Верхний баннер
08:09 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:43, 26 января 2015
Автор: Роман Попов

"Сложно представить, что губернатор из консервативного, неконфликтного человека резко превращается в терминатора", - Сергей Ильин

Тема: отставки в правительстве, внутренняя политика региона, тактика губернатора, прогнозы

Гость: Сергей Ильин, заместитель главного редактора газеты "Новый Компаньон", политический аналитик.

 

Программа: "Особое мнение"

Дата выхода: 23 января 2015 года

Ведущий: Роман Попов

- Сегодня утром мы обсуждали отставки в правительстве. Сейчас интересует - что дальше? Есть у тебя ощущение, что это первый шаг и будет развитие?

"Сложно представить, что губернатор из консервативного, неконфликтного человека резко превращается в терминатора", - Сергей Ильин
"Сложно представить, что губернатор из консервативного, неконфликтного человека резко превращается в терминатора", - Сергей Ильин
- Есть ощущение, что в этом сюжете нет какой-то законченности. Все ждали некой общей перезагрузки. Не считаю, что выбран оптимальный момент для отставки. Обычно отставка - это некий размен, когда человек уходит, снимая некий негатив с первого лица. Сейчас я не вижу, что те люди, которые ушли в отставку, сняли негатив с губернатора.

- У нас есть две озвученные точки зрения на эти отставки. Одна из них: Ну, мы все узнали случайно, ничего не предвещало, узнали полчаса назад и почему так получилось - сказать не можем. Вторая позиция: Ну было же понятно, что кто-то уйдет. И по этим кандидатурам все понятно и даже удивления не возникло. Ты к какой позиции больше склоняешься?

- Я буду говорить только о своих личных ощущениях. Я не ожидал отставок во вторую неделю января. Впервые за последние два года об отставках мы узнали по факту, а не заранее. Решения были приняты без всяких информационных утечек, из чего можно сделать вывод, что решения принимались очень узким кругом, не тем, которым принимались ранее. Следующий вывод - скорее всего, мы не говорим о каких-то тектонических сдвигах в политике, о том, что поменяется качество политики. Мы можем говорить только о том, что мы стали свидетелями того, что уровень политической борьбы стал выше и переместился вовнутрь властной команды. Это идет внутренняя разборка.

- Соответственно, для того, чтобы продолжать, нужно хорошо представлять себе эту команду, персоналии и их связи друг с другом. У нас началась, по большому счету, кремлинология. Мы сейчас будем гадать кто ближе к генсеку и с какой стороны сидит.

- Ну это кому интересно. Мне сейчас степень близости той или иной фигуры к губернатору неинтересно. Большинство тех, кто остались - фигуры временные. Есть несколько постоянных. В правительстве это Олег Демченко, в администрации - Кирилл Маркевич. Эти два человека, по всей видимости, сейчас будут определять внутреннюю политику и они влияют на позицию губернатора, в моем понимании.

- И Демченко, и Маркевич злыми языками приписываются к одному политическому кругу, в центре которого стоит депутат Госдумы Колесников.

- Может быть. Я так далеко не смотрю, мне это не нужно. Сейчас важно оценить другое - насколько крепка и как долго может просуществовать та конструкция, которая сейчас складывается. Это вопрос, который я себе задаю, но ответ пока не придумал.

- Можно ли рассматривать эту конструкцию как элемент подготовки к выборам в 2015 году, о чем уже успели рассказать некоторые эксперты. Например, я читал мнение Константина Окунева в "Коммерсанте" и оно выглядело вполне логично.

- С Окуневым я вчера по телефону разговаривал и он мне высказал это мнение. Я сказал, что тогда не хватает еще отставки Тушнолобова, которую все ждали перед Новым Годом. Логика Константина Николаевича, видимо, заключается в следующем: если губернатор идет в феврале в администрацию президента, говорит о том, что он готов досрочно сложить полномочия и начать избирательную кампанию, то, видимо, как считает Константин Николаевич, таким образом губернатор старается сделать так, чтобы рядом не было никого похожего на кандидаты в губернаторы.

- В Перми есть оппозиция и есть люди, которые из себя оппозиции не представляют, но стараются отстроиться от того или иного властного чиновника, подчеркивая, что если вдруг этот человек из власти уйдет, мы по прежнему будем готовы продолжать договорной процесс. Алексей Фролов, который объявил о своей отставке, рассматривал такими "оппозиционерами" как человек, с которым можно было договариваться, в случае чего, дальше. Создается ощущение, что сейчас таких фигур нет, что губернатор сделал все, чтобы максимальная поляризация элит состоялась - либо ты с нами, либо нет.

- Мы уходим в некую конспирологию. Я хотел бы по полочкам разложить, прежде чем мы пойдем дальше. Что такое отставка? Это признание своей ошибки - ты человеку доверил, он совершил ошибки, доверия не оправдал. Когда уходят люди, совершившие ошибки - это мне понятно. Почему уходит Фролов - мне непонятно. Я не в числе его поклонников, но я признаю, что с точки зрения политического менеджмента он показал себя как профессионал. За неполный год он решил ряд серьезных проблем и задач, причем, в условиях не очень комфортной среды - ему мешали некоторые вопросы решать. Ушел эффективный   менеджер и чиновник. То, каким образом он ушел, еще раз подчеркнуло это - сам подал в отставку, выступил перед Заксобранием, чтобы убрать все кривотолки. Максимально защитил интересы губернатора.

- Тем самым не сжег ни одного моста, тем самым подчеркнул, что его в любой момент можно на высокую руководящую должность принимать. Причем, любой команде.

- Ну да, сейчас некая пауза возникла. Надо дальше смотреть за его карьерой. Он вышел из ситуации с минимальными потерями, в хорошем имидже. Он хорошо знаком в администрации президента, засветился благодаря громким заявлениям, в федеральной прессе. Сегодня новость о его отставки - она федеральная.

Таким образом, записывать эти отставки как некую победу губернатора над своей командой неправильно. Скорее, это признание своих ошибок. Пока не объявлено о новых назначениях, непонятно будут ли они исправлены или будут усугублены.

- Я бы хотел отметить, что до сих пор непонятно что у нас происходит с социальным блоком. Создается ощущение, что его переформатирование затеяли только для того, чтобы убрать Надежду Кочурову, что ее фигура была настолько тяжеловесной, что пришлось выбивать весь фундамент из-под нее.

- Возможно. Хотя, она могла уйти и раньше и без таких серьезных усилий. Не совсем понимаю. Возможно, мы начинаем искать сложные объяснения простым вещам. Ну устал Фролов разгребать Авгиевы конюшни внутренней политики Пермского края - ну и ушел. С другой стороны, можно сказать, что у него был контракт на решение конкретных проблем, он его выполнил и ушел. Сейчас оставаться просто на процессинге должен другой менеджер.

- При все при этом не меняется ли у нас структура управления в целом, взаимоотношения между правительством и администрации? Не видим ли мы сейчас становление новой структуры? Мы же раньше не видели как Виктор Федорович решает проблемы. Обычно он просто устраняется. Может быть, он таким образом задумал их решить?

- Сложно представить, что губернатор вдруг из консервативного, неконфликтного человека вдруг резко превращается в терминатора, который начинает решать проблемы радикальным способом. Хотя, похоже. что попытки поменять имидж сейчас будут предприниматься. Я очень сомневаюсь, что получится.

- Если, все-таки, губернатор делает не продуманные заранее шаги, что эти шаги должны быть чем-то продиктованы. Или он долго анализировал прошедший год и решил начать 15-й именно так, или же что-то произошло, что стало причиной этих шагов.

- Ошибки накопились у всех. Не только у министров - пермяков, но и у приезжих. Накопился негативный багаж в виде приезжих чиновников, которые либо под следствием, либо осуждены. К ним, почему-то, вопросов таких не возникло.

- Видимо, судьба варягов в Пермской крае - быть посаженными, судьба пермских - быт уволенными.

- Местным быть лучше (смеются). Надо признать, что пока не ощущения объективной оценки работы. Есть ощущение негативной селекции, отбора не по критериям эффективности, а по критерию доверяю - не доверяю.

- Практически никто не говорит о министерстве общественной безопасности. все говорят об отставках вкупе. "Поставленные министерству общественной безопасности задачи не выполнялись, министр не справился", - пишет губернатор. И ведь не поспоришь. Это министерство в текущих условиях - непонятный и бесполезный аппендикс. Далее - министерство Кизеловского угольного бассейна. КУБ. Отправлен в отставку Олег Сухоруков, потому что Министерство территориального развития работает более эффективно, а министерство КУБ не работает вообще или работает недостаточно эффективно. У меня была возможность пообщаться с людьми из правительства, которые осторожно говорили о том, что министерство КУБа не состоялось.

- Вопрос: кто принимал решение о создании этого министерства?

- Ты замглавного редактора у себя в издании тоже принимаешь решения или влияешь на их принятие. Ну не пошла рубрика, не заработал отдел - убрали.

- Рубрика и министерство - разные вещи. Проблема КУБа появилась не вчера. Год назад было сделано громкое заявления: "вот теперь-то, когда наша команда появилась, мы решим все проблемы, привлечем федеральные деньги...". Прошел год. Сухоруков не справился. Министерство-то причем? Насколько я понимаю, они и в Кизел-то ездили раз в квартал. Есть ощущение, что каждый год происходит обновление пиаровской повестки, вместо работы. Громкие лозунги и т.д.

- По Леониду Морозову. Ты наверняка слышал версию о том, что он был понижен в должности из-за того, что не на тот корпоратив сходил. Можно ли к этой версии относиться серьезно?

- Я не могу к ней относиться серьезно, потому что тогда надо начинать серьезно относиться к психическому здоровью людей, которые могут такие решения принимать. Это бредовая версия.

- Давай о том, кто теоретически может прийти. Понятно, что если варяги, то поле широчайшее. Если кто-то из местных, то кто бы мог появиться.

- Я буду настаивать на тезисе отрицательной селекции. Сейчас кто бы не появился, он будет хуже. После того, как элита начинает понимать, что команда начинает жить принципами отрицательной селекции, нормальные люди туда на работу не пойдут. Где-то год назад это многие начали понимать. Я не вижу, чтобы за последний год, там появился кто-то из пермяков, кто взялся бы профессионально решать проблему от и до. Морозов - исключение, которое подтверждает правило. А освободившиеся места пригласят людей из других регионов. Понятно, кто их будет приглашать и за них ручаться. Мы о них в начале разговора упоминали. Что касается пермяков, то кто-то от безысходности может пойти туда. Сейчас на рынке труда начинается острая ситуация. В целом, эти события начинают некий финальный отчет событий, которые очень скоро начнут остро развиваться. Возможен сценарий, о котором вслух говорит только Константин Окунев.

С моей точки зрения, 15-й год удобен для того, чтобы избраться, потому что экономический кризис мы пока ощущаем не в той степени, в которой ощутим через год. Запасы еще не съедены. В 16-м году уже просто не дадут идти на выборы, потому что будет федеральная кампания по выборам в Госдуму. Для Басаргина 15-й год - это шанс закрепиться тут на долгое время.

- Представим себе, что к тебе приходит парламентер от команды губернатора и говорит: Сергей, а дайте а рекомендации. За счет чего выстроить избирательную кампанию так, чтобы она была безошибочной?

- Кампания однозначно будет выиграна, если будет получено одобрение президента, потому что не будет реальных конкурентов. Полезут только несистемные, которые никогда много не набирают. Борьба будет идти не за повестку внутри региона, а за повестку вокруг фигуры, которая формулируется в Москве, на старой площади. А вот что там - я себе с трудом представляю.

- Ситуацию, когда президент дает "добро" Басаргину и тут же выдвигает альтернативную кандидатуру и начинает ее раскручивать ты не рассматриваешь?

- Нет. Этот вариант маловероятен. До настоящего момента, из тех избирательных кампаний по выборам губернаторов, которые состоялись, я такого яркого примера привести не могу. Хотя, возможно, я не очень внимательно следил за теми кампаниями. Но вежде прошли те, кто получил одобрение президента. Сюрпризов не было нигде. С другой стороны, мы знаем примеры с Челябинской областью, когда Михаил Юрьевич ехал за тем же самым, обладая рейтингом под 90%, приехал положить заявление о досрочном сложении полномочий и заручиться поддержкой. заявление у него приняли, а поддержку не оказали. Таким образом у нас выставлена система власти и ничего с этим не поделаешь. Кремль старается и у него получается сохранять образ сакральной власти. ни один губернатор, который заходит в кабинет, не знает с каким решением оттуда выйдет. Хотя бы в этом есть интрига нашей политической жизни. В Перми внутренней интриги я не вижу. Вся политика сводится к борьбе внутри команды Басаргина, внутри Заксобрания, внутри партии Единая Россия. Все остальное - декорации и сотрясание воздуха.

- Ты говорил, что все политические итоги года можно разделить на две части. Первая - это кризис, который обнулил все. Вторая - мелочи жизни, о которых можно поговорить, если очень хочется. Сейчас ты готов сказать, что накопился какой-то новый политический бэк-граунд, который дает пищу для размышлений?

- Я оцениваю действия политиков, губернаторов, мэров, депутатов с точки зрения политического прагматизма. Может быть, я многим льщу. С прагматической точки зрения, кризис все обнулил. Абсолютно ровная политическая ситуация накануне Нового года начинает, очевидно, кем-то из администрации, дестабилизироваться. Понятно - вокруг Тушнолобова. Ничего не происходит. Уходим на каникулы. Приходим с каникул - начинаются отставки. Абсолютно ровную, устаканившуюся ситуацию сама команда губернатора дестабилизирует. Зачем это нужно с точки зрения прагматизма - не понимаю. Могу объяснить это какими-то субъективными внутренними разборками. 


Обсуждение
5497
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.