Верхний баннер
16:26 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 10 АВГУСТА 2020

$ 73.78 € 86.83

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Пермская этнология

02.09.2012 | 14:05
Осетины
Теги: этнология

Ведущий: Добрый вечер. У микрофона Анастасия Сечина. Воскресный вечер на радио «Эхо Перми». Программа «Пермская этнология». Алик Гагузович Дзодзиев, председатель автономной некоммерческой организации «Алания» в этой студии вместе со мной находится. Алик Гагузович, вам добрый вечер. 

Алик Дзодзиев:  Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

Ведущий: Мы сегодня говорим об осетинах, мы сегодня говорим об этом народе, о котором я сама, буквально, вчера, когда готовилась к программе,  узнала много нового. Осетины – это же народ, живущий на Кавказе. И, конечно, когда ждешь гостя, ожидаешь увидеть человека кавказских кровей. Приходит человек с  совершенно европейской внешностью. И это удивительная штука, о которой я узнала вчера. Действительно, представители вот этого народа  изначально  именно европейская внешность,  голубые, серые или зеленые глаза, светлые волосы. Только потом уже к ним добавляются карие глаза,  темные волосы. Правда это, да?

А.Д.:  Это,  конечно, совершенно правильно. Потому что  народ осетины  относится к индоиранской группе и по языковому, и скифы, как вы знаете, пришли  с передней Азии. То есть похожие по внешнему виду и так далее, это больше персы на нас. Если уж говорить, наверно, многие знают, кто интересуется историей народов,  проживающих вообще на территории  России,  наверняка знают, что  в 8-м  веке еще до нашей эры скифы пришли с передней Азии  на равнинные территории юга нынешней России. Это предгорье Кавказских  гор. Соответственно, одни племена ушли в Среднюю Азию и даже  в Сибирь,  это так называемые скифы массагеты и другие племена, они  тоже. Но если смотреть на историю скифского народа, то очень много народов было в скифском ареале.

Ведущий: А сохранились только вы.

А.Д.: Напрямую, может быть. Потому что многие русские  историки, которые изучают  русский народ, историю русского народа, тоже склонны к тому, что русичи  тоже  произошли...  одно из скифских племен. Правда,  не уточняют, какое именно. Но мы-то можем предположить, те, которые жили севернее, наверно, это свевы и так далее. Потом исторически  где-то в 4-м  веке до нашей эры из этих скифских племен выделилась  наиболее грозная сила – это  наши предшественники, будем говорить,  скифы-сарматы. Они где-то четыре века верховенствовали в среде скифского народа, пока на смену им не выдвинулись оттуда же  с недр самих сарматских племен аланы. В 1 веке  они захватили  господствующее положение не только среди многочисленных народов Скифии, но и территориально.   То есть это на севере Кавказа, от моря до моря, где  нынешняя Астрахань и  Ростов, и многие из них закрепились, западные аланы закрепились на Дону, на Днестре,  на Днепре. И там даже до прошлого века, в принципе, сохраняли самостоятельную национальную культуру – ясы, это в Венгерское государство входили они испокон. Многие годы часть алан занимала позиции в Крыму, в частности, такие  действительно поселения в ту пору, которые уже оседлые, а не кочевые. 

Ведущий:  Вот у меня из того, что вы сказали, многое  есть в исторической справке, заранее приготовленной, правда оно там более поверхностно.  А чего нет в моей исторической справке, которую мы скоро послушаем, так это о том, каким  образом осетины пришли на Урал. Вот как они попали сюда?  То есть это уже совсем поздняя  иммиграция?  Ну, скажем, поляки появлялись  на Урале в первую  очередь как ссыльные, например. А осетины?

А.Д.: Вот я не могу  сегодня досконально  сказать, что  у меня есть документ, который подтверждает и так далее, но, в принципе, многие историки  склоняются к тому,  скифы  пришли еще до Рождества Христова, и чуть ли  не порядка двухсот лет жили здесь на Каме. Потом в силу видимо географических каких-то трудностей  вот они ушли,  уже обосновались в 1  веке на Северном Кавказе  в кавказских степях, причерноморских степях и так далее. 

Ведущий: А современные осетины?

А.Д.: А современные осетины, как и все  жители государства российского, соответственно,  отправлялись, кто на заработки, кто на учебу...

Ведущий: В поисках лучшей жизни.

А.Д.: ...да, улучшить жизнь и так далее.  Принесли их и революционные события. В Осетии было очень мощное  революционное движение.  Там даже своя партия была – керменисты так называемая.  Более тысячи человек у них было. Мощная очень организация, которой они в Осетии во главе с небезызвестным Сергеем Мироновичем Кировым  делали... Киров возглавлял большевистские организации, а керменисты, соответственно,  поддерживали с ними связь, и сообща они делали там революцию.  Позднее, в советские времена, там уже  наиболее такой расцвет обмена и культур, и осетины появились уже здесь, как исторически связанные с Россией.  Это и советские школы посылали специалистов  на отработку обязательную, и многие-многие  оставались  здесь.

Ведущий:  Много здесь у нас  осетин живет?

А.Д.:  Не так много, как хотелось бы. Но семей, вот с кем мы поддерживаем связь,  где-то больше ста семей.  Это имеется  в виду, что   главы этих.  Очень много у нас  студентов, очень много занимающихся спортом. А связи наши древние, потому что и Осетия вошла в состав Российской империи в 1774-м году по просьбе нас, осетин. Если многие другие   сейчас поднимают вопрос, что  их захватили, что Россия  их там чуть не оккупировала...

Ведущий: Ну, да, насколько я понимаю, и ваш интерес в этом тоже был.  Хотя у России интересы были совершенно четкие.

А.Д.: А осетины никогда  это не будут говорить, потому что мы знаем свою историю, что в 1774-м году... до этого много попыток было.  Наша делегация  Осетии была у царя, и по договору соответствующему мы были приняты  под покровительство Российской империи.

Ведущий: Мы задержались с традиционным выходом исторической рубрики. Послушаем ее.

СЮЖЕТ В ЗАПИСИ:

«Народная биография»
Осетины, народ, живущий на Кавказе, основное население Осетии.  Осетины являются прямыми потомками  скифов и сарматского  племени алан. Это подтверждается языковыми данными и  осетинской мифологией.  В более широком смысле  осетины являются  единственным сохранившимся  реликтом североиранского скифо-сарматского языкового мира. В середине 19-го века русский ученый Всеволод Миллер писал: «Можно считать доказанной истиной, что маленькая народность осетин представляет собой    последних потомков  большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы,  в древние -  как сарматы и понтийские скифы». Единое самоназвание у народа отсутствует, но в фольклоре  сохранилось самоназвание аллон, термин восходит к древнеиранскому  слову, означающему «благородный». Переговоры о присоединении Осетии  к России начались в 1750-м  году. В качестве козыря в переговорах осетинская сторона выдвигала своих воинов. Народ был  готов  выставить армию численностью в 30  тысяч для участия в военных действиях против Турции и Ирана. Кроме геополитических,  Россия имела и экономические интересы в Осетии. Интерес вызывала перспектива добычи в Осетии свинцовой руды.  В результате в состав Российской Империи Северная Осетия  добровольно вошла в 1784-м году. Система религиозного мировоззрения  осетин была унаследована от  далеких предков и имеет арийские корни.  Но с течением времени она претерпевала  изменения.  Духовная культура  обогащалась за счет  соседства с христианской Грузией. Христианские  элементы частично наследовались и от алан, которые активно распространяли на своей территории православие. После нападения Тамерлана  осетины ушли в горы, и практически не осталось христианского духовенства, которое  бы проповедовало Евангелие,  совершало таинство и сохраняло  правильность вероисповедания. В результате сегодня религия осетин   имеет  вид сложной системы мировоззрения и культов, основанной на древнейшей осетинской мифологии. Система характеризуется наличием Великого Единого бога, им сотворено все во вселенной:  подвластный богу пантеон, святые покровители, небесные ангелы и земные духи. Интересно, что святилищами могут быть как определенные культовые сооружения,  так и священные рощи,  горы, пещеры, кучи камней, развалины древних часовен и церквей. По данным всероссийской переписи населения  2010-го в России проживало 528  тысяч осетин. Подавляющее большинство – в Северной Осетии.  Осетины живут также в Грузии и  Турции. Диаспоры есть во Франции, Канаде. США. В Венгрии проживает народ  ясов, имеющие осетинское происхождение. Современные ясы в значительной мере ассимилированы венграми и полностью перешли  на венгерский язык, но  в последнее время среди них наблюдается подъем национального самосознания, и укрепляются связи между ясами и осетинами. 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА.
Ведущий: Одну  ошибку мы уже нашли. 1784-й или 74-й год. 

А.Д.:  74-й, да.

Ведущий: У меня прозвучало не так. А в остальном, если еще ошибки есть, говорите  сразу

А.Д.: Нет, исторических нет ошибок.

Ведущий: В трактовках может быть?

А.Д.:  В трактовках нет как раз.  Дело в том, что вот первое упоминание было, что с христианством аланы столкнулись через Византию  в 5-м веке еще.  Но там только заинтересованные лица, как бы, приняли.

Ведущий:  Византия была заинтересована в том, чтоб распространять это.

А.Д.:  Нет, я имею в виду,  со стороны алан заинтересованные лица приняли там христианство, хотя значительная часть их была.  И вот те памятники древнего  христианства,  раннего  средневекового   христианства, которые находятся нынче по всему Северному Кавказу, начиная от моря и по горам, вот Архыз, в Черкесии,  в Адыгее, Балкарии, самой Осетии, это, в принципе, христианские памятники   осетин.  То есть это часовни и так далее.  Кроме того надо знать, что адыгейцы, черкесы, кабардинцы  они тоже в  то время, о котором я говорю, 8-й, 9-й век   и так далее, они  были христианами.  Это они уже потом, после пришествия Тамерлана, они поздно уже приняли  вот... 

Ведущий: Ислам.

А.Д.:  Да, исторически так. Потому что,  почему-то считается, что когда татары пришли, татаро-монголы, все там стали на Северном Кавказе мусульманами.

Ведущий: Но принимали же все равно некоторые эту  веру непосредственно.

А.Д.:  Дело в том, что монголы-то сами не были  мусульманами. И татаро-монголы, кто с ними пришел, никто из них  не был еще тогда магометанами.  Вот в чем дело.

Ведущий:  Тут-то говорится, что   народонаселение было вытеснено и не осталось представителей духовенства, которые бы поддерживали чистоту, да, вот этой веры.

А.Д.:  Это совершенно правильно.

Ведущий: В результате все-таки осетины  христиане? Или  это что-то нечто более сложное?

А.Д.:  Я вам так скажу, что осетины в большей части  - это христиане. Мы себя считаем христианами. У нас некоторая часть, это  которая соседствовала  и попала сильнее под крыло, это  западные осетины, они  приняли магометанство.

Ведущий: То есть вы сказали, что большинство осетин христиане.  За  новостями сказали, что  отличия  все-таки есть, и своеобразие. По всей видимости, что-то наложилось из ваших традиционных верований?   

А.Д.:  Совершенно справедливо. Вот в исторической справке очень  правильно было сказано, что  ввиду того,  что столько веков  был разрыв  с миссионерами, и вообще-то с вождями христианства, потому что я их считаю вождями, кто сеет, как говорится, веру и так далее, ввиду их отсутствия и ввиду  того, что в  очень  суровых условиях мы прожили 15, 16, 17 века,  были отрезаны от мира, то есть  принесли свободу на алтарь вот таких  суровых  условий жизни. Ну и народ бы не сохранился, если бы не сохранились свои  обычаи, свои верования, язык и так далее.  Это всем понятно, что народ  не может выжить без этого.

Ведущий: Да.

А.Д.:  И самыми главными инструментами поддержания культуры нации. Всего прочего, я считаю, что все-таки  наши обычаи явились и  те верования, которые были.  Они совпадают, в принципе, со всеми святыми  христианского мира.  Но они так же, как у греков, пришли из древних времен. Если мы Святого Георгия говорим, все равно подразумеваем Уастырджи,  это который был  древнее Святого Георгия на тысячу лет, может быть.  Но с православием были, конечно, и бывают  все время какие-то, может быть, я имею в виду с русской православной церковью, я не большой знаток этого,  но есть вот такие отличия, которые нормальному среднеобразованному человеку...  

Ведущий:  Например.

А.Д.: ...бросаются в глаза, что осетины  не считают и не канонизируют людей, которые были людьми, их сделали святыми.  У нас святые как были тысячелетия,  так они и  остались эти святые. И мы им поклоняемся. Они в пантеоне на сегодняшний день, они в православном пантеоне все. Если вот ваш ??????? (неразборчиво), он Святой Георгий, то есть  он покровитель мужчин, путников, воинов.  И не зря он считается символом, и вообще, верховным из святых  в Осетии. Ему поклоняются, он как ??????? (неразборчиво)  Бога.

Ведущий: Наместник?

А.Д.: Да, для людей. И, наверно, еще какие-то там...

Ведущий: А новых не появляется.

А.Д.:  Да, новых нет, потому что считается, что даже те...  время было, когда интеллигенция  и так далее, рассматривает свои дела, прошлое, и приходит  кто-то к выводу, что какой-то такой  обычай, он вредный, его надо как бы...

Ведущий: Искоренить.

А.Д.: ...искоренить.  Но народ сам вот такие эти  не поддерживает  почему-то. Я вот так историю очень  внимательно своего народа изучаю.  Были у нас выдающиеся такие действительно просветители,    генералы в основном. Осетины образованность получили через  армии. Достаточно сказать, что у нас было около 40 генералов только царской армии. У маленького ...  нас тогда  было всего 120, потом 180 тысяч стало.

Ведущий: Сейчас мы перейдем к войнам и к армии.  Но с канонизированием  хотелось бы закончить. А почему у вас в пантеоне  не  появляется новых,  почему  ныне живущих  не канонизируют? Этому есть какое-то  объяснение?

А.Д.:  Это объясняется просто... всю жизнь человек, воин не мог выше себя кого-то поставить. Вы же знаете, что  кочевники все были воинами.  Они даже молились, вот  еще когда сарматами были,  для них культ был... вот вы правильно в исторической справке, что  может быть святой куст, вот как Святому Георгию у нас, да, может быть развалины часовни древние, и так далее, точно также, тогда в степях-то не было  ни таких курганов, ни таких сооружений. Они просто...

Ведущий: Родник, роща.

А.Д.:  Нет, они  акинак сажали в землю, и молились на этот...  он же крестообразный, и вот они молились, как богу войны. Поэтому они и считали, что и так вот эти святые, про которых говорят, что наверху которые живут, небожители, что они раньше жили с народом. Но от их притеснений, от их жестокости, жесткости и так далее, они ушли туда, но обещали покровительствовать и их, как бы, приводить в чувства.

Ведущий:   Характерным, наверно, является  то, что при переговорах о  присоединении Осетии к Российской империи  аргументом с осетинской стороны была готовность предоставить воинов для участия в военных действиях Российской империи против Турции и Ирана.  И, вообще, вот просто высказывания различных людей если почитать об осетинах, то встречаются  отзывы именно о военной доблести  осетин.  Например, из телеграммы главнокомандующего Дунайской армии Великого князя Николая Николаевича   наместнику Кавказа: «Пишу  тебе просьбу выслать осетин, сколько можно, с лошадьми. Осетины герои, каких мало.  Дай мне их побольше».  Генерал Скобелев:   «Вообще,  поведение осетинского дивизиона по беспримерному самоотвержению   и рыцарской храбрости выше всякой похвалы».  То есть  именно, как воины...  можно сказать, что им не было  равных, как воинам?  

А.Д.:  Во всяком случае, в те века, когда  аланы властвовали по всей Европе,  конечно, им не было равных.  Они завершили разгром Рима, они  очистили территорию,  где  сегодня Франция проживает.  Они вообще очистили, и сами ушли туда в сторону Испании, Гибралтар, где, кстати, основали королевство,   а на это место уже пришли франки, это дословно по Григорию  Турскому, который  сам француз, в 6-м веке жил, и который это все видел. 

Ведущий:  Вы как считаете, как на характере современных  осетин  все это сказалось?

А.Д.: Я вам так скажу.  Не буду  говорить там храбрые и так далее, и так далее, но осетин себе не позволит  умереть в бегстве, он предпочтет умереть при людях, если даже все будет против него.  Потому что для мужчины  это считается самой позорной смертью, если он сбежал.  Вот исходя, видимо... ну,   осталась все равно установка. Для чего мы  говорим и просим бога, чтоб нам была возможность  передать то, что нам передали старшие.  Это в первую очередь честь,  достоинство человека, мужество его, вера.  Вот к этому, видимо, стремились. Маленькие народы, видимо,  все-таки более чувствительны вот к этому, и были, видимо, у нас такие старшие люди,  которые понимали, что как только мы  какое-то звено из своих обычаев, из своих верований потеряем,  то мы потеряем себя.  Поэтому вот так настойчиво все это веками передавалось. А вот насчет героизма, я так скажу, что  вот эти... я, конечно, знаю высказывания, но я вам такой же живой пример приведу. Вот когда набирали в этот дивизион в осетинский на Дунайскую войну,  русско-турецкую  войну, то было как квота, как и сегодня, в принципе,  бывает  в каких-то вещах...

Ведущий:  Такой-то процент осетин.

А.Д.:  ...такое-то количество людей с этого аула,  с ущелья, и так далее.  Вот с нашего аула  в Куртатинском ущелье мой дедушка Казбек, он  выбрал пустышку.   Не смирился с этим, купил за два быка у кого-то право вытащить еще раз жребий. Не удалось. Он за скакуна взял  третьего, и тоже не удалось.  Он всю жизнь, я его застал  очень хорошо, ему хотя было 106 лет,  но он всю жизнь  горевал о том, что   он не попал на войну.

Ведущий:  Ну вот не судьба, если с третьего раза не получилось.

А.Д.: И сегодня каждый осетин гордится тем, что  в той  войне отличились, допустим, его предки. Я, например, горжусь тем, что Георгиевский крест получил у нас Петр  Дзодзиев такой.  В этой войне сражался героически Василий Дзодзиев.

Ведущий: А молодые люди, вот так, как говорится, по чесноку, они также   бережно относятся к истории, ко всем этим вещам воспринимают их?

А.Д.: Я считаю, что абсолютное большинство. Кого я знаю, все относятся  трепетно вот к этим делам, что творили предки.  Хотя понимаю,  что наши предки нам могли оставить и побольше, и получше, и места, и территорию.  Ну и за счет того, что не хотели под кем-то быть... 

Ведущий:  Они сделали исторический выбор.

А.Д.: ...они выбор сделали, да.

Ведущий:  У нас будет сейчас  небольшое лирическое отступление о вкусном, наша рубрика, которая посвящена  кухне осетинской.

СЮЖЕТ В ЗАПИСИ:

Осетинская кухня сложилась под влиянием кочевого  образа жизни алан – предков осетин.  Главным блюдом является отварное   в казане мясо, которое приправляется острым сметанным соусом. Вторым блюдом традиционно считаются  пироги с разнообразной начинкой: из картофеля, мяса, сыра, листьев  свеклы, тыквы,  капусты, черемши.  Далеко за пределами Осетии известен  осетинский сыр и осетинское пиво.  Из-за своего географического положения   осетины, особенно живущие в горах,  питались довольно скудно.  Обычной едой для них был чурек-лепешка, запиваемый пивом, молоком или просто водой.  Также готовили популярные  в народе овсяные блюда. В наше время их обычно не готовят. Мясо зачастую ели лишь по торжественным случаям, так как в горах нельзя  было добыть много мяса, а скот выступал в качестве своего рода  денежной системой. Среди национальных напитков самыми излюбленными были брага, квас, пиво, ронг. Ронг готовится на основе меда. В современной осетинской кухне отсутствует, и это объясняется выселением монголами аланов со степей в горы, что и лишило их возможности заниматься пчеловодством.   


ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА,

Ведущий:  Ну вот  даже на вашу кухню национальную самым прямым образом оказало   влияние и история, и условия жизни те самые суровые, о которых вы говорили. Вообще, конечно, вас хочу спросить: что  из своей национальной кухни  вы или, может быть, ваша  супруга готовите сейчас?    

А.Д.:  Я вот хочу так сказать, что совершенно справедливо в этой справке сказано, что приоритет национальной кухни осетин  и каждый живущий  другой нации на Кавказе скажет, что  пироги – это Осетия.  Действительно, пироги у нас делаются очень
замечательные.  Это обусловлено тем, что традиция очень большая. С древнейших времен обращаемся к богу тремя пирогами.  Они символизируют три стихии: солнце, бог и вода. И поэтому  это глубокие такие корни, даже  я их не могу расшифровать, хотя, как говорится, тостующий на всех пирах. Я помню основные моменты, которые от предков  услышал. Но пироги в Осетии, действительно, имеют смысл как жертвоприношения божественного. 

Ведущий: Не только как продукт питания.

А.Д.: Да, не как продукт питания. Если даже его делают просто, как продукт питания, все равно три пирога  должны  посвящаться богу. 

Ведущий: Они съедаются? Они посвящаются богу  и съедаются?

А.Д.:  Съедаются, конечно. Поэтому ни одно торжество не может быть...  там даже так определено: одним святым делают  круглые пироги, а другим в другие праздники делают   треугольные пироги.  Это тоже большой смысл имеет, это тоже надо вникать. Ну и кроме баранины,  как говорится, вкрутую сваренной,  очень много хороших блюд  есть. Шашлык у нас, допустим, считается, если у всех народов из  мяса делается шашлык, то у нас шашлык считается из правого бока, семь ребер.

Ведущий: Именно из правого?

А.Д.: Да.

Ведущий:  Почему?

А.Д.:  Ну вот установилось так, и никто сегодня не может... И потом, если мы праздник отмечаем и посвящаем    богу животное жертвенное, то голова, шея и  лопатка должны лежать  на столе, уже сделанные, как положено, сваренные,  очищенные, но это атрибут, без которого  не состоится. И богу не дойдет, как говорится,  наша жертва, и   не будут приняты наши пироги и так далее.  А из мяса ...  тут нельзя говорить, что только вот, допустим, вкрутую сваренное мясо и так далее.

Ведущий: Я прекрасно себе отдаю отчет, что наверняка кулинария более  богата, чем я тут рассказала.

А.Д.: Мясные блюда очень, конечно... допустим, лаунже которое называется, это куски мяса  с картошкой, как первое, и второе,  варится, и они заряжены всем, что бог дал, как говорится, травами и так далее.  Это очень вкусно.

Ведущий:  Это как аналог  русской деревенской солянки, когда со всей деревни собирали все, что бог послал: от одного картошку...

А.Д.: Нет, я имею  в виду травы. Все-таки юг, там очень такие травы...

Ведущий: Которых, наверно, в Перми  не достать.
 
А.Д.:  Да, нету. Даже вот я вам скажу такое. У осетин есть такая травка, русского наименования  нету, хотя некоторые, вот я спрашивал зоологов,  они мне объясняли, что это один из видов чабреца.

Ведущий: Есть такой  горный чабрец, он отличается  от  обычного.

А.Д.: И вот когда у  нас первое мясное, или второе мясное уже готово,  даже жаркое, у нас очень распространено жаркое на сковороде,  это мясо с картошкой со всеми этими делами, и уже когда созрело, как говорится, вот этим щепоточкой, и закрывается, и потом, когда открываешь через пару минут, там  такой дух.

Ведущий:  Уже совсем другое, наверняка.

А.Д.: Да, вот совсем уже другое.  Но я еще раз  подчеркиваю, что пироги  - это ??????? (неразборчиво), это самое главное, потому что  они связаны не просто с едой,  не просто с потреблением ее, а они посвящаются богу.  То есть каждое их сотворение обязательно  принести и посвятить богу. 

Ведущий: Традиционная часть программы «Пермская этнология», во всяком случае, в моем исполнении, у Ромы Попова все немножко по-другому, но я обычно читаю пословицы,  народные пословицы, и те, которые мне невнятны, прошу объяснить, потому что через пословицы вообще многое понять можно. Мне очень понравились ваши пословицы такие: «Ленивый пастух за стадом далеко ходит», «Погоняют того вола, который идет».   Это как раз про вашу историю. «И дурное во мне мое, и хорошее во мне мое», «Пеший, рассчитывающий на лошадь, не устает». А то, что мне непонятно, такая длинная пословица, которая мне не ясна. «Воспитывающий сироту -  с кровавыми губами, вскормивший поросенка -  с жирными».   Это о чем?

А.Д.:  Это я вам так скажу. То есть сироту тяжелее воспитывать, чем вот своего, потому что каждый человек  понимает, что если сироте не дать  больше, чем своему,  то у него  будет обида. Поэтому последний кусок давали сироте, которого воспитывали.

Ведущий: А, наверно, это было часто, если осетины, воины…

А.Д.: Часто, конечно, было. И потом было так, что  погибал один из братьев, оставались  дети, и их другой брат должен был воспитывать, кормить. Мужчины-то у нас, как говорится, не добытчики, они очаг держащие. Потому, если мужчины не было в семье, то это беда.  И тогда приходилось уже обществу  этим заниматься.

Ведущий: Если мужчины нет,  то даже если мать осталась, ребенок уже сирота, да? Можно так сказать? 

А.Д.: Конечно, однозначно. 

Ведущий: Вот  есть русская  пословица «сила есть -  ума не надо»,  а у вас  другая: – «много ума – много силы».

А.Д.:  Потому что это связано с тем, что  также говорят, что,  действительно, «сила есть – ума не надо». У нас говорят, что если у тебя есть ум,  то ты приумножишь силу, которую тебе бог дал.

Ведущий: В этом разница,   отношение совершенно другое.

А.Д.: Да, да.

Ведущий: «Башню рушит собственный камень». Это о чем?
 
А.Д.: О предательстве. По тысяче лет стоят  наши башни. Если там живешь сам и оберегаешь, то…  а если свой завелся предатель, то  башни быстро разрушаются.
 
Ведущий: Ну, и последняя, пожалуй: «быстрая река  не изливается в море».

А.Д.: Ну это затрудняюсь  ответить, честно говоря. Первый раз тоже слышу.

Ведущий: Я вот подумала, что, может быть, это такой аналог пословицы «погоняют того вола, который идет»?  Если идешь, то тебя и будут погонять. 

А.Д.:  Там, видимо, неправильно перевели. Есть у нас такая пословица (на осетинском), как бы, «быстрая река море нет догонит».

Ведущий:  Да, вполне возможно, что перевели неправильно. А вот эта пословица, она про что?

А.Д.: Вот именно так, как я перевел по-русски. Быстрая вода море  не догоняет.  То есть море все равно останется  большим…

Ведущий: Большим, великим, единым.

А.Д.: Да.

Ведущий: А он, как может, не суетится, а  все равно не достигнет.

А.Д.: Недостигнут его.

Ведущий: У нас совсем немного  времени до завершения эфира, а есть еще последняя, моя любимая музыкальная рубрика. И мы ее сейчас послушаем.

СЮЖЕТ В ЗАПИСИ:

«Музыкальная рубрика»
Осетинская народная музыка  развивалась, как искусство устной традиции, представляемая песнями, эпическими  сказаниями, инструментальными  наигрышами. Многие из древнейших видов фольклора сохранились  до  наших дней, в том числе,  песни о мифологических божествах, отображающие языческие верования. В осетинской народной песне  бытуют историко-героические, трудовые, застольные, лирические,  шуточные, колыбельные,  обрядовые жанры. В свою очередь обрядовые делятся на охотничьи, причитания, врачевальные, свадебные и другие.  Особо популярны песни о  героях, погибших в неравной борьбе. Как правило, песни исполняются мужским хором.  Солист ведет основную мелодию,  остальные подпевают. В отличие от мужских, большая часть  женских песен  исполняется  одноголосно, редко двухголосно. Характерная особенность мелодий – преобладание нисходящего движения  напева с кульминацией в самом начале. Инструментальная музыка представлена в основном  танцевальными наигрышами: тут и массовый танец, и парный, шутливые танцы, круговые, мужские, характерные. Не все музыкальные инструменты  осетин имеют аналоги среди российских инструментов. Из понятных нам есть арфа, скрипка, свирель,  флейта, волынка, трещотки, бубны.  В более поздний период была заимствована  балалайка. В разные годы осетинский музыкальный фольклор использовали и русские композиторы: Сорокин в оперетте «Непослушная дочь»,  Терентьев в оперетте «Камень счастья», Соколов-Камин  - оркестровая сюита «В горах Осетии», Мясковский  - 23-я симфония. 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА.

Ведущий: Вы знаете, единственная мелодия осетинская, которую я не использовала  в этой рубрике, это  танец симд. Наверно он вам известен. Серж Лифарь, это великий французский балетмейстер, сказал: «Даже если бы осетины создали только один танец симд,  они были бы великой нацией».

А.Д.:  Это очень красивый танец. Это мужчины и  женщины танцуют, сами движения, они величественные,  они, как бы, возвышающие не только  танцующих,  но и тех, которые вот это все видят. И у нас, я должен сказать, что, конечно, если глубоко в это вникать,  то, действительно, у нас традиции танцевальные очень большие.  Те танцы, которые вообще на Кавказе,  это все народы друг руга танцы танцуют.  Но особенность у каждого народа все равно есть. Если наша лезгинка, то это лезгинка и в движениях…

Ведущий: Отличается?

А.Д.: Да.  То есть канва одна у всех народов, но средства достижения различные.

Ведущий: Алик Гагузович Дзодзиев,  председатель автономной некоммерческой организации «Алания» был в этой студии. Спасибо  вам за разговор и мне жаль, что он заканчивается.  А заканчиваем мы этот эфир как раз таки танцем, который выражает рыцарство,  чистоту чувств, мужество и благородство. Танец симд. (звучит музыка).


Обсуждение
3795
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.