Верхний баннер
07:10 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 25 августа 2013

Самообложение граждан – способ решения проблем или лишняя нагрузка

- Начнем с неналоговой темы. Хотя она очень близка. Хотела бы сегодня поговорить с вами о самообложении граждан. 8 сентября в 30 поселениях Пермского края должны пройти референдумы по самообложению. Об этом писал Пермской региональный сервер. Эта информация разошлась. В качестве напоминалки: с 2011 года на территории Пермского края  в 135 поселениях Пермского края введено самообложение граждан. На каждый собранный с граждан рубль краевой бюджет добавляет 3 рубля. Если привлекаются добровольные пожертвования, то на 1 рубль выделается 1 рубль из региональной казны. Это принцип самообложения. Мне кажется, что эта система неправильная. Не должно быть в государстве, где существует официальное налогообложение, дополнительного сбора денег. Пусть даже на такие благие средства, как ремонт и строительство в муниципалитетах. Прежде чем поговорить о справедливости несправедливости, хотелось бы понять правовую природу самообложения. Где и чем это закреплено? Поскольку я знаю, что в налоговом кодексе такой формы нет.

- В налоговом кодексе такой формы налога и сбора нет. Если говорить, что это налог или сбор – можно рассуждать долго и философски. Возможность введения платежей самообложения граждан установлена бюджетным кодексом, статьей 41 и федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. С точки зрения налогового законодательства какие-то новые платежи либо сборы с граждан недопустимы. Если мы дословно прочитаем налоговый кодекс, то там прямо указано на такую особенность, что недопустимо установление новых платежей, налогов и сборов, которые проименованы в налоговом кодексе. Налоговый кодекс содержит четкий перечень налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации. Если говорить о том, что же это такое, налог или сбор, надо понимать четко, что такое налог и что такое сбор. В соответствии с налоговым кодексом, налог – это обязательный и безвозмездный платеж в доход государства от граждан. Что касается сбора, то это обязательный возмездный платеж, в ответ на который государство должно предоставить нам какую-либо услугу. Например, самый элементарный сбор – это лицензионный сбор за алкоголь. В ответ предоставляется определенная услуга. Раньше, если кто-то помнит, был такой сбор за право торговли.  Классический пример, я его всегда люблю приводить. Четкая структура самого платежа за конкретные действия, за то, что кто-то получал разрешение торговать, он платил конкретные деньги. Платежи по самообложению, которые принимаются гражданами поселений или муниципалитетов, к этому не относятся на мой взгляд. Вообще, это очень странная структура платежей. Если говорить о том, насколько они законны, наверное, они законны, если они установлены бюджетным кодексом и законом об общих принципах местного самоуправления. Однако, я бы выдели здесь ряд проблем, которые на сегодняшний день не решены. Во-первых, нет самого главного – не определен порядок сбора. Скорее всего, придется это определять органам местного самоуправления. Давайте представим ситуацию, что в поселение, где жителей  100, даже 500 тысяч человек, это сделать будет легко. То как это сделать в достаточно крупных серьёзных муниципалитетах. Кунгур, Пермь, которые тоже имеют на это право. Второе, понятно, что на сегодняшний день нет института контроля расходов этих денежных средств. Хотя, если посмотреть бюджетный кодекс и посмотреть закон об  общих принципах самоуправления, эти средства приходуются отдельной строкой в бюджете поселения. Соответственно, чиновники так же отчитываются об этих средствах. На мой взгляд, самое главное, что нет ответственности за неуплату этих взносов.

- То есть, прошел референдум, большая часть жителей сказали свое да, что они построят тот забор или мостик, все это задокументировано. А когда доходит дело до того, что нужно сдать 100, 200, 300 или какую-то другую суму, то кто-то сдает, кто-то нет?

- Скорее всего, такая ситуация возникнет. Причем, как в крупных, так и в мелких муниципалитетах. Если в мелком поселении на него можно будет просто указать пальцем, грубо говоря. Что вот, дядя Ваня не сдал. То в крупных муниципалитетах очень сложно это сделать. Потом, я бы опять же поспорил, что  большинство поселений принимает эти сборы.  Как правило, референдум считается состоявшимся, если на него пришла половина населения.

- Я читаю информацию: в течение января – августа 2013 года, по проекту самообложения граждан, 78 сельских поселений Пермского края уже получили 3 миллиона 255,7 тысяч рублей краевых средств для решения вопросов местного значения. А если они получили, это значит, что референдумы, прошедшие в этих поселениях были признаны состоявшимися. Соответственно, краевые власти выделили средства на 1 рубль 3 бюджетных рубля.

– Я немного не об этом говорю. В своем вопросе вы сказали, что большинство принимают самообложение. А кто-то, меньшинство, не соглашается. Но может быть и другая ситуация. Может меньшинство принять. Вопрос, как быть в этой ситуации. Почему меньшинство может принять. Я эту ситуацию и хотел пояснить. Референдум считается состоявшимся, если на него пришло более половины жителей муниципалитета. Вопрос считается принятым, если за него проголосовало более 50% пришедших на референдум. По сути дел – 25 – 30%. А остальные не проголосовали.

- Ситуация такая, что 3 из 4 не согласны с тем, что нужно заплатить эти деньги.

- То есть, ¼ часть решает за всех остальных. Это элементарная математика. Против цифр никуда не деться. В этом случае, скорее всего, мы получим то, что ¾, может быть не все, но найдутся люди, которые не будут платить. Вопрос, что с ними сделать. Как привлечь.

- Если мы затронули тему самообложения, нам не уйти от темы налогообложения и вообще расходования бюджета. Если говорить о расходование бюджетных средств, у нас зачастую в конце года возникают сообщения, что те или иные бюджетные средства не расходованы. Соответственно, их должно какое-то образование вернуть в бюджет. Причина такого  не освоения – это неэффективная работа чиновников. Я так считаю. Не кажется ли вам, что в этом случае процесс самообложения – это перекладывание ответственности, которая должна лежать на чиновниках, которые неэффективно работают с бюджетными средствами, на плечи граждан, для которых и так сегодня существует достаточное налоговое бремя.

- Я бы назвал это не переложением ответственности, а переложением финансовой нагрузки. Получается, что вопросы местного значения решаются не за счет бюджета, а за счет дополнительных взносов граждан. Если мы считаем, что у нас все граждане честно заплатили налоги, резонный вопрос: почему они должны еще что-то платить, чтобы отремонтировать мост, дорогу, построить что-то.  Что касается нерадивости чиновников – это вопрос философский. Скорее всего, субъективный фактор везде присутствует. Но на самом деле надо понимать, что бюджетный процесс – очень сложная вещь. Присутствует однозначно и объективный фактор, почему те или иные средства, выделенные сверху муниципалитетам, не расходуются. Назвал бы одну из таких причин, не в защиту чиновников - эти денежные средства зачастую приходят в последние дни декабря.

- Кто виноват?

- Виноват, может быть, конкретный чиновник. Может быть, вся система. В этом случае, обычный гражданин не причем. Я согласен с вами на 100% в том, что здесь идет некое перекладывание нагрузки. Да. Чиновники за это получают деньги. Они должны расходовать бюджетные средства на те нужды, на которые они были выделены.

- Я категорически против самообложения. Так поняла, что наш эксперт тоже видит больше минусов, чем плюсов в этой ситуации. Но так получается, что эта система проходит и работает.

- Я бы не сказал, что я против. Я вижу много минусов в этой системе. Скорее всего, надо подходить индивидуально к каждой проблеме в том или ином муниципалитете. Если действительно по-другому нельзя решить, то это выход. Но должна быть полная информированность населения. Четкая подконтрольность тех денег, которые собраны.

- Чего пока нет.

- Чего пока нет. Или, может быть, есть, но мы не знаем об этом.


Обсуждение
4219
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.