Верхний баннер
20:35 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 06 МАЯ 2024

$ 91.31 € 98.47

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:05, 18 сентября 2013

Антон Удальёв о расследовании дела аэропорта: "В Перми такого не было еще ни разу"

18 сентября в Пермь прилетел начальник отдела по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. Он участвовал в работе комитета краевого парламента по экономическому развитию и налогам, когда тот рассматривал вопрос о приватизации пермского аэропорта. И попросил депутатов отложить этот вопрос на два-три месяца.

 

Антон Удальев руководитель пермского УФАС утверждает, что переговоры о покупке «Большого Савино» начались задолго до аукциона. Как проводилась проверка в пермском аэропорту? Что было найдено? Почему депутаты не поддерживают УФАС?

 

 

К масштабной проверке подключились москвичи

 

- Часто ли москвичи подключаются к таким громким таким делам в Пермском крае? Я не припомню, чтобы к нам приезжали московские руководители из ФАС.

 

- Приехал начальник управления по борьбе с картелями во главе инспекции, которая проводит проверку в рамках возбуждённого дела. Действительно, возбуждено дело, надо понимать, что это дело федерального значения в рамках того, что происходит вокруг аэропорта Большое Савино. За последнее время это действительно одно из серьезных дел, которое в отношении властей и хоз субъектов края возбуждено именно центральным аппаратом УФАС России. Ещё раз повторюсь: делофедерального значения.

 

- Когда последний раз к нам приезжал начальник управления, чтобы принять участие в каком-либо расследовании?

 

- В Перми такого не было еще ни разу. Понимаете, здесь такая штука, у нас дело возбуждено по статье 16, это согласованные действия  органов власти и хозяйствующих субъектов. Здесь очень много органов власти задействовано и очень много хозяйствующих субъектов. Поэтому, проверка на самом деле масштабная. У нас приехало только 6 человек из центрального аппарата ФАС. Во главе с начальником управления по борьбе с картелями. И еще несколько сотрудников из пермского УФАС задействованы.

Еще раз повторюсь, это связано с тем, что огромное количество материала надо проработать, огромное количество субъектов нужно проверить.

 

Антон Удальёв «Это дело федерального значения. За последнее время, это действительно одно из серьёзных дел, которое в отношении властей и хозсубъектов края возбуждено именно центральным аппаратом УФАС России. В Перми такого не было ещё ни разу» 

 

 

Нам важна поддержка депутатов

 

- По порядку будем разбирать, что происходило. Давайте о последних новостях. Только что вы присутствовали на комитете по экономической политике. Он, при трех воздержавшихся, поддержал решение о приватизации аэропорта. Что это означает? Последствия какие эти голосования имеют?

 

- Решения комитетов идут на обсуждение на Заксобрание непосредственно. Но мы понимаем, что это, как минимум, выражение мнения соответствующего профильного комитета. В частности, конкретных депутатов.

 

-То есть, депутаты вас не поддержали?

 

- Те, которые воздержались, я считаю, все-таки, поддержали.

 

-  Вчера состоялось заседание инфраструктурного комитета. Он одобрил идею приватизации?

 

- Четыре к трем. 4 за, 3 воздержались.

 

- Сегодня (18.09 – прим.ред) – комитет по экономической политике.

 

- 4 за, 3 воздержались, в комитете по бюджету 2 за и, по моему, 3 или 4 воздержались.

 

- И 19 сентября это решение, так или иначе, будет вынесено  на пленарное заседание. Почему вы считаете важным момент голосования по приватизации либо не приватизации аэропорта?

 

- По одной простой причине. И предстоит вернуться в историю. Мы говорим, что есть инвест-меморандум, все о нем знают. Власти заявляли и заявляют, что он не влечет никаких последствий для сторон. Сегодня министр имущества Шагап на заседании комитета по экономике и налогам сказал, что на самом деле это соглашение исполняется, в том числе, в этом соглашение есть такой пункт, что необходимо утверждать план приватизации, куда эти акции войдут.

 

Почему важно, какое будет принято решение на Заксобрании? Потому что этот шаг, это часть схемы, которую мы считаем незаконной. И в ней задействованы, как раз, депутаты Заксобрания.

 

Антон Удальёв: «Почему важно, какое будет принято решение на Заксобрании? Потому что этот шаг - это часть схемы, которую мы считаем незаконной. И в ней задействованы как раз депутаты Заксобрания»

 

Я хочу, чтобы просто все понимали, остановиться на следующем. Каждое действие само по себе, которое прописано в меморандуме, оно законно. И прописано в соответствующем федеральном законодательстве. Но все вместе, как оно прописано, в совокупности - это и есть нарушения в антимонопольном законодательстве.

 

 

 

В «Большом Савино» нас не ждали

 

- Итак, приехали сотрудники центрального аппарата. К ним подключились сотрудники регионального управления. У вас нет погон, но есть право на выемку документов? Вы не следственный комитет, не полиция.

 

- Как у любого контролирующего и надзорного органа, у нас есть право проводить проверки. Проверки делятся на плановые, внеплановые, выездные и камеральные. В данном случае, у антимонопольной службы имеется функция проведения проверок, которые называются внезапными, внеплановыми проверками.

 

У нас есть определенные законы, которые регламентируют порядок проверок. Есть 2 статьи в законе о защите конкуренции, 11 и 16, сговор, либо хозсубъектов, либо власти и хозсубъектов. И есть соответствующий регламент, который позволяет антимонопольной службе проводить внезапные, внеплановые проверки, о которых никто не уведомляется. Мы на основании соответствующего приказа заходим на объект, показываем приказ, удостоверения. Мы имеем право досмотреть все документы, которые имеются, компьютеры, информацию, которая на них имеется. Вплоть до электронной почты, посредством которой идет переписка. Электронная почта, как правило, больше всего и показывает информации.

 

- Есть у нас источник в аэропорте, он сказал, что сотни экземпляров электронной переписки были вчера обнаружены, переписки между сотрудниками Большого Савино и «Кольцово-инвест». И даты относятся еще к до аукционным временам. О чем писали?

 

- Да, всё верно, такая переписка есть. То, что удалось установить нам на сегодняшний день: из Перми будущему победителю отбора передавалось огромное количество информации аэропорта, о том, какая инфраструктура, о том, какие вложения требуются. Соответственно, эта информация помогла нынешнему победителю определить уровень инвестиций, вложений.

 

- Это запрещено - передавать любую информацию?

 

- Понимаете, у нас же правительство и тот, кто проводил отбор, говорят, что все было честно и открыто. Но мы с вами понимаем: когда заранее дается информация, у людей есть преимущественные условия участия. Немудрено, что они стали победителями.

 

Более того, у нас имеется в наличии письмо одного из руководителей правительства Пермского края на имя губернатора. Это сентябрь 2012 года. Далеко до отбора, да. Где говорится: мы рассмотрели проект группы компаний «Ренова». И там целый список, с чем согласны, с чем не согласны. Но в целом, он был одобрен. Сентябрь 2012 года, обращаю ваше внимание. Весной 2013 года проходил отбор.

 

Антон Удальёв: «То, что удалось установить: из Перми будущему победителю отбора передавалось огромное количество информации - о том, какая есть инфраструктура, о том, какие вложения требуются. Мы с вами понимаем: когда заранее дается информация, у людей есть преимущественные условия участия». 

 

- А если бы вы, раскапывая электронную переписку, обнаружили, что точно такая же информация предоставлялась «Базэл» Олега Дерипаски, этодругая олигархическая структура, которая также претендовала на победу. Это бы снизило, скажем так, тяжесть преступления?

 

- Опять же говорю, что подтверждается самим правительством и остальными участниками, все - за открытость процедур. Не может быть открытой и конкурентной процедуры, если кому-то информация предоставляется, а кому-то нет. Будет 2 структуры, 3 структуры, еще сколько-то... Им-то эта информация не предоставляется! Это в любом случае нарушение закона. У нас прямо в законе о защите конкуренции указано, что запрещается создание преимущественных условий деятельности, в том числе, путем доступа к информации в приоритетном порядке.

 

- То есть только если бы они всю информацию выложили в открытый доступ - тогда бы все было отлично.

 

- Конечно.

 

- Как долго будет длиться проверка?

 

- Завтра последний день. Вчера было проверено 2 структуры. «Международный аэропорт Перми» и «Большой Савино - терминал». Сейчас заканчивается проверка в министерстве транспорта Пермского края. Завтра еще один хозсубъект должен быть проверен. Но кто завтра будет проверяться, я вам не скажу.

 

- Как вас встречают в этих структурах? У вас пистолетов, наручников нет...

 

- У нас в составе комиссии 2 сотрудника полиции. В данной комиссии участвуют 2 сотрудника из МВД России.

 

Как встречают... Для всех это всегда неожиданность. Как правило, у всех состояние серьезного удивления. Если так выразится. В процессе знакомства мы пытаемся не только познакомиться друг с другом, но и пытаемся познакомить с административным регламентом, который регулирует нашу деятельность. Пока сам регламент объясняем, рассказываем, какие есть права, какие есть у нас права. Сложно для понимания, что есть такая форма проверок. Но, может быть, кто-то и знал, что какая-то проверка проводится. Тем более, надо понимать, что раз возбуждено дело, то какие-то проверочные мероприятия будут проводиться. И всё-таки не готовы люди к тому, что есть такой формат выездных, внезапных проверок.

 

 

Антон Удальёв: «Все говорят, что сейчас придет новый инвестор и построит нам шикарный терминал. А почему мы не говорим о том, что если бы была здоровая конкуренция, то мы бы привлекли больше инвестиций? И построили бы тоже красивый, хороший аэропорт»

 

 

Фото из проекта английского бюро Hintan Associates. Представлен компанией «Аэропорты регионов», входящей в группу «Ренова».

 

 

- Каковы итоги проверок, которые уже состоялись?

 

- Проверка была очень удачная, мы нашли очень много материалов, очень много документов, на которые ссылались при возбуждении уголовного дела. У нас были найдены доказательства, конкретная переписка между будущим победителем и «Международным аэропортом Перми», который проводил отбор, в части предоставления той или иной информации. В части того, кто участвовал в подготовке самой документации о конкурсном отборе. Узнали, каким образом выбиралась организация для юридического сопровождения, для дачи заключения по документации по конкурсному отбору. Везде есть одни и те же взаимосвязанные лица. У нас есть конкретно эти доказательства.

 

- Теперь можно еще раз пояснить санкции? Говорилось о возможности «перерождения» этого дела в уголовное. Как бы вам хотелось, чтобы  закончилось дело аэропорта?

 

- Есть один только вариант того, как это все должно закончиться. Должен быть проведен нормальный отбор лица, которое будет управлять и владеть имуществом аэропорта. Это самое главное. Мы все понимаем, что Перми новый аэропорт необходим. Нужно строить новый терминал. Нужно его развивать. Но развивать на конкурентных началах.

 

Почему-то все забывают, что здоровая и правильная конкуренция дает больше инвестиций, чем нездоровая конкуренция. Все говорят, что сейчас придет новый инвестор и построит нам шикарный терминал. А почему мы не говорим о том, что если бы была здоровая конкуренция, мы бы привлекли больше инвестиций, получили бы того инвестора, который бы их дал. И построили бы тоже красивый, хороший аэропорт. Об этом все забывают.

 

Раньше мы говорили о том, что есть непрозрачная схема, есть вопросы к ней. Сегодня мы на комитет по экономике, налогам и на второй комитет по бюджету  приходили с конкретными документами, с конкретными доказательствами. Которые были процитированы. Вы там были.

 

 

 

УФАС всегда был и будет вне политики

 

- Депутаты знают все эти факты и все равно не поддерживают. Чем вы это объясните? Басаргина боятся?

 

- Мы, все-таки, вне политики. То, что вы говорите, то, что многие говорят, связано с политическими процессами. Я не хочу в них углубляться, мы не должны в них углубляться. Многие депутаты говорят, что мы должны рассматривать вопрос конкретно приватизации. И все. Один из депутатов логично заметил: если мы рассматриваем исключительно вопрос приватизации, то будет потом какой-то конкурентный отбор инвестора? На что министр имущества говорит: отбор-то уже проведен.

 

Но как можно рассматривать вопрос приватизации, как об этом говорят депутаты, которые проголосовали «за», в отрыве от того, что происходило? Определенные чиновники, сотрудники «Международного аэропорта Пермь», совершают некие действия, которые явно свидетельствуют о том, что нет открытости и прозрачности. А потом депутаты, по сути дела им прощают, и говорят: да, давайте.

 

- А при Олеге Чиркунове были такие ситуации? Понимаю, что тогда был другой руководитель УФАС.

 

- Да, были, были. Их тоже было огромное количество, и мы также в таком же порядке разрешали. Устанавливали факты нарушения, признавали эти нарушения. Оспаривались потом в судах все эти решения.

 

- Как приходит новый губернатор, определённая структура занимается определёнными вещами. Это нормально?

 

- Раньше мы чаще слышал, мне кажется, «Лукойл» – цены – сговор – штраф. Такая практика была ежегодная. Сегодня у нас тоже в отношении «Лукойла» возбуждено дело. По факту установления монопольно веской цены. Но об этом кто-то говорит?

 

Надо подумать, а почему общественность и СМИ сами интересуются тем, что у нас происходит в органах власти?

 

- Может быть, потому, что с «Лукойлом» много лет  боретесь, а цены все равно высокие?

 

- И хорошо, что боремся. Они высокие, да. Но они хоть не бешеные. У нас недавно  было дело в кировском УФАС рассмотрено, тоже в отношении «Лукойла». Знаете, какое решение было принято арбитражным судом? Отменить решение кировского УФАС в отношении того, что установлена монопольно высокая цена. Понимаете, тоже надо задуматься о том, какая есть судебная практика.

 

- Антон Вадимович, вопрос по icq: «Вам не страшно, вам не угрожали расправой»?

 

- Слава богу, нет. У нас есть свои полномочия, свои функции, мы выдаем соответствующие предписания, более того, мы обращаемся в суд с исками. Делаем те действия, которые возвращают те сделки, которые были проведены хозсубъектами и органами власти. Мы свою работу делаем. Бояться, не бояться... Наша задача - делать свою работу.

 


Обсуждение
2174
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.