Верхний баннер
06:18 | ВТОРНИК | 21 СЕНТЯБРЯ 2021

$ 73.33 € 85.88

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 31 марта 2014

"Дать ребенку вместо рыбы удочку и объяснить как действовать этой удочкой, на уроке за 30 минут крайне сложно", - Дмитрий Поносов

- Как вам пришла в голову идея собрать в Перми звезд со всей России?

 

Валентина Красносельских: Здесь нужно отметить два аспекта – личностный и профессиональный интерес. Личностный, потому что я сама 15 лет назад была участником и победителем конкурса «Учитель года» в Перми. А профессиональный, потому что школа №2 в течение 10 лет является бессменным лидером профессионального движения конкурса «Учитель года» в Перми. Ежегодно лауреаты, победители – педагоги школы №2. Профессиональный интерес состоял в том, чтобы расширить знакомство с конкурсным движением, с приглашением звезд отечественной педагогики, победителей конкурса «Учитель года» различных лет.

 

- Это же не такая уж распространенная практика в России, чтобы приглашать к себе победителей этого конкурса.

 

Валентина Красносельских: Да, идея простая до гениальности, я считаю. Два года назад в Перми началось интересное движение профессионального сообщества «Образование за гранью стереотипов». Директора школы на очередном летнем профессиональном съезде, мозговом штурме выдвинули различные идеи. Здесь и бал педагогов, и велобумы, и «Автоледи», и многие другие замечательные идеи. Мы, коллектив 2-й школы, подумали – а что еще может быть интересным, за гранью стереотипов? Так родилась идея пригласить в Пермь победителей различных лет, увидеть воочию, кто же становится самой яркой звездой на педагогическом Олимпе России.

 

- О критериях мы поговорим отдельно. В принципе эти люди, когда вы к ним обращаетесь и приглашаете приехать в Пермь, как это воспринимают?

 

Валентина Красносельских: Удивительно, но погружение на всероссийский конкурс, когда мы с Дмитрием Павловичем Поносовым были на конкурсе 2009 года, я увидела, какие это талантливые яркие люди. Ответом на мой вопрос, как же они попадают, был один ответ – это действительно неординарные яркие личности. Удивительно то, что с одного звонка, с моего приглашения они тут же откликались и говорили: «Да, мы приедем в Пермь, мы этого хотим, нам это интересно». Это удивительно яркие, открытые для педагогического общения люди. Я волновалась, когда первый раз организовывала форум. Еще помогла «Учительская газета», заместитель главного редактора Димова Ирина Георгиевна, которая моментально поддержала идею, и это стало под эгидой «Учительской газеты».

 

- Это больше носит какой-то гастрольный характер – приехали звезды и рассказали о том, какие они молодцы?

 

Дмитрий Поносов: Дело в том, что так как сам лауреат всероссийского конкурса «Учитель года», обязан многим школе №2 бесспорно. Когда я становился учителем года, я работал в школе №2. С Валентиной Леонидовной мы как раз тогда познакомились, с учителями года России. Знаете, это люди, которые, по-моему, живут на другой планете, которые не могут жить без того, чтобы делиться своим опытом, которые очень легки на подъем. И когда им предлагают в очередной раз встретиться где-то и профессионально поделиться опытом, поговорить о тех проблемах, которые нас беспокоят, методических и не только, потому что кроме того, что показываются уроки, еще проходят круглые столы на разные темы, люди всегда откликаются и приезжают. Это не гастроли. Это даже больше площадка переговорная и профессиональная, и поэтому когда в этом году мы еще и предложили вместе с этими людьми проектировать уроки… Представляете? Я простой учитель, и рядом со мной проектирует урок победитель конкурса «Учитель года» профессионально подсказывает, вот здесь слабое, вот здесь сильное место. А потом это закончилось тем, что на реальных детях простые учителя давали урок, а консультировал их, экспертную оценку давал «Учитель года». Для «Учителя года» это только от души передать свой опыт, это внутренняя потребность, а для учителей это тоже очень важно, и все учителя города и края на это откликаются очень хорошо.

 

Валентина Красносельских: Я хочу еще сказать о социальном и даже политическом характере этого события, потому что сегодня очень много идет новых документов, которые говорят о профессиональном развитии учителя. Это и профессиональный стандарт учителя, и новая концепция профессиональной переподготовки, и вообще очень много говорится о поднятии социального, политического и другого статуса учителя. Поэтому такое событие имеет государственное значение, это публичное признание профессии и заслуги учителя. В нашем понимании звезды – это шоу-бизнес, киноиндустрия. А профессия учителя еще более звездная, потому что учитель каждый день яркой звездой входит в класс.

 

- Как минимум из 60, а то и 120 человек благодарной аудитории. Смотрите, к вам приехали люди из Ростовской области, Москвы, Екатеринбурга, Салехарда. По какому принципу вы отбираете гостей?

 

Валентина Красносельских: На первый, прошлогодний форум мы приглашали абсолютных победителей различных лет. На российском конкурсе приезжают представители субъектов Российской Федерации. Они проходят конкурсное испытание. По результатам конкурсных испытаний обнаруживается 15 лауреатов, они проходят дальнейшее испытание. Обнаруживается пятерка победителей, и из нее уже выбирается абсолютный победитель. Идея первого форума – это абсолютные победители различных лет. А второй форум, когда я позвонила в «Учительскую газету», мне сказали: «Валентина Леонидовна, настолько яркая нынешняя пятерка победителей, до последнего момента каждый из них претендовал на роль абсолютного победителя. Мы не видели до последней минуты, кто же будет абсолютным». Родилась идея пригласить всю пятерку победителей нынешнего года. По-моему, мы не ошиблись в этом, потому что каждый из них уникальный.

 

- Они все представляли разные предметные дисциплины.

 

Дмитрий Поносов: И это тоже один из принципов, который у нас заложен. Представители всех дисциплин у нас здесь были – и физики, и историки, и лирики, и гуманитарии, и учителя начальных классов.

 

Валентина Красносельских: Дмитрий Павлович, согласитесь, мы ведь не ставили задачу предметно... Форум носил задачу метапредметного подхода, и предметная область не была для нас важна. Просто так получилось, что победители оказались представителями различных предметных областей.

 

- А сколько пермских учителей было задействовано в этих мастер-классах?

 

Валентина Красносельских: Поразительно! Знаете, представители почти всех пермских школ, добрых 20-30 представителей Пермского края. Органный зал вмещает 400, у нас было побольше, где-то 450-470.

 

- У вас прямо на ступеньках люди сидели.

 

Валентина Красносельских: Да, и на следующий день по нашим подсчетам в школе было тоже около 500 человек.

 

- Во время практической части, мастер-классов?

 

Валентина Красносельских: Мастер-классы были на сцене Органного зала, а уже на следующий день были метапредметные педагогические мастерские, где наши гости делились своими технологиями. Как правильно сказал Дмитрий Павлович, продолжилось потом на семинаре для педагогов начальной школы, где были по два представителя от каждой школы на базе педагогического университета и потом гимназии №7.

 

Дмитрий Поносов:  Здесь надо большое спасибо сказать педуниверситету, который очень динамично развивается сейчас. Университет пошел на то, чтобы организовать курсы повышения квалификации. Обычно курсы идут от теории, а в этом году мы подумали и пошли полностью от практики. Теории не было вообще. Начали курсы с мастер-класса, а потом сели проектировать уроки, и потом, когда у нас возникал какой-то вопрос, мы рассматривали теоретически, что нам необходимо для того, чтобы правильно подготовить урок. Два дня мы проектировали урок, а на третий прямо в школе на реальных детях, которые пришли с каникул пораньше, давали эти уроки. Дети были в восторге от того, что они пообщались на метапредметные темы. Там действительно уроки были полностью метапредметные. К примеру, учитель школы №2 Татьяна Викторовна Попович, мы поделились на группы, всего было 45 человек, одна из групп работала над уроком с темой «Действие в нашей жизни». О чем это? С одной стороны, тема не про глагол, потому что глагол обозначает действие. А сложение – это действие или нет? Действие, но вообще-то сложение – имя существительное. И вот, они говорили о том, что такое действие, а может ли быть бездействие, а бездействие – это тоже действие? И вот вокруг этого дети третьего класса рассуждали вообще над тем, а что от моего действия зависит в этом мире или не зависит вообще ничего? Очень большие личностные результаты, они не предметные, это не русский язык и не математика, это что-то другое. Но понимание у детей в глазах загорается, и это прямо видно. На уроке смотришь, щелкнуло – это очень здорово. Тем более, это видят все учителя, урок транслируется в актовый зал напрямую, все этот урок проектировали, обсуждали, перед тем как он выйдет. Потом этот урок дают, сидит эксперт в кабинете, это профессиональный рост необычайный. Обратная связь, которую дали учителя, в восхитительной степени.

 

Валентина Красносельских: Именно первый форум дал старт проекту «Метапредметная школа», организатором этого проекта явилась вторая школа, она опорная площадка. В дополнение примера моего замечательного коллеги – вот я иду к вам с урока права в 10 классе. Вот он, метапредметный урок. Не секрет, что с несовершеннолетними работодатели не стремятся заключать трудовой договор. Ребята многие летом работали. Сегодня наш урок был посвящен тому, чтобы работодатель захотел заключить с вами трудовой договор. Какие вы знания и умения должны показать, какие личностные профессиональные качества, чтобы трудовой договор и трудовая книжка стала реальностью для вас.

 

- Считается, что конкурс «Учитель года» - это конкурс учителей-инноваторов, что это люди, которые постоянно внедряют что-то новое, расширяют стереотипы. Какой вообще должен быть баланс между инновациями и хорошим добротным консерватизмом? Все говорят: «Ребята, все уже придумано, лучшее уже было, в гонке за инновациями, в этом культе можно на самом деле что-то и потерять».

 

Валентина Красносельских: Одним из моих любимых постулатов как педагога и директора является тезис «Познание – процесс неспешный». Понимаете, всему есть свое место. Есть место открытию новых знаний, эксперименту, проектированию. Я согласна с вами, что лучшее в образовании состоялось. Но задача сохранить его. Сегодня общество предъявляет нам совершенно другие требования к личности выпускника, совершенно другой процесс обучения. Та информационно богатая образовательная среда вокруг нас и наших учеников, когда они порой опережают по владению информационными технологиями – учитель не транслятор знания. Ребенок может это быстро обучить, мы можем быстро открыть все подручные информационные средства и получить знания. Как сделать так, чтобы это было подручным? Поэтому по-другому строится урок, дается новое знание, выстраивается закрепление. В этом задача новой технологии – научить ребенка использовать знания для формирования конкретного результата на этом этапе, и как конечный результат – его социальная успешность в этом мире.

 

- Звезды в большей степени – инноваторы? Или они придерживаются классических подходов, просто доводя их до совершенства?

 

Дмитрий Поносов: Вот не знаю. Я постараюсь ответить на оба вопроса. Когда мы были на конкурсе «Учитель года», уже сидели перед тем, как разъезжаться, разговаривали с ребятами: «Представляете, у нас здесь учителя разных предметов. Мы говорим о метапредметном подходе. Представляете, нас собрать и в одну школу закрыть, и мы бы в одной школе поработали год, два, три, пять, какой был бы результат?» Тогда один из людей сказал: «Знаете, результат был бы не очень хороший». Те люди, которые участвуют в конкурсе, становятся победителями, где-то инноваторы, мы где-то вперед продвинулись, мы в чем-то стали лучше. Но ведь это огромное количество рутины, которую мы тоже будем делать дома. Я не знаю, какое должно быть соотношение между учителями, которые победители конкурса и классическими учителями, консерваторами. Но сказать, что каждый учитель должен обязательно пройти через конкурс и победить в конкурсе – я бы не стал. Другое дело, что каждый учитель должен рассматривать разные конкурсы. Конкурс «Учитель года» - это один из конкурсов. Разные журналы, в которых можно давать статьи, другие лифты для собственной самореализации. Но учитель, который побеждает в конкурсе – это человек, который во многом публичный. А урок – это таинство, где учитель оказывается один на один с учениками. И не каждый учитель готов к этой публичности. Те люди, которые приходят на конкурс, я себя помню, мне очень часто приходилось себя во многом ломать. Показывать себя в прямой трансляции на всю Россию, когда я закончил урок на конкурсе «Учитель года», Валентина Леонидовна не даст соврать, нам полетели SMS: «Все нормально, работайте дальше». Потому что урок шел на всю Россию, в Перми его смотрели. Прошло уже 5 лет, я до конца свой урок пока еще не посмотрел. Я начинаю его смотреть, себе не нравлюсь и выключаю. А это очень сложно, не каждый учитель к этому готов.

 

- Мой вопрос все-таки был немножко о другом. Вы затронули тему, что слишком много звезд в одной школе быть не должно, должен быть разумный баланс между теми, кто движется вперед, авангардом и арьергардом, который держит тылы. Если мы говорим об инновациях, уникальных технологиях, которые приезжие гости прививают пермскому педагогическому сообществу – эти технологии больше связаны с какими-то технологическими приемами? Может быть, с гаджетами, устройствами, программным обеспечением? Либо они связаны с психологией, внутренним миром ученика?

 

Валентина Красносельских: По-разному. Например, абсолютный победитель этого года, учитель информатики, давал мастер-класс по использованию айфона на уроке. Как учитель, какие мощные ресурсы. А учитель музыки Артур Викторович Заруба давал мощнейшие по своему нравственному, глубокому, содержательному значению мастер-класс – развитие духовной личности ребенка, духовность и нравственность на уроках музыки. Здесь два аспекта – содержательная грамотность учителя, профессиональная компетентность, владение своей предметной областью. А второе – это методическая составляющая, умение подать материал. Когда я спросила у абсолютного победителя прошлого года Димахина Александра Александровича, сколько он готовил свой мастер-класс, он сказал: «Валентина Леонидовна, это полтора месяца». Но с какой легкостью, на одном дыхании прошел этот мастер-класс! Глубокое предметное содержание плюс метапредметные технологии, которые он демонстрировал – это две составляющие, грамотность предметная и методическая.

 

Дмитрий Поносов: Мне кажется, тут больше взгляд учителя на предмет, проблему. Больше даже не инновации с точки зрения технологий, а раскрытие другого взгляда на образование, жизнь, мировоззрение другое.

 

- Как выясняется, кроме Перми, еще в одном месте проходит аналогичный командный сбор звезд конкурса «Учитель года». Это Ямал. Кроме Ямала и Перми, больше таким массированным составом они не собираются – приезжают на какие-то семинары, проводят какие-то встречи, мастер-классы, но чтобы сразу много, буквально в два дня, это в Перми и у них. Поэтому я на самом деле горжусь тем, что происходит в нашем регионе в вопросах образования. Теперь более предметно о том, что такое современный учитель в интерпретации победителей конкурса «Учитель года». Какой взгляд на профессию они предлагают нашим с вами учителям?

 

Дмитрий Поносов: Современный учитель с точки зрения того, как это транслируют «Учителя года» и как это воспринимаем мы – это не человек, который просто дает уроки, это человек, у которого есть своя позиция на те процессы, которые происходят вокруг. Это человек, который не умеет разговаривать с детьми, не вести детей за собой, а вести туда, куда показывают дети. Все мастер-классы и уроки, которые нам показывают «Учителя года», показывают, как технологично сделать так, чтобы ребенок после урока пришел не туда, куда я его вел, а куда он пришел сам к себе. Это очень сложно. Дать ребенку вместо рыбы удочку, чтобы он понял, что это удочка, которой можно ловить рыбу, чтобы он рассказал, как будет действовать с этой удочкой, на уроке за 30 минут, а конкурсный урок 30 минут, сделать крайне сложно. Мастер-классы тоже были 30 минут, но за это время учителя нам показали, как это можно сделать. Современный учитель должен быть именно таким – идти не туда, куда хочет, а туда, куда хотят дети. Но показать этот путь детям к ним самим – это очень сложно.

 

- Любой ли урок в расписании должен привести ребенка к нему самому? Или это должно быть яркое событие раз в полгода?

 

Валентина Красносельских: Я уже говорила, что к каждому уроку есть свое место. Учитель должен очень грамотно выстраивать процесс познания. Можно ли получить результат, если каждый урок будет проектным или групповой работой, конкурсным творческим? Конечно, нет. Ведь образование – это еще закрепление, контроль, диагностика знаний. Поэтому здесь каждому этапу в образовании ребенка есть свое место. Я бы хотела еще дополнить портрет современного учителя с точки зрения наших конкурсантов. Во-первых, многие из них владеют авторскими методиками, являются кандидатами наук. У многих авторские программы, свои учебные пособия, авторские курсы.

 

- Мы говорим об учителях, которые по вашему приглашению приехали на форум «Все звезды в гости к нам».

 

Валентина Красносельских: Они демонстрируют перед нашими педагогами профессиональную планку – постоянное развитие и предметного содержания, и методики, и программного материала, который лежит в основе. Это первое требование – постоянное профессиональное развитие учителя. А второе, что демонстрируют с точки зрения портретного содержания современного учителя – любовь к профессии, преданность педагогике. Только человек, любящий профессию, детей, школу, считающий ее лучшим местом на земле, работает успешно. Третье, на мой взгляд – учитель должен быть счастливым. Они демонстрируют свое личностное счастье, они успешные люди в составляющей и профессиональной, и личностной.

 

- Про счастье, наверное, очень сложно говорить. Я не знаю, если человек самореализуется в профессии, в этом действительно может быть его счастье, но у кого-то счастье другое. Мы не можем требовать от учителя по должностным стандартам, чтобы он был счастливым человеком.

 

Валентина Красносельских: Знаете, тот стандарт, который мы обсуждали, одним из авторов которого является знаменитый Евгений Александрович Ямбург, демонстрирует прежде всего профессионального счастливого учителя. Именно в этой профессиональной состоятельности, любви к детям и педагогической одна из главных составляющих успеха. Я бы хотела сказать еще, что учитель сегодня нуждается в поддержке общества, чтобы даже СМИ, родительская общественность демонстрировали успешность педагогической профессии, как никогда мы сегодня нуждаемся в этой поддержке.

 

- Смотрите какая история. В школах идут процессы стандартизации, даже в какой-то степени унификации. Сокращается число программ, рекомендованных министерством образования, на периферию уходят авторские программы, как Зенков, Эльконин-Давыдов, сокращается число учебников, вводятся стандарты буквально во все сферы основного образования, даже дошкольного. Как в этой ситуации развиваться той самой индивидуальности, которую демонстрируют конкурсанты и победители конкурса «Учитель года»?

 

Валентина Красносельских: На самом деле здесь две стороны одной медали. Конечно, определенная тревога есть. Мы свидетели реакции педагогической общественности на запрет, здесь и Петерсон, бурная дискуссия на страницах «Учительской газеты», письма в поддержку…

 

- Скажем, не запрет, а не рекомендации, не включение в список.

 

Валентина Красносельских: Но мы же понимаем, что любая аккредитационная комиссия смотрит учебники. Тревога есть, но я думаю, мы справимся с этой ситуацией, здравые силы возобладают. Так нельзя, это движение, которое имеет 20-летнюю и более историю. А вторая сторона – в условиях коммерческой составляющей деятельности многих издательств появилось большое количество учебников, которые не отвечают требованиям. Когда знакомишься с их содержанием, диву даешься, как это могло пройти. Здесь не только фактические, но и методические ошибки.

 

- По-вашему, стандартизация и унификация оправдана в сфере образования.

 

Валентина Красносельских: Другое дело, что за рубкой леса можно уничтожить ценные породы, чтобы этого не случилось.

 

Дмитрий Поносов: Во-первых, вы точно отличница, потому что назвали Эльконина и Давыдова, и Зенкова, и про стандарты, и еще много чего…

 

- Я просто мама (смеется).

 

Дмитрий Поносов: Все в нашей системе образования вам хорошо известно. Понимаете, какая вещь – новый стандарт, который пришел в систему образования, нестандартный стандарт. Там написано «смысловое чтение». Но что будет понимать школа №2, гимназия №7, находящееся рядом образовательное учреждение под смысловым чтением – это зависит от самой школы, основного заказчика. Заказчик, родители и дети, проголосуют ногами, придут они в эту школу или нет. Сегодня самая главная проблема учительская, профессиональная, управленческая – мы должны дружно понять, к чему мы хотим по итогам того, как закончится образование первоклассника через 11 лет, к чему мы должны его привести?  А это в каждой школе будет уникальным, пошел спрос на уникального учителя. При этом вроде бы стандартно все, везде есть определенные результаты, должна быть воспитательная система, направленная на патриотизм, смысловое чтение, ИКТ, но на каком предметном содержании это будет, как школа будет идти к этому, каких конкретных результатов будет достигать – об этом должны договориться сами учителя. И поэтому спрос на ярких учителей, яркие команды… Кстати, в конкурсе «Учитель года» побеждает не один человек, а целая команда. Здесь я школе №2 безумно благодарен, когда я был на конкурсе «Учитель года», на меня работала целая команда. Но эта команда, отработав – смотрите, какой результат, через несколько лет сюда приезжают учителя со всей России, это становится традицией.

 

- Я так понимаю, что и департамент образования, и министерство образования поддерживают вас в вашей инициативе, что они поверили в вас, хотя это выглядело авантюрно.

 

Валентина Красносельских: Я бы не сказала «авантюрно», я бы сказала, фантастическая идея.

 

- Мы на следующий год можем ожидать новую звездную команду в Перми?

 

Валентина Красносельских: Я увидела, как вырос энтузиазм со стороны министерства образования Раисы Алексеевны Кассиной, руководитель департамента Людмила Анатольевна Гаджиева была «от» и «до» на мастер-классах, было время для личного общения, потом для встречи. Более того, на личной встрече на первом форуме был глава города Игорь Вячеславович Сапко. В этом году была встреча в администрации города, интерес громаднейший. Увидели, какой резонанс получает этот форум среди педагогической профессиональной общественности, новые идеи, например, Людмила Анатольевна Гаджиева спросила: «А кто же к нам на следующий год приедет?» А министр образования сказала: «Ты уже приходи в июне по поводу форума».


Обсуждение
1713
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.