Верхний баннер
13:04 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:27, 17 мая 2022

Автообозреватель "Эхо Перми" о будущем бренда "Москвич"

Автообозреватель "Эхо Перми" Андрей Чертков поделился мнение о будущем авторынка России.

Все уже наглумились с переходом завода Renault под управление правительства Москвы и возрождением бренда Москвич? Или Moskwitch, учитывая, что с 2009 года права на бренд принадлежат концерну Volkswagen AG? 

Что они будут производить? Появились слухи, что мы увидим рестайлинг 41-го Москвича и иже с ними, причем чуть ли не с электромоторами. Выражусь осторожно, с учетом творящегося на дворе абсурда, это маловероятно. Глупо возрождать из пепла истории конструкцию 40-летней (а если считать от прототипа 41-го Москвича франко-американской Simca 1308, так и вовсе 50-летней давности). Тем более, всё это мы уже проходили: вспомните чудовищную лужковскую серию "обновленных" Москвичей, с именами из древнерусской мифологии: Святогор, Иван Калита, Юрий Долгорукий. Невозможно на основе этой платформы построить безопасный, условно современный автомобиль, с удовлетворительными потребительскими свойствами в части динамики, комфорта и долговечности. Туда невозможно интегрировать современные системы активной и пассивной безопасности, т.к. их разработка и решение задач по тому, чтобы поженить несовместимое обойдутся в бóльшие деньги, чем стоит весь бизнес Renault в России. За 41-м Москвичом, итак, водилась недобрая слава ненадежного даже по меркам позднего СССР автомобиля, с низким сроком службы, со множеством врожденных пороков. С точки зрения инжиниринга первое переднеприводное семейство ВАЗа было гораздо совершенней. Словом, всерьез эту версию рассматривать сложно.

Что еще остается? На мой взгляд, чиновники из Минпромторга сейчас ведут торг с Renault за то, чтобы французы оставили штампы, станки, чертежи и софт, а в обмен получили опцион на возвращение на льготных условиях, когда [если] ситуация нормализуется. В случае успеха переговоров на московском заводе скорее всего будут выпускать Аркану с бэджем Москвич. Машине при этом придется еще и «сменить пол», т.к. фоносемантически Arkana это девочка, а Москвич – мальчик. В этом контексте возникает вопрос об избыточности производственных площадей в существующих рыночных реалиях: с производством всей линейки Renault и ВАЗа, неважно под какими брендами, в какой компиляции легко может справиться Тольятти – основной завод и законсервированный Лада Запад, где до середины 2020 года выпускали Chevrolet Niva. Заводы в Москве и Ижевске не нужны. И все равно, я не могу представить, как возможен этот сценарий без Боша, Зет-Эфа, Сименса, Эллисона, Магны, Борг-энд-Уорнера и прочих глобальных поставщиков комплектующих, без которых сегодня не обходится ни одно автомобильное производство в мире. Неразрешимой может стать, например, такая, казалось бы, пустяковая задачка, как производство предохранителей или промподшипников.

Остается экзотика: контрактная сборка какой-нибудь китайской машины (если так, то все это подадут под соусом уникальной разработки российских ученых) и создание машины с ноля. Последнее еще менее реально, чем воскрешение АЗЛК 2141 по причинам, описанным выше, только возведенным в квадрат.

Второй вопрос, который пока обходят вниманием: Кто всем этим будет управлять?
Автомобильная промышленность – сложный процесс, мультифакторная система. В ней слились и финансы, и маркетинг, и инжиниринг, и менеджмент. Автомобильный бренд и автомобильное производство – это длинная история выстраивания взаимоотношений с аудиторией, следование ее ожиданиям, планирование модельного ряда на десятилетия вперед, создание технологического задела на будущее, разработка платформ. А еще это дизайн, жесточайшая конкурентная борьба и одновременно самая тесная кооперация, это исследования рынка, строительство дилерской сети, системы послепродажного обслуживания и продаж запасных частей. Все это требует персонала: от членов правления, ответственных за крупные блоки (маркетинг, персонал, производство, окружающая среда) до тысяч инженеров, маркетологов, менеджеров, преподавателей, разработчиков, испытателей. Где их всех взять в условиях оторванности от остального мира и отсутствия методологии? Непонятно. У государства точно нет таких ресурсов и компетенций.

Сколько все это будет стоить и какова будет экономическая модель проекта? России, если она всерьез рассчитывает своими силами сохраниться в автопроме, следует готовиться к гиперрасходам на преодоление внешней изоляции, на автономизацию, на создание локального пулла производителей комплектующих, переоснастку заводов, переподготовку персонала, о чем я писал выше и, самое главное, на исследования в области технологий и разработку новых моделей. Автопром – как велосипед, останавливаться нельзя, упадешь. Во всем мире эти расходы закладываются в стоимость конечного продукта и окупаются тиражами – именно стремление к рентабельности, к прибыли, к успешной конкуренции, преумножению капитала двигает вперед все процессы и позволяет создавать прекрасные продукты. Как будет здесь? Как с гражданскими самолетами? Заливание деньгами, полное субсидирование всех подготовительных этапов? Прямое финансирование? Это не взлетит – по сути это возврат к плановой экономике, а у нас на столе есть результаты эксперимента в СССР, ГДР и прочих странах Варшавского блока: не получаются классные продукты в административно-командной среде «шарашек», не мотивируются люди окриками и воззваниями с трибун, не получается конкурировать без конкуренции. Это будет пшик и профанация, спаленные сотни миллиардов денег, развращенные госменеджеры и разруха почище позднего СССР. Так просто не работает, ни техника, ни экономика.

Что дальше? А дальше начнется звездопад. Пока большинство брендов заявило лишь о «приостановке» деятельности и заняло выжидающую позицию, но в ближайшее время они начнут «сдавать ключи» от своих российских активов, придя к пониманию, что в ближайшие десятилетия ловить здесь нечего. Я точно знаю, что решение о полном уходе из России принято в Volkswagen и о нем объявят в ближайшее время официально.

Полистайте подшивки Авторевю десятилетней давности: когда были новые заводы, особые экономические зоны, инжиниринговые центры, испытательные полигоны и лаборатории, миллиардные иностранные инвестиции – и поразитесь еще раз тому, как можно в один день смыть в унитаз всё. Тридцать лет трудов, мечтаний, надежд целого поколения профессионалов, частью сообщества которых я был два из этих трех десятилетий.


Обсуждение
4324
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.