Верхний баннер
03:27 | СУББОТА | 04 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:10, 06 мая 2013

Чем грозят стоки промпредприятия в Чусовую?

Теги: экология

Юрий Бобров: Юрий Бобров, Евгения Романова. На этой неделе, пока шли праздники, пока шли выходные, случилась довольно интересная штуковина выше по течению реки Чусовая. Предприятие, которое называется, гордое имя носит «Русский хром 1915». 915 – в данном случае – это не химическое обозначение, это год его постройки, закладки, начала функционирования.

 

Евгения Романова: От чего становится еще ужаснее.

 

Юрий Бобров: Так вот там что-то рвануло, там что-то случилось не так. Все эти праздники, понятно, никто толком официально на это дело не реагирует. Начали на это реагировать…

 

Евгения Романова: Блогеры.

 

Юрий Бобров: …скорее, так, жители этого города, где расположен этот завод, город называется Первоуральск. Они вызвали к себе активистов-экологов. Активисты-экологи взяли воду на анализы, что-то там с ними пыталась делать полиция. В общем, подозрение такое, что из-за какой-то аварии, то ли там такая обычная история кучу воды, кучу хрома, кучу солей унесли с собой эти воды в реку Чусовая. Плевать бы оно, казалось. Однако, Женя, как нам известно из географии…

 

Евгения Романова: Из географии известно, что из Чусовой полгорода Перми, да, вода питьевая…

 

Юрий Бобров: 75 процентов, если быть точнее.

 

Евгения Романова: 75 процентов питьевая вода, и, конечно же, мы задали этот вопрос, связались с «Новогором». Будут у нас комментарии от «Новогора». Я хочу сказать, что именно в этой истории – увы, мы радио, потому что хочется показать эти картинки. Они есть в ЖЖ. в частности перепостил maksim_perm. Эта картинка у warnak есть в ЖЖ. Информация о сбросах в реку Чусовая, проходящую через Первоуральск, стоков промышленных предприятий, река приобрела кровавый цвет. Картинки живописные – коричневая вода, зеленая вода. Мой знакомый из N ведомства, в том числе, и за чрезвычайные ситуации отвечающий, связанный с экологией, провел промышленную экскурсию, и вот эти фотографии можно посмотреть у maksim_perm в ЖЖ. Красочные, с табличками, с трубами страшными. Я не помню такого, чтобы так подробно на фотографиях промышленные выбросы так спокойно все выкладывалось. Есть ли реакция, интересно, от властей.

 

Юрий Бобров: В общем, мы пока не склонны панику паниковать совсем уже сильно. Но мы хотим сейчас связаться с ребятами, которые были очевидцами, которые проводили этот экологический десант, которые взяли воду на анализы. Воду на анализы они то ли уже отправили, то ли отправляют сейчас. Василий, правительственная палата Свердловской области, такая незарегистрированная общественная инициатива.

 

Василий Рыбаков (по телефону): Да-да, действительно, это так. Наша общественная правительственная палата была создана нами, гражданскими активистами, в противовес так называемой общественной палате Свердловской области, которую набирает губернатор. В нее вошли гражданские активисты, которые неравнодушны к проблемам Свердловской области, ходим, фиксируем, смотрим события, контролируем, мониторим деятельность правительства Свердловской области, в том числе, и в отдельных городах свердловской области.

 

Юрий Бобров: И вот где-то в течение майских праздников, во-первых, когда, во-вторых, каким образом вы узнали о том, что происходит в соседнем Первоуральске?

 

Василий Рыбаков: Все, что произошло в праздники, мы узнали от нашего представителя в Первоуральске Степана ?????? (неразборчиво). Он вышел к заводу «Хром 1915» и заметил, что предприятие сбрасывает в огромных количествах свои сточные воды в реку Чусовая, которая идет рядом с этим заводом. Мы выехали на место события, взяли, разумеется, с собой фотоаппараты, пригласили принять в нашем рейде члена общественной палаты, известного эколога Свердловской области Светлану Ефанову. Прибыв на место, мы действительно увидели, что сточные воды предприятия «Русский хром 1915» беспрепятственно попадают в реку Чусовая. Мы попытались взять оттуда заборы воды. Я туда руками немножко залез, руки сразу были химически обожжены, кожа начала слазить с рук. Тут набежала охрана предприятия «Русский хром», нас схватили, хотя как таковых оснований задержать нас не было, стали вызывать полицию, пытались отобрать бутылки с водой, чтобы мы не могли их отдать куда-то на экспертизу. Но мы в этом не видели смысла. Мы не стали сопротивляться, проехали в отделение полиции, где и были. Продержали нас часика полтора, и отпустили. Протокола задержания не было никакого составлено. Мы по итогам этой поездки обратились в полицию с фактом того, что происходит, что совершается экологическая катастрофа, фактически экологическое преступление предприятием «Русский хром», сбрасывают сточные воды, содержащие хром, это очень опасные химические вещества, в реку Чусовая. В дальнейшем мы надеемся, что Светлана Ефанова отдаст на экспертизу содержимое бутылок, и мы узнаем, чем у нас травят реку Чусовая.

 

Евгения Романова: Василий, вы можете оценить масштаб? Какие-то предыдущие истории.

 

Юрий Бобров: Они делают это раз в неделю, они делают это раз в год?

 

Евгения Романова: Как часто? Может быть, в других городах.

 

Василий Рыбаков: Это установить крайне сложно. То, что происходило в праздничные дни, мы опросили еще жителей местных, это было с 1-го числа по 4-е. То есть точно установить, то, что из их сточных вод из этих дамб вода постоянно попадает в реку Чусовая. Конечно, не теми количествами, которыми это было в праздничные дни, это очевидно. Туда идет постоянно вот эта речка. Масштаб… ну это не ручеек, это маленькая небольшая река сточных вод. Разумеется, там никакая живность просто не живет, вода абсолютно желтого цвета, очень резкий запах от нее идет. Может, это периодически по ночам сбрасывают, днем. Но вот то, что это речка идет, и она не пересыхает, это очевидно.

 

Евгения Романова: Светлана, последствия попадания хрома в воду, может быть, нам жителям Перми, можете сказать, чем опасен хром?

 

Светлана Ефанова: Дело в том, что хром воздействует почти на весь организм. Если мы говорим о том, что выбрасывается в воздух, то последствия этих выбросов распространяются на 30 километров, и, соответственно, люди, которые дышат этим, получают заболеваемость воздушно-дыхательных путей. Если мы говорим о воде, то это отравления желудочно-кишечного тракта. И, вообще, постоянный контакт с хромом приводит к онкологическим заболеваниям, к заболеваниям нервной системы, сердечнососудистых. То есть этот элемент поражает весь организм. Поэтому, конечно, то, что «Русский хром» находится в таком состоянии, и ни разу не модернизировался, это очень, очень, очень опасно.

 

Юрий Бобров: Вам все-таки удалось взять пробы воды. Видимо, вы не сомневаетесь, что там будет повышенное содержание всех этих оксидов, которые  это предприятие производит, но все-таки насколько у вас есть уверенность, что полученные результаты анализов будут восприняты официальными органами, как какая-то отправная точка, и будет начато расследование?

 

Светлана Ефанова: Мы взяли пять проб для того, чтобы провести экспертизу в пяти разных местах. Я хочу сказать, что все пять проб были совершенно разного цвета – начиная от темно-темно коричневого и заканчивая зеленым и белым. То есть, я думаю, что вы прекрасно понимаете, что говорить о превышении каких-то вредных веществ не приходится, это видно невооруженным глазом. Другое дело, насколько эти пробы как-то нам помогут с юридической точки зрения решать. Здесь сложнее, потому что, конечно же, чтобы как-то дальше двигаться с юридической точки зрения, пробы могут брать только надзорные органы определенные. Причем, очень часто, если это идет прокурорская проверка, то предприятие за несколько дней предупреждают, и очень часто предприятие ликвидирует максимально все какие-то свои нарушения. И поэтому что-то доказать потом становится почти невозможно. сейчас же ситуация у нас получается таким образом: да, мы там были, мы зафиксировали нарушение, мы отсняли, где мы брали пробы, саму воду, где мы брали. И сейчас у проверяющих органов будет, мягко говоря, повод провести внеплановые прокурорские проверки, потому что прошлый наш президент сказал, что «не надо кошмарить бизнес», и предприятия этим очень часто пользуются. Вот у них есть плановые проверки раз в три года, и чаще, пожалуйста, к нам не приходите. И в этот период, в эти три года они делают, что хотят. ?????? (неразборчиво) внеплановую проверку очень сложно, потому что прокурор чаще всего пишет, что не видит оснований для такой проверки. И наш рейд вчерашний как раз эти основания и дает.

 

Юрий Бобров: Светлана, если вот так сейчас раскинуть название ваших организаций, возможные какие-то организационные структуры, то становится очевидно, что ребята из этой правительственной палаты самоназванной они позвали вас, как лицо, более менее официальное. Ведь вы член той самой официальной палаты, в противовес которой они самоорганизовывались. Скажите, есть ли вообще какая-то надежда, что вас услышат политически е власти? Может быть, вы будете обращаться к губернатору. Планируете ли вы, может быть, обратиться к губернатору Пермского края, как к возможному интересанту этой истории? В конце концов, травиться, видимо, будем и мы.

 

Светлана Ефанова: Тут ситуация очень интересная. Я хоть и являюсь членом общественной палаты Свердловской области, но административная структура и госчиновники не сильно рады, что я являюсь членом общественной палаты, потому что я у них некая красная тряпка, от которой надо как можно скорее, скажем так, избавиться. Потому что я тот человек, который говорит о проблемах, которые необходимо решать. И не всегда правительство нашей области готово это слышать. Видимо, во многом из-за этого многие вопросы приходится решать совместно вместе и с ребятами из правительственной палаты, и с другими организациями. Что касается обращений, я считаю, что тут обращение просто необходимо нам будет составить, и мы часть уже отправили, потому что ситуацию с «Русским хромом» не решить на уровне города Первоуральска. Это проблема регионального значения, и даже более – федерального, потому что без поддержки правительства Российской Федерации будет очень сложно решить этот вопрос. Я хочу еще отметить, что на территории как раз этого завода находятся шламохранилища, которые сейчас по документам никому формально не принадлежат, и они разрушаются. И если в ближайшее время не будет решен вопрос о выделении средств по ликвидации ранее накопленного экологического ущерба, и данную плотину прорвет, то это, действительно, будет катастрофа федерального масштаба.

 

Юрий Бобров: Светлана, шламохранилище , чтоб всем было понятно, это такая земляная ванна, где все вот это г… и должно находиться?

 

Светлана Ефанова: Да-да, совершенно верно.

 

Евгения Романова: Нас слушают пермяки, мы часто говорим «Чусовая», «Первоуральск», «экологическая катастрофа», многие подумают, ну почему, это касается Екатеринбурга, как вы думаете – нас коснется, пермяков? Это возможно, что до нас всё дотечет?

 

Василий Рыбаков: Действительно, эта проблема на сегодняшний момент касается не только  Екатеринбурга. Первоуральск, Пермь, в том числе, и Астрахань. Я сегодня, изучая Интернет, нашел статью на сайте региона, там были взяты замеры в Астрахани у рыбы, у осетровых пород, там содержание в самой рыбе хрома было превышено неоднократно. То есть наша река впадает в ваше водохранилище, вы эту воду пьете. Я почему этой проблемой обеспокоился, потому что я знаю, что правительство Свердловской области планирует построить водохранилище на реке Чусовая чуть ниже того места, где производит сбросы «Русский хром». Я лично не хочу пить воду из реки Чусовая, которую, судя по всему, пьете вы. Я буду активно протестовать против этого мероприятия. Я планирую сегодня или завтра, в ближайшие дни встретиться с губернатором и вручить ему бутылки из водозаборников. Я, конечно, не знаю - пустят меня на прием, не пустят, с нашим губернатором крайне сложно встретиться. Но других методов я просто не вижу. Более того, я планирую дойти до правительства Свердловской области, вручить ему бутылку с этой водицей, чтобы он ее испил, потому что они нам, по сути, это предлагают делать. Я дойду до министра экологии с бутылочкой. Но я понимаю, что проблему нам, жителям Екатеринбурга в одиночку не решить.

 

Евгения Романова: И до нашего губернатора доезжайте с бутылочкой.

 

Юрий Бобров: Спасибо большое. Василий Рыбаков, правительственная палата Свердловской области не официальная …

 

Евгения Романова: И Светлана Ефанова

 

Юрий Бобров: …Светлана Ефанова – вполне официальная общественная палата. Чтобы еще раз подчеркнуть, что мы сейчас не будем совсем панику паниковать…

 

Евгения Романова: Связались мы с «Новогором», с Николаем Ивановым, представителем.

 

Юрий Бобров: Получим официальную успокоительную позицию.

 

Евгения Романова: Несколько пермякам опасаться, не опасаться этой истории.

 

СЮЖЕТ В ЗАПИСИ:

 

- Опасаться нам нечего на сегодня пока. Во-первых, я, конечно, с уважением отношусь к блогерам и к тому, что пишут в Интернете, но пока мы имеем только вот эту запись в Интернете о том, что нам происходят какие-то сбросы хрома на этом предприятии. Что это такое – аварийные сбросы или это сбросы, которые в пределах допустимой нормы, непонятно. Мы разобрались. Могу сегодня сказать, что это предприятие, о котором идет речь, «Русский хром», оно имеет необходимые все документы для того, чтобы осуществлять в допустимых пределах сброс в реку Чусовую после определенной очистки в тех пределах, которые не угрожают безопасности флоры, фауны. Нужно сначала разобраться – вот эти сбросы, о которых идет речь, это плановые сбросы, то есть это то, что происходит постоянно там в системном режиме, или это какая-то аварийная ситуация чрезвычайная, когда эти сбросы превышают допустимые законодательством объемы? Из этого материала в Интернете это непонятно абсолютно.

 

Если это, действительно, какая-то серьезная аварийная ситуация, когда сбросы значительно превышают допустимую концентрацию, так называемую ПДК, значит, тут уже должно вмешаться МЧС по Свердловской области, насколько я понимаю, потому что это в Свердловской области находится, должно вмешаться управление Росприроднадзор тоже Свердловской области, уже дать сигналы дальше в Пермь. Ничего этого пока не происходит. у нас нет данных, что там какая-то аварийная ситуация произошла сегодня, и которая требует каких-то кардинальных мер, потому что мы связывались и с Росприроднадзором, и с МЧС, у них никакой информации нет об аварийных ситуациях, равно, как никаких данных на эту тему не дает управление Росприроднадзора и МЧС по Свердловской области. Соответственно, никаких данных у нас на сегодня нет, что значительно превышен там объем, что какая-то серьезная чрезвычайная ситуация, вследствие чего нам необходимо предпринимать какие-то меры повышенной безопасности на нашем Чусовском водозаборе.

 

На Чусовском водозаборе действует постоянно, круглосуточно лаборатория, которая каждый час замеряет качество воды, и до очистки, и после очистки, которая идет в город, и очень строго проверяет это качество на соответствие нормам СанПиН. На сегодня у нас, все замеры, которые мы делали сегодня, они показывают, что полностью все в норме находится и никаких оснований, чтобы говорить о том, что какие-то превышения по каким-то вредным веществам, на сегодня нет. Но раз возникла такая ситуация, раз возник интерес общественности, мы уже по своей инициативе, без указаний МЧС, без указаний Росприродназдора проведем замеры конкретно по хрому. Я думаю, к концу дня эти результаты будут известны.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА:

 

Юрий Бобров: Ну вот такая история у нас происходит в реке Чусовая. Почему Василий Рыбаков сказал про рыбу в Каспийском море и повышенное содержание хрома в ее мясе? Потому что этот завод «Русский хром 1915», он чуть ли не единственный в стране, кто эту дрянь делает. Поэтому, вроде как, если ты обнаруживаешь хром, то уже не трудно догадаться, откуда оно все. И Николаю Иванову в его Фейсбуке вторит Роман Юшков, который говорит - да, все логично. Я только знаю, что когда ПНОС допускает сверхнормативные выбросы всякой дряни и превышение ПДК за пределами санитарно-защитных зон, то никто об этом тоже не знает, и не трубит – ни Росприроднадзор, ни краевая инспекция по охране окружающей среды, ни жители, в общем-то, ничего не знают. Так что от этого свойства наших контролирующих органов я бы не стал отталкиваться.

 


Обсуждение
2123
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.