Верхний баннер
08:18 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:12, 12 декабря 2014
Автор: Игорь Лазарев

«Хоббит: битва пяти воинств». Последний билет в Средиземье

Сегодня погружаемся в заключительный фильм трилогии Питера Джексона по «Хоббиту». Казалось, этот день все еще бесконечно далек – но вот и она, масштабная кульминация всей эпопеи, конец пути Торина Дубощита и Бильбо Бэггинса, последний билет на смотровую площадку к стенам Эребора, где разворачивается битва пяти воинств.

«Хоббит: битва пяти воинств». Последний билет в Средиземье

Как и следовало ожидать, от фильма к фильму «Хоббит» размеренно, но непоколебимо наращивает обороты. Если начало первой картины – сплошная идиллия, пасторальный Шир с забавными гномами, добродушным Гэндальфом и милым хоббитом, то третий – драма с замахом на Уильяма нашего Шекспира, предвещающая по-настоящему эпическое сражение. Дракон разбужен и крайне зол. Орки собирают огромные армии – ими единственными движет чистая ненависть и жажда убийства, пока эльфы, гномы и люди готовы драться за несметные сокровища Эребора, помутившие разум Короля-под-Горой, Торина Дубощита. И только двое, испуганный переменой в Торине хоббит Бильбо Бэггинс и ставший вождем озерных людей лучник Бард, всеми силами пытаются не допустить войны. А тем временем не менее красочная битва разворачивается в крепости Дол Гулдур – к Гэндальфу, плененному Сауроном, на помощь приходят великие эльфы и маги Белого Совета.

Именно в событиях третьей части полностью раскрываются главные персонажи. Всегда приятно смотреть на актера, который находится на пике формы, и роль на нем сидит куда лучше мифриловой кольчуги. Про Мартина Фримена все было ясно по первым фильмам, но после ударной концовки и окончательного обрамления образа «честного вора» его хочется объявить лучшим хоббитом за всю историю экранизаций мира Средиземья.

В первых фильмах Бильбо Бэггинс почти жертвует собой, спасая друзей, теперь рискует, предавая их. Для него эта миссия – не поход за золотом, он как никто другой дорожит очагом и креслом, но идет, чтобы помочь бездомным гномам обрести то же самое счастье. Из ведомого, обузы отряда, палочки-выручалочки Бильбо вырастает в лидера, не растерявшего обаяние и доброту.

В какой-то момент его антагонистом становится Торин (Ричард Армитидж), еще один прекрасный и цельный персонаж. Торину не зря пророчат участь короля-легенды, это не просто воплощение мифов Западной Европы. Он - будущий фольклор и своего мира, похожий разом на большинство принцев и королей времен Войны Кольца: обезумевший от горя Денетор, поддавшийся алчности Боромир, обретающий королевскую стать бродяга Арагорн. Здесь борьбу с кольцом ведет не Бильбо, а Торин; его Саурон – дракон Смауг; и победа над собой, выход из-за стен Эребора на поле боя становится главным испытанием Короля-под-Горой, потому что орков, как подобает героям в фильмах Джексона, он смахивает, как мух.

По тому, как развивались сюжетные линии, лишний раз становится понятно, что история с «Властелином колец» повторяется, и мы смотрим не три фильма про хоббита, а одну 9-часовую сагу. Вот и романтическая история отношений гнома Кили (Эйдан Тернер) и эльфийки Тауриэль (Эванджелин Лилли), которая выглядела каким-то чужеродным наростом в «Пустоши Смауга», здесь органично вплетается в общий сюжет. Это существенное дополнение к повести-сказки Толкина, где подобная история смотрелась бы нелепо. Что мы знаем из сказки о Кили? Что он брат Фили. Что бы осталось от эльфов в экранизации, не введи туда Тауриэль и Леголаса? Один Трандуил. Но известно, что для Джексона текст не святыня, он снимает не только сказку, и война, как всегда в красивых легендах, идут рука об руку с любовью. Финальная сцена с героиней Эванджелин Лилли, кажется, способна разжалобить даже камни в кадре.

Война Джексона - почти поэзия, момент истины для участников, последнее испытание, дозированы и взвешены и масштабные сражения, и подвиги героев. Первой на ум для сравнения приходит «Илиада», позже понимаешь, что это тот же Толкин, только не «Хоббита», а «Сильмариллиона» (взять хоть Битву бессчетных слез – нечто похожее по драматизму и эпичности Джексон устроил под конец трилогии). Битва пяти воинств длится 45 минут и, как и было обещано, не дает заскучать. На фоне прочих баталий она выделяется дуэлями Торина с одноруким Азогом и Леголаса с одноглазым Болгом. Такими красочными поединками не могли похвастаться ни Хельмова Падь, ни Пеленнорские поля.

Единственный заметный минус «Хоббита» - это явно скомканный финал. Такое ощущение, что либо после самой Битвы пяти воинств оформлять эпилог Джексону уже не хотелось, либо он оказался чересчур восприимчив к критике «Властелина колец». На самом деле первой трилогии довольно много досталось за бесконечные финалы после выигранной войны – коронация Арагорна, возвращение в Шир, исход в Валинор и так далее… Как бы то ни было, поклониться как следует Джексону не удалось и в этот раз.

Но и эта придирка действует в масштабе одного фильма. Ибо что такое вся «Битва пяти воинств», как не поклон режиссера, прощающегося со Средиземьем?

Замыкает композицию гексалогии кольцо, найденное и сохраненное Бильбо. И если прочувствовать музыкальное оформление, постоянно прорывающиеся мелодии из первой трилогии, то мурашки будут бегать по спине нередко. Ибо оборона горы Эребор превращается не в драку за кучу золота, а одно из сражений в большой войне за стратегический пункт, прелюдия перед Войной Кольца, войну всех Свободных народов с Сауроном, и музыка вписывает этот междусобойчик в большую историю. Музыка – это предвестник беды сродни удлиняющимся теням из «Сильмариллиона». Нас готовят к большому зрелищу, и бог с тем, что это зрелище мы прошли 10 лет назад.

Здесь так и просятся слова, что как ни грустно прощаться с Толкином в большом кино, но приходится это делать, и, по крайней мере, Питер Джексон сделал все, чтобы мы не пожалели. Но наверняка так же говорили и после «Возвращения короля», так что не будем загадывать. К тому же сразу вспоминается «Охота на Голлума», снятая энтузиастами фанатская 40-минутка в стиле трилогии Джексона, по сути один роскошный отыгрыш ролевиков), вышедшая, пока «Хоббит» еще находился в зачаточном состоянии, и понимаешь, что Средиземье может заразить слишком сильно, чтобы от него отказаться.

Фото с сайта: Кинопоиск.ру


Обсуждение
6353
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.