Верхний баннер
15:37 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:22, 08 сентября 2022

Профессор ПГНИУ Татьяна Марголина: «Из-за пандемии коронавируса и дистанта родители школьников фактически перешли в роль учителей»

Отношения между детьми в школах Перми ухудшились — к такому выводу пришли эксперты после анализа постпандемической обстановки в образовательной сфере. Поэтому в городе стартует проект по созданию доброжелательной среды, в котором предусмотрена профилактика буллинга и воспитание правил общения. Обсудили эту тему в эфире «Эха Перми» с руководителем проекта, профессором ПГНИУ Татьяной Марголиной.

Профессор ПГНИУ Татьяна Марголина: «Из-за пандемии коронавируса и дистанта родители школьников фактически перешли в роль учителей»

Фото: СПЧ при Президенте РФ (Санкт-Петербург)

Продолжается вечерний эфир на волнах радио "Эха Перми". У микрофона Александра Фадеева, за звукорежиссерским пультом - Константин Вахрушев. А с нами на прямой связи Татьяна Ивановна Марголина, профессор Пермского госуниверситета. Татьяна Ивановна, здравствуйте.

Татьяна Марголина, профессор ПГНИУ:

Добрый день.

Александра Фадеева, ведущая (АФ):

И сегодня мы говорим вот о какой теме. 10 школ в Перми вошли в проект по созданию доброжелательной среды. В частности в нем предусмотрена профилактика буллинга и воспитание правил общения. Татьяна Ивановна, как я понимаю, вы этот проект возглавили. Расскажите, пожалуйста, нашим слушателям поподробнее, что это за проект, кто придумал его и какие у него цели.

Татьяна Марголина, профессор ПГНИУ:

Ну, наверное, авторский коллектив нашего проекта - это все-таки действительно коллектив, может быть, какие-то координирующие функции я и веду, но я очень рада, что авторский коллектив этого проекта - это преподаватели кафедры социальной работы, конфликтологии классического университета в тандеме, что очень важно, как я говорю, с миротворцами, с руководителями Ассоциации медиаторов, ну практически новой профессии нового гражданского института в нашем крае. Почему родилась эта идея? Мы провели анализ постпандемического состояния в школах и увидели, что очень изменились отношения, в худшую отношения в наших школах. У нас есть дети, которые за 2 года пандемии, фактически были лишены нормальных коммуникаций школьных, одноклассников. У нас очень изменились отношения между родителями и учителями. Родители, они ведь побывали все в статусе учителей, когда был дистант, они фактически перешли все в роль учителя. И поэтому с их стороны, с одной стороны усилилась требовательность к школе, с другой стороны, это очевидно, появилось очень много вопросов и мнений, и своих предложений, это совершенно новая ситуация вызова, если можно так сказать, родительской общественности для педагогического коллектива, она не всегда учитывалась, в школе возникало просто напряжение. Ну и поскольку реальное общение учителей и родителей, детей и учителей, детей между собой фактически на какой-то момент было прервано, то восстанавливать уже когда-то имеющиеся традиции или создавать их, это оказалось не так просто. Вот и получилось, что сама проблема коммуникаций, сама проблема общения комфортного для всех субъектов образовательных отношений, это оказалось то, что стало важным для тех школ, которые инициативно вместе с нами пошли в этот проект. Они разделили и они увидели эту проблему, и они захотели изменить ситуацию с общением, с коммуникациями в своей школе фактически в сторону того, чтобы школа стала доброжелательная. Причем обратите внимание, в ряде стран такая концепция существует, например, в Казахстане. Но у них там все направлено на ребенка. Мы же считаем, что в образовательном процессе участвует и учитель, и родитель, и ребенок. И вот нам принципиально важно, чтоб это были доброжелательные отношения между всеми. Чтобы родители не только предъявляли претензии, что совершенно нормально, но чтобы вот сам характер претензий той и другой стороны друг к другу, как это бывает, когда родитель говорит о какой-то проблеме, а в ответ слышит - а вы не так внимательно занимаетесь своим ребенком, недостаточно, то есть вместо того, чтобы услышать эту проблему, зачастую идут ответные претензии к родителям. Так вот чтобы от взаимных претензий родители и учителя, и администрация школ перешли к реальному партнерству в интересах ребенка. Ну и конечно, дети, у них у каждого класса есть свои собственные проблемы. Кстати, наш проект предусматривает умение школьных коллективов выявлять так называемые конфликтогены - те точки напряжения, которые будут все время себя проявлять в каких-то острых моментах. К конфликтогенам мы относим иногда даже на наш взгляд, ну, возможно ошибочно принятые решения, например, по слиянию большого количества школ в одно образовательное учреждение, в одну организацию. Эти процессы уже прошли, я очень надеюсь, что продолжаться не будут, но эхо этих напряжений в отношениях между педагогическими коллективами, например, до сих пор остается. Для школы, если угодно, конфликтогеном является, например, смена первого руководителя. А теперь представьте, что такое для класса, что такое для детей, обучающихся в классе, не просто смена учителя или классного руководителя, а появление большого количество учителей. Вот, например, пятый класс - это по определению очень напряженная ситуация для ребенка, когда ему предстоит принять требования, правила от большого количество педагогов и, кстати, не всегда их требования согласуются друг с другом. И мы видим, и родители это особенно замечают, что дети перегружены, что каждый учитель, отстаивая интересы своего предмета, видит задачу углубленного изучения именно этого предмета, не взирая на то, что и другой преподаватель также по своему предмету может быть требователен, но по какой-то очень высокой планке. Очень серьезно, мы обратили на это внимание, ситуация в первых классах, с разной культурой, с разной культурой отношений в том числе, и мы вдруг заметили, что школа по большому счету специальные программы обучения коммуникациям, неким правилам общения не проводит. Такой системы воспитательной, образовательной работы в последнее десятилетие в школе не стало. Вот и получается, кто посильнее, тот и устанавливает в первом классе свой стиль поведения и создает в классе некоторую атмосферу общения. Очень часто бывает, что классные коллективы, они как бы живут по своим правилам, не включенными оказываются в эти процессы учителя. Сама проблема доверия в школе к конкретному взрослому, к конкретному старшекласснику, к какой-то институции, например, у нас же есть школьные службы примирения, у нас есть специальные люди, которые отвечают за состояние воспитательной работы, у нас есть психологи. Но доверия, к сожалению, в школах к конкретным лицам, людям, институциям нет. И очень часто ребенок или группа детей, или родители, они остаются один на один со своими нерешенными проблемами, со своим раздражением. Да, родители выливаются, например, выливаются в чатах родительских, но они тоже зачастую несут в себе такой настрой агрессивности, что часть родителей просто выходит из этих чатов. Социальное наше общение в социальных сетях, оно, конечно, тоже сегодня несет в себе отсутствие элементарных навыков, ну, если угодно, уважительного отношения друг к другу. Вот вы обратили внимание на то, что я больше говорю о проблемах, которые сегодня существуют в школах в коммуникациях. Помимо того, что я уже сказала, школы - участники проекта говорили о том, что очень изменился состав приходящих в школу детей. Ну, по объективным причинам, например, у нас увеличилось, ну есть по факту, количество детей из семей, имеющих статус мигрантов. Есть дети, которые плохо говорят на русском языке или практически не знают его. Само определение этих детей в отдельные классы не несет, не решает проблему нормальности отношений этих детей с другими детьми. У нас есть специальные образовательные организации, где учатся сложные детки с особенностями развития, и находясь вместе дети с разными проблемами своего здоровья, они, конечно, создают очень серьезную потребность в индивидуализации подхода и к ним, и к родителям, которые доверяют школе, отдают таких детей туда, но как эти контакты сделать действенными, если можно так сказать. Школы действительно очень разные со своими собственными проблемами и очень важно, что когда мы говорим о проекте "Школа доброжелательных отношений" мы не даем каких-то рецептов свыше. Мы просим обратить внимание на имеющееся напряжение, сложности, иногда может быть даже на индивидуальные особенности учителей или детей, которые в научном плане называются конфликтогенными личностями. Вот очень важно понять, какого рода напряжение есть в классе, в управлении школой, во взаимодействии конкретных семей и конкретных учителей. И вот уже отталкиваясь от этого конфликтогенного, конфликтологического, вернее, извините, анализа, школа определяет то, что можно сделать, чтобы реально ситуация изменилась.

АФ:

Татьяна Ивановна, вот хочется от теории немножечко к практике перейти, то есть понятно, что важно найти точки напряжения, найти лиц, которые, ну, как вы называете, конфликтогены, да. А каким образом планируется снижать напряженность, каким образом можно детей научить решать конфликты, то есть это будут какие-то организованные уроки с психологами или это предусмотрена индивидуальная работа с ребятами, или какая-то комплексная большая работа со всеми участниками комьюнити, да, включая учителей и родителей, и детей.

Татьяна Марголина, профессор ПГНИУ:

Вы знаете, проекты на уровне школ очень разные. Кто-то взял проект, выделив, что абсолютно разрушена потребность в общении, например, в школу приходят дети, которые до этого времени учились все в разных школах, но на последнюю ступень своего обучения они пришли учиться вот в эту образовательную организацию, уже разуверившись в себе, разуверившись во всех других людях, которые работают в школе. И вот здесь очень важно создать такой вход, если можно так сказать, такую атмосферу, чтоб они увидели, что это может быть по-разному. И вот "Открытая школа", например, они предлагают проект "Открытое кафе". Когда мы говорим слово "кафе", мы все-таки предполагаем совершенно особенную атмосферу, где люди общаются доброжелательно, по-дружески, независимо от того, кто туда пришел, человек взрослый или ребенок с бабушкой. Так вот они входят, если можно так сказать, предлагают, вернее, своим новым ученикам вот такой необычный формат такой коммуникативной площадки, постоянно действующей, которая позволяет им увидеть других, не только в статусе "учитель", "ученик", а просто, как человек интересный. И самим, ну если угодно, раскрепоститься и возможно включиться в то, что будет предлагать программа этого "Открытого кафе". Согласитесь, это очень необычный проект, но он может быть реализован только в этой небольшой школе для достаточно сложных детей. В других школах, например, предлагается вариант, как вы сказали, не отдельных мероприятий, не отдельной коммуникативной площадки, действительно некой системы образовательных, активных образовательных программ для обучения детей разных, разных классов для обучения их основам коммуникаций. А вот, как я говорила, первые и пятые классы, там вообще психологи предлагают особые технологии работы со всем коллективом. Есть у психологов такая форма, она называется круги. Они по-разному называются и сообщества, и доброжелательности, но это особое мастерство психолога, которое позволяет ребятам в конкретном классе увидеть себя по-другому в отношении других ребят. И сюда же в эти круги, кстати, могут приглашаться и родители, и учителя, потому что если мы говорим о сообществе всех субъектов, значит, надо тогда помочь им это сообщество в формате круга создать. Ну это не единственный формат обучения, еще раз повторю, в каждой школе эти основы коммуникаций в разных форматах, в разных образовательных программах сегодня предлагаются. Кроме этого, мне очень важно, чтобы руководители школ увидели необходимость укрепления психолого-педагогического блока. То есть уже даже во время вхождения в этот проект у нас увеличилось количество психологов в школе, они все прошли обучение по так называемым восстановительным технологиям или, как мы говорим, примирительным. Это те люди, которые умеют работать с конфликтами, внутренними и конфликтами межгрупповыми. Вот это сегодня то, что очень важно. Это вся система предупреждения конфликтов, я подчеркиваю, предупреждения их и разрешения сегодня вверяется психологам в контакте с классным руководителем, потому что еще одно направление, оно уже началось, обучение педагогов и родителей основам разрешения конфликтов в примирительном ключе. Разрешить конфликт можно и административно, сказав ты прав, а ты не прав. А можно в примирительном ключе, когда я начинаю понимать, почему я это так сказал или сделал, и почему так сказал или сделал мой одноклассник. На понимании мы ищем вариант, как выйти из этой ситуации, которая нас разделила. Мы восстанавливаем наши отношения в результате работы с этим конфликтом нас. Вот мне кажется это некая особенность Прикамья, у нас действительно сегодня есть достаточное количество специалистов: психологов и медиаторов, которые умеют работать в примирительном ключе. Но очень важно, чтоб они в школе были не одиночками, очень важно, чтобы в этой системе предупреждения и разрешения конфликтов каждый на своем уровне, но были и классные руководители, и учителя-предметники. Неразрешенные конфликты ребенка и учителя, родителя и учителя, неразрешенные конфликты - это напряжение, это агрессия, которая, так или иначе, где-то выльется. Вот мне кажется, я называю только некоторые, но на самом деле системные направления, которые взяли на себя директора школ. И мне очень понравилось, что они говорили не только о таких серьезных направлениях, как новая обучающая программа, как новая роль в школе психологов, психологов, педагогов, медиаторов, но они всерьез задались тем, чтобы несколько изменить пространство школьное. Очень интересное предложение в школах по тому, как может и должна выглядеть входная часть школы. Как пространство пришкольной территории можно изменить и отдать ее в распоряжение детей. Как могут измениться коридоры, чтобы ребенок, придя в школу, действительно видел - мы тебя ждали, здесь тебя ждут. Ну то есть вот само пространство школьное и стиль отношений, мы, например, выявили, что в отдельных школах допустимо обращение к ребенку по фамилии. Вы представляете, что ребенок учится, ну, практически посмотрите сколько лет, 10 лет ребенок в школе и обращение к нему такое формально-казенное, по фамилии. То есть многие такие, казалось бы, мелочи, но они стали вдруг очень значимыми в анализе складывающихся отношений. Мы увидели, что само отношение к ребенку в зависимости от того, как он учится, он может быть действительно очень разным и основным. Но ведь у нас дети разные, на уровне разных способностей, на уровне разном они овладевают учебной программой. Но они все в одном статусе, это ученики. И вот к ним, как к нашим маленьким гражданам, как к ученикам, очень важно равноуважительное отношение. Каждый учится в меру своих способностей и мы поддерживаем усилия каждого, ну если угодно, не унижая ребенка за то, что у него не получается может быть так, как у кого-то более успешного. Это казалось бы азы психолого-педагогические, но когда на это посмотришь через призму именно общения и коммуникаций, понимаешь. что если ребенок действительно идет в школу с радостью, потому что у них в классе добрые отношения, он не ждет, он не ждет, что кто-то его может обидеть, оскорбить или может быть осмеян, окажется без внимания взрослых или других детей. Если возникающее непонимание между учителем и ребенком действительно может быть разрешено, и это нормально, это не жалоба, вот, кстати, жалоба родителей или детей, вот очень важно формат жалобы отнести в другую совершенно категорию - обозначение проблемы. Вот здесь меня что-то тревожит, давайте мы порешаем эту проблему вместе, я это делаю, вас это не устраивает, это ваша проблема. Вот это все должно уйти в другое. Мы все каждодневно всегда решаем проблемы в доброжелательном ключе так, чтобы было максимально уважительно ко всем субъектам образовательного процесса.

АФ:

Я напомню, с нами на прямой связи руководитель проекта по созданию доброжелательной среды в Перми Татьяна Ивановна Марголина. И в завершение нашей беседы я хочу сказать, что кажется в этом месяце, да, ведь состоится городской форум, который так и называется "Школа доброжелательных отношений", где педагоги смогут поделиться своими наработками в рамках этого проекта и возможно круг участников будет расширен. Татьяна Ивановна, поправьте, если я не права.

Татьяна Марголина, профессор ПГНИУ:

Вы совершенно правы. Это очень важный на мой взгляд шаг, который запланировал департамент образования. Это форум "Школа доброжелательных отношений", где сами подходы к школе доброжелательных отношений будут определять проектные группы школ. Об этом будут говорить школы и что мне принципиально важно, летом неожиданно для всех нас участники проекта создали Ассоциацию школ доброжелательных отношений. Они будут предлагать другим школам присоединиться к ним. Они, вот мне очень нравится, знаете, такая увлеченность, мотивация участников этого проекта, они понимают, что есть...что им надо еще такую же мотивацию создать у педагогического коллектива, включить в это родительскую общественность. Это непростая задача. Но то, что не все административным путем, вот включить другой стиль отношений в школе. Это действительно очень серьезная управленческая задача. Я надеюсь, что директора школ покажут, как с этими сложностями они собираются работать, ведь мы действительно все изменились. У нас школа - это разнообразие детей и семей. Как управлять разнообразием, видя каждого, как очень важного и значимого для нашей школы, это, это действительно вызов времени, если угодно. И директора поделятся тем, как они видят, как управлять этим разнообразием, как снижать напряжение, разрешать естественно возникающие разногласия, споры, конфликты, как это разрешать в примирительном ключе, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, чтобы для него школа была школа добрых отношений, как некой, как некой действительно культуры общенчиской, это очень важно выстраивать коммуникации в дружественном примирительном ключе.

АФ:

Согласна с вами абсолютно и очень верю, что этот проект будет развиваться и культура общения будет развиваться. Мне кажется, давно пора было ввести такую историю в школах и первым делом учить маленьких людей общаться друг с другом, общаться с самим собой.

Татьяна Марголина, профессор ПГНИУ:

Да, и даже самим разрешать конфликты, чтоб не кто-то третий за них это делал, но чтоб они действительно каждый в своем однокласснике видели такого же значимого, как и я, человека. И чтобы это, это базовое признание разности другого, чтоб оно тоже было. Это не просто, но это возможно. И я очень надеюсь, что это проект действительно будет не придуманным, а реализованным в городе Перми.

АФ:

Будем надеяться. Татьяна Ивановна Марголина, профессор Пермского госуниверситета и руководитель проекта по созданию доброжелательной среды была с нами на прямой связи. Татьяна Ивановна, большое спасибо и успехов.

 


Обсуждение
998
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.