Верхний баннер
21:44 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

19:48, 12 ноября 2014

«Успешный человек будет успешным в любое время. Главное - найти свою идею, поверить в себя и не отступать», - Ирина Леушканова, зам.директора пермского фонда развития предпринимательства

Теги: бизнес

Гость: Ирина Леушканова, заместитель директора пермского фонда развития предпринимательства

Ведущий: Юлия Хлобыст

 

- Мы сегодня решили поговорить о проекте, который проводит пермский фонд развития предпринимательства совместно  с министерством предпринимательства и торговли Пермского края, называется программы «Ты – предприниматель», а в ее рамках проводится проект «Бизнес-классы», в котором принимают участие школьники 9-11 классов. Тема «Как воспитывать в человеке предпринимателя?» обсуждается постоянно и на разных уровнях. Когда я вижу какие-то такие проекты, положа руку на сердце, скажу: мне кажется, невозможно научить человека быть предпринимателем. Вы как считаете?

- Вы знаете, Юля, если человек хочет стать, например, журналистом, он ведь этому обучается.

- Не всегда, мне кажется, что журналистика, это ремесло, которому в процессе больше учишься.

- Также и предпринимательство, у кого-то это в крови, есть желание, и у человека начинает все получаться. В этом году у нас 1,5 тысячи человек обучается по программе «Ты – предприниматель» в Пермском крае. Программа федеральная, она реализуется на уровне федерации Росмолодожью. Как вы уже сказали, на уровне края это министерство промышленности, предпринимательства и торговли реализует этот проект. Так вот, общаясь с ними, мы сделали вывод, что ребята напрямую говорят о том, что им не хватает знаний именно по предпринимательству. Как реализовать некую идею. В этом им помогают бизнес-наставники, бизнес-тренеры, которые реализуют эту программу в крае.

- Вы хотите сказать, что предположим, у меня есть какая-то идея, и этот бизнес-тренер может показать путь, по которому я могу пойти, чтобы реализовать эту идею, при этом я сама могу не прикладывать никаких усилий?

- Ну, усилия вы в любом случае должны приложить, потому что это будущее ваше, ваша идея. Бизнес-тренер только поделится теми знаниями, которые есть.

Мы в этом году трепетно подходили к подбору вузов, у нас это реализуют вузы, и к подбору бизнес-тренеров. Это не просто преподаватель, это человек, который имеет помимо опыта преподавательской деятельности еще и опыт предпринимательский. То есть когда-то он для себя тоже решил, что станет предпринимателем. И  те первые шаги им уже сделаны. И те, может быть, ошибки, или, наоборот, плюсы им уже наработаны. И я думаю, что наш бизнес-тренер в этом смысле, который реализует эту программу, может подсказать, может направить. Но, безусловно, желание самого участника, самого человека является определяющим.

- Если говорить о самой программе, что она из себя представляет? Вы так в двух словах сказали, что туда отбирали студентов вузов.

- Не совсем студентов, это молодые люди, участники этой программы, в возрасте от 17 до 30 лет

- То есть, они могут быть студентами, вузов, сузов, любых учебных заведений

- Да, могут быть просто работниками каких-то предприятий. Но, например, человек задумался, что не нравится ему его работа или офисный сотрудник задумался. Он закончил уже вуз, но ему хочется свое дело. Вот все эти молодые люди, до 30 лет, здесь есть ограничение по возрасту, могут принять участие в программе «Ты – предприниматель». Вот, буквально в конце сентября начался второй этап программы, мы снова набирали молодых людей. И сейчас еще, наверное, не поздно.

- Они должны были прислать проекты свои?

- Нет, они должны были заполнить заявку на сайте Молодой-бизнесмен.рф. Попроситься в группу этой заявкой, пройти тест. По результатам на определение предпринимательских способностей, насколько человеку это интересно, мы его берем в эту программу, обучение бесплатное, за счет федеральных и краевых средств

- Что там за занятия, много ли их?

- Много, если первый этап мы начинали весной, это 210 часов обучения, 4 модуля программы. Преподаватели помогут сгенерировать идею, оформить ее в качестве идеи, где-то, может быть, скорректировать на первом этапе. Второй модуль - участники готовят бизнес-план. Изучают основы бизнес-планирования и как вообще подготовить бизнес-план или бизнес-проект по тому или иному шаблону.

Третий этап, вот он проходит сейчас - это стажировка на предприятиях или в компаниях, здесь, на территории края, когда ты можешь попасть в бизнес изнутри, посмотреть, как это работает.

И четвертый этап, это доработка проекта своего и выход на защиту на уровне края. Этот этап самый длинный. Я уже говорила о том, что начался второй этап программы, он не такой длинный, 72 часа, ускоренный курс. И в этом этапе нет программы бизнес-стажировок, мы не смогли их сделать уже по времени, к сожалению. Но, тем не менее, все участники проходят на внутреннюю защиту проекта, выходят на итоговое мероприятие самые лучшие. И, в общем-то, самые лучшие участники - те, кто уже начал реализовывать проект, те, кто зарегистрировался к тому времени в качестве ИП или, может быть, участники скооперировались, создали какую-то компанию, ООО, они могут у нас претендовать на получение гранта. Грант  дается на развитие бизнеса. И сумма гранта градированная. Независимая комиссия из предпринимателей, из администрации Пермского края, оценивает эти проекты. Максимальная сумма гранта - 200 тысяч рублей

- А сколько вообще грантов у вас предусмотрено?

- 20 грантов, для 20 лучших частников программы «Ты – предприниматель».

- Но это же всероссийский проект.

- Да.

- То есть, дальше участники после нашего этапа, регионального, едут куда-то на российский этап?

- Нет, они не едут.

- Все здесь?

- Да. У нас по итогам программы в этом году должно быть 175 новых бизнесов. Мы надеемся, что так оно и будет. И мы участников не просто оставляем - что вы прошли программу, вы прошли обучение, начинающие предприниматели, крутитесь, как хотите. У нас ставка в этом году была сделана на муниципалитеты. Это не только Пермь, это еще и муниципальные образования Пермского края, мы постарались охватить тех ребят. Отправляем посписочно в муниципалитеты (город Пермь также является у нас муниципальным образованием) для того чтобы в рамках программы поддержки муниципальной им на следующий год была оказана поддержка по приоритетным направлениям муниципалитета.

- Проект «Бизнес-классы» в рамках программы «Ты – предприниматель» в который раз проходит?

- Вообще этот проект реализуется с 2011 года, он родился из проекта «Агро-классы», помните, наверное, у нас был такой проект в крае. Реализовался несколько шире, это не только агро-образование, это бизнес-образование.

- То есть, ребятам, старшеклассникам, учащимся 9-11 классов предоставляется возможность также заявить о каком-то своем проекте. И получить знания, необходимые для реализации своего проекта.

- Да, но каждый год программа модернизируется, меняется, и наши ребята в этом году не только оформили свою идею, они еще в летний период попробовали ее реализовать. Насколько она жива, насколько она имеет место быть на территории этого района, они весь этот бизнес попробовали летом. Сейчас они дорабатывают эти проекты, они общаются с бизнесом, непосредственно. Вот в октябре у нас масса экскурсий, порядка 20 экскурсий в муниципалитетах проходят, и ребята встречаются с разными представителями бизнеса, это может быть сельское хозяйство, это может быть и сфера туризма, сфера услуг, то есть, живое общение с бизнесом мы даем в рамках этого проекта тоже.

 

- 14 октября прошла вторая деловая игра для старшеклассников общих образовательных учреждений Пермского края, участников проекта «Бизнес-класс». Победителем стала команда «Высшая лига» из Верещагино, школа №1. У нас на связи капитан команды Алена Минеева. Алена, я знаю, что, наверное, рядом с вами участницы вашей команды.

Алена Минеева: Да.

- Вы не тушуйтесь, если что они вам подскажут. Вы принимали участие в деловой игре для старшеклассников, и, как только что сказала Ирина Леушканова, у участников-школьников, должны быть свои бизнес-проекты. У вас были у всех разные бизнес-проекты или вы шли с одним проектом?

Алена Минеева: Один, совместный.

- А какой? Расскажите, пожалуйста.

Алена Минеева: Мы делаем школу танцев.

- Замечательно. Вы уже каким-то образом попробовали ее внедрить?

Алена Минеева: Нет, еще разрабатываем план.

- Хорошо. Вы приезжали в Пермь, на проект «Бизнес-классы», насколько помог вам проект. Насколько с готовым проектом проектом вы приехали, насколько тренеры, которые занимались с вами то помогли реализовать ваш проект?

Алена Минеева: Пока это еще только проект

- Насколько вам помогла атмосфера, которая была на «Бизнес-классах»?

Алена Минеева: Нам было приятно такую игру посетить, дружно очень.

- Что-то  со связью у нас не очень хорошо. Мы желаем вам удачи в реализации вашего проекта. Девочки тушуются, они, вообще-то вышли только что с уроков. Отпросились, вышли с уроков...

- Я поясню, сам проект «Бизнес-классы», там тренер, который ведет ребенка на протяжении всего учебного года до выхода на какой-то проект или ряд проектов. А то, что касается деловых игр, это была игра на бизнес-ориентацию и на предпринимательские способности детей. Это не совсем связано с проектом «Бизнес-классы». Мы просто даем ребенку возможность немного по-другому посмотреть на ситуацию, пообщаться со сверстниками из других районов, из других территорий, о чем говорила участница проекта. И в рамках вот этих игр были вопросы, в том числе, связанные с бизнесом, на смекалку, на творчество, на интеллект. И то, о чем говорила Алена, о том, что им сначала, видимо, было страшно, что дети были из Березников, из Соликамска, достаточно крупные города. Для нас это тоже было удивительно, что дети из небольшого городка Верещагино, оказываются… И зачастую, я это наблюдаю второй год, когда дети из муниципалитетов оказываются на порядок выше  или на уровне наших пермских детей.

- Я вот смотрю сейчас, верещагинская  команда из школы 121, она еще и поделила второе место с кем-то из участников.

- Это и говорит о том, что сейчас настолько мир широк и настолько у детей много возможностей, в том числе и с интернетом, что нет разницы, где воспитывается, где получает образование ребенок. Или это муниципальное образование, это город или это столица. Мне кажется, что сейчас мир, можно сказать, сузился, можно сказать, расширился, можно по-разному понимать это.

- А тренеры, они каким-то образом оценивали проекты школьников? На предмет того, насколько они реальны, насколько реализуемы.

- Да, тренеры у нас постоянно на связи с детьми. Даже, если там нет, например, каких-то очных занятий, то есть Skype, есть вебинары, когда тренеры в любое время суток готовы ответить на вопрос ученика. И при этом оценка проектов еще впереди. У нас будет итоговое мероприятие программы в декабре. В конце ноября у учащихся будут готовы их проекты. Сейчас они еще находятся в стадии, не все попробовали свои проекты, свои идеи. Кто-то попробовал, а кто-то поленился. Есть и такие. Ну, студию танцев, наверное, сложно попробовать, то, о чем говорила Алена. Но, например, продажу товаров или высадку цветов в муниципалитете можно попробовать.

- Слушайте, но мне кажется, студию танцев возможно реализовать. Это же просто занятия с детьми, если девочки владеют танцевальным искусством, они занимались когда-то, сами хорошо танцуют. Вперед!

- Значит, что-то не получилось, как-то не так сошлись, девчонки не попробовали себя. Хотя у них все впереди, они юные, и попробовать себя могут в любое время, даже сейчас, в  учебном году.

- Скажите, на протяжении программы «Ты – предприниматель» и на протяжении программы «Бизнес-классы» не задавали ли вам участники проекта один вопрос: а как строить свой бизнес, если в последнее время количество участников малого и среднего бизнеса неуклонно сокращается? Чему, способствуют, в кавычках, наши условия экономические, политические и так далее? Что вы им на это отвечали?

- Вообще, можно, наверное, всегда ссылаться на экономические, политические условия, но тем не менее, успешный человек будет успешным в любое время. Просто главное - найти свою идею, поверить в себя, и, наверное, не отступать. Именно этому учат наш проект «Бизнес-класс» и программа «Ты – предприниматель». Тебе могут говорить родственники - даже не лезь туда, даже не начинай этим заниматься, ты что. Вот иди, учись, получай образование, это верно, образование нужно. Но вообще, на мой взгляд, «Бизнес-классы» дают такую основу, молодой человек понимает, что предпринимательство – это его или же это не для него. И тогда он выбирает свой путь. Сейчас на пороге становления, на пороге своей жизни он принимает верное решение. Кроме того, «Бизнес-классы» могут выстрелить в будущем. Сейчас, почувствовав себя предпринимателем, пусть даже маленьким совсем, в будущем он может вернуться к этой идее, когда получит образование.

- Участвуют в этих проектах только школьники с территории края. Пермские школьники, как вы сказали, не принимают участия в этих проектах. Что за дискриминация?  

- На самом деле, мы не считаем, что это дискриминация, мы считаем, что у пермских школьников очень много возможностей. У нас есть бизнес-инкубаторы, есть бизнес-школы. Я знаю, что у РМЦПК есть как раз школа, для учащихся 9-11 классов, которая учит предпринимательству. Поэтому здесь, в Перми у детей, несмотря на эпоху интернета, о которой мы говорили, все-таки возможностей больше. В муниципалитетах с точки зрения бизнес-образования, их меньше. Поэтому и упор мы сделали в этом году на муниципалитеты.

- Сколько детей в этом году приняли участие в «Бизнес-классах»?

- 300 человек из 10 муниципалитетов, которые мы отбирали. Был некий конкурсный отбор, когда муниципалитет тоже должен понимать, какая нагрузка ложится на его плечи.

- 300 человек - это за всю программу? Это первый этап деловой игры, второй, третий, который будет завтра?

- Да, вообще 300 человек – это на протяжении всей программы. Кроме того, бизнес-игры - это не только «бизнес-классники» это вообще команды с муниципалитетов. И вот мы планируем, что у нас будут бизнес-игры в ноябре. Мы планируем, что у нас там примут участие 500 человек, но это уже не «бизнес-классники», а просто старшеклассники с наших территорий.

- 300 в этом проекте, 500 старшеклассники с тех территорий. Все равно, все сессионно так получается, между этими проектами существует люфт временной. И хотелось бы понимать, что эти дети делают в эти временные люфты, они готовятся к следующим конкурсам? И результат, которого вы хотите добиться? 800 человек в общей сложности. Из них сколько человек должны встать на предпринимательскую тропу?

- Вообще, у нас нет такой цели, чтобы какое-то определенное количество человек непременно  стали предпринимателями из учащихся 9-11 классов. По программе «Ты – предприниматель» есть, я об этом говорила. Наша главная цель – вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность. По сути, это популяризация предпринимательства, это возможность молодому человеку посмотреть на предпринимательство как на дорогу в своей жизни. Увидеть вот эту возможность, что можно стать наемным рабочим, а можно открыть свое дело. Цель, она такая, чтобы расширить кругозор детей. И чтобы они все-таки посмотрели на предпринимательство, как скажем, на будущую свою профессиональную ориентацию.

- И вот про этот временной люфт, который складывается между проектами. Чем дети занимаются? Предоставляете ли вы им какую-то занятость, не обязательно предпринимательскую, может быть, какие-то бизнес-лагеря организуете?

- У нас с 4 по 7 ноября будет организован бизнес-лагерь, называется он «Я буду предпринимателем», такое жизнеутверждающее название. И проводит у нас этот бизнес-лагерь бизнес-тренер из Уфы Дмитрий Никифоров, он у нас проводит бизнес-лагерь второй раз. Это выпускник школы Владимира Тарасова, это таллиннская школа бизнес-тренеров, достаточно известная в стране. И суть этого лагеря в том, что дети на 4 дня погрузятся в государство и будут играть в государство. Там будет свой президент, будет свое правительство. Будет свой бизнес. Они будут выстраивать все взаимоотношения в государстве. Кто-то, может быть, поймет, что ему ближе быть чиновником и придумывать законы этого государства, кто-то поймет, что ему ближе делать детали и работать на предприятии, работать в какой-то компании, а кто-то будет руководить этой компанией. Это погружение многое дает детям, это и творческие способности, это и предпринимательские способности, это и вообще расширение кругозора.

- Все-таки, в связи с нашими политико-экономическим реалиями, не стало ли меньше в этом году участников? Хоть мы и говорим «дети», но это не дети, 9-11 класс, они уже в средней школе начинают понимать все жизненные реалии. Особенно те, у кого родители бизнесмены, неважно, малое, среднее предпринимательство. Они все равно сталкиваются, знают, варятся в этом, разговоры эти слышат. Что не так просто сегодня жить бизнесу, особенно, маленькому.

- По сравнению с прошлым годом у нас не стало меньше участников, у нас даже на 50 участников в этом году больше в «Бизнес-классах». Но и игры деловые мы специально делаем, не зацикливаем на «бизнес-классниках», для того, чтобы охватить как можно больше детей. Чтобы как можно больше детей поиграли в предпринимательство, смогли ощутить предпринимательство своими ручками, потрогать его, подумать о предпринимательстве. Мы немножко расширяем. В следующем году мы может, немножко модернизируем программу. Мы думаем сейчас о том, что бы туда ввести, чтобы охват детей был больше.

- Когда мы с вами говорили за пределами эфира, вы сказали, мы дальше передаем этих ребят в муниципалитеты. Вы имели  в виду участников проекта «Бизнес-классы»

- Не совсем так, я имела в виду участников проекта «Ты – предприниматель», потому что это люди  уже от 18 до 30 лет, когда они заканчивают обучение по программе, и становятся таким молодым бизнесом, мы их не бросаем, мы их как под зонтиком передаем в муниципалитеты. Потому что есть программа поддержки начинающих предпринимателей. И на следующий год они смогут стать участниками этой краевой программы.

Кроме этого те, кто начал работать, мы за ними тоже так немножечко следим, мы их приглашаем принять участие в конкурсе «Молодой предприниматель», у нас в этом году проходил региональный этап в Пермском каре. Победители его едут на всероссийский этап. То есть, мы ребятам постоянно даем ощущение, постоянно даем возможность поучаствовать вот в этой предпринимательской тусовке. Увидеть таких же молодых, таких же предприимчивых, пообщаться с ними, зарядиться, потому что предпринимательская тусовка тоже на своем языке общается. Мы даем эту возможность. Конечно, кто-то становится предпринимателем без этой программы, на своих ошибках, наверное, это тоже имеет место быть, это свой путь. Но здесь, мне кажется, путь в программу, «Ты – предприниматель» в том числе и начинается все с «Бизнес-классов», они в будущем могут стать участником программы «Ты – предприниматель», он, наверное, более выстроен, и молодому человеку легче по нему идти. У тебя постоянно плечи единомышленников, таких же ребят, которые рядом, и которые пытаются что-то сделать, реализовать идею.

- Конкурсы, проекты, которые вы проводите вместе с региональным министерством, это замечательно, но мне кажется, что предпринимателям зачастую необходима консультативная помощь и поддержка, например, юридическая, бухгалтерская. В рамках вашего фонда она существует, вообще?

- Да, у нас есть центр поддержки предпринимателей, где оказывается консультативная помощь, любой предприниматель может позвонить по телефону 8-800-300-80-90 и задать тот вопрос, который его интересует. Его либо свяжут с экспертом, который даст консультацию, либо он может записаться на очную консультацию и получить ее совершенно бесплатно.

- Ну, что же, спасибо вам за участие. Я надеюсь, что такие конкурсы, проекты, дающие молодым предпринимателям почувствовать, в том числе, и финансовую поддержку, они будут проводиться.

- Я тоже надеюсь, что программа продолжит свое существование и в следующем году, и через год, и надеюсь, что таких молодых людей…

- Предпринимателей станет больше, перестанет идти вниз вот эта кривая по количеству малого и среднего бизнеса. И может быть, она сначала остановится, а потом, будем надеяться на лучшее, поползет вверх.

- Медленно, но верно. Я тоже надеюсь, что мы пойдем вверх. 


Обсуждение
3358
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.