Верхний баннер
19:36 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 17 июля 2014

"Я его окликнул: "Мартин, привет!" МакДонах обернулся, посмотрел на меня: "А ты кто?" Говорю, Сергей Федотов, фестиваль. Он: "О! Да-да, Пермь! Я обязательно буду в октябре!", - Сергей Федотов

- Начнем с начала. Пермский театр «У моста» первым из городских театров открывает сезон.

 

- Мы всегда открываем первыми, всегда задолго до остальных. Но в этом году мы даже в отпуск ушли на месяц раньше, потому что сезон предстоит вообще уникальный. Мы передвинули начало сезона аж на 2 месяца, сегодня уже открытие, хотя все театры открываются в сентябре, а сейчас июль. Это связано с тем, что сезон будет под именем МакДонаха во всех направлениях. Конечно, самое главное событие осени – первый международный фестиваль Мартина МакДонаха, который проводит театр «У моста» с 7 по 14 октября. Я только что прилетел из Ирландии, где говорил с разными театральными деятелями. Перед этим я был в Чехии, Германии, Словакии, Австрии, встречался с театральными работниками и понял, что сейчас момент, когда все ждут фестиваль, еще никто в мире не придумал такого, мы первыми додумались. На фестивале будут театры из 6 стран мира. Будут театры из Австрии, Германии, Чехии, Польши и даже из Боснии и Герцеговины. Самое-то главное, что и самые лучшие, и великие российские театры, открывает фестиваль БДТ имени Товстоногова из Санкт-Петербурга, закрывает МХАТ имени Чехова. Поэтому мы имеем совершенно уникальный состав театров. А самая главная интрига в том, что приедет сам МакДонах.

 

- Сергей Павлович забегает вперед, я хотела поспрашивать вас про поездку, МакДонаха и фестиваль чуть попозже. Давайте сохраним интригу.

 

- Я не выдержал.

 

- Я понимаю вашу любовь и ваше рвение ставить МакДонаха.

 

- Мы единственный в мире театр, который поставил все 7 пьес Мартина МакДонаха. Но начнем с начала, макдонаховский сезон начинается самым знаменитым спектаклем театра «У моста» по пьесе «Калека с Инишмана». Мы все знаем, что это лауреат национальной премии «Золотая маска. Спектакль – участник 35 фестивалей, имеет 20 гран-при разных международных фестивалей. Такой титулованный спектакль должен был открывать макдонаховский сезон. Через 4 дня часть театра снова выезжает в европейское турне, недавно мы были в Германии, Чехии и Польше. Сейчас первый спектакль у нас в Вильнюсе, второй мы играем в Витебске, потом снова возвращаемся в Литву, играем на фестивале в Латвии. Потом театр, залетев на один день в Иркутск, тоже играет «Калеку с Инишмана»…

 

- Я просто соображаю по карте.

 

- Это очень далеко. Из Иркутска мы летим в Македонию, поэтому очень насыщенно начинается сезон. Естественно, часть театра вылетает на фестивали, а репертуар продолжает идти, мы играем спектакли, у театра «У моста» так заведено, что несколько составов, и мы можем играть одновременно один спектакль в трех разных местах. В позапрошлом году случилось, что мы «Панночку» играли одновременно в Перми, в Чехии и в Египте. В театре «У моста» очень много чудес, и такие чудеса случаются постоянно.

 

- Я еще видела в списке городов, по которым поедет театр в турне, некоторые российские города. Я видела, что вы зацепите Калининград.

 

- Да, мы ни разу не были в Калининграде. Поскольку мы были рядом в Прибалтике, нас попросили сыграть…

 

- Они просто наслышаны о театре «У моста», у них есть свой экспериментальный, очень похожий театр, к ним любят ходить на спектакли, наслышаны о нашем.

 

- Это очень здорово. Мы закончили сезон гастролями в Казани, показали 4 разных спектакля. Мы были поражены, сколько театр существует, в Казани как-то не доводилось. Оказывается, нас в Казани очень хорошо ждали. Есть такой театр «На Булаке», который всем составом ходил на наши спектакли, говорил: «Мы вас очень хорошо знаем, мы вас любим, наш театр создан по принципу вашего». Уже в разных городах, как вы уже сказали про Калининград, существуют модели театра, схожие с нашей. Они на нас смотрят, учатся, оказывается, и в Казани есть целая группа.

 

- Вас ждут, а вы и не знали.

 

- Это очень здорово. Но вообще-то чудо совершила «Панночка».

 

- Она легендарная, по-моему, уже.

 

- И театр «У моста» - это «Панночка, а «Панночка» - это театр «У моста». 23 года она идет, кроме того, что мы во многих театрах и странах мира играли «Панночку», она больше 10 раз прошла по разным каналам, по центральному, по питерскому, российскому, в разных версиях. Она дала нам такую популярность. Мы приезжаем в город, который не знаем, а оказывается, нас там знают.

 

- Смотрите, театр «У моста» открывает сезон именно МакДонахом, но есть и другие традиционные спектакли. Какие будут, может быть, какие-то исключены на этот сезон из репертуара?

 

- У нас в репертуаре есть постоянные 15 спектаклей, мы их держим, потому что есть люди, которые ходят на один и тот же спектакль по 10-20-30 раз. Более того, очень хорошая традиция последние несколько лет – к нам приезжают из других городов. Я вчера объявлял перед началом о планах на этот сезон, и где-то человек 10 стали отзываться из зала с разных городов. У нас вчера был зритель из Америки, Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Гинденбурга. Конечно, очень здорово, что такая география, и они приезжают к нам. Поэтому мы идущие спектакли очень бережем. «Женитьба» у нас идет уже 20 лет, «Зверь» идет 18 лет, «Мастер и Маргарита» идет 15 лет. У нас много спектаклей-долгожителей, которые постоянно репетируются, бурлят и взрываются, привлекают зрителя, как привлекали 20 лет назад. Уже завтра будет «Женитьба», будет показана в Македонии на фестивале. Естественно, мы очень рады, что есть возможность показать все 5 спектаклей МакДонаха, которые поставлены. Все 7 не можем (смеется), тогда бы весь репертуар пришлось отодвинуть. Но кроме того, что мы открыли сезон раньше других, мы совершили чудо, построили второй этаж у театра.

 

- Помимо того, что у вас называется мансардой?

 

- Да, у нас есть новое фойе, в прошлом году построено. Два года назад построен второй этаж над основным зданием. А еще у нас есть правое крыло театра, которое было одноэтажным. Так вот, мы в этом году буквально за лето подготовились, собрались с силами и за 3 недели построили второй этаж, где будет и уже сейчас достраивается третий театральный зал на 100 мест. Поэтому к фестивалю МакДонаха мы будем иметь возможность играть сразу на 4 площадках – большой зал на 200 мест, средний на 100, малый на 80, и австрийцы попросили возможность играть в новом фойе. Поэтому вчера приехали телевизионщики, и все ахнули. Просто раз, и появился второй этаж в театре. Конечно, это благодаря потому, что театр «У моста» много играет. За прошлый сезон мы сыграли 560 спектаклей, мы заработали миллион евро. Поскольку мы умеем зарабатывать своими спектаклями, а еще же есть бюджет, это очень многое нам позволяет. Во-первых, мы отложили на фестиваль МакДонаха. А самое главное, будет построено целое крыло, где кроме нового зала на 100 мест, будет возможность и тренинги проводить, будет постоянно действующий мистический музей, где во время фестиваля будет музей МакДонаха. Поэтому как всегда, начинаем театр с новым помещением, новыми площадями, которые уже обживаются. Еще зрители удивятся, фестиваль МакДонаха привлечет много людей, которые не были в Перми. Я сейчас был в Ирландии, 15 июля вернулся, за 4 часа до начала сезона. Я успел встретиться с Патриком Лоренганом, это профессор ирландского университета, автор первой в мире книги о Мартине МакДонахе. Мы получили эксклюзивное право выпустить эту книгу в России, она уже переведена на русский нашим пермским агентством. Мы с ним встретились, обговорили, он проведет мастер-класс по МакДонаху, расскажет по книге. 7 октября, в первый день фестиваля, будет презентация книги в России. Потрясающий человек, оказывается, те люди, которых притягивает МакДонах, все такие же странные и оригинальные, как он сам и его пьесы. Все очень чистые и наивные, как дети, это очень здорово. После встречи с Патриком я встречался с руководством театра «Друид», это известный во всем мире театр, который находится в городе Голуэй. Он первым в Ирландии поставил МакДонаха, единственный в Ирландии театр, который поставил 4 пьесы по МакДонаху. Я очень хотел, чтобы они приехали к нам на фестиваль. Но к сожалению, модель репертуарного театра, которой гордится Россия, в Европе практически нигде нет. Спектакль ставится, идет 2-3 месяца, списывается, потом идет другой. Поэтому в этом театре поставлено 4 пьесы МакДонаха, но ни один спектакль по МакДонаху не существует. Они обещали на следующий год, поскольку фестиваль МакДонаха должен проходить каждый год, хотят восстановить «Красавицу из Линэна» специально для нашего фестиваля. Совершенно уникальный театр, он находится в специальном здании, которому 300 лет, стены из чистого камня, я смотрел там потрясающий спектакль. Оказались люди, тоже очень похожие на МакДонаха. Была еще одна встреча с режиссером Эндрю Флинном, который тоже приедет в Пермь на фестиваль и проведет мастер-класс. Это первый в Ирландии постановщик пьесы МакДонаха «Лейтенант с Инишмора» и «Череп из Коннемары». Очень важные встречи состоялись, я еще раз успел съездить на Инишман, обнаружил там висящую в отеле афишу театра «У моста», что меня очень порадовало. Я успел взять машину напрокат и съездить в Линэн, поскольку там правостороннее движение, это очень трудно, но съездил и привез разных раритетов, ирландских вещей, которые играют в наших спектаклях. Но самая невероятная вещь произошла в последний день. Я сходил на спектакль голуэсского театрального фестиваля, где играл Киллиан Мерфи, великая звезда Голливуда и ирландский актер. Очень интересный спектакль. Я после спектакля иду по улице и вдруг на улице встречаю МакДонаха. Я был совершенно потрясен, не верил своим глазам. Он вышел из бара и пошел в сторону по улице. Я его окликнул: «Мартин, привет!» МакДонах обернулся, посмотрел на меня: «А ты кто?» Я совсем не знаю английский, но как-то говорили, я его понимал. Говорю, Сергей Федотов, фестиваль. Он: «О! Да-да, Пермь, да, я буду в октябре, слышал об успехе ваших спектаклей и «Калеки с Инишмана», я буду обязательно!» Я ему говорю: «Мартин, сейчас уже в России более 120 постановок по твоим пьесам, огромный успех в России». Он не знал этих деталей и был очень удивлен, но я был поражен, насколько это человек простой, сейчас МакДонах – это ключевая фигура театрального и кинобизнеса. Он снял три фильма в Голливуде, за первый фильм получил «Оскар», это впервые в Голливуде такое происходит. Второй фильм, «Залечь на дно в Брюгге», тоже был номинирован на «Оскара». Сейчас вышел третий фильм, «Семь психопатов», он снимает четвертый фильм. То есть круче него сейчас нет, он обогнал Тарантино! Он живет в основном в Лондоне, его родители ирландцы, в Ирландии он бывает очень редко, приезжает раз в год на день. А сейчас просто в Америке. И вдруг я на улице…

 

 - Именно в тот день, когда он приехал в Ирландию.

 

- Когда он проходил, и я в это время тоже проходил. В общем, я еще раз убедился, что я маг и волшебник, все остальные тоже убедились. Никто не верит, когда я сказал ирландским режиссерам, что я МакДонаха встретил. Они говорят: «Как?» Они живут всю жизнь в Ирландии, ставят пьесы и никогда в жизни его не видели. И я так шел спокойно, говорю: «Мартин, привет» (смеется).

 

- При этом он вас не послал куда подальше: «Иди, дяденька».

 

- Да, я думал, он сделает такой вид, сухо покивает… Нет, он расцвел в улыбке, говорит: «Спасибо». Я говорю: «Спасибо, Мартин, за твои пьесы». Он так скромно: «Да не…» А поскольку надо же было удостоверить, у меня был фотоаппарат с собой, попросил прохожего сфотографировать. Мартин меня обнял, пока я прохожему объяснял, прохожий тоже английский плохо знает, он на ирландском говорит, он терпеливо ждал, улыбался. Когда сфотографировались, я прохожему сказал: «Это великий, great dramatic». Мартин такой – не-не-не, не кокетливо, а на самом деле смущенно. Поэтому какой он в наших спектаклях, потому что критика пишет, что до сих пор никто не смог поставить МакДонаха лучше, чем театр «У моста». Все выпячивают его жесткость, жестокость, брутальные, очень резкие отношения. А то, что он добрый, человечный, очень нежный, смешной – этого никто не может раскопать, это открыл театр «У моста».

 

- Замечательная другая точка зрения.

 

- Конечно! Оказывается, только в России этого не понимают, только театр «У моста» открыл. А и Лоренган, и Эндрю Флинн сказали – да ведь МакДонах очень добрый, он очень любит своих героев, он им как большой папа.

 

- Открытие сезона было три дня назад, 16 июля. Спектакли уже вовсю идут?

 

- Да, и можно сказать, что «Калека с Инишмана», которым мы открыли сезон и который идет 4 дня подряд, как всегда, на весь июль практически все билеты проданы. На улице тепло, я поражаюсь, вчера и позавчера выходил, спрашивал зрителей: «А вы почему…»

 

- Не на даче? Не в отпуске?

 

- Поразительно, полный зал, невероятный интерес к МакДонаху. Это меня еще раз убедило, что время сделать фестиваль МакДонаха. Он до такой степени современный, его сюжеты острые, очень оригинальные, брутальные. В «Красавице из Линэна» дочь убивает мать кочергой, и у МакДонаха это комедия. Причем не как в современных пьесах, для эффекта, это просто жизнь. И то, что не получается в других театрах… Критики пишут: «Ну, ставят «Красавицу из Линэна». Получается какая-то депрессия, скука, а у театра «У моста» это всегда комедии. Это очень смешные спектакли, и «Красавица из Линэна» - очень смешной…» Потому что у МакДонаха все с юмором. Он просто все берет из жизни. Я проехал по Линэну, нашел дом, в котором жили герои этой пьесы, еще поговорил с этими людьми. Все в Линэне знают, что эти истории были на самом деле, и МакДонах знает. Но он пишет такую квинтэссенцию, что там очень много юмора, и очень интересная интрига. Зритель сидит и до последней минуты не представляет, что произойдет дальше, это может только МакДонах. Его пьесы как детективы, их очень интересно смотреть. Именно про это я говорил с ирландским режиссером, который ставит и в Ирландии, и в Англии. Эндрю Флинн говорит, что МакДонах пишет про людей очень добрых, у МакДонаха нет отрицательных персонажей. Поэтому тот ключ, который мы нашли, мне необходимо его преподать остальным. Этот фестиваль я задумал, чтобы провести исследование МакДонаха, все-таки открыть миру, в чем же его загадка. Эти встречи и с Патриком Лоренганом, автором книги про МакДонаха, и Эндрю Флинном еще раз меня убедили, что я нашел правильный ключ. Что пишет критика, что все ставят, и спектакли получаются неудачными, чаще всего очень скучными и депрессивными, а в театре «У моста» спектакли очень веселые, яркие, и люди после спектакля часто плачут, это катарсис. Встреча с МакДонахом была очень важна, я увидел, что он такой, каких героев пишет – очень наивный, открытый, седой или, может быть, блондин, и у него абсолютно голубые глаза и детская улыбка. Даже на фотографии, на которой мы запечатлелись, видно, что это большой ребенок. Я все время вижу, что зрители, которые приходят на наши спектакли, тоже превращаются в детей – громко смеются, откликаются на любые репризы, сочувствуют и понимают, что это такие лирические, очень трогательные истории. Мы проведем на фестивале и мастер-классы, и будет показ фильмов, в частности, «Шестизарядник», который получил «Оскара». На фестивале будет мастер-класс по ирландскому танцу, оказывается, у нас есть коллектив танцевальный в Перми. Будет концерт ирландского танца. Вообще «Гиннес» - это ведь лучшее пиво в мире. Оказывается, все, что есть самое лучшее – это ирландское. Лучший в мире виски – ирландский виски, поэтому мы обязательно сделаем дегустацию ирландского виски. Мы обязательно привлечем какой-нибудь бар, у нас есть несколько ирландских пабов. Поэтому это будет 7 дней в театре «У моста», будет кипеть Ирландия. Более того, в театре, где сейчас 4 разных сцены, будут идти просмотры лучших спектаклей мира по МакДонаху, известных исследователей МакДонаха. Завлит МХАТа тоже приедет, проведет лекцию и мастер-класс. Я думаю, что Пермь эти 7 дней должна жить МакДонахом. Играться спектакли будут и в Театре-Театре, и в кукольном, и в оперном.

 

- По всему городу. Город заполонит МакДонах. Я вспомнила, что у меня очень много друзей любят именно эти спектакли по МакДонаху. Я ходила, помимо прочего, просто на репертуарные, попала на премьеру «На дне». Когда я читала в школе, хотелось удавиться, ей-богу, какая она… не то чтобы скучная.

 

- Очень правильная какая-то?

 

- Какая-то безысходность, читаешь – боже, хоть иди вешайся. Когда я пошла на ваш спектакль, мне было интересно, как вы его поставите, 4D с запахами и так далее…

 

- Да, очень многие люди слышали – а что такое 4D, в чем суть? А в том, что мы придумали, что спектакль должен идти с натуральными запахами ночлежки.

 

- Там пахло ночлежкой, причем под конец очень сильно.

 

- Хорошими запахами такими, луком, чесноком.

 

- Но это было не очень трагично, как в книге, это было смешно. Актера, который играл Барона, я запомнила на всю жизнь, он был такой очаровательный, смешной, с выговором. Это было очень смешно и не безысходно.

 

- Я понимаю, что мы всегда ставим комедии, я для себя определил. В «На дне», я тоже абсолютно вас понимаю, все, кто в школе учился, помнят, что это очень грустно, скучно и трагично, не дочитывают пьесу до конца. А когда я прочитал, то понял, что люди ночлежки не скучные, они хотят жить, веселиться, настоящей полнокровной жизни. С ночлежниками та же история, что и с МакДонахом. МакДонаха тоже ставят в России очень скучно и депрессивно. А я, натренировавшись на МакДонахе, сделал «На дне» совершенно по-другому. Спектакль получился очень яркий, веселый, самое главное, что последняя сцена, где Актер повесился…

 

- Ее как таковой нет, просто заходит один из обитателей…

 

- И не возникает депрессии. Наоборот, возникает какой-то свет в душе из-за этой ситуации. Я думаю, театр должен нести свет, он должен увлекать зрителя. Театр не должен быть скучным. Он должен каждым спектаклем что-то открывать новое для зрителя, даже в пьесах из нашей школьной программы театр должен открыть что-то неожиданное для зрителя. Когда мы играем «На дне», многие зрители после спектакля остаются и говорят: «Как вы это придумали? Мы совершенно не так видели пьесу после школы!»

 

- О чем и речь, почему я пошла – надо посмотреть, это было здорово. Я даже вспоминаю спектакль «Дракула», вроде бы над чем там смеяться. Вы там изрядно пугали, я сидела возле второго входа рядом с ним (смеются). Как я испугалась в тот момент, который есть в спектакле – это ничего не сказать. Не буду говорить, что там случилось, чтобы люди, которые не видели это, сходили, напугались. Но там были смешные моменты – реакция актера на самого Дракулу, когда он говорил: «Вы останетесь здесь на неделю». Актер на него смотрит: «Вы с ума сошли? (смеются) Я приехал на один день».

 

- Зал смеется.

 

- Он ничего не говорит, просто смотрит, это было так смешно. Хотя это классический «Дракула», придумать что-то новое нельзя.

 

- Да невозможно, уже 10 фильмов поставлено по «Дракуле».

 

- А спектаклей еще больше.

 

- Оказывается, что можно. Просто это же в системе Михаила Чехова, он был актер-эксцентрик. Он играл Гамлета, и зритель смеялся полспектакля. В любой ситуации, по Чехову, должно быть очень много смешного. Чем более трагичные истории, тем больше должно быть перевертышей, смешного. Мы очень внимательно изучали Михаила Чехова, и именно он помог нам открыть ключ к МакДонаху.

 

- Когда еще Чехов был жив, когда по его пьесам ставили спектакли, он говорил, что пишет не трагедии, а комедии.

 

- Конечно, Антон Павлович Чехов говорил: «Что вы делаете из моих пьес? «Чайка» - это комедия!»

 

- Так же «Три сестры» и «Вишневый сад».

 

- У нас получилось, мы же «Чайкой» закончили прошлый сезон. Были на фестивале в Мелехово, видели 15 спектаклей по чеховским пьесам. Играли в усадьбе «Чайку», ночью ходили к домику, где жил Чехов. Такая же история, мы играли, зритель смеялся, было очень хорошее обсуждение, много московской прессы, телевидение. Все, что мы видели из того, что показывали зарубежные и российские театры – почему-то Чехов у них очень скучный. Они про юмор Чехова забывают, а это же главное. Прошлый сезон мы закончили очень красиво, вначале сыграли в Мелехово «Чайку», а потом в Казани еще четыре наших спектакля на фестивале.

 

- Я думаю, нас ждет много интересного в сезоне.

 

- Да, он будет грандиозный.

 

- А что-то новенькое появится?

 

- А как же. Во-первых, мы обязательно выпустим «Идиота» Достоевского после фестиваля МакДонаха. Я его уже давно собираюсь выпустить, но вот МакДонах появился, и я 10 лет «Идиота» откладываю, потому что мы поставили одну пьесу МакДонаха, не насытились, «Сиротливый запад», мы за 10 дней поставили…

 

- И вот он, снежный ком.

 

- Да, «Красавицу» тоже за 10 дней. Потом «Череп из Коннемары» тоже, так вот насыщались, и не было времени на «Идиота». Поэтому я поставил себе цель – после фестиваля МакДонаха мы поставим «Идиота» Достоевского. Мой первый спектакль «Идиот» был поставлен в Чехии в 2004 году в Остраве. «Идиот» в Чехии был на втором месте. За «Собачье сердце» я получил национальную премию Чехии, а «Идиот», того же года, был на втором месте. Практически у меня были в рейтинге два спектакля. Я с тех пор никак не могу приступить, чтобы показать русскому зрителю моего «Идиота», и мне все время хочется – быстрее же… А тут раз, и еще одна пьеса МакДонаха, и еще одна, «Безрукий из Спокэна» только в нашем театре разрешил поставить. МакДонах в Ирландии запретил, поэтому какая честь для пермского театра. Обязательно будет «Идиот», обязательно я поставлю интересную пьесу «Оркестр «Титаник».

 

- Чья она, напомните?

 

- Болгарский драматург Христо Бойчев.

 

- Мы ее читали, хотели поставить в студенческом театре, но у нас не очень это получилось, сложно.

 

- Я думаю, что может быть, МакДонах напишет для нас еще одну пьесу.

 

- Я думаю, он напишет еще много, он человек молодой и сильный.

 

- Боюсь, что он уйдет в Голливуд и совсем перестанет писать пьесы. Думаю, что нашим фестивалем, где он приедет и увидит 13 спектаклей по МакДонаху со всего мира, он вдохновится и напишет еще одну пьесу.

 

- «Идиот» Достоевского – надо будет попасть к вам, чтобы посмотреть. Когда читаешь «Идиота», он очень тяжеловесный, вот эти описания, его фразы, даже смотришь, у него длина предложения 4-5 строк. Его очень тяжело читать. Вроде бы интересно, но когда читаешь все эти описания, уже забыл, о чем в начале главы. Приходится по новой, и надоедает.

 

- Увидите, как театр «У моста» поставит.

 

- Вещь смешная и интересная.

 

- Тоже будет смешная, как и другие спектакли.


Обсуждение
2141
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.