Верхний баннер
16:30 | СУББОТА | 04 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:03, 16 ноября 2022

«Картина маслом» / 100-летие Пермской галереи / Вадим Лыгин / Выпуск 2

«Картина маслом» / 100-летие Пермской галереи / Вадим Лыгин / Выпуск 2

Фото: pobeda.permkrai.ru

Анна Отмахова, ведущая:

Добрый день. И снова в эфире программа "Картина маслом", которая посвящена 100-летию Пермской государственной художественной галерее, в которой мы будем рассказывать об истории галереи, о специальностях, специалистах, которые работают в галерее. И немного поговорим, конечно, о новом здании. Но пока в первой программе мы с Вадимом Геннадьевичем Лыгиным рассказывали о истории создания, 1922 годе, когда была организована галерея. Сейчас мы вот эту историю продолжим, потому что остановились мы на начале формирования коллекции в 20-е годы и на мой взгляд это такие интересные истории, связанные конкретно с пополнением галереи, которые думаю будут интересны нашим радиослушателям. Вот и снова здравствуйте, Вадим Геннадьевич.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Здравствуйте.

Анна Отмахова, ведущая:

Да-да-да. 20-е годы на мой взгляд такие веселые времена. И каким все-таки образом формировалась коллекция, откуда поступали работы, какие самые может быть интересные и необычные истории вы тут вспомните, потому что, насколько я понимаю, они все-таки есть.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Ну, в прошлой программе, я уже рассказывал кратко, как был найден один из выдающихся...одна из выдающихся работ нашей западно-европейской коллекции - работа Франсуа Ксавье Фабра в Ильинском. Да, поступления... Вот самые интересные истории - это местные источники. Ну вот, например, в 1926 году в кладовых Госбанка бывший рабочий Мотовилихинского завода Леготкин, уполномоченный тогда, был направлен туда уполномоченным, обнаружил 2 картины. "Южный пейзаж" Лагорио (известного художника-мариниста), они долгие годы, даже десятилетия находилась в коллекции, да и в принципе, будем надеяться, в новом здании она найдет свое место. И картина художника Иванова "Рязанские крестьянки". Ее мы могли видеть совсем недавно, работа Николая Степановича Иванова, на выставке "Не только украшения", посвященной ювелирному искусству. Такая очень этнографичная. Вот. Как они попали в кладовые Госбанка? Ну, скорее всего, может даже в годы гражданской войны, там разгребали долго. Но никаких сведений о их дореволюционном быте, о них в крае нет. Но человек, опять-таки далекий от искусства, и, тем не менее, помог. Ну, открою тайну, знаете в 30-е годы товарищ Леготкин заведовал "Рудметаллторгом" и благодаря ему в коллекцию галереи попало несколько произведений художественного металла и даже одна скульптура. Ну это уже было в 30-е годы, то есть вот с галереей связи не терял.

Анна Отмахова, ведущая:

Ясно. А что там за история с мебелью для ГПУ.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Да-да. Знаменитая кушетка Рекамье наша, действительно знаменитая, прекрасный образец ампирной мебели. И найдена она была, точнее поступила, не только она, а 2 кресла и 2 стула, а также огромный шкаф, вот который еще недавно украшал вот этот отдел учета, картотека там хранилась в нем, вот. Он был, поступил из общежития ГПУ, как вещи особо не нужные, вот, но, тем не менее, вот опять-таки, контора очень далекая от искусства, тем не менее не использовали на хознадобности, в начале 20-х годов вполне, вполне могли бы. А, тем не менее передали в художественный музей. И вот с этой мебелью тоже остается загадка. Несомненно это работа, может, даже зарубежных мастеров или столичных, петербургских, которые работали по французской моде, но никаких сведений, что интерьеры пермских богачей были обставлены такой, хочу сказать, эксклюзивной, пока не найдены. Так что тоже, может быть, и в годы гражданской войны каким-то образом сюда могла попасть, чего только не попадало. А может быть и все-таки местное происхождение. Будем, вот тема для исследований такая вот.

Анна Отмахова, ведущая:

Ну да, тут вариантов попадания в общежитие ГПУ, их масса.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Ну, сразу вспоминается "12 стульев". Чучело медведя в детский сад, спальный гарнитур в общество охотников. Помните этот Коробейников - хранитель всех дореволюционных секретов. Вполне возможно, могла быть и такая же ситуация, вот распределили. Или может быть, мы не знаем, где располагалось это общежитие, может располагалось в каком-нибудь бывшем особняке и так далее, вот. Еще раз говорю, как раз еще говорил в прошлой передаче, что больше всего тайн, неизвестностей - это вот с экспонатами, которые поступили из местных источников, как принято говорить.

Анна Отмахова, ведущая:

А вот картины Верещагиных, картина известная, которая недавно, по-моему, была, а сейчас нет в экспозиции галереи, "Усталая". Вот тоже это из первых поступлений.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Это из первых поступлений, дореволюционных поступлений. Можно сказать, с появлением картины "Усталая" возникает и художественный фотографический отдел. Это дар Василия Петровича Верещагина. Также он подарил еще несколько своих в основном ранних работ и 2 или 3 работы брата.

Анна Отмахова, ведущая:

Это в каком году было?

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

В 1907 году, вот. Если говорить о дореволюционных поступлениях и какие вот сейчас известны, на глазах можно сказать, это Франкар "Женский портрет", такой эффектный портрет дамы в красном плаще в первом зале. Был куплен в 1909 году на "черном" рынке, ну, на территории современного сквера Уральских добровольцев, вот. Как он туда попал, вот загадка. Также в 1904 году князья Абамелек-Лазаревы подарили 2 портрета, приписываемые Боровиковскому. Они и сейчас в экспозиции, мужской и женский портрет, недавно они прошли реставрацию, я уже упоминал о дарах Сведомских, вот. Из других поступлений, еще раз повторю, вот поступления Императорского фарфорового завода, были какие-то поступления стекла. 25 гравюр в конце XVIII-первой половине XIX века передала тоже в 1909 году Академия художеств, вот, стараниями академика Альберта Бенуа. Возможно, одна акварель была подарена Альбертом Бенуа музею, потому что у нас есть несколько акварелей, вот одна из них значится - поступление из Пермского научно-промышленного музея, вот, вполне возможно ее появление связано вот с пребыванием Альберта Николаевича в Прикамье по служебной надобности.

Анна Отмахова, ведущая:

О истории Пермской художественной галереи мы говорим с Вадимом Геннадьевичем Лыгиным. Давайте вернемся к 20-м годам.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Давайте.

Анна Отмахова, ведущая:

Что еще, какие как бы, откуда в музей поступали еще работы, вот какой-то музейный, может быть, обмен был, может быть, музейный фонд, вот.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Ну, начнем с государственного музейного фонда. Это была организация, в которую стекались с 1912 года по 1930 национализированные коллекции, как отдельные экспонаты, так и национализированные коллекции. Также музейный фонд ведал выделением и распределением произведений искусства из старых коллекций из Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа и так далее. Вот. Здесь, конечно, роль музейного фонда очень важна. Уже в начале 20-х годов, вот еще до открытия музея поступает одна работа Айвазовского "Пароход идет", небольшая, редко выставляется, очень хорошая. 2 работы Коровина "Пристань" и "Интерьер", который в экспозиции находится. Ряд других вещей. Ну и в дальнейшем поступает, в основном у нас поступления были из московского отделения музейного фонда. Он располагался в бывшем Английском клубе, вскоре это станет Музеем революции. И вот все, наверное, пермяки знают картину Кустодиева "Парижский бульвар ночью", такая самая не кустодиевская работа для людей, которые знакомы с каталогом поступлений из Английского клуба. Ну, картину вы представляете - ночной бульвар непосредственно, да. А Английский клуб - это вот такое ретрогадно-консервативное такое барское, даже не дворянское, учреждение, заведение, вот. Просто выяснилось, что к коллекции Английского клуба разумеется картина никакого отношения не имеет, просто она поступила вот из штаб-квартиры московского музейного фонда, вот. Это вот одна из десяток первоклассных вещей. И здесь, конечно, Пермской галерее помог случай. В 1925 году в галерее побывал Игорь Эммануилович Грабарь, руководитель музейного фонда, точнее, одна из его должностей была. Он был приятно удивлен уже существующей коллекцией галереи, энтузиазмом небольшого коллектива и музея, и вообще Пермского краеведческого музея в частности вот художественного его отдела, художественного музея, конечно, Николаем Николаевичем. И в дальнейшем всячески так вот нам оказывал помощь в комплектовании. Ну вот, например, именно стараниями Игоря Грабаря мы обязаны появлению одной из лучших поздних вещей Саврасова "Весна. Огороды", которая поныне находится в галерее и в дальнейшем, вот. Также поступления из центральных музеев, в основном из Третьяковской галереи, Русского музея и коллекция живописи, коллекция графики, вот, так, например, работы Бориса Мусатова появились, таким образом из Третьяковской галереи, вот. Да и вот именно где-то с середины 20-х годов комплектование, комплектование русского и зарубежного искусства, скажем так, в основном, как теперь принято говорить, было централизованное, из центральных учреждений. Хотя, конечно, Николай Николаевич и другие сотрудники, конечно, не упускали любой мало-мальской возможности пополнить коллекцию, каким путем, своими силами. И вот в Пермском крае и по возможности во время командировки Николая Николаевича в столицу, особенно в Москву, вот, передаются рисунки, картины довольно известного художника, именно тогда рисунки Малявина к нам поступили, в 28-м году, работы Александра Бенуа, акварели Игоря Бюре - это только то, что приходит на память.

Анна Отмахова, ведущая:

Говорить о Пермской художественной галерее мы будем через паузу. В эфире программа "Картина маслом", имеем, беседуем с хранителем коллекции нумизматики и главным по научному ведомственному архиву Пермской государственной художественной галереи Вадимом Геннадьевичем Лыгиным. Продолжим про историю галереи. Вот 20-е годы получается у нас, ну как бы такие очень насыщенные, да, вот вы только что говорили про Игоря Грабаря. Я так понимаю, он был нашим, говоря современным языком, лоббистом.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

В значительной степени, да.

Анна Отмахова, ведущая:

То есть благодаря его стараниям и его дружбе, которая продолжалась с Николаем Николаевичем Серебренниковым почти всю жизнь, да?

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Да. Последнее письмо Игоря Эммануиловича Николаю Николаевичу относится к 1959 году. А письмо Николая Николаевича, по-моему, даже год смерти Игоря Эммануиловича в 1960 году, но это хранится в фонде Третьяковской галереи.

Анна Отмахова, ведущая:

И после, я так понимаю, после посещения Перми Грабарь подарил нам...

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Да, свою картину "Туркестанские яблоки".

Анна Отмахова, ведущая:

Это был первый, первый подарок Пермскому художественному музею, авторский.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Авторский, пожалуй, да, первый, ну после вот Верещагиных, пожалуй, да. Были, конечно, работы, подарки, но масштабный, еще раз говорю, это картина и сейчас достойна украшать экспозицию вот, конечно, это, да, пожалуй, да такой. К счастью, не последний.

Анна Отмахова, ведущая:

Да, и до какого года вот, мы говорили о том, что музей открылся в Архиерейских покоях около 7 ноября 22-го года. До какого года галерея, музей там находились?

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

До 1932 года. С этим связана такая история. В 1931 году в феврале закрывается Спасо-Преображенский кафедральный собор вопреки распространенному мнению, храмы сразу после 17-го года, революции 17-го года закрывать его вовсе никто не собирался. До конца 20-х годов закрытие церкви, это было довольно редким явлением, вот. К счастью, здание собора было поставлено на государственную охрану, числилось по картотеке Главнауки, такой организации. И использовать его могли только в качестве культурного учреждения в таких культурно-просветительских целях, тоже вот по законодательству того времени. И здание было, было передано художественной галерее 1927 года, пермский художественный музей становится Пермской художественной галереей, оставаясь пока еще подразделением Пермского областного музея краеведческого. Вот с закрытием храма и переоборудованием его под галерею связано немало событий, историй. Пожалуй, самое важное такое явление - это спасение иконостаса, знаменитого иконостаса из Пыскороского монастыря, который и сейчас, я сказал спасение, к счастью, его не надо было спасать, комиссия, которая решала, что делать с убранством собора единогласно пришла к мнению, что это выдающийся памятник русского барокко, и его лучше оставить на месте и как экспонат.

Анна Отмахова, ведущая:

Вот, кстати, тут обнаружился документ - постановление общины верующих при пермском кафедральном соборе - и датируется он 16 декабря 1922 года. Позволю себе краткую цитату. Многие из членов нашей общины знали о значении этих памятников старины и даже возникла среди нас мысль о создании в этом храме полного исторического ансамбля. Изъявляем свое согласие на передачу в ведение ГУП Музея Преображенского храма для создания из него по примеру других городов древнего хранилища, в котором могут найти себе место памятники старины и искусства Пермского края. Конец цитаты. Напоминаю, что это документ датируется 16 декабря 1922 года. То есть, насколько я понимаю, конфликта между верующими, светской властью, музейщиками как бы вот судя по этой цитате, не было.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Нет. Я бы вообще сказал, что, не знаю, от незнания или намеренно преувеличивают конфликт между, условно говоря, властями советскими и вот верующими, по крайней мере, в 20-е годы. Да, начало 20-х годов, но это еще была гражданская война, но не будем про это. До сих пор можно услышать такие рассказы, что, не знаю, там Николай Николаевич, его подручные чуть ли не с топором в одной руке, с наганом в другой врывался в храм и у несчастных старушек там с мясом, с кровью вырывал иконы и деревянную скульптуру. В мысли, конечно, такого нет. В архиве, в архиве галереи хранятся расписки церковных советов, что они уступают музею те или иные произведения искусства. Это деревянные скульптуры, в том числе вот экспонаты практически все, которые ныне находятся в экспозиции, и иконы какие-то еще. По крайней мере, в 20-е годы говорить, что вот о каком-то таком конфликте, насилии, несомненно Николай Николаевич был человеком и своего времени, и фанатом своего дела. И, конечно, видя памятники древнерусского искусства, памятники старины, глаза горели, и не всегда может быть дипломатично поступал. Но еще раз говорю, какого-то такого не было. И, кроме того, вот это вот письмо, оно не уникально. В те же годы в Великом Новгороде на протяжении примерно 10 лет сосуществовала община верующих и музей в Софийском соборе, Софии Новгородской. И Анатолий Васильевич Луначарский в 27-м или 28-м году приводил это, как пример удачного соседства и взаимопонимания музея и еще существующих общин верующих. К сожалению, вот инициатива верующих не получила развития, ну, разве, что в том, что в галерею попала...попали экспонаты, точнее предметы, экспонатами они уже стали в музее, которые находились в подклете собора, конфискованы у старообрядцев, каким-то еще образом, прекративших существование церквей и часовен еще до революции, вот это вот такой запасник, они оказались у нас в галерее, к счастью, вот. А создать вот такое, храм-музей, к сожалению, не получилось.

Анна Отмахова, ведущая:

Но окончательную точку поставили, видимо, в 31-м, да, году?

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Да, в 31-м году.

Анна Отмахова, ведущая:

И тогда же было принято решение о передаче музея, для того, чтобы передать музею, нужно было произвести ремонт. Какой ремонт был произведен?

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Ну, мы его видим. Это центральный неф собора был разгорожен стеной, она и до сих пор существует, отделяла русский отдел от, к тому времени уже существовавшего, советского. Были увеличены площадь перекрытий на втором этаже примерно до современной информзоны, где сейчас выставка скульптуры. Третьего этажа еще не было. И вообще вот так называемые летний храм, это вот алтарь и зал иконы у нас был до недавнего времени, и зал искусства рубежа веков, это вот территория летнего храма, она оставалась без перекрытий и оставалась, сохранялась там роспись. Росписи братьев Верещагиных и крепостных художников Ладейщикова, Казакова и других. Верхний ярус, вот верхний ярус росписи решено было сохранить. А нижний, цитирую, как не имеющий ни малейшей художественной исторической ценности, уничтожить. И если время связана с этим одна история уже почти современная. В 2001-2002 году в галерее был капитальный ремонт. И вот зимой 2002 года к нам, дежурным хранителям, прибегают маляры, рабочие, встревоженные очень. Посмотрите, там что-то виднеется. Мы когда подошли вот в зале Шишкина, увидели из стены рука. Вы, кто был в галерее, знает, это вот фрагмент, он сейчас освобожден, это образ Михаила Киевского, Михаила Селянина, вот. Уже реставраторы сделали расчистку, выяснили, что не случайно уцелевший кусочек уничтоженной росписи, а полностью композиция. Сделали, были сделаны пробные расчистки по всему периметру и выяснилось, что уничтоженные росписи оказались...их заштукатурили.

Анна Отмахова, ведущая:

То есть их заштукатурили.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Аккуратно заштукатурили. Штукатурка не вредит росписям и сохранили. Будем надеяться, что вот уже при реставрации кафедрального собора эти росписи будут раскрыты полностью и сохранены.

Анна Отмахова, ведущая:

Замечательно. То есть распоряжения не всегда выполнялись.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Не всегда выполнялись, да.

Анна Отмахова, ведущая:

То есть всегда есть лазейка. И потом, что, когда галерея переехала?

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Галерея переезжает в 32-м году, весной. И, конечно, это уже был совсем другой музей. Расширилась экспозиция, в основном искусство русского и советского, целый этот отдел возникает. Кстати, вот хочу вам сказать, что советский отдел галереи возник раньше, чем в Третьяковке.

Анна Отмахова, ведущая:

Ничего себе.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

В ноябре 1929 года, значит. Первые залы были посвящены западно-европейскому искусству, затем следовали залы русского искусства. Но сразу хочу отметить, резко сократилась площадь, посвященная древнерусскому искусству, деревянной скульптуре и иконе. Зато появляется на короткое время антирелигиозный музей.

Анна Отмахова, ведущая:

О том, что такое антирелигиозный музей, мы продолжим разговаривать с Вадимом Геннадьевичем Лыгиным после паузы. В эфире программа "Картина маслом" и мы разговариваем с Вадимом Геннадьевичем Лыгиным о том, что из себя Пермская государственная художественная галерея в 30-е годы. Итак, мы остановились на том, что такое антирелигиозный музей. Как, что это такое было?

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Ну, с начала 30-х годов краеведческим музеем ставятся совершенно новые задачи. Первая их функция, приоритетная - это идеологическая работа. Ну, а в начале 30-х годов борьба против религии, а точнее борьба против старой идеологии, эксплуататорских классов, тогда говорили, была весьма и весьма насущна. И вот возникает, прошу прощения, антирелигиозный музей.

Анна Отмахова, ведущая:

Антирелигиозный музей именно в галерее.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Именно в галерее.

Анна Отмахова, ведущая:

А потому что это...

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Да, бывший собор. Можно было на примере там уцелевшего убранства рассказывать...

Анна Отмахова, ведущая:

Об эксплуатации.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

...о религии как таковой.

Анна Отмахова, ведущая:

И опиума для народа.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

И вот он просуществовал недолго. Это не был какой-то новый музей, просто краеведческий музей и галерея вот из своих фондов выделили экспонаты и получился, вот например, Пермская галерея, я вот, кстати, не совсем прав был. Еще вот в начале 30-х годов, первой половине даже 30-х годов экспозиция пермской деревянной скульптуры была довольно обширна. И многие, наверное, пермяки знают экспозицию. Густо заставленный большой зал с росписями, скорее всего, бывший храм, заставлен деревянной скульптурой под лозунгом "Борьба против религии - борьба социализма".

Анна Отмахова, ведущая:

Ну, это такая известная фотография.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Да, это вот экспозиция деревянной скульптуры.

Анна Отмахова, ведущая:

То есть это первая экспозиция в соборе.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

В храме, в соборе. Но часть с левой стороны как-то несколько обрезана. И вот там была перегородка, ну, сейчас это вот восьмой, девятый зал рубежа веков, и там была относительно небольшая экспозиция, прошу прощения, антирелигиозного музея. Тоже есть фотография, возле иконостаса мы видим, знаете, все опять-таки по классикам. Помните в "Золотом теленке" музей одной из среднеазиатских столиц, картина "Стычка с басмачами", витрина с сушеной саранчой и бивень мамонта. Так вот примерно то же самое только басмачей нет. Скелет, череп, глобус, лозунги, бивень мамонта и бюст неадертальца. Ну, пермяки, которые помнят старые экспозиции краеведческого музея, помнят, что им открывался уже, уже, наверное, в коллекции до сих пор находится, экспозиция, экспозиция первобытного...история первобытного общества уже, вот недавнее время. Вот такое вот. Ну и очень много плоскостного материала: диаграммы, лозунги, цитаты и так далее. Это был чисто такой агитационно-пропагандистский материал. И тоже можно видеть, как возникла земля, скорее всего, просто лектору-пропагандисту, вот такое. Просуществовал он относительно недолго, был закрыт, экспонаты вернулись в свои коллекции. Но вот антирелигиозная составляющая именно как раз в экспозиции пермской деревянной скульптуры, она еще надолго.

Анна Отмахова, ведущая:

В то время это была обязательная программа.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Ну, в какой-то степени это и спасло, если не саму деревянную скульптуру, то экспозицию. Позволяло ее достаточно широко показывать.

Анна Отмахова, ведущая:

Вот 30-е годы, мы в прошлой программе говорили, рассказывали разные истории, какими путями картины. Я знаю одну интересную историю. Расскажите ее, пожалуйста, о том, как появилась в Пермской галерее картина "Лесной пожар".

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Вот тут остается только пожалеть, что ни у кого, то есть не поднялась рука, что называется, заснять это или хотя бы сфотографировать событие, даже можно назвать его действом, было очень интересным и впечатляющим. Летом 1934 года пермяки могли наблюдать необычное событие. Группа красноармейцев, впереди шли командиры, группа красноармейцев, расквартированной в Красных казармах стрелковой дивизии, несла на вытянутых руках огромную картину Дениса Уральского "Лесной пожар". И вот представляете, через весь город от Красных казарм до собора, это уже галерея, вот несли на руках, опасались повредить.

Анна Отмахова, ведущая:

Ну, то есть это через весь Комсомольский.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Да, через весь Комсомольский проспект, да. Ну, это по сути, через весь город.

Анна Отмахова, ведущая:

Ну да, да.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Картина эта попала в эту часть, воинскую часть еще в гражданскую войну, оберегалась, находилась либо в Красном уголке, либо в клубе. И когда часть расквартировали в городе, где крупный художественный музей, решено было картину передать в коллекцию.

Анна Отмахова, ведущая:

Вот какие молодцы.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Да.

Анна Отмахова, ведущая:

Прямо сознательные красноармейцы. Или им просто надоело таскать, ну, все-таки большая картина.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Ну, от них мало, что зависело. Это все-таки решало командование части, вот. И у нас, кстати, в коллекции есть портрет работы художника Мелентьева - портрет доброго гения, который и сохранил, и передал.

Анна Отмахова, ведущая:

Замечательно, замечательная история. И какие-то еще, может быть, есть истории вот о таких, о чудесных пополнениях коллекции в 30-е годы. Мы не будем, наверное, сегодня затрагивать уже тему экспедиции, это вообще тема большой передачи, Серебренникова.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Ну, и кроме того тут не очень веселые события. С конца 20-х годов экспедиции сначала резко сокращаются, ну ограничиваются выездами в ближайшие окрестности. А с 30-го года Пермская галерея... Начнем с того, что Пермь становится райцентром. Хороший райцентр был с университетом, с заводами союзного значения. Но вот Свердловск нам мстил за уездное дореволюционное унижение. И галерея, сотрудники галереи имели право осуществлять экспедиции только в пределах Пермского района. Ну, он был чуть побольше нынешнего, но вот...вообще-то печально. Это печально, потому что массово закрывались храмы, но в лучшем случае Николай Николаевич мог выехать вот в ближайшие, вот на территорию Краснокамского, Пермского районов и так далее. Практически вот мимо прошло вот закрытие храмов на севере края. И, конечно, если бы у галереи были такие бы права, несомненно многое бы удалось сохранить. То же самое, как и в районе Кунгура. Тогда юрисдикция галереи, к сожалению, не распространялась. Несомненно бы удалось сохранить гораздо больше, учитывая энергию Серебренникова и перед которой, ну, в принципе сдавались все. Если он уж чего-то добивался, то добивался, вот.

Анна Отмахова, ведущая:

Да. Но чем тогда, то есть очень были видимо скудные какие-то поступления, местных художников, может московские выставки. От выставок может быть какие-то передачи. Я так понимаю, что было...была такая большая выставочная деятельность.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Да. Вопрос поступлений. Поступления были не скудные. Скудным было финансирование, практически его полное отсутствие, вот. Поступления были достаточно обширные. Продолжались централизованные поступления из уже не музейного фонда, а других учреждений. Музея фонда Наркомпроса, из центральных музеев. Продолжал комплектоваться советский отдел, благо он был. Вот, например, в 27-м году была картина Богородского, огромное полотно "Волжские грузчики". Такое знаковое. И, конечно, помогают бывшие пермяки. Вот, например, Косвинцев, известный журналист, журналист "Известий", революционер. Но, несмотря на такую вот довольно бурную жизнь, он довольно много внимания уделял коллекционированию. И в 1928 году Евлампий Николаевич Косвинцев подарил галерее 148 лубков, несколько десятков тысяч, ой, тысяч говорю, несколько десятков плакатов, как предреволюционных... Вот, например, плакат первой мировой войны, у нас практически исчерпывающе он представлен, там со стихами Маяковского, рисунками...рисунки по эскизам Вентулова, Малевича. И чем мы еще обязаны Косвинцеву - это рисункам Лермонтова. У нас в коллекции с 1927 года рисунок Лермонтова.

Анна Отмахова, ведущая:

То есть это была передача безвозмездная.

Вадим Лыгин, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции нумизматики, заведующий научным архивом Пермской художественной галереи:

Безвозмездная. Мало того, Косвинцев был таким своеобразным лоббистом галереи или представителем в столице. Договаривался с музеями, например, договаривался с музее керамики, ныне музей Кускова, о передаче части, части коллекции фарфора. Это как раз в 30-м году довольно много поступило и первоклассные произведения. Договаривался с художниками, чтоб они что-нибудь подарили, с современными художниками и так далее. Деятельность очень многообразная у Евлампия Николаевича Косвинцева, вот. Так что вклад его колоссальный, переоценить невозможно. Поступления были иногда не совсем обычные. Например, стараниями бывшего выпускника...бывших учащихся Пермского художественного техникума, в первую очередь известного художника Орешникова, в галерею поступило где-то с десяток рисунков современных художников Запада, прогрессивных Элис, Рефет и другие. Из редакции "Комсомольской правды" вот Мазерель, самый крупный из них. Так что казалось бы такое необычное поступление, но тем не менее у нас в коллекции есть не только западное искусство старых мастеров, но и вот, пусть и в небольшом количестве, но и мастеров XX века. Поступления еще самые-самые разные. Конечно, продолжались...продолжалась работа такая краеведческая. Серебренников, стараниями Серебренникова в галерею поступила значительная часть наследия художников Кашиных и других местных мастеров. Шанин, Мамаев, вот такие мастера. Прилагает усилия спасения произведений искусства из храмов, это чтобы они доставались музеям, вот. Работа продолжалась, несмотря на такое скудное финансирование.

Анна Отмахова, ведущая:

Замечательно, вот оказывается в то непростое время, 20-30-е годы все-таки энтузиазм и даже друзей галереи выливался в такие большие и важные пополнения коллекции. Мы сегодня разговаривали об истории Пермской государственной художественной галереи с хранителем коллекции нумизматики и главным по архиву, научно-ведомственному архиву Пермской государственной художественной галереи Вадимом Геннадьевичем Лыгиным. Продолжим, продолжим наши беседы, разговоры про Пермскую галерею в следующих программах. Всего вам доброго.


Обсуждение
89
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.