. Сначала мы проанализировали результаты мониторинга эффективности, который проводится для всех государственных вузов. В нем больше сотни показателей. Это гигантская база, огромное количество информации. Мы не видели глобальных попыток поработать с этими данными, поэтому взялись за это.

На следующем этапе мы попытались понять, как различаются вузы по типам в пределах регионов. Для этого мы выгрузили контент с сайтов различных вузов и сделали сравнительный анализ по регионам. Также мы провели серию экспертных опросов руководителей педагогических образовательных учреждений, чтобы понять, как они видят текущее состояние и будущее в целом.

Ну и самой интересной частью стал массовый опрос студентов Перми. В выборку вошли около 2000 студентов. Это достаточно репрезентативная выборка, позволяющая понять, чем студенты различных вузов отличаются друг от друга.

- Вы забыли упомянуть еще один интересный и трудоемкий вид исследования - это фокус-интервью с выпускниками различных вузов.

- Это, конечно! Качественные данные такого объема большая редкость. Было проведено более 50 интервью длительностью 1,5 - 2 часа общения с каждым. Суть интервью состояла в попытке обратить выпускников к своему прошлому и будущему, чтобы понять, что им дал университет. Это самая масштабная часть. Она еще только обрабатывается.

- 2000 студентов. Какие вузы попали в эту выборку?

- Мы пытались собрать флагманов - это политех и классический университет, Высшая школа экономики. Опрашивали также студентов специализированных вузов (педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, искусств и культуры). Также в выборке принимали участие студенты негосударственных коммерческих вузов и филиалов столичных учебных заведений.

- Какие выводы из вашего анализа мы можем сделать по специфике вузов?

- Выявлена высокая дифференциация по широкому перечню критериев. Мониторинг эффективности - это 100 показателей и 800 вузов, которые ранжируются по этим критериям. Есть блок показателей, направленных на анализ кадрового состава вузов, есть блок, направленный на качество абитуриентов по баллу ЕГЭ. При этом оговоримся, что более удобного, чем ЕГЭ инструмента для составления рейтингов нет, и в ближайшем будущем вряд ли появится. Еще одна группа показателей - научно-публикационная активность вузов. Нашей задачей было понять, чем отличаются педагогические вузы. По четырем из пяти групп показателей педагогические вузы находятся либо посередине, либо выше среднего. По показателю финансирования они находятся в нижней трети. Это более чем странно, потому что по остальным критериям педвузы не уступают остальным, выдавая достаточно качественные показатели образования. При недостаточном финансировании остается необходимость сохранить кадровый состав, поэтому средства, которые приходят в педагогический вуз, расходуются на заработную плату преподавательского состава. Вуз - это его кадры. Такая ситуация опасна для инфраструктуры вуза: учебные корпуса и спортивные залы ветшают, фонд компьютерной техники и лабораторного оборудования не успевает обновляться. Это проблема всех педагогических вузов, последствия принципа остаточного финансирования. Однако стоит сказать, что сейчас ситуация меняется, и ряду педагогических вузов удалось обновить свою научно-техническую базу и выглядеть достойно на фоне классических и политехнических университетов.

Следующая часть - это публикационная активность. Все статьи, которые публикуются в научных журналах, попадают в единый каталог, где указывается принадлежность автора вузу и перечень ключевых слов. На анализ ключевых слов мы и направили свои усилия. Там много выводов, но один из них таков - среди педагогических вузов наибольшее количество публикаций, касающихся проблем того региона, в котором они находятся. Они играют роль аналитиков федерального уровня и генерируют какие-то идеи. Федеральные вузы стараются рассматривать не проблемы конкретного сообщества или региона, а делать выводы, которые касаются всей России.

- Вы смотрели публикации только гуманитарных вузов?

- Мы брали совокупность всех публикаций. Понятно, что публикационная активность в естественно-научной сфере заметно ниже, но если из этой выборки убрать естественно-научные публикации и оставить только гуманитарные, то реальность такова - ориентация на регионы. Это своя специфическая ниша и это хорошо. Существует запрос.

Следующая часть - это анализ содержания новостных лент сайтов. Мы отобрали три группы регионов по уровню развития. В каждой из групп взяли пять типов вузов - это технические, классические, педагогические, аграрные, искусств и культуры. Мы посмотрели, чем отличаются друг от друга их новостные ленты, на чем они делают акцент и как себя позиционируют. Картинка получилась очень однообразной. Темы, которые звучат в новостных сообщениях, всегда одни и те же: "Студенты", "преподаватели", "дети",  "абитуриенты", "ученые" и т.п. Это не зависит ни от специфики вуза, ни от уровня развития региона. Такая серая монолитная масса. Вполне возможно, это продиктовано тем, что вузы еще не уловили своей идентичности, того, чем они друг от друга отличаются.

- Получается, что все вузы, сайты которых вы проанализировали, пишут одно и то же?

- База данных содержит 15 000 новостных сообщений. Это 30 вузов. В такой совокупности данных должны проявляться какие-то укрупнения, какая-то логика. Такое однообразие говорит о том, что это очень похожие организации, которые занимаются очень похожими делами. Должна быть какая-то миссия, какие-то продвигаемые черты. Очень напрашивалось сравнение с вузами других стран, но это было непосильной для нас задачей, однако по субъективным ощущениям после прочтения, у них каждый университет старается найти свою нишу, сориентироваться на свою аудиторию.

- В этом отношении наши педагогические вузы попали в туже печальную статистику?

- Тут все банально. Например, на их сайтах чаще всего встречается слово "учитель", "педагог" и слово "ректор". Возможно, последнее обусловлено тем, что в педагогических вузах более авторитарный стиль управления, но это надо проверять.

- Ну, по крайней мере, есть о чем подумать пермскому педуниверситету.

- Надо было сказать в самом начале, что я являюсь проектным менеджером в исследовательской группе. У нас есть социологи, психологи, историки, специалисты по связи с общественностью, педагоги. Я пытаюсь саккумулировать данные и пытаюсь их использовать для университета. Анализ содержания сайтов очень заинтересовал группу по связям с общественностью, и мы теперь будем следить за тем, чтобы наши новости были интереснее, ориентированнее и предметнее.

- Давайте теперь поговорим о том, как же у нас студенты отличаются друг от друга.

- Это самая интересная часть. Достаточно определенно можно говорить о том, что педагогические вузы имеют ряд особенностей. Наибольшая разница наблюдается в социальном капитале, с которым дети приходят к нам. Закономерно, что в педагогическом вузе учится больше девушек. Есть данные о том, что в педвузах чаще учатся дети из районных центров. У нас чаще учатся дети людей со средне-специальным образованием. Это интеллигенты первого или второго поколения.

Ребята из других вузов чаще выросли в городе, они интеллигенция второго - третьего поколения. Им более понятны правила игры. Им проще. А спустя 4 года мы должны выпустить людей с одинаковым уровнем социально-культурного развития. Получается, что этот разрыв наш университет должен преодолевать. Это отражается в том, что у нас существует несколько отличная от других вузов среда. Она более дружелюбна и в среде студентов, и в среде преподавателей. Отношения студентов с преподавателями тоже немного другие. Наш преподаватель более близок к школьному учителю. Это заметно также по насыщенности внеучебных занятий.

- Вы даже называете их детьми, что уже отлично от того, что принято в других вузах (смеется).

- Тут нет уничижительного значения. У нас более насыщенная эмоциональная среда.

- Что еще отличает педуниверситет от остальных пермских вузов?

- Стоит упомянуть некую специфику самого образовательного процесса. Часто встречается форма, которая отличается от типовых лекционных и семинарских занятий. Это деловые игры, групповые работы, задания. Разнообразие чуть большее. Чаще используются семинары, диалоги.

Еще один момент - это готовность выпускников остаться в Перми. В других вузах гораздо больше студентов, которые готовы покинуть город при возможности.

- Если мы говорим, что педагогический вуз привлекает больше выходцев из муниципалитетов, то для них переезд в Пермь - это уже ступенька и задача - здесь закрепиться.

- Человек, приезжая из райцентра, попадает в куда более насыщенную среду по многим показателям. Здесь другой образ жизни, поэтому мы занимаемся не только обучением, но и социально-культурной адаптацией студентов. Заканчивают университет они уже полноценными горожанами.

- А какой процент уезжает обратно в область?

- Обратный поток довольно большой. Те, кто возвращается, транслируют свой урбанистический опыт и ценности уже на местах.

- Получается, властям, с точки зрения развития региона, гораздо выгоднее вкладывать в педуниверситет, чем в другие вузы.

- С точки зрения отдачи, это более эффективные вложения. Это не значит, что это правильно, но это так.

- А почему неправильно?

- Мне трудно оценить правильность вложения средств с позиции краевого правительства.

- Если бы не было педуниверситета, можно предположить, что гораздо больше ребят из области поступали бы не в Пермь. Зачастую ребята просто боятся сунуться в более рейтинговые вузы. Вполне возможно, что они подались бы в другие регионы. А это тысячи людей.

- У нас каждый год выпускается около 1000 человек.

- И это люди самого активного возраста, нацеленные на социальный успех, что выгодно для региона.

- Не скажу, что масштабы велики, но с этим необходимо считаться.

- Получается, педуниверситет создает некую городскую среду?

- Скорее, является ярко выраженной моделью регионального вуза. Педагогические вузы в первую очередь работают на развитие того региона, в котором они находятся. Это хорошо для всех.

- Через педагогический вуз осуществляется еще и политика региональной идентичности. Что еще можно добавить в качестве выводов?

- Сейчас мы пытаемся преобразовать все полученные данные в некий набор стратегий, действий, которые необходимо предпринять для того, чтобы адаптироваться к внешней среде, которую мы изучили. Мы выбрали несколько векторов развития на ближайшее время. 

Во-первых, нужно создать благоприятные условия для дальнейшего развития кадрового состава. Во-вторых - это переход и развитие различных форм индивидуализированной поддержки. Прежде всего, это тьюторские технологии. Вся логика развития современного образования ведет к тому, что тьюторство - сопровождение, ориентирование человека в трудоустройстве, оно должно находиться где-то здесь. Образовательные ресурсы доступны ведь не только в университете. На самом деле, человек, который хочет получить весь объем информации, может получить его самостоятельно в открытом доступе. Нужен человек, который сориентирует его в этом информационном поле, соотнесет способности студента с существующей конъюнктурой.

Еще одна часть - это развитие практики. Студенты педагогического университета итак много времени посвящают педагогической практике, но, тем не менее, педагогическая специальность - это, в первую очередь, практика, боевой опыт.

-  Где ваши результаты будут опубликованы?

- Пока это  первый взгляд на полученные данные. Сейчас все специалисты, которые были заняты в этом исследовании, обрабатывают тот массив данных, который мы получили. По завершении обработки материала, сведении его к единому знаменателю, сначала он будет размещен на электронных носителях, а со временем этот доклад преобразуется в монографию, приближенную к академическим стандартам.

- В феврале на Пермской ярмарке состоится выставка, посвященная образованию. Самое место, чтобы презентовать ваши результаты. Успеем?

- Мне нравится ваша мысль. На самом деле, это амбициозная попытка заявить на федеральном уровне об отличиях педагогических вузов.


Обсуждение
8267
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.