Верхний баннер
09:42 | СУББОТА | 04 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:42, 02 декабря 2022

«Картина маслом» / 100-летие Пермской галереи / Ирина Николаева / Выпуск 4

«Картина маслом» / 100-летие Пермской галереи / Ирина Николаева / Выпуск 4

Фото: Википедия / shakko

Анна Отмахова, ведущая:

Здравствуйте. В эфире – программа «Картина маслом». Я – её ведущая Анна Отмахова. Напоминаю, что цикл этих программ посвящён Пермской государственной художественной галерее, которая буквально 7 ноября отметила своё столетие. В этих программах мы рассказываем о истории галереи, её людях, сотрудниках, о тех специальностях, которые необходимы для жизни музея. И сегодня у нас в гостях – один из ключевых сотрудников галереи, это её главный хранитель Ирина Сергеевна Николаева. Здравствуйте.

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Добрый день.

Анна Отмахова, ведущая:

Ирина Сергеевна, давайте начнём с простого вопроса. Во-первых, за что Вы?.. Вернее, с простых два… двух вопросов. За что Вы отвечаете? Что входит в сферу Вашей ответственности?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

В сферу моей ответственности входит весь музейный фонд галереи. Это около 60-ти тысяч экспонатов. Контроль за их состоянием, контроль за их движением, за их экспонированием. В общем, контроль, контроль и контроль.

Анна Отмахова, ведущая:

Ясно. А контроль... Вот давайте как раз поговорим о контроле. Вот ещё, да, один вопрос забыла задать. Вы сказали, 60 тысяч экспонатов, около того – на какие фонды они делятся? Какие экспонаты входят в эти 60 тысяч? И по количеству предметов.

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Вообще, надо отметить, что 60 тысяч экспонатов для художественного музея – это считается очень крупным собранием. Именно для художественного, не для краеведческого. Наше музейное собрание делится на 12 коллекций. Это всем известная деревянная скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, где и камень, и мебель, коллекция тканей, коллекция керамики, коллекция нумизматики – а надо отметить, что эта коллекция самая многочисленная, почти 17 тысяч предметов, коллекция рисунков, коллекция гравюр, коллекция плакатов, коллекция драгметаллов, коллекция икон. Так, никого ли не забыла?

Анна Отмахова, ведущая:

Вроде бы, нет.

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Вроде бы, всё. Вот, 12 коллекций и 8 хранителей.

Анна Отмахова, ведущая:

То есть, получается, иногда на одного хранителя – несколько коллекций?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Да. Совершенно верно. У четырёх хранителей – по две коллекции.

Анна Отмахова, ведущая:

Понятно. И вот… Начнём с основ сохранности. Вернее, не так. Начнём, наверно, с основ, а основа эта – учёт, а потом, наверно – сохранность, когда всё посчитано. И вот тут часто я слышу разговоры, что в музеях и в галереях – ужасный бардак, извините за выражение, нет… ничего нигде не учитано, всё можно переставить, передвинуть, и более того, даже иногда унести. Давайте поговорим вот об учёте как раз. Вот прямо по пунктам. Как поступает произведение в галерею? Что идёт сначала? То есть, либо художник дарит, либо закупка какая-то происходит. Вот вы… галерея решила купить или приобрести, не знаю, что-то – картину, вазу, чашку, кружку. Решили – и дальше что?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Как правило, желающий подарить что-то в музейное собрание, находит нас сам. Он приходит к нам... Давайте возьмём картину. Самый такой любимый предмет, самый распространённый. Обычно это художник, он приносит картину, говорит: «Я хочу подарить». Мы говорим: «Хорошо, оформляем бумаги». Для начала составляется, во-первых, заявление, владелец пишет заявление, что: «Прошу принять на временное хранение, до рассмотрения экспертной комиссии такое-то произведение». Далее мы описываем это произведение. То есть, указываются идентифицирующие признаки: материал, техника, размеры и краткое описание этого предмета, чтобы потом этот предмет ни с кем другим не перепутать. И составляется акт приёма на временное хранение, до рассмотрения специальной экспертной комиссией. После этого мы определяем специалиста из числа наших сотрудников, который будет заниматься этим предметом. Необходимо определить… Если эта работа, скажем, не современного художника, а вдруг нам… 18-й век – будет нам такое счастье, то необходимо определить, к какой школе, к какому автору может относиться эта работа, является она копийной или всё-таки подлинной. Далее этому специалисту необходимо составить экспертное заключение, в котором он указывает вот эти вот все свои соображения по поводу картины, и делает вывод, стоит ли эту работу принимать в музейное собрание. Грубо говоря, достойна ли она быть в коллекции музея. Далее собирается экспертная фондово-закупочная комиссия, которая и рассматривает представленное заключение. В этой комиссии работают также специалисты галереи, наиболее опытные, имеющие звания, учёные степени – они собираются все вместе, и под протокол, то есть ведётся протокол заседания, под протокол они обсуждают, принимают какие-то доводы, либо отклоняют, и выносят своё решение, брать это произведение в коллекцию или всё-таки отклонить. Далее, после заседания комиссии, составляется более детальное описание предмета, и составляется акт приёма на… акт приёма в постоянное пользование. И вот это вот уже будет документ о приёме произведения в коллекцию.

Анна Отмахова, ведущая:

Имеется в виду, вдруг галерея решит, что эта картина достойна, да?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Да.

Анна Отмахова, ведущая:

Тогда идёт уже следующая процедура. Вот расскажите про неё.

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Она, может, даже и не следующая, а вытекающая из всех остальных, продолжение. То есть, после заседания фондовой комиссии, когда составлен протокол этого заседания и все члены комиссии его подписали, составляется акт приёма в коллекцию, и составляется договор дарения или приобретения. И тут вот уже начинается следующий этап: учёт этого поступления. Предмет записывается в специальной книге поступлений. Это один из основных юридических документов. Книги поступления хранятся у нас, начиная с 1919 года. Они ведутся очень строго. Документы это постоянного хранения, и никуда не выдаются, не передаются, не уничтожаются. Вот поступивший предмет записывается в такую книгу. Всего у нас уже более тридцати томов такой книги. Далее предмет передаётся ответственному хранителю. Если картина, то это в коллекцию живописи, и передаётся хранителю живописи. И после записи в книгу поступлений предмет записывается ещё и в книгу инвентарную, где записываются предметы именно этой коллекции, и никакой другой.

Анна Отмахова, ведущая:

То есть, всё ли я правильно поняла, что сначала есть книга поступления, это там по порядку?..

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Она общая для всех, для всего собрания. Да.

Анна Отмахова, ведущая:

Она… А потом, когда передаётся, например, в коллекцию живописи, у них как бы свои инвентарные книги?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Совершенно верно. По каждой коллекции ещё свои инвентарные книги.

Анна Отмахова, ведущая:

Ага. И вот эти... Эти инвентарные номера, соответственно, вот книга поступлений – это общая для галереи, там уже будет… там на номер 60 тысяч там с чем-то, да? А инвентарная книга – это такое, вроде бы, канцелярское слово – «инвентарь», как будто бы… Ну, обычно инвентарь – это вилки, да, какие-то грабли… Да. А здесь по-другому.

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Хозинвентарь, да? Тряпки, швабры.

Анна Отмахова, ведущая:

Мы разговариваем с главным хранителем галереи Ириной Сергеевной Николаевой, и вернёмся после паузы. Продолжаем программу «Картина маслом». И сегодня говорим с главным хранителем Пермской государственной художественной галереи Ириной Сергеевной Николаевой. И снова возвращаясь к разговору об инвентаре, вот такое, да, уже сказали, что… страшное слово – «инвентарь», но, оказывается, в применении к галерее всё не так страшно. Это значит, что каждая коллекция имеет свою инвентарную книгу. А что там прописывается?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

В книге указываются идентифицирующие признаки каждого предмета. То есть, чтобы один предмет можно было отличить от другого, даже если это предметы, на первый взгляд, совершенно одинаковые. Вот, допустим, поступает к нам сервиз, а в нём 3 одинаковые чашечки, 3 одинаковых блюдца. Значит, их надо описать так, чтобы можно было идентифицировать каждый предмет, каждую чашечку, и не перепутать её с другой. И когда внимательно рассматриваешь каждый предмет, такие признаки находятся. В первую очередь к ним относятся размеры, описание и сохранность. Также в книгу поступления обязательно вносятся сведения о документах, на основании которых этот предмет поступил. Это протокол заседания экспертной комиссии, договор дарения или договор купли-продажи, и сам акт приёма в коллекцию.

Анна Отмахова, ведущая:

Ну, такая сложная задача. Вот Вы хороший пример привели с сервизом. Действительно, вот я задумалась: как по-разному 3 одинаковые чашки описать? Это так, очень трудно.

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Чашки могут по описанию быть одинаковыми, особенно если они, скажем, довольно новые. Но обычно у каждого предмета своя сохранность. И вот по этим особенностям… Иногда бывают какие-то технологические дефекты, по которым тоже можно определить один предмет и отличить его от другого. В этом плане особенно интересна коллекция нумизматики. Как наш хранитель Вадим Геннадьевич описывает монеты – это просто песня! Как он подсчитывает все эти точки в короне, лепестки в розетках! И очень подробная сохранность, где, что стёрто. И вот когда у него перед глазами лежит сотня, например, копеек 1800… какого-нибудь года, императора Николая I, предположим, вроде, они все одинаковые-одинаковые, но вот когда начнёшь рассматривать их в лупу, когда начнёшь описывать сохранность, тогда и видишь, насколько всё-таки они разные. И вот по таким вот признакам, которые хранителю нужно увидеть, уловить, зафиксировать – вот по таким признакам мы и отличаем один предмет от другого.

Анна Отмахова, ведущая:

Да, понятно, что таким навыком должен обладать специалист, у которого есть какой-то опыт и насмотренность произведений. Потому что вот, действительно, в быту различить, как нам кажется, две одинаковые монеты – ну, практически... нам так кажется, невозможно. Но оказывается, что это не так. Хорошо. Смотрите: передали произведение хранителю, уже после того, как все контрольные точки в виде ФЗК, книги приёма, инвентарной книги – всё пройдено, передали в хранение. Что дальше с ними происходит в хранении?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

В хранении… хранитель, во-первых, определяет место для хранения. Это тоже очень важно, чтобы предмет не поцарапать, не побить и не потерять среди других. Кроме того, на каждый предмет обязательно наносится маркировка, учётная, вот из этих самых номеров, которые предмет получил при поступлении. Номер по книге поступления, номер по инвентарной книге. А сейчас у нас ещё добавился и госкаталог – это тоже часть учётного... номера. Вот это вот всё должно быть на предмете, обязательно. И мы за этим следим. Далее предмет хранится у хранителя, периодически проводятся профилактические осмотры совместно с реставраторами. Ну, и, по возможности, выдача на выставки.

Анна Отмахова, ведущая:

Угу. А вот… Я знаю, что есть в музеях, и, в том числе, и в галерее основной фонд и научно-вспомогательный. Вот чем они отличаются? И отличаются ли условия хранения предметов в них?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Да, действительно, едиными правилами по организации, комплектованию, учёту и хранению музейных предметов предусмотрено наличие в музеях двух фондов – основной, где находится большая часть произведений, и научно-вспомогательный. К научно-вспомогательному, в основном, относятся копийные работы, репродукционные, какие-то слепки и тому подобные вещи. Также сюда могут быть отнесены по решению ФЗК… Надо отметить, что это именно экспертная комиссия галереи определяет, какой предмет к какому фонду отнести. Так вот, к научно-вспомогательному фонду допускается отнести ещё и предметы, которые по состоянию сохранности не надо бы относить к основному фонду, зато на таких предметах… с такими предметами могут работать реставраторы, не имеющие достаточного уровня квалификации.

Анна Отмахова, ведущая:

А условия хранения двух фондов одинаковые или разные?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Одинаковые абсолютно, и отчётность за такие предметы одинаковая, и ответственность за них одинаковая.

Анна Отмахова, ведущая:

В фондах – там есть какие-то специальные условия? Не знаю, влажностный режим, температурный режим – это всё как-то определено какими-то инструкциями?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Это всё определено уже с давних пор, не только нынешними едиными правилами. Вот в двадцатом году вступили в силу единые правила, о которых я уже упоминала, и там также установлены требования к режиму хранения музейных предметов. Это требования и по температуре, и во влажности, и по уровню загрязнений, и по освещённости.

Анна Отмахова, ведущая:

Это всё как-то контролируется? В каком режиме? В ежедневном?.. Каждый месяц? Как это всё происходит?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Это контролируется специальными службами музея. У крупных музеев есть отдельная климатологическая служба, у нас это отдельный сотрудник, который дважды в день обходит все залы и места хранения, проверяет показатели температуры и влажности, и раз в неделю – уровень освещённости в экспозиционных залах.

Анна Отмахова, ведущая:

Как всё серьёзно оказывается.

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Очень серьёзно. Вот даже… Просто хотелось бы сказать: любят у нас некоторые посетители проходить в зал в верхней одежде, а на верхней одежде столько уличной грязи, которая, межу прочим, тоже оказывает серьёзное влияние на состояние экспонатов. Поэтому такая огромная просьба: ну, не ходите вы, пожалуйста, в верхней одежде. Ну, сдайте вы её в гардероб. И вам будем комфортнее, и нам спокойнее.

Анна Отмахова, ведущая:

Да, это сильно, особенно зимой – проходить в залы галереи в шубах или в…

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Это ужасно.

Анна Отмахова, ведущая:

Это ужасно, да, конечно. Смотрите, значит, на самом деле, если, обобщая немножко наших… вот этот наш разговор… То есть, я как художник захотела вам подарить своё произведение. То есть, приношу картину, вы вот акты составляете, а потом, если экспертный совет ФЗК, да, говорит, что…

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Нам не надо?

Анна Отмахова, ведущая:

…нам не надо, то вы мне отказываете. Часто такие вещи бывают?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Очень редко, но бывают. Бывают.

Анна Отмахова, ведущая:

Мы продолжим разговор с Ириной Сергеевной после паузы. В эфире – программа «Картина маслом», и мы сегодня разговариваем с главным хранителем Пермской государственной художественной галереи Ириной Сергеевной Николаевой. И разговор у нас сегодня о сохранности, об учёте, которые есть в галерее. Вот вопрос по сохранности как раз. Я уже в начале программы говорила, что иногда приходится слышать от народа, от людей, что вот там…

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Всё выносят.

Анна Отмахова, ведущая:

…всё… всё выносят, прямо пачками выносят. Давайте расскажем вот процедуру. Ещё раньше тоже, кто помнит, кому больше двадцати лет, тридцати, что раньше было, например, много выездных выставок. Это, наверно, даже больше пятидесяти лет назад, когда картины галереи выезжали в разные…, ну, экспонировались в разных музеях, например, края или страны. И, насколько я знаю, всё оттуда успешно возвращалось, и всё хорошо доходило. Как вот процедура выдачи происходит произведения искусства, например? Сейчас выставок гораздо меньше. Вот, кстати, объясните, почему их меньше? И сама процедура выдачи произведения искусства на сторонние выставки?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Процедура очень сложная, на самом деле. Она также вся регламентирована едиными правилами. То есть, вся музейная жизнь, вся деятельность – она регламентирована. Да, возможно, что в прошлые времена выставок было больше. К этому относились проще. Предметы возили сотрудники на поезде, а то и через знакомого проводника, наверное. Сейчас это всё настолько сложно, что просто так и не вывезешь. Да просто так даже из музея не выйдешь с чем-то, напоминающим экспонат. Охранник обязательно остановит, спросит пропуск. Сама процедура организации выставки очень сложная, и поэтому такие крупные музеи, как Третьяковская галерея, музей имени Пушкина – они за 2, а то за 3 года, направляют письма с приглашениями к участию в выставочном проекте. Вот, собственно, с этого и начинается выдача. Сначала к нам поступает приглашение принять участие в выставке с примерным перечнем экспонатов, далее собирается реставрационный совет и оценивает состояние произведений. Не все предметы могут быть выданы именно из-за сложной работы, из-за сложных деталей, из-за сложных предварительных реставрационных работ, которые необходимо произвести, чтобы выдать предмет на выставку, и чтобы он в пути или во время экспонирования не развалился. И далее, если реставрационный совет даёт положительное заключение, что предметы могут быть транспортированы и могут экспонироваться, причём во внимание берутся даже сроки экспонирования – зима или лето, где большая освещённость, где меньшая, где, какая температура – всё это рассматривается на реставрационном совете, и совет даёт своё заключение, что предметы могут быть выданы и могут быть… могут экспонироваться. Далее вопрос рассматривает экспертная комиссия галереи, вот та самая, которая решает вопрос с принятием в коллекцию. Она рассматривает, вообще, важность проекта для галереи, необходимо ли это участие галереи в проекте, в выставочном, не заняты ли запрашиваемые предметы в каких-то других выставочных проектах, а также даёт страховую оценку произведений. Эта страховая оценка довольно условна, и основывается она именно на опыте сотрудников, работающих в галерее.

Анна Отмахова, ведущая:

Но эта страховая стоимость для чего? В случае утраты, порчи?..

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Ну, вообще, да. Она больше рассчитана на то, чтобы покрыть какие-то издержки, которые могут возникнуть в результате повреждения экспоната.

Анна Отмахова, ведущая:

Кстати, были когда-либо прецеденты?..

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Ну, вот на моей памяти последний прецедент был где-то в начале двухтысячных годов, когда известная скульптура Денисова-Уральского, которая изображает кайзера Вильгельма II… Это вот из серии аллегорических скульптур стран – участниц Первой мировой войны. Так вот, скульптура кайзера в результате неправильной упаковки была повреждена. Эта скульптура каменная, из поделочных камней, и вот она была разбита на многие-многие кусочки…

Анна Отмахова, ведущая:

Ой.

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

И… Да, дело страшное. И его очень долго восстанавливали, реставрировали в Государственном историческом музее. Восстановили так, что ничего не заметно. Вот так вот, как и было. Прям идеально. Ну, вот это вот единственный случай на моей памяти.

Анна Отмахова, ведущая:

То есть, и за это платил…

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

И за это платила страховая компания. То есть, если бы не было этой страховки, то я не знаю, что бы мы делали, потому что реставрационные работы – дело очень дорогостоящее, особенно если это произведение 19-го, 18-го, 17-го века.

Анна Отмахова, ведущая:

Понятно.

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Итак, после того, как реставрационный совет и экспертная комиссия дали свои положительные заключения, мы сообщаем в музей, что да, мы готовы принять участие. Затем музей направляет нам гарантийное письмо, что он гарантирует сохранность, возврат в указанные сроки, вообще, всё будет хорошо. Письмо обязательно подписывается руководителем этого музея и главным хранителем. После этого мы составляем договор, в котором подробно описываются все условия транспортировки, экспонирования, выдачи и возврата, условия передачи предметов.

Анна Отмахова, ведущая:

Вот, кстати, про транспортировку. Каким образом транспортируются произведения искусства?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Сейчас предметы транспортируются только специализированным автотранспортом в сопровождении вооружённой охраны. Это обязательное условие. Кузов машины опечатывается, предметы упаковываются в специальные ящики, благодаря которым внутри самого ящика поддерживается постоянная температура. Кузов машины тоже обязательно цельнометаллический и обязательно с климат-контролем. Даже когда машина стоит ночью на стоянке, климат-контроль должен работать. Никаких перепадов температуры и влажности не допускается, даже в зимнее время. Всё серьёзно.

Анна Отмахова, ведущая:

Ничего себе! До чего дошёл прогресс. И машины такие есть. А есть в Перми такие машины?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Есть. Одну такую… На одной такой мы переезжали на «Телту».

Анна Отмахова, ведущая:

Ого! Замечательно. Вот, кстати, переезд на «Телту» был тяжёлый? Сколько там произведений, туда переехало?

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Изначально мы планировали перевезти две тысячи… чуть более двухсот тысяч… чуть более двух тысяч экспонатов, но сейчас мы освоили это помещение, и расширяемся, и уже около четырёх тысяч экспонатов.

Анна Отмахова, ведущая:

Спасибо большое. В эфире была программа «Картина маслом», и говорили мы об учёте, хранении и транспортировке произведений искусства с главным хранителем галереи Ириной Сергеевной Николаевой. Спасибо Вам.

Ирина Николаева, главный хранитель Пермской государственной художественной галереи:

Спасибо.


Обсуждение
89
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.