Верхний баннер
22:09 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:37, 20 февраля 2015

«Решения о снижении налоговых ставок в Пермском крае будут приняты в феврале-марте», - Михаил Городилов

Тема:  антикризисные меры, налоговые послабления для предпринимателей.

Гость: Михаил Городилов, директор департамента экономических экспертиз Пермской торгово-промышленной палаты, доктор экономических наук, председатель общественного совета при министерстве финансов Пермского края.

Программа: «Бизнес-ланч»

Дата выхода: 9 февраля 2015 года

Ведущий:  Юлия Хлобыст

- Если говорить о событиях прошедшей недели, вы являлись еще и модератором форума, который прошел 5 февраля, организовывала его Пермского торгово-промышленная палата. Форум назывался «Налоговое давление на бизнес: средства стабилизации». Если смотреть по программе, очень много интересных важных, нужных вопросов обсуждалось. Прежде, чем мы пробежимся по повестке форума, начнем вытаскивать оттуда, отделять зерна от плевел, я хотела спросить, раз уж на прошлой неделе у нас так много экономических событий прошло. Я знаю, что Пермская торгово-промышленная палата часто является организатором подобного рода мероприятий или предоставляет свою площадку для таких мероприятий, тут, что было первично? Стакан наполнился до краев и уже выливался либо это было некое плановое мероприятие?

- Торгово-промышленная палата на сегодняшний день – это очень серьезный орган, некоммерческая организация, которая объединяет только на территории Пермского края более 1000 членов. И, так или иначе, мы обобщаем практику обращения предпринимателей к нам. И мы видим, что чуть ли не каждое третье обращение предпринимателей, так или иначе, связано с налоговой тематикой. Потому что, налоги, это та неотъемлемая часть, когда бизнесмен считает, что он заработал сам, но их нужно отдавать. Это безвозмездный платеж, который нужно просто отдать, проститься с ним. И не всегда, по мнению предпринимателей, этот безвозмездный платеж является обоснованным. И часто мы видим случаи, когда предпринимателей контролирующие, органы по их мнению, обижают. Они приходят к нам, мы стараемся разбираться в таких ситуациях. И обобщая такую практику, и пытаемся показать такие случаи, когда мы можем помочь чем-то предпринимателям, и те случаи, когда мы это сделать не можем. Но мы уже накопили достаточную практику, когда мы можем сказать, что мы можем непросто поработать с каждым предпринимателем, но и, обобщая все эти случаи, выйти на более масштабные мероприятия. И нам это удалось. Мы собрали более 150 человек на данном мероприятии. И показали наши достижения, достижения ведущих экспертов нашего края в этой области.

- А что вы относите к достижениям?

- Да, достаточно интересный вопрос. На наш взгляд, достижением можно считать те случаи, когда мы разделяем успех с нашими предпринимателями, помогаем им в отстаивании их законных интересов.

- Вот смотрите, на форуме у вас выступали декан экономического факультета классического университета Татьяна Миролюбова, директора различных юридических компаний, например, Александр Шилов, член палаты налоговых консультантов Пермского края, выступали представители «Лукойла», представители аудиторских компаний, представители налоговых компаний, представители ТПП. Это с одной стороны. Темы секций были разными, но подводился ли какой-то итог? Я исхожу опять же из названия, «Налоговое давление на бизнес: средства стабилизации». Понятно, что на разных секциях, я могу перечислить их названия, например, «Налоговая политика государства на ближайшую перспективу», «Кризис 2009 года. Влияние на бюджетную и налоговую системы», «Основные налоговые новации 2014 года». С разных сторон обсуждалась тема налогов. Итог какой-то был подведен, результат? Или сложно об этом говорить, надо структурировать, так же, как у вас были темы площадок?

- Ну, вы правы, такой итог был. Более того, когда мы задумывали такое мероприятие, мы говорили о некой красной нити, которая проходит через это мероприятие. Это подтвердили, в том числе, результаты голосования, примерно 80% присутствующих считают, что налоговое давление на бизнес в России сегодня является значительным, а в некоторых случаях даже обременительным. Но здесь мы бы хотели сразу оговориться о том, что нужно различать 2 вещи, первая – это налоговые ставки, которые в России не самые высокие. Есть примеры других стран, где налогообложение еще более значительное. И второй момент, это мы говорим о степени налогового администрирования. Это порядок работы с налоговыми органами и порядок контроля с их стороны. И второй момент – это уже порядок работы в случае возникновения конфликтный ситуаций. Здесь мы видим определенный сложный момент, который заключается в том, что и в решения налоговых органов, и в решения судов очень активно стали внедряться не законодательные конструкции, которые по идее должны быть основой любого налогового законодательства, как это прописано в основных началах этого законодательства, а внедряются такие оценочные категории, некие конструкции, которые не всегда поддаются четкой законодательной логике, а поддаются больше размышлениям, рассуждениям на определенную тему, что является добросовестным, что не является.

Примерно 80% присутствующих на форуме «Налоговое давление на бизнес: средства стабилизации» считают, что налоговое давление на бизнес в России сегодня является значительным, а в некоторых случаях даже обременительным.

- Какие-то морально-этические критерии уже вмешиваются в судебную практику.

- Да, да. И на сегодняшний день налоговый орган, когда выносит решение, и суд, когда выносит решение, вынужден это рассматривать и давать оценку, в том числе, таким морально-этическим аспектам действий налогоплательщиков. И одна и та же фабула дела, но решение может быть диаметрально противоположным.

- Я задам дилетантский вопрос. Многие говорят, в других странах ставки налоговые есть гораздо выше, чем в России. О каких странах идет речь?

- К этим странам имеет отношение Швеция, например, очень значительное обременение. Мы так же знаем пример, мы работаем с Великобританией, там достаточно высокое налоговое бремя. И вообще Европа достаточно дорогая. Когда мы выбираем юрисдикции для наших клиентов, подбираем такого рода юрисдикции, говорим о том, что Европа дорогая.

- Но, тем не мене, она получается дорогая для нас. Там люди живут, когда ты приезжаешь туда, ты видишь, что там и бизнес растет, и процветает тот же малый и средний бизнес. Там гораздо упорядоченнее все это, почему?

- Знаете, здесь, наверное, важно отметить еще один аспект, дело в том, что я очень долгое время работал финансовым директором ряда компаний в Пермском крае. И есть такое понятие, как оценка инвестиционных проектов. Когда мы только задумываем некий бизнес, когда мы находимся в такой стадии проектирования определенного бизнеса, даже не важно, какого рода ставки в том или ином государстве, это не главное, главное, мы должны понимать, что эти ставки должны быть фиксированными, должны быть постоянными и предсказуемыми. Наверное, это главное условие для довольного бизнеса. Почему на сегодняшний день инвестиционные решения резко сузились в рамках промышленных предприятий, потому что бизнес испытывает давление в силу неопределенности. Сегодня бизнес не знает, какие будут ставки кредитования завтра. И сам факт этого резко тормозит инвестиционную активность компании. То же самое можно отметить и с точки зрения налогов. Мне кажется важным установить некую стабильную систему налогообложения, понятную для бизнеса, и тогда бизнес уже, используя эти фиксированные ставки, может четко прогнозировать для себя показатели своих инвестиционных проектов на обозримое будущее, на 5-10 лет вперед или еще больше.

- Я как-то отвлеклась и прошу прощения у наших слушателей, а между тем они пишут нам уже на эфирное icq. Игорь пишет, в Швеции медицина 20 тыс. долларов на жителя, смертность на дорогах 4 человека в год, Россию только с Зимбабве сравнивать, морального права не имеют, я тут смягчаю, Россию с Европой и Америкой сравнивать. Причины, как вы только что озвучили, это не первый далеко и, к сожалению, я думаю, не последний год, первое, что вы назвали стабильность. Понятные прозрачные правила, которые устанавливаются  на какой-то достаточно длительный срок, у нас этого как не было, так и нет.

- Да, бизнес, и мы это ощутили на форуме, несколько устал от такого рода изменений. Речь идет не только про налогообложение. Он устал от резких колебаний и скачков курсов иностранных валют, устал от резкого и  непредсказуемого изменения кредитных ставок. Наверное, вот это наиболее важно бизнесу.

- Я понимаю, что есть статистика, которая говорит о том, что у нас, помните, в 2013 году какие-то налоговые изменения были, ставка там выросла для малого и среднего бизнеса, что ли? Когда количество предприятий малого и среднего бизнеса по статистике неуклонно поползло вниз, начал схлапываться этот рынок. Но, тем не менее, мы видим, что сегодня бизнес работает, и он работает, наверное, не благодаря, а вопреки. То есть, как удается выживать представителям бизнеса – для меня это большая загадка. Я понимаю, что выживают, наверное, неплохо себя чувствуют предприниматели, которые занимаются продуктами питания. Потому что сегодня эта продукция, мы можем сократить все расходы, но питаться будем, иначе мы не выживем. Так или иначе, мы идем в магазины, идем в ларьки.

- Хотя тоже уже сейчас говорят, что люли начали сокращать свои продуктовые корзины искать заменители более дешевые, дешевые продукты питания. Вот та неблагополучная экономическая ситуация затрагивает все сферы экономики. На самом деле, когда мы говорим про увеличение налоговых ставок, которое происходило на протяжении последних лет, это было так. Сначала 2008-2009 года, когда отменили льготы по страховым взносам для индивидуальных предпринимателей, малых организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. В дальнейшем так же был принят ряд мер. Безусловно, все эти вещи заставляют предпринимателей в ряде случаев уходить в тень, они говорят, хорошо, если с нами поступают таким образом…

Мне кажется важным установить некую стабильную систему налогообложения, понятную для бизнеса, и тогда бизнес уже, используя эти фиксированные ставки, может четко прогнозировать для себя показатели своих инвестиционных проектов на обозримое будущее, на 5-10 лет вперед или еще больше.

- То есть, вот благодаря чему они живут и работают.

- Да, они говорят, мы будем поступать таким образом. Но налоговые органы тоже очень быстро модифицировали свои позиции, они выросли в своих технологиях, в информационных технологиях, в поисковых системах разного рода, в банковских продуктах, и уже свободно ориентируются в банковском пространстве, прослеживают вот эти цепочки, могут вытаскивать наружу те факты, которые становятся причиной разногласий. На сегодняшний день большая часть разногласий с налоговыми органами не по поводу споров в отношении законодательных конструкций, как, что каким образом нужно платить, а вопрос именно в отношении недобросовестного, как мы говорим, поведения налогоплательщика, когда налоговый орган оспаривает сами схемы, считает, что эти схемы направлены на искусственное снижение налогового беремени.

- Игорь продолжает нам писать, мне важно в бизнесе побольше серых схем, чтобы уйти от налогов. Понятно, что это единичное мнение, но не будем с этим спорить, оно достаточно распространено. С этим можно бороться? И как?

- Знаете, я бы хотел сказать, что на сегодняшний день тенденция и общемировая тенденция идет на усиление налогового администрирования и борьбы с такого рода схемами. Это как рудимент, который должен исчезнуть. Многие, может быть, слушатели с этим не согласятся. Даже один факт введения расширенной формы декларации по налогу на добавленную стоимость, которая с этого года будет сдаваться в электронном виде, много стоит. Примеры соседних с нами стран, например, таких как Казахстан, показывают, что налоговые органы четко отслеживают налог на добавленную стоимость, который, как мы говорим, передается по цепочке производителей. И не может компания-покупатель предъявить к возмещению НДС, который не был заявлен в декларации, не был уплачен компанией-продавцом. И с одной стороны администрирование очень жесткое, если появляется сам факт вычета, который не подтвержден продавцом, налоговый орган просто убирает его с вычетов, и заставляет налогоплательщика доплачивать сумму налога в бюджет. Но с другой стороны, позволило снизить налоговую ставку по НДС, например, в Казахстане она на протяжении многих лет держится на уровне 12%, у нас в России 18%. Поэтому с одной стороны государство говорит, давайте научимся играть по честным правилам, но в то же время будем создавать возможности по снижению этих самых налоговых ставок.

- Игорь с нами продолжает дискутировать, если меня государство обманывает, я не хочу ему платить налоги. Государство, живи по четному, я буду хотеть тебе платить налоги. Игорь, расскажите, в чем государство обманывает, конкретно приведите примеры. Насколько я понимаю, четких, долгосрочных правил игры нет. Но ведь это не обман, просто их нет.

- Я бы не согласился, что государство обманывает, у государства есть определенный интерес, есть определенные задачи, в том числе, которые расписаны в расходной части бюджета. Понимаете, мы ведь тоже получаем определенные социальные блага и должны оплачивать эти вещи. Поэтому во многих странах считается, что налог – это почетная обязанность гражданина. Поэтому нужно рассматривать именно таким образом этот аспект, но все-таки стремиться договориться с государством. Мы и говорили о том, что с одной стороны можно констатировать, что те меры, которые есть сейчас в антикризисной программе направлены на снижение налогового бремени, но в то же время мы должны с вами думать о том, что пора уже выходить из тени, государство будет бороться с такого рода серыми схемами.

-А кто должен сделать первый шаг? Мы сейчас из налоговой, экономической схемы переходим в морально-этическую. То, что нам пишет Игорь на протяжении программы, говорит о том, что предприниматели недовольны, им не нравится, не хотят участвовать, поэтому уходят в тень. От кого зависит, кто должен сделать первый шаг? Об этом говорят давно, и давление на бизнес нужно меньше, правила нужны четкие, институты надо возрождать, законодательные, судебные.

- Вы знаете, первый шаг, наверное, сделан. И тому подтверждение именно те обращения предпринимателей, которые идут к нам. Потому что предприниматели к нам приходят с такими тяжелыми случаями. Но надо констатировать, что не всегда юридические консультанты, налоговые консультанты на таких стадиях могут помочь предпринимателю. Надо понимать, что действия налоговых органов очень активные, направлены на исключение такого рода ситуаций из практики. Поэтому нужно понять это, и в принципе, нужно работать.

- Перейдем к Пермскому краю. Так издалека я зайду. 6 февраля министр экономического развития Сергей Улюкаев провел совещание с представителями бизнес-сообщества, и вот я для себя, когда смотрела информацию об этом совещании, увидела некое расхождение. Я сейчас процитирую, а вы попытаетесь прокомментировать это. С одной стороны министр сказал: «Мы постарались максимально реализовать поддержку малому и среднему бизнесу в антикризисном плане,  по налоговому маневру, упрощению ставок, расширению патентной системы, корректировки получателей дохода. Нам нужна тесная связь с руководителями субъектов. Мы должны использовать тот финансовый ресурс, который уже есть – это и Агентство кредитных гарантий, региональные гарантийные фонды и многое другое». А вот участники, которые были на этой дискуссии, обсуждая антикризисный план действия правительства, в части развитие малого и среднего бизнеса, заметили, что остаются проблемы, которые  нуждаются в проработке. Среди них увеличившаяся нагрузка на бизнес, возросшие налоговые ставки, контрольно-надзорные и административные барьеры. У меня день сурка, мне кажется, это было неоднократно. Тут просто появляется новое словосочетание, антикризисный план, антикризисные меры. Правительство говорит, мы делаем то-то, то-то и то-то. Бизнес отвечает, что нам не хватает этого же самого. И это повторяется уже, на мой взгляд, достаточно долго. Есть ли выход из этого замкнутого круга?

- На самом деле тот пакет антикризисных мер, который был разработан на уровне правительства РФ, сейчас получает очень активно воплощение в жизни нашего региона. Как раз накануне налогового форума 4 февраля была встреча губернатора Пермского края Виктора Федоровича Басаргина, на которой я тоже присутствовал, была такая совместная встреча ключевых министерств и бизнеса . И были выслушаны те претензии, которые есть у бизнеса по отношению к власти. И обсуждали эти вопросы, и высокое налоговое бремя, в первую очередь по отношению к малому и среднему предпринимательству, и высокие административные барьеры, когда мы говорим, что на такого бедного предпринимателя обрушивается шквал разного рода проверок. Причем, количество контролирующих органов превышает 100. Эти проверки носят, как правило, не всегда плановый характер, происходят одновременно. И все это вызывает неудобства и тормозит экономическое развитие. В этом плане были поставлены первоочередные задачи всем ключевым министерствам. В том числе министерству экономического развития Пермского края, чтобы проработать механизмы по снижению налоговых ставок.

На сегодняшний день тенденция российская и общемировая идет на усиление налогового администрирования и борьбу с такого серыми схемами. Это как рудимент, который должен исчезнуть.

- Это региональная история?

- Да, потому что федеральное законодательство в этой части отдает эти решения на откуп Пермскому краю и муниципальным образованиям.

- В части каких налогов?

- Вот смотрите, единый налог при упрощенной системе налогообложения. Сейчас будут приняты меры по снижению ставки с 6% до 1%, если мы говорим про объект налогообложения доходы, ЕНВД – там снижение в 2 раза. Это решение должно быть озвучено законодательными органами муниципальных образований. Каждое муниципальное образование Пермского края должно быстро отреагировать и принять собственный законопроект. Это так же введение других мер. Так называемые, двухлетние налоговые каникулы всем впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям в сфере производственных и бытовых услуг. Это установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением патентной системы налогообложения по принципу одного окна и так далее. Хотя здесь есть определенные моменты, которые надо решить, в том числе, и на федеральном уровне. Такое понятие как самозанятые граждане, его тоже надо еще определить, его пока нет.

- Что касается налоговых каникул и всех тех мер, которые вы озвучили, снижение налогов. Какие-то конкретные даты были озвучены? Мы говорили в самом начала программы, что непонятны четкие правила игры, насколько это все долгосрочно.

-Я думаю, что в свете того, что ряд регионов уже данные меры поддержали и приняли, Пермский край быстро подтянется в этой тенденции, сможет быстро реализовать. Думаю, что эти меры должны быть реализованы в течение короткого времени.

- Вы сейчас говорите о налоговых каникулах или плюсом о снижении?

- О снижении налоговых ставок в первую очередь. Эти решения будут приняты в феврале, марте.

- А что касается налоговых каникул?

- Это отдельный вопрос.

- Светит ли предпринимателям Пермского края, я так понимаю, налоговые каникулы, это для тех субъектов малого и среднего бизнеса, которые только что зарегистрировались?

- Я думаю, что да, эти вещи тоже будут происходить. Но тут тоже надо понимать, что эти вещи нельзя интерпретировать буквально. Потому что, я думаю, что многие сейчас начнут резко открывать старые-новые бизнесы, то есть, закрывать старые, открывать новые. Переводить туда все обороты. Здесь тоже надо быть очень аккуратным. Те положения, о которых мы уже говорили в плане добросовестного поведения налогоплательщика, тоже будут отслеживаться, спустя определенное время.

- Исходя из этого, вопрос. Я не идеализирую нисколько другие страны, где экономическая ситуация лучше, даже без учета нынешней экономической ситуации российской. Вопрос в том, там налоговая культура граждан выше, что они платят, меньше уходят в какие-то серые схемы, или что? Почему у нас так получается? Вы говорите, налоговые каникулы да, мы можем ввести, но нам надо продумать, чтобы не уходили предприниматели, не поднимали свои старые компании.

- Налоговая культура и культура предпринимательства у нас в России только развивается. Понимаете, чтобы какие-то решения уже начали работать в долгосрочном плане, нужно, чтобы все привыкли работать по определенным правилам. Думаю, что когда все это произойдет, все решения будут реализованы, и бизнес почувствует определенную степень свободы с одной стороны, с другой стороны степень ответственности перед государством, что он должен отдавать определенную часть своих доходов, тогда, наверное, наступит рай на земле.

- Когда предприниматели говорят о том, что правила должны быть долгосрочными. С точки зрения экономической, они насколько долгосрочными должны быть, насколько должно в идеале устанавливаться некое налоговое бремя? Ведь мы же понимаем, что экономическая ситуация очень подвижная.

- Ну, да. Учитывая, что в год принимается более 30 поправок в налоговый кодекс, причем, год от года количество поправок только увеличивается, здесь важно понимать, что бизнес должен быть уверен в том, что он планирует свои доходы, расходы в долгосрочном плане. Потому что, покупая оборудование, покупая определенное имущество для ведения предпринимательской деятельности, он оценивает сроки окупаемости этих инвестпроектов. Поэтому, наверное, если говорить так, то мы должны сопоставить период стабильности налоговой системы  с периодом реализации инвестиционного проекта на предприятиях. А они бывают разными. Есть предприятия, мы говорим про кризисное время, не сегодняшний день, окупали инвестиционные проекты за 2-3 года, а есть, как ни странно, нефтяная отрасль, где проекты долго окупаются, строительство скважин окупается за 10 и более лет. Наверное, надо брать нечто среднее и выводить временной интервал.

- Хочу спросить, с одной стороны разговоры о том, что понижение налогового бремени для предпринимателей, с другой стороны все мы понимаем, в какое время мы живем и насколько сегодня много людей зависят от бюджета. Налоги – это наполняемость бюджета. Не входят ли в противоречия эти два момента между собой?

- Вопрос очень интересный. Я пытался этот вопрос каким-то образом озвучить на встрече с губернатором 4 февраля, потому что мы должны думать не только про предпринимателей, но и про тех людей, которых мы вынуждены кормить за счет средств бюджета. Здесь нужно оценивать 2 вещи. Первая, то, что как думается, снижение налогового беремени, и серьезные послабления приведут к выходу предпринимателей из тени, и позволит им получить дополнительные возможности для развития собственного бизнеса, для увеличения налоговой базы. И, так или иначе, с этой позиции увеличить наполняемость бюджета. С другой стороны мы говорим о том, что доля тех налогов, которые выплачиваются малым и средним бизнесом пока, наверное, не очень велика. Если брать структуру доходов бюджета Пермского края, то большая часть финансируется за счет крупных предприятий, которые уплачивают налоги при общем режиме налогообложения. Например, у нас налог на прибыль – это 36% в объеме поступлений.

- Более, чем 1/3.

- Да. Кстати говоря, и по налогу на прибыль тоже приняты такие интересные меры, как сохранение ставки региональной по налогу на прибыль.

- Имеется в виду льготной?

- Да, у нас в Пермском крае действует льготная ставка по налогу на прибыль. Наши предприятия, организации платят на 4,5% меньше, чем в других субъектах РФ, и в этом плане важное было решение о сохранении этой ставки. То есть, наш бизнес находится в более льготных условиях по сравнению с другими регионами. Хотя в условиях сегодняшнего дня, когда многие предприятия прибыль не получают, данное решение, наверное, можно было бы назвать и нейтральным. Хотя есть и компании, которые и сегодня выплачивают эти налоги тоже. Для них это решение, безусловно, является важным.

 


Обсуждение
6497
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.