Верхний баннер
05:51 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

18:25, 07 октября 2015

«На положительной перегрузке появляется серая пелена перед глазами, а на отрицательной кровь идет в мозг, пелена красная», — Владимир Котельников, четырехкратный абсолютный чемпион России по самолетному спорту

«На положительной перегрузке появляется серая пелена перед глазами, а на отрицательной кровь идет в мозг, пелена красная», — Владимир Котельников, четырехкратный абсолютный чемпион России по самолетному спорту
«На положительной перегрузке появляется серая пелена перед глазами, а на отрицательной кровь идет в мозг, пелена красная», — Владимир Котельников, четырехкратный абсолютный чемпион России по самолетному спорту

На днях в Серпухове завершился 24-й чемпионат России по самолетному спорту. В гостях у Юрия Руднева и Артема Жаворонкова, ведущих программы «Овертайм», совместного проекта газеты «МК в Перми» и радио «Эхо Москвы в Перми» на 91,2 FM, побывал заслуженный мастер спорта Владимир Котельников, который на этих соревнованиях стал абсолютным чемпионом России уже в четвертый раз.

– Расскажите о своих заслугах. Вы чемпион мира, чемпион Европы…

– Да, двукратный абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52. Первый раз чемпионом мира стал в 2012 году. Чемпионат мира проходил в Московской области, на аэродроме Большое Грызлово. Эта лига не очень многочисленная – самолетов Як-52 осталось очень мало. При Советском Союзе самолет Як-52 выпускали в Румынии и поставляли в Россию, в параклубы ДОСААФ. После распада Советского Союза производство Як-52 прекратилось, и эти 24 года мы летали на том, что было.

В этом году я стал чемпионом Европы в произвольной программе. Произвольная программа, высший пилотаж выполняется на поршневых самолетах. В классическом пилотаже должно быть все круглое, абсолютно вертикальное, горизонтальное или под углом 45 градусов. Абсолютно круглое – это петля Нестерова, от нее идут все производные: ¾ петли, перевороты на горках, иммельманы, которые известны еще со времен самого Петра Нестерова.

– А как это выглядит в воздухе?

– Самолет заходит, и летчик рисует идеально круглую петлю. Произвольная программа состоит из 12-14 фигур, за них дается определенный коэффициент. Фигуры не должны повторяться: есть вертикали, перевороты, штопорные бочки, повороты на вертикали. И все это выполняется в кубе со стороной 1 километр, который приподнят в воздух на 200 метров. Внизу на земле выкладываются знаки, ограничивающие квадратный километр, из этих рамок выходить нельзя.

– Продолжим перечисление ваших титулов. Четырехкратный абсолютный чемпион России, в том числе в Серпухове…

– В Серпухове я два раза был абсолютным чемпионом России на самолетах Як-52, потом в 2012 году – на Extra-330, это самолет немецкого производства, и вот в 2015-м еще раз стал абсолютным чемпионом на этом самолете.

– Сборная команда Пермского края стала победителем командного первенства этого чемпионата России, как и предыдущих трех. Представьте команду, пожалуйста.

– Наша команда – это Михаил Павлович Безденежных, я, Сергей Зайцев, Василий Плотников, Валерий Бражник. Валерий, к сожалению, не смог выступить на этом чемпионате, выступал Василий Плотников. Четвертый раз мы стали чемпионами России по высшему пилотажу в категории Advance. Это продвинутая категория.

– Расскажите о категориях.

– Соревнования проходят в пяти категориях. Третья лига – для начинающих, участвуют в основном бизнесмены и молодые летчики, которые хотят освоить высший пилотаж. Летают в основном на самолетах с двойным управлением, с летчиком безопасности на борту – то есть в непредвиденных случаях инструктор может выправить ситуацию.

Вторая лига отличается тем, что можно летать на любых самолетах, включая Як-52, Extra, Су. Далее идет лига Як-52 – в этой лиге можно летать только на Як-52; допускаются наиболее опытные спортсмены, которые хотят перейти в следующую лигу – в Advance, которая называется в России первой лигой.

Есть и высшая лига – по международной классификации она называется Unlimited: нет ограничений, с самолетом можно делать все, что захочешь.

– На любых высотах?

– Нет, высоты ограничены. Третья лига летает на высоте 600 метров – то есть километровый куб находится на высоте 600 метров. Вторая – 400 метров, Як-52 и Advance – на 200, Unlimited летает на высоте 100 метров.

– Где вы тренируетесь?

– Пермская школа высшего пилотажа известна в России. Тем не менее, сейчас в Перми нет самолетов, основные тренировки проходят в Москве, на базе сборной России. Месяц-полтора перед соревнованиями мы тренируемся в Москве.

– Как готовитесь? Какой у вас налет?

– У нас с Михаилом Павловичем налет составляет более 3500 часов, из них на высший пилотаж – около 2800. Когда мы приезжаем на сборы, первым делом «ставим голову на место» – готовим вестибулярный аппарат. Это делается в воздухе, на положительных и отрицательных перегрузках. Перегрузки составляют 5, 6, 7, 8g. Например, при перегрузке +8g вес тела увеличивается в 8 раз. На положительной перегрузке кровь уходит из головы, появляется серая пелена перед глазами, а на отрицательной кровь идет в мозг, пелена красная. Такие перегрузки, конечно, кратковременные, тренированный человек может продолжать вести самолет.

– Чтобы стать спортивным летчиком, нужно иметь хорошее здоровье?

– Одного здоровья и желания сейчас недостаточно, экономическая составляющая очень  важна. Нужно иметь средства или личный самолет. Например, час налета на самолете Extra-330 по программе Advance стоит около 30 тысяч рублей. В эту сумму входит амортизация самолета, бензин Eriell-100, который не производят в России, и масло.

– А во сколько обойдется покупка самолета, подходящего для соревнований?

– Спортивный самолет стоит около 300-500 тысяч евро. Это серьезный самолет, который должен выдерживать нагрузки, его нельзя построить в гараже. В Перми, кстати, есть частные самолеты, хотя и немного; в Московской области их уже прилично.

– Когда у вас следующие соревнования?

– В следующем году. Чемпионат России, ориентировочно в июне, традиционно пройдет на аэродроме Дракино. Это  Серпуховский район Московской области. 


Обсуждение
2860
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.