Верхний баннер
17:56 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.32 € 100.28

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 28 июня 2014

"Часто слышу от руководителей предприятий, что они никогда не поставят к очень дорогому станку выпускника НПУ или СПО", - Александр Дическул

- Вы человек, которого довольно хорошо знают все промышленники пермского края. Я полагаю, что поколений 8-9 выпускников вы отправили на заводы.

- Я в образовании с 1973 года, после окончания политехнического института. Меня должны были распределить на предприятие, но вдруг пригласили на кафедру технологии машин и приборов. В политехе я проработал больше 29 лет.

- Вы не планировали идти в образование?

- Я заканчивал по специальности Авиационные двигатели.

- А как вы на эту специальность пошли?

- Все детство мое и моего брата было связано с авиацией.  Папа у меня авиационный инженер, приехал в 49-м году сюда, после окончания московского авиационного института. И как-то так получилось, что мы другой жизни не знали. Говорили о двигателях, о самолетах, пропадали во Фролах. Там был заводской аэродром. И оба мы закончили по этой специальности.

- Разве мальчишки, которые грезят авиацией, не мечтают летать?

- Летать у нас не сложилось. Может быть что-то не сложилось с вестибулярным аппаратом. В кабине самолета мы были, видели всё. Но больше хотелось понимать суть инженерных процессов. Занимались любительским авиамоделизмом, но без фанатизма.

- Вы относитесь к небольшому проценту людей, которые могут объяснить как работает двигатель и почему летает самолет. Недавно меня спросил сын почему самолет летает и я поймал себя на мысли о том, что будь он постарше, я уже не смог бы объяснить ему это. Вам это проще.

- Могу попытаться. (смеются)

- Ощущение того, что вы причастны к авиации в каком возрасте укрепилось?

- Класса с 7-8 я это понимал. Мне повезло – когда я поступил в ПТИ, в 68 году… до сих пор наш выпуск называют «золотым выпуском». АД-682. Я назову несколько фамилий и вам станет ясно. Александр Александрович Иноземцев – генеральный конструктор; Николай Анатольевич Симикопенко – это «Редуктор»; Володя Киндеркнехт – бывший генеральный директор Пермских моторов. Наша группа – это не только эти ребята. Еще много очень способных. Андрюшка Кужма, Женя Волобуев, Валера Цетиашвили  - это все наша группа.

- Как получилось, что подобралась такая группа.

- Так бывает в жизни. Мы все думали о самолетах, об авиации, о двигателях. Авиация достаточно активно тогда развивалась, строились гражданские самолеты, военные. Завод Свердлова очень активно работал, стабильно. Все было очень интересно. Все люди, которые у нас учились, были не случайными людьми.

- У вас несколько иначе повернулась судьба и карьера?

- Должен был пойти на завод. Но потом позвонил зам. главного технолога завода, доцент кафедры технологии машин и приборов Марк Исаакович Гиндис. Он предложил мне место ассистента. Дал три дня на размышления. Так я из авиационного инженера-конструктора стал еще и технологом, понимать процессы. Диссертация у меня была посвящена обработке авиадеталей. Я ни о чем не жалею.

- Вы человек науки или скорее человек образования?

- Я считаю, что это очень близко и совместимо. Без науки образование невозможно, особенно в Политехе. А в среднем профессиональном образовании своя наука. Там наука педагогическая. По приходу туда мне пришлось научиться многому новому, понять тонкости педагогики. Все это оказалось очень интересным.

- У вас достаточно много студентов, которые целенаправленно идут  к вам. Не потому что они не прошли по конкурсу куда-то в другое место, а именно потому что хотят к вам, воспринимая вас как значимую часть карьеры. К вам идут ребята, которые связывают свою жизнь непосредственно с производством, а не с теплым креслом.

- Мы стараемся это привить. Не могу сказать, что 100% потом идут в производство, но может быть это и не нужно. Хотя, сейчас предприятия оживают и такие кадры очень нужны. Конечно, в 15 лет сложно окончательно определиться с выбором.

- Династий много?

- Есть. Есть довольно интересные династии. По три поколения. Кто-то стал руководителем. Кто-то закончил после нас ВУЗ, кто-то не заканчивал. Например, на заводе долгое время заместителем главного инженера по новой технике был Яков Зеликович Манчик. Он закончил техникум, высшего образования не было, но он работал главным инженером. У него огромный опыт и практика.

- Человек после технического вуза может стать к станку?

- Были такие случаи. Но я против такого. После вуза – это инженер. После техникума к станку – ради бога. Честно говоря, часто слышу от руководителей предприятий, что они никогда не поставят к очень дорогому станку выпускника НПУ или СПО, а поставим инженера. Но нет. Он как волк смотрит в другой лес. У него другая ментальность. Люди понимают процесс, понимают, что они делают, а не просто нажимают на кнопки.

- Лет 8 назад я разговаривал с великолепным человеком, тренером по легкой атлетике с дисциплине толкание ядра. Я задал глупый вопрос – спросил сколько существует циклов, на которые следует обратить внимание во время выполнения одного упражнения. Мне казалось, что их там – раз – два – три. В ответ я услышал лекцию мину на 40 о том, как на самом деле происходит процесс, какие работают группы мышц. Для меня этот вид спорта заиграл совсем другими красками.

(перерыв)

- Можно, буквально в двух словах, идущая металлическая стружка… в чем суть процесса?

- Наверняка вас заворожит то, как работает станок, как работает мастер на станке. Ведь из какой-то заготовки получается диск, великолепные, красивые валы. На глазах образуется форма.

 - Этому можно научиться?

- Конечно.

- Можно взять такого же тупого, как я, научить, чтобы он, вдруг, стал видеть процесс.

- Важно попасть в хорошие руки, чтобы научили всему. Главное – собственное желание. Те, кто хочет учиться, становятся квалифицированными специалистами.

- Когда вы поступали в политех, в эту сейчас знаменитую группу, какая у вас была мотивация? Хотели ли вы приложить руку, может быть, к полету на Марс, к усилению военной мощи СССР или вы просто хотели делать двигатели, понимая, что это важно и нужно?

- У меня все просто. У меня папа 18 лет был инженером на заводе Свердлова. Герой труда, знаменитый человек. Может, это сказалось. Да, конечно была мысль создавать новые двигатели. Была мысль о карьере. Какие-то амбиции были.

- Как вы думаете, те, кто сейчас приходят к вам в техникум, они приходят с мыслью: я иду сюда для того, чтобы через 10 лет мы летели к звездам, чтобы слово «протон» больше никогда не упоминалось в связи с падением ракет. Есть такое?

- Ступени Протона не отваливаются, слава богу. Наверное, таких людей единицы. Но наверняка есть амбициозные.

(перерыв)

- Мы, всей страной, находимся в ситуации, когда сама  действительность заставляет нас заниматься наладкой, обустройством окружающей инфраструктуры, вне зависимости от убеждений. Лет шесть назад вы прогнозировали эту ситуацию. Заводы должны строиться, люди должны обучаться и идти туда работать. Наступило время?

- Да, наступило время. Предприятия развиваются, становятся на ноги. Сейчас на наших специалистов такой спрос, какого мы раньше не знали. Вежде нужны квалифицированные рабочие – технологи, наладчики, операторы. Объемы производства растут, а работать некому.

- Они согласны платить?

- В рамках своих возможностей. Сейчас выстраиваются несколько иные соображение. Бизнес понимает, что без вложений в образование ничего не получится. Отсюда система дуального образования, появление центров профессиональной квалификации, вложение в новые лаборатории и т.д. Сейчас все понимают, что не получится найти специалиста на улице. ПНППК, например, отбирает людей на улице и просит нас дать им теорию. Практику они дают сами.

ПМЗ, например, строят образовательный центр в Лядах, оснастить его хорошо. Там будет приблизительно 40% теории, 60% практики. Мы вместе создадим завод плюс учебное заведение. Они будут задавать профессиональные стандарты, сообщать какого именно специалиста им надо, а мы будем таких готовить. Образовательные стандарты сейчас это позволяют.

- Аналогичный диалог со взаимными упреками в журналистике – старая история.

- Адаптация на предприятии сейчас должна быть мгновенной, а для этого в образовании должен участвовать бизнес.

- Мне кто-то рассказывал, что если выпускник медакадемии не пошел работать по специальности, то через 2-3 года он может забыть чему его учили. А если ваш выпускник не пошел на производство?

- Лет через пять это уже будет не тот специалист. И он опоздает, потому что сейчас оборудование меняется очень быстро. Оборудование сейчас новое, современное.

- А когда это все началось?

- Это было и 70-е, и в 80-е. Тяжелыми были 90-е. Лет пять назад настроение явно изменилось. Сейчас Сан Саныч Иноземцев создает новый двигатель  ПД-14. Там новые технологии, новые материалы. Нужны новые станки, на которых должен кто-то работать. Для этого нам необходимо сотрудничать с бизнесом. Мы не можем купить настолько дорогое оборудование. Мы неплохо оснастились в 2008 году, но должна быть практика на предприятии. Поэтому мы с удовольствием внедряем систему дуального образования.

- Доходы рабочих соответствуют предъявляемым требованиям?

- Зарплаты растут, рабочие могут позволить себе куда больше, чем при СССР. Но вы же понимаете, денег всегда мало.

- Принадлежность человека который работает у станка к среднему классу по доходам – это уже реальность?

- Провокатор! (Смеются).

- Все очень близко, все буквально в двух шагах.

- Я хочу верит в это. Без квалифицированных рабочих предприятия не смогут существовать. А раз так, найдутся способы стимулировать людей.

Буквально в субботу мы вручили дипломы выпускникам. Приходит представитель кадровой службы Синергия. Он говорит о социальных пакетах, о возможности купить квартиры 50/50 для особо одаренных. Не каждому, а тому, кто им  действительно нужен.  Поэтому надо просто работать.

- В Советском Союзе много говорили о важности рабочих рук и всячески подчеркивали, что принадлежность к рабочему классу дает много.

- Ну и давало. Литейщик зарабатывал почти как главный инженер завода. Рабочие – это особая кость. И сейчас, зачастую, труд рабочего оценивается дороже, чем труд инженера. Это тоже оправдано. Инженер может придумать, а воплощать-то надо работникам.

- Мы вернулись к мысли о ценности рабочих рук, пройдя какой-то отрезок времени.

- Безусловно. Недавно мы были в Германии, обменивались опытом. Меня поразила их фраза о том, что у них проблема с привлечением людей в высшее образование. У них понимают, что достаточно иметь среднее профессиональное образование и будешь зарабатывать, будет возможность содержать семью. У нас получение диплома о высшем образовании – как самоцель.

- У нас это и есть самоцель. Так выстроились отношения в обществе – 4-5 лет в вузе воспринимаются как непременное дополнение к школьному образованию. Есть такая интересная теория о 4% образованного меньшинства. Она говорит о том, что в реальности, есть 4% образованного меньшинства, которые и определяют, куда движется это общество – интеллектуально, ментально и т.д.  Якобы эта теория работала и в царской России и сейчас.

- Это понятно. Это же ужасно, когда на одну из специальностей в политехе поступает 40 человек, а заканчивает через 4 года семь – это значит, про пришли неподготовленные, нежелающие учиться. Их с пятого класса учили тому, что если пойдешь в рабочие – ты неудачник.

- Это определенно так.

- Могу покритиковать новый закон об образовании, по которому мы сейчас принимаем на первый курс без экзаменов. Это плохо. Все-таки был реальный конкурс, пройдя который ребята ценили то, что они попали в вуз. А сейчас – пришел, дал аттестат, попал. Они перестали ценить факт поступления. Сейчас мы на первом курсе сталкиваемся с ужасной ситуацией, когда ребята на первом курсе не умеют грамотно писать, а математику не знают главами порой. Поэтому на первом курсе мы вынуждены поднимать их уровень общего образования. У меня преподаватели в ужасе бывают.

- Есть школы, в которые вы можете прийти и попросить конкретных ребят прийти учиться к вам?

- У нас счастливо складывается судьба. Предприятия начинают готовить себе ребят чуть ли не с детского садика. Такая программа есть у Протона. Они начинают со школы. Они хотят отбирать технозвездочек. Есть 129 школа, с которой мы работаем. У нас с ними целая программа. У нас есть программа с 82-й школой. Мы работаем с инженерной школой №16. 10 школа… Они приходят к нам на мастер-класс. Мы им показываем станки, рассказываем. Дальше мы приглядываем за ними.  Должен был заход через предприятия в школу, а потом к нам. Раньше нас в школы вообще не пускали. А сейчас – наоборот приглашают. Меняется ментальность.

Мы стараемся принимать после 9 класса. После 11 класса к нам сложно ребят затащить. Они все пытаются в вуз попасть.

- Лишних детей – тех, кто отсеется, уйдет, явно пришел не туда, в процентном отношении много?

- У нас мало детей. Демографический провал мы ощущаем до сих пор. Есть те, которые не могут учиться. Есть те, которые просто не хотят. Есть такие, кто добрался до 4 курса и перестал учиться. Есть отсев. 10% точно отсеивается. Это хороший показатель. Бывает 15 -20%.

- В целом, жизнь налаживается?

- Да. В целом, по сравнению с 99 годом, когда я пришел, более радужная картина.

- Загляните в будущее. Лет на 10.

- Мы подали заявку и попали в инвестиционный проект. Все идет к тому, что в 17 – 19-м году у нас будет новый корпус. У нас же старое здание. Нам скоро 140 лет. Я верю, что мы наладим великолепные отношения с бизнесом – с Протоном, ПМЗ, с Редуктором, с ПНППК и будем выпускать именно тех специалистов, которые нужны. Совместными мы усилиями мы добьемся всего.


Обсуждение
2480
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.