Верхний баннер
11:46 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

18:22, 21 марта 2023

Председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края Геннадий Тушнолобов об итогах работы за 2022 год: «В прошлом году количество чиновников, оштрафованных по административным делам, увеличилось почти в два раза»

«Экспертный час» с Артемом Жаворонковым. Обсудили с главой Контрольно-счетной палаты (КСП) Пермского края Геннадием Тушнолобовым итоги работ ведомства за 2022 год.

Председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края Геннадий Тушнолобов об итогах работы за 2022 год: «В прошлом году количество чиновников, оштрафованных по административным делам, увеличилось почти в два раза»

Фото: Константин Долгановский

Артем Жаворонков, ведущий: 

Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые радиослушатели. На 91,2 FM – большой экспертный эфир. У микрофона - Артем Жаворонков. И с большим удовольствием представляю вам своего сегодняшнего гостя – председателя Контрольно-счетной палаты Пермского края Геннадия Тушнолобова. Геннадий Петрович, добрый день.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Добрый день.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Рад тому, что вы нашли возможность приехать к нам на студию, тем более что с момента вашего доклада о проделанной работе Контрольно-счетной палатой в прошлом году меньше недели прошло. Собственно, это главная тема нашего разговора. И начать мне хотелось бы с вашей общей оценки того, что попало в прицел внимания, стало предметом оценки Контрольно-счетной палаты в прошлом году, и можно ли это как-то сравнить с тем, что было, например, году в позапрошлом или два года назад? Если да, то почему, если нет, то в каких обстоятельствах?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Спасибо за вопрос. Я, наверное, начну с последнего. Конечно, можно дать оценку, и оценку мы такую дали, и эта оценка выразилась в первую очередь в докладе губернатору. У нас традиция: мы вначале докладываем губернатору, потом на всех комитетах и финал – это Законодательное собрание.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Это именно традиция или это обязанность?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Эта обязанность прописана законом. А вот губернатору – это наша внутренняя договоренность, что мы ему тоже показываем доклад до Законодательного собрания.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Это не противозаконно?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Нет, не противозаконно. Я считаю, что это правильно. Мы ведь работаем на решение общих задач, и совместная должна быть работа. Это не потому, что мы хотим подыграть. У нас разговор был очень откровенный, даже более откровенный, чем перед депутатами по ряду направлений. Я считаю, что это абсолютно правильно.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Ну и, если…

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Что касается, если сравнивать предыдущие годы и этот год, я и губернатору сказал в шутку так может быть, да, я сказал, что либо его боятся подчиненные, либо поумнели настолько много, либо нас боятся. На что он ответил: наверное, все это вместе. В этом году ситуация намного лучше и она в большей степени связана с тем, что мы все больше и больше находим язык с органами исполнительной власти. То есть они понимают нашу роль, они понимают свою ответственность и, самое главное, понимают, какие последствия могут быть для них, когда они проводят т е или иные операции, связанные с использованием бюджетных денег.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Давайте слушателям напомним все-таки. Предметом оценки, исследования, контрольно-аналитической работы КСП является все-таки расходование бюджетных средств.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Конечно, краевого бюджета, плюс госпрограммы, плюс получение определенного результата. Для этого мы проводим контрольные мероприятия, экспертно-аналитические мероприятия, от, и проверки… внешние проверки бюджетной отчетности ряда муниципалитетов. В первый год это прошлый год, мы создали инспекцию по договоренности с губернатором, которая проверяет еще дополнительно бюджеты некоторых муниципалитетов. Здесь тоже очень много проблем, но думаю, что вот такая организация позволит еще и более эффективно использовать бюджетные средства муниципалитетов. И ряд показателей мы, наверное, с вами потом обсудим на данную тему.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Я как раз хотел, чтоб далеко нее не уходить, ведь необходимость появления этого направления обусловлена сигналами. Не может такого быть, чтоб просто взяли придумали, решили: давайте еще муниципалитеты проверять.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Конечно, сигналами и просьбой губернатора. Он вообще последнее время говорит, что давайте часть полномочий, которые сегодня выполняет, части контрольных функций муниципалитета забирайте на себя. И мы, в частности, в Коми округе все муниципалитеты, за исключением Юрлы, уже три года взяли на себя полномочия у отдельных, еще вот Кудымкар недавно нам согласовал, когда они объединились, вот, ну, практически весь Коми-пермяцкий округ. Конечно, уровень специалистов, которые у нас, и уровень специалистов, который был у муниципалитетов, разный. Плюс ко всему понятно, что там еще и есть определенные договоренности внутренние, что не позволяет более эффективно использовать бюджетные средства муниципалитета. И мы в своем отчете в этом году это наглядно показали, анализируя часть соглашений, которые были направлены либо на строительство, либо на реконструкцию, либо на ремонт, либо на автодороги. Показали, что здесь очень большие, серьезные проблемы.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Ну, это связано с тем, что у муниципалитетов собственных денег практически нет, и крупные инфраструктурные проекты — это в основном дотации регионального бюджета и даже федерального?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Ну, оно не совсем связано. Оно с точки зрения дотаций связано. То есть на сегодняшний день муниципальные организации получают соответствующие дотации, субвенции, ну, разные виды. Вы начали с дотаций, да. Подписываются соответствующие соглашения, в которых указывается объект, что будут делать, сроки и, самое главное, результат. Вот мы пошли посмотрели. Мы проверили 56 соглашений, 25 процентов со стороны муниципалитетов по проверенным только, их в три раза больше, да, 25 процентов муниципалитеты дали неправильные исходные данные. Сами ГРБСы, это уже министерство, порядка 27 процентов увидели то же самое, что не только неправильные исходные данные, но что не достигли того результата. Условно, не отремонтирован, там, детский садик или не построен какой-то объект, или участок дороги не отремонтирован. Тоже не принимают никаких мер. В общей сложности это 46 процентов, да, которые мы выявили нарушения соглашений, насказывают на мысль, что деньги есть, но работают с ними очень плохо. Мы это дело показали.

Артем Жаворонков, ведущий: 

А можно вопрос личный к вам именно, как к человеку опытному в части администрирования крупных в том числе населенных пунктов: это с чем связано? Это низкая квалификация кадров, или это просто халатность, шапкозакидательство, я не знаю, ну, как угодно?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

А тут, наверно, и то, и другое, и третье, и пятое, и десятое. Ну, и мы видели, что не вовремя деньги поступают, это первое. Некачественная документация, когда заявляются. Потом начинают исправлять, потом торги проводят. Торги не состоялись и так далее, и так далее. Но это все живая… живое, будем так говорить, направление. Надо вовремя, правильно и квалифицировано на все реагировать. Ведь все прекрасно понимают, что, когда люди работают, какие-то существуют недостатки. Надо понимать, как исправить эти недостатки, и какой результат от этого будет. К великом сожалению, не везде это используется. То есть это комплекс проблем, и на что-то одно невозможно сказать, что вот именно это направление сегодня влияет. В разных муниципалитетах по-разному. Есть, мы видели, муниципалитеты, ну, 4-5 раз разыгрывают конкурс и разыграть не могут.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Нет подрядчиков?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Ну, нет подрядчиков, а может быть и конкурсная документация так составлена, что никому не интересно. Может быть время давали недостаточно для реализации проекта, может быть какие-то другие причины, свзяаные, допустим, с качеством документации. Люди же сегодня изучают, смотрят, чтобы не попасть под штрафные санкции, под другие наказания.

Артем Жаворонков, ведущий: 

А вот докопаться до причины, почему эти конкурсы не состоялись, это в полномочиях Контрольно-счетной палаты?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Мы указываем в своих актах…

Артем Жаворонков, ведущий: 

При проверке вы можете…

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Конечно. Мы указываем, что столько-то раз состоялось, вот, что никто не заявился, что необходимо было сделать то-то, то-то, то-то, то-то. То есть мы даем соответствующие рекомендации, предложения, когда идет неэффективная работа по исполнению соглашений.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Иногда взгляд со стороны на работу Контрольно-счетной палаты может быть упрощен. Вы оцениваете исполнение бюджета, освоены деньги выделенные или не освоены. Но мы понимаем, что тут ведь не только про освоение речь, тут идет еще о выполнении определенных целевых показателей и появления чего-то в натуре: отремонтированный садик, дорога. Вот здесь, чтобы сразу снять все вопросы, ваша задача – не только посмотреть, были ли израсходованы деньги? Или это первое?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Наоборот. Первая задача – это результат. Вторая задача – это каким образом этот результат достигнут -  это правильное выполнение соглашения, это правильная реализация тех функций, которые прописаны в бюджетном законодательстве, бюджетном кодексе Российской Федерации, а Законе о бюджетном процессе Пермского края, то есть всех нормативных документах, связанных с использованием бюджетных средств. На все делаем соответствующее заключение.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края Геннадий Тушнолобов, гость большого экспертного эфира на 91,2 FM. Дорогие друзья, мы ненадолго прервемся. Короткая реклама. Продолжается большой экспертный эфир на 91,2 FM. Дорогие друзья, приветствую всех, кто только что к нам присоединился. Артем Жаворонков – так меня зовут. И в гостях в нашей студии сегодня - председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края Геннадий Тушнолобов. Геннадий Петрович, ну, бывают ведь случаи, когда по внешним показателям по тем регламентам оценки, которые исследует Контрольно-счетная палата, ну, вроде бы не все гладко, но причины вам понятны. Вы сами работали долго в строительстве, вы прекрасно знаете, как действуют внутри эти механизмы, что есть сезонность, есть поставщики и так далее, и факторов этих, ну, не знаю, не то что пальцев двух рук, тут сотнями их можно исчислять. Но ваши отчеты неумолимы: не выполнено, и все. Как быть?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Ну, в этом и заключается наша работа. Вы понимаете? Мы прежде всего оцениваем результативность. Понятно, причин может быть много, но сегодня ведь людям не объяснишь, почему дорога какая-то непригодна, да, или садик обещали или больницу построить в 2020-м году, а ее нет до сих пор. Зачем это объяснять? На это есть органы власти, которые обязаны реализовывать те пожелания, которые высказывает население. Если объявлено было, что будет, что есть финансирование, что утверждена программа, что обеспечены соответствующие мероприятия органов управления, то надо это дело исполнять. Ну, не исполнил – пожалуйста, неси ответственность.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Я смотрю на отчет, который вы предоставили губернатору, депутатам Законодательного собрания, и, в общем, по количеству проверок прошлый год значительно превосходит и 2020, и 2021. Почему?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Мы каждый год формируем план. Пожелания нам высказывает включения в план губернатор, Законодательное собрание в лице всех комитетов, каждый комитет предлагает. Мы берем предложения от силовиков – это прокуратура, ФСБ, Главное управление МВД по Пермскому краю, сами себе планируем, которые нам дают либо Счетная палата Российской Федерации, вот сейчас мы закончили совместную работу по обеспечению жильем детей-сирот и выдали соответствующие рекомендации.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Свои кто-то на заметке.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Конечно, из предыдущих проверок. У нас на сайт очень много поступает предложений от населения. Мы их обязаны рассмотреть. Правда, они поступают в течение года, когда уже у нас план сформирован, но, тем не менее, мы их не откладываем. Если видим определенную заинтересованность, мы ее на следующий год включаем в план, видим, что эта тематика тоже перспективная для нас. Поэтому от на основе плана у нас получился такой объем. Это первое. Второе, я уже сказал, мы сделали и договорились и организовали в прошлый год инспекцию по проверке муниципалитетов, и они очень серьезно добавили нам в части бюджетной отчетности муниципальных образований по контрольным мероприятиям, которые у нас сегодня также включены в план. Ну, и плюс ко всему мы тоже учимся, смотрим, развиваемся и видим, по каким направлениям надо более серьезно, в том чисел и в количественном, и в качественном показателе заниматься организационной работой.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Ну, и по выявленным нарушениям, недостаткам прошлого года. На что можно было бы обратить внимание, что сразу же бросается в глаза, требует…

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Ну, вот если взять по-крупному, то, конечно, мы увидели, что очень плохо работают с документацией соответствующей. То есть выделены бюджетные деньги, есть постановление правительства, утверждена государственная программа внутри министерства, там, и есть определенные нормативные документы, которые они должны выпустить, то есть порядок так называемый финансирования, условия, сроки, результаты и так далее, и так далее. И вот видим там очень много проблем с порядками, очень много проблем. Где-то нет четкого прописания срока исполнения, и такое бывает. Если есть срок исполнения, а он не выполнен, не предусмотрены порядком соответствующие санкции, а они должны быть: либо возвращай деньги в бюджет, и такое тоже существует, либо какие-то надо обоснования дать, почему не исполнено и так далее, там, соответствующим образом, либо какое-то должностное лицо тоже наказывается  в части неисполнения или нарушения этих порядков, или нарушения нормативно-правовых актов, связанных с использованием бюджета. И у нас в этом году гораздо больше попалось должностных лиц на административные штрафы, почти в два раза больше, чем в предыдущий год.

Артем Жаворонков, ведущий: 

А у вас внутренний КPI есть - чем больше вы выявили нарушений, тем ваша работа эффективнее?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

У нас внутренний KPI следующий: выявили нарушение, пошли в суд, получили отказ – это значит, неквалифицированная работа. Соответствующая сразу заметка идет аудитору о его некачественной работе. Но таких мало. Мы 99 процентов судов выигрываем, ну, даже можно сказать, почти 100.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Это очень высокий показатель.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Очень высокий показатель.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Счет в цифрах нарушений исчисляется десятками, а то и сотнями миллионов?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Ну, у нас договоренность и взаимодействие следующее: мы своей главной задачей ставим сохранение бюджетных средств. И, когда… либо перед проверкой, а мы пишем соответствующие документы подписываю, я отправляю…

Артем Жаворонков, ведущий: 

Вы уведомляете

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Уведомляем, да, что у нас будет проверка. Там начинается шевеление. И, видя, что могут попасть и попасть крепко, быстренько возвращают в бюджет денежки. И таких примеров очень много, вот. И мы это приветствуем.

Артем Жаворонков, ведущий: 

То есть не документацию подчищают, а…

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Сохранили. А документацию уже бесполезно подчищать, она уже жесть какая есть, она же зарегистрирована, вот в чем дело, поэтому мы это дело приветствуем. Мы приветствуем, что во время проверки идет исправление, выпускаются новые документы, выпускаются новые нормативно-правовые акты и идет уже более серьезное погружение в те проблемы, которые есть. Когда четко видно, что люди понимают, как организовать процесс, но по тем или иным причинам у них не получилось, но, самое главное, понимают, понимают и говорят, что дайте нам такой срок и так далее, мы идем навстречу и это дело не фиксируем очень серьезным. Так пишем, в акте есть, в отчете уже, там, более мягко, а предписание, представление мы уже не пишем, потому что вот они исправили все и все нормально в этом плане с юридической точки зрения, с точки зрения выполнения нормативно-правовых актов. Там, где этого нет и дискуссии мы не видим, там уже начинается история другая: либо возврат денег, либо административный штраф, либо, ну, как вот с зоопарком, уголовное дело, потому что по нашим документам все прошло.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Это хорошая история. Ну, она хорошая в кавычках. Для нас, журналистов, она…

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Кстати, кстати, мы к этому не стремились, и у меня много было разговоров в то время, чтоб люди все-таки как-то отреагировали по-другому. Но не стали.

Артем Жаворонков, ведущий: 

А что там с зоопарком?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Ну, вы же помните уголовное дело по зоопарку.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Это вот, собственно, то, которое тянется еще до сих пор.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Конечно, да, да.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Контрольно-счетная палата ведь не обладает правом законодательной инициативы?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Обладает.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Обладает?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Да.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Тогда это намного упрощает дело. Вы периодически сталкиваетесь, там, я не знаю, со схожим видом нарушений и понимаете, что здесь неправильно сработала система, здесь есть необходимость ее устранения. По вашим представлениям, парламентарии краевые, а то и федеральные, могут…

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Ну, мы делаем всегда соответствующие предложения, и используют наши предложения депутаты в виде поправок, и комитеты очень хорошо в этом плане реагируют, вот. У нас есть такая форма, которую мы еще начали с Максимом Геннадьевичем Решетниковым, сейчас мы пишем информационное письмо губернатору с соответствующими предложениями вот, которые в том числе направлены на исправление нормативно-правовых актов или законодательства в Пермском крае. То есть в этом плане мы открываем, будем так говорить, возможность совместной дискуссии доведения до логического конца. Мы может быть и не можем вот четко сформулировать, потому что вот разработка и проведение закона требует определенные этапы и очень серьезной, кропотливой работы, в том числе узких специалистов. Понимаете? Чтоб это работа правильно. Поэтому мы больше стараемся давать предложения по тем или иным направлениям, в том числе законодательной силы.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края Геннадий Тушнолобов – гость большого экспертного эфира сегодня на 91,2 FМ. Ваш покорный слуга - Артем Жаворонков. Мы вновь вынуждены ненадолго прерваться, в этот раз – на рекламу и местные новости. Продолжается большой экспертный эфир на 91,2 FM, Артем Жаворонков у микрофона. В гостях в нашей студии – Геннадий Петрович Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края. Мне бы, конечно, хотелось немножко конкретики, и начать попросил бы вас с определения двух, наверное, самых страшно звучащих в ушах обывателя понятий – это нецелевой и неэффективное использование бюджетных средств. В чем разница, как вообще это разделяется, ну, и каковы показатели именно по этим двум строкам вашего отчета в нынешнем сезоне?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Нецелевое использование – это стопроцентный возврат денег в бюджет, никаких дискуссий быть не может, в обязательном порядке. Неэффективное – это нет результата, то есть работа проведена, деньги потрачены, вовремя объект не построен, подчеркиваю, вовремя, согласно договору, согласно контракту. Мы проверяем контракт, он не построен – объект, или не отремонтирован или не приведен в соответствие с теми требованиями, которые на сегодняшний день.

Артем Жаворонков, ведущий: 

… к нему предъявляются.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Там, СанПиНы, там, другие требования или замечания, там, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических служб и так далее, и так далее, вот. Поэтому нужен результат. Что касается нецелевого, ну, как правило, идет возврат очень хорошо, здесь проблем нету. У нас в прошедшем году сумма не очень большая, вот, но она есть.

Артем Жаворонков, ведущий: 

А я вот смотрю на ваш отчет – порядка 750 тысяч рублей. Это копейки вооще.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Да, это они поступили в том году, и в этом году еще поступило практически столько же, вот, из Кизела и Нытвы уже в этом году, потому что мы давали срок. У них не было на момент возврата возможности из бюджета перечислить. Сейчас они перечислили. Это немного, да, я согласен, вот. Но предварительных возвратов было вот именно та сумма, которую вы назвали. До нашей проверки, выходов, видя, что они попали на проверку, люди просто сами возвращали и…

Артем Жаворонков, ведущий: 

Ну, это просто в отчет не попало.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

И лава богу. Ну, в отчет, потому что, если, допустим, нецелевка, мы же…у нас все документы берем, в том числе и правоохранительные органы, и тут бы уже мы не смогли бы ничем помочь, вот, как говорится таким простым языком, вот, было бы совсем плохо.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Неэффективные.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Ну, у нас еще есть и еще одна процедура – это административные штрафы. Там в том числе попадают и те, кто пользуют эти деньги. Есть министры. Вот не будут называть фамилии, но есть министры, даже те, которые уже не работают у нас два, вдогонку получили один – пятый административный штраф, другой – четвертый. Есть главы администраций, вот платят 10, 15, 20, 30 тысяч рублей, 5 тысяч. Это очень неприятная штука, когда ему приходится, этому должностному лицу, стоять в суде, краснеть и в итоге выслушивать, что он должен заплатить 20 или 30 тысяч административного штрафа. Это еще одно направление. Второе – три административки получит, уже стоит вопрос о его квалификации. Он может быть…

Артем Жаворонков, ведущий: 

Ну, это пятно на репутацию.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

… дисквалифицирован. Ну, в трудовую книжку напишут "дисквалифицирован по решению суда", ничего хорошего в этом нет. Поэтому это тоже определенное, будем так говорить, направление, которое очень серьезно дисциплинирует людей. И у нас в прошлый годы мы почти в два раза больше, чем в предыдущем году оформили административных штрафов.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Неэффективное использование. Здесь что? Здесь не туда направили?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Нет. Результата нет. Я ж сказал, мы проверяем госпрограммы, соглашения, контракт смотрим. Если там есть с подрядчиком, о чем мы с вами уже говорили, вот выполнен результат, Достигнут результат, объект сдан в эксплуатацию – получайте. Не сдан – неэффективное использование. Причем там еще много что описывается, не буду говорить. В одном муниципалитете мы нашли: школа была построена, дети уже учатся, но мы ее нигде не нашли, ее не было на балансе.

Артем Жаворонков, ведущий: 

А кто ее содержал тогда? Как вообще это возможно?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Ну, содержали вот так вот. Понятно, что административку получили, кто надо и так далее. Понятно, что по нашим замечаниям все исправили, но штрафы были заплачены.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Я смотрю опять же ваш отчет. "Иные нарушения" – в миллионах рублей суммы вот здесь как раз приличные. Здесь фигурируют несколько государственных учреждений, одно образовательное, а одно - которое занимается поддержкой малого и среднего предпринимательства.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Ну, у нас этот еще дискуссионный вопрос, вы, наверное, слышали. Вот здесь наша позиция, я об этом всегда говорил в докладе, говорю: это наша позиция. Это иные нарушения, они в большей степени были связаны с выдачей либо гарантий, либо кредитов, в основном гарантий, мы проверили, там, 277 миллионов, да, гарантий, которые были выданы предприятиям и организациям, зарегистрированным вне территории Пермского края. География большая: Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Татарстан, Удмуртия, Свердловская область. Мы увидели, что основной целью закона Пермского края "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства", основной целью, подчеркиваю, было написано увеличение налогооблагаемой базы.

Артем Жаворонков, ведущий: 

То есть компании должны быть зарегистрированы здесь.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Да. Но в последующих документах, которые были выпущены уже исполнительным органом власти, этого не прописано. Поэтому вроде бы и нарушения нет, да, но это наша позиция, и мы отстаиваем все-таки экономику края, мы это дело зафиксировали. Подчеркиваю, это дискуссия, мы ее ведем до сих пор. Вот очень жаль…

Артем Жаворонков, ведущий: 

И у противоположной стороны есть возможность привести свои аргументы.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Ну, пока она приводят либо через журналистов, либо письмами, вот, либо через депутатов, там, доносят. Но встреч у нас не было, вот. Я считаю, что прежде чем куда-то выносить те или иные направления, которые не нравятся, а у нас все, что мы ни делаем, все не нравится всем, понимаете, какая вещь, я считаю, что надо провести дискуссию. Вот сегодня яркий пример. Приехала делегация из Барды, тоже там были проблемы. Мы им просто все рассказали, как надо сделать, что надо исправить, как надо оформить, как провести. Люди очень поняли, сказали: большое спасибо, мы это не знали. Ушли. Понятно, сейчас они какое-то наказание получат, но в крайнем случае люди поняли, как правильно вести ту работу, которую мы проверяли и которую мы оценили не совсем правильно. Я считаю, что здесь надо дискуссию, это первое. И второе, все-таки мы все – и губернатор, и Законодательное собрание, в том числе и Контрольно-счетная палата – мы должны все все-таки беспокоиться о развитии нашего региона, в котором мы живем, в котором мы работаем и где мы несем ответственность, в том числе перед населением. Нам необходимы финансовые ресурсы.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Еще один блок тем, которые Контрольно-счетная палата мониторит, это реализация национальных проектов.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Да, мы каждый месяц у себя на сайте опубликовываем результаты нацпроектов. Скажу, что за прошедший год результаты очень хорошие. Там есть одно направление, это жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда, да, вот которое 62 с чем-то процента исполнение, но там есть объективное исполнение.

Артем Жаворонков, ведущий: 

62,6.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Да. Из федерального бюджета деньги поступили 30 декабря. У нас есть платежка, все. Потому что это нацпроект, там есть определенное соглашение, сроки поступления финансовых ресурсов. Вот они были сорваны со стороны федерации. Мы, понятно, зафиксировав проценты, но в то же время мы объективно говорим, почему такие проценты получились и какие причины связаны были с неисполнением. Хотя эта тематика, она, откровенно говоря, сегодня волнует и Контрольно-счетную палату, очень волнует губернатора и очень часто рассматривается на комитетах Законодательного собрания. Потому что там, вот если взять строительство жилья, да, вроде бы рекорды ставим под два миллиона, но там же большая часть индивидуального.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Плюс программа газификации, которая возможна, только если жилье легализуется.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Конечно, конечно, да. И мы считаем, что все-таки хотя бы 50 на 50 надо – это строительство и нового жилья, и индивидуального жилья все-таки надо достигать. Это ведь связано еще и с тем, что нехватка нового жилья, будем так говорить, оно еще и повышает цену квадратного метра. Понятно, что вот в этом плане есть определенные проблемы. И пока что баланс вот тот, который есть на сегодняшний день в пользу индивидуального жилья, это тоже хорошо, что люди строят жилье, очень хорошо вот. Но, пока баланс вот именно такой, немножечко тут беспокоит, как в полном объеме будет исполнено вот это направление национального проекта.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Ну, адресные инвестиционные программы, которые в том числе финансируются за счет федералов, вроде бы с хорошими показателями?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

По (…) мы дадим анализ на следующий год, чуть позже. Мы получим первого числа апрель. Вот показатели действительно лучше. Но по тем данным, которые у нас есть на конец года, в частности, оперативная информация за 9 месяцев, там было очень много авансов. Как они отработаны, мы оценку дадим и расскажем.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Ну, опять же, мы должны учитывать, что мы пережили ковидный год, сейчас идет специальная военная операция, и тоже усложнились работы строителей. Это все учитывается во всех ваших…

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Конечно. Даже авансы… Мы – за авансы. Я сам по образованию горный инженер-строитель, я прекрасно понимаю, как организовывается стройка. Авансы нужны, и тут никаких вопросов нет. Но тогда, я считаю, надо давать авансы тем подрядным организациям, кто находится в графике строительства, который утвержден. То есть идет стройка, нормально идет, но может быть отставание, там, месяц, два, три, это не страшно, вот, но не года. Когда годами не могут сдать объект, и им дат авансы, а потом в 2-3 раза пересматривают сметы, идет удорожание огромное, это есть вопрос очень серьезный.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Ну, и подводя итог и резюмируя, наверное, опять же всю аналитическую, проверочную, контрольную работу, которую ваше ведомство провело в 2022 году, все-таки хорошее ощущение, выводы, я не знаю. Ситуация меняется в лучшую сторону по сравнению с предыдущими?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Я уже с этого начал, да, наш разговор.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Я хочу, чтобы, да…

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Считаю, что ту дискуссию, которую мы постоянно проводим с органами исполнительной власти, это очень хороший сигнал не для того, чтоб подстроиться или кому-то угодить, это очень хороший сигнал, правильное понимание организации тех дел, которые сегодня реализуются в Пермском крае. Когда человек и тем более руководитель погружается в процесс очень серьезно и правильно его понимает, подчеркиваю, это в том числе и с учетом наших замечаний или других замечаний, которые ему высказываются, правильно реагирует, то это, наверное, хорошо. Тем более сейчас, когда у нас такая серьезная дата как 300-летие, а мы в план следующего года будем идти по проверке многих направлений 300-летия…

Артем Жаворонков, ведущий: 

То есть пока по объектам 300-летия…

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Мы так договорились, что сегодня та работа, которая ведется по 300-летию, там мешать не надо, вот. У нас даже был разговор и было предложение губернатора проверить фасады. Потом мы с ним переговорили. Я говорю: мы же остановим всю работу, вот. Пусть поработают. Но мы на следующий год по его предложению включим в обязательном плане фасады домов, по которым, наверное, получим сигналы от жителей, мы и это получаем, вот, и…

Артем Жаворонков, ведущий: 

Это МинЖКХ, да, если я не ошибаюсь?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

МинЖКХ и Фонд капремонта. И другие объекты, которые связаны с 300-летием. Это и строки, это автодороги, это многое другое, что находится сегодня в программе, в том числе, я подчеркиваю, заинтересованность и губернатора, и депутатов Законодательного собрания проверить эффективность бюджетных средств.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Но сами-то проверяемые стали компетентнее?

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

Да, стали компетентнее.

Артем Жаворонков, ведущий: 

Я предлагаю на этой оптимистичной ноте и завершить. К сожалению, эфирное время наше подходит к концу. Дорогие друзья, я напомню, что гостем большой экспертной программы сегодня на 91,2 FМ был председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края Геннадий Петрович Тушнолобов. Артем Жаворонков – так зовут меня. Геннадий Петрович, большое спасибо за визит к нам на студию, надеюсь, не последний раз. До свидания.

Геннадий Тушнолобов, председатель Контрольно-счетной палаты Пермского края:

До свидания.


Обсуждение
3278
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.